Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.1.2.2. Принцип развития

  • 7.1.2.2.1. Движение и развитие

  • 7.1.2.2.2. Дискуссии о понятии развития

  • Ситуация буриданова осла

  • Открытие новой логики

  • 7.1.2.2.3. Понятие развития

  • Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеУчебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
    Дата10.03.2023
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrlov_V.V_Osnovy_filosofii.doc
    ТипУчебное пособие
    #978674
    страница24 из 40
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40

    Человек создает законы?

    Ограничивается ли деятельность человека только созданием новых, сверхприродных вещей? Может ли человек создавать новые объективные законы? Традиционно на этот вопрос отвечают отрицательно. Однако, поскольку вся социальная реальность — продукт человеческой деятельности, объективные законы социальной реальности являются, очевидно, результатом этой деятельности. Человек — высокоорганизованная материя, которая производит самое себя вместе с объективными законами своего существования. Всеобщим объективным законом высшей формы материи оказывается создание объективных законов своего существования.

    Принцип всеобщей связи, являясь принципом теории, выступает также в качестве одного из важнейших требований диалектико-материалистического метода. Коренным условием успеха познания и практической деятельности служит учет требования рассматривать мир в его всеобщих связях и опосредованиях. Ни одно явление, предмет, событие не может быть понято вне его связей с условиями. В современном мире само существование человечества ставится в прямую зависимость от учета взаимозависимого характера современного общества, различных общественных систем, а также взаимосвязей общества с природной средой.

    Методологический принцип всеобщей связи выражается в двух более конкретных методологических принципах: конкретно-исторического подхода и основного звена в цепи событий. Сущность конкретно-исторического подхода заключается в учете всех связей и опосредований явления. Классическим примером применения этого требования, вызывающим сейчас новый острый интерес, является вывод Ленина о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране в связи с неравномерным характером развития империализма. Ленин пересмотрел заключение Маркса о том, что социализм может победить только при условии, если социалистическая революция произойдет во всех крупных капиталистических странах мира. С позиций новых исторических условий Ленин, в отличие от Плеханова, меньшевиков, социал-демократии Западной Европы, пришел к заключению, что социалистическая революция может произойти и в относительно слабо развитом звене системы империализма. При этом рабочий класс и трудовое крестьянство, используя рычаги власти, могут в более короткие сроки и, главное, наименьшей для себя ценой (поскольку устраняется господство эксплуататорского класса) завершить решение задач экономического и культурного развития, не ожидая, пока это будет осуществлено капиталистическими средствами. Ленин понимал, что в России еще не вызрели все условия для непосредственного перехода к социализму, однако он справедливо считал, что эти условия могут наиболее успешно вызреть в условиях советской власти. Развитие советского общества, несмотря на известные деформации, подтвердило существование реальных возможностей перехода к социалистическому строительству, не ожидая полного вызревания предпосылок социализма в недрах капиталистического общества.

    Принцип основного звена исходит из того, что в процессе развития в каждый данный момент какое-либо одно звено играет решающую роль. Ухватившись за это звено, можно, по образному выражению Ленина, вытянуть всю цепь событий.
    7.1.2.2. Принцип развития
    Принцип развития — наиболее широкий и фундаментальный принцип диалектики. Развитие — процесс, охватывающий весь взаимосвязанный мир как целое. Всеобщая взаимосвязь — внутренняя характеристика развивающегося мира, сторона более широкого и всеохватывающего свойства материи —развития.
    7.1.2.2.1. Движение и развитие
    Движение — это изменение вообще, безотносительно к его направлению и результату. Развитие, если оставить пока в стороне его различные трактовки, понимается как возникновение качественно нового. При первоначальном подходе возникает впечатление, что развитие есть одна из частных форм движения. Такая концепция развития получила одно время широкое распространение в науке. С этих позиций движение следует рассматривать как всеобщее свойство материи, ее атрибут, а развитие — лишь как особенное, частное проявление его. При этом обычно развитие определяют как высшую форму движения. Изложенная трактовка развития имеет некоторые основания. Действительно, если рассматривать отдельные акты изменений, отдельные «примеры», то обнаруживается, что случаи развития, т.е. возникновения качественно нового, являются чрезвычайно редкими по сравнению со случаями просто изменений. Механические перемещения тел, циклические процессы в природе, масса рутинных событий в природе и обществе не содержат в себе никаких качественных новообразований. Простые изменения в природе количественно подавляюще преобладают. Давно подмечено, что в окружающей нас природе простые состояния безусловно преобладают над сложными. Так, видимая Вселенная в основном состоит из водорода и гелия, простейших химических элементов, остальные химические элементы составляют около двух процентов всей массы вещества. Возникновение живого — чрезвычайно редкий, по сравнению с массой физических и химических превращений, случай. Вероятность возникновения жизни в природных превращениях ничтожно мала. Так, по подсчетам Г. Кастлера, она оказывается равной 10-255, а Л.А. Блюменфельда даже 10-800 (по отношению к уровню аминокислот, полифосфатов и т.д.).По отношению же к уровню квантово-механических процессов вероятность возникновения жизни оказывается практически равной нулю.

    Многие исследователи утверждают поэтому, что развитие, как появление нового, более сложного, вообще чрезвычайно редкий «случай» в объективном мире. Однако изложенное понимание развития — весьма любопытный пример недиалектического образа мышления. Начать с того, что утверждение о развитии как высшей форме движения является парадоксальным и лишено смысла, ибо предполагает существование развития... до развития (поскольку; высшая форма движения должна была развиться из низших, т.е. развитие должно было уже существовать). Далее, с позиций этой концепции подавляющая часть мира не обладает способностью к развитию, которая затем почему-то возникает. Появление развития явно трактуется здесь как чистая случайность. Развитие невыводимо из движения и, следовательно, независимо от убеждений авторов концепции, оказывается привнесенным в материю извне, т.е. сотворенным. Избегнуть неминуемых парадоксов и бессмыслицы можно только в том случае, если развитие рассматривается как никогда не возникавшее, вечное всеобщее свойство материи.

    Развитие в некотором плане действительно выступает как более редкий «случай», чем акты движения. Однако обобщение по «частотному» признаку ошибочно. Движение — более простое свойство материи, которое обнаруживается поэтому в любых актах изменений. Развитие — более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений, в массе частных изменений. Сравнивать число простейших актов изменений с чрезвычайно редкими по сравнению с ними «случаями», например, появления живого из неживой материи, абсурдно. Возникновение живого — результат всего многообразного и сложного процесса химической эволюции мира, составленной из множества химических реакций. Идея развития как всеобщего свойства материи основана на более глубоком и целостном подходе. Развитие явственно обнаруживается прежде всего в смене основных форм материи (физической, химической, биологической, социальной), в крупных ступенях изменения каждой из них.

    Развитие включает в себя движение, движение — наиболее абстрактная сторона развития.


    7.1.2.2.2. Дискуссии о понятии развития
    В советской философской науке последних десятилетий возникли три существенно различные трактовки, или определения, развития, которые привели к глубоким теоретическим разногласиям. От истолкования центрального понятия диалектики зависит трактовка диалектики в целом. Дискуссия о развитии еще не привела к общепризнанному результату. Далее мы изложим различные точки зрения по вопросу о сущности развития. Читающий это пособие может самостоятельно сделать выбор наиболее обоснованной из них. Творческое изучение научной философии невозможно без глубокого знакомства с современными дискуссиями об основном сущностном признаке развития.

    Исторически первой в советской философской науке является трактовка развития как бесконечного движения от низшего к высшему, от простого к сложному. В период культа Сталина эта концепция получила ряд упрощений, трактовалась односторонне. Не учитывалось, например, существование круговоротов в развитии. Поэтому в 50-60-х гг. она была подвергнута критике рядом философов, выдвинувших определение развития как мирового круговорота (М.Н. Руткевич, С.Б. Морочник, И.Я. Лойфман, Д. Поликаров и другие)1. Согласно этой концепции, развитие материи есть круговорот (или круговороты), состоящий из двух равноправных процессов, или ветвей: прогрессивного (восходящего) и регрессивного (нисходящего) развития. К двум «формам развития» — прогрессу и регрессу добавляют нередко третью — так называемое «нейтральное» развитие, или «развитие в одной плоскости», без повышения или понижения сложности, т.е. не прогресс и не регресс. По мнению С.Б. Морочника, отрицание концепции круговорота «несовместимо с материалистическим пониманием природы»2 .

    Первоисточником концепции круговорота послужила идея Энгельса о круговоротах в развитии материи, о неизбежной гибели человеческого общества вследствие неизбежного угасания Солнца3 . Центральным моментом концепции мирового круговорота является постулат равносильности прогресса и регресса в мировом развитии, согласно которому прогресс и регресс одинаково распространены во Вселенной, находятся в равновесии, прогресс не преобладает в масштабах целостного мирового процесса. «...Прогресс в развитии материи на Земле не означает, что в космосе это направление развития господствует... Прогресс в строении материи на одних небесных телах необходимо дополняется другим, противоположным процессом — дезинтеграцией материи... Если в одних частях Вселенной преобладает прогресс, то в других — регресс... Восходящее развитие материи столь же неизбежно сменяется нисходящим. В космосе нет какого-либо преимущественного направления развития; если бы таковое было, то следовало бы признать начало Вселенной и ее конец»1 .

    Оценивая концепции развития, необходимо выяснить вытекающие из них последствия, их эмпирические и теоретические основания. Ближайшим следствием из концепции круговорота является заключение, что социальный прогресс неминуемо исчерпывается и в силу самой природы развития, природы человека, приводит к деградации последнего. Как видим, эта концепция не может быть заподозрена в излишнем «космическом оптимизме». Более далеким, но логически неизбежным, является вывод о конечном качественном и количественном многообразии материи, ибо круговорот (или круговороты) имеет начальный, низший и конечный, предельный, высший уровни развития. Следует признать, с этих позиций, что материя имеет наинизший, наипростейший, и наивысший, наисложнейший уровни. Это заключение невозможно совместить с фундаментальными положениями диалектического материализма.


    Ситуация

    буриданова осла
    Постулат равносильности прогресса и регресса не имеет никаких надежных эмпирических оснований, поскольку все естествознание и история свидетельствуют о безусловном преобладании в видимой Вселенной прогресса. Эмпирически более или менее полно это просматривается в пределах от гипотетического сингулярного состояния до современного состояния видимой Вселенной. Рассматривая логические основы постулата, нельзя не заметить, что в его фундаменте лежит неразрешимая логическая ситуация, известная в науке под названием ситуации буриданова осла: голодный осел, слева и справа от которого на равных расстояниях находятся пучки сена, не может сделать выбора. При равенстве прогресса и регресса в «самом фундаменте материи» развитие оказывается невозможным2 .

    Рассматриваемый постулат невыводим из каких-либо теоретических положений диалектического материализма. Более того, идея равновесия, равноценности прогресса и регресса в мировом развитии может быть связана только с принципом равновесия противоположностей, который научная диалектика отвергает.

    Добавим также, что отсутствуют какие-либо доказательства действительного существования нейтрального, по отношению к прогрессу и регрессу, процесса развития. Биологические приспособления типа идиодаптаций, на которые обычно ссылаются, представляют собой прогрессивные или регрессивные изменения в рамках одного крупного уровня биологической эволюции.

    Концепция развития как необратимых качественных изменений (С.Т.Мелюхин, Е.Ф. Молевич, В.С. Тюхтин1, и другие) сохраняет ряд основных положений концепции круговорота, но стремится исправить последнюю, рассматривая круговорот как момент необратимого движения. Она представляет поэтому шаг вперед, однако, по нашему мнению, тоже не может быть принята. Эта концепция включает главный постулат предыдущей — о равносильности и равнозначности прогресса и регресса, о существовании трех равноправных «форм развития», включая «нейтральное». Основным общим признаком развития авторы этой концепции считают необратимые качественные изменения. Понятие необратимости фиксирует одну из существенных сторон развития, однако оно имеет слишком бедное содержание, ибо отображает только тот факт, что развитие может идти «туда» и не может идти «обратно». Необратимость поэтому не может служить в качестве общего определения развития и должна входить как подчиненный момент в более содержательное и глубокое определение. Понятие необратимости не может служить основой построения теории диалектики, из него невозможно теоретически «вывести» законы и категории последней.


    Открытие

    новой логики?
    Концепция необратимых качественных изменений трактует развитие как движение от «одного» к «другому», которые рассматриваются не как низшее и высшее, простое и сложное, а как совершенно нейтральные к признаку усложнения. Эта концепция, таким образом, фактически делает заявку на открытие неизвестной до сих пор логики переходов одного в другое, не находящую никаких фактических и теоретических подтверждений. Как уже говорилось, существование «одноплоскостного» или «нейтрального» развития никем не было доказано. Если из одного возникает другое, то последнее есть или более сложное (прогресс), или более простое (в случае регресса). Но как понять возникновение «другого», если о нем нечего сказать, кроме того, что оно есть просто иное, чем предшествующее?

    В основе концепции необратимых качественных изменений лежит способ обобщения по методу простой индукции: если существуют два противоположных процесса — прогресс и регресс, то общим признаком развития является «третий» признак—необратимые качественные изменения. Мы покажем далее, что диалектике свойствен иной способ мышления противоположностями, когда последние не подводятся под «общее» третье понятие. Наиболее полное и глубокое объяснение развития дает, по нашему мнению, концепция развития как бесконечного движения от низшего к высшему, от простого к сложному, включившая в себя все положительное содержание концепций круговорота (признание существования круговоротов как подчиненных элементов развития) и необратимых качественных изменений (признание необратимого характера развития).

    Какой концепции развития придерживались основатели научной философии — Маркс, Энгельс и Ленин? В исследованиях, часть которых была приведена в сноске на одной из предыдущих страниц, показано, что классики научной философии трактовали развитие как бесконечное движение от низшего к высшему. Однако путь развития научной диалектики был сложным и противоречивым. Нередко в прошлом его изображали как гладкий процесс непрерывных теоретических побед. Между тем, материалистическая диалектика в своем развитии встречалась с огромными трудностями и даже кризисами. Важнейший из них проявился во взглядах Энгельса. Энгельс определял развитие как «бесконечное восхождение от низшего к высшему»1. Однако такое понимание развития, следовавшее из общего духа науки, сталкивалось с огромной трудностью, поскольку из непосредственных фактов естествознания следовало, что мыслящие существа на Земле неизбежно должны погибнуть (в связи с угасанием Солнца) и, следовательно, движение от низшего к высшему должно обязательно сменяться деградацией. В связи с этой трудностью Энгельс выдвинул гипотезу вечного круговорота материи.

    Диалектика в XIX в., таким образом, еще не имела своего вполне адекватного основания в естественных и социальных науках и во многом являлась гениальным предвосхищением. Однако современная научно-техническая революция, открывшая эру освоения космоса, сняла сильнейшее возражение против диалектики. Наука XX в. создала адекватную основу для материалистической диалектики. XX в. поэтому — подлинный век материалистической диалектики. Заметим, что первым, кто снял «заклятие» с идеи бесконечного развития, был наш великий соотечественник К.Э. Циолковский, который в этом отношении пошел дальше Энгельса. «Мрачные взгляды ученых о неизбежном конце всего живого на Земле от ее охлаждения вследствие гибели солнечной системы,—писал Циолковский,—не должны иметь теперь в наших глазах достоинства непреложной истины. ...Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен»2 .


    7.1.2.2.3. Понятие развития
    Развитие — бесконечное движение от низшего к высшему. Понятия высшего и низшего выступают в качестве двух важнейших категорий теории развития. Высшее первоначальным образом может быть определено как более сложное, чем низшее. Поскольку в мире не существует ничего абсолютно простого, сложное и простое выступают как градации или ступени сложности и могут быть определены через это понятие.

    Для этого необходимо предварительно ввести весьма широко используемое в науке понятие содержания - в смысле «все, что содержится в предмете». Содержание в широком смысле слова - это совокупность всех «признаков» предмета - его свойств, качеств, связей, сущности, формы и содержания (в узком смысле слова) и т.д. Более сложное - это более содержательное, обладающее бóльшим многообразием, богатством содержания. Понятие многообразия («богатства») содержания - важнейший признак сложности. Однако каждая вещь - не просто многообразие (М) всевозможных признаков, но и их единство (Е). Единство, или интегрированность, - второй важнейший признак сложности. Газовая смесь водорода и кислорода и их интеграция в виде воды - качественно различные химические состояния.

    Сложность, таким образом, есть интегрированное многообразие. Символически это можно представить в виде дроби . Развитие, на этом уровне анализа, можно определить как рост многообразия содержания. При этом рост понимается не только в количественном, но и в качественном смысле, как возникновение новых качеств, несущих в себе большее богатство содержания. В понятии сложности как интегрированного многообразия угадываются скрыто содержащиеся в нем другие категории диалектики, в том числе самая мощная из них — противоречия.

    Каждая из основных форм материи представляет собой существенно большее богатство содержания, чем предыдущая. Так, химический мир, возникающий на основе многообразия пяти физических элементов (протонов, нейтронов, мезонов, электронов, виртуальных частиц), состоит уже из свыше ста химических элементов, которые образуют 1012 видов белков и 1010 видов нуклеиновых кислот. Сочетания белков и нуклеиновых кислот образуют еще более грандиозное многообразие химических соединений. Если исходных химических элементов свыше ста, то многообразие биологических видов измеряется десятками миллионов. Многообразие человеческих индивидов практически не ограничено, а в бесконечном развитии человечества — бесконечно.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   40


    написать администратору сайта