Главная страница
Навигация по странице:

  • Фундаментальный уровень логического познания

  • Основные логические процессы.

  • 8.3.2. Формы логического познания

  • Что недоступно понятию

  • Умозаключение

  • 8.3.3. Законы логического познания

  • математическая логика

  • диалектическая логика

  • Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеУчебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
    Дата10.03.2023
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrlov_V.V_Osnovy_filosofii.doc
    ТипУчебное пособие
    #978674
    страница35 из 40
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

    8.3. ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ
    Логическое познание — познание сущности вещей, явлений, процессов. Опираясь всецело на материал чувственного познания, мысль углубляется в скрытую в нем сущность реальной действительности, внешнего мира и человека. Общим направлением человеческого познания является движение к познанию сущности мира и самого человека, его места в мире, смысла и перспектив его существования в мире.

    Направленное на познание сущности, логическое познание имеет более сложный и структурно расчлененный характер. В нем можно различить три основных уровня: фундаментальный, обыденный и уровень научного познания.


    1. Фундаментальный уровень

    логического познания
    Этот уровень составлен общими логическими процессами, формами и законами, которые присущи как обыденному, так и научному познанию.

    Основные логические процессы.

    Материал чувственного познания подвергается мысленной обработке с помощью ряда логических процессов: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В результате такой обработки из недр чувственных явлений извлекается, «дистиллируется» скрытая в них сущность.

    Обобщение — процесс выделения общего из единичного. Первоначально обобщение представляет собой извлечение существенно общего из чувственного единичного, благодаря чему возникают простейшие понятия о вещах и явлениях. При этом логическое обобщение опирается на чувственно общее, полученное на уровне представления. Далее процесс обобщения оказывается выделением все более существенных признаков, однако при этом он постоянно обращается к чувственному, эмпирическому материалу, без которого утратил бы свой первоначальный источник, к которому логическое обобщение обязано периодически возвращаться.

    Так, создав элементарные понятия о геометрических фигурах, отвлекая логически мыслимые, т. е. существенные признаки фигур от их наглядных образов, мысль производит дальнейшие логические операции с полученными понятиями, периодически возвращаясь к наглядным образам геометрических фигур.

    Абстрагирование — процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Абстрагированием называется также отвлечение одних существенных признаков от других. Все человеческие понятия выступают поэтому как абстракции, отображающие существенные (логически мыслимые, в отличие от наглядных) признаки вещей. Абстрагирование и обобщение — неразрывно связанные процессы: общие признаки абстрагируются от единичных, несущественных; абстракции всегда имеют общий характер.

    Анализ — мысленное расчленение целого на части. Первоначальный анализ — мысленное расчленение целостного чувственного образа на логически мыслимые части. Так, от наглядного чувственного образа геометрической фигуры мысль переходит к отдельным существенным признакам, которые становятся предметом уже не чувства, а логической мысли.

    Синтез — мысленное объединение частей в единое целое. Простейшая форма синтеза заключается в мысленном соединении признаков, полученных в результате анализа чувственных образов, в единый логический образ предмета. Сложные формы анализа и синтеза связаны с более высокими уровнями логической абстракции.

    Анализ и синтез — диалектически связанные противоположные мыслительные процессы. Анализ подготавливает материал для дальнейшего синтеза, синтез, соединяя продукты анализа, завершает каждый локальный цикл познания и дает начало новому циклу аналитико-синтетической деятельности. Однако в конечном счете ведущим оказывается анализ, поскольку он направлен на обнаружение различий и скрытых в них противоречий. Возможность синтеза всегда ограничена материалом, созданным процессом анализа.

    Индукция — движение мысли от единичного к общему, дедукция — от общего к единичному. Индуктивный ход мысли отправляется от чувственно единичных и переходит ко все более сложным обобщениям. Дедукция позволяет применять полученные обобщения к познанию более частных, в конечном счете — единичных вещей и явлений. Индукция и дедукция тесно связаны и не существуют в чистом виде. Только взятые в единстве они обусловливают возникновение достоверного знания о мире.

    Основные логические процессы мысли взаимосвязаны и переплетены друг с другом. Так, абстрагирование является одновременно обобщением, анализом, синтезом, индукцией и дедукцией. Точно так же каждый другой логический процесс, обладая определенной спецификой, в то же время может быть понят только как результат действия всех остальных логических процессов.
    8.3.2. Формы логического познания
    Логическое познание включает три формы или элемента — понятия, суждения и умозаключения. Понятие — основная форма, элемент или «клеточка», атом логического познания, которое поэтому нередко называется также понятийным познанием. Логическое знание в целом построено из понятий, представляет собой систему понятий. Две другие формы логического познания — суждения и умозаключения суть процессы формирования, движения или развертывания понятий. Каждое понятие может быть представлено в виде системы суждений и умозаключений.

    Понятие — отражение существенных (сущностных) сторон вещи. (Заметим попутно, что в логике под вещью или предметом понятия понимаются вещи, явления, процессы и т. п.). Понятия: красное, круглое, предмет, явление, атом, закон, природа, человек и т. д. В отличие от чувственного образа понятие не имеет наглядного характера. Ощущение или представление красного наглядны, понятие красного включает указание на волны света определенной длины и частоты, зрительный анализатор, но не содержит ни малейшего намека на «красное» как таковое, непосредственно. Слепой от рождения может иметь понятие красного, но никогда не узнает, что такое «красное» как таковое. По такой же причине мы никогда не узнаем, например, в какой непосредственной форме воспринимают ультрафиолетовые лучи муравьи.

    Теряя наглядный характер, понятие лишается внутренней образной опоры в мысли и поэтому должно получить новую базу, не имеющую никакого отношения к отображаемому им предмету. Такой опорой становится особое, «абстрактное» материальное образование или «раздражитель» — слово (группа слов). Понятие поэтому всегда существует в словесной форме, а логическое мышление в целом — с помощью языка как знаковой системы.


    Что недоступно понятию
    Углубляясь в сущность вещей, скрытую в ощущениях, понятие в то же время теряет непосредственно чувственную сторону явлений, которая доступна только чувствам. В отличие от чувственных образов, понятие имеет опосредованный характер: оно опосредовано чувственным опытом и другими понятиями. Ни одно простейшее понятие не может возникнуть непосредственно из обобщений чувственного опыта, оно всегда опосредовано другими понятиями. Материал чувственного познания обобщается с помощью уже существующих понятий.

    Каждое понятие — результат взаимного опосредования общего, особенного и единичного, поскольку ни один из этих моментов не может быть понят вне связи с другими. Так, понятие человека вообще опосредовано понятиями единичных и особенных (групп) людей.

    Понятие — сложное мыслительное образование, структура которого определяется прежде всего предметом отражения. В рамках понятия как сложной системы элементов знания различают определение понятия, которое отображает наиболее существенные признаки вещи, или, иначе, раскрывает наиболее существенное содержание понятия. В определении материи как объективной реальности содержание понятия выражено в концентрированном виде, с максимальной полнотой это содержание выявляется в развернутой философской теории, т. е. в диалектическом материализме как системе понятий.

    Существует ряд способов определения понятий, имеющих различное познавательное значение. Наиболее широким и чаще употребимым является определение через ближайший род и видовое отличие. Так, империализм был определен Лениным как высшая стадия капитализма. Существуют также определения через противопоставление, генетическое определение, реальное и номинальное определения, операциональное, остенсивное, синтаксическое и др.

    Понятие имеет содержание — совокупность существенных признаков предмета, и объем — совокупность предметов, обладающих этими признаками. В традиционной формальной логике сформулирован закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий: чем шире объем понятия, тем меньше содержание, и наоборот. Различают понятия единичные, особенные и общие, конкретные (отображающие вещи) и абстрактные (отображающие свойства вещей), простые и сложные.

    Суждение — это связь понятий, или, точнее, форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли. В традиционной формальной логике различают субъект (S) суждения, обозначающий предмет мысли, и предикат (Р), обозначающий признак, наличие которого приписывается или оспаривается у предмета. Формула суждения: S есть (не есть) Р. Например: «Медь есть металл».

    Суждения могут быть утвердительными и отрицательными; единичными, особенными и общими; возможности, действительности и необходимости и т.д.

    Умозаключение связь суждений, или, точнее, форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание.

    Все элементарные частицы сложны;

    Электрон — элементарная частица;

    Электрон сложен.

    Умозаключения делятся прежде всего на индуктивные, в которых из единичных или частных суждений выводятся более общие, и дедуктивные, в которых из общих посылок выводится менее общее, частное или единичное суждение. Дедуктивные умозаключения выступают прежде всего в форме силлогизмов, состоящих из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, и вывода (третьего суждения). Выше был приведен пример силлогизма.
    8.3.3. Законы логического познания
    Логическое познание подчинено своим строгим законам, которые изучаются логикой. Последняя выступает в четырех формах, отображающих различные уровни и срезы логического познания.

    Специфические законы логического познания установленытрадиционной формальной логикой, которая в основном была создана Аристотелем. Формальная логика открыла четыре основных закона мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Эти законы выступают, с одной стороны, как законы конкретной области действительности — человеческого мышления, с другой—как законы, выражающие универсальную природу человеческого мышления — его способность познавать любые качества бесконечно многообразного мира. Поэтому в ряду законов специфических областей действительности законы логики занимают особое место, выступают как законы идеального, изучаемого философской наукой о мышлении.

    Мышление имеет не произвольный, а закономерный характер, однако его законы неверно было бы определить (как, впрочем, иногда и делается) в качестве объективных. Логические законы — законы субъективного. Логические законы суть отображение объективных связей вещей и имеют поэтому объективное содержание. В то же время, являясь законами мысли, они несут в себе и нечто от природы мысли, они сложились как законы движения мысли, а не объективной действительности. Логические законы сформировались в процессе практической деятельности человека в соответствии с объективными связями вещей и собственной природой человека, поскольку эти законы направлены на адекватное отображение мира человеческим сознанием.

    Закон тождества: «А есть А» (А=А) заключается в требовании, чтобы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же, не подменялся другим. При всей своей кажущейся тривиальности или тавтологичности закон тождества обеспечивает определенность мысли, предохраняет ее от разрушения и ошибок. Так, этот закон запрещает софизмы, связанные с незаметной подменой «среднего термина» силлогизма внешне сходным с ним другим термином (учетверение терминов).

    Закон противоречия требует, чтобы об одном и том же предмете, в одном и том же отношении и в одно и то же время не высказывались две противоположные мысли: «А не есть не-А». Нельзя при указанных условиях определять одно и то же как белое и черное, положительное и отрицательное, истинное и ложное и т. д.

    Закон исключенного третьего требует считать истинным лишь одно из двух противоречащих (контрадикторных) высказываний о предмете, исключая истинность какого-либо «третьего» высказывания: «А есть либо В, либо не-В». Так, утверждения о материальности либо идеальности внешнего мира являются противоречащими друг другу и лишь одно из них может быть истинным.

    Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана: «Если есть В, то есть его основание — А». Требование обоснованности мышления — фундаментальный закон познания. В силу сложности и опосредованности предметов и явлений реального мира каждая вещь и явление могут быть поняты только при условии изучения порождающих их оснований. Отсутствие достаточных оснований —источник всех заблуждений, ложных представлений о мире, социальных явлениях, человеке. Выше было показано, что идеализм и религия (доказательства «бытия божия») не имеют глубоких оснований, т. е. не следуют из достоверных фактов науки и человеческой практики.

    Вторым уровнем формальной логики выступает математическая логика, т.е. «логика, — по определению С.К. Клини, — развиваемая математическими методами». Математическая логика исследует закономерности вывода знания с помощью математических средств формализации, что позволило открыть некоторые новые логические закономерности, позволяющие решать трудные логические задачи в области математики, кибернетики, теории релейно-контактных систем, в теории программирования, при создании ЭВМ и т. д.

    Математическая логика начинает формироваться Лейбницем, первая ее форма была создана английским логиком и математиком XIX в. Дж. Булем (Булева алгебра логики). В ее развитие внесли большой вклад П. С. Порецкий, Б. Рассел, Д. Гильберт, А. Тарский, А.Н. Колмогоров, С.К. Клини и др. Большую роль в современной науке играет многозначная логика, в которой высказываниям приписывается более чем два (истинно—ложно) значения. Широкое развитие математической логики и ее практических приложений — одна из важнейших особенностей современной цивилизации.

    Высшим уровнем логики является диалектическая логика. Если законы формальной логики суть специфические законы мышления как конкретного явления, то в качестве законов диалектической логики выступают всеобщие диалектические законы, которые действуют в равной мере в природе, обществе и мышлении. Диалектическая логика представляет поэтому такой уровень мышления, в котором мышление обнаруживает глубокое внутреннее тождество с природой объективного мира. Диалектическая логика регулирует глубинную стратегию мышления, а не механизм каждой локальной логической связи.

    Диалектическая логика не отменяет законов формальной логики, ибо несоблюдение последних означало бы разрушение мысли. Вместе с тем законы формальной логики статичны, огрубляют реальную действительность и становятся совершенно недостаточными для построения наиболее сложных форм мысли, затрагивающих глубинные стороны природы внешнего мира и самого человека. Так, согласно закону тождества предмет мысли должен быть всегда одним и тем же (А==А). Однако от этого формально-логического закона ускользает фундаментальная способность действительности — мира и человеческой сущности — непрерывно изменяться, становиться другой. Эту природу мира и человека отображает диалектика, которая требует рассматривать предмет мысли как находящийся в единстве с самим собой и в то же время противоречащий самому себе: «А есть А и в то же время не-А». При этом диалектическая логика отнюдь не отрицает тождества вещи с самой собой, пока она находится в пределах определенного качества. Диалектическая логика не исключает отношений, фиксируемых формальной логикой, но идет дальше, к предельно глубоким уровням мира и человеческой сущности, в которых (уровнях) устойчивость качества оказывается только моментом более широких свойств и отношений реальности. Диалектика не существует без формальной логики, без нее она превращается в софистику.

    Коренная особенность диалектической логики заключается в том, что она схватывает, адекватно отображает противоречивость и развитие мира и человека и является поэтому единственным универсальным способом логического выражения последних, сущности мира и человека. Диалектическая логика выражает дух современной науки и социального бытия, который находится еще в состоянии становления, формирования. Основные концепции современного естествознания, которое, по широкому признанию, становится эволюционным, во все большей мере выражают развитие объективной реальности. Однако собственная система понятий и логика частных наук, как уже отмечалось ранее, всегда остаются принципиально неполными, недостаточными для решения своих собственных фундаментальных проблем. Поэтому успешное развитие современной науки и ее практических приложений возможно в конечном счете лишь благодаря применению — сознательному или стихийному — диалектических форм мысли. В весьма обширной советской и зарубежной философской литературе убедительно показано, что все важнейшие теории современности — квантовая механика, теория относительности, синтетическая теория эволюции и т. д. имеют имплицитный диалектико-материалистический смысл и не могли бы быть созданы и интерпретированы без сознательного или стихийного применения диалектических форм мысли.

    Современная наука, ее фундаментальный мыслительный уровень не содержит ни малейшего намека на возникновение каких-либо иных форм мысли, выходящих за пределы диалектической логики. Напротив, многие разделы современной науки либо в силу своего частного характера, либо вследствие достигнутой ступени развития еще не поднялись до уровня целостных диалектических форм мысли. Широкое развитие в современной науке системного мышления представляет собой не что иное, как активное распространение одного из элементов диалектической логики и выступает в качестве свидетельства все более эффективного проникновения диалектической логики в духовную культуру общества.

    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


    написать администратору сайта