Дифференциальная психология. Учебное пособие оглавление
Скачать 1.43 Mb.
|
ГЛАВА 12 СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Понятие жизненного стиля в психологии Характеристики всех уровней индивидуальности проявляются в том способе взаимодействия с миром, который вырабатывается у людей и, подобно остальным особенностям, также обладает вариативностью. Для обозначения этого способа в дифференциальной психологии используют понятие «стиль». Одно из первых указаний на важность стиля человеческого поведения приписывают И.В.Гете, который считал его проявлением высших свойств индивидуальности. А в психологии понятие жизненного стиля стало использоваться впервые Альфредом Адлером, который подразумевал под ним уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (1,1, 14). А.Адлер использовал для иллюстрации понятия "жизненный стиль" такой образ. "Если мы сравним сосну, растущую в долине, с сосной, которая укрепилась на вершине горы, мы увидим, что они растут по-разному. Это деревья одного и того же вида, но их жизненные стили различны. Стиль жизни дерева ‑ это его индивидуальность, которая выражается и формируется в определенном окружении. Распознается же стиль тогда, когда мы видим, что у каждого дерева есть своя модель жизненного поведения, а не просто одни механические реакции на окружение" (1, с. 71). Стиль жизни присутствует всегда, но проявляется лишь при столкновении человека с жизненными проблемами. Это обусловлено тем, что формируется он в детстве под воздействием переживаемых трудностей и основывается на стремлении к цели, окончательно закрепляясь к 4‑5 годам. А взрослая жизнь человека, по мнению Адлера, лишь фиксирует и сохраняет стиль жизни, и потому дает возможность предсказывать человеческое поведение (1). Очень важным в контексте индивидуальной психологии является порядок рождения детей в семье, и, зная место человека в ряду его братьев и сестер, можно определить и его стиль: например, с точки зрения Адлера, было очевидным, что старшие дети всегда переживают ревность по отношению к младшим и поэтому вынуждены самоутверждаться сначала в семье, а затем ‑ и в большом социуме (в современной психологии, впрочем, решающее значение порядка рождения представляется спорным). Как же складывается жизненный стиль? Развивая свою идею об изначальном переживании человеком своей неполноценности, Адлер рассуждал, что это переживание становится невыносимым и побуждает человека к действиям, исправляющим ситуацию. В результате у него появляется цель, которой он и достигает доступными ему способами, компенсируя изначальный дефект, недостаток или просто низкий уровень способностей. Итак, понятие стиля отвечает системному принципу эквифинальности, согласно которому в сложных системах существуют различные пути, приводящие к одному и тому же результату (финалу). Таким образом, стиль жизни включает в себя психологические качества, располагающиеся на трех уровнях индивидуальности: это индивидная характеристика (дефект), духовно-мировоззренческая (цель) и средство, благодаря которому эта цель достигается (предметно-содержательная характеристика). Стиль устойчив и проявляется в решении человеком основных жизненных задач, среди которых Адлер выделял работу, дружбу и любовь и которые осуществляются, оказывая взаимное влияние друг на друга; именно постоянство стиля и определяет постоянство личности. И, хотя стиль каждого человека неповторим, Адлер все же предложил классификацию установок, лежащих в основе наиболее распространенных стилей и характеризующихся двумя качествами ‑ социальным интересом и степенью активности. Нормальным Адлер считал такой способ жизни, при котором человек настолько хорошо адаптирован, что, «хочет он того или нет, общество извлекает определенную выгоду из его деятельности. Кроме того, с точки зрения психологической, у него достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать проблемы и трудности, которые случаются в его жизни» (1, с. 75). Отметим, что этот психологический портрет очень близок по своему содержанию самоактуализирующейся личности, хотя и дан в рамках психоаналитического подхода. Таблица 27 Типы жизненного стиля по А.Адлеру
Для формирования жизненного стиля важны такие качества, как способность устанавливать правильную дистанцию по отношению к людям, способ поддержки, который присущ человеку, смелость и боязливость, вера в предопределение, которая, по мнению Адлера, часто мешает человеку принимать свои жизненные задачи и потому неполезна. Стиль жизни поддается корректировке, которая в основном состоит в пробуждении чувства общности с другими и одновременно ‑ личной независимости. Понятие стиля использовалось и Г.Оллпортом, который предпринял попытку развести базовые личностные черты и черты инструментальные, используемые как средство достижения целей (16). В современной психологии стилевые характеристики выделяются во всех отраслях науки и доказали свою высокую эвристичность при описании особенностей взаимодействия человека с предметами, субъектами и просто способа решения им жизненных или мыслительных задач. Поэтому стилевые характеристики стали рассматривать как индивидуальный способ взаимодействия с миром в целом. Индивидуальный стиль в отечественной психологии В отечественной науке также придается большое значение понятию стиля, который описывает индивидуальность в динамике. В зависимости от локализации качества, которое компенсируется или видоизменяется, можно выделить стили общения, когнитивные стили (способы реализации задатков), стили профессиональной деятельности. Соподчиняясь и интегрируясь в единую систему, все они образуют стиль человека, эволюционное значение которого заключается в том, чтобы установить индивидуально особенное с точки зрения оптимальности, адаптированности и результативности взаимодействие человека со средой (12). Стиль человека имеет два основных проявления: с одной стороны, в виде сопряжения разноуровневых параметров в структуре индивидуальности (темперамента, характера, интеллекта и т.д.), а с другой стороны, образуя устойчивый паттерн индивидуальных взаимодействий с физической и социальной средой. То есть стиль человека ‑ это и то, что внутри индивидуальности, и то, что характеризует ее как субъекта деятельности. Представители теории интегральной индивидуальности, развивая идею о системной организации стиля, низшие его уровни связывают с формально-динамическими свойствами индивидуальности, а высшие ‑ с личностными, такими, как убеждения и Я-концепция (6, 7, 12, 14). А.В.Либин предложил изучать стиль человека как иерархическое образование, включающее 5 блоков (или фреймов, как их называет работающий в российско-американской традиции исследователь), каждый из которых представляет собой набор взаимосвязанных признаков, обнаруженных посредством корреляционного анализа и обладающих отличительной спецификой (12). Валидность такого рассмотрения стиля была подтверждена исследованием связи различных стилевых проявлений: стиля перцепции, мышления, способа психологического преодоления, индивидуального стиля деятельности и общения (12, 14). Другой отечественный исследователь Л.Я.Дорфман предлагает рассматривать в качестве основы для выделения стилей формы активности человека (6, 14). При этом он подчеркивает, что одни стили активности, с точки зрения их детерминации, смещены к полюсу субъекта (они сопоставимы со стилями личности и обозначены им как индивидуальные стили), другие смещены к полюсу объекта (они сопоставимы с индивидуальным стилем и называются экологическими стилями). Таким образом, стилевые характеристики человека включают как особенности внутренней динамики индивидуальности, так и направления взаимодействия с внешним миром (выбираемый из него субъектом фрагмент Дорфман называет метаиндивидуальным миром). То есть стиль ‑ это в целом фенотипическое образование, связывающее субъекта с объектами и определяющее как процесс, так и результат их взаимодействия. Понятие стиля человека пока еще недостаточно проработано на всех уровнях ‑ чаще подробно представлены лишь некоторые уровни, однако, безусловно, оно обладает богатыми перспективами для использования в прикладных исследованиях. Так, например, исследователь девиантного поведения В.Т.Кондратенко выделяет следующие стили жизни: гедонистический (стремление к реализации своих потребностей), аскетический (стремление к снижению интенсивности своих потребностей), созерцательный (ориентация на внешние впечатления, реализующая стремление упростить отношения с миром), деятельный (стремление к самосовершенствованию и всестороннему развитию) (8). Автором отмечается, что аскетический стиль часто встречается среди убийц, а созерцательный ‑ среди воров. Я-концепция как основа жизненного стиля Поскольку исходным моментом для выработки жизненного стиля является представление человека о себе, необходимо кратко рассмотреть индивидуальную вариативность самосознания. Совокупность представлений индивида о себе, включающая убеждения, оценки и тенденции поведения, называется Я-концепцией. Иначе говоря, Я-концепция ‑ система наиболее общих установок субъекта на самого себя (4, 12). Я-концепция определяет меру успешности человека в разных сферах действительности и области его уязвимости, выполняя троякую роль: во-первых, способствует достижению внутренней согласованности личности; во-вторых, определяет интерпретацию опыта человека и, в-третьих, является источником ожиданий. Таким образом, Я-концепция выступает регулятором практически всех личностных и характерологических процессов. Я-концепция по своему происхождению в основном фенотипическое образование, подкрепляемое генетически уровнем тревожности и свойствами нервной системы (4). Самооценка, важнейшая составляющая самосознания, может быть вычислена по оригинальной формуле У.Джеймса: самооценка = успех/притязания. Она изменяется с возрастам, приобретая такие измерения, как дифференцированность (подробность частных представлений о себе), высоту (она может быть средней, высокой и низкой), адекватность (она должна соответствовать личным объективным достижениям). Самооценка складывается в детстве под влиянием внешних оценок, которые, интериоризуясь, превращаются в самоотношение. Это возможно только начиная с некоторого уровня интеллектуального развития (дети-олигофрены, у которых нет смыслового обобщения, устойчивой самооценки так и не приобретают). По данным исследований, посвященных дифференцированности самооценки, обнаружено, что, если сравнивать самоотчеты различных возрастных категорий (например, семиклассников, старшеклассников и взрослых людей около 30 лет) по пяти параметрам самооценки (физическим качествам, успешности, интеллектуальному развитию, межличностному общению и ответственности), с возрастом индивидуальные вариации усиливаются (4, 12). В то время как ребенок раннего возраста оценивает себя одинаково по всем качествам, респонденты постарше лучше знают свои сильные и слабые стороны. Это связано с расширением личного опыта и, как следствие, с увеличением когнитивной сложности личности, т.е. способности оценивать разные стороны своего Я. Недифференцированность самооценки свидетельствует о социальной и личностной неразвитости («Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь», ‑ писал Козьма Прутков). Для успешности деятельности необходимо, чтобы человек оценивал себя немного выше реальных достижений, таким образом самомотивируясь. Заниженная (ниже объективных достижений) самооценка свидетельствует о депрессивности, склонности личности к невротизации. Многочисленные исследования показали, что самооценка напрямую связана со школьными успехами, в то время как интеллектуальные способности ‑ лишь опосредствованно. То есть не очень способный, но уверенный ученик лучше учится, чем его одаренный, но сомневающийся в себе товарищ. Негативная Я-концепция порождает избыточные психологические защиты, ограничивая круг деятельностей и общения человека. Принятие себя ‑ основа самоактуализации личности. Для человека, имеющего профессию социального содержания, необходимо углубленное знание себя, и негативная Я-концепция является профессиональным противопоказанием (4, 7, 12). У мужчин чаще отмечается более позитивная (а также, возможно, более интегрированная) Я-концепция, чем у женщин. Можно отметить также объединение задач альтруистического и прагматического содержания в самосознании мужчин и разведение этих сторон самоактуализации у женщин, что, по-видимому, объясняется комплексом жертвы, характерным для российской, фемининной в целом, культуры. Повышение самооценки возможно при условии а) наличия частных достижений в одной из деятельностей, б) при условии, что человек не боится быть отвергнутым в случае неуспеха, в) при уверенности в благожелательном отношении к нему и отсутствии сопоставления с другими людьми (т.е. наличии безоценочного к нему отношения). Неадекватно завышенная самооценка, однако, также может быть источником жизненных трудностей для ее обладателя: пониженная критичность к себе приводит к инфантильности, безответственности, неумению планировать свою деятельность, прогнозировать ее последствия и строить отношения с другими людьми. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний ‑ теми целями и задачами, которые человек считает для себя выполнимыми. Уровень притязаний различается по высоте динамичности. Если человек не справился с задачей, он, по логике адаптивного поведения, должен понизить свои притязания. Ригидные притязания на успех отмечаются у социально и личностно неразвитых людей (впрочем, упорство без подкрепления относится к одной из поведенческих программ здоровых мужчин) (4). Я-концепция ‑ понятие в основном европейского менталитета. Философские течения Востока в основном постулируют предзаданность человеческой судьбы и целесообразность подчинения ей: ведь если все равно не избежать некоторого события, то лучше его принять. Европейский традиция, напротив, ориентирует человека на то, чтобы строить свою жизнь самостоятельно. Активное начало, поиск своего места в мире и смысла своего существования, который открывается не всем и не сразу, противопоставление себя мирозданию, претензия на то, чтобы преобразовывали мир по своему образу и подобию, ‑ вот отличительные черты западного мышления. В психологии личности склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого называется локусом контроля (это понятие было введено Дж.Роттером). Если человек имеет внутренний локус контроля (таких людей называют интерналами), он ощущает себя творцом собственной жизни. Интерналы менее склонны подчиняться влиянию других, они сопротивляются, когда чувствуют, что ими пытаются манипулировать. Они лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением, болезненно реагируют на утрату личной свободы. Если же человек полагает, что все происходящее с ним является результатом действия внешних, посторонних по отношению к его воле сил ‑ случая, других людей, провидения ‑ (таких людей называют экстерналами), то он больше ориентирован на принятие всего, что с ним происходит. Он реже достигает тех высот жизнетворчества, которые присущи интерналам, ощущает себя менее значительным в этой жизни, зато не берет на себя трудновыполнимых задач. Экстерналы конформны (подчиняются правилам), поддаются давлению окружающих, внушению, лучше работают на людях, чем в одиночестве. Им трудно организовать свою деятельность, при планировании которой они учитывают в основном внешние требования (подготовить материал к экзамену, приготовить праздничный обед, если ожидаются гости). Локус контроля связан и с тем, как человек строит свои отношения с другими людьми. Как правило, интернал более уверен в себе, более популярен в группе и проявляет большую терпимость по сравнению с экстерналом. У интерналов обнаружена более активная позиция по отношению к собственному здоровью: они лучше осведомлены об его особенностях, больше заботятся о нем и чаще обращаются за профилактической помощью. Экстернальность, напротив, сочетается с пониженным настроением, переживанием тревоги за свое здоровье. В течение некоторого времени считалось, что локус контроля ‑ постоянная характеристика личности, сохраняющаяся на протяжении длительного периода времени и распространяющаяся на все области жизни ‑ успех и неудачи, здоровье, учебу, работу, семью, отношения с друзьями (именно эти сферы выделяются в отечественной модификации опросника, имеющей название «Уровень субъективного контроля») (11). Однако позже было показано, что локус контроля может изменяться в зависимости от реальных возможностей влияния на жизнь, которыми обладает человек (например, понятно, что ребенок мало за что может отвечать в родительской семье, зато строит все по своему усмотрению после женитьбы). Но, как бы то ни было, важно, чтобы человек был реалистичен в своей оценке обстоятельств. Логическим следствием присущего человеку локуса контроля является поведение в ситуации фрустрации. С.Розенцвейг выделил три возможных направления реакции: это так называемая интрапунитивная реакция (обвинение самого себя), экстрапунитивная (направленная на других людей и внешние обстоятельства) и импунитивная (отвлекающая от конфликта и обесценивающая его значение). Экстрапунитивно реагируют чаще психотики, интрапунитивно ‑ невротики. В реальной жизни, в зависимости от индивидуальных возможностей контролировать ситуацию, нужно использовать весь спектр способов поведения. Для их диагностики существует полупрожективный рисуночно-фрустрационный тест, созданный в детском и взрослом вариантах и модифицированный применительно к деловому общению. |