Главная страница
Навигация по странице:

  • § 3. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ. РЕФЕРЕНДУМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕМОКРАТИИ

  • (народного голосования)"

  • марченко проблемы тгп. Учебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно


    Скачать 3.02 Mb.
    НазваниеУчебное пособие под редакцией доктора юридических наук, профессора М. Н. Марченко Москва 1999 дисонно
    Анкормарченко проблемы тгп.doc
    Дата06.05.2017
    Размер3.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файламарченко проблемы тгп.doc
    ТипУчебное пособие
    #7173
    страница22 из 39
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   39
    § 2. ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ РЕАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕМОКРАТИИ

    Несмотря на сложность и противоречивость демократии как явления и соответствующее к ней со стороны носителей различных, социальных интересов весьма неоднозначное отношение, демократия в любом об-

    1 Цит. по: Тимошина Е.В. Записки по законоведению К.П. Победоносцева // Правоведение. 1997. № 1. С. 70.

    2 Там же. С. 76.

    264

    ществе и государстве имеет свою, определенную ценность. Последняя в значительной мере возрастает особенно в тех общественных и госу­дарственно-правовых системах, где складываются традиции участия ши­роких слоев населения в управлении делами общества и государства, где демократические идеи и принципы не только провозглашаются или конституционно закрепляются, но и где они хотя бы частично реализу­ются.

    Социальная ценность демократии при этом проявляется в нескольких направлениях. А именно, во-первых, в том, что в условиях реально сложившихся в обществе демократических отношений гарантируется полное осуществление на практике прав и свобод граждан. Ведь, как справедливо отмечал еще Маркс, "на бумаге можно легко прокламиро­вать конституции, право каждого гражданина на образование, на труд и прежде всего на известный минимум средств существования. Но тем, что все эти великодушные желания написаны на бумаге, сделано еще не все; остается еще задача оплодотворения этих либеральных идей мате­риальными и разумными социальными учреждениями"1.

    Во-вторых, в том, что, охватывая собой значительную часть общест­венных отношений, институтов и учреждений и вовлекая в обществен­но-политическую жизнь страны значительные слои населения, демокра­тия способствует тем самым расширению социальной базы политиче­ской системы общества и других общественно-политических институ­тов, возрастанию их социальной устойчивости, стабилизации всей госу­дарственной и общественной жизни.

    В-третьих, социальная значимость демократии проявляется в том, что она способствует не только социальной стабилизации политической системы общества и ее отдельных элементов, но и содействует их даль­нейшему совершенствованию, организационному и социально-полити­ческому развитию. В связи с этим небезынтересно вспомнить апологе­тические слова В.И. Ленина в адрес социализма, написанные в 1917 г. в работе "Государство и революция", о том, что "как бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм есть нечто мерт­вое, застывшее, раз навсегда данное, тогда как на самом деле толь-кос социализма начнется быстрое, настоящее, действительно массо­вое, при участии большинства населения, а затем всего насе­ления, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни"2.

    С социализмом у Ленина, так же как и у других основателей и сто­ронников этой теории, связывалось возникновение и развитие настоя­щей, "подлинной" демократии.

    1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 687-688. '

    2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 33. С. 99-100.

    265

    В-четвертых, социальная ценность и значимость демократии прояв­ляется также в том, что, распространяясь на все сферы общественно-политической жизни и наполняя демократическим содержанием дея­тельность основных государственных и общественных институтов, она создает условия для непрерывного развития личности, роста обществен­ного сознания; для повышения общественно-политической активности масс; для выявления и мобилизации на благо всего общества их потен­циальных -» организаторских, интеллектуальных и иных способностей; для активного участия широких слоев общества в управлении государ­ством, в решении наиболее важных государственных и общественных дел. Демократический порядок организации государственной и общест­венной жизни в стране способствует также самым непосредственным образом повышению социальной эффективности всей общественно-политической системы; ускоренному накоплению обществом матери­альных, культурных и иных ценностей; укреплению законности и кон­ституционности.

    Наконец, в-пятых, социальная роль и значимость демократии прояв­ляется в том, что она выступает как единственно возможный путь выяв­ления воли народных масс, как лучший способ выдвижения на руково­дящие государственные посты, а также в руководящие органы партий­ных, общественных и самодеятельных организаций наиболее достойных по своим морально-политическим и деловым качествам представителей народа.

    Демократия в государственной и общественной жизни со всеми своими атрибутами и принципами выборности, сменяемости и подот­четности руководящих кадров в значительной мере способствует не только приходу к рьиагам власти наиболее достойных в моральном и профессиональном плане людей, но и отстранению от них людей слу­чайных, ставящих свои личные интересы выше интересов общественных и государственных, людей аморальных. "А поглядите-ка вы на людей, ведущих такую политику", - с осуждением эгоизма и стяжательства среди государственных чиновников и политиков говорил еще афинский оратор Демосфен (384-322 it. до н.э.). Одни из них "сделались из ни­щих богачами, другие - из неизвестных уважаемыми, а некоторые со­орудили себе частные дома такие, что они великолепнее общественных зданий. А в общем, насколько упало благосостояние государства, - за­ключил оратор, - настолько же возросли богатства у них" .

    Кроме названных существуют и другие возможные пути и формы проявления социальной роли и значимости демократии, основные на­правления ее воздействия на государственную и общественную жизнь. Однако их реализация, так же как и использование всего социального потенциала демократии, возможна лишь при одном непременном усло-

    1 Демосфен. Речи / Пер. и примеч. С.И. Радцига. М., 1954. С. 29.

    266

    вии - не только провозглашения или же формально-юридического за­крепления демократических принципов, идей и других атрибутов демо­кратии, но и их реального, всесторонне гарантированного воплощения в жизнь.

    В течение многих столетий развития теории демократического госу­дарства и общества основное внимание исследователей фокусировалось не только на формально-юридической, но и на фактической сторонах демократии. Центральным вопросом при этом неизменно оставался во­прос о факторах, обусловливающих реальный характер демократии, или - что одно и то же - о ее гарантиях.

    Последние можно с определенной долей условности разделить на два вида: объективные факторы, обусловленные реально существующими жизненными условиями, и субъективные, зависящие от воли, желания и иных субъективных устремлений рядовых граждан или должностных лиц1.

    В научной и учебной литературе субъективным факторам, в силу сложившейся традиции, придается гораздо меньшее значение, чем они имеют на самом деле. Это, несомненно, является упущением. Ведь от того, кто стоит у власти, какую политику он формирует, как формиру­ет (единолично или опираясь на мнение узкой группы своих сторонни­ков или значительной части общества) и, главное, как ее реализует, во многом зависит представление о характере самого государства, его де­мократической или недемократической природе, о гарантированности или негарантированности провозглашаемых при этом прав и свобод.

    Когда во главе государства, "где демократический строй и жажда свободы, - писал еще Платон, - доведется встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде". В таком государстве граждан, послушных властям, "смешивают с грязью как ничего не стоящих добровольных рабов, зато правители, по­хожие на подвластных, и подвластные, похожие на правителей, там вос­хваляются и уважаются как в частном, так и в общественном обиходе". Закончится такое правление со свободой "в неразбавленном виде" тем, заключает великий философ, что все "перестанут считаться даже с за­конами - писаными и неписаными". Именно из "этого правления, тако­го прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания", ибо "все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону" .

    Суть субъективных факторов, призванных обеспечить реальный ха­рактер демократии, заключается, таким образом, прежде всего в том, чтобы возложить на государственных и общественных деятелей той или

    Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 221-237.

    2 Платон. Государство. Соч. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.

    267

    иной страны правовые и моральные обязанности своими повседневными действиями проводить в жизнь, сохранять и охранять существующие или нарождающиеся в стране демократические принципы, идеи и традиции. Не случайным в свете сказанного представляется тот факт, что в неко­торых странах обязанность высших должностных лиц соблюдать в своих действиях демократические принципы и охранять существующий или нарождающийся демократический строй закрепляется конституционно.

    Так, сокласно Конституции России 1993 г., президент страны объяв­ляется гарантом как самой Конституции, так и закрепляемых в ней прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией Польши 1992 г. президент следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, неприкосновенно­сти и неделимости его территории, а также соблюдения международных договоров. Согласно Конституции Румынии 1991 г., президент "является гарантом национальной независимости, единства и территориальной целостности страны", а также "следит за соблюдением Конституции и надлежащим функционированием государственных властей", осуществ­ляет "функцию посредничества между властями государства", "между государством и обществом" .

    Среди объективных факторов - гарантий реальной демократии в научной и учебной литературе выделяются и анализируются следующие: материальные, социальные, юридические, политические, идеологические и др.

    Понимая под гарантиями объективные условия и средства, обеспе­чивающие не только провозглашение и юридическое закрепление демо­кратических признаков, идей, прав и проведение в жизнь, многие авто­ры обращают внимание при этом прежде всего на материальные гаран­тии.

    Последние понимаются в самом широком смысе слова. А именно -как экономические условия жизни общества и различных его слоев, в отношениях между которыми устанавливаются демократические прин­ципы; уровень жизни населения, позволяющий ему участвовать или, наоборот, не участвовать в управлении делами общества и государства; экономические и финансовые возможности государства, позволяющие или, наоборот, не позволяющие ему обеспечивать нормальное функцио­нирование в стране демократических политических институтов; осуще­ствление прав и свобод граждан, формирование выборных государст­венных органов на демократической основе.

    Материальные и в особенности финансовые возможности являются весьма важными атрибутами реальной демократии не только для госу-

    1 Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989-1992). Сбор­ник конституций / Под ред. ДЛ. Златопольского. М., 1996. С. 125, 156.

    2См.: Боброва Н.А. Гарантии реализации государственно-правовых норм. Воронеж, 1994; Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1992.

    268

    дарства и общества, но и для отдельных граждан. Они позволяют им, в частности, полнее по сравнению с неимущими реализовывать свое пра­во на образование (более широкий выбор форм образования, отечест­венных и зарубежных вузов, дающих образование на платной основе, и т.п.), право на участие в выборах (быть избранными в государственные органы или на высшие государственные должности), право на медицин­ское обслуживание, жилье, отдых и т.д.

    Зная не понаслышке о роли денег в жизни государства, общества и отдельных лиц и всегда испытывая их недостаток, известный француз­ский писатель, романтик Ф. Шатобриан (1768-1848) отнюдь не случай­но слагал им целые гимны и сентенции. "О деньги, которые я так силь­но презирал и которые никогда не научусь любить! - восклицал он. - Я вынужден признать, что и у вас есть свои достоинства: вы - источник свободы, позволяющий разрешить тысячи проблем, без вас не разре­шимых. Есть ли на свете такая вещь - за исключением славы, - кото­рую нельзя было бы купить за деньги? Благодаря деньгам всякий чело­век становится прекрасным, юным, обольстительным; уважение и по­чести, достоинства и добродетели - он обретает все". Вы скажете, про­должал автор, что деньги дают лишь видимость всех этих сокровищ. Не важно, "ведь я могу верить этой лжи словно истине! Обманите меня как следует, и я все вам прощу: разве вся жизнь - не ложь? Тот, у кого нет денег, зависит от всех и вся"1. И в заключение в адрес конкретных лю­дей: "Счастливцы евреи, торговцы распятьем, правящие сегодня христи­анским миром, решающие, быть войне или миру, торгующие старыми шляпами и покупающие на вырученные деньги свинину, вы уродливы и грязны, но вас любят короли и красавицы! Ах! Если бы вы захотели поменяться местами со мною! Если бы, по крайней мере, я мог взло­мать ваши сундуки и унести все, что вы украли у дворянских сыновей, я был бы счастливейшим из смертных"2.

    Среди факторов, обусловливающих реальный характер демократии, особое внимание обращается также на юридические гарантии. Они представляют собой совокупность юридических средств и условий, обеспечивающих реализацию формально декларируемых демократиче­ских принципов, идей, прав и свобод граждан.

    Юридические гарантии, справедливо отмечал известный отечествен­ный ученый Л.Д. Воеводин, "не следует ни отрывать, ни тем более про­тивопоставлять другим видам гарантий". Роль и значение указанных гарантий можно правильно понять и оценить, лишь анализируя их в единстве с другими гарантиями, рассматривая их как часть единого це­лого. Системный подход к юридическим гарантиям позволяет правильно определить их место и роль. С одной стороны, не следует преувеличи­вать роль и значение юридических гарантий, в частности в обеспечении,

    1 Шатобриан Ф. Замогильные записки. М., 1995. С. 459.

    Там же.

    269

    охране и защите конституционных прав и свобод, выдвигая их на ре­шающее место, как это наблюдается в современной России. А с другой стороны, их нельзя рассматривать в качестве некоего "довеска" ко всем остальным гарантиям1. Это же следует сказать и в отношении других гарантий.

    Юридические гарантии весьма многочисленны и разнообразны. Они содержатся как в конституционных актах, так и в текущих (обычных) законах и также в подзаконных актах. Значительную роль юридические гарантии играют в правоприменительной деятельности.

    В качестве примеров конституционного закрепления юридических гарантий может служить ч. 1 ст. 29 действующей Конституции России, где говорится о том, что "каждому гарантируется свобода мысли и сло­ва"; ст. 43, согласно которой "гарантируются общедоступность и бес­платность дошкольного, основного общего и среднего профессионально­го образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях"; ч. 1 ст. 44, в соответствии с которой "каждому гарантируется свобода литературного, художественного, на­учного, технического и других видов творчества, преподавания. Интел­лектуальная собственность охраняется законом".

    Юридические гарантии различных проявлений демократии, в частно­сти прав и свобод граждан России, закрепляются не только в Конститу­ции Российской Федерации, но и в конституционных актах (конститу­циях, уставах) субъектов Федерации. Так, например, в Уставе Курган­ской области от 1 января 1994 г. говорится: "Человек, его права и сво­боды являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность органов государст­венной власти и местного самоуправления области" (ст. 24). Устав Оренбургской области от 10 октября 1994 г. провозглашает, что "область гарантирует финансирование целевых областных программ охраны и укрепления здоровья населения области и участвует в финан­сировании федеральных программ" (ч. 1 ст. 116). В Уставе Пермской области от 6 октября 1994 г. указывается на то, что данным документом "гарантируются идеологическое и политическое многообразие, свобода объединений и многопартийность, равенство общественных объединений и политических партий перед законом" (ч. 1 ст. 7) .

    Юридическим гарантиям демократии всегда уделялось значительное внимание не только в России, но также и в других странах; не только в современном мире, но и на ранних стадиях развития государства, права и общества. "Можно ли назвать что-либо иное, кроме законов, - зада-

    1 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. С. 231.

    2 Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной об­ласти, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. М., 1996. С. 82, 282, 259.

    270

    вались вопросом еще в древних Афинах ораторы и философы, - на ко­торых прежде всего были бы основаны благосостояние нашего государ­ства, его демократическое устройство и свобода?" И тут же отвечали, что на этот вопрос "каждый с уверенностью ответит отрицательным образом"1.

    Следует заметить, что на ранних стадиях развития демократии ее юридические гарантии, сами нередко нуждающиеся в дополнительных материальных и иных гарантиях, зачастую сопровождались своеобраз­ными (в виде клятв, присяг, заклинаний и т.п.) религиозными, а точ­нее, ритуальными гарантиями.

    "Нужно, чтобы вы понимали, граждане, - обращался к своим сооте­чественникам Ликург (IX-VIII вв. до н.э.), известный спартанский зако­нодатель и оратор, - что клятва является основой демократии. Ибо трое составляют сущность государственного строя - правитель, судья и частный человек. Каждый из них приносит эту клятву верности. И это вполне справедливо - ведь многие, обманув других людей и оставшись незамеченными, не только избежали опасности в настоящее время, но и впредь остаются безнаказанными за совершенные преступления. А если кто-нибудь нарушил клятву, данную богам, он не скроется от них и не избежит наказания. И если не он сам, то дети его и весь род клятвопре­ступника попадут в большие беды"2.

    По свидетельству историков и археологов, занимающихся изучением древнего мира, такого рода клятвы - гарантии нарождавшейся, а позд­нее - устоявшейся демократии - играли свою весьма заметную роль. В более поздний период и особенно на современном этапе развития госу­дарственной и общественно-политической жизни клятва, несомненно, утратила свое прежнее значение определенной гарантии или "основы демократии".

    Но она сохранилась в современном обществе и государстве как не­кий морально сдерживающий приносящего эту клятву ритуал. Не больше. Ведь за нарушение клятвы, приносящейся, например, президен­тами России и США при вступлении их в должность, прямо не преду­сматривается фактически никакой юридической ответственности.

    Принося присягу "народу" в "торжественной обстановке", Президент России, в частности, клянется "уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Россий­ской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". Ответственность же президента, связанная с его отстранением от должности, наступает не за

    Демосфен. Речи / Под ред. Е.С. Голубцовой, Л.П. Маринович, Э.Д. Фро­лова. Т. 1. М., 1994. С. 5.

    Ликург. Речь против Леократа // Вестник древней истории. 1962. № 2.

    С. 79.

    271

    нарушение принесенной народу клятвы "верно служить" ему, а лишь "только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или иного тяжкого преступления"1.

    Аналогично обстоит дело с выполнением клятвенных обещаний и юридической ответственностью президента США. Здесь также имеются существенные расхождения. В соответствии с Конституцией страны (ст. II, разд. 1) президент США клянется "честно выполнять" свои обя­занности и "по мере своих сил охранять, защищать и поддерживать Конституцию Соединенных Штатов". Ответственность же его наступает "при осуждении в порядке импичмента" лишь за конкретные противо­правные деяния, а именно - за "взяточничество или другие тяжкие пре­ступления и проступки"2.

    Что же касается юридической ответственности за невыполнение дан­ных при вступлении в должность обещаний, иными словами, за нару­шение клятвы, то ни в Конституции США, ни в текущих законах о ней даже не упоминается. Помимо всего прочего это говорит о том, что клятвы, торжественные обещания и пр. высших должностных и иных лиц, претендующих на роль гарантов демократии, играют в настоящее время, как показывает практика России и США, не юридическую, а чисто символическую, моральную роль.

    § 3. ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ. РЕФЕРЕНДУМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ДЕМОКРАТИИ

    Под формами демократии понимаются исторически сложившиеся способы или средства выявления и выражения воли и интересов раз­личных слоев общества вовне.

    В зависимости от того, каким путем - прямым или косвенным - вы­ражаются эта воля и интересы общества и народа, различают две разно­видности форм демократии. Это - формы представительной демокра­тии (выборные органы государственной власти, выборные партийные и общественные органы), с помощью которых народ осуществляет власть через своих представителей, и формы непосредственной демократии (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которых основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно3.

    Политическая теория и практика разных стран знает широкий набор самых различных форм представительной и непосредственной демокра-

    1 Конституция Российской Федерации. М., 1993. Ст. 82, 93.

    2 Там же. С. 28.

    3 Собянин А.А., Суховольский В.Г. Демократия, ограниченная фальсифика­циями. Выборы и референдумы в России в 1991-1993 гг. М., 1995.

    272

    тии. Одним из них в научной литературе и публицистике уделяется зна­чительное внимание. Особенно когда речь идет о выборах в высшие и местные органы государственной власти и управления, а также о подот­четности и сменяемости должностных лиц.

    Другим формам и институтам демократии уделяется гораздо меньшее внимание. Например, все или почти все авторы, исследующие проблемы демократии, традиционно и довольно много говорят и пишут о свободе слова, печати, ассоциаций, свободе доступа к информации и т.д. Но в то же время они полностью или почти полностью упускают из поля зрения такие немаловажные демократические институты, как право быть свободным от "всяких ассоциаций", право быть свободным от по­литических и иных речей и др.1 Подобные права и свободы приобрета­ют особый смысл и значение в таких странах, как Россия и страны Восточной Европы, в условиях усиленной политизации общества, по­всеместного создания самых разношерстных, нередко создающихся ради самих себя ассоциаций, в условиях бесконечно произносимых на всех уровнях государственной и общественной жизни, в подавляющем боль­шинстве своем пустых и бесплодных речей.

    В научной литературе и публицистике много говорят и пишут пре­имущественно о формах представительной демократии. Но очень мало уделяется внимания раскрытию форм непосредственной демократии -петициям, собраниям, сходам, всенародным опросам, референдумам и др. Не претендуя на полный охват всех этих форм, остановимся в каче­стве примера на рассмотрении правового аспекта референдума в сис­теме западной демократии. Этот вопрос приобретает особую значи­мость для России особенно в связи с принятием законов и проведением первых референдумов в нашей стране на различных уровнях: на уровне Федерации, субъектов Федерации, а также на местном уровне.

    Референдум в рамках западной демократии является далеко не новой формой непосредственного участия населения в решении глобальных вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутригосу­дарственных и межгосударственных проблем. В специальной юридиче­ской литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его "родиной" - Швейцарию. В последующие годы и столетия, вплоть до настоящего времени, в этой стране на разных уровнях было проведено множество референдумов, из которых более ста только по конституционным вопросам .

    Free Speech and Freedom from Speech: Hustler Magazine V.Falwall, The New York Times Actual Malice Standard, and International Infliction of Emotional Distress. - Indiana Law Journal, 1988. № 4. P. 877-897; The Washington Post, February 15, 1991.

    2 Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М., 1964. С. 20-22.

    273

    18-6343

    Референдумы неоднократно проводились во Франции, Италии, Да­нии, Норвегии, Ирландии, Бразилии, Уругвае и ряде других стран. Сре­ди наиболее известных референдумов, имевших место перед началом первой мировой войны и привлекших к себе внимание международной общественности, можно было бы назвать референдум 1905 г. в Норве­гии. Особенность этого референдума заключалась, во-первых, в том, что с его помощью решался такой немаловажный для судьбы данного госу­дарства вопрос, как вопрос о его дальнейшем пребывании в реальной унии со Швецией. А во-вторых, в том, что решение данного вопроса было заранее предопределено общественным мнением, явно сложив­шимся в пользу выхода Норвегии из этой унии. Оценивая результаты проведенного референдума, В.И. Ленин писал в статье "Итоги дискус­сии о самоопределении": при капитализме "удалось одной маленькой стране, в виде исключения, в эру самого разнузданного империализма осуществить неосуществимое самоопределение и даже без войны и ре­волюции (Норвегия, 1905 г.)"1.

    Периодическое проведение референдумов практиковалось в запад­ных странах не только в предшествовавшие первой мировой войне, но и во все последующие годы. На основе сложившейся практики в конце XIX - начале XX в. и под ее влиянием в конституциях некоторых стран появились статьи, предусматривающие возможность обращения к рефе­рендуму при решении не только сугубо внутренних, но и отдельных внешнеполитических вопросов.

    Так, в Конституции Швейцарии (ст. 89, п. 3) еще в 1912 г. было за­фиксировано положение, в соответствии с которым требовалось прове­дение общенационального референдума для утверждения международ­ных договоров на неопределенный срок или на срок свыше 15 лет.

    Институт референдума нашел свое законодательное закрепление в конце XIX - начале XX в. и в конституционных актах ряда штатов США. Начиная с 1898 г., пишут в связи с этим некоторые американ­ские политологи, отдельные штаты стали законодательно "позволять людям принимать непосредственное участие в процессе правотворчест­ва" путем использования таких форм, как "инициатива и референдум"2.

    Следует заметить, что время законодательного закрепления и ис­пользования референдума в политической и правотворческой практике США иногда оспаривается самими же американскими социологами и юристами. Считается, например, по словам Л. Липситса, что референ­дум в стране восходит к "американской революции, когда несколько штатов предоставили своим гражданам проекты конституций на рас­смотрение и утверждение"3. Бытует мнение, что "идея народных кон-

    1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 30. С. 23.

    2 Magruder's American Government. Boston, 1980. P. 631.

    3 Lipsitz L. American Democracy. N.Y., 1986. P. 303.

    274

    сультапий" в виде референдумов, проводившихся в связи и по поводу "основных конституционных вопросов", появилась несколько позднее1.

    Однако не в конкретных датах или периодах сейчас дело. Важно другое, а именно, что институт референдума законодательно закреплял­ся уже на ранних стадиях развития капитализма в этой стране.

    Нельзя не согласиться с утверждением отечественных ученых-юристов о том, что в начале нынешнего века референдум практиковал­ся лишь в Швейцарии на всех уровнях, а также в США (на штатном и местном уровнях) и в Австралии. После первой мировой войны инсти­тут референдума вошел в конституции целого ряда европейских госу­дарств. При этом помимо своего традиционного назначения, заключаю­щегося в утверждении или отклонении предложенных актов, он получил новую функцию - роль арбитра в конфликте между конституционными органами государства. Впервые это назначение референдума закрепила Веймарская конституция .

    В последующий период, и особенно после второй мировой войны, практика использования института референдума в политической жизни и правотворческой деятельности западных стран получила еще более широкое распространение. Был дан новый мощный толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых в промышленном отношении капиталистиче­ских странах. Трудно назвать в настоящее время страну, где референ­дум в той или иной степени не применялся или, по крайней мере, не рассматривался. Причем заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80-е годы.

    Например, в США, где законодательством предусматривается прове­дение референдумов на уровне почти каждого штата (кроме Делавера) и на местном уровне, количество обращений к данному институту еже­годно насчитывает от 12 до 15 тысяч случаев. В странах Западной Ев­ропы (исключая Швейцарию) количество референдумов, проведенных только на национальном уровне за время их конституционного закреп­ления, насчитывает более 100 случаев. В Швейцарии, стоящей на пер­вом месте по использованию референдумов на федеральном или "общенациональном" уровне, таких случаев, по подсчетам швейцарских государствоведов и правоведов насчитывается, начиная с 1843 г., более 2403.

    1 Y., Gordon Ш. D. Magleby Pre-Election Judicial Review of Initiatives and Referendum // Notre Dame Law Review. 1989. № 3. P. 298.

    Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Основные институты. Т. 2 / Отв. ред. В.А.Туманов. М., 1987. С. 203.

    3 Lipsitz L. Op. cit. P. 303; Butler L. and Ranney A. (eds.). Referendums: A Comparative Study of Practice and Theory. Wash., 1978. P. 14-46: Zeitschrift fur Schweizerisches Recht. 1972. № 5. S. 492-494.

    275

    Каждый референдум является уникальным в своем роде явлением и каждый по-своему вызывает тот или иной общественный резонанс. В послевоенной Франции, например, значительный резонанс получили референдумы, касающиеся принятия Конституции страны (1958 г.), прекращения войны в Алжире (1961 г.), изменения положений Консти­туции относительно порядка избрания президента республики (1962 г.), реформы Сената и учреждения регионов (1969 г.), расширения Евро­пейского экономического сообщества за счет принятия в него Велико­британии, Дании, Ирландии и Норвегии (1972 г.) и др.

    В Англии мировое общественное внимание привлекли референдумы, касающиеся вступления, а затем пребывания (в 1975 г.) этой страны в Европейском экономическом сообществе, а также проводившийся в 1979 г. в Шотландии и Уэльсе референдум, на котором рассматривался вопрос о расширении местной автономии.

    В Испании в последние годы огромный общественный резонанс по­лучил проводимый в 1986 г. общенациональный референдум по вопросу об участии этой страны в структуре НАТО. В Швейцарии - референ­дум 1985 г. по вопросу о вступлении этого нейтрального государства в ООН и др.1

    Особое внимание мировой общественности фокусировалось в 80-90-х годах на референдумах, проводившихся в Канаде. Они касались политического и правового статуса провинции Квебек. Вопрос, по су­ществу, затрагивал будущее всей федерации, поскольку на повестку дня правительством провинции в очередной раз (после обсуждения на выбо­рах 1976 г.) была поставлена проблема предоставления субъектам ка­надской федерации права на самоопределение вплоть до отделения2.

    Наряду с широким использованием института референдума в капи­талистических странах он нашел широкое применение также в разви­вающихся и бывших социалистических странах. В качестве примера активного использования референдума в странах, освободившихся от колониальной зависимости, можно сослаться на Алжир. Референдумы в этой стране проводились: в 1962 г. по вопросу о предоставлении неза­висимости стране и народу; в 1963 г. - по поводу утверждения первой Конституции Алжирской Народной Демократической Республики; в 1976 г. - по поводу принятия второй Конституции страны и в 1989 г. -по поводу принятия третьей со дня получения независимости Конститу­ции страны.

    В политической и государственно-правовой теории и практике ре­ферендум трактуется не всегда одинаково. Нередко, например, он отождествляется со всенародным опросом и плебисцитом и рассматри-

    Подробнее об этом см.: Современное буржуазное государственное право. С. 203-211.

    2 Hogg P. (ed.). Constitutional Law Canada. Toronto, 1985. P. 101.

    276

    вается как утверждение того или иного государственного решения пу­тем народного голосования, придающего ему окончательный и обяза­тельный характер1.

    Во многих монографиях и словарях, напротив, подчеркивается раз­личие между референдумом и плебисцитом, с одной стороны, и всеоб­щими выборами - с другой. Референдум при этом рассматривается как обращение к избирательному корпусу с целью принятия окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполи­тическим и внешнеполитическим вопросам. А плебисцит (лат. -plebiscitum, от plebs - народ и scitum - решение, постановление) - как опрос населения с целью установления судьбы определенной террито­рии, как метод решения территориальных споров в международной практике, когда населению предоставляется возможность путем прямого голосования определять, к какому государству или государствам должна принадлежать территория, на которой оно проживает .

    Что же касается различия между референдумом и всеобщими выбо­рами, то они чаще всего сводятся, во-первых, к тому, что в ходе выбо­ров избираются выборщики или кандидаты, а в ходе референдума изби­ратель отвечает "да" или "нет" на поставленный вопрос. И во-вторых, если выборы непосредственно связаны с представительной демократией, то референдум представляет собой институт прямой и непосредственной демократии.

    Впрочем, отмеченные и иные различия весьма относительны и порой трудноуловимы. Ибо и в случаях с выборами, и с референдумом при­глашается высказать свое мнение один и тот же избирательный корпус. Нередко используется одна и та же процедура и один и тот же порядок подсчета голосов. Наконец, зачастую по результатам проведения рефе­рендумов и выборов определяется одна и та же внутренняя и внешняя политика3.

    Не случайным в силу сказанного представляется тот факт, что в не­которых зарубежных и отечественных актах референдум представляется не иначе как народным (ст. 75 Конституции Италии) или всенародным (ст. 921 Конституции Испании) актом и напрямую ассоциируется с вы­борами, голосованием или опросом.

    Так, в упомянутой ст. 75 Конституции Италии говорится, в частно­сти, что вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании (выделено мною. - М.М.) принимало участие боль­шинство имеющих на это право и если предложение собрало болыпин-

    1 Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. С. 5.

    2 См.: Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 252, 320; Dictionary of Sociology and Related Sciences. Totowa, 1968. P. 222.

    3 Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. С. 203.

    277

    ство голосов, признанных действительными. В Законе СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (ст. 2) указывалось, что "решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной рес­публики путем референдума (народного голосования)" (выделено мною. - ММ.)1.

    При выяснении специфических особенностей референдумов, а так­же при определении их места и роли в политической системе общества важным представляется не замыкаться на одном из каких-либо видов или подвидов референдумов, а учитывать все их многообразие. В науч­ной литературе широко распространено, например, подразделение ре­ферендумов на конституционные, законодательные и консультатив­ные. При этом за основу их классификации берутся их предмет и со­держание. Однако вместе с данным подходом используется и иная классификация, иное их подразделение2.

    В частности, в соответствии с государственно-правовой теорией и политической практикой по способу проведения референдумы подраз­деляются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены вопросы, предусмотренные в конституции или в специальном законе, и факультативные, которые проводятся лишь по усмотрению законодательного или любого иного компетентного на то органа.

    Наконец, по сфере применения референдумы классифицируются на общенациональные, проводимые в масштабе всей страны или нации, и местные, осуществляемые в пределах одного или нескольких регионов или же отдельных административно-территориальных единиц (краев, областей, провинций и т.п.).

    Референдум как форма выражения общественного мнения и как способ принятия принципиально важных нормативно-правовых ак­тов и политических решений несомненно является достоянием не од­ной нации или народа, а всего человечества. Это общечеловеческая, а не узкоклассовая или тем более какая-либо групповая ценность. В силу этого представляется не только возможным, но и жизненно необ­ходимым широкое использование зарубежного позитивного опыта спе­циального законодательного закрепления и проведения референдумов в России в их различных вариантах и разновидностях как в сфере поли­тики, экономики, межнациональных связей и отношений, так и в других сферах общества.

    Разумеется, место и роль института референдума в политической системе любого общества не следует преувеличивать, а тем более абсо-

    См.: Закон СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". М., 1990.

    2 Gordon Y., Magleby D. Pre-Election Judicial Review of Initiatives and Referendums // Notre Dame Law Review. 1989. № 3. P. 298-320.

    278

    лютизировать. Этого не следует делать и с опытом использования рефе­рендума в западных странах. Нельзя, в частности, забывать, что, не­смотря на широкое использование референдумов в практике политиче­ской жизни Испании, Италии, США и других западных стран, отноше­ние к ним со стороны различных слоев общества всегда было и остает­ся далеко неоднозначным. Противоречивость отношения господствую­щих кругов к референдумам, особенно после второй мировой войны, объясняется, во-первых, тем, что существует возможность использова­ния их, помимо воли и желания господствующего слоя или класса, в интересах других слоев и классов. Возможность эта, как правило, весь­ма незначительная, в силу доминирующего положения правящих кругов во всех сферах жизни общества и в средствах массовой информации, но она всегда сохраняется. Во-вторых, тем, что в довоенный период инсти­тут референдума в значительной степени был дискредитирован в глазах мировой общественности, будучи активно используемым фашистской Германией в 1933 г. при решении вопроса о выходе Германии из Лиги Наций, в 1934 г. - при решении вопроса о соединении поста президента с постом фюрера и рейхсканцлера и в 1938 г. - при решении вопроса о присоединении Австрии к Германии. И в-третьих, тем, что правящие круги некоторых западных стран усматривают в институте референ­дума угрозу институту парламентаризма, опасность замены власти "цивилизованного" парламента властью "невежественной" толпы. Имен­но в этом заключается, судя по западным источникам, одна из причин продолжительной неприемлемости института референдума, например, в Англии.

    Противоречивость отношения к референдуму со стороны других слоев общества объясняется в основном тем, что, несмотря на свою внешнюю демократичность и привлекательность, он далеко не всегда знаменовался успехами прогрессивных сил. Во многих случаях рефе­рендумы оканчивались принятием далеко не самых прогрессивных за­конов или решений, выступали в качестве демократического щита для прикрытия официальных антидемократических акций.

    О возможности использования референдумов в интересах правящих кругов, а не всего общества со всей очевидностью свидетельствует так­же практика проведения их на территории бывших союзных республик, России, в отдельных регионах страны. Нередко референдумы использо­вались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.

    Следует заметить, что кроме сугубо классовых или узкосоциальных причин разноречивого, а нередко и сдержанного отношения различных социальных групп и слоев западного общества к референдуму есть и другие, условно говоря, "общесоциальные" причины. Среди них выде­ляются прежде всего следующие.

    1. Утвердившееся среди различных слоев населения, социальных групп и институтов мнение, что референдум неизбежно выступает как

    279

    дестабилизирующий фактор в обществе, способствует ускоренному расслоению и противопоставлению различных составных частей обще­ства друг другу, порождает дополнительную нагрузку и ограничения на сложившуюся парламентскую систему. Для многих политических партий, отмечают в связи с этим западные ученые Ст. Бергланд и Дж. Боард, проведение или участие в референдумах является с полити­ческой точки зрения "гораздо более рискованным и дорогостоящим ме­роприятием', чем проведение ими или участие в регулярно проводимых всеобщих выборах"1.

    Учитывая дестабилизирующий потенциал, заложенный в референду­мах, западный законодатель вполне осознанно и целенаправленно огра­ничивает их проведение в ряде случаев. Яркой иллюстрацией в этом отношении может служить ст. 4 Закона "О регулировании различных видов референдума" в Испании. Она, в частности, гласит, что "референдум не проводится в любом его виде ни в одной из территори­альных единиц, в которых должен осуществляться опрос, во время дей­ствия чрезвычайного и осадного положения, а также в течение 90 дней после их отмены. Если в день объявления упомянутых положений про­ведение референдума назначено, то он отменяется и назначается новый день его проведения"2. Эта же статья "запрещает проведение референ­думов в течение 90 предшествовавших и 90 дней, следующих за днем проведения на той же территории всеобщих парламентских выборов или выборов в местные органы или проведения другого референдума" .

    2. Сложившееся среди интеллектуальных слоев западного общества, выступающих с радикальных позиций, представление о различных фор­мах и институтах непосредственной демократии, и прежде всего о ре­ферендумах, как о средстве обычного, "повседневного усовершенство­вания", но не радикального изменения существующей политической системы, подготовки и проведения радикальных политических или иных реформ.

    Отдавая должное прямой демократии в США и других западных странах и считая, что она способствует "восстановлению подлинного смысла и значения нашей демократии", "вовлечению большого количе­ства людей в избирательный процесс" и "обогащению института граж­данства", некоторые западные политологи и социологи в то же время настоятельно подчеркивают, в частности, применительно к США, что большинство американцев рассматривают прямые демократические процессы отнюдь не как радикальные меры, направленные на глубин­ные изменения основного или "базового характера американской фор­мы правления", а как рутинные, "умеренные" меры, направленные на

    1 St. Berglund, J. Board. Managing Public Opinion // The Referendum in Sweden. Manuscript. Adrhus, 1982. P. 1.

    2 Испания. Конституция и законодательные акты. С. 101.

    3 Там же.

    280

    совершенствование системы представительных институтов, на создание и укрепление гарантий того, чтобы они постоянно оставались "и пред­ставительными и подотчетными".

    3. Утвердившееся среди значительных слоев населения западных стран, и особенно в США, мнение, что профессиональной политикой должны заниматься не любители, а профессионалы и что на первом плане должен стоять не популизм, а профессионализм.

    В то время как многие американцы, пишет политолог из Колорадо Т. Кронин, стремятся ко все большему участию в процессе принятия решений на национальном уровне и на уровне отдельных штатов, не меньшее их число "проявляет" озабоченность по поводу своей слишком глубокой и непосредственной вовлеченности в политику1.

    4. Традиционное для населения ряда западных стран представление о силе и приоритетах институтов представительной демократии перед институтами прямой непосредственной демократии. В США, например, как об этом свидетельствуют опросы различных слоев населения, до­вольно значительная часть общества предпочитает направлять свои уси­лия на совершенствование системы представительных органов, включая Конгресс и легислатуры штатов, чем на установление и законодатель­ное закрепление общенациональных референдумов. 67% из числа оп­рошенных считают, что в плане усиления роли и ответственности Кон­гресса и его палат следовало бы внести изменения в Конституцию США, закрепив за избирателями право отзыва не оправдавших доверие или допустивших аморальные поступки выборных лиц не только на уровне отдельных штатов, но и на уровне федерации в целом. 55% счи­тают, что такое же право (наряду с импичментом) должно быть закреп­лено и в отношении президента страны2.

    Иными словами, согласно опросам и сложившемуся общественному мнению, большая часть населения США отдает предпочтение на феде­ральном уровне представительным органам и представительной демо­кратии перед референдумом и другими формами непосредственной де­мократии.

    Совсем иная картина складывается на уровне штатов. Здесь гражда­не в подавляющем большинстве случаев выражают желание и готов­ность непосредственно участвовать в решении политических, социаль­ных и экономических проблем, нежели "передоверять" и отдавать их на "откуп" представительным органам.

    Аналогичный настрой общественного мнения в целом сохраняется не только в США, но и в некоторых других странах. Более того, как свое­образное предостережение от последующего принятия и законодатель­ного закрепления референдума на национальном уровне в США в неко-

    1 Th. Cronin. Direct Democracy: The Politics of the Initiative, Referendum and

    Recall. Cambridge, 1989. P. 1-24. 2 Ibid. Ch. 9.

    281

    ^

    торых другах федерациях высказываются призывы и предложения не спешить с решением данного вопроса в масштабе федерации, предвари­тельно не разрешив все противоречия, связанные с использованием ин­ститута референдума на уровне отдельных субъектов федерации. До тех пор, пишет в связи с этим Т. Кронин, пока мы окончательно не убедим­ся в том, что демократические институты и "приспособления", именуе­мые референдумами, хорошо срабатывают на уровне отдельных штатов и на локальном уровне, мы "должны быть очень осторожны в своих действиях, направленных на их инкорпорацию и закрепление в нацио­нальной конституции"1.

    5. Укоренившееся в сознании различных слоев западного, и особенно американского, общества опасение, что в условиях расширения прямой демократии и периодического проведения референдумов значительно возрастет роль денег, а вместе с тем и влияние "весьма состоятельных индивидов или отдельных групп" на результаты голосования и на сам избирательный процесс. 86% из числа опрошенных в 1982 г. американ­цев были уверены в том, что "состоятельные" группы давления или группы интересов обязательно используют открывающиеся в случае установления общенационального референдума возможности для прове­дения в жизнь своих интересов и усиления своей "неофициальной вла­сти". Причем 82% выразили убеждение в том, что эта власть и интере­сы не будут иметь ничего общего ни с властью, ни с интересами всего населения. Это будет власть большого бизнеса и "основных денежных вкладчиков"2 .

    Конечно, рассуждают по этому поводу некоторые американские ис­следователи, деньги сами по себе не всегда играли и играют во время выборов или всенародных опросов решающую роль. Однако "исследо­вания за исследованиями", проводившиеся в этой области, убедительно доказывают, что влияние больших, к тому же рационально истраченных на предвыборную рекламу и решение других избирательных проблем, денежных сумм нельзя недооценивать. Деньги всегда играли и продол­жают играть весьма важную, труднооценимую роль в реализации почти всех сторон и аспектов прямой демократии. Они всегда выступали и выступают если не самым важным, то по крайней мере одним из самых важных указателей того, "кто выиграет, а кто проиграет в протекающих или будущих всенародных опросах и выборах"3. В целях ограничения влияния "больших денег" на институты непосредственной демократии, включая референдум, 63% из числа опрошенных в США по этому по­воду в 1987 г. высказались за строгое ограничение денежных расходов при их осуществлении как со стороны государственных органов, так и

    со стороны частных лиц. 28% высказались против каких бы то ни было ограничений1.

    Наряду с названными причинами противоречивого или сдержанного отношения граждан некоторых западных государств к референдуму есть и другие причины. В их числе можно указать, в частности, на такие, как понимание сложности и противоречивости правотворческого и иных процессов на национальном уровне, требующих от их участников специальных знаний и подготовки; высокая стоимость для налогопла­тельщиков референдумов и плебисцитов; недостаточная компетентность и информированность рядовых граждан в политических и иных делах для того, чтобы быть активными участниками протекающих на нацио­нальном уровне процессов; и др.2

    Анализ причин и факторов, обусловливающих весьма неоднозначное и противоречивое отношение различных слоев западного общества к референдуму, позволяет глубже понять не только его социальную при­роду и характер, но и его место и роль в системе демократии, реальные возможности воздействия института референдума на конкретную поли­тическую и социальную среду. Кроме того, он позволяет избежать в равной мере пагубных для политической теории и практики крайностей в оценке значимости референдумов, дает возможность со значительной долей достоверности определить факторы, способствующие повышению эффективности референдумов в политической системе того или иного общества или, наоборот, препятствующие их усилению. Это имеет ог­ромное не только теоретическое, но и практическое значение.

    Референдум в любой стране будет эффективным лишь в том случае, если он, по природе своей как весьма важный демократический инсти­тут, будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения; иметь своей целью при решении политических и иных вопросов четко выраженную гуманную цель; если общественное мнение не будет увле­чено и дезориентировано псевдодемократическими лозунгами и призы­вами, а также ложными социальными ценностями; и, наконец, если бу­дут созданы все необходимые организационно-технические и иные ус­ловия для подготовки и проведения всенародных опросов.

    Важное, труднооценимое значение для эффективности референдумов имеет строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры их проведения и порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и текущего законодательства принимаемых путем референдумов нормативно-правовых актов.

    1 Th. Cronin. Public Opinion and Direct Democracy. P. 618.

    2 Ibid. P. 616.

    3 Ibid. P. 618.

    282

    1 Th. Cronin. Public Opinion and Direct Democracy. P. 617.

    2 Alderson St. Yea or Nay? Referendum in the United Kingdom. L., 1975. P. 89-105; Magleby D. Taking the initiative: Direct Legislation and Direct Democracy in the 1980 // Political Science and Politics. 1988. № 3. P. 600-611.

    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   39


    написать администратору сайта