Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
Скачать 4.25 Mb.
|
8.5. ИСТИНА Что есть истина? Непосредственная цель познания — постижение истины, т.е. действительного знания о мире и человеке. Вопрос об истине — заостренная форма вопроса о сущности человеческого познания, способности человека познавать мир и самого себя. Материализм прошлого дал в принципе, по своему основному духу, правильное решение вопроса о познаваемости мира, о способности человека к постижению истины как адекватного отражения действительности. Однако старый материализм, в силу недостаточной развитости, слабой научной базы общества, зачастую недиалектичности (материализм XVII-XVIII вв.) не смог дать научной концепции истины. Одним из коренных недостатков его представлений об истине, общим с идеализмом прошлого, была неспособность понять, что является конечным критерием истины. С позиций объективного идеализма Гегеля истина — объективный процесс самопознания логической идеи, в котором каждая последующая ступень выступает в качестве истины предыдущей: истина бытия — в сущности, истина сущности бытия — в понятии и т.д. По Гегелю, логическая идея в конце концов достигает абсолютной истины, приходит к абсолютному тождеству с собой. Такая концепция истины также была далека от ее научного понимания, однако чрезвычайно ценной стороной философии Гегеля была попытка представить истину как вечный процесс развития. Абсолютная истина как тождество идеи с самой собой представляла по Гегелю вечное движение, жизнь. Для субъективного идеализма истина — лишь осознание человеком своих собственных ощущений, в каком бы варианте эта трактовка не возникала. Так, для махизма истина — сокращенное описание человеческих ощущений («элементов мира»). Русский махист А.А. Богданов считал, что истиной является любая мысль, которая организует людей к деятельности, истина — «организующая форма человеческого опыта». С этих позиций истинной оказывалась религия, любая реакционная идеология, поскольку она организует людей на определенные действия. Неопозитивизм, одно из основных направлений буржуазной философии XX в. (Рассел, Карнап, Витгенштейн, Айер и др.), трактовал истину в традиционном для субъективного идеализма духе, пытался создать развернутую теорию истины, опираясь на односторонне понятые проблемы математики, логики, физики, лингвистики. Лишая истину объективного основания и смысла, неопозитивисты по существу свели проблему истины к проблеме смысла предложений науки. Они стремились выяснить критерии, на основе которых те или иные научные утверждения могут быть признанными имеющими смысл. С точки зрения неопозитивизма в эмпирических науках (науках, опирающихся на эмпирические исследования) имеют смысл те утверждения, которые могут быть верифицируемы, т.е. выведены из «атомарных фактов», «капель опыта». Последние представляют собой не что иное, как совокупности ощущений. «Атомарные факты» фиксируются первоначально в «протокольных предложениях». Концепция верификации имела определенное положительное содержание, поскольку исследование соответствия утверждений науки ее эмпирическому базису, в конечном счете — ощущениям является важной задачей философии и частных наук. Однако с этих позиций оказывались необъяснимыми, т.е. не верифицируемыми положения философии, которые следовало поэтому считать не имеющими научного смысла. Довольно скоро обнаружилось, что не верифицируемыми, или трудно верифицируемыми, являются и наиболее общие положения частных наук, например, общей теории относительности, и, что оказалось убийственным для неопозитивизма, сам принцип верификации был принципиально не верифицируем. Теоретический тупик, в который зашла философия неопозитивизма (уступившая место постпозитивистским течениям), был неизбежным следствием его исходных позиций — отказа от признания объективного мира, основного вопроса философии, признания познаваемости мира и т. д. Впоследствии принцип верификации был дополнен более слабыми принципами, которые имели определенное положительное значение для анализа научного мышления, но не исправляли исходных недостатков позитивизма: подтверждаемости, когеренции, фальсификации. Для наук типа математики и логики неопозитивизм выдвинул принцип конвенциализма (от лат. conventio — соглашение), согласно которому имеют смысл те утверждения науки, которые соответствуют принятым между учеными соглашениям, конвенциям. Так, конвенциями являются математические аксиомы. При этом выбор конвенций обусловлен соображениями не соответствия объективному миру, а удобства, целесообразности и в конечном счете имеет довольно произвольный характер. Конвенциализм имел некоторые положительные моменты, поскольку отображал одно из действительных свойств человеческого познания — возникновения положений, формулируемых в результате соглашений между учеными. Однако конвенциализм игнорировал тот неопровержимый факт, что в конечном счете любые теоретические соглашения, претендующие на научную значимость, должны иметь объективные основания. Математические аксиомы отнюдь не являются чисто конвенциальными продуктами: они отображают свойства и отношения объективного мира. Объективная истина. Истина, или, иначе, объективная истина — адекватное, соответствующее действительности отражение (внешнего мира или человека). Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» сформулировал более «сильное» определение объективной истины как «такого содержания, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества»1 . Оценивая знания, их значение для человека, мы выясняем прежде всего, соответствуют ли они объективной реальности, объективному положению дел или являются ошибочными, ложными, иллюзорными. Взгляды, представления, теории, взятые вне отношения соответствия объективной реальности, лишены для нас смысла. Индивиды, группы, классы, общество в своей деятельности могут определенное время опираться на ошибочные взгляды, теории, религиозные представления и т. д. Однако если ошибочные взгляды и выступают до известной границы «организующей формой человеческого опыта», они не приобретают от этого достоинства истинности и в конце концов приводят к отрицательным результатам. Так, закончился крахом «эксперимент» истории построить жизнь общества на основах безраздельно господствующей религиозной идеологии (в эпоху феодализма). Глубокий кризис капитализма 1929/1932 гг., поставивший капиталистическую систему под угрозу полного краха, нанес сильный удар по идеалам «свободного предпринимательства», что заставило капитализм прибегнуть к мерам, которые нельзя истолковать иначе, как вынужденные заимствования опыта развития социализма. Конкретность истины. Всякая объективная истина конкретна. Конкретное (от лат. concretus — сгущенный, уплотненный) — это «единство многоразличного» (Маркс), или, иначе, действительность во всем многообразии ее сторон, связей, отношений и т. д. Конкретному противопоставляют абстрактное, т. е. отдельное, изолированное, отвлеченное. Конкретное и абстрактное существуют как в реальной действительности (конкретный и абстрактный труд), так и в мышлении. Конкретность истины означает, что то или иное утверждение о действительности является истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредования. Так, утверждения о возможности построения социализма только во всех основных странах мира одновременно (Маркс) или, в новых условиях, в одной, отдельно взятой стране (Ленин) являются истинными, поскольку учитывали основные черты соответствующих исторических эпох. Конкретного подхода требует оценка действительных результатов и ошибок социалистического строительства в нашей стране. Утверждения некоторых ученых и политических деятелей о необходимости тотального развертывания частной собственности в России, по нашему мнению совершенно не учитывают как предшествующие социалистические преобразования, высокую степень социализации советского народа, так и ограниченные возможности частной собственности. Абсолютная и относительная истины. Познание есть процесс, в котором истина не дается сразу, а постигается постепенно, по частям. Одна из величайших заслуг диалектика Гегеля заключалась в том, что истина «представлялась Гегелю уже не в виде собрания готовых догматических положений, которые остается только зазубрить, раз они открыты; истина теперь заключалась в самом процессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней знания на все более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой она, найдя некоторую так называемую абсолютную истину, уже не могла бы пойти дальше и где ей не оставалось бы ничего больше, как, сложа руки, с изумлением созерцать эту добытую абсолютную истину»1. Научная диалектика, включившая положительные достижения философии Гегеля, исходит из того, что наши знания всегда относительны. Относительная истина — это ограниченное, неполное знание о мире. В силу бесконечности мира, исторической ограниченности человеческого познания, обусловленного историческим временем, уровнем развития производительных сил, средств научного исследования, развитием человека, достигнутые знания о мире и человеке всегда неполны и неточны. Относительность знаний следует, в частности, усматривать и в том, что они всегда отнесены к определенным условиям, месту и времени. Революция в естествознании конца XIX-начала XX в., вызвав кризис существовавшей физической теории, выявила и поставила в центре внимания ученых первоначально относительность знаний, что привело к возникновению релятивистских философских взглядов, согласно которым всякое знание только относительно и со временем полностью устаревает. Как показал Ленин, релятивизм неизбежно приводит к субъективному идеализму и агностицизму. Если человеческие знания только относительны и преходящи, следует признать, что они никогда не были достоверными, объективно-истинными, и, следовательно, основывавшееся на них убеждение в существовании объективного мира и его познаваемости является ложным. В отличие от физиков и философов, перешедших под влиянием кризиса физики к идеализму и агностицизму, Ленин доказывал, что относительность человеческих знаний не абсолютна, что каждая достоверная научная теория несет в себе содержание, которое не является преходящим, относительным и составляет, следовательно, зерно или элемент абсолютного знания, абсолютной истины. Значительно позднее, после возникновения квантовой физики и теории относительности и их последующего осмысления, в физике утвердился взгляд, в философской форме выдвинутый Лениным ранее, согласно которому каждая последующая научная теория не отменяет предыдущую, а сохраняет ее в известных пределах. Так, механика Ньютона стала трактоваться как частный случай релятивистской механики. Понятие объективной истины выражает адекватность истины реальной действительности. Но последняя имеет структуру, поляризована: она есть бесконечность, которая состоит из конечных. Деление мира на конечное и бесконечное лежит в основе различения относительной и абсолютной истины и определяет их диалектические взаимоотношения. Относительная истина — это достоверное, адекватное знание конечного — отдельного предмета, явления, свойства, области действительности и т. д. Абсолютная истина — знание о бесконечном мире в целом, во всем его бесконечном богатстве и многообразии. Поскольку познание имело начало (ибо человек возникает на определенной ступени развития материи), человеческое знание всегда ограничено, относительно и абсолютная истина никогда не может быть достигнута, поскольку мир бесконечен. Однако констатация неспособности человека когда-либо, в некоторый момент времени прийти к абсолютному знанию, не выражает еще законченного научного взгляда на абсолютную истину. Более того, останавливаясь на такой констатации, мы еще не выходим за пределы релятивизма и агностицизма. Если абсолютная истина есть только недостижимый идеал, который всегда остается за пределами наших знаний, то это значит, что в наших знаниях присутствует только относительное и, следовательно, все наши знания преходящи и недостоверны. Поскольку каждое понятие или теория, если они верны, правильно отображают какой-то момент или область бесконечного мира, они, очевидно, несут в себе частицу абсолютной истины, абсолютную истину в известных пределах. Поскольку абсолютная истина — знание бесконечного мира, постольку достоверное знание отдельного предмета, явления — это частица или элемент абсолютной истины. Относительная истина — частица абсолютной. Абсолютная истина не может быть когда-либо познана, но она постоянно познается нами, познается по частям. Абсолютная истина не есть нечто недостижимое для человека, она непрерывно познается им. Абсолютная истина поэтому — сумма бесконечного числа относительных. Диалектика абсолютной и относительной истины была раскрыта Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Ленин показал, что отрицание абсолютной истины неминуемо приводит к отрицанию объективной. «Признавать объективную, т. е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину»1 ,— писал Ленин. Действительно, все то, что является объективно-истинным в наших знаниях, оказывается в то же время частицей абсолютной истины. Абсолютная, конкретная и объективная истины, взятые в их полном объеме, тождественны. Только абсолютная истина может быть полностью объективной и конкретной. Признание существования абсолютной истины означает признание абсолютного соответствия, в каких-то определенных пределах, объективно-правильного знания его объекту. Так, в этом смысле абсолютной истиной («в известных пределах», т. е. в пределах основного содержания) является, например, утверждение, что Наполеон умер 5 мая 1821 г. Хотя во всех наших знаниях всегда присутствует элемент неточности, каждое достоверное знание содержит элемент, абсолютно верно отображающий определенный фрагмент или сторону действительности. Как бы не углублялись в будущем наши понятия о материи, развитии и т.д. (а этот процесс, как уже говорилось, будет иметь весьма радикальный характер), остается абсолютно верным то, что вне человеческого сознания действительно существует объективная реальность. Познание и человеческая сущность Стремление к познанию объективной и абсолютной истины — одна из важнейших сторон человеческой сущности; человеческая сущность «определена» к познанию бесконечного. Без учета способности человека к познанию бесконечного, его устремленности к бесконечному нельзя понять человеческой природы, его смысла существования, возможностей интеллекта, особенностей нравственного и эстетического осознания действительности. Если существование каждого природного предмета, используя язык Гегеля, можно охарактеризовать как «определенное к концу» или «идущее к концу», то человеческая сущность несет в себе движение в бесконечность, «определена» к бесконечному. В первоначальной и превратной форме эта определенность к бесконечному была понята как «движение к богу». Истинное же достоинство и величие человека заключено в том, что человек движется к бесконечному в мире и в своей собственной сущности. Абсолютная истина обладает своей структурой, отображающей структуру объективного мира и человеческой сущности. Она включает прежде всего исчерпывающее знание всеобщего, особенного и единичного. Каждая из этих сторон или элементов мира является бесконечной и неисчерпаемой. Человеческое познание бесконечно стремится к исчерпывающему познанию всеобщего, особенного и единичного, не встречая на этом пути никаких принципиальных, непреодолимых границ. Абсолютная истина, далее, поляризована — она есть познание бесконечного мира и человеческой сущности, которая так же, как и мир, бесконечна и познаваема лишь в бесконечном времени. Познавая бесконечный мир, человек развивает и познает свою бесконечную сущность, бесконечный и неисчерпаемый смысл своего существования. Познание бесконечного мира и своей собственной сущности — одна из важнейших сторон смысла человеческого существования. Эта определенность к бесконечному выражена в нравственном и эстетическом сознании как направленность к абсолютам нравственного и прекрасного. Основа и смысл этих абсолютов — абсолютная сущность человеческого существования. 8.6. ПРАКТИКА Постижение истины — непосредственная высшая цель познания. Однако стремление к бесконечному познанию — это только одна из сторон человеческой сущности. Знание само по себе еще ничего не меняет в действительности и не является абсолютной самоцелью человека. Конечной целью человеческого познания служит применение знаний для преобразования мира в необходимом для человеческого существования направлении. «...Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его»1, — писал Ленин. Средством и процессом преобразования мира является общественно-историческая практика. Способность к практической деятельности, практическому преобразованию мира и самого себя — определяющая сторона человека, человеческой сущности. Сущность человека и смысл его существования — в познании и практическом преобразовании мира и самого человека. Понятие практики. Практика — это материальная деятельность людей. Иными словами, она представляет собой трудовую деятельность человека. Практика выступает в разнообразных формах. Основная форма практической деятельности — материальное производство, которое есть одновременно производство материальных благ и производство самого человеческого существования, производство человека. Существуют, далее, медицинская практика, направленная на восстановление физического здоровья человека; физкультурно-спортивная, направленная на поддержание физического существования человека; художественная, политическая, военная, речевая и др. Материальная практика существует как самостоятельный род деятельности человека или в качестве компонента или условия какой-либо духовной деятельности. Так, художественная деятельность, как вид духовной деятельности, предполагает определенный вид материальной деятельности. Например, ваяние включает работу с глиной, камнем, металлом и т. д. Политическая практика — это борьба идей и решений, подкрепленная материальными средствами, оперирование которыми составляет необходимую материальную основу политической практики. Наряду с материальной, различают также духовную практику. Однако главный «водораздел» проходит между материальной практикой и духовной деятельностью человека. Практика как материальный труд есть высшая и универсальная форма материальной активности. Практика отличается от всех других видов материальной активности — физической, химической, биологической — прежде всего тем, что она в принципе приложима к любым материальным объектам, явлениям, отношениям бесконечно многообразного мира. Практика, труд — это сущность человека в действии, выражение всеобщей, универсальной природы человека как микрокосма, высшей ступени развития материи. Практика поэтому обладает всеобщностью, несет в себе всеобщее содержание, всеобщие черты материального мира. В то же время практика всегда выступает как непосредственная конкретная деятельность человека. «Практика, — писал Ленин, — выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинство всеобщности, но и непосредственной действительности»1 . Если всеобщность практики делает ее приложимой к любым предметам или явлениям бесконечно многообразного мира, то непосредственность практики обеспечивает ее приложимость, ее контакт с каждым особенным или единичным предметом или явлением. В «пламени труда» (Маркс) могут преобразовываться, переплавляться любые качества материального мира. Практика способна к бесконечному развитию. Это обусловлено, как уже отмечалось, единством всеобщего, особенного и единичного в человеке и, следовательно, практике. Безграничное развитие практики обусловлено заложенным в ее природе «принципом»; практика осуществляется путем присоединения к силам человека все более мощных, в перспективе ничем не ограниченных, сил природы. Обладая ограниченной непосредственной активностью, обусловленной биологически ограниченной природой человека, человек способен бесконечно расширять свою мощь, свои производительные силы, присоединяя силы природы. Способность такого присоединения — механизм связи универсальной, бесконечной человеческой сущности с бесконечным многообразием объективного мира. Абстрактная формула практической деятельности такова: В—О—Е (Всеобщее—Особенное—Единичное). Всеобщее (бесконечное) в человеке вступает в контакт с всеобщим (бесконечным) в мире посредством особенной (и единичной) силы природы, присоединяемой человеком. В своей практической деятельности человек становится в отношение не только к определенным единичным и особенным вещам, но и к бесконечному миру в целом, к его сущности. Живое только приспосабливается к среде, становится в отношение к конечной среде. Человек обладает уникальной способностью преобразовывать вещи, а эта способность может принадлежать только существу, являющемуся итогом бесконечного развития материи, несущему в себе бесконечность, поставленному в отношение к бесконечности самим процессом своего возникновения из этой бесконечности, бесконечного мира. Бесконечная эволюция материи создает высшую форму материи — человека, причастного к судьбам бесконечного мира. |