Главная страница
Навигация по странице:

  • 8.3.4. Мышление и язык

  • 8.3.5. Обыденное познание

  • 8.4. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ 8.4.1. Сущность научного познания

  • Сущность мыслительного творчества

  • Величие и мощь мысли

  • Умение мыслить нелогично!

  • 8.4.2. Факты — источник научного знания

  • Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеУчебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
    Дата10.03.2023
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrlov_V.V_Osnovy_filosofii.doc
    ТипУчебное пособие
    #978674
    страница36 из 40
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

    Наука как логика
    Логика науки. Наряду с тремя рассмотренными уровнями логики существует также конкретная логика науки или логика вещей, имеющая специфический характер в каждой отрасли знания. Если понимать под логикой способ мышления, способ оперирования понятиями, то следует признать, что этот способ зависит не только от общих свойств вещей и их связей, фиксируемых формальной и другими логиками, но и от специфических свойств и связей каждой отдельной области предметного мира. Каждая наука поэтому выступает в качестве логики. Ясно поэтому, что существуют конкретные логики физики, химии, биологии, социальных и других наук.

    Эти логики определяются прежде всего специфическими способами существования и развития основных форм материи, которые были рассмотрены нами ранее. Так, логика физики определяется масс-энергетическим характером взаимодействий, логика химии — над-массэнергетическим субстратным синтезом, логика биологии — превращениями и т. д. Существуют также конкретные логики в рамках каждой из фундаментальных отраслей знания. Логика теории Ньютона коренным образом отличается от логики теории относительности, ибо с позиций последней логично мыслить пространство и время изменчивыми, зависимыми от движения и тяготения, что оказывается логическим абсурдом в рамках ньютонианского мышления.
    8.3.4. Мышление и язык
    Абстрактное мышление может существовать только в языковой форме. Язык — «непосредственная действительность мысли» (Маркс). Язык представляет собой сложнейшую знаковую систему, имеющую словарный запас и грамматический строй. Основной единицей языка является слово. Слово — это материальное явление, имеющее три формы — звуковую, как основную, произносимую (речедвигательную) и видимую. Слово связано со значением, основным компонентом которого выступает понятие.

    Язык как материальная знаковая система неразрывно связан с системой значений, которая в конечном счете представляет собой совокупность всех понятий, созданных обществом. Вместе с тем система значений имеет свою собственную единицу — отдельные значения, которые не полностью совпадают с понятиями (каждое — с определенным понятием). Таким образом, одна и та же область человеческой деятельности — мышление имеет две структуры. В гносеологическом и логическом планах она представляет собой систему понятий. В отношении к языку мышление выступает как система значений слов.

    Неразрывная связь мышления и языка отнюдь не означает, что мышление является частью языка, как это утверждается в неопозитивистской философии языка, превращающей язык в некое целое, частями которого выступают все формы духовной культуры общества. Поскольку значение лишь связано со словом, но не является частью слова, язык так же связан с мышлением, но не включает его в себя как свою часть. Духовная культура общества, прежде всего мышление, представляет собой содержание, в то время как язык выступает в качестве формы, в которой это содержание непосредственно существует. Язык — материальное средство возникновения и существования мышления, духовной культуры вообще.

    Духовная культура развивается по своим собственным законам, отличным от законов развития языка. Она находится в глубокой зависимости от общественно-экономических формаций и претерпевает глубокие изменения с преобразованием экономических, классовых, социальных устоев общества, в то время как язык остается более стабильным и не имеет классового характера. Мышление подчиняется законам логики, но не законам развития языка, хотя и зависит от последних.

    Язык является средством формирования, сохранения и передачи мысли. Понятие, отделяясь от наглядных представлений, теряет опору в наглядности, образности и должно поэтому получить некоторую иную чувственно фиксируемую опору. Такой опорой, по оценке И.П. Павлова, становятся материальные явления, выступающие в качестве абстрактных раздражителей, не имеющих конкретного сходства с вещами, т. е. знаки. Слово, как материальное явление, становится «ядром конденсации» смысла (значения), выходящего за пределы наглядного образа. Одной из важнейших функций языка является сигнификативная функция (функция обозначения).

    Мышление понятиями возникает на основе совместной трудовой деятельности людей как необходимое средство общения между ними. Поэтому оно должно было приобрести такую материальную форму, которая служила бы средством обмена мыслями между людьми. Коммуникативная функция является второй важнейшей функцией языка.

    Природа и функции языка выражают глубинную социальную, родовую сущность человека. Язык — одно из важнейших средств развития родовой и индивидуальной сущности человека.

    Различают естественные, стихийные, возникающие в ходе формирования и развития человеческого общества, и искусственные, специально создаваемые для целей познания, управления техникой и т. д. языки. Искусственные языки возникают и развиваются на основе естественных языков. В настоящее время на Земле насчитывается свыше 2500 естественных языков.

    В силу абстрактности языкового знака язык обладает неограниченными возможностями развития, аналитической и синтетической деятельности, направленной на изменение языка. Благодаря этому язык становится средством бесконечного развития человеческой мысли, человеческой сущности вообще.
    8.3.5. Обыденное познание
    Обыденное познание связано с решением вопросов, возникающих в повседневной жизни людей, текущей практической деятельности, быту и т. д. В обыденной жизни человек познает существенные стороны вещей и явлений природы, социальной практики, быта, которые вовлекаются в сферу его повседневных интересов. Обыденный человеческий эмпиризм неспособен углубляться в законы действительности. В обыденном познании действуют преимущественно законы формальной логики, достаточные для отображения сравнительно простых сторон человеческой жизни.

    Будучи более простым, обыденное познание однако изучено заметно меньше, чем научное. Мы ограничимся поэтому изложением некоторых его особенностей. Обыденное познание основывается на так называемом здравом смысле, т. е. представлениях о мире, человеке, обществе, смысле человеческих поступков и т. д., сформировавшихся на основе повседневного практического опыта человечества. Здравый смысл — норматив или парадигма обыденного мышления. Важным элементом здравого смысла является чувство реальности, которое отображает исторический уровень развития повседневной жизни людей, общества, их нормы деятельности.

    Здравый смысл историчен — на каждом уровне развития общества он имеет свои специфические критерии. Так, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли. Позднее такое представление становится нелепым. Здравый смысл, или рассудок, испытывает влияние более высоких уровней мышления, научного познания. На каждом историческом этапе в здравом смысле, его нормах отлагаются результаты научного мышления, освоенные большинством людей и превратившиеся в нечто привычное. С усложнением повседневного человеческого быта в сферу здравого смысла переходят все более сложные представления, нормативы, логические формы. Компьютеризация быта обусловливает вторжение в обыденное познание «компьютерных форм мышления». Хотя обыденное познание всегда будет представлять собой относительно простой уровень познания, в настоящее время можно говорить о своего рода онаучивании повседневной .жизни и здравого смысла.

    В силу своей относительной простоты и консервативности обыденное познание несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли, иногда целых «массивов» мышления минувших веков. Так, религия, имеющая пока еще широкое распространение, представляет собой не растаявший айсберг первобытного мышления с его логикой, основанной на внешних аналогиях, глубинным страхом перед миром и неведомым будущим, надеждой и верой в сверхъестественное.

    Вырабатываемый под влиянием повседневной практической деятельности здравый смысл несет в себе и стихийно материалистическое, а в современном мире нередко — и диалектическое содержание. В формах, присущих обыденному познанию, глубинное философское содержание выражается в народных приметах, пословицах и поговорках.

    Материалистическая философия всегда в значительной мере опиралась на здравый смысл, непрерывно рождавшийся повседневной человеческой практикой. Вместе с тем здравый смысл всегда ограничен и не располагает гносеологическими и логическими средствами решения сложных проблем человеческого бытия. Здравый смысл, — писал Энгельс, — этот «весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования»1 .

    Здравый смысл сам по себе не схватывает противоречивости предметов, единства волновых и корпускулярных свойств и т. д. Однако, как уже отмечалось, происходит онаучивание здравого смысла и вряд ли можно отрицать, что противоречивость бытия станет логической нормой и обыденного познания.

    История показала, что реакционные движения в общественной жизни всегда стремились использовать негативные стороны обыденного познания, его ограниченности. Так поступает и современный антикоммунизм, использующий известный прием отождествления социализма и марксизма со сталинизмом.

    Повседневная жизнь, разумеется, не сводится к деятельности типа «кухонного обихода», повседневная трудовая деятельность, связанная с современным производством, предполагает решение сложных проблем, приближающих обыденное познание к границам, отделяющим его от научного.
    8.4. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

    8.4.1. Сущность научного познания
    Научное познание — высший уровень логического мышления. Оно направлено на изучение глубоких сторон сущности мира и человека, законов действительности. Для познания глубоких сущностных сторон мира и человека недостаточно форм и средств обыденного мышления, необходимы сложные логические формы мышления, научные эксперименты и наблюдения, методы и методики. Логика науки опирается на те же общие формы и средства логического познания, что и обыденное мышление, однако в их наиболее сложном виде. Математическая и диалектическая логики, логика науки как таковые применяются почти полностью только в научном познании.

    Концентрированным выражением научного познания является научное открытие, т. е. обнаружение неизвестных ранее существенных свойств, явлений, законов или закономерностей. К ним можно отнести, например, выявление новых элементарных частиц, новых групп химических соединений, неизвестных ранее видов животных или растений, новых свойств физических, химических и т. д. объектов. В СССР впервые в мире была введена регистрация научных открытий, понятие открытия получило юридическое оформление. Хотя обычно понятие открытия, юридически закрепленное, относится лишь к естественным наукам, открытия совершаются также и в общественных науках.


    Сущность

    мыслительного

    творчества
    Сущность мыслительного творчества — одна из интереснейших проблем философии, психологии, науки вообще. Каким образом происходит скачок от незнания к знанию? Каким способом произошел переход от ньютоновской механики к теории относительности? Как сможет мысль перейти к следующей, более фундаментальной теории, чем релятивистская физика? Каким образом наука окажется способной проникнуть в следующий, более глубокий пласт человеческой сущности?

    В истории науки существовали две крайние трактовки природы мыслительного творчества. С одной из точек зрения мыслительное творчество есть внезапный, спонтанный процесс озарения, возникающий из глубин бессознательной интуиции. С противоположной интуитивизму точки зрения творчество — результат механического поиска правильного решения задачи по методу «проб и ошибок» (ассоцианизм, бихевиоризм). Включая долю истины, обе концепции, однако, не дают научного решения проблемы творчества, поскольку абсолютизируют ту или иную его сторону.

    Мыслительное творчество имеет две стороны: содержательную и формальную. С первой стороны творчество есть получение нового мыслительного содержанияобнаружение нового качества, свойства, закономерности и т. д. В этом аспекте коренной вопрос заключается в том, каким образом человек способен синтезировать новую мысль. Новое, в особенности принципиально новое, есть нечто непохожее на прежнее, известное. Новое обладает новизной, которая выступает, с позиций старого и привычного, как странность. Загадка творчества — это загадка преодоления мыслью барьера странности.

    Странность — важнейшая черта каждого нового крупного открытия. Странность означает, что открытое явление имеет не только привычные, известные черты, но и некоторые новые, неизвестные, невыводимые из установленных ранее, «странные». Так, принципы квантовой механики и теории относительности, имея определенную связь с принципами классической физики, не могут быть выведены из прежней физики. Невыводимость странности из уже известных свойств действительности означает, что странность в определенном смысле характеризуется неожиданностью и непредвидимостью. Эта сторона творчества получила искаженное объяснение в интуитивизме.

    Каким образом в мысли может возникнуть то, что в ней никогда не было и что, следовательно, не вмещается в привычные каноны мысли? Нетрудно заметить, что проблема мыслительного творчества возвращает нас к парадоксу развития, возникновения нового. Диалектика, разрешающая этот парадокс, выступает в качестве теоретической основы теории мыслительного творчества.


    Величие и мощь

    мысли
    Мысль, мыслительное творчество — высшая, наряду с материально-практической деятельностью человека, форма активности. В универсальной природе человека как микрокосма, несущего в себе, в сокращенном и интегрированном виде, основные результаты бесконечного развития мира, заложена разгадка способности человека к мысленному воспроизведению любых качеств бесконечно многообразного мира. Величие и достоинство человека проявляются в том, что в мире не существует качеств и сущностей, которые были бы недоступны человеческой мысли.


    Умение мыслить

    нелогично!
    В формально-логическом плане мыслительное творчество должно обладать, очевидно, какими-то логическими инструментами преодоления барьера сложности (странности). Мыслить творчески — значит мыслить логично. Однако в одном из своих наиболее важных аспектов творчество выступает также как умение мыслить... нелогично! Любое крупное открытие, принципиально новая теория, возникают как нарушение прежней конкретной логики, логики вещей. Теория относительности возникла как явное и глубочайшее нарушение логики теории Ньютона, с позиций которой абсурдно мыслить пространство, время, массу как переменные. По замечанию одного известного ученого, ЭВМ стоит несомненно ниже человека, ибо она мыслит «идиотски логично»!

    Прорыв мысли в новую крупную область действительности означает появление новой предметной логики науки. Мыслительное творчество выступает, следовательно, как творчество новой логики. Однако каким бы нелогичным ни было научное мышление в указанном смысле, оно всегда подчиняется законам формальной и диалектической логики. Последняя фиксирует не частные, а всеобщие свойства и законы действительности и поэтому служит важнейшим инструментом мыслительного творчества.
    8.4.2. Факты — источник научного знания
    Научное познание имеет два уровня или ступени — эмпирический и теоретический. Эмпирический непосредственно связан с предметом научного исследования и включает два компонента — чувственный опыт (ощущения, восприятия, представления) и их первичное теоретическое осмысление, первичную понятийную и терминологическую (дискурсивную) обработку. Теоретический уровень научного познания заключается в дальнейшей обработке эмпирического материала, выведении новых понятий, идей, концепций.

    Деление на эмпирический и теоретический уровни основывается на более фундаментальном различении чувственной и логической ступеней познания, но не совпадает с ним. Граница между эмпирическим и теоретическим проходит выше границы, разделяющей чувственное и логическое. Эмпирическое познание включает чувственное и его первичную научную обработку.

    Эмпирическое познание использует две основные формы (метода) изучения — наблюдение и эксперимент. Основной единицей эмпирического знания выступает знание научного факта. Наблюдение и эксперимент — два источника этого знания.

    Наблюдение — это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности. Оно может быть свободным, производиться с помощью лишь человеческих органов чувств, и приборным, осуществляющимся посредством приборов, являющихся продолжением и усилением человеческих органов чувств. В свою очередь приборное наблюдение включает две существенно различающиеся формы, связанные с различием приборов. Одни приборы лишь увеличивают интенсивность внешних воздействий, не меняя их качественно. Таковы, например, оптические микроскопы и телескопы. Другие приборы осуществляют качественное преобразование внешнего воздействия, превращая его в чувственно воспринимаемое человеком. Так, радио- и рентгеновские телескопы превращают соответствующие воздействия в доступные человеку электромагнитные колебания. Микромир познается с помощью макроприборов, преобразующих качество микрообъекта в макроскопическое.

    В современной науке резко возрастает роль приборов второго рода, что существенно усложняет процесс познания. Важнейшая философская проблема приборного наблюдения заключается в том, искажает или адекватно передает прибор второго рода собственную природу исследуемого объекта? Как уже отмечалось, В.А. Фок считал, что, поскольку макроприбор состоит из микрообъектов, он должен адекватно передавать их природу. Однако это решение представляется недостаточным, поскольку макроприбор все же качественно отличен от микрообъектов и, следовательно, должен редуцировать качество микрообъектов к своему качеству. К сильному аргументу В.А. Фока, очевидно, следует прибавить, что макромир и макроприбор сложнее микромира, природа микромира включена, содержится в природе макроприбора и поэтому последний способен воспроизводить микромир адекватно. Обоснование объективности и достоверности физики микромира возможно на основе философской концепции единого закономерного мирового процесса.

    Научное наблюдение основывается на некотором предварительном понимании предмета наблюдения и осуществляется на базе программы наблюдения.

    Эксперимент — изучение предметов посредством их целенаправленного изменения. Эксперимент представляет собой активное вмешательство в объективные процессы с целью изучения «поведения» объекта в результате его целенаправленного изменения. Включая реальное изменение материального объекта, эксперимент выступает в качестве одной из форм практической деятельности.

    Необходимыми компонентами экспериментальной деятельности являются экспериментальная программа и экспериментальная техника. В эпоху современной НТР происходит быстрый рост сложности и поэтому стоимости технического базиса общества. Техника современной ядерной физики и космических исследований требует многомиллиардных расходов, объем которых непрерывно возрастает. Логично предположить, что в будущем, в ходе формирования открытого Марксом научного, или всеобщего, труда главным компонентом технического базиса общества станет экспериментальная техника, а не техника, непосредственно связанная с производством предметов потребления.

    Необходимым условием эксперимента является его воспроизводимость. Отсутствие повторяемости экспериментов — признак либо не сложившейся, либо так называемой патологической, мнимой науки. Весьма уязвимым местом парапсихологии служит слабая воспроизводимость экспериментов, отсутствие достоверной статистики.

    Непосредственным источником научного знания являются факты. Факт — это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом называют реальное событие объективного или субъективного (духовного) мира, если оно зафиксировано сознанием, т. е. «стало фактом для нас». Следует подчеркнуть, что фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного, правдивого регистратора событий. Соотнесенность события, определяемого в качестве факта, с его регистрацией не должна ничего изменять в реальном содержании факта, ибо в противном случае последний перестает быть фактом.

    Из сказанного однако не следует, что регистрация факта, ее средства, формы, надежность и т.д. не имеют существенного значения. Напротив, с усложнением предмета науки, ее проникновением в глубокий микромир и далекий космос, в глубинную сущность человеческого существования происходит усложнение средств, форм, методов сбора фактов. Одним из таких средств регистрации фактов выступает язык, естественный и искусственный. Исследование языковых (дискурсивных) способов фиксации фактов успешно проводились, например, в рамках неопозитивистской философии. Согласно ее представлениям простейшей исходной формой дискурсивной регистрации фактов являются «протокольные предложения» типа: «Сейчас идет дождь», «Наполеон умер в 1821 г.».

    Способность сознания фиксировать факты, «вырезать» атомарные события из непрерывного «континуума бытия» обусловлена универсальностью человеческого сознания и языка.

    Чем сложнее факты, тем более сложные способы и формы их регистрации применяются наукой. Если наука XIX в. зачастую стихийно сталкивалась с новыми фактами, противоречащими принятым взглядам, то в XX в. физика целенаправленно ищет факты, которые вступили бы в противоречие, например, с общей теорией относительности. Для поиска новых фактов науке XX в. требуется непрерывное движение теории, которая указывала бы, в каком направлении следует искать эти факты. При этом всякая существующая теория, обусловливая определенный угол зрения, всегда создает и определенные помехи поиску новых фактов, поскольку последние можно и не заметить, если возникли определенные теоретические предубеждения. Такого рода предубеждения, обусловленные влиянием сталинизма, не позволили своевременно заметить и оценить факты, свидетельствующие о грубых деформациях теории и практики социалистического строительства.

    Творческое развитие науки предполагает формирование у ученого способности объективно-реального подхода к действительности, стихийного или сознательного диалектико-материалистического метода исследования. Открытость фактам — признак здоровой науки, творческого развития теории. В состязании различных философских теорий мира и человека, различных философских методов в современную эпоху окончательно утвердится та теория (и метод), которая, с одной стороны. накладывает на творческую мысль наименьшее число частных, преходящих ограничений, с другой — наиболее активно ориентирует мысль на поиск новых качеств, сущностей, законов в бесконечно многообразном мире.

    Важнейшим императивным свойством фактов является их принудительная сила: в системе плодотворно развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов и т. д. Нетрудно понять, что факты обладают принудительной силой только тогда, когда исследователь или общество в целом способны это понять, т. е. при условии объективно-реального подхода к действительности, на основе действительных требований общественно-исторической практики. Благодаря своей принудительной силе факты навязывают мысли новую логику, новые подходы, позволяют преодолевать «барьер странности».
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


    написать администратору сайта