Главная страница
Навигация по странице:

  • § 1. РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ГЕНЕЗИСЕ ПРАВА

  • § 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

  • марченко проблемы тгп. Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно


    Скачать 3.02 Mb.
    НазваниеУчебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно
    Анкормарченко проблемы тгп.doc
    Дата06.05.2017
    Размер3.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламарченко проблемы тгп.doc
    ТипУчебное пособие
    #7173
    страница20 из 39
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39
    Глава IX. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

    § 1. РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ГЕНЕЗИСЕ ПРАВА

    Тема соотношения экономического и юридического имеет свою мно­говековую, историю. И хотя господствующие ныне экономические тео­рии охотнее оперируют приемами, родственными скорее естественным наукам, нельзя забывать, что сама возможность исправного функциони­рования экономического механизма предполагает учет субъектами эко­номики требований права. Массовое пренебрежение правовыми норма­ми, пробелы в законодательстве, отсутствие отлаженной судебно-право­вой системы приводят к разрушению экономических связей. Сегодня в России это ощущается с особой остротой.

    Проблема правового воздействия на экрномические (хозяйственные) отношения всегда была актуальна для отечественной науки. В совет­ский период и постперестроечные годы данной теме были посвящены монографии, статьи, исследования, научные конференции и т.д. Особую значимость таким работам в современный период придали очевидные неудачи экономического реформирования и настоятельная необходи­мость разработки реалистической и эффективной концепции выхода из экономического кризиса. Но, как сейчас стало ясно, проблема эконо­мического реформирования не может быть успешно решена без преоб­разований всех сфер общества, в том числе и таких далеких от матери­ального производства, как культура, духовный менталитет и т.д. Един­ственным же инструментом, способным оказать такое глобальное регулирующее воздействие на ведущие сферы жизни общества, является право.

    В вопросе соотношения права и экономики важно определить исход­ные методологические и общетеоретические положения в понимании таких явлений в жизнедеятельности общества, как право и экономика. Политика, экономика, право, культура, религия, частная жизнь - вот тот неполный перечень общественных сфер жизнедеятельности челове­ка, и довольно трудно выделить одну из них в качестве первоосновы. Человек реализует себя в различных общественных сферах, право и экономика являются лишь одними из них, возможно, наиболее жизнен­но важными.

    Термин "экономика" происходит от греческого oikonomike, что оз­начает искусство ведения домашнего хозяйства. В современном языке под этим термином мы имеем в виду прежде всего материальную среду жизни человека, определенную систему хозяйственных отношений, Экономическая жизнь возникла в отдаленную эпоху первобытного об­щества, однако точки зрения по этому вопросу расходятся: одни авторы

    240

    I

    считают, что экономика появляется там и тогда, где и когда производст­во материальных благ основывается на свободе хозяйствующих субъек­тов, когда оно "управляется" рыночными механизмами, т.е. не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах, экономи­ки рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического общест­ва . Другие полагают, что выведение за пределы экономики всех неры­ночных отношений крайне спорно, поскольку это не соответствует фак­там экономического развития общества2. Научные споры экономистов о содержании понятия "экономика" способствуют более детальному изу­чению этого сложного общественного явления, определению взаимосвя­зи между экономической и другими сферами общественного бытия. В рамках нашей проблемы важно общее представление об экономике как такой сфере постоянной деятельности людей, в которой создается бо­гатство для удовлетворения их разнообразных потребностей, при этом под богатством понимается совокупность материальных и культурных благ, которыми располагают люди3.

    В юридической науке существует множество теорий происхождения права, каждая из которых отстаивает свою первопричину его возникно­вения. Наша задача - определить, каким образом экономическая жизнь общества повлияла на возникновение и развитие права.

    Основоположники марксизма абсолютизировали зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отно­шений, что привело к обеднению в определенном смысле понимания и значения права в жизни общества. С точки зрения исторической дейст­вительности трудно возражать против важности экономического факто­ра в возникновении права. История права дает немало тому подтвер­ждений.

    На первых ступенях рождения общества были правила, которые сложились и функционировали в виде обычаев, сформировавшихся в результате естественного эмпирического обобщения многочисленных актов поведения; человек не выделял себя из социального целого и по­тому необходимая направленность деятельности могла обеспечиваться лишь стихийно складывающимися запретами (табу).

    Принципиально качественный переворот, который принято называть "неолитической революцией", явился рубежом, делящим всю историю человечества на два способа его существования и воспроизводства - на присваивающую и производящую экономику, и одновременно породил

    1 Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. Киров, 1996. Гл. 3, 1.

    См. напр.: "Постэкономическая общественная формация": объективная тенденция и теоретическая гипотеза? // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1997. № 1.С. 112.

    3 Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993. С. 5.

    241

    16-6343

    потребность и необходимость в формировании таких социальных норм, которые помимо запретов и обязанностей представляли бы и обеспечи­вали возможность выбора решения и действия индивидов. Признаем бесспорным тот факт, что под воздействием социально-экономических, политических и иных условий происходит расслоение общества. Люди, поставленные в неравные условия распределения общественного лро-дукта, перестают ощущать справедливость существующего порядка. С целью унификации правового регулирования и признания общеобяза­тельными обычаев, соответствующих потребностям изменившегося об­щественного развития, появляются первые писаные источники права. В самом процессе возникновения, особенностях и свойствах права до­вольно явственно ощущается "дыхание" экономических отношений1. Вместе с тем представляется чрезмерным преувеличением связывать появление права с рынком, требующим свободы и равенства частных собственников - субъектов обмена . В этой связи интересен подход в выделении двух основных путей развития права: там, где господствую­щее положение занимала государственная собственность (страны Древ­него Востока), и в обществах, основанных на частной собственности (европейские государства древнего мира).

    В ранних государственных образованиях с высокоразвитой правовой культурой, возникших в долинах рек Нила, Евфрата, Тигра, Инда, Ганга и на берегу Желтого моря, социальную базу составляла прежде всего сельская община - ей отводилась роль основного производителя мате­риальных благ; земля и построенные на ней оросительные сооружения, являясь важнейшим объектом собственности, формально принадлежали богоподобным правителям, фактически же существовало несколько ви­дов владений: государственное, храмовое, общинное и частное. Сущест­вуют небезосновательные версии того, что причиной создания правовых источников этих цивилизаций являлась юридическая защита социально-экономических устоев общества3.

    Устанавливая предельный процент денежного займа, ограничивая произвол со стороны государственных чиновников по отношению к ря­довому общиннику, монархическая власть, таким образом, восстанавли­вала в определенном смысле социальную справедливость и обеспечива­ла податные и военные интересы государства. На наш взгляд, аналогич­ная защита социально-экономических интересов государства нашла свое отражение и в правовом памятнике Древней Руси - "Русской Правде", поскольку община (вервь) и на Руси выполняла роль основной социаль­но-экономической единицы.

    1 Алексеев С.С. Теория права. М., 1993. С. 43-44.

    2 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 87.

    3 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996.

    С. 45.

    242

    Следует отметить, что в древних обществах, где в большей степени господствовала государственная собственность и как производная от нее общинная, правовые источники носили зачастую казуальный характер и представляли собой свод установлений монарха. Несколько иным со­держанием были наполнены правовые предписания в обществах, осно­ванных на частной собственности.

    Господство частной собственности обусловливает необходимость юридического закрепления равенства собственников, поэтому норма­тивно-правовые предписания отличались достаточно высокой степенью формализации. Так, благодаря формулярному процессу в римском пра­ве экономические отношения получили надежную защиту. Процесс су­договорения, отторжения собственности или приобретения имущества в собственность был связан не с социально-имущественным положением того или иного собственника, а с правильностью соблюдения правовой процедуры. Этот принцип формального равенства отличался такой сте­пенью совершенства, что пережил на многие века народ, его использо­вавший, и не потерял своего значения и сегодня.

    Идеи социально-экономического равенства и справедливости, на­шедшие свое отражение в официальных правовых источниках, имеют своей первоосновой принцип эквивалентности, возникший при обмен­ных отношениях. Вступая в обменные отношения, люди рассматривали обмениваемые продукты и услуги как равноценные, при этом "формировались... представления об эквивалентности и стандартах того, что являлось эквивалентом"1.

    Понятие эквивалентности у разных народов на различных этапах бы­ло различным. В этом смысле самым древним обычаем был обычай та­лиона. Позже практически у всех народов был обычай кровной мести. В период раннегосударственного развития этот обычай входит в проти­воречие с социально-экономическими и военными интересами государ­ства, поскольку мог привести к потере налогоплательщиков и защитни­ков государства, и государственная власть вынуждена была создавать систему наказаний (штрафы, телесные наказания, лишение жизни и др.), исходя из принципа социальной справедливости, корни которой, по нашему мнению, уходили в обменные отношения.

    Замкнутость феодальных владений и переход к натуральному хозяй­ству создали новые представления о социальной и экономической спра­ведливости. Обмен стал невозможен (или, по крайней мере, затруднен), поскольку участники экономической жизни - крестьяне - перестали быть лично свободными. Феодал, используя методы внеэкономического принуждения, находил другие способы получить произведенный кресть­янами продукт. В то же время феодал всецело зависел от экономиче­ской эффективности своего владения, поэтому крестьяне, оказывая кол-

    1 Аннерс Э. История европейского права. М., 1996. С. 25.

    243

    лективное воздействие на своих господ, добивались определенного об­легчения своего положения.

    Возникновение и рост средневековых городов способствовал, с од­ной стороны, разрушению феодального натурального хозяйства, а с дру­гой, - появлению городского и торгового права. Города стали основой нового способа производства и нового способа распределения. Город­ской житель существенно отличался от непосредственного производите­ля в феодальном владении. Независимо от природы возникновения того или иного города острой потребностью была для горожан личная свобо­да. Она проистекала из самой сущности самостоятельного товарного производства, которое не может нормально функционировать без свобо­ды товаропроизводителя распоряжаться своей личностью, временем, имуществом. Итогом коммунальной борьбы средневековых городов бы­ло полное освобождение от феодальной зависимости и создание систе­мы городского самоуправления - коммун, наделенных правом издавать правовые предписания, регулирующие городскую жизнь. Ремесленному производству и торговле мешали границы многочисленных феодальных владений, на которых подчас устанавливались различные провозные пошлины, меры длины, меры веса, правила торговли и т.д. Создание единого экономического пространства превращается в политическую задачу, стоящую перед государственной властью. В странах Западной Европы появляются первые кодификации феодального права: Ломбард­ский сборник (XII в.), выработанный в судах Милана, Великие кутюмы Нормандии (XIII в.) и Кутюмы Бовези (XIII в.) во Франции; немецкие кодификации Саксонское зерцало и Швабское зерцало и др. На Руси первым опытом кодификации является Судебник 1497 г., задачей кото­рого являлось унифицировать деятельность органов феодальной юсти­ции в условиях развития Московского централизованного государства.

    Несмотря на большую кодификационную работу, феодальное право не удовлетворяло развивающиеся экономические отношения. Римское право, возникшее в условиях развитого товарного производства, господ­ства частной собственности и высокой юридической культуры, стало своего рода находкой для развивающегося мелкотоварного производства, вместе с тем дуализм обычного и римского права открывал неограни­ченные возможности для судебного и административного произвола1.

    Несколько по-иному складывалась правовая ситуация в Англии. Норманское завоевание (1066 г.) не только повлияло на дальнейшее социально-экономическое и политическое развитие страны, но и произ­вело революцию в праве. Английский феодализм существенно отличал­ся от феодализма, господствовавшего в континентальной Европе. Нор-манская королевская власть создала систему прямой зависимости фео-

    1 Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 1996. С. 181.

    244

    дала от короля, избежав тем самым обособленности феодальных владе­ний. В интересы королевской власти входило вмешательство в правосу­дие. Таким образом, в противовес местным обычаям "общее право -право английское и общее для всей Англии - было создано исключи­тельно королевскими судами"1. Но королевские суды не могли успевать в своем развитии за потребностями социально-экономического и поли­тического развития английского общества. Соперником общего права стало право справедливости, которое изначально представляло собой вмешательство короля в решения, вынесенные королевскими судами, а затем являло собой дополнения или коррективы к правовым принципам, применяемым королевскими судами.

    Рецепция римского права в континентальной Европе, становление права справедливости в Англии было вызвано к жизни, по всей видимо­сти, появлением и развитием раннекапиталистических отношений (под термином "раннекапиталистические отношения" имеется в виду широ­комасштабное развитие товарно-денежных отношений) , нуждающихся не только в новом уровне правового регулирования, но и в новом идео­логическом обосновании.

    Общеизвестно, что господствующей идеологией периода становления и расцвета феодальных отношений в Западной Европе являлось христи­анское учение, которое в своей основе враждебно богатству, из­влечению прибыли, а самое главное, отвергало самостоятельность жиз­недеятельности человека, подчеркивая его зависимость от Божьего провидения. Зачастую религиозные догмы переплетались с нормативно-правовыми установлениями в светском праве, а в каноническом - пол­ностью исходили из основ христианского учения.

    Идеологическое обоснование развивающиеся экономические отно­шения нашли в эпоху Реформации. Безусловно, капитализм как хозяй­ственная система не явился продуктом Реформации, но "реформа­торская вера" больше, чем другие исповедания, способствовала разви-

    1 Рене Давид, Жоффре-Спинози Камилла. Основные правовые системы со­временности. М., 1996. С. 211.

    В литературе существует мнение о том, что товарное хозяйство начинает свое существование со времен первобытного общества (напр.: Иноземцев ВЛ. Исторические формы товарного хозяйства как этапы прогресса экономической формации // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1997. № 2. С. 22-50). Мы придерживаемся точки зрения, что товарно-денежные отношения возникают только с момента, когда товаром становится рабочая сила. Массовое освобож­дение крестьян от личной зависимости и превращение их в наемных рабочих в Западной Европе относится к началу - середине XVI в. (крестьянские войны), в Англии несколько раньше - с эпохи огораживаний (XV в.). Существовавшие до этого товарные отношения носили скорее эпизодический характер и в силу определенных причин не получали широкого распространения.

    245

    тию "капиталистического духа"1. Как это отразилось на праве? Прежде всего Реформация сделала первый шаг к установлению рационалистиче­ского естественно-правового мышления, которое получило свое теоре­тическое обоснование в эпоху Просвещения и успешно развивалось в дальнейшем.

    Естественное право, речь о котором шла еще в античности, рассмат­ривалось как самостоятельный источник права, основанный на извечно установленном порядке и на требованиях справедливости. Основой же рационалистического естественного права становится человеческий ра­зум. "Протест против исторических предрассудков был поднят во имя разума, - писал известный русский теоретик права Г.Ф. Шершеневич, -не примиряющегося с тем, что есть, а диктующим то, что должно быть. Право должно быть преобразовано на началах разума"2. Возбуждая в человеке веру в себя, естественно-правовое понимание права придавало человеку смелости. "Во всяком положении народ всегда в силах изме­нить свои законы, - писал Руссо, - даже самые лучшие..."3

    Среди многих идей естественно-правового учения заслуживает наи­большего внимания принцип неотъемлемости прав и свобод человека и равенство людей от природы, поскольку, как известно, буржуа изна­чально принадлежали к политически бесправному сословию, что суще­ственным образом отражалось на их экономической деятельности. Вос­становление социальной и экономической справедливости воплотилось в лозунге "Свобода! Равенство! Братство!" эпохи буржуазных револю­ций.

    Понимание свободы исходило не только из личной свободы индиви­да, но и прежде всего из права собственности, которое требовало пра­вового закрепления и охраны. В Декларации прав человека и граждани­на Великой Французской революции 1789 г. утверждается естественное право человека на собственность; право собственности рассматривается в качестве неприкосновенного и священного. Идея равенства, помимо равенства всех перед законом, предполагала равенство возможностей и равенство исходного пункта4. Призыв к братству имел глубокие эконо­мические корни. Экономическая деятельность развивающегося капита­листического общества не могла ограничиваться только рамками от­дельного государства, поэтому требовала коренных политико-правовых изменений на всех территориях, где имела свой экономический интерес буржуазия. Отсюда космополитизм идей естественного права: "Если естественное право едино, вечно и неизменно, а задача законодателя состоит в приспособлении положительного права к естественному, то

    1 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произве­дения. М., 1990. С. 61-106.

    2 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. С. 92.

    3 Там же. С. 93.

    Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909. С. 334.

    246

    не может и не должно быть права французского, английского, немецко­го. Право только одно - человеческое"1.

    Спустя столетия, в 1948 г., мировое сообщество в лице ООН приня­ло Декларацию прав человека, являющуюся эталоном правового регули­рования цивилизованного общества, в основу которой положены идеи естественно-правового учения.

    Таким образом, поиск социальной справедливости в складывающих­ся капиталистических отношениях в противовес отживающим феодаль­ным породил необходимость правового закрепления основных элемен­тов новой экономической системы, таких, как экономическая свобода, неприкосновенность собственности и равенство хозяйствующих субъек­тов.

    Исторически именно в эпоху становления капиталистических отно­шений оформились основные национальные правовые системы, и право, будучи их основным элементом, превратилось в непременный атрибут общественной жизни, обладающий относительной самостоятельностью. В свою очередь, экономическая деятельность, приобретя черты рыноч­ной, другими словами, саморегулирующейся и саморазвивающейся сфе­ры общественного бытия, так же как и право, становится относительно самостоятельной.

    § 2. СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

    Право и экономика не просто соотносятся, а взаимодействуют, взаи-мовлияют друг на друга. До известной степени право представляет со­бой продолжение экономики. В свою очередь, и экономика может су­ществовать и развиваться в той или иной степени как регулируемая и направляемая с помощью государственно-правовых установлений. Ха­рактер и формы взаимодействия права и экономики могут и реально обусловливаются самыми различными факторами.

    Прежде чем рассмотреть соотношение права и экономики в различ­ных социальных системах, необходимо установить основание для клас­сификации социальных систем.

    Современная отечественная и зарубежная литература "пестрит" раз­личными подходами, классификациями и периодизациями социальных систем в истории развития человечества. При анализе проблем соотно­шения права и экономики в различных социальных системах целесооб­разно исходить из развития или отсутствия в социуме структур рыноч­ной экономики. В соответствии с этим критерием различные социаль­ные системы можно подразделить на следующие группы: 1) социальные

    Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. 2. С. 92.

    247

    системы с рыночной экономикой; 2) социальные системы с администра­тивно-командной экономикой (или системы, в которых полностью или почти полностью отсутствуют элементы рыночной экономики); 3) соци­альные системы со смешанной экономикой.

    Особенности взаимоотношений права и экономики в пределах пер­вой группы социальных систем представлены несколькими экономиче­скими теориями. К основным из них относятся теории: либерализма и свободного рыночного хозяйства (Ф. Хайек, М. Фридман, Дж. Хикс); институционализма (Т. Веблен, Дж. Коммонс, Гелбрейт), регулируемого капитализма (Р. Харрод, Дж. Кейнс).

    В самом общем виде первую из этих теорий можно свести к сле­дующим положениям:

    основополагающий принцип заключается в том, что нужно опираться на спонтанные силы общества и как можно меньше прибегать к прину­ждению;

    не может свобода личная и политическая существовать без свободы экономической;

    невозможна замена конкуренции координацией сверху: конкуренция позволяет координировать деятельность внутренним образом, избегая насильственного вмешательства, и дает шанс индивиду принимать само­стоятельные экономические решения;

    планирование возможно лишь тогда, когда оно способствует конку­ренции, не действует против нее;

    система, основанная на конкуренции, нуждается в разумном право­вом механизме, вместе с тем есть области, где никакие правовые уста­новления не могут создать условий для функционирования частной соб­ственности и конкуренции;

    государство должно ограничиваться установлениями общих правил, способствующих развитию конкуренции, законодательство должно быть сконструировано для охраны и развития конкуренции;

    формальное равенство перед законом несовместимо с любыми дей­ствиями государства, нацеленными на обеспечение материального ра­венства различных людей, и всякий политический курс, основанный на идее справедливого распределения, однозначно ведет к разрушению правозаконности .

    Подобное взаимоотношение между правом и экономикой было ха­рактерно для многих стран Европы и Америки до экономического кри­зиса 1929-1933 гг., когда функционирование экономики в большей сте­пени основывалось на спонтанных процессах, нежели на каких-либо организующих, в том числе правовых.

    Одним из направлений экономической теории первой трети явилась концепция институционализма в ее различных модификациях. Название

    1 Хайек Ф. Дорога к рабству. М., 1992. С. 18, 21, 34, 36, 65.

    248

    концепции (от лат. institutum - установление, устройство, учреждение) выражает намерение авторов дать системный анализ процессов и явле­ний, называемых ими институтами. Общим для представителей институ­ционализма являются практические рекомендации "социального кон­троля" над рыночной экономикой.

    Автор социально-психологического институционализма Торстен Б. Веблен считал основой экономики хозяйственное поведение людей, подчиняющихся определенным психологическим мотивациям. В истории человечества он выделяет несколько стадий. На ранних стадиях соци­альные институты только зарождались, а социальное регулирование осуществлялось на уровне инстинктов, на последующих стадиях ин­стинкты развиваются и имеют основополагающее значение.

    Социально-правовую разновидность институционализма возглавил Дж. Коммонс, который в экономических отношениях решающую роль отводил юридической стороне, правовым отношениям. Так, например, величину стоимости он связывал не с процессом производства, а с юри­дической процедурой: стоимость в его трактовке определяется соглаше­нием сторон (сделкой). Изучая судебную практику по экономическим спорам, Коммонс сделал вывод, что независимое правосудие с помощью решений по конкретным делам может осуществлять контроль над эко­номикой.

    Основная идея концепции Дж. Коммонса состоит в том, что государ­ство должно осуществлять контроль и регулирование рыночной эконо­мики; по его мнению, прежде всего законодательная деятельность госу­дарства, работа правительственных комиссий способны уладить возни­кающие экономические противоречия.

    В период Великой депрессии некоторые идеи институционалистов были взяты на вооружение государственными деятелями. Общеизвестно, что "новый курс" Ф. Рузвельта - президента США имел в своей основе учения институционалистов. Суть мероприятий "нового курса" заклю­чалась в следующем:

    восстановление национальной промышленности (установление пра­вил, регулирующих условия конкурентности, занятости и найма, защиты потребителей, установление форм налогообложения и другие меры, свя­занные с увеличением общественных работ);

    регулирование сельского хозяйства (сокращение посевных площадей и поголовья скота в целях поддержания цен на сельскохозяйственную продукцию, рефинансирование фермерской задолженности государст­ву);

    банковская реформа (разъединение инвестиционных и коммерческих банков и т.д.), усиление контроля над банками;

    контроль над выпуском акций, запрет на манипуляции с ценными бумагами, ежегодная отчетность;

    налоговая политика, в основе которой "справедливое распределение национального дохода" (введение прогрессивного налога на доходы);

    249

    введение "справедливых" условий труда (отмена детского труда, вве­дение минимальной заработной платы, максимальной рабочей недели);

    массированные государственные инвестиции в жилищное строитель­ство, коммунальные сооружения и транспорт.

    Таким образом, с помощью правовых установлений происходило сглаживание социально-экономических противоречий в период вели­чайшего мирового кризиса. Но природа и практика развития рыночной экономики, не могли долго мириться с подобным государственно-правовым вмешательством в экономическую жизнь, и с конца 30-х го­дов получает свое распространение теория регулируемого капитализма, или кейнсианства, по имени основоположника этого учения английско­го ученого-экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

    Доминированию кейнсианства способствовало и то, что данное уче­ние оказалось более реалистичным в послевоенный период, когда на базе высоких темпов экономического развития сложился своеобразный консенсус представителей частного капитала, средних слоев и высоко­оплачиваемых рабочих.

    Дж. Кейнс не только поддержал идею правительственных расходов на экономические нужды, но и выступил за государственную поддержку инвестиций в сфере транспорта, строительства жилья, коммуникаций и т.д. Основная идея учения заключалась в следующем: капитализм явля­ется весьма неблагополучным строем, но если им "разумно управлять", он может достичь большей эффективности в достижении экономиче­ских целей, чем любая из существовавших до сих пор альтернативных систем.

    Времена автоматической саморегуляции капитализма ушли в про­шлое, и государственное воздействие является непременным спутником здоровой рыночной экономики. "Нашей конечной задачей, - писал Кейнс, - является выбор тех переменных, которые могут находиться под сознательным контролем или управлением центральной власти в той реальной системе, в которой мы живем"1.

    Кейнс сформулировал практическую программу, в которой большое внимание уделил методам государственно-правового вмешательства в экономику: важнейшим объектом регулирования должен стать эффек­тивный спрос и в первую очередь наиболее важный его компонент -инвестиции. Привлечь инвестиции можно, во-первых, за счет понижения ставки процента за кредиты (Кейнс полагал, что с помощью государст­венного вмешательства посредством законодательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента), во-вторых, за счет актив­ного финансирования, кредитования частного предпринимательства и, в-третьих, благодаря государственной бюджетной политике.

    Теория Дж. Кейнса, конечно же, несла на себе печать 30-х годов и была направлена на спасение капиталистических рыночных отношений,

    1 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 318.

    250

    что, собственно, автор и не скрывал: "...Хотя расширение функций пра­вительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждение инвестировать показалось бы публицисту XIX в. или со­временному американскому финансисту ужасающим покушением на основы индивидуализма, я, наоборот, защищаю его как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения сущест­вующих экономических форм и как условие для успешного функцио­нирования личной инициативы"1.

    Социальная система с административно-командной экономикой на­чала утверждаться в Советской России и впоследствии охватила все страны так называемого "социалистического лагеря". Справедливо за­мечена уязвимость взглядов советских юристов на соотношение права и экономики в претензиях на принципиально иной характер этого соот­ношения. "В таком случае напрашивался вывод (которого, разумеется, никто не делал), что или наше право, или наша экономика представля­ют собой нечто иное, нежели экономика и право в общепринятом зна­чении"2.

    Общая схема соотношения права и экономики выглядела следующим образом: право есть концентрированное выражение политики, поли­тика - концентрированное выражение экономики.

    Уместно будет обозначить основные моменты более детального со­отношения права и экономики в рамках административно-командной системы. В последние годы многие отечественные и зарубежные право­веды и экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику3:

    господство государственной собственности (все экономические ре­сурсы находятся в государственной собственности, государственная мо­нополизация экономики) над всеми другими формами собственности;

    отсутствие самостоятельно хозяйствующих субъектов, что влекло за собой производство товаров, не пользующихся спросом, замораживание капитальных вложений и нежелание внедрять новейшие технологии;

    управление экономическими процессами преимущественно команд­но-административными методами без учета объективных экономических законов - прямое государственно-правовое вмешательство;

    нормативные акты не допускали эксплуатацию человека человеком, но они фактически допускали эксплуатацию человека государством;

    1 Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. С. 318.

    2 Лазарев В.В. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993. С. 205.

    3 См., напр.: Гайдар Е. Экономические реформы и иерархические структу­ры. М., 1990; Корнаш Я. Дефицит. М.,1990; Лазарев В.В. Общая теория права. Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева. Н.Новгород, 1993; Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. МГУ., 1996. С. 139-141.

    251

    в соответствии с идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком ответственной, что­бы передать ее решение самим непосредственным производителям;х

    объявление плана законом: принудительное монопольное производ­ство и принудительное распределение, что исключает свободные рыноч­ные отношения между отдельными хозяйствами;

    чрезмерная централизация управления экономикой неизбежно при­водила к бюрократизации и разрастанию государственного аппарата;

    отличительной особенностью распределения материальных благ и услуг являлось привилегированное положение партийно-государствен­ной элиты.

    Таким образом, право, воздействуя на экономику, не только не улучшало ее функционирование, а, наоборот, затрудняло. Положенный в основу правопонимания тезис о подчиненности права государству придал процессу правотворчества еще более "субъективный" характер, и именно поэтому сложилась практика игнорирования законов - они стали подменяться прямыми указаниями чиновников.

    Однако административно-командная система, оставаясь на позициях пренебрежения экономических законов, создала систему социальных гарантий (которые с большим успехом были использованы в капитали­стических государствах), пенсионное обеспечение, бесплатное образо­вание, здравоохранение, система социальных пособий, выплат и т.д. Социальная защищенность граждан создавала видимость всеобщего бла­гополучия, социального равенства и справедливости. Но справедливость данной системы нарушалась на стадии распределения, поскольку фак­тически это выглядело как перераспределение в пользу господствующей элиты.

    Социальные системы со смешанной экономикой получили свое рас­пространение в середине XX в. Они отражают реальные изменения в социально-экономической жизни и связаны прежде всего с усилением роли государства в экономике. На сегодняшний день, пожалуй, ни одна страна в мире не располагает экономикой в классическом рыночном варианте либо полным отсутствием рыночных отношений. За годы су­ществования капитализма и социализма, рыночной экономики и адми­нистративно-командной системы произошло выделение наиболее функ­циональных и жизненно необходимых элементов перечисленных соци­ально-экономических систем, которые оказалось возможным сочетать в тех или иных вариациях в рамках одной системы.

    Основной чертой социальных систем со смешанной экономикой яв­ляется распределение большей части ресурсов при помощи торговых сделок (т.е. в рыночных отношениях), но при существенной роли госу­дарственных органов власти и управления, которые:

    определяют правовую основу владения имуществом и функциониро­вания рынков, регулируют экономическое поведение, устанавливая под­робные правила деятельности предприятий;

    252

    покупают и производят товары и услуги, такие, как оборона, образо­вание, дороги и т.д.

    осуществляют социальное обеспечение граждан;

    финансируют себя посредством налогов и займов, таким образом, влияя на цены, процентные ставки, производство;

    осуществляют контроль над налогами и государственными расходами и реализуют компетенцию в контроле за количеством денег в экономи­ке, тем самым внося коррективы в колебания экономического цикла.

    При этом соотношение права и экономики можно определить сле­дующим образом: право, учитывая объективные законы экономики, стремится с помощью нормативных установок восстановить социальную и экономическую справедливость в обществе. Целью правового регули­рования является достойное существование всех членов общества. Пра­во - это средство достижения социального компромисса. Динамичное же развитие экономических отношений влияет на изменения правовой базы, корректируя ее и изменяя.

    «Реально в разных странах и регионах складываются различные мо­дели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэконо­мической сторон... Более того, смешанная экономика, как правило, есть структура с доминантой, где доминировать может та или иная сторона в вышеперечисленных парах. Можно поэтому утверждать, что западные модели смешанной экономики - это во многом модели "смешанного капитализма", в. отношении китайской модели может быть использована формула "смешанной экономики социалистического типа". Главное для смешанной экономики состоит в том, чтобы возможности воспроизвод­ства и развития имелись у каждого элемента ее структуры и чтобы каж­дый из них обладал реальным весом в экономической системе»1. В ка­честве примера можно привести современные социальные системы Швеции, Японии, США и др.

    Шведская система отличается энергичным правовым воздействием на экономику в целях экономической стабильности и перераспределе­ния доходов в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Основой шведской системы является социальная политика, ее успешное проведе­ние обусловлено высоким уровнем налогообложения (более 50% вало­вого национального продукта). Государство, выступая равноправным хозяйствующим субъектом, берет на себя функции обеспечения высоко­го уровня жизни населения.

    Своеобразием Японии является, во-первых, планирование и коорди­нация деятельности правительства и частного сектора, при этом плани-

    Кульков В.М. Смешанная экономика (теоретико-методологические аспек­ты) // Вести. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1996. № 5. С. 26.

    253
    рование носит исключительно рекомендательный характер. Во-вторых, при отставании уровня заработной платы от роста производительности труда происходит понижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. В-третьих, взаимодействие права и экономики, как, впрочем, и всех других сфер общественной жизни, основывается на высоком уровне развития национального само­сознания, коллективизме, глубоком патриотизме.

    Американская модель социальной системы дает пример такого соот­ношения права и экономики, при котором правовое регулирование эко­номических отношений осуществляется лишь в крайне необходимых случаях: утверждение правил экономической игры, регулирование биз­неса, образования. Экономическая справедливость здесь превалирует над социальной, а задача достижения социального равенства здесь не ставится. Эта система основана на массовой ориентации на достижение личного успеха.

    Существует достаточно оснований для утверждения, что Россия се­годня представляет собой социальную систему со смешанной экономи­кой, поскольку становление рыночных отношений происходит на фоне утвердившихся ранее социальных ценностей: коллективизма, справедли­вости и защищенности населения, а также, несмотря на признание не­обходимости создания базы для развития рыночных отношений, одно­временно, хотя и не последовательно, закрепляются позиции государст­ва и как собственника, а значит, субъекта экономических отношений, и как источника основных правил регулирования экономических отноше­ний в обществе вообще.

    Подводя итог, следует отметить, что формы и характер влияния пра­ва на экономику могут быть положительными и отрицательными; право может стимулировать, поддерживать эффективное экономическое раз­витие, но может и тормозить, и даже разрушать его.

    Нет единого "для всех времен и народов" типа взаимодействия права и экономики. Исследуемые социальные системы показывают, что, ско­рее всего, нельзя раз и навсегда выбрать одну-единственную модель взаимодействия права и экономики, не считаясь при этом с меняющи­мися внутренними и внешними факторами.

    Хотя речь идет о соотношении "экономика - право", на самом деле, явно или неявно, подразумевается триада "государство - право - эконо­мика" или "политика - право - экономика". Наличие третьего субъекта в виде политической воли государства отрицать невозможно.

    Ключевым для выяснения современного соотношения права и эко­номики и для выбора наиболее эффективного пути реформирования экономики является положение о новой роли государства. К какому бы широкому историческому материалу мы ни обратились, можно заме­тить, что проблема соотношения права и экономики выходит на про­блемы соотношения государственной власти и собственности, участия

    254

    государства в экономике не только как внешней силы, но и наиболее сложного хозяйствующего субъекта. В более широком виде эту пробле­му можно выразить как соотношение государства и "гражданского об­щества", общества и личности, в экономической жизни - как соотно­шение микроэкономики и макроэкономики, в юридической - как соче­тание публичного и частного права. При любой постановке вопроса речь идет о защите интересов как общества и личности, так и государ­ства, о защите от произвола как государства, так и частного монополи­ста. То есть речь идет о неком "балансе" интересов, который примени­тельно к конкретным условиям отдельной страны может выражаться в различном их соотношении. В этой связи требуют специального иссле­дования проблемы эффективности государственной монополии и необ­ходимости регулирования экономических отношений императивными методами. Ведь абсолютизация власти означает также и абсолютизацию собственности, и аналогично выводам о необходимости механизма "сдержек и противовесов" в системе государства, вероятно, нужно сформулировать некую систему "сдержек и противовесов" между обще­ством и государством в области экономических отношений, равновесие между которыми можно закрепить только юридическими средствами.

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39


    написать администратору сайта