Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
Скачать 4.25 Mb.
|
Каким должно быть развитие? Мы приходим, следовательно, к вопросу, каким должен быть процесс развития, его направленность, законы и механизмы, чтобы он смог породить универсальную форму материи, обладающую универсальной способностью отображения материального мира? Марксистская философия, опираясь на обширные данные частных наук, выяснила, таким образом, наиболее общие черты идеального. Однако глубинная сущность идеального еще только приоткрыта: мы находимся лишь в начале пути. Вместе с тем не следует забывать, что «начало пути» в научно-философском познании мира и человека состоит в осознании не некоторых сторон или частностей, а наиболее общей и принципиальной сущности мира и человека. За таким осознанием следует бесконечный процесс исследования все более глубоких и сложных уровней этой сущности, или, по Ленину, сущностей все более высоких порядков. Мы в начале пути, но знаем, в каком направлении следует двигаться. Идеальное, как уже отмечалось, это форма, присущая человеческому сознанию, психике вообще, наиболее рельефно отличающая сознание от материальных явлений. Но сознание, психика имеют и другую, более важную сторону — объективное содержание, средством существования которого и выступает идеальная форма. На этом уровне анализа сознание выступает как субъективный образ объективного мира. Сознание (психическое вообще) в этом аспекте предстает как единство двух сторон: субъективной формы и объективного содержания. Объективное содержание — это все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, т. е. сходно, тождественно с объективным миром. В тенденции, в бесконечном времени объективное содержание сознания может воспроизвести любые качества реального мира, бесконечное качественное многообразие. Проблема субъективной стороны сознания вызывает особый теоретический интерес, поскольку она непосредственно затрагивает специфику сознания, без понимания которой невозможна научная концепция мира и человеческого сознания. Не объяснив глубинную природу субъективного, мы не можем исследовать и природу объективного содержания сознания, возможности углубления сознания в бесконечный реальный мир. В советской философской литературе проблема субъективного еще не получила удовлетворительной разработки, отвечающей потребностям развития частных наук, в особенности психологии, физиологии высшей нервной деятельности, кибернетики. В наиболее общем плане субъективное можно определить как такую сторону сознания (психики), которая отличает последнее от внешнего мира, или, иначе, как то, что остается в сознании «за вычетом» всего заимствованного извне объективного содержания. Идеальность сознания целиком подпадает под понятие субъективного: субъективное — это идеальное, идеальное — субъективно. Субъективное имеет, далее, ряд сторон и аспектов. Весьма важной стороной субъективного выступает непосредственная данность явлений сознания (психики) их владельцу. Ощущения, восприятия, понятия, переживания, чувства и т. д., как таковые, непосредственно даны только их владельцу («закрытый сад») и не могут непосредственно восприниматься внешним наблюдателем. Никто и никогда не видел ощущений другого человека, не воспринимал непосредственно его чувств и понятий. «Разумеется, мы никогда не узнаем того, — писал Энгельс,— в каком виде воспринимаются муравьями химические лучи. Кого это огорчает, тому уже ничем нельзя помочь»1 . Непосредственная данность субъекту и закрытость для внешнего наблюдателя — одно из фундаментальных свойств психики, обусловливающее ее важнейшие особенности. Благодаря этому свойству возникает внутренний мир человека, духовный мир, который приобретает большую автономность и, следовательно, способность к свободному творчеству. Непосредственная заданность субъекту делает возможным появление новой индивидуальности, коренным образом отличающей наделенные психикой живые существа, в особенности человека, от химических и физических индивидов (индивидуальных объектов). Субъективность также — одна из фундаментальных предпосылок человеческой свободы, выражающейся, на достаточно высоком этапе социального развития, в свободе совести и демократии вообще. Что отображает субъективное? Субъективное выступает в различных формах, присущих каждой отдельной форме психики — эмоциям, ощущениям, представлениям, понятиям, убеждениям, идеалам и т. д. Поскольку субъективное — это реальная сторона процесса осознания и переживания действительности, а объективное содержание сознания представляет собой процесс познания объективного мира, возникает вопрос: что отображает субъективное? Есть все основания заключить, что субъективное — это отображение и познание человеком самого себя. Познавая объективный мир в форме объективного содержания своего сознания, человек одновременно познает самого себя — в форме субъективной стороны своих ощущений, понятий, теорий и т. д. Каждая форма отражения внешнего мира в психике и сознании содержит—сознаем мы это или нет—познание какой-то стороны нашего собственного бытия и сущности. Функции субъективного Субъективное не является простой прибавкой к объективному содержанию сознания, простой «платой за познание», отягощающей сознание. Оно выполняет ряд позитивных и негативных функций в познании мира и самого человека. Нередко с понятием субъективного связывают представление о неизбежных и досадных ошибках и искажении действительности в человеческом сознании. Действительно, одна из функций субъективного имеет негативный характер. Субъективное, в одном из его значений, обозначает неполноту, неточность или даже ложность человеческих знаний о мире. Эта негативная функция субъективного имеет ряд градаций: от неполноты и неточностей отображения действительности до ошибок и лжи, как сознательного искажения действительности. Наивысшая хитрость лжи заключается в том, что она принимает форму объективного, является ложной комбинацией элементов объективного содержания сознания. Позитивные функции субъективного состоят в том, что оно служит необходимым средством действительного отображения реального мира. В этом плане неполнота, неточности и даже ошибки в отображении мира служат в конечном счете средством его действительного познания. «Мы не можем представить, выразить, смерить, изобразить движения, не прервав непрерывного, не упростив, угрубив, не разделив, не омертвив живого, — писал Ленин. — Изображение движения мыслью есть всегда огрубление, омертвление, — и не только мыслью, но и ощущением, и не только движения...»1 . Важнейшая способность субъективного, без которой было бы невозможным мыслительное творчество, заключается в том, что связанные в реальной действительности моменты мысль разделяет, придает им самостоятельное существование и получает тем самым неограниченную свободу оперирования этими объективными моментами. Эта свобода обусловлена тем, что субъективная форма сама по себе может делиться мыслью на какие угодно элементы. Однако свобода мыслительного творчества становится действительной, а не ложной и иллюзорной только тогда, когда благодаря свободе оперирования объективным содержанием сознания устанавливается действительно существующая или могущая реально возникнуть объективная связь. Подлинная свобода мысли возможна только тогда, когда субъективное совпадает с объективным. Высшая субъективность связана с наивысшей объективностью. Наконец, сознание выступает как конкретное социальное явление, имеющее социальную природу, зависящее от социальных условий и выполняющее социальные функции. Трактовка сознания как социального явления — наиболее конкретный план характеристики сознания, включающий в себя все рассмотренные ранее признаки или аспекты сознания. В этом плане, наряду с сознанием вообще, как наиболее общим понятием, различают также сознание общества как коллектива людей, или общественное сознание и сознание индивида, индивидуальное сознание. Сознание вообще выступает в формах общественного и индивидуального сознания. Являясь отображением природного и общественного бытия, сознание в то же время выполняет социальные функции: оно служит средством регуляции общественной и индивидуальной жизни. Социальное бытие, в силу его сложности, в отличие от бытия природы, осуществляется с помощью сознания. В этом аспекте обнаруживается активная природа сознания (психического вообще). Будучи вторичным, производным от материи, материального бытия, сознание оказывает активное обратное влияние на это бытие. Активность сознания выступает в двух формах, которые условно можно назвать внутренней и внешней. Активность сознания заключается прежде всего в его способности познавать реальный мир. Процесс познания — не пассивная регистрация внешних влияний, а сложнейший творческий процесс проникновения сознания в сущность вещей и явлений реального мира. Эта внутренняя активность сознания выражается в его внешней активности — регуляции общественного и индивидуального поведения, участии в реальном производстве общественного и индивидуального бытия. Активность сознания непрерывно растет по мере развития человеческого общества, усложнения его бытия и познания. Определяющим фактором роста активности сознания выступает в конечном счете рост материального могущества человечества, развитие материальных производительных сил общества. На основе такого развития эволюционирует и человеческое сознание, растет объем и глубина понимания окружающего мира и самого общества. Высшим проявлением активности сознания является предвидение. Способность предвидения более или менее отдаленного будущего заложена в самой природе человека, его материальной сущности как формы материи, производящей свое собственное существование и, поэтому, в природе его сознания. Поскольку человек живет тем, что он должен создавать, элемент опережения действительности необходимо заложен в самой сущности человека. Предвидение будущих результатов заключено уже в элементарном поведенческом акте человека. Наивысшей формой предвидения является научное предвидение, основанное на понимании существенных свойств, тенденций и законов действительности. Однако человеческое предвидение никогда не имеет абсолютного характера. Материальное бытие имеет сложную структуру и включает три основных элемента: элемент прошлого, наличное бытие, т.е. собственно настоящее, «сегодняшнее» бытие, тенденции в будущее. Сознание способно опережать только настоящее, наличное бытие, но не способно опередить тенденции в будущее. Познание тенденций, уводящих в будущее, является главной предпосылкой предвидения. Однако прежде чем предвидение становится возможным, эти тенденции уже должны существовать. Маркс гениально предсказал возникновение социализма за десятилетия до начала социалистических преобразований общества. Однако такое предсказание стало возможным только благодаря тому, что он смог научно осознать уже возникшие в капиталистическом обществе объективные тенденции общественного развития. Проблему предвидения мы только слегка затронули. Более глубокое понимание глубинной природы и механизмов предвидения, его возможностей и границ возможно выяснить только на основе изучения интимной природы процесса развития, процесса новообразования. Как можно предвидеть то, чего еще нет? Ссылка на тенденции в будущее как основу предвидения нуждается еще в глубоком исследовании. Научный материализм, таким образом, связан с признанием не только вторичности, производности сознания от материи, но и огромной активности сознания, без которой невозможно человеческое существование. Научный материализм несовместим с каким-либо принижением роли человеческого духа, человеческой мысли. Напротив, только научная материалистическая концепция материи и сознания способна правильно объяснить возможности и перспективы развития человека и человеческого сознания. Вместе с тем научный материализм отвергает и иллюзорные представления об абсолютной свободе мысли, не ограниченной никакими объективными факторами. Для понимания действительной мощи и значения человеческой мысли важнейшую роль играет учет того обстоятельства, что активность мысли в конечном счете есть активность материального существа, который осуществляет мышление — человека как высшего цвета материи. Активность человеческого духа в конечном счете выражает уровень развития человеческой сущности. Этот решающий факт игнорировал, например, писатель В. Распутин, утверждавший, что духовные ценности стоят выше материальных. В таком противопоставлении, как это уже случалось в прошлом, материальное сводится к его простым формам — вещам и узко материальным интересам. Однако с позиций научного материализма материальное в человеческом существовании — это прежде всего само человеческое бытие, сам человек, который мыслит. Ставить мысль выше ее реального владельца, мыслящего человека — теоретический, логический и этический нонсенс. Человеческий дух обладает своими специфическими законами, не сводимыми к объективным законам, но зависимыми, производными от последних. Законы субъективного мира исследованы еще весьма слабо. Это объясняется как недостаточным вниманием к их исследованию, так и, главное, тем, что на современном уровне развития общества, при существующем еще разделении и противопоставлении физического и умственного труда, законы духовной жизни человечества еще реально недостаточно проявили, выразили себя. Настоящий расцвет духовной культуры общества и, следовательно, познания ее законов — дело будущего. В настоящее время наиболее изучены законы мышления — формальной и диалектической логики, ибо необходимость их исследования была обусловлена практикой развития техники, производительных сил, социальной структуры общества периода его предыстории. Значительно слабее исследованы законы исторического развития человеческого духа. Не вызывает сомнения, что духовный мир имеет закономерный характер, свою логику и механизмы развития. Однако эту мысль иногда пытаются выразить неудачно—утверждают, что развитие человеческого сознания подчиняется объективным законам. Помимо неверного переноса (превращающего утверждение в бессмылицу) понятия объективного на явления субъективного мира, в таком утверждении явственно сквозит недоверие к мысли, субъективному миру: полагают, что мысль будет понята как нечто закономерное только в том случае, если на нее перенести понятие объективной закономерности. Между тем научный материализм достаточно полно и корректно выражен в признании специфических законов духовного мира и их зависимости, в конечном счете, от объективных законов человеческого бытия. Так, законы формальной логики действуют только в мышлении, но они являются своеобразным отображением структуры и законов объективного мира. СОЗНАНИЕ — ПРОДУКТ БЕСКОНЕЧНОГО РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ Происхождение сознания — это вопрос, который относится к компетенции целой системы наук, прежде всего эволюционной биологии, физиологии и психологии. Философия выясняет наиболее общие и фундаментальные стороны этого процесса. Ее интересуют наиболее общие причины, механизмы и закономерности развития материи, которые приводят к появлению высшей формы отражения, идеальному, способному к универсальному отображению мира, познанию любых качеств бесконечно многообразного мира, включая и саму способность к универсальному отображению. Как уже отмечалось, марксистская концепция возникновения сознания, идеального рассматривает последнее в качестве закономерного продукта развития материи в целом, возможность и необходимость которого (идеального) заложены в самой природе материи. Исследуя эту способность далее, научная философия ввела понятие об отражении — всеобщем свойстве материи, закономерным этапом развития которого становится психика и ее высшая форма — сознание. Первоначально гениальная догадка о существовании у всей материи свойства, родственного ощущению, психическому, была высказана французским материалистом XVIII в. Д. Дидро. В «Разговоре Даламбера с Дидро» последний возражает Даламберу, который утверждал, что человек обладает бессмертной душой, резко отличающей его от неживой природы. По мнению Дидро, различие между «одушевленной» и «неодушевленной» природой, между человеком и мраморной статуей не является столь абсолютным. Растолките мрамор в порошок, смешайте его с землей, вырастите на ней растение, которое съест животное. Что при этом произошло?—Материя якобы полностью неодушевленная становится одушевленной. Дидро логично заключает, что, очевидно, материя обладает «всеобщей чувствительностью», которая в неживой материи выступает в пассивной, а в живой — в активной форме. Аналогичные мысли позднее высказывали многие видные ученые — крупный биолог-эволюционист Э. Геккель, великий отечественный физиолог И.П. Павлов. На новой теоретической основе мысль о родстве человеческого сознания с «природой материи» была высказана В.И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Критикуя махизм за отождествление объективного мира с ощущениями, за непонимание того, что ощущения связаны «только с высшими формами материи», Ленин писал: «...в фундаменте самого здания материи» можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. Таково предположение, например, известного немецкого естествоиспытателя Эрнста Геккеля, английского биолога Ллойда Моргана и др., не говоря о догадке Дидро...». И далее, в связи с утверждением махиста Пирсона «нелогично утверждать, что вся материя сознательна», Ленин замечает: «Но логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»1. Отражение как свойство всей материи — всеобщая и неуничтожимая предпосылка возникновения ощущений и в конечном счете человеческого сознания, заложенная в «самой природе материи». Однако диалектический материализм отвергает концепцию гилозоизма (или панпсихизма), с позиций которой вся материя обладает психикой, одушевленностью. Разработка понятия отражения в рамках концепции единого закономерного мирового процесса на десятки лет опередила появление одного из важнейших понятий современной науки — информации. Последнее возникло в русле такого хода идей, который связан с формированием философского понятия отражения — глубокого сопоставления сущности человека и окружающего мира, мыслящей материи и природы. Не случайно появление понятия информации привело к резкому повышению интереса к разработке ленинского философского наследства, в особенности понятия отражения. Замечательный факт предварения конкретно-научного понятия философским — выражение огромного творческого потенциала марксистско-ленинской философии, непрерывно растущего по мере развития научной философии, обобщения данных естественных, общественных и технических наук. Проблема отражения как всеобщего свойства материи в 50-80-е гг. подверглась широкому обсуждению в советской философской науке. Отражение — это способность взаимодействующих тел воспроизводить особенности друг друга. Отражение — внутренняя сторона всякого взаимодействия. От понятия взаимодействия категория отражения отличается тем, что она относится к внутренней стороне взаимодействия, которая заключается в более или менее адекватном воспроизведении телами особенностей друг друга. В процессе взаимодействия каждое тело испытывает изменения под влиянием другого тела, и в результате этого взаимодействия в «следе» воздействия так или иначе выражена природа воздействовавшего тела, т. е. внешняя причина «следа». В процессе развития материи отражение проходит последовательный ряд форм, или ступеней развития. Концепция единого закономерного мирового процесса выступает поэтому теоретической основой исследования эволюции форм отражения, их закономерного усложнения, возникновения психики и сознания. В развитии свойства отражения обнаруживаются три основные особенности или закономерности. Наиболее общая из них может быть сформулирована как зависимость полноты отражения от субстрата отражения. Чем сложнее, богаче содержанием является этот субстрат, тем шире диапазон свойств, которые он может воспроизвести. При этом нетрудно обнаружить вторую закономерность отражения — предмет способен отобразить качество внешнего воздействия, т. е. отобразить другой предмет без сведения качества только в том случае, если это качество присуще самому субстрату отражения. Так, взаимодействие двух электростатических полей происходит с сохранением качества, поскольку взаимодействующие поля качественно однородны. Напротив, во взаимодействиях, связанных с превращением электричества в теплоту, сходство отражения и воздействия становится весьма отдаленным и состоит, в основном, в количественном соотношении воздействия и изменения: происходит передача определенного количества энергии безотносительно к качеству взаимодействовавших агентов. Наконец, поскольку высшие формы материи (например биологическая) включают в себя низшие (химическую и физическую), высшая форма материи способна воспроизводить качество низшей. Так, химическое вещество способно воспроизводить физические качества в своей внутренней физической, электромагнитной, основе. В ходе единого мирового процесса развития прослеживается радикальное усложнение форм отражения. Так, на уровне макромеханического взаимодействия отражение телами состояния друг друга имеет суммарный характер. Тела отображают, например, силу (F), с которой они воздействуют друг на друга, равную произведению m·a, но не способны отобразить массу и энергию по отдельности. Отображение, далее, имеет на этом уровне эпизодический, случайный характер, отображенные изменения не закрепляются и бесследно исчезают. В более сложных формах физического взаимодействия отражение приобретает структурный характер, локализацию, необратимость, цепной характер и т. д. На уровне химической формы материи, сохраняя ранее приобретенные черты, отражение получает более многообразный и в то же время прерывный характер (ибо связано с качественными превращениями химических веществ). В коллоидной форме химические вещества приобретают своеобразные черты, служащие прообразами жизненных свойств — «сенсибилизацию», «защиту» и «привыкание». |