Логика Учебное пособие. Учебное пособие Москва 2012 Краткая справка об
Скачать 0.85 Mb.
|
Глава 1. Понятие1.1. Что такое понятие? 1.2. Виды понятий 1.3. Определенные и неопределенные понятия 1.4. Роль неопределенных понятий в мышлении 1.5. В каких отношениях могут быть понятия? 1.6. Круговые схемы Эйлера 1.7. Как ограничивать и обобщать понятия? 1.8. Цепочки ограничений и обобщений понятий 1.9. Определение понятия 1.10. Правила определения 1.11. Деление понятия 1.12. Правила деления 1.13. Как складываются и умножаются понятия? Вопросы и задания к главе 1 Глава 2. Суждение 2.1. Что такое суждение? 2.2. Структура суждения 2.3. Виды суждений 2.4. Простые суждения 2.5. Распределенные и нераспределенные термины в простых суждениях 2.6. Как устанавливать распределенность терминов в простых суждениях? 2.7. Преобразование простых суждений 2.8. Отношения между суждениями 2.9. Логический квадрат 2.10. Сложные суждения 2.11. Истинность сложных суждений 2.12.Формализация рассуждений 2.13. Логические формулы и таблицы истинности 2.14. Виды вопросов 2.15. Корректные и некорректные вопросы Вопросы и задания к главе 2 Глава 3. Умозаключение 3.1. Что такое умозаключение? 3.2. Виды умозаключений 3.3. Простой, или категорический силлогизм 3.4. Правила терминов простого силлогизма 3.5. Правила посылок простого силлогизма 3.6. Энтимемы и эпихейремы 3.7. Полисиллогизмы и сориты 3.8. Умозаключения с союзом “или” 3.9. Правила умозаключений с союзом “или” 3.10. Умозаключения с союзом “если...то” 3.11. Правила умозаключений с союзом “если...то” 3.12. Дилеммы 3.13. Что такое индукция? 3.14. Правила индукции 3.15. Ошибки индукции 3.16. Установление причинных связей 3.17. Что такое аналогия? 3.18. Правила аналогии Вопросы и задания к главе 3 Глава 4. Основные законы логики 4.1. Что такое закон тождества? 4.2. Нарушения закона тождества 4.3. Что запрещает закон противоречия? 4.4. Виды противоречий 4.5. Закон исключенного третьего 4.6. Закон достаточного основания 4.7. Чем отличается наука от псевдонауки? 4.8. Спор между софистами и Сократом 4.9. Софизмы 4.10. Парадоксы-антиномии 4.11. Парадокс “Протагор и Эватл” 4.12. Парадоксы-апории Вопросы и задания к главе 4 Глава 5. Доказательство 5.1. Что такое доказательство? 5.2. Структура доказательства 5.3. Прямые и косвенные доказательства 5.4. Виды и методы подтверждения 5.5. Виды и методы опровержения 5.6. Всегда ли доказательство необходимо? 5.7. Определенность тезиса в доказательстве. 5.8. Неизменность тезиса в процессе доказательства 5.9. Истинность и достаточность аргументов в доказательстве 5.10. Ошибки в демонстрации 5.11. Условия успешной дискуссии 5.12. Корректные и некорректные приемы спора 5.13. Разновидности недопустимых приемов спора 5.14. Что такое гипотеза? 5.15. Как соотносятся теории и факты? 5.16. Рабочие и научные гипотезы Вопросы и задания к главе 5 Заключение Литература Введение, или Что такое логика и зачем она нужна?Начиная знакомиться с какой-либо наукой, мы прежде всего отвечаем на вопрос о том, что она изучает, чему посвящена, чем занимается. Логика – это наука о мышлении. Но ведь мышлением занимаются и психология, и педагогика, и многие другие науки. Значит, логика занимается не всеми вопросами и проблемами, связанными с мышлением, не всеми его областями или сторонами, а только какими-то из них. Что же интересует логику в мышлении? Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чем угодно, например, – об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе и т.д. и т.п. Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причем, если содержание нашего мышления, как уже было сказано, бесконечно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие совсем немного. Для пояснения этой мысли приведем простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания: 1. Все караси – это рыбы; 2. Все треугольники – это геометрические фигуры; 3. Все стулья – это предметы мебели. Несмотря на различное содержание, у этих трех высказываний есть нечто общее, что-то их объединяет. Что? Их объединяет не содержание, а форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме: ведь каждое из этих трех высказываний строится по схеме или по форме – “Все А – это В”, где А и В – это какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание “Все А – это В” лишено всякого содержания (О чем конкретно оно говорит? Ни о чем!). Это высказывание представляет собой чистую форму, которую, как вы догадываетесь, можно наполнить любым содержанием, например: Все сосны – это деревья; Все города – это населенные пункты; Все школы – это учебные заведения; Все тигры – это хищники и т.д. и т.п. Приведем другой пример. Возьмем три различных по содержанию высказывания: 1. Если наступает осень, то опадают листья; 2. Если завтра будет дождь, то на улице будут стоять лужи; 3. Если вещество – металл, то оно электропроводно. Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти три высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: “Если А, то В”. Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку; Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать; Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы и т.д. и т.п. Итак, мы заметили, что по содержанию наше мышление бесконечно разнообразно, но все это разнообразие укладывается всего в несколько форм. Так вот логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления, ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она также часто называется формальной логикой. Так, например, если по содержанию высказывание Все комары – это насекомые является нормальным, понятным, осмысленным, а высказывание Все Чебурашки – это инопланетяне является бессмысленным, нелепым, абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны: ведь она занимается формами мышления, а форма у этих двух высказываний была одной и той же – “Все А – это В”. Таким образом, форма мышления – это способ, которым мы выражаем наши мысли, или схема, по которой они строятся. Существует три формы мышления.
Все планеты движутся. Юпитер – это планета. Юпитер движется. или Железо электропроводно. Медь электропроводна. Ртуть электропроводна. Железо, медь, ртуть – это металлы. Все металлы электропроводны. Весь бесконечный мир наших мыслей выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Об этих трех формах мышления мы будем подробно говорить на других страницах книги. Помимо форм мышления логика также занимается законами мышления, то есть – такими правилами, соблюдение которых всегда приводит рассуждение, независимо от его содержания, к истинным выводам и предохраняет от ложных (при условии истинности исходных суждений). Основных законов мышления (или законов логики) четыре. Здесь только перечислим (назовем) их, а подробно рассмотрим каждый из них после того, как рассмотрим все формы мышления. 1. Закон тождества. 2. Закон противоречия. 3. Закон исключенного третьего. 4. Закон достаточного основания. Нарушение этих законов приводит к различным логическим ошибкам, как правило, – к ложным выводам. Иногда эти законы нарушают непроизвольно, не нарочно, по незнанию. Возникающие при этом ошибки называются паралогизмами. Однако иногда это делают преднамеренно, с целью запутать собеседника, сбить его с толка и доказать ему какую-нибудь ложную мысль. Такие преднамеренные нарушения логических законов для внешне правильного доказательства ложных мыслей называются софизмами, о которых речь впереди. Итак, логика – это наука о формах и законах правильного мышления. Логика появилась приблизительно в V в. до н.э. в Древней Греции. Ее создателем считается знаменитый древнегреческий философ и ученый Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Как видим, логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет свое практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только “музейное” значение, интересны нам исключительно как памятники старины. Но некоторые немногие создания древних пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно ее) и логика Аристотеля, которая также часто называется традиционной логикой. В XIX веке появилась и стала быстро развиваться символическая или математическая, или современная логика, в основе которой лежат идеи, выдвинутые задолго до Х1Х в. немецким математиком и философом Готфридом Лейбницем (1646 - 1716 гг.), об осуществлении полного перехода к идеальной (т. е. совершенно освобожденной от содержания) логической форме при помощи универсального символического языка, аналогичного языку алгебры. Лейбниц говорил о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Ирландский логик и математик Джордж Буль (1815 - 1864 гг.) истолковал умозаключение как результат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключений приняла вид своеобразной алгебры, отличающейся от обычной алгебры лишь отсутствием численных коэффициентов и степеней. Таким образом, одно из основных отличий символической логики от традиционной заключается в том, что в последней при описании правильного мышления используется обычный, или естественный язык; а символическая логика исследует тот же предмет (правильное мышление) с помощью построения искусственных, специальных, формализованных языков, или, как их еще называют, исчислений. Традиционная и символическая логика не являются, как может показаться, различными науками, а представляют собой два последовательных периода в развитии одной и той же науки: основное содержание традиционной логики вошло в символическую, было в ней уточнено и расширено, хотя многое при этом оказалось переосмысленным. Теперь ответим на вопрос, зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни. Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше их понимать, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях. Конечно же, без логики вполне можно обойтись: одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующем рассуждении: Движение вечно. Хождение в школу – это движение. Следовательно, хождение в школу вечно. Каждый заметит, что ложный вывод получается из-за употребления слова “движение” в разных смыслах (в первом исходном суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором – в узком, механическом смысле). Однако найти ошибку в рассуждении не всегда просто. Рассмотрим такой пример: Все мои друзья знают английский язык. Нынешний президент Америки тоже знает английский язык. Следовательно, нынешний президент Америки – мой друг. Любой человек увидит, что в этом рассуждении есть какой-то подвох, что-то в нем не то или не так. Но что? Тот, кто не знаком с логикой, скорее всего, не сможет точно определить, какая ошибка здесь допущена. Тот, кто знаком с логикой сразу же скажет, что в данном случае допущена ошибка – “нераспределенность среднего термина в простом силлогизме”. Или такой пример: Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи. Петербург не находится за полярным кругом. Следовательно, в Петербурге не бывает белых ночей. Как видим, из двух истинных суждений вытекает ложный вывод. Понятно, что в этом рассуждении тоже что-то не то, есть некая ошибка. Но какая? Вряд ли не знакомый с логикой человек сможет сразу же ее найти. А тот, кто владеет логической культурой, немедленно установит данную ошибку – “расширение большего термина в простом силлогизме”. Прочитав эту книгу, вы узнаете, не только то, как нарушаются логические законы в подобных рассуждениях, но и много другой интересной и полезной информации. Итак, здравого смысла и жизненного опыта, как правило, достаточно для того, чтобы ориентироваться в различных затруднительных ситуациях. Но если к нашему здравому смыслу и жизненному опыту добавить еще и логическую культуру, то мы от этого нисколько не проиграем, а даже, наоборот, выиграем. Конечно же, логика никогда не решит всех проблем, но помочь в жизни она, несомненно, может. Здравый смысл часто называют практической, или интуитивной логикой. Она формируется стихийно в процессе жизненного опыта, примерно к 6 - 7 годам, т. е. к школьному возрасту или даже раньше, и все мы ей владеем. Так, например, само слово “логика”, скорее всего, было знакомо вам задолго до того, как вы начали читать эту книгу. В жизни мы часто сталкиваемся с такими выражениями, как “логичное рассуждение”, “нелогичный поступок” , “железная логика” и т. п. Даже если мы никогда не изучали логику, то все равно вполне понимаем, о чем идет речь, когда говорят о логике, логичном или нелогичном. Рассмотрим такой пример: любой человек, не знакомый с логикой, заметит логическую некорректность и даже нелепость высказывания: Я иду в новых брюках, а ты идешь в гимназию. И каждый скажет, что корректным и осмысленным было бы такое высказывание: Я иду в брюках, а ты идешь в шортах или: Я иду в гимназию, а ты идешь в лицей. Когда мы изучаем логику, то узнаем, что в приведенном примере нарушается логический закон тождества, так как в нем смешиваются две различные (неравные или нетождественные друг другу) ситуации: идти в какой-то одежде и идти куда-то. Получается, что еще до знакомства с законом тождества мы уже им практически пользуемся, знаем о нем, только неявно, интуитивно. Точно так же закон тождества нарушается в высказывании: Сегодня будем копать траншею от этого столба и до обеда. Даже если человек ничего не знает о законе тождества и о его разнообразных и многочисленных нарушениях, он, тем не менее, обязательно обратит внимание на то, что в данном высказывании присутствует какая-то логическая ошибка (хотя бы он и не мог определить, какая именно). Точно так же любой человек, скорее всего, не сможет не заметить некое логическое нарушение в следующих высказываниях: Он не взял устного разрешения в письменной форме; Поедем завтра вечером на рассвете; Она была юной девушкой преклонного возраста и т. п. Далеко не каждый сможет квалифицировать данную ошибку как нарушение логического закона противоречия. Однако, даже если мы ничего не знаем об этом законе, мы чувствуем, или ощущаем его нарушение. Наконец, в повседневной жизни каждый из нас часто слышит и сам употребляет такие выражения, как: Почему я должен тебе верить? Чем ты это докажешь? На каком основании? Обоснуй! Мотивируй! и т. п. Когда мы так говорим, то используем логический закон достаточного основания. Тот, кто не изучал логику, скорее всего, не знаком с этим законом и ничего о нем не слышал. Однако, как видим, незнание данного логического закона не мешает нам практически, или интуитивно им пользоваться. Данные примеры свидетельствуют в пользу того, что все люди владеют логикой, независимо от того, изучали они ее или нет. Таким образом, мы практически используем логику задолго до того, как начинаем ее теоретически изучать Возникает вопрос: зачем нужно изучать логику, если мы и так ей владеем? Отвечая на этот вопрос, можно отметить, что то же самое происходит с родным языком: практически мы начинаем им пользоваться в 2,5 – 3 года своей жизни, а изучать его начинаем только со школьного возраста. Для чего же мы изучаем родной язык в школе, если задолго до нее и так хорошо им владеем? В 2,5 - 3 года мы пользуемся языком интуитивно, или бессознательно: практически владея им, мы ничего не знаем не только о склонениях и спряжениях, но также - о словах и буквах и даже - о самом факте того, что в жизни мы постоянно используем язык. Обо всем этом мы узнаем только тогда, когда начинаем изучать его в школьном (или старшем дошкольном) возрасте, в результате чего наше интуитивное использование языка постепенно превращается в осознанное - мы начинаем владеть им намного лучше. Так и с логикой: владея ей интуитивно и практически повседневно ее используя, мы изучаем ее как науку для того, чтобы превратить стихийное использование логики в осознанное, владеть ей еще лучше и пользоваться более эффективно. |