Главная страница
Навигация по странице:

  • Быть самим собой

  • Общественно-историческая практика — основа познания

  • Практика — критерий истины

  • Принцип единства теории и практики

  • Энгельс Ф. Соч. Т 1. С. 428

  • Учебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеУчебное пособие "Основы философии" состоит из двух частей "Общая философия" и "Социальная философия"
    Дата10.03.2023
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOrlov_V.V_Osnovy_filosofii.doc
    ТипУчебное пособие
    #978674
    страница39 из 40
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40

    Практическая

    природа человека
    Практика — не только процесс преобразования материального мира и поэтому средство человеческого существования, она есть также сам способ и процесс человеческого существования, тождественна с человеческим существованием, бытием человека как материального существа. Преобразуя мир, человек преобразует самого себя, проходит путь от примитивного существа первобытнообщинного строя, «частичного» и «разделенного» человека эпохи антагонистических эксплуататорских обществ к целостному всестороннему человеку со «свободной индивидуальностью» (Маркс) эпохи коммунистического общества. В процессе преобразования мира радикальным образом развиваются человеческие способности и потребности, труд, мысль и социальность (общение), индивидуальность и коллективность и т. д.


    Быть самим

    собой
    Вместе с тем, будучи средством преобразования человека, практика выступает в качестве средства сохранения, воспроизведения и развития всеобщих человеческих родовых, сущностных свойств. Практика непрерывно воспроизводит человеческую сущность, обусловливает идентичность человеческой сущности. В процессе развития человек сохраняет свою общую сущность, остается мыслящим и практическим существом, творящим свое собственное бытие, собственную сущность.

    Непрерывно воспроизводя человека в процессе преобразования мира, практика тем самым непрерывно определяет, производит и реальное место человека в бесконечном мире, и смысл его существования. Смысл человеческого существования, с его главенствующей, определяющей стороны заключается в практической деятельности. Иными словами, в познании и труде, практическом преобразовании мира и самого себя — всеобщий смысл человеческого существования. Человек не только познающее существо, он — сосредоточие бесконечной материальной мощи.

    Общественно-историческая практика — основа познания. Будучи способом и сутью человеческого существования, практика выступает в качестве основы всего процесса познания. Понятие основы познания означает, что 1) практическое отношение к миру и к самому себе делает возможным и необходимым познание мира и самого себя, 2) практика порождает потребность в знании, 3) практика создает материальные средства познания, 4) практическое применение—конечная цель познания.

    Чтобы процесс познания мог осуществиться, человек должен встать в реальное практическое (материальное) отношение к определенным вещам, явлениям, процессам. Гегель прекрасно подметил, что человечество пришло к осознанию своей родовой сущности, «человека вообще» лишь вместе с христианством. Если для древних греков существовала пропасть между рабами и рабовладельцами, греками и варварами, то в христианстве существуют уже единый бог и единый абстрактный человек вообще. Гегель не заметил, однако, что появление абстракции человека вообще связано прежде всего не с христианством, которое само требует объяснения, а с разложением рабовладельческого общества, зарождением феодального строя всеобщей частной собственности (поскольку зависимый от феодала крепостной крестьянин имел свою ограниченную частную собственность). Возникновение абстракции человека вообще, бога вообще, христианства как новой мировой религии было обусловлено появлением практического отношения между людьми как частными собственниками.

    Человечество ставит перед собой только такие познавательные задачи, которые поставлены ходом развития практики. Так, с началом освоения космоса возникли новые конкретные проблемы космонавтики, которые не могли бы появиться ранее. Потребности практического развития человечества порождают потребности в знании все более широкого круга предметов и явлений, погружения в структуру глубокого микромира.

    Встать в практическое отношение к тем или иным областям реального мира — это значит, что существование человека становится зависимым от данных областей действительности, которыми человек должен практически овладеть. Лишь когда практика поставит человека в отношение к все более широким и сложным областям действительности, человек становится способным их познавать. Практическое отношение в этом смысле определяет познавательное отношение человека к действительности.

    Практика, далее, вооружает процесс познания техническими и другими материальными средствами, без которых развитие науки принципиально невозможно. Наконец, полученные в результате познавательной деятельности знания воплощаются в определенные практические действия, служат средством практической переделки реального мира.

    Практика — критерий истины. Ранее мы уже выяснили, что соответствие знаний объективному миру нельзя проверить путем прямого и непосредственного сопоставления знаний с объективным миром. Нельзя, например, прямо и непосредственно сравнить ощущения с предметом, который они отображают, ибо само ощущение и есть процесс сравнения с предметом. Нельзя наглядно сопоставить, увидеть наглядное сходство ощущения красного со световыми волнами определенной длины, поскольку это сравнение не выводит нас за пределы самого ощущения. Необходимо поэтому найти не прямой, а некоторый радикальный косвенный, опосредованный способ сравнения знаний с действительностью. Обнаружение такого способа — одно из крупнейших открытий в философии за две тысячи лет ее существования. Оно в первоначальной форме было изложено Марксом в «Тезисах о Фейербахе» (1845). С точки зрения научной философии никакие утверждения науки не могут быть доказаны чисто теоретическим путем. Разумеется, всякое утверждение доказывается теоретическим путем, то есть с помощью теоретических аргументов. Однако в конечном счете все доказательства должны быть основаны на фактах, полученных посредством практической деятельности. В этом смысле практика выступает в качестве конечного и решающего критерия истинности человеческих знаний.

    Принципиальный механизм практической проверки знаний заключается в следующем. На основе выработанных знаний о действительности (предметах, свойствах и т. д.) человек создает мысленный план потребного для него состояния действительности (новых предметов, свойств и т. д.) и план действий, направленных на искомый результат. Если полученные вследствие практических действий результаты соответствуют планировавшимся ранее, это означает, что исходные знания о действительности были правильными. Несовпадение планировавшихся результатов с полученными служит основанием для отказа от ранее принятых взглядов либо для их уточнения и развития. Научная философия, таким образом, раскрыла действительный механизм практической проверки знаний, который позволяет понять земную, «посюстороннюю», практическую природу знаний, механизм их включения в жизнедеятельность общества, механизм проверки.

    В брошюре «Людвиг Фейербах» Энгельс привел ставший классическим пример практической проверки истинности знаний — с ализарином, красящим веществом, которое добывалось вначале из корней марены, а затем, после изучения его химического состава, из каменноугольного дегтя.

    Социалистическое строительство в СССР подтвердило правильность основных положений научного социализма, способность трудящихся успешно развивать производство в условиях социалистической общественной собственности. Вместе с тем жизнь показала пагубность для социалистического строительства тех грубейших деформаций, которые были вызваны сталинизмом. Практика показала необходимость более глубокого решения вопросов о социалистической собственности и ее многообразии, о роли товарного производства при социализме, характере и механизмах народовластия и др. Сложнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы явственно определить то в представлениях о социализме, что прошло практическую проверку.

    Общественно-историческая практика, как и познание, является единством абсолютного и относительного. Как деятельность «высшего цвета» материи, несущего в себе бесконечное богатство содержания, практика всегда абсолютна, универсальна. Будучи всегда исторически ограниченной, она оказывается относительной. Поэтому критерий общественно-исторической практики является абсолютным и относительным: подтверждая в принципе правильность определенных представлений, практика никогда не дает абсолютно исчерпывающего подтверждения истинности или ложности тех или иных человеческих знаний. «Критерий практики, — писал Ленин, — никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления»1 .

    Положение о единстве абсолютного и относительного в практической деятельности впервые было введено в научную философию Лениным.

    Историческая ограниченность практики делает необходимым критическое отношение к ее ходу и результатам. Научная философия требует критического отношения не только к теоретическим и иным представлениям, но и к практической деятельности человечества. Это требование связано как с общим пониманием относительности практики, в изложенном смысле, так и с иным, особого рода проявлением этой относительности. В силу своего рода «пластичности» материальной действительности, материальной деятельности, последняя может в течение длительного времени направляться ошибочными, реакционными или даже антигуманными взглядами. Практическая деятельность индивидов, классов, общества в целом временно может вступать в противоречие с действительными потребностями и законами социального прогресса. Истинно человеческий прогрессивный характер практическая деятельность получает только в конечном счете, когда она соответствует объективным потребностям общественного прогресса. Революционно-критическое отношение к общественно-исторической практике, вытекающее из требований материализма и диалектики, основывается на критерии соответствия практики действительной сущности общественного человека, общества и индивида.

    Принцип единства теории и практики. Тесная взаимосвязь теории и практики, решающая роль критерия практики, точки зрения практики фиксируются в принципе единства теории и практики. Точка зрения жизни, практики — «первая и основная точка зрения» теории, — писал Ленин. Отрыв теории от практики превращает ее в собрание бесплодных догм, не имеющих жизненного смысла. Однако практика в свою очередь находится в глубокой зависимости от теории. Современное общество все больше зависит от научного решения социальных проблем. Если в условиях капитализма социальные проблемы решаются по частям, путем «проб и ошибок», без опоры на научную социологическую теорию, то строительство социализма возможно только на основе общей теоретической концепции общественного развития, современной теории социализма.

    Теория всегда опирается на реально возникшие в недрах практики объективные тенденции. Вместе с тем теория способна опережать непосредственное наличное бытие, сегодняшний день.

    Нередко теория опережает действительность на десятки лет. Марксовы предсказания относительно основных направлений развития капиталистического общества и необходимости возникновения социализма стали реализовываться многие десятилетия спустя. Успешное развитие современного общества, его материальной и духовной культуры прямым образом зависит от того, насколько велик «фонд опережения», который заложен в научных достижениях страны, общества в целом. Этот фонд заключен прежде всего в фундаментальных науках. Отношение к фундаментальным наукам — один из критериев уровня развития страны, социальных систем.
    * * *

    Рассмотрев практику как способ, сущность и смысл человеческого существования, мы заканчиваем изложение наиболее общей философской науки, научного материализма и переходим к новому «кругу» теории научной философии — социальной философии, который представляет собой общую социологическую теорию, теорию общественного человека в его отношениях к природе и самому себе.


    1 См.: Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1980. Орлов В.В. Чело­век, мир, мировоззрение М., 1985

    1 Цитировано по" Тихонов В. Будущее человеческой цивилизации. М., 1996 С 15.

    1 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. С.513.

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4 С. 447 I


    21 Ленин В.И. Поли, собр. соч. Т 4. С 220.

    2 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 329-330. 2 Там же. С. 322

    2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 361. ! Там же. С. 356-357.

    1 Ленин В. И. Полн. собр. соч. 1 29.С 317

    1 См.: Леви-Брюль Л Первобытное мышление. М, 1930; Он же Сверхъесте­ственное в первобытном мышлении. М., 1937.


    1 См. Локвуд Д. Я - абориген. М., 1971

    1 Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 49. Там же. С. 45

    2 Цит. по: Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 29. С.311. Там же.


    1 См.: Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 56.


    1 См : Попов П.С., Стяжкин Н.И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974

    1 О развитии человеческого интеллекта см.: Орлов В. В. История человеческого интеллекта. Пермь, 1995 Ч 1 Энгельс Ф Диалектика природы '/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.С 369.

    2 Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 20

    1 Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946. С. 210

    2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7 С. 361.


    1 Маркс К , Энгельс Ф Соч. Т 20 С 513

    1 Маркс К., Энгельс Ф Святое семейство// Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т.2. С 142. Там же. С. 142-143


    1 Маркс К , Энгельс Ф. Святое семейство// Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.2С 139

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.2.С.140.


    1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 45. С. 26

    2 Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 189

    3 Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 189.

    4 См.: Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 3. 1952. С. 383.

    5 Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.350.


    2 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К , Энгельс Ф Соч. Т 20 С 56

    1 Кант И. Пролегомены. М , 1937. С. 41. 52

    2 Кант И Критика чистого разума// Соч. в 6 т М , 1964.1.3. С. 107

    1 Гегель Энциклопедия философских наук. М., 197f. 1. 1.

    1 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 274.


    2 См.: Гегель ГВ.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. С. 89-90

    1 Энгельс Ф. Соч. .21.С.277. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 62-67

    2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т 21. С. 278.


    3 Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29 С. 178

    4 Там же С. 1 79

    5 Там же. С. 162

    1 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 281

    1 Ленин В.И. Памяти Герцена// Полн. собр. соч. Т. 21. С. 256.

    2 Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. М., 1950. Т. III. С. 184.

    3 Там же. Т. 1.С. 662

    4 Герцен А.И. Собр. соч. М., 1956. Т. III. C.47

    45 Герцен А. И. Собр. соч. Т. III. С. 105. Герцен А.И. Собр. соч. Т. III. С. 128

    5.

    1 Politzer G. Une mystification philosophique. P. 1948. P. 12.


    1 Chauchard P. Physiologic de la conscience. P. PUF. 1959. P.133. '


    3 Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К..


    4 Маркс К , Энгельс Ф Соч Т 30 С 102


    5Маркс К., Эшельс Ф Соч. Т. 3. С 4. Маркс 1C, Энгельс Ф. Соч. Т 1. С. 428

    6Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6.

    7 Маркс К. Письмо Ф. Энгельсу от 7 авг. 1866 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.31.С. 209. Ленин В.И. Философские тетради // Поли. собр. соч. Т. 29. С. 301.


    8 Ленин ЕШ. Материализм и эмпириокритицизм// Поли. собр. соч Т 18.С.277. Там же. С.275, 298

    9 Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991. С. 415.

    10 Энгельс Ф Диалектика природы // Маркс К , Энгельс Ф Соч Т 20 С 524-525

    11 Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К , Энгельс Ф. Соч. Т. ?3. С. 383.

    12Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 32. С. 448

    13 Ленин В.И. Чго такое “друзья народа” и как они воюют против социал-де­мократов? // Поли. собр. соч. Т. 1.С. 162, 218.

    14 См.: Фролов А. Восхождение к конкретному //Коммунист. 1989.№ 10

    15 Более полный анализ аргументов гносеологизма дан в книге “Философский материализм и современность”. Красноярск, 1986. С. 9-14, 38-45.


    16 Энгельс Ф Людвиг Фейербах//Маркс К-., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 316

    17 Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 25

    18 Чудинов Э.М. Аксиоматический характер тезиса о бесконечности Вселен­ной в релятивистской космологии и закон исключенного третьего // Филос. пробл. теории тяготения Эйнштейна и релятивистской космологии. Киев, 1965. С. 324.


    19 См.: Бесконечность и Вселенная. М., 1969

    20 Наан Г.И. Понятие бесконечности в математике и космологии // Бесконеч­ность и Вселенная. М., 1969. С. 61, 76. . См.: Философские науки. 1974. № 5.

    21


     См.: Философские науки. 1974. № 5.

    2220 Мостепаненю AM. Пространство и время в макро-, мегэг и микромире. М., 1974. С. 19. 4

    Lefebre A. Les problemes actuels du marxisme. P., 1958. P. 97,100.

    23См.: Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь, 1974; его же. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985; Философский материализм и современность. Красноярск, 1986.



    24 ЭнгеяьсФ.ЛюдвигФейер&х,//МарксК.,ЭнгепьсФ.СЬч.Т.21.С.286

    25 Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18. С. 265-266.

    26 Ленин В.И. Философские тетради // Поли. собр. соч. Т. 29. С. 227

    27 Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в кос­мологии// Космология и наблюдения. М., 1978. С. 373.


    28 Дайсон Ф. Энергия Вселенной // Знание-сила. 1972. № 6. С. 27.

    29 Маркс К. Эшномическо-филосоцхжие рукописи 1844 года // Маркс 1C, Энгельс Ф Из ранних произведений. М., 1956. С 5%.


    30 Клини С. К. Введение в метаматематику. М., 1957. С. 120, 136.

    31 См , например: Кармин А. С. Познание бесконечного. М, 1981. С. 128.


    32 Энгельс Ф. Анти-Дюринг// Маркс К , Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51.


    33 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. Т. 18. С. 149.

    34 Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм// Поли. собр. соч. Т. 18.
    1   ...   32   33   34   35   36   37   38   39   40


    написать администратору сайта