Главная страница

Учебное пособие москва 2008


Скачать 37.36 Mb.
НазваниеУчебное пособие москва 2008
АнкорRisunok_O_V_Osmolovskaya_MARKhI.pdf
Дата06.08.2017
Размер37.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRisunok_O_V_Osmolovskaya_MARKhI.pdf
ТипУчебное пособие
#8399
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
22. Рисунок дорической капители. Капителью называется верхняя часть колонны, которая, в свою очередь, является частью архитектурного ордера. Ордер - строго выверенная художественная система, выражающая суть работы стоечно-балоч- ной конструкции. Название ордер происходит от латинского «ordo» - строй, порядок. Классические ордера
- дорический и ионический - сформировались в античной Греции. Несколько позднее, в архитектуре Рима они получили свое дальнейшее развитие. Ордер состоит из несущих и несомых элементов, нагрузка передается от вышележащих элементам к расположенным ниже. От антаблемента (несомой части) к колонне (несущей) нагрузка передается через капитель, которая становится одной из важнейших составляющих всей ордерной композиции. В качестве объекта для рисования вам предлагается капитель римского дорического ордера. Римские ордера несколько суше по своим формам, чем греческие, однако, как и все ордерные системы, они отличаются строгой логикой формообразования, выверенностью пропорций и простотой. Дорический ордер - самый лаконичный, строгий и мужественный из всех. Начинающему архитектору необходимо учиться понимать и чувствовать логику работы конструкции, выраженную в художественной форме, что в архитектуре называется тектоникой. Постарайтесь почувствовать в рисунке капители, как форма изменяется от верхних, квадратных в плане частей, к нижним, круглым, как каждый из профилей рассчитан на поддержку расположенных выше элементов и на передачу давления сверху вниз. Начните рисунок с анализа формы капители (рис. Верхняя часть капители - квадратная в плане абака (абак) - плита с каблучком и полочкой. Эхин представляет собой четверть вала и сопрягается сшей кой колонны через три последовательно уменьшающихся пояска. Астрагал, состоящий из валика и полочки переходит в ствол колонны через выкружку. Ствол колонны декорирован двадцатью длинными полукруглыми в плане бороздками - каннелюрами, имеющими полукруглые же завершения. Сделайте рисунок фронтальной проекции капители. Рисунок должен быть достаточно крупным, чтобы детали были хорошо видны. Подпишите на рисунке названия всех частей капители. Так вам будет проще их запомнить. Проанализируйте основные пропорции капители, выберите в качестве единицы измерений общую высоту эхина и поясков. Сравните свой рисунок с рисунком 192. Продолжая изучать форму, обойдите капитель вокруг и рассмотрите её с разных точек. Вы заметите что основной объём, представляющий собой круглую симметричную форму, остаётся без изменений. Меняется лишь положение квадратной абаки. Выберите такую точку зрения для рисунка, чтобы одна сторона абаки была раскрыта для вас больше, а другая - меньше. Оптимальное соотношение 1/2-1/3. Линия горизонт должна проходить чуть ниже капители, тогда её пропорции будут близки к ортогональным. При необходимости сделайте эскиз, чтобы точнее определить композицию листа. ствол с каннелюрами шейка астрагал
эхин абака
Рис Стадия 1. Рисунок 193. Разместите на листе будущее изображение, определив его габариты по вертикали иго- ризонтали. Наметьте углы абаки, главную ось, а также определите размеры, соответствующие основным частям капители. Очень важно на этой стадии линейного рисунка найти верное соотношение раскрытия верхнего эллипса эхина и квадрата абаки. Традиционно, рисовальщики изображают сначала абаку, а затем испытывают значительные трудности при вписывании вне эллипса. Поступите иначе определившись с размером и раскрытием эллипса, нарисуйте его. Затем опишите вокруг эллипса квадрат, сверяя направления его сторон с натурой. Стадия 2. Рисунок 194. Разметьте все части капители по вертикали и определите их горизонтальные размеры. Прорисуйте основные массы с учётом перспективных сокращений. Изображая эллипсы поясков, шейки, астрагала и нижнего среза колонны, соотнесите их раскрытия друг с другом и с уже нарисованным верхним эллипсом эхина. Стадия 3. Рисунок 195. Прорисуйте каннелюры. Грамотно их изобразить вам поможет план ствола колонны. Если у вас нет возможности поместить план на самом рисунке, то подколите к вашей работе дополнительный лист бумаги. Перенесённые с плана на перспективное изображение точки сделают рисунок точными убедительным. На этой стадии рисунок в основном носит линейный характерно при уточнении основных элементов возможно применение тона, который помогает графически выявить движение основных поверхностей. При этом тон должен быть очень лёгким, предполагающим дальнейшую конструктивную проработку формы. Стадия 4. Рисунок 196. Выявите форму капители средствами светотени. Ясное представление о взаимном расположении в пространстве источника света, объекта и рисующего, даёт возможность разобраться в геометрии собственных и падающих теней, а также выявить основные тональные отношения. Определяя линии собственных и падающих теней, воспользуйтесь знаниями о характере светотени на простых формах мысленно расчлените капитель на отдельные объемы и сравните их с уже известными вам геометрическими телами. Стадия 5. Рисунок 197. Детально проработайте формы в тенях и на свету, обобщите светотеневые отношения изображения, гармонично соподчините их между собой с учётом воздушной перспективы.
Рис
си су но кар хите к тур н ы х деталей. Рисунок ионика.
Ионик - архитектурный орнаментальный элемент, состоящий из срезанной сверху яйцеобразной формы, обрамленной скорлупкой, профилированным валиком, а также обращенными острием вниз стрельчатыми листьями. В архитектуре ионики широко применяются на капителях и карнизах ионического и коринфского ордеров. Ионик имеет две оси симметрии, одна из них проходит по яйцеобразной форме, другая - посередине стрельчатого листа. Изучая форму, сделайте план, фасад и боковой фасад (рис. Это поможет вам лучше понять структуру ионика, а также значительно облегчит дальнейшую работу над рисунком. Стадия 1. Рисунок 199. Наметьте габариты будущего изображения на листе. Изобразите в перспективе прямоугольную плиту, являющуюся основой для ионика. Стадия 2. Рисунок 200. Проведите диагонали плиты основания ионика и простройте вертикальную среднюю линию- главную ось симметрии. Обобщенную форму ионика представьте в виде сплошного четвертного вала со скошенным верхом, к которому снизу примыкает маленький валик. Прорисуйте на верхней поверхности ионика его план, отделите центральный яйцеобразный объем от боковых объемов, наметьте оси симметрии, проходящие по центру стрельчатых листьев, и уточните главную ось. На этой стадии особое внимание обращайте на перспективное сокращение равных по длине горизонтальных отрезков. Стадия 3. Рисунок 201. Прорисуйте детали - яйцо, скорлупки, профилированный валик, листья. Изображая листья, сделайте на полях их крупный вид спереди (рис. Это поможет вам правильно нарисовать листья в перспективе. Стадия 4. Рисунок 203. Нанесите линии собственных и падающих теней. Начните, как обычно, с теневых мести проштрихуйте их несколько раз, отделяя отсвета. Затем необходимо усилить падающие тени по направлению к предмету, отбрасывающему тень, зрителю и источнику света. Одновременно усильте линии собственных теней, формируя зоны рефлексов. На этой стадии не увлекайтесь деталями, лепите общую форму в соответствии с законом воздушной перспективы и основными принципами распределения светотени на простых геометрических телах. Стадия 5. Рисунок 204. Продолжая работу, переходите клепке крупной формы в свету и затем к деталям. Завершите рисунок обобщением формы, гармоничным соподчинением всех ее частей.
Рис Рис
рисунок гипсовой головы Рисунок гипсовой головы Голова человека - сложнейшая природная структура. Это обусловлено ее сложной функцией вор- ганизме человека. Приступать к рисунку головы можно, только имея достаточно развитое пространственное представление, основательное знание общих положений рисунка и хорошую практику в изображении более простых форм. Практический раздел Рисование гипсовой головы начинают с исследования ее внешней формы воз- накомительном рисунке. Этот первый опыт станет основой дальнейшего, более подробного анализа. В рисунке черепа анализируют структуру костной основы головы. В рисунке экорше Гудона изучают расположение и принцип работы основных мышца также хрящевидные ткани. Для подробного рассмотрения черепа и мышц будет целесообразно обратиться к анатомическим атласами пособиям. В следующих рисунках особое внимание уделяют основным деталям головы носу, губам, глазами уху. И, наконец, возвращаясь к рисунку гипсовой головы на новом уровне понимания ее архитектоники (те. взаимосвязи внутренней структуры и внешней формы, вы сможете закрепить и постепенно совершенствовать свои навыки в рисунках гипсовых слепков с античных скульптур Цезаря, Афродиты, Дорифора, Диадумена, Сократа, Антиноя и Апоксиомена, традиционно предлагаемых для рисунка на вступительных экзаменах в Московском Архитектурном институте. Рисование антиков - продолжение старых академических традиций. Пластическое совершенство классической скульптуры, ее статичность и необыкновенная выразительность позволит вам быстрее понять общую объемно-пространственную структуру головы, разобраться в ее деталях и основных сораз-
24. Ознакомительный рисунок. Голова Дорифора. Скульптура Дорифора создана в V веке до нашей эры греческим скульптором Поликлетом, представителем пелопонесской школы. Поликлет был не только скульптором, но и теоретиком искусства. Им был создан трактат Канон, где очень подробно разрабатывались идеальные пропорции человеческого тела. Фигура Дорифора - юноши воина-гоплита (копьеносца) - явилась воплощением этого канона Одновременно она должна была стать олицетворением идеального гражданина греческого полиса человека, подобного бессмертным богам, равно прекрасного телом и духом, мужественного защитника родного города. Лицо Дорифора схематично, оно лишено индивидуальных черти выражения, именно поэтому голова Дорифора предлагается для первой ознакомительной работы, в результате которой Еы получите начальное, во многом упрощенное представление о форме головы. Голова имеет мозговую и лицевую части. Ее внешняя пластика познается с помощью целого ряда анатомических точек - узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, на голове хорошо видны подбородочные бугры, линия нижней челюсти, углы рта, линии, ограничивающие область рта, линия разреза губ, фильтр, основание, кончики крылья носа, переносье, скулы, скуловые дуги, глазничные края, слез- ники, бровные дуги, линии, ограничивающие бровные дуги, лобные бугры, височные линии, макушка, ушные раковины, слуховые отверстия, сосцевидные отростки височных костей, теменные и затылочные бугры, выйная линия, граница шеи и подбородка, яремная ямка и выступ седьмого шейного позвонка Найдите все эти точки и линии на рисунках 205 и 206, а затем и на гипсовой голове. Зная анатомические пункты - маяки и характерные линии, вы никогда не запутаетесь Е деталях и всегда сможете отличить главное от случайного. Для лучшего понимания внешних пространственных связей точек головы часто пользуются упрощенной схемой, представляющей ее структуру в виде неправильного Многогранника. Нельзя, однако, злоупотреблять подобными схемами в рисунке. Они необходимы лишь в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображения головы человека. мерностях.

100 глава лобные бугры бровные дуги переносье крыло носа кончик носа основание носа фильтр линия разреза губ подбородочные бугры яремная ямка макушка теменные бугры височная линия

слезник глазничные края скула ушная раковина слуховое отверстие скуловая дуга угол рта линия нижней челюсти ограничивающие область рта Рис
Прорись с рисунка П.И.Чурилина из учебного пособия Строение головы человека
рисунок архитектурных деталей Рис
Прорись с рисунка П.И.Чурилина из учебного пособия Строение головы человека

Прорись с рисунка П.И.Чурилин= из учебного пособия Строение головы человека-
Голову человека также принято изучать, анализируя ее разрезы в трех взаимно-перпендикулярных плоскостях сагиттальной, горизонтальной и фронтальной (рис. Сагиттальная плоскость является плоскостью симметрии тела. Ее название происходит от латинскз- го «sagitta» - стрела. Разрез в этой плоскости дает нам среднюю линию, которая является основой профильной линии лица и очень важна для рисунка головы. Горизонтальная плоскость проходит через основание затылка и основание носа. Фронтальная плоскость перпендикулярна двум первыми рассекает голову в самом широком месте. Она проходит через макушку, теменные бугры и точки опоры черепа на позвоночник. Изучение этих разрезов, а также ортогональных проекций головы вида спереди, сзади, сбоку и сверху поможет вам лучше понять внешнюю пластику головы и точнее передать ее в вашем рисунке.
рисунок гипсовой головы Задача ознакомительного рисунка - хорошая композиция на листе, верно переданный общий объема также точно найденное место и размер каждой детали головы. Стадия 1. Рисунок 208. Начиная работу, определите положение линии горизонта и ракурс. Для этого мысленно заключите голову в куб. Найдите общие габариты и разместите будущее изображение на листе при помощи коротких засечек. Помните, что если вы рисуете голову в фас - пространства слева и справа должны быть равными, чтобы изображение не заваливалось, если же вы рисуете голову в профиль, вили в 7\8 - пространство листа перед головой (со стороны лица) должно быть больше, чем со стороны затылочной части. Легкими линиями наметьте контур головы (абрис. Стадия 2. Рисунок 209. Прорисуйте основные крупные части отделите массу головы от шеи, наметьте лицевую часть, ее переднюю плоскость и легко нанесите осевую профильную линию. Уточняя профильную линию, найдите лежащие на ней характерные точки точку верха лба (на линии роста волос, точку между бровями, точку основания крыльев носа и точку перелома подбородка. Этими точкам определяются основные канонические пропорциональные отношения частей головы. Согласно греческому классическому канону, расстояния между этими точками должны быть равными. Проведите через эти точки горизонтальные линии (на рисунке уходящие в точку схода на горизонте) и отметьте на них соответственно ширину лба, основания носа и подбородка. Для правильного выбора направлений этих линий, воспользуйтесь методом визирования. В соответствии с античным каноном, по линии глаз античная голова делится на две равные части - от макушки до линии глаз и от линии глаз до основания подбородка. Отрезок от надбровных дуг (точки между бровями) до основания крыльев носа делится натри равные части - по верхней линии деления проходит линия глаз, по нижней - отделяются основание и крылья носа. Отрезок между точкой основания крыльев носа и переломом подбородка также делится натри равные части. По верхней линии деления проходит средняя линия рта, которую еще называют линией разреза губ, нижняя линия делит подбородок пополам. Расстояние между глазами равно длине глаза, те. линия глаз также делится натри равные части. Высота уха равна длине носа^-
Греческий канон устанавливал четкие пропорциональные отношения между всеми частями тела человека. Однако, даже в классических скульптурных произведениях канонические пропорции соблюдаются лишь приблизительно. Скульпторы отступали от канона в поисках более совершенной красоты ивы- разительности. Со временем, в этих поисках менялся и сам канон, причем иногда даже в творчестве одного мастера. Так, спустя некоторое время после создания Дорифора, Поликлет создает другую каноническую скульптуру - Диадумена, пропорции которого более изящны и утонченны. Стадия 3. Рисунок 210. Определите местоположение и нанесите на рисунок вспомогательные горизонтальные линии построения, проходящие через парные симметричные точки головы линию глаз, линию скуловых костей, линию углов нижней челюсти и т.д., отмечая на них соответствующие размеры по ширине. Стадия 4. Рисунок 211. Продолжайте работу, детализируя рисунок, стараясь правильно определить размер каждой детали носа, ушей, глаз, губ по отношению к общей массе. Не оставляйте без внимания и другие анатомические опорные точки, узлы и линии парные симметричные точки намечайте одновременно. Стадия 5. Рисунок 212. На заключительной стадии можете отделить теневые места легким тоном, предварительно определив линии собственных и падающих теней. В ознакомительном рисунке не ставится задача более тщательной проработки. Дальнейшая прорисовка деталей без знания их строения и формы сделает рисунок не более подробным, а только менее грамотным.
рисунок гипсовой головы. Рисунок черепа. Внешняя форма головы, ее структурные и пространственные связи обусловлены костной основой - черепом. Череп подразделяется на два отдела верхний - мозговой и нижний - лицевой (рис. Функция верхнего отдела - защита мозга от внешних воздействий. Лицевой отдел служит вместилищем и опорой для органов зрения, обоняния и начальной части дыхательного и пищеварительного трактов. Линия раздела между мозговыми лицевым отделами условно проходит по переносью. Эта линия при построении рисунка головы помогает сосредоточить внимание на поиске соотношений между этими отделами. из учебного пособия Строение головы человека Рассмотрите рисунки 214 и 215. Лобная кость формирующая переднюю часть мозгового отдела, одновременно участвует в образовании лицевой части. Здесь располагаются лобные бугры и надбровные дуги, надпереносье и переносье, - важные опорные точки при построении рисунка. По лобной кости проходят височные линии, определяющие ширину лба и продолжающиеся на теменных костях. Две парные теменные кости составляют свод черепа. На них находятся теменные бугры. Расстояние между ними - это наиболее широкая часть мозгового отдела. На затылочной кости располагаются затылочные бугры и затылочный выступ. Вместе с лобной, теменными и затылочной костями в формировании жесткой коробки свода черепа участвуют две парные височные кости с сосцевидными отростками. Лицевой отдел черепа формируется скуловыми костями, костями носа, нижней и верхней челюстью. Глазничные впадины (глазницы) имеют внешнее обрамление надбровными дугами, скуловыми костями и костями верхней челюсти Скуловые кости ограничивают наиболее широкую часть лица, которая при построении рисунка всегда соизмеряется с высотой лица, тес расстоянием от переносья до крайней точки на подбородке. В направлении слуховых отверстий скуловые кости переходят в скуловые дуги Верхняя челюсть состоит из парных костей, соединяющихся между собой по средней линии лица. Две небольшие кости носа с костями верхней челюсти образуют грушевидное отверстие. Выступ верхней челюсти (сошник) - является основой хрящей носа Нижняя челюсть - подвижная кость черепа. Передняя поверхность нижнечелюстной кости выпуклая. Подковообразное расположение зубов на верхней и нижней челюсти является основой, определяющей нахождение линии рта при рисовании губ. Кость нижней челюсти имеет идущие вверх два отростка- ветви, которые разделяются еще на две суставную и венечную. Суставы нижней челюсти очень подвижны. Небольшая по размерам подъязычная кость находится под телом языка и связана с хрящами гортани. Помимо уже названных костей, следует также упомянуть о решетчатой и клиновидной (основной) костях черепа. Они невидны на поверхности черепа, но имеют важное конструктивное значение Решетчатая кость расположенная между глазницами под лобной костью, является функциональной внутренней основой органа обоняния, с ней связаны кости, формирующие нос (носовые, верхнечелюстные, а также хрящевая пе- оегородка носа Клиновидная кость вместе с решетчатой, височной и затылочной костями составляют основание черепа, которое сочленяется с позвоночным столбом атлантозатылочным суставом. Спереди к клиновидной кости примыкают кости, образующие полость носа.

110 лобные бугры лобная кость надбровные дуги носовые кости грушевидное отверстие

сошник верхняя челюсть подбородочные бугры подбородочный выступ клиновидная кость височная кость наружное слуховое отверстие сосцевидный отросток шиловидный отросток скуловая дуга скуловая кость нижняя челюсть решетчатая кость теменные кости теменные бугры височная линия Рис Особенности форм костей черепа объясняются их работой восприятием и распределением механических усилий, требованиями жесткости, защитными функциями. На внешней поверхности черепа следует отметить ряд характерных выступов, ребер и впадин. Впадины заполняются мягкими тканями и мышцами. Ребра и выступы открыты и обычно хорошо видны на голове. Именно они являются местами крепления мышц и служат опознавательными пунктами скелета головы в рисунке. Из характерных выступов на черепе следует отметить парные - лобные, теменные, затылочные, подбородочные бугры, углы ветвей нижней челюсти, скулы, сосцевидные отростки височных костей и надбровные дуги (малые лобные бугорки а также одиночные - в сагиттальной плоскости сечения - подбородочный выступ, выступ верхней челюсти - сошник, затылочный выступи макушку - верхнюю точку темени.
рисунок гипсовой головы Рис Из конструктивных ребер и линий выделяют скуловые дуги, верхние и наружные края глазниц, височные линии - передние границы височных впадин, на затылочной кости - выйную линию (начало мышц шеи) и линию нижней челюсти. Характерными точками в структуре черепа является также отверстия слуховых проходов, слезные ямки - слезники и переносье. Найдите на черепе все характерные анатомические точки и линии. В рисунке черепа именно на них следует сосредоточить все свое внимание, не увлекаясь лишними деталями и случайными подробностями. Рисунок черепа следует сделать с нескольких точек (рис ирис. Рисунок должен быть конструктивным, с выразительными линиями и легкой светотенью. Именно такая манера архитектурного рисунка соответствует его познавательной природе. височная линия углы нижней челюсти теменные бугры лобная кость теменные кости затылочная кость затылочные бугры скуловая дуга нижняя челюсть
выйная линия затылочный выступ височная кость сосцевидный отросток линия нижней челюсти сустав нижней челюсти наружное слуховое отверстие

112
Рис За основу взят рисунок П.И.Чурилина из учебного пособия Строение головы человека

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта