Главная страница

Учебное пособие москва 2008


Скачать 37.36 Mb.
НазваниеУчебное пособие москва 2008
АнкорRisunok_O_V_Osmolovskaya_MARKhI.pdf
Дата06.08.2017
Размер37.36 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаRisunok_O_V_Osmolovskaya_MARKhI.pdf
ТипУчебное пособие
#8399
страница5 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
19. Светотеневой рисунок шара. Линия собственной тени шара, освещенного одним источником света, проходит по окружности, точки которой определятся касанием лучей света к поверхности шара. Плоскость этой окружности перпендикулярна лучу света, идущему от источника света через центр шара (рис. Падающая тень от шара на плоскость всегда будет тенью от окружности. Тень от окружности - эллипс, который ив перспективном рисунке изображается в виде эллипса. Построение падающей тени от шара по своему принципу не отличается от построения падающих теней от других геометрических тел. Сложность заключается в том, что и линия собственной тени наши ее проекция на плоскость, необходимые для построения падающей тени, рисуются по ощущению и не могут служить основой для точного построения. Поэтому зная, что падающая тень от шара на плоскость всегда имеет форму эллипса, обычно ее таки изображают - в виде эллипса, определяя его размер при помощи двух касательных к шару лучей и направление в зависимости от положения источника света (рис. Самое темное место на поверхности шара - граница света и тени, она становится еще темнее ближе к зрителю. Теневая поверхность шара высветляется отраженным светом. Самое светлое место на поверхности шара всегда располагается вокруг точки пересечения ее лучом света, идущим через центр шара. Это самое светлое место может быть больше или меньше в зависимости от кривизны поверхности шара. От самого светлого места освещенность постепенно уменьшается во всех направлениях, переходя через зоны полусветов и полутеней в собственную тень. Как ив примере с другими геометрическими телами, относительно светлое место на шаре характеризуется наибольшим количеством лучей света, отраженных поверхностью шара в глаз зрителя, следовательно, его расположение меняется в зависимости от положения зрителя. Линии собственной и падающей теней, а также зона рефлекса остаются неизменными при изменении точки зрения. Падающая тень от шара становится темнее по направлению к зрителю и к самому шару. Рассмотрите рисунки 168, 169 и 170, на которых показано распределение элементов светотени наша- рах с различным положением источника света. Объективные закономерности возникновения светотени и субъективные особенности ее восприятия, понятые на примере простых геометрических тел, освещенных точечным источником света, помогают сознательно анализировать и изображать более сложные пластические формы, находящиеся в различных условиях освещения. Эти знания помогут избежать примитивного копирования светлых и темных пятен с натуры. Представляя строение формы, вы сможете отбирать существенное для ее изображения, подчеркивать или ослаблять те или иные элементы светотени в зависимости от поставленной задачи.
Рис Рис. Композиция из геометрических тел. Светотеневой рисунок постановки из геометрических тел. Прежде чем приступить к рисунку постановки, необходимо тщательно ее проанализировать. Внимательно рассмотрите постановку, попробуйте выявить закономерности в расположении геометрических тел. Сделайте ортогональные проекции постановки (план и фасад - риса затем - перспективные наброски с различных точек зрения. Рис Рис

68 глава Выберите один-два лучших наброска и заключите их в рамки, пропорции которых соответствуют пропорциям будущего рисунка. Так, лист формата А размером 30 на 40 сантиметров имеет пропорции
3 к 4 (рис. В поисках наиболее удачной композиции листа, вам возможно, придется корректировать точку зрения, а в некоторых случаях даже вносить изменения в саму постановку. Компонуя лист, следует также учитывать расположение освещенных и теневых поверхностей, а также границы падающих теней. Помните, что светотень может нарушить композиционную гармонию линейного рисунка. Стадия 1. Рисунок 173. Начиная рисунок на большом листе, постарайтесь достаточно точно перенести на него расположение предметов, зафиксированное в лучшем эскизе. Наметьте место каждого геометрического тела легкими линиями. Еще раз проверьте размер всей композиции, а также ее соответствие размеру листа. Внесите необходимые изменения в рисунок и продолжайте работу, уточняя размер каждого геометрического тела по отношению к другим телами ко всей композиции в целом. Стадия 2. Рисунок 174. Изобразите линейно все геометрические тела. Входе работы уделяйте особое внимание соответствию раскрытия квадратов и эллипсов, лежащих в горизонтальных и вертикальны) плоскостях. Стадия 3. Рисунок 175. На этой стадии необходимо усилить те линии, которые находятся ближе к зрителю, таким образом, вы создадите эффект глубины пространства уже в линейно-конструктивном рисунке. Наметьте линии собственных и падающих теней и прокройте все тени легким штрихом. Стадия 4. Рисунок 176. Продолжайте работу в тенях, делая их интенсивнее по направлению к зрителю и к источнику света, а падающие тени еще и к предмету, отбрасывающему тень. Постепенно переходите к работе в свету. Тщательно моделируйте форму, используя знания о распределении светотени на геометрических телах. На круглых поверхностях создавайте плавные светотеневые переходы на телах, образованных плоскостями- резкие и четкие. Сравнивая светлые и темные тона гипса в натуре, нужно стремиться верно передать их отношения на рисунке, однако необходимо знать и об особых приемах, помогающих рисовальщику создать ощущение трехмерного пространства на плоском листе
1. Разделение тональной шкалы на световую и теневую части на рисунке самое светлое место в тени должно быть темнее самого темного места в свету, иными словами, тень всегда должна быть темнее, чем свет. В натуре это не всегда так. Например, когда рядом с постановкой находится достаточно хорошо освещенная поверхность, рефлексы от нее на натуре могут быть такими же яркими, как свет. Их необходимо притушить, сделав темнее, иначе на вашем рисунке они будут разрушать форму изображаемых предметов.
2. Воздушная перспектива. Это явление, о котором мы уже упоминали, в натуре можно наблюдать на больших расстояниях, когда значительно удаленные от зрителя предметы выглядят менее контрастными за счет толщи воздушной среды, ослабляющей тени и утемняющей свет. При незначительных размерах изображаемой постановки нельзя наблюдать этот эффект. Он создается в рисунке искусственно геометрические тела, находящиеся на первом плане, имеют больший контраст между светом и тенью, чем тела, находящиеся на дальнем плане, в то время, как на натуре разница в освещенности ближних и дальних планов может быть почти незаметна. Главная задача архитектурного рисунка - не передача состояния объекта, а по возможности верное изображение формы, создание объема. Именно поэтому, рисуя, мы не копируем натуру, а стараемся увидеть, отобрать и перенести в свою работу лишь определенные черты, которые помогают нам решить эту задачу. Стадия 5. Рисунок 177. Обобщите рисунок. Еще раз внимательно проследите за тональным решением освеще- ных и теневых поверхностей. На финальной стадии рисующий работает нес отдельным предметом, деталью, частью изображения, но совсем листом одновременно, добиваясь цельности работы, гармоничной соподчиненности ее частей. Для этого, при необходимости, усильте тон освещенных поверхностей на дальних планах и теневых поверхностей на первом плане.
Рис светотеневой рисунок простых геометрических тел
73 Рис
Линейно-конструктивный рисунок композиции из геометрических тел по представлению. Сделайте эскиз композиции, соблюдая заданные пропорции геометрических тел (рис. Определите общий характер будущей композиции, положение линии горизонта, направления горизонтальных ребер, основные врезки. Сразу предупредим вас о характерной ошибке, которую часто совершает тот, кто работает над своей первой композицией по представлению. Размещая на листе геометрические тела, начинающий рисовальщик достаточно вольно ставит рядом круглые тела (например, шар и конус) или круглые тела и тела, имеющие наклонные плоскости (например, шар и шестигранную призму. Врезки таких тел друг в друга очень сложны. Учитывая ограниченное время выполнения экзаменационного задания, было бы правильнее использовать в композиции простые врезки, когда круглые тела и тела с наклонными поверхностями пересекаются горизонтальными и вертикальными плоскостями. Не стоит излишне тщательно прорисовывать эскиз - в мелком масштабе вы все равно не сможете решить все композиционные вопросы. Даже очень подробно проработанный эскиз невозможно точно перенести на большой лист. Второстепенные и незначительные по размеру элементы неизбежно подвергнутся довольно серьезным изменениям, а потому не стоит уделять им излишнее внимание на стадии эскизирования Заключите эскиз в рамку соответствующих пропорций (3x4), внесите необходимые коррективы в композицию и приступайте к работе над листом большого формата, стараясь сохранить определенные в эскизе главную идею, основные закономерности и движения крупных масс. Продолжая работу над композицией, уточните размеры и пропорции геометрических тел. Проследите за соответствием раскрытия квадратов и окружностей, лежащих в горизонтальных и вертикальных плоскостях, а также за равномерным схождением параллельных линий в перспективе. Внимательно простройте врезки геометрических тел, изображая линии пересечения не только видимых, но и невидимых зрителю поверхностей. Работая над отдельными элементами, старайтесь подчинить их общей композиционной идее добивайтесь цельности и гармоничности в работе. Рисунок должен быть выполнен четкими, выразительными линиями и легко проработан условным тоном определите положение источника света и прокройте несколькими слоями штриха поверхности, оказавшиеся в тени. Рассмотрите рисунки 179, 180, 181, 182, 183, изображающие примеры таких композиций. Рис. с
Рис Рисунок архитектурных деталей К архитектурным деталям относятся архитектурные профили (гусек, каблучок, вал, четвертной вал выкружка, скоция), геометрические и растительные орнаменты, капители, розетки, вазы, ионики, кронштейны опорные и замковые камни арок, антаблементы. Из всего этого многообразия для выполнения учебных рисунков на вечерних подготовительных курсах МАРХИ выбраны ваза, капитель и ионик. Приступая к рисунку архитектурной детали, сначала определите ее геометрическую основу, представьте сложную форму в виде сочетания простых геометрических тел. Изобразив на листе упрощенную схему в перспективе, постепенно усложняйте ее, насыщая деталями и внимательно изучая в линейно-конструк- тивном рисунке отдельные элементы. Парные симметричные объемы намечайте одновременно, при это условии легче проследить за перспективными сокращениями. Если изображение какой-либо части архитектурной детали вызывает у вас некоторые затруднения, сделайте ее небольшие зарисовки на полях вашег рисунка - перспективные наброски с разных точек и ортогональные проекции. Завершая линейную стадию введите в рисунок легкий тон, предварительно наметив линии собственных и падающих теней это позволит вам уточнить основные массы и выявить возможные ошибки перед началом тональной работы. Светотень на архитектурных деталях также распределяется по законам рисования простых геометрических тел. На кривых поверхностях переходы отсвета к тени мягкие, постепенные, на граненых - ре кие, чёткие. Чем ближе свети тень на предмете к рисующему и источнику света, тем сильнее светотеневой контраст, и, наоборот, удаленные части предметов имеют более тусклый свети блёклую тень. Падающие тени сильнее насыщены тоном, собственные - высветлены рефлексами, а поэтому более воздушны и прозрачны. Ив линейно-конструктивном ив светотеневом рисунке старайтесь вести работу равномерно по всему листу, постоянно сравнивая отдельные части изображения с целым. На заключительной стадии уточните тональное решение и обобщите работу, стремясь к ощущению завершенности и гармонии.
21. Рисунок вазы. В качестве объекта для рисования вам предлагается гипсовый слепок с греческой вазы (амфоры) датируемой IV веком до н.э. Мастеров того времени отличало удивительное чувство пропорций конструктивной логики. Начните рисунок вазы, как и рисунок любой сложной архитектурной детали, с анализа её форм Внимательно рассмотрите вазу (рис. Мысленно расчлените её на отдельные объемы и сравните с простыми геометрическими телами. Тело вазы имеет сложную каплеобразную форму, которую можно условно представить как сочетание двух шаров и конуса, таким образом, контур тела вазы по высоте может быть разбит натри части, каждая из которых имеет свою кривизну. Шейка вазы сходна с цилиндром, имеющим заметное утонение в середине, и ограничена сверху и снизу узкими полочками. Венчает вазу массивная горловина в форме четвертного вала. Опорная часть (основание) вазы состоит из двух цилиндров разного диаметра, соединённых профилем в виде гуська. Ручки вазы имеют сложную трехчастную структуру и утолщаются в местах их присоединения к шейке и телу вазы. Продолжая изучение натуры, сделайте рисунок фронтальной проекции вазы. Для этого вам придется воспользоваться не только методом визирования, но и длинной полоской бумаги и даже линейкой. Проекция должна быть достаточно крупной, только тогда вы сможете отразить в ней всю полученную вами информацию пропорциональное соотношение основных масс, размеры отдельных частей по высоте и шири су но кар хите к тур н ы х деталей рине, их взаимосвязь, соподчинённость и функциональную обоснованность. Постарайтесь достаточно точно передать пропорции вазы, отметьте, сколько разе ширина укладывается в высоте, сколько раз шейка укладывается в теле вазы по горизонтали и вертикали, и т.д. (рис. Изобразив фасад вазы, вы заметите, что на этой проекции шейка вазы выглядит слишком толстой, тело - более массивным, основание - легче и изящнее, чем в натуре. Из всех способов изображения перспектива является наиболее близким к реальному восприятию человеческим глазом. Ортогональная проекция объекта всегда отличается от его восприятия в натуре. Но именно ортогональные проекции, в силу их точности и информативности, помогут вам сейчас наилучшим образом изучить сложную архитектурную форму, а в будущем станут удобными естественным средством вашего профессионального общения.
Вернёмся к натуре. Как вы уже заметили, основной объем вазы - симметричная форма. Все его- ризонтальные сечения представляют собой окружности разного диаметра с центром, лежащим на одной вертикали (ось вазы. В перспективном рисунке эти окружности изображаются в виде эллипсов разного размера и раскрытия. Малые оси этих эллипсов совпадают с осью вазы, а большие ей перпендикулярны. Меняя своё положение относительно натуры по вертикали (а, следовательно, уровень линии горизонта, проследите за сокращением вертикальных размеров отдельных элементов и всей вазы, а также затем, как одни части вазы перекрывают другие. Выберите точку, при взгляде с которой перспективные вертикальные сокращения будут незначительными (например, когда линия горизонта проходит несколько выше горловины вазы или ниже её основания. Положение, когда линия горизонта проходит через тело вазы не рекомендуется по причине некоторых сложностей, которые могут возникнуть у начинающего рисовальщика с определением раскрытия эллипсов. К тому же, такое положение является наименее удачным для создания выразительного рисунка. Рис Рис Стадия 1. Рисунок 186. Определите габариты вазы на листе, посередине листа наметьте её ось. Разбейте общий вертикальный размер на отрезки, соответствующие крупным частям вазы горловине, шейке, телу, основанию. Наметьте ширину этих элементов. Стадия 2. Рисунок 187. Обозначьте на рисунке положение и размеры мелких деталей вазы. Стадия 3. Рисунок 188. Наметьте контур вазы в ортогональной проекции. Такой контур не учитывает перспективных изменений, но является четкой конструктивной основой для дальнейшей работы. Стадия 4. Рисунок 189. На горизонтальных осях, в местах характерных сечений, изобразите эллипсы. Помните, что раскрытие эллипса тем больше, чем дальше он находится от линии горизонта. Соедините эллипсы касательными дугами в местах сопряжения одной формы с другой. Наметьте ручки вазы, обобщив их до простой прямоугольной формы, и только убедившись в правильности основных отношений, проработайте их детали. Стадия 5. Рисунок 190. Последний этап - тональная проработка. Начните, как обычно, с определения линий собственной и падающей тени. Для этого воспользуйтесь натурой и уже полученными знаниями о характере светотени на простых геометрических телах. Собственные тени на шейке вазы, поясках, полочках основания, а также ручках - аналогичны теням на цилиндре тень на горловине подобна тени на шаре тень на теле вазы можно представить как сложное сочетание тени на двух шарах и конусе. Внимательно рассмотрите падающие тени на вазе. Проанализируйте, от каких форм падают тени на шейку вазы, её тело, основание, ручки. Иногда это удобно сделать при помощи карандаша. Если медленно передвигать острие карандаша по линии собственной тени на вазе, тень от острия карандаша будет также передвигаться по линии падающей тени, фиксируя в каждый момент этого движения некую пару точку и тень от не. После определения положения линий собственных и падающих теней, продолжайте тональный рисунок в обычной последовательности. Сначала наберите достаточную силу тона в тенях, отделив их отсвета. Затем необходимо усилить собственные тени по направлению к зрителю и источнику света, а падающие тени - еще и по направлению к источнику падающей тени. Продолжая работу в тенях, постепенно выходите в свет, создавая плавные светотеневые переходы на шарообразных и цилиндрических поверхностях. Завершая рисунок, обобщите светотеневые отношения, стараясь гармонично подчинить все элементы изображения общему тональному замыслу. Предлагаемая вам стадийность ведения работы неслучайна в ней заключено важное правило обязательное для всех, а особенно для начинающих рисовальщиков ведение рисунка от общего к частному и от частного к общему. Всегда начинайте рисунок с общей массы и лишь потом приступайте к деталям. Ноне прорабатывайте сразу одну из деталей до конца. Ведите рисунок по всему листу, переходя от одной его части к другой, сверяя части с общим, постоянно охватывая взглядом целое. Это правило верно как для линейно-конструктивного, таки для светотеневого рисунка. Естественно ваше желание как можно быстрее увидеть окончательный результат, перескочить наследующий этап, не закончив предыдущего. Если хотите - попробуйте сделать это - и увидите, как логичная и спокойная работа превратится в хаотичное метание от одной детали к другой в стремлении собрать воедино рассыпающийся у вас на глазах рисунок. Помните также о том, что конструкция лежит в основе любой формы. Ошибки в построении невозможно скрыть самой виртуозной тональной проработкой. Поэтому обнаруженные входе работы ошибки в построении и пропорциях необходимо незамедлительно исправлять.
рисунок архитектурных деталей Рис Рис. с
Рис Рис

88
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта