ФИЛОСОФИЯ.Конспект лекций. Учебное пособие по философии представляет собой переработанное и дополненное издание 2005 года Философия конспект лекций
Скачать 1.9 Mb.
|
РАЗДЕЛ 9 Социальная философия 9.1. Специфика социально-философского знания и её объект Раздел философии о человеке и обществе кажется самым доступным, поскольку включает в себя разговор об индивиде, то есть о себе и об обществе, которое тоже представляется некоей реальной общностью в виде семьи, поселения, государства. Однако для человечества и для философии, в первую очередь, именно этот ее раздел остается наиболее дискуссионным и проблемным. Взять хотя бы только три исходных понятия: человек, общество, социальное (общественное, хотя некоторое различие между этими понятиями имеется). И в прошлом, и в настоящем употребление термина социальный, социальное (от латинского: общий, общественный) часто носит расширительный характер, применяется даже к биологической среде, к стадности в животном мире. Некритическое отношение к этим терминам при их использовании в качестве характеристики поведения животных основывается на ложности суждения: если жизнь особей осуществляется через совместный характер их действий, то она социальная, общественная. Но различия процессов жизнедеятельности даже стадных животных и деятельности людей настолько существенны, что «стадо» и «общество», – это два совершенно разных мира, хотя и там, и там отдельные особи пребывают в «общем» взаимодействии. Во всяком случае, «социальное» (равно как и «общественное»), здесь название только того, что связано с жизнью людей, относится исключительно к обществу, к его существенным свойствам и другим социальным проявлениям. По той же причине термины асоциальный (индивид), асоциальное – обозначение того только, что выступает как несоответствующее представлениям о человеке, личности, человеческом и общественном в деятельности и поступках самих людей, партий, союзов, представителей власти. Ничего социального и асоциального в биологическом существе, в животной среде по определению быть не может. Объективности ради нужно заметить: сближение биологического и социального и в философии, и в естественно-научном знании имеет исторические корни. Люди первоначально не отделяли себя от природы, и потому в их сознании вся природа одушевлялась и все взаимодействия в ней представлялись ничем не отличающимися от отношений самих людей. Об этом нам уже известно из мифологии и философии древних, как на Востоке, так и на Западе. Но уже с возникновением собственно философии ее представители стали все более осознавать различия между физическим миром и миром людей, между животным и человеком. Потому-то эти же проблемы и «вечные» философские вопросы остаются актуальными сегодня как для отдельного человека, так и для человечества. Ведь если социальность есть свойство животных, то тогда надо говорить и о морали, и об эстетике, и о политике и т. п. в биологической среде. И такие попытки были (не исчезли и в наше время), но ничего позитивного для философии и естествознания они не принесли. Такое же положение с другими основными понятиями, но о них речь пойдет позже. Вот почему все еще нельзя сказать, что сложился общепризнанный, более или менее целостный подход к предмету социальной философии, к проблемам философского осмысления человека и общества, прошлого и будущего человечества как специфической системы объективной реальности. Естественно, возникает вопрос: или принципиально невозможно «разведение» биологических и социальных объектов, или дело все же в специфике социальных объектов и особенностях их познания? Если в специфике, то откуда она? Чтобы пояснить, надо обратиться к темам философской гносеологии и вспомнить ряд выводов. Во-первых, при любом познании обязательно вычленяется объект как фрагмент действительности и как носитель тех специфических свойств и процессов, которые подлежат исследованию и определению. Но общество, что это за объект, как представить его? Строго говоря, в качестве реального элемента социальной действительности мы чувственно воспринимаем только индивида. Отсюда и такие определения, как «общество – это совокупность индивидов», отчего теряется различие между обществом и стадом. Конечно, любой объект, так или иначе, но субстанциален, а субстанциальность индивида – это его тело и физиология. Так, индивид во плоти – это и есть элемент общества, это и есть человек? Ответ не прост, но явно исключает сведение человека к биологическим свойствам, к физиологии, а общества – к трансформированному стаду, и потому объекты социальной философии до сих пор неочевидны, во многом дискуссионны. Во-вторых, любое современное знание, научное тем более, тогда обладает своим статусом, когда изучены не только свойства самого объекта, но и выявлены условия их проявления и изменений, объясняются причины и показатели (критерии) развития. И говоря о человеке как общественном элементе, как социальной «вещи» или об обществе в целом, необходимо не просто выделить их стороны и свойства, относящиеся к социальной сущности, но и указать причины, ведущие к их изменению и развитию. Но до сих пор нет однозначности даже в определениях человека и общества, не говоря о толковании развития в отношении человека, ни в вопросе о развитии общества. Если китайцев более миллиарда и население Индии – около миллиарда, это процесс их развития, показатель развития общества? А тогда развитие человека – это увеличение его веса и роста? Выходит, помимо неочевидности социальных объектов, столь же неочевидны причины и критерии развития человека, общества и других социальных составляющих общества как определенной целостности. В-третьих, определять общее в разнообразном, формулировать общие закономерности движения, развития системного объекта возможно, когда нет вопроса в отношении единства в нем его прошлого, настоящего и будущего. В отношении макро- и микромира перед исследователями такого вопроса не возникает по двум причинам. Первая – это миллиардные сроки существования Вселенной и нашей Солнечной системы, в которых сливаются для нас воедино все времена. Вторую причину можно выразить так: таблица Менделеева. То есть свойства водорода, кремния или урана и т. д. неизменны также в любые времена. Но в социальной действительности многое, если не всё принципиально иначе. Специфика общества как объекта исследования в том, что в действительности мы имеем дело только с его настоящим, даже с «сегодняшним» в социальных объектах, ибо уже «завтра» общество может быть совсем другим. Опыт есть: революции и контрреволюции прошедших веков, в результате которых перед исследователем качественно новая социальная реальность. Конечно, хотя и скудны наши знания о прошлом человечества, но какие-то документы все же есть, имеются материальные источники прошлой культуры, есть принципиальная возможность восстановления фактов, событий, побудительных причин действий людей, правителей. А социального объекта в его будущем состоянии, общества как воспринимаемого его будущего вообще нет, без чего нужен особый путь установления истины, выявления законов развития человечества. Следовательно, объективно специфика заключается в том, что для решения проблем социальной философии необходимы исходные положения на основе специфических принципов. Их сегодняшняя неочевидность – одна из причин отсутствия единства философов по всем основным проблемам социальной философии. Наконец, в-четвертых. Как бы мы не рассуждали об общественных процессах, всегда и всюду в них присутствуют и действуют люди со своими целями и стремлениями реализовать собственные интересы. Иначе говоря, в отличие от естествознания, от познания физической и биологической природы, в социальной философии человек как субъект неустраним из объекта, и потому сознание есть для неё активный фактор, а субъекты социальной деятельности – это элементы общества и объекты для социальной философии. Но особые объекты, которых нет за границей философского знания. Потому социальная философия – это специфический раздел философии, объектами которого являются субъекты: от личности и семьи, до предприятия и государства, общества, а предметом в них – их общие свойства и закономерности развития. Необходимо сказать о том, что в научной литературе используются разные термины, обобщающие философское знание о человеке и обществе. Исторически ранний термин «философия истории» употребляют и в настоящее время, особенно часто в западноевропейской научной литературе. Используется он в смысле истолкования и оценки истории и потому требует оснований и критериев этих оценок. Их у разных авторов, сторонников этой позиции, к настоящему времени накопилось большое множество, группирующееся по двум основаниям. На основе «движущей силы»: идеи, страсти, Бог, воля, экономика. На основе отношения к наличию или отсутствию социальных закономерностей: историцизм или антиисторицизм. Сторонники историцизма, в свою очередь, тоже неоднозначны. Одни признают объективность, наличие объективных законов в общественных процессах, в жизни и развитии общества. Другие, признавая закономерность, рассматривают ее либо как божественную предопределенность, либо как развертывающуюся некую внешнюю для индивида и общества силу (судьба, фатализм, карма) или как самораскрывающуюся внесубъективную идею (Гегель). По сути оценка целиком зависима от далеко не объективного выбора автора. В итоге отсутствие однозначного критерия выхолащивает понятие философии истории, лишает его научного статуса. Можно сказать, на критическом отношении к философии истории возникли другие позиции истолкования проблем человека и общества, получившие названия «исторический материализм» и «социология». Историческим материализмом был обозначен раздел марксистской философии как учение об общественно-экономической формации. Фактически в нем использован механизм «философии истории», где оценка человеческой истории дается через развитие производства на основе изменений форм собственности. Данная закономерность была сформулирована К. Марксом как прогрессивная смена одной общественно-экономической формации другой под воздействием экономического базиса. Сегодня очевидно, что термин «исторический материализм» не охватывает всей философской проблематики в учении о человеке и обществе. В частности, не отражена обратная связь между базисом и надстройкой, а общественно-экономическая формация – все же не определение общества. Есть и другие замечания, о которых шла речь в разделе данного пособия, посвященного направлениям современной философии. Что касается термина «социология», то он возник как обозначение специального научного знания об обществе в изложении О. Конта. Однако здесь следует напомнить, что Конт – родоначальник позитивизма, который отрицал самостоятельный статус философии, а единственным социальным объектом рассматривал исключительно отдельного индивида. Очевидно, по этой причине с XX века социология стала трактоваться как особый вид исследования умонастроения и группового поведения людей и как форма организации разработки, использования и интерпретации методик и результатов этих исследований. Появилось множество социологических дисциплин: социология труда, социология семьи и т. д. И какие бы разговоры не велись об обществе в рамках социологии, собственная ее проблематика и методология так или иначе сводятся к индивиду, личности. М. Вебер, например, социальное отождествляет с коллективизмом, а последний у него – продукт психической реальности людей. Вот почему применять этот термин как философский некорректно. С 90-х годов прошлого века не только в российской философии стал особенно широко использоваться термин «социальная философия» именно в качестве обозначения философского учения о человеке и обществе. Как рабочее понятие, как «нейтральное» обозначение проблем, исследуемых в рамках «философии истории», «исторического материализма», «социологии», он употреблялся многими авторами и ранее XX века. В настоящее время социальная философия как специальный раздел философии вошла во все учебные программы и обрела статус научного понятия. Хотя, если следовать античной традиции, следовало бы ввести понятие «обществология». Но поскольку в стандарте высшего образования говорится о социальной философии, то и мы будем изучать именно ее. Контрольные вопросы: Что является объектом социальной философии? Каково содержание понятия «общественно-экономическая формация»? Как соотносятся социальная философия и социология? 9.2. Человек и общество как общественные формирования До сих пор отсутствует единая логика подхода к изложению социальной философии. Это потому, что нет однозначного ответа на вопрос, с чего ее начинать: с рассуждения о человеке или с определения понятия общества? А может быть, следует исходной категорией социальной философии рассматривать деятельность? Нельзя считать, что если кто-то начинает рассуждения в философии с человека, индивида, то неминуемо оказывается в стане идеализма, а материалисты – это те, кто берет за точку отсчета либо общество, либо деятельность. Теология ведь рассуждает именно о деятельности как основе всего земного – о деятельности Бога. Здесь верно лишь то, что в зависимости от избранного одного из этих трех начал как исходного принципа строится вся социально-философская система. Но надо видеть и трудности на пути следования по каждому из этих подходов. Начать с человека – это иметь дело с индивидом, с личностью, и тогда возможна дорога к антропоцентризму и субъективизму, для которых не существует никакой социальности, отличной от индивидуального поведения (экзистенциализм). Начинать с деятельности, тогда следует либо религиозное объяснение всего социального, либо путь к физикализму (неопозитивизм). Однако начать с общества – значит, оказаться перед другими опасностями. К примеру, трудно уйти от стадности, абсолютизации коллективизма, от определений типа: общество – это совокупность, в данном случае людей. Или, напротив, прийти к абсолютизации производства как основы общества (марксизм). Кроме того, и деятельность, и общество в качестве исходных принципов построения системы социальной философии обретают неопределенность, если нет понятия и определения человека. Фактически эти подходы оставляют природу и сущность человека либо неизвестной, либо останавливаются на использовании нечеткого определения, тем самым отодвигая выявление сути человека, его проблематики на второй план. И все же многие авторы, в том числе и учебной литературы по философии, начинают именно с общества. При этом, естественно, ищут наиболее общие, абстрактные его характеристики. Следуя стандарту учебного плана, в сжатом изложении реализацию этого подхода можно проиллюстрировать в следующих видах таких характеристик. Организационная форма социальности. В этом русле чисто субъектный подход (Дюркгейм): общество – это особый коллектив, особая группа людей, объединенных на основе самосознания общности интересов, способных к совместной скоординированной деятельности. Иначе говоря, исходная и основная суть этого общего: способность действовать совместно. Но тогда многим ли человек и общество отличаются от стайно-стадных видов животного мира? Несколько сложнее выглядит основная характеристика у Парсонса: самодостаточная группа. То есть группа, способная собственной деятельностью создавать и воссоздавать условия своего существования. Однако тех же муравьев и пчел тоже можно отнести к самодостаточным группам. Они формально воссоздают и условия своего существования: сложные муравейники и соты (ульи). Тем более явно сходство в этом отношении с обществом, где некоторые параметры и люди не властны изменять (климат, смена времен года). Объективистский подход (Маркс) – системная совокупность отношений между людьми, в которых производственные отношения играют базисную роль. Тогда в широком смысле слова общество – это общественно-экономическая формация, что по существу совсем не так. Если сделать акцент на деятельностной стороне, то общество уже характеризуется как системная совокупность форм человеческой жизнедеятельности (П. Сорокин). Вот почему для понимания сущности социального, общественного, для выявления природы социальных объектов все же следует начинать с исследования понятия «человек». А при определении общества за исходное принимать природу и сущность человека, поскольку он – обязательный и активный его элемент. При этом необходимо уберечься от антропологизма и психологизма в определении, что, в свою очередь, решит и проблему субъективизма. Сделать это возможно. Во-первых, если уяснить, что понятия «индивид», «личность», «человек» – не синонимы. Во-вторых, задать принципиальный вопрос и найти на него ответ: продуктом какой системы является сам человек? Человек – продукт биологической или социальной системы? В знании о человеке много не устоявшегося, лишенного статуса истинности, и даже ложного и мистического. Сложность и неднозначность самого объекта, различие принципов и подходов к нему, множество наук, так или иначе с ним связанных, все это породило вокруг «человека» особый сплав научных, около научных и мистических рассуждений. Здесь и «пришельцы», и «птица без перьев», и «совокупность общественных отношений», и т. д. Не удивительно, что в самом конце XX века сформировалась познавательная специальная ниша – паранаука. Среди самых древнейших проблем социального познания нет таких, где бы отсутствовали те или иные элементы паранауки. На грани наука – паранаука находится и толкование понятия человека. На сегодня нет разработанной и тем более общепризнанной теории человека, хотя на его «определение» претендуют многие науки. Однако это, скорее, ухудшает положение. Ухудшает потому, что действительная сложность исследования порождает иллюзию правомерности и способности любой дисциплины на категориальный статус ее определения. Какая наука должна (обязана) «отвечать» за сущность человека: антропология, психология, социология, философия, а может быть, теология? Но ведь, если некое «нечто» не просто выступает объектом исследования для нескольких (многих) наук, а они при этом выделяют и некое сходно-общее в нем, то ближе всего к истолкованию сущности стоит самая общая из них. А если для данной общей дисциплины исследуемая проблема при этом выступает «собственной» (и обязательной), то именно ее понятийные определения обязаны использовать все другие науки как методологические категории. И потому только философские определения должны приниматься всеми другими науками в качестве исходных для своих собственных. В случае истолкования природы и сущности человека именно философия выступает общей теорией для всех человековедческих наук. Что, конечно, не запрещает в такие исходные понятия вводить какие-то уточнения в силу специфики той или иной определенной науки. Мы не рассматриваем естественно – биологическую историю происхождения человека, анатомические переходные формы предлюдей. Это задача не философии, а антропологии. Как специальная отрасль знания, и научная дисциплина, антропология к XXI веку еще до конца не установила все органические, телесные переходные формы от обезьяны к человеку. В этой области философия корректирует лишь отдельные суждения антропологов, касающиеся не их профильно-специальных выводов о факторах и причинах таких переходов. В свое время дарвиновская позиция происхождения видов подвигла антропологов к выводу об орудийно-трудовой основе появления человека. Эту позицию поддержал Ф. Энгельс, и она была принята философами. Но в XX веке установлено, что физические исследования орудийных останков позволяют их датировать чуть ли не 2,5 миллионами лет тому назад. И это притом, что человеку современного типа – кроманьонцу – около 40 тысяч лет. Сегодня продолжает удерживаться «орудийная» позиция в виде отнесения начала «человеческой» истории к тем же двум миллионам лет, а время «предлюдей» относят чуть ли не к эпохе гибели динозавров. Нет сомнения, что необходимо воссоздать всю цепочку антропологических переходов, особенно в период между 8-ю и 2-мя миллионами лет. Но нельзя допускать, чтобы при этом происходила подмена предмета обсуждения. Антропологическая проблема физиологической и анатомической «подготовки» возникновения человека как «Homo sapiens» многими воспринимается как история становления самой социальной сущности человека. Антропогенез и социогенез – это принципиально разные по механизмам и по закономерностям процессы. |