Главная страница

Учебное пособие москва 2008


Скачать 37.36 Mb.
НазваниеУчебное пособие москва 2008
АнкорRisunok_O_V_Osmolovskaya_MARKhI.pdf
Дата06.08.2017
Размер37.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRisunok_O_V_Osmolovskaya_MARKhI.pdf
ТипУчебное пособие
#8399
страница8 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Диадумен. Автор Поликлет. Время создания V век до н.э. Материал бронза, гипсовая отливка выполнена с римской мраморной копии.
Диадумен - победитель спортивных состязаний. Для грека, гражданина и воина, занятия спортивными упражнениями были обычными и обязательными, независимо от вида основной деятельности. Идеальный грек не мог не быть атлетом. Диадумен изображен в тот момент, когда он повязывает наголову ленту победителя. Как и Дорифор, Диадумен - воплощение канона. Однако, являясь одним из поздних творений скульптора, Диадумен имеет ряд отличий пропорции тела и лица более утонченные, тело лишено скованности и статичности. Руки у фигуры подняты, а шея наклонена, чем и объясняется особенный, сложный поворот головы, на который рисующему следует обратить особое внимание. Афродита Книдская. Автор Пракситель. Время создания IV век до н.э. Материал мрамор, гипсовая отливка выполнена с римской мраморной копии. Афродита - греческая богиня любви и красоты. Согласно представлениям древних греков, их боги во всем напоминали людей, только были лучше и счастливее их. Афродиту изображали как женщину совершенной красоты, юность которой не увядает со временем. Работы Праксителя относятся к эпохе эллинизма. Для эллинистической скульптуры характерно внимание к внутреннему миру человека, его тонким душевным движениям. Введении Афродиты находилось только одно душевное чувство человека - любовь. Нежная женщина, любящая и любимая, она изображена перед купанием, во всей красоте и притягательности. В ее лице не следует искать черты, говорящие о высокой образованности, тонком и изощренном уме, в нем нет ни властности, ни силы. Но зато этот портрет в наибольшей степени раскрывает перед нами представления греков о канонах женской красоты. Они сильно отличаются от наших современных представлений сравнительно низкий лоб - признак невысокого интеллекта - не портит женщину, прямой нос продолжает линию лба, маленький рот, пухлые, мягко очерченные губы. Такие особенности действительно были присущи прекрасным гречанкам античности. Прическа Афродиты тоже подлинная пышные кудрявые волосы собраны в пучок на затылке и перехвачены двумя ремешками. Сократ. Автор Лисипп. Время создания IV век до н.э. Материал бронза, гипсовая отливка выполнена с римской мраморной копии. Сократ - великий философ античности, основоположник классической греческой философской школы. Родился он в Афинах, в семье каменщика. По своему облику Сократ отличался от философов того времени он ходил по Афинам босой, в грязной заплатанной одежде, собирая вокруг себя толпы молодых людей. После Сократа не осталось ни одной записанной строчки мысли и идеи, содержавшиеся в его беседах, дошли до нас в произведениях учеников Платона, Ксе- нофонта и др. Сократ считал, что высшая ценность в мире это добродетель, которая и является целью человеческой жизни. Добродетель достижима путем познания, при этом истина уже содержится в каждом человеке. Сократ в беседе путем наводящих вопросов доводил построения оппонента до абсурда, говоря при этом, что он, как повивальная бабка, помогает родиться истине. Насмешливый и скептический склад ума Сократа, его сомнения в том, что демократическая форма правления является лучшей из всех возможных, а религиозные воззрения современников истинны, заставляли афинян относиться к нему настороженно, с подозрением. В конечном итоге Сократ был осужден насмерть за безбожие и развращение молодежи. Бюст работы Лисиппа показывает немолодого и не слишком красивого человека, которого очень мало заботит тот внешний эффект, который он производит на окружающих. Он погружен в себя, в свой внутренний мир. Поиски истины занимают все его существо куда более, нежели моложавость лица или ухоженность локонов бороды. Огромный выпуклый лоб - вот главная деталь для скульптора. Этот портрет знаменует собой начало перехода к эллинистическому портрету, в котором канон замещается интересом к личности, а внешняя красота уступает место красоте внутреннего мира, причем некрасивая внешность становится началом новой эстетики.
Апоксиомен. Автор Лисипп. Время создания вторая половина IV века до н.э. Материал бронза, гипсовая отливка выполнена с римской мраморной копии.
Лисипп принадлежал к сикионской школе и работал при дворе Александра Македонского.
Апоксиомен - молодой атлет, изображен в момент, когда после состязаний он ухаживает за своим телом. К телу человека в Греции относились особо - с благоговением, считая, что человек в идеале приближается к богу во всем, от возвышенности помыслов до прекрасного, богоподобного тела. Мыла в Греции не знали и умащивали тело оливковым маслом, которое прекрасно очищает кожу. После спортивных упражнений масло счищалось специальным бронзовым скребком. Апоксиомен одной рукой счищает масло с другой руки, балансируя и сохраняя равновесие. В этом можно увидеть характерную особенность скульптуры эпохи эллинизма - особо сложное движение.
Антиной. Время создания первая половина II века н.э. Материал гипсовая отливка, выполненная с мраморного оригинала.
Антиной - прекрасный юноша, живший в Римской империи во II веке н.э. Антиной был любимцем и фаворитом императора Адриана. Адриан отличался высокой образованностью, любовью к искусствам, миролюбивым для римского императора характером. Он также любил путешествовать, причем часто делал это без всякой пышности, просто шествуя во главе легионов. Во многих местах империи остались следы его пребывания, такова, например, триумфальная арка Адриана в Афинах. Вовремя пребывания в Египте, Антиной, как обычно сопровождавший императора, утонул в Ниле при загадочных обстоятельствах. Над местом его гибели Адриан основал город Антинополь, Антиною воздвигли множество статуй и алтарей, в память фаворита был установлен особый культ. Заискивавшие перед императором приближенные держали дома бюсты Анти- ноя, что считалось хорошим тоном. Благодаря этому множество изображений
Антиноя дошло до нашего времени. На скульптурном портрете изображен юноша редкой красоты. У него правильный овал лица, прямой тонкий нос, изящные, чуть приподнятые брови. Пухлые, четко очерченные губы и небольшой мягкий подбородок придают портрету некоторую женственность. Особое украшение портрета - миндалевидные глаза, спокойные и грустные. Лоб практически полностью скрыт шапкой очень пышных кудрей. Локоны прически уложены на голове ярусами. Этот портрет соответствует уже неклассическому, а позднеантичному пониманию канона красоты. Цезарь. Время создания XIV век н.э.
Гай Юлий Цезарь происходил из древнего аристократического рода. Цезарь был связан родством с Гаем Марием, его семья пострадала входе репрессий Суллы, противника Мария в гражданской войне, сам Цезарь едва не погиб. Его восхождение к высшей власти в Риме было трудными заняло едва лине всю жизнь. Цезарь обнаружил совершенно феноменальные таланты он был одним извели- чайших полководцев всех времен, мужественным воином, тело его было покрыто шрамами, полученными в бесчисленных боях. Он имел изящное телосложение, не отличался высоким ростом, при этом, обладал незаурядной физической силой. Цезарь великолепно писал, он оставил потомкам знаменитые Записки о Галльской войне. Был образован и красноречив. О его честолюбии, богатстве и любви к нему самых знаменитых женщин того времени легенды слагали еще при его жизни. Особый дар Цезаря - понимание устройства человеческой души, природы, сущности и механизмов власти. Знаком своей политики он избрал слово «мизе- рикордия», то есть милосердие. Он систематически и многократно прощал своих врагов, даже покушавшихся на его жизнь. Это было очень необычно для той эпохи и для Рима в особенности. Впрочем, есть мнение, что он делал это не от внутренней доброты, а из политического расчета, привлекая к себе симпатии сограждан. Однако, именно прощение своих врагов и создало предпосылки для его убийства группой заговорщиков, считавших, что Цезарь совершает узурпацию власти. Следует отметить, что Цезарь таки не стал, вопреки распространенному мнению, первым императором Рима, во всяком случаев нашем понимании этого слова. Зато все последующие императоры носили титул Цезарь или Кесарь. Имя Цезаря без труда прочитывается в немецком кайзер и русском царь. В этом можно видеть стремление всех единовластных правителей за последующие два тысячелетия походить на Цезаря. Данный портрет - поздний. Он сделан в 14 веке и основан на реальных прижизненных портретах Цезаря. Но взгляд автора на изображаемую персону вобрал в себя всю работу по переосмысливанию этой огромной и сложной личности, проделанную за прошедшее время. Цезарь изображен в последний период жизни на грани молодости и старости, то есть тогда, когда внешний облик стал наиболее соответствовать особенностям его характера. Это лицо человека мужественного и решительного, при этом достаточно скрытного, хитрого и очень волевого. Сочетание этих разных и во многом противоположных черт делает данный портрет наиболее выразительным из всех дошедших до нашего времени, более всех других передает сложность и обаяние этого незаурядного человека.
Заключение. Мы подробно и последовательно прошли весь путь от первых линий и штрихов до рисунков сложных композиций по представлению и классических гипсовых голов. Если вы уже самостоятельно справляетесь с подобными задачами, можете не только создавать рисунок по законам перспективы и светотени, но также переносить на лист образ и настроение изображаемого объекта - это очень высокий уровень рисовальщика. Однако, выражение Нет предела совершенству в полной мере относится и к искусству рисунка. Все, чему вы научились с помощью данной книги - только первый шаг. Этот этап так называемой довузовской подготовки - пожалуй, самый трудный, и не будем скрывать, далеко не самый интересный период обучения. Впереди у вас годы постижения профессии архитектора, когда рисунок уже не будет самым главным предметом, нов тоже время не станет и второстепенным. Рисунок уже никогда не уйдет из вашей жизни, только постепенно он начнет изменяться. Со временем из ваших работ уйдет школярство, ученическая скованность, но останется строгая выстроенность пространства, в каждом объеме будет чувствоваться не только правильность перспективного изображения, но и конструктивная основа. Затем начнут появляться фактуры материалов, антураж (небо и вода, деревья и люди, состояние природы, солнце и ветер. Кроме простого карандаша вашими инструментами станут тушь и перо, итальянский карандаш, уголь, сангина и соуса затем и акварель. Обычно подготовка к экзаменам в институт занимает около двух лет. Конечно, вовремя учебного года у вас, скорее всего, не будет времени на свободное творчество, нов каникулы можно рисовать архитектуру, старую и новую, деревья и листья, автомобили и корабли - то, что нравится. Можно не особенно ограничивать свой творческий порыв, попробовать разные материалы, попробовать себя, и получить некий начальный опыт, получить радость открытия новых возможностей, новых горизонтов творчества. Важно только помнить при этом, все, что говорилось про архитектурный рисунок. Его основы должны оставаться неизменными, независимо оттого, академическая ли это штудия или быстрый набросок с натуры. Четкая перспектива, конструктивность, верные светотеневые отношения - вот то, что должно присутствовать в каждом вашем рисунке, по крайней мере, до тех пор, пока вы не достигнете тех вершин мастерства, когда сами сможете устанавливать правила изображения, основываясь на глубинном понимании законов восприятия. Так поступают Мастера. А мастерство достигается упражнением и размышлением. Это универсальный путь достижения совершенства, и другого путине существует.
Список литературы.
Анисимов Н.Н. ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ. Москва, Стройиздат, 1974. Барышников А.П. ПЕРСПЕКТИВА. Искусство, Москва, 1955.*
Дейнека А.А. УЧИТЕСЬ РИСОВАТЬ. Москва, Издательство Академии художеств СССР, 1961.*
Коробьин МЮ, Сагитов АД. РИСОВАНИЕ БЫТОВЫХ ПРЕДМЕТОВ И АРХИТЕКТУРНЫХ ДЕТАЛЕЙ. Методическое пособие. Москва, МАРХИ, 1986.*
Кудряшов В.И. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ В РИСУНКЕ. ОРТОГОНАЛЬНЫЕ, АКСОНОМЕТРИЧЕСКИЕ, ПЕРСПЕКТИВНЫЕ. Учебное пособие. Москва, МАРХИ, 1978.*
Соколова Н.В. РИСОВАНИЕ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ И ДЕТАЛЕЙ. Учебное пособие. Москва,
МАРХИ, 1989.*
Сагитов АД. РИСОВАНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА С ГИПСОВЫХ СЛЕПКОВ. Методическое пособие. Москва, МАРХИ, 1986. Павлов Г.Г., Павлова В.Н., Павлов ГМ. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ. Москва. Элиста, АПП «Джангар», 2000.* Тихонов СВ, Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. РИСУНОК. Москва, Стройиздат, 1983.
Чурилин ПИ. СТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА. Учебное пособие по рисунку. Москва, МАРХИ, 1978.*
Чурилин ПИ. УЧЕБНЫЙ РИСУНОК ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА. Учебное пособие по рисунку. Москва, МАРХИ, 1980.*
W. Tank. FORM UND FUNKTION EINE ANATOMIE DES MENSCHEN. Veb verlac der kunst, Dresden, 1955.*
* Книги и пособия рекомендуются учащимся для более глубокого изучения соответствующих разделов курса.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта