Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.1.2. Основные принципы диалектики

  • 7.1.2.1. Принцип всеобщей связи

  • Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеУчебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
    Дата10.03.2023
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrlov_V.V_Osnovy_filosofii.doc
    ТипУчебное пособие
    #978674
    страница23 из 40
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   40
    Тема 7. РАЗВИТИЕ
    7.1. АБСТРАКТНО-ВСЕОБЩАЯ

    ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ

    7.1.1. Диалектика как наука о развитии.

    Структура диалектики
    Как мы уже выяснили, диалектика - составная часть, или концепция, диалектического материализма - наиболее общей философской науки. Важнейшим или базовым понятием диалектики выступает категория развития. Развитие - одно из трех, наряду с материей и человеком, узловых понятий диалектического материализма. Диалектика - это наиболее полное и глубокое учение о развитии1. Ее нередко определяют также как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика связана с решением второго крупнейшего вопроса философии - о развитии. Научная диалектика - одно из важнейших приобретений философской мысли за два тысячелетия ее развития.

    Являясь теорией развития объективного мира и человеческой мысли, диалектика представляет собой фундаментальный способ мышления (входящий в состав материалистического образа мысли), бесконечно развивающийся и совершенствующийся. Поэтому недостаточно знать, что говорит диалектика о развитии мира и мысли, необходимо научиться мыслить диалектически.

    В структуре диалектики различают обычно следующие разделы: 1. Общий характер диалектики как науки. 2. Основные принципы диалектики. 3. Основные законы диалектики. 4. Некоторые узловые категории диалектики. Эта структура выражает традиционный план изложения содержания диалектики, хорошо освоенный в философской научной и учебной литературе. В этом плане диалектика представлена как наиболее общее и абстрактное учение о развитии безотносительно к конкретным ступеням эволюции объективного мира, или, иначе, как абстрактно-всеобщее учение о развитии. Однако диалектика имеет и второй, более сложный план, или уровень построения, который в идеалистической форме был намечен Гегелем, а на основе материалистического понимания мира - классиками марксизма.

    В этом плане диалектика представляет собой описание не развития вообще, законов развития вообще, а единого закономерного процесса развития материи, составленного последовательностью основных форм материи. Это - конкретно-всеобщая теория развития, опирающаяся на абстрактно-всеобщую теорию диалектики, но идущая дальше, к объяснению реальных ступеней развития мира и человеческой сущности.

    Диалектика имеет всеобщий, универсальный характер, т.е. присуща бесконечному миру. Развитие мира по диалектическим законам никогда не начиналось и никогда не прекратится, т.е. бесконечно. Вместе с тем диалектика, согласно Энгельсу, выступает в двух формах: объективной и субъективной. Объективная диалектика - диалектика развития объективного мира, т.е. природы и материальной основы общественной жизни. Субъективная диалектика - диалектика развития субъективного мира, прежде всего - человеческого мышления.

    Субъективная диалектика - отображение объективной, причем всегда неполное. Абсолютное совпадение субъективной диалектики с объективной возможно только при абсолютно полном познании мира, т.е. в бесконечном развитии мысли. Однако, будучи всегда неполной, субъективная диалектика, достигая уровня научной теории развития, способна схватить наиболее общие и принципиальные черты объективной диалектики. Почему и как это возможно - часть поставленной нами ранее философской проблемы как возможно достоверное научное мировоззрение.

    Субъективную диалектику можно представить более расчлененно, различив в ней диалектику логического мышления (диалектическую логику) и диалектику познания в целом. В этом плане диалектика выступает в трех формах: объективной диалектики, логики и теории познания. Впервые такое различение ввел Гегель. Ленин считал необходимым сохранить и углубить эту трактовку диалектики и в научной материалистической философии1 .

    Диалектика, как и философская наука в целом, выступает в качестве теории, т.е. объяснения развития в природе, обществе и мышлении, и метода, т.е. способа, подхода к познанию и изменению мира. Диалектическая теория лежит в основе диалектического метода, поскольку подход к познанию и действию определяется теоретическим пониманием мира. Сведение диалектики к методу и отрицание материалистического метода - одна из крупнейших ошибок, еще не до конца изжитая философской наукой.
    7.1.2. Основные принципы диалектики
    Основные принципы - наиболее широкие и фундаментальные положения науки, определяющие ее содержание и структуру. Законы науки, к которым нередко сводят основное теоретическое содержание науки, представляют собой конкретизацию ее основных принципов, опираются на последние. В математике основные принципы носят название аксиом, или постулатов, которые принимаются в математике без доказательств в обычном математическом (точнее, дедуктивном) смысле. Так, аксиомы евклидовой или неевклидовой геометрии не выводятся из каких-либо других теоретических положений, т.е. постулируются. Нередко постулатами называют любые положения науки, вводимые без доказательства. Однако такое словоупотребление является нестрогим. В точном смысле термина постулатами (аксиомами) располагает лишь математика. Попытки переноса понятия постулата, в его прямом значении, на философию приводят к истолкованию философии в агностическом кантианском духе как системы недоказуемых постулатов. Сказанное не означает, что в философии не могут постулироваться (во втором, нестрогом значении) те или иные положения, которые пока принимаются без доказательства. Однако для этого случая существует более строгий термин-гипотеза.

    В научной диалектике существуют два неравноценных основных принципа - всеобщей связи и развития.
    7.1.2.1. Принцип всеобщей связи
    С позиций диалектики мир представляет собой не механическое скопление независимых друг от друга вещей, явлений, процессов, а единое целое, пронизанное всеобщей связью. Ленин писал о «всемирной, всесторонней, живой связи всего со всем», в силу которой «каждое понятие находится в известном о т н о ш е н и и, в известной связи со всеми остальными»1 .

    Нетрудно заметить, что принцип всеобщей связи является составным элементом более широкого и фундаментального принципа материального единства мира. Последний имплицитно (скрыто) содержит в себе идею всеобщей связи, однако только научный материализм смог раскрыть глубинное материалистическое и диалектическое содержание этого принципа.

    Понятие всеобщей связи имеет многоплановый характер. Всеобщая связь представляет собой связь каждого единичного с каждым другим единичным. Но в то же время она своеобразно поляризирована: она есть связь каждого единичного, конечного, частного со всеобщим, бесконечным, целым. Понятие всеобщей связи включает понятие бесконечности, относится к бесконечному миру.

    Различают множество форм всеобщей связи. Каждая философская категория так или иначе отражает какую- либо всеобщую связь. Но существуют категории, специально отображающие формы всеобщей связи: непосредственные и опосредованные, внешние и внутренние, необходимые и случайные, причинно-следственные, возможные и действительные и т.д. Непосредственные связи - прямые связи между вещами, явлениями, процессами, связи без посредующих звеньев. Поскольку время существования каждой вещи конечно, число непосредственных связей вещи всегда ограничено. Так, в физическом мире, описываемом теорией относительности, число связей ограничено скоростью распространения физических взаимодействий, которая не может превышать скорости света с. Отсюда не следует, разумеется, что невозможны другие физические миры, где скорости взаимодействия ограничены иными пределами. Однако скорости взаимодействия всегда конечны.

    В отличие от непосредственных, опосредованные связи вещей имеют бесконечный характер: опосредованно каждая вещь связана с каждой. В процессе познания человек обнаруживает все более сложные, глубинные и неожиданные связи вещей.

    Внутренние связи - связи между внутренними элементами вещей, явлений, процессов. Внешние - связи между вещами, явлениями и т.д. Внутренние связи являются ведущими, определяющими. Деление на внутренние и внешние связи подвижно, относительно. Внутренние связи общества выступают в качестве внешних связей для каждого индивида. Для бесконечной материи все связи являются внутренними. Определяющая роль внутренних связей - выражение субстанциальности материи, ее существования «в себе», как «причины самой себя».

    Принцип детерминизма. В состав принципа всеобщей связи входит ряд элементов, именуемых нередко также принципами, выражающими какую-либо существенную сторону общего принципа диалектики. К ним относится прежде всего принцип детерминизма. В широком смысле детерминизм (от лат. determino - определяю) означает всеобщую обусловленность вещей, явлений, процессов: поскольку все взаимосвязано, каждый предмет, явление, процесс зависит от условий. Последние нередко делят на собственно условия, место и время. Так, Великая Октябрьская социалистическая революция не может быть правильно понята и оценена вне связи с вызвавшими ее историческими условиями. Предпринятые в последние годы попытки антисоциалистических сил представить Октябрьскую революцию как историческую ошибку, связаны с полным непониманием, точнее - извращением исторических условий мирового развития и совершенно определенными эгоистическими классовыми интересами. Вместе с тем новые исторические условия, связанные с современным этапом общественного развития, во многом вызванные влиянием Октябрьской революции, позволяют глубже понять как ее великое историческое значение, так и определенные ограниченности, а также допущенные впоследствии крупные ошибки и деформации.

    В узком смысле детерминизм означает причинную обусловленность. Признание причинной обусловленности каждого предмета, явления, процесса - необходимый элемент научного мышления, материализма и диалектики. Принцип причинности имплицитно входит в материалистическое решение основного вопроса философии, поскольку он означает, что каждая вещь, явление, процесс имеет объективное, материальное происхождение.

    Закон и закономерность. Одной из наиболее важных форм связей является закон. «...Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса»1. Отношение к проблеме закона - один из важнейших критериев оценки мировоззрения. Важнейшие признаки закона можно свести к следующим. Во-первых, закон есть повторяющаяся связь. Обнаружение повторяемости в явлениях - первый признак существования законов. Так, фиксация фактов превращения одних видов энергии в другие в строгих соотношениях привела к открытию закона сохранения энергии. Повсеместно наблюдаемая в живой природе гибель наименее приспособленных особей подготовила вывод Дарвина о существовании закона естественного отбора. Обобщение повторяющихся черт в исторических явлениях привело Маркса к открытию законов истории. Однако повторяемость как таковая еще не является достаточным признаком закона. В действительности мы встречаемся с разнообразными формами повторяемости, которые не имеют ранга законов и называются просто регулярностями. Опросы общественного мнения обнаруживают повторяемость определенных оценок того или иного события, которая отнюдь не является законом. Существует повторяемость на уровне явления, не затрагивающая его сущности.

    Во-вторых, закон представляет собой внутреннюю, существенную связь, момент или сторону сущности. Закон сохранения энергии, периодический закон Менделеева, закон естественного отбора, закон соответствия производственных отношений производительным силам - все они суть сущностные связи действительности. В-третьих, будучи стороной сущности, закон представляет собой необходимую связь, действует в определенном круге явлений с необходимостью.

    Наиболее важной чертой закона является то, что он определяет соответствующий ему круг явлений. В связи с этим следует уточнить традиционное в философской литературе определение закона как формы связи, которое отражает лишь одну сторону закона. Закон не сводится к связи, он представляет собой частицу или сторону сущности, имеет как функциональную (связь), так и субстратную стороны. Закон - своего рода «сила» или тенденция, определяющая течение реальных процессов. Закон - выражение активности материи, а не только связи явлений. Так, естественный отбор - принудительная тенденция живого, выражение глубинной тенденции жизни к самосохранению.

    Различают объективные законы, т.е. законы объективного мира, и законы духовного, субъективного мира, которые неверно определять как объективные законы. Весь опыт естественных, общественных и технических наук свидетельствует об объективном характере законов природы и материальной основы общественной жизни. Опираясь на эти свидетельства, диалектический материализм отвергает объективно-идеалистическую концепцию закона как выражения движущего духовного начала мира, субъективно-идеалистическую трактовку закона как удобного, сокращенного описания регулярных последовательностей ощущений, за которыми не скрывается какой-либо объективной реальности.

    Различают, далее, законы природы и общества. Главная особенность законов общества состоит в том, что они суть законы деятельности людей, обладающих сознанием и осуществляющих свою деятельность при большем или меньшем участии сознания. Тот факт, что человеческие поступки всегда преследуют более или менее осознаваемые цели, создает иллюзию, что сознание является конечной причиной человеческого поведения и, следовательно, истории. Эта иллюзия выступает в качестве первоисточника еще прочно укоренившихся у многих людей религиозных и идеалистических представлений. Одно из крупнейших открытий научной философии заключается в установлении того фундаментального факта, что взгляды людей в конечном счете определяются их материальным бытием.

    В современном естествознании большое значение приобрело различение динамических, или однозначных, и вероятностных, или статистических (стохастических), законов. Для динамических законов характерна строгая последовательность событий, в которой предыдущее однозначно определяет последующее. Переход одних форм энергии в другие однозначно определяется законом сохранения энергии, который не имеет вероятностного характера. Однозначной является и связь общественно-экономических формаций, если рассматривать «типический» путь исторического процесса. Из капитализма однозначно следует коммунистическое общество.

    Естествознанию ХIХ в. были известны преимущественно динамические законы. В науке XX в. преобладает, по-видимому, интерес к статистическим, вероятностным законам. Рядом ученых высказывалось мнение, что вероятностные законы — наиболее фундаментальные законы мира, в основе которого лежат флуктуационные, вероятностные процессы. Мир, с этой точки зрения, по своей фундаментальной природе — вероятностный мир. Это представление остается чрезвычайно спорным. Вероятностные законы связаны с таким аспектом реальности, в котором последняя выступает в виде множества событий. Рассматриваемая же в плане крупных ступеней развития действительность оказывается подчиненной скорее динамическим, однозначным законам. Химический мир возникает из физического по 'вероятностным (в известном плане) и однозначным законам. Таким же является возникновение жизни из химизма, общественной жизни из биологической. Развитие имеет одновременно вероятностную и однозначную детерминированную природу.

    Понятие закономерности имеет несколько значений. Прежде всего оно выражает тот факт, что явления подчинены определенным законам, т.е. протекают закономерно, осуществляются по мерам законов. В этом смысле мы говорим, что явления природы и общества имеют закономерный характер. Закономерностями называют также регулярные связи, по своей роли приближающиеся к законам, но не имеющие столь широкий и фундаментальный характер. Закономерностями называют также зарождающиеся законы.

    Весьма важной проблемой теории закона является отношение человеческой деятельности к объективным законам. В истории наблюдались две крайности в истолковании этого отношения: фатализм и субъективизм. С позиций фатализма объективные законы автоматически приводят к возникновению соответствующих явлений, что исключает какую-либо человеческую активность. Так называемые «легальные марксисты», выступавшие в России в 90-х гг. XIX в., считали, что объективные законы общества независимо от сознательной деятельности людей, классов и партий автоматически приведут к социализму.

    Своеобразные отголоски этого подхода возникли в связи с кризисом прежней модели социализма, когда некоторые стали утверждать, что Октябрьская революция 1917 г. была излишней, поскольку капитализм иными, мирными, средствами в конечном счете автоматически превратится в социализм.

    С позиций субъективизма отрицается существование объективных законов, а человеческая деятельность рассматривается как целиком направляемая субъективными интересами людей. Волюнтаризм, разновидность субъективизма, заключается в убеждении, что в развитии общества определяющим фактором выступает воля: воля творит историю. Фатализм и субъективизм могут выступать не в виде осознанной системы взглядов, а в форме теоретических и практических ошибок. Ряд ошибок такого рода был допущен в ходе строительства социализма в нашей стране, в особенности с приходом к власти группы Сталина. Они заключались в отказе от широкого развития товарного производства, насильственных формах коллективизации, репрессиях.

    С позиций научной философии человек должен познавать объективные законы, использовать их в своей деятельности, т.е. действовать в соответствии с законами, благодаря чему он способен преобразовывать мир, т.е. господствовать над природой и своей собственной судьбой. В последние десятилетия, под влиянием серьезного экологического кризиса, высказывалось мнение, что человек должен только приспосабливаться к объективным законам природы и, более того, «служить биосфере», а не господствовать над ней. Однако сам способ существования человека заключает в себе нечто большее, чем приспособление к среде, которое является характерным способом существования биологической, а не социальной жизни. Человек непосредственно живет тем, что отсутствует в природе и что он должен произвести, преобразуя природу. Однако, как предупреждал ещё Энгельс, господство человека над природой должно иметь научный, а не разрушительный характер, за который природа жестоко мстит.

    Почему объективные законы природы делают возможным создание человеком таких условий, предметов и явлений, которых в природе нет?

    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   40


    написать администратору сайта