Главная страница
Навигация по странице:

  • К основным боевым традициям Вооружённых Сил Российской

  • ОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ.. Учебное пособие по общественногосударственной подготовке для солдат (матросов), сержантов (старшин)


    Скачать 3.4 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по общественногосударственной подготовке для солдат (матросов), сержантов (старшин)
    Дата24.10.2022
    Размер3.4 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОТЕЧЕСТВО. ЧЕСТЬ. ДОЛГ..doc
    ТипУчебное пособие
    #750906
    страница27 из 28
    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

    Воинские традиции являются частью национально-государст­венных традиций. Под ними понимаются устойчивые, историчес­ки сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специ­фические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их ду­ховных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной служ­бы и воинского быта.

    Воинские традиции подразделяются: по степени общности - на общие (характерные для всех Вооруженных Сил) и частные (харак­терные для определенного вида Вооруженных Сил, рода войск и

    272

    т.д.); по степени устойчивости - на устоявшиеся, отмирающие, воз­рождающиеся; по степени общественной значимости - на прогрес­сивные и реакционные; по сферам воинской деятельности - на бое­вые традиции, традиции процесса обучения и воспитания, тради­ции воинского быта.

    Воинские традиции Российских Вооруженных Сил зарождались во времена образования княжеских дружин. Военное обучение тогда еще не носило систематического характера, но современные истори­ки отмечают уже в то время существование таких традиций, как лю­бовь к родной земле, верность клятве Родине, ратному долгу, массо­вый героизм в сражениях.

    Неписаным правилом для русских воинов было стоять насмерть за отца и брата, за мать и жену, за своих родителей, за родную зем­лю. Свою верность воинскому долгу они скрепляли устной прися­гой, клятвой на оружии и перед богом.

    В военных походах и сражениях среди русских воинов воспиты­вались такие качества как взаимовыручка, товарищество, сме­лость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества. По­степенно эти качества стали основой патриотизма, как важнейшего явления в социально-политической и духовной жизни россиян.

    Многое для укрепления в армии духа патриотизма и героизма сделали наши известные военачальники П. Румянцев, А. Суворов, М. Кутузов, П. Нахимов, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Скобелев, А. Брусилов, Г. Жуков и другие.

    Исповедуя преимущества морального фактора перед материаль­ным, высокий моральный дух солдат и матросов, они вырабатыва­ли и вводили в систему обучения войск новые подходы, в основе ко­торых были заложены требования воспитывать в воинах предан­ность Отечеству, дисциплинированность, умение переносить труд­ности военной службы.

    Смелость, героизм в бою, как основополагающие черты нашего патриотизма - удел большинства наших соотечественников. Это подтверждают и многочисленные примеры.

    В Отечественной войне 1812 года в бою у Салтановки русские войска дрогнули под напором французских драгун. Тогда генерал Н. Раевский лично повел пехоту в атаку. С ним шли его сыновья, ставшие в последующем полковниками русской армии. Старший сын нес знамя Смоленского полка, младший шел с отцом. Пример генерала Н. Раевского вдохновил россиян: в штыковой атаке про­тивник был отброшен.

    273

    Навсегда в народной памяти останется легендарная эпопея Цусимского сражения, обороны Порт-Артура, боя и гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Благодарная Россия высоко

    IS-62S

    ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

    Глава пятая Государственно-патриотическое воспитание


    оценила доблесть и мужество героев русско-японской войны: 28 час­тей были награждены Георгиевскими знаменами и Георгиевскими трубами «За отличие 1904-1905 гг.», 75 воинских формирований бы­ли отмечены особыми отличительными знаками; 610 отличившимся в боях воинам было вручено золотое Георгиевское оружие.

    Примеры героизма и отваги проявляли русские офицеры и сол­даты на фронтах первой мировой войны. Имена героев I мировой войны - одно из «белых пятен» нашей истории. Тем не менее, мно­гие имена героев войны дошли до нас и хорошо нам известны. Это штабс-капитан П.Нестеров - автор знаменитой «мертвой петли». Он погиб в неравном бою, применив воздушный таран.

    Величайшей проверкой на патриотизм, на мужество и героизм нашего народа явилась Великая Отечественная война. Как обра­зец патриотизма и героизма наших бойцов и командиров в пер­вые дни войны вошла в историю стойкость защитников Брест­ской крепости, Перемышля, Могилева, военно-морской базы Ли­епая, Таллина, Моонзундских островов. А дальше были не менее героические сражения за Одессу, Киев, Севастополь, Москву, Сталинград и Ленинград.

    Вспоминая тяжелые дни Московской битвы, Г.К. Жуков отме­чал, что «не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска по­сле их прорыва к Вязме и выхода на подступы к столице. Не пого­да, а люди, советские люди! Это были особые незабываемые дни, когда единое для всего советского народа стремление отстоять Ро­дину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».

    Трудно выделить героев, когда вся страна в едином патриотичес­ком порыве встала на защиту своей независимости. Героизм в годы войны стал массовым. Этому способствовали великая дружба наших народов, действенная политическая работа, единство тыла и фрон­та, пропаганда примеров героизма и патриотизма, обращение к ис­тории побед русского оружия в прошлом, учреждение боевых орде­нов Отечественной войны: Суворова, Кутузова, Александра Невско­го (1942 г.), Богдана Хмельницкого, «Победа», Славы (1943 г.), Ушакова, Нахимова (1944 г.)

    За самоотверженность, мужество и стойкость, проявленные в бо­ях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитари­стами в 1941-1945 гг. было награждено около 13 млн. военнослужа­щих, all 635 воинов армии и флота, партизан и подпольщиков бы­ли удостоены звания Героя Советского Союза. 115 из них были удо­стоены этого звания дважды. Прославленные летчики-истребители А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб - трижды. Среди Героев Совет­ского Союза свыше 8400 воинов Сухопутных войск, почти 2300 авиаторов, более 500 военных моряков.

    274

    В послевоенные годы боевые традиции советского народа и его воинов не утратили своей силы. Они проявлялись в делах и поступ­ках, в ситуациях, требовавших особого мужества и героизма. С ос­воением оружия массового поражения связано появление целой плеяды новых героев. Первым Героем Советского Союза атомного подводного флота стал командир лодки капитан 1-го ранга Л.Г. Осипенко. В 1962 г. подводная лодка «Ленинский комсомол» со­вершила поход подо льдами в различные районы Арктики и к Се­верному полюсу. Руководил походом контр-адмирал А.И. Петелин, командовал кораблем капитан 2-го ранга Л.М. Тимофеев. Все они стали Героями Советского Союза.

    Следует отметить героическую и, к сожалению, малоизвестную в народе деятельность советских воинов, проявивших высокие об­разцы мужества и героизма далеко за рубежами Родины - в локаль­ных конфликтах в Египте и Сирии, Ливии и Алжире, Корее и Вьет­наме, Анголе и Кубе, Никарагуа, на территории Афганистана.

    Нынешнее поколение российских воинов чтит и приумножает славные боевые традиции. В беззаветном служении Отечеству стар­шего поколения видит и черпает молодежь силы для новых мужест­венных поступков и героических подвигов. Так было на острове Да-манский в 1969 году, в ходе контртеррористической операции на Се­верном Кавказе. Боевые традиции, как элементы боевого наследия наших Вооруженных Сил, передаются из поколения в поколение. К основным боевым традициям Вооружённых Сил Российской

    Федерации относят:

    массовый героизм и мужество в сложные периоды для страны;

    • верность военной присяге, Боевому Знамени и Военно-
      Морскому флагу;

    • самоотверженность и самопожертвование в бою ради дости­
      жения общей победы;

    • взаимная выручка, боевое братство и войсковое товарищество;

    • уважение к командиру и защита его в бою;

    • презрение к трусам и предателям, предпочтение достойной
      смерти пленению;

    • воинская доблесть;

    • отдание воинских почестей погибшим в бою;

    • неразрывное единство фронта и тыла, армии и народа;

    275

    18*

    • высокая бдительность;

    • верность союзническому долгу в рамках заключенных дого­
      воренностей в борьбе против общего врага;

    • представление отличившихся в бою к государственным на­
      градам, пропаганда их боевого опыта;

    • забота о сохранении жизней подчиненных в бою;

    ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

    Глава пятая Государственно-патриотическое воспитание


    - гуманное отношение к поверженному врагу, населению зару­бежных стран и пленным и др.

    Важной боевой традицией является верность военной присяге, воинскому долгу. Еще в законе 1795 года указывалось, что «защи­та Отечества... долг и обязанность всех и каждого». Воинский долг, несмотря ни на что, остается святой, сыновней обязанностью любо­го гражданина.

    Одной из основных боевых традиций является любовь к армии и флоту, к своей части и кораблю. Необходимо четко уяснить, что нельзя любить Родину и не любить армию, которая ее защищает. Невозможно отстаивать честь, достоинство армии и флота, всех военнослужащих, но быть при этом на деле и по существу безраз­личным к судьбе и будущему Отчизны.

    Сердцевиной боевых традиций является преданность Родине и своему народу. Эта традиция имеет глубочайшие исторические корни. Преданность Родине всегда была делом чести каждого. Измена и трусость считались страшным позором на Руси. Они кара­лись лишением жизни. Еще Дмитрий Донской говорил, что чест­ная смерть лучше позорной жизни. Более яркими гранями эта традиция засверкала в годы Великой Отечественной войны. В на­стоящее время преданность Родине, российскому народу также необходима. Эта традиция мобилизует военнослужащих на выпол­нение учебных и учебно-боевых задач.

    Верность боевым традициям в дни мирной учебы должна прояв­ляться в конкретных делах военнослужащих:

    в точном соблюдении требований присяги и уставов; в готовности на учениях, маневрах, полетах, в океанских походах действовать по-фронтовому, с полным напряжением сил, не допуская условностей и послаблений;

    • всегда и во всем помогать товарищам словом и делом, выру­
      чать их из опасности, помогать командиру в укреплении
      дисциплины, организованности и порядка;

    • строго хранить военную и государственную тайну, хорошо
      разбираться в военно-политической обстановке, быть
      бдительным;

    не только самому знать, хранить и умножать боевые тради­ции, но и пропагандировать их среди товарищей. Следование боевым традициям не является легким делом. Но зато их выполнение и приумножение позволяет быстрее овладеть воинским мастерством, наукой побеждать. Боевые традиции Вооруженных Сил России - это своего рода полноводная «дорога жизни», которую питали и питают множество животворных источников.

    276

    Воинские ритуалы

    В летописи боевой славы нашей армии немало страниц посвяще­но воинским ритуалам. Наравне с традициями они играют огром­ную воспитательную роль. Под воинским ритуалом понимаются формы обрядовых церемоний демонстративного характера.

    Воинский ритуал - это исторически сложившаяся форма пове­дения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний.

    Можно перечислить такие воинские ритуалы, как празднование государственных праздников, дней части, вручение наград, при­своение воинских званий, вручение личного оружия и другие. На полях сражений они были испытанным средством формирования и закалки боевого духа, укрепления братского единства и неруши­мой сплоченности бойцов и командиров. В воинских ритуалах ярко воплощались героизм, мужество и отвага, проявленные защитни­ками Родины в боях против врагов России.

    Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воина своему Отечеству. Они охватывают три основные сферы воинских отношений - сфе­ру боевой деятельности (любовь к оружию, искусное применение его в бою, принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев, захоронение с отданием почестей и др.), сферу учебно-боевой де­ятельности (заступление на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные и полковые вечерние поверки, развод и сме­ну караулов и др.), сферу повседневной деятельности (торжест­венные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части (корабля) и др.).

    Любовь к оружию, искусное применение его в бою - славная тра­диция Российских воинов, которая корнями уходит в глубокую старину. Выражением этой традиции стал торжественный ритуал вручения оружия молодым воинам. Он символизирует передачу де­ла защиты Родины одного поколения другому.

    Большое место в воинском воспитании отводилось ритуалу при­нятия военной присяги. Корни данного ритуала можно проследить еще со времен великих освободительных воинских походов Алек­сандра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского за свободу земли Русской, за честь народа, за правое дело. Позже в первом русском «Уставе ратных пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал приня­тия клятвы на верность царю. В петровских воинских уставах от­мечалось, что победу приносят «добрые порядки, храбрые сердца,

    277

    ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

    Глава пятая Государственно-патриотическое воспитание


    справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество.

    Этот ритуал занимал особое место в системе воинских ритуалов. Присяга, или торжественный обет, давалась каждым военнослужа­щим при вступлении на престол нового государя. Ритуал проходил в торжественной обстановке - в церкви или на сборном месте в при­сутствии, как высокого военного начальника, так и высшего духо­венства. Войска прибывали строем со знаменами, и священники де­лали им краткое увещевание. Присягая, солдаты клялись в верно­сти монарху и Отечеству, беспрекословном повиновении начальст­ву. Дав присягу новому монарху, армия становилась послушным орудием его внешней и внутренней политики. Нарушение офице­ром присяги расценивалось как бесчестье и не могло быть терпимо в том обществе, в котором они вращались, какими бы соображени­ями нарушивший присягу человек ни руководствовался. Харак­терно, что декабристы выбрали для своего выступления такой мо­мент, когда прежняя присяга утратила силу, а новая еще не была принесена, а само выступление проходило формально под лозунгом предпочтения одной присяги, уже принятой (отрекшемуся Кон­стантину Павловичу), другой которую предстояло принять. В ином случае сколько-нибудь массовое участие офицеров и солдат в этой акции было бы просто невозможным.

    Старые воинские ритуалы, воплотившие национальные патрио­тические традиции не были забыты. Первые красноармейские отряды, идя в бой за Советскую власть, клялись народу, партии и Родине бесстрашно и беззаветно сражаться за рабоче-крестьянскую Республику, за «Светлые идеалы коммунизма». И пускай идеалы у воинов предыдущих поколений различны, зато цель и раньше и сейчас одна: верой и правдой служить отечеству, охранять как государственность, так и рубежи своей Родины, защищать свой народ, бороться за свободу. «День принятия присяги - это начало воинского пути, памятный день в жизни воина. Всегда и везде быть верным своей Священной клятве - это требование Матери-Родины, народа».

    Одним из видов воинских ритуалов является военная музыка. Она обладают каким-то магическим воздействием. Музыка зовет в бой, как Боевое знамя, как призыв полководца - так говорят вете­раны войны, военные музыканты, сами воины. Хорошо понимал роль и значение музыки для воспитания высокого морального и бо­евого духа армии А.В. Суворов. Он проявлял постоянную заботу о повышении ее действенности, настойчиво добивался увеличения числа военных музыкантов даже за счет фронтовых солдат. Суво­ров говорил: «Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает

    278

    армию. С распущенными знаменами и громогласной музыкой я взял Измаил». Музыка на войне помогает бойцам выстоять, вселя­ет силу и бодрость духа, не дает ожесточиться, омертветь душой. Велико значение музыки и строевых песен в воинских ритуалах. Музыка включается в воинские ритуалы с момента их возникнове­ния. Из всех ритуалов музыка является наиболее устойчивым. На­полняются новым содержанием старые ритуалы, изменяются поря­док и формы их проведения, но музыкальная основа сохраняется в течение веков. Можно с уверенностью сказать, что восприятие идейного содержания воинских ритуалов, тех героических идей, которые они несут, во многом зависят от яркого и искусного музы­кального оформления. Музыка в исполнении военных духовных оркестров придает воинскому ритуалу именно ту форму, через ко­торую ярче всего выражается его сущность. Она вносит особую тор­жественность, создает приподнятое, праздничное настроение, вдохновляет, воодушевляет, сплачивает военнослужащих. Музыка способна выполнять организующую и дисциплинирующую роль, синхронизируя движение воинов, помогая вырабатывать точные, четкие и согласованные действия.

    Особое место принадлежит маршевой музыке. В строевом и походном марше она повышает внимание военнослужащих и придает бодрое настроение.

    Ритуальная музыка проста и выразительна, она органически сливается с элементами воинских ритуалов и легко запоминается, ее идейное содержание осознается воинами легко и быстро.

    Строевые смотры, прохождения в строю, и другие воинские ри­туалы сопровождаются песнями. «Солдат без песни, что без ру­жья», - говорил А.В. Суворов. Это меткое замечание не потеряло своего значения и в наши дни. A.M. Горький видел в солдатской песне источник бодрости и боевого духа. Музыка звучит при приня­тии присяги, выносе Боевого знамени, вручении наград и боевых реликвий, при проведении строевых смотров, парадов, при разво­дах караулов, при проведении других ритуалов. Наряду с использо­ванием символов, искусным выполнением строевых приемов, чет­ко и образно звучащей командирской речью музыка, песня помога­ет сделать ритуал настоящим явлением искусства.

    Один из главных воинских ритуалов это ношение военной фор­мы одежды. Российский воин с достоинством носит военную форму одежды. Военный мундир - символ армейской и флотской чести и благородства, знак дисциплинированности, сплоченности воинов, их мужества и доблести в бою.

    Красота военной формы одежды есть одна из составляющих об­щей красоты воинских ритуалов. Хорошо подогнанное воинское

    279

    ОТЕЧЕСТВО ЧЕСТЬ ДОЛГ Выпуск 7

    Глава пятая Государственно-патриотическое воспитание


    обмундирование, начищенная до блеска обувь всегда вызывает по­ложительные эмоции, доставляет удовольствие окружающим. Оп­рятность и красота военной формы одежды делает воина молодце­ватым, элегантным, подчеркивает его мужественность, хорошее физическое развитие, вызывает чувство гордости за Вооруженные Силы. Форма одежды, знаки различия, награды - все это является внешним выражением чести и достоинства солдат и офицеров.

    Многие из воинских традиций, ритуалов русского военного эти­кета закреплены в уставах, приказах, наставлениях и инструкци­ях. Воспитательное воздействие воинских ритуалов заключается в том, что они всегда олицетворяют красоту воинской деятельности, самоотверженности при выполнении воинского долга. Оказывая влияние на духовный мир воина, обращаясь к его идеалам и вку­сам, интересам и переживаниям, воинские ритуалы формируют личность во всей ее полноте, способствуют в процессе воспитания достижению таких целей, которых трудно достичь, используя другие формы воспитания.

    Жизнь показывает, что воспитательные возможности воинского коллектива находятся в прямой зависимости от числа положи­тельных традиций и ритуалов в нем. Традиции и ритуалы! Нержа­веющее и нестареющее оружие воинской доблести и славы. В них уроки прошлого, опыт настоящего и слава будущего. Они всегда зовут к подвигу, и потому они не подвластны времени. Они вечно живы в наших делах, в наших подвигах.

    1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28


    написать администратору сайта