Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1. Эволюция научных представлений о сущности общества

  • 3.2. Структура общества

  • 3.3 . Классификация общественных систем

  • Темы для самостоятельной работы

  • Тема 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ

  • 4.1 . Сущность социальной стратификации

  • 4.2. Типы стратификации

  • Модель стратификации общества

  • 4.3. Социальная стратификация российского общества

  • 4.4. Социальная мобильность

  • скк. методика социология. Учебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013
    Дата21.01.2023
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламетодика социология.pdf
    ТипУчебное пособие
    #897404
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Тема 3. ОБЩЕСТВО, ЕГО СУЩНОСТЬ И ТИПЫ
    Ключевые понятия и авторы: общество, социальная реальность, обще- ственно-экономическая формация, социальная система, традиционное обще- ство, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информацион-

    25 ное общество. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Вебер, Т. Пар- сонс, Н. Я.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Белл, О. Тофлер.
    3.1. Эволюция научных представлений о сущности общества
    Природой общества люди интересовались с древнейших времен. Уже в античности обсуждались различные гипотезы о происхождении и природе человеческого общества. Так, Аристотель объяснял возникновение общества естественной для людей потребностью общения друг с другом. Естественные отношения мужа и жены, родителей и детей, а также господ и рабов создают семью, а общество возникает в результате неуклонного укрупнения семьи.
    Средневековые мыслители объясняли природу всего сущего божественным промыслом. Наконец, в Новое время появилась так называемая договорная теория происхождения общества: общество – продукт общественного дого- вора, соучастники которого – индивиды, отчуждающие часть своих прав в пользу государства и соглашающиеся тем самым пребывать в гражданском состоянии. Государство как выражение всеобщей воли (воли народа) ограни- чивает частный произвол индивидов, гарантируя каждому реализацию прав
    человека, присущих автономному индивиду (от Бога или по природе).
    Принципиально иной подход к пониманию сущности и происхождения общества демонстрирует зарождающаяся социология. Классики социологии, стоящие на различных методологических позициях, были едины в понима- нии общества как продукта естественноисторического развития. Господ- ствующей становится идея социальной эволюции как особой, надорганиче- ской ступени всеобщей эволюции, имеющей свою логику.
    Родоначальник социологии и позитивистского направления, француз- ский мыслитель Огюст Конт рассматривал общество как органическое един- ство всего человечества, консолидированное солидарностью, основанной на согласованности функций всех его элементов. Это достигается посредством разделения труда. Становлению нового, индустриального общества, способ- ствовало углубление разделения труда, промышленное развитие на основе научных достижений, прогресс в социальной организации. Недостатком по- добного общества Конт считал нарушение в нем естественного согласия, ко- торое органически объединяет людей в общность. Герберт Спенсер, рассуж- дая об обществе и социальной эволюции, использует заимствованные из био- логии понятия организма, естественного отбора, борьбы за существование.
    Следующим важным шагом социологического истолкования природы общества стала концепция социального реализма Эмиля Дюркгейма. Именно
    Дюркгейм впервые заговорил о возможности социологического анализа при-

    26 роды общества на основе изучения социальных фактов. По его мнению, об- щество не просто совокупность людей, а нечто особое, sui generis – социаль-
    ная реальность, созданная солидарностью людей. Механическая солидар- ность подразумевает первобытнообщинное, коллективное сознание, обезли- чивающее индивида. Возникновению нового типа обществ и органической солидарности способствует разделение труда. В этом Дюркгейм видел поло- жительный момент: появляется понятие частной жизни, человек становится свободной личностью. Социальная напряженность при этом растет. Кон- фликты современного общества Дюркгейм объясняет несовершенством раз- деления труда, неизбежным при становлении органической солидарности.
    Настоящий переворот во взглядах на общество произвел немецкий мысли- тель Карл Маркс.Согласно разработанной им диалектико-материалистической теории общественно-экономических формаций, социальная эволюция представ- ляет собой закономерный естественноисторический процесс зарождения, расцве- та и упадка разнотипных формаций. В основе этого процесса находится непре- рывный прогресс материальных производительных сил общества, определяю- щий развитие производственных отношений и всего способа производства мате- риальных благ, выступающего экономическим базисом общества. Последний обусловливает характер и содержание социальной, политической, правовой и ду- ховно-идеологической надстроек общества вообще. При этом надстроечные под- системы (в особенности политико-правовая надстройка), в свою очередь, оказы- вают обратное активное воздействие на базис, ускоряя его развитие или препят- ствуя этому. Марксистскую традицию в социологии называют еще кон-
    фликтной, поскольку история человечества здесь рассматривается как це- почка сменяющих друг друга посредством революций (антагонистических конфликтов) общественно-экономических формаций.
    Своего рода антиподом К. Маркса стал антипозитивист Макс Вебер, развивающий понимающую социологию. Вебер считал понятие общества только удобной для исследователя абстракцией. За общностями, которыми оперирует социолог, нужно уметь увидеть действующих индивидов, имею- щих самые различные мотивы действий, ориентированных на значимый для них в силу традиции или воодушевления, или в силу его законности, обще- ственный порядок. Эти действия могут быть совместными, общностно- ориентированными. Реальным для Вебера выступает исторически индивиду- альное сообщество, консолидированное культурными значениями. Там, где
    Маркс усматривал только экономические мотивы – стремление к прибыли,
    Вебер пытался показать внутреннюю связь типичных для современного че-

    27 ловека мотивов с этическими ценностями, имеющими, в конечном счете, ре- лигиозное оправдание.
    В ХХ в. Талкотт Парсонс

    основатель структурно-функционального анализа общества, предложил рассматривать общество как систему. Способ- ность социальной системы к самоорганизации и саморазвитию реализуется за счет выполнения фундаментальных функциональных требований: приспо- собления к меняющимся условиям среды, целеполагания, интеграции и под- держания образца (самосохранения).
    Что же обеспечивает консолидацию людей в сплоченные сообщества?
    Это общие интересы, формирующиеся в совместной жизнедеятельности лю- дей, социальная солидарность как выражение их коллективного сознания, противостоящего природному эгоизму отдельных индивидов, объединяющие ценности, нормативный порядок, сознание принадлежности (национальной, этнической, культурной).
    Общество – социальная система, основанием которой является устойчи- вая и крупная совокупность людей, объединенных, как правило, на одной территории естественноисторически сложившимися формами совместной жизнедеятельности и способами совместного удовлетворения своих коллек- тивных нужд, интересов и потребностей на основе выработанных ими ценно- стей, норм, институтов, характеризующаяся самоорганизацией, самовоспро- изводством, саморегуляцией и саморазвитием.
    В ходе исторического развития общество усложняется, возрастает раз- нообразие социальных систем, требующее новых форм интеграции.
    3.2. Структура общества
    Социальной структурой называют устойчивую связь элементов соци- альной системы. Социальная структура напоминает своего рода анатомиче- ский скелет общества. Это не просто совокупность элементов социума, но и его внутренние организация и строение, законы связи и расположения соци- альных элементов и подсистем в составе общества. Элементами социальной
    структуры выступают человеческие индивиды, социальные общности и коллективы, институты (семья, церковь, государство), процессы в единстве с нормами, их регулирующими, ментальные или духовные интересы, ценно- сти, идеологические воззрения, религиозные верования, знания. Наконец, сюда же следует отнести инфраструктурные и материально-вещественные компоненты, являющиеся продуктами материальной культуры.

    28
    Перечисленные компоненты различных видов целесообразной человече- ской деятельности в ходе эволюции человеческого общества группируются в пять основных подсистем или сфер социума. На основе хозяйственной дея- тельности сформировался материальный базис общества – экономическая сфера. Деятельность по воспроизводству и развитию человека как биосоци- ального существа обусловила возникновение и развитие социальной сферы общества. Деятельность, связанная с завоеванием, удержанием и использова- нием власти в обществе, предопределила появление и развитие политической подсистемы. На основе деятельности по созданию и исполнению норматив- но-правовых установлений возникла и развивается правовая сфера общества.
    Наконец, целесообразная деятельность в области духовного производства и потребления обусловила рождение и совершенствование сферы духовной жизни и культуры (духовно-идеологической).
    В современной социологии понятие социальной структуры использует- ся очень широко. Социальная реальность, как и природа, неисчерпаема и сложно структурирована. Структура – взаимосвязь элементов. Что выделяет- ся в качестве элементов, какие связи и зависимости становятся предметом исследовательского интереса? Любые характеристики реального объекта мо- гут быть аналитически вычленены, а задача структурно-функционального подхода заключается в установлении того, как изменение значения одной пе- ременной (исследуемой характеристики) воздействует на изменение значе- ний других переменных и на систему в целом. В качестве элементов могут выступать социальные позиции (Тема 4), институты (Тема 5), общности и группы (Тема 6), статусы и роли (Тема 7), ценности и нормы (Тема 8).
    3.3. Классификация общественных систем
    В современной социологии формационная, цивилизационная и техно-
    кратическая классификации обществ обладают наибольшим объясняющим потенциалом. Согласно К. Марксу разнотипные социальные системы разли- чаются как качественно определенные общественно-экономические форма-
    ции, возникающие на фундаменте соответствующих способов производства.
    Наряду с современным капиталистическим способом производства Маркс различал азиатский, античный и феодальный способы производства. В по- следних доминирует общинная форма собственности, тогда как при капита- лизме частная собственность становится господствующей, что и выражается в основном противоречии капиталистического способа производства: проти- воречии общественного характера труда и частной формы присвоения его ре-

    29 зультатов. В марксистской социологии сложилась традиция анализа пяти общественно-экономических формаций (Тема 2).
    В рамках второй – цивилизационной классификации (Н. Данилевский,
    О. Шпенглер, А. Тойнби) историческая эволюция общества истолковывается как закономерный процесс зарождения, расцвета, упадка и гибели качественно определенных локальных цивилизаций (культурно-исторических типов), нахо- дящихся на соответствующей фазе единого процесса цивилизационного разви- тия человечества: космогенной, техногенной или антропогенной (О. Тофлер,
    Г. Дилигенский).
    Технократическая классификация основана на том, что технико- технлогическая организация производства и всей социальной жизни, обу- словленная соответствующим уровнем развития образования и науки, пред- определяет тип социальной системы. Согласно данному критерию, аграрная технико-технологическая организация, сложившаяся в результате великой неолитической революции, породила традиционное общество. В этом обще- стве основным фактором производства является земля, главным продуктом – предметы потребления, доминирует ручной, преимущественно сельскохозяй- ственный труд, преобладает сельское население с низкими показателями продолжительности жизни и уровня благосостояния людей.
    Промышленная технико-технологическая организация производства в условиях становления капитализма порождает индустриальное общество, в котором основным фактором производства становится капитал, возникает ры- ночное товарное производство промышленных изделий, начинает доминиро- вать городской, промышленный, механизированный труд, а основная часть населения переселяется в города. Развиваются наука и образование, повышает- ся продолжительность, качество и уровень жизни. В результате научно- технической революции и бурного развития информационных технологий во второй половине ХХ в. начало формироваться постиндустриальное общество.
    Оно характеризуется не только приоритетным производством услуг по сравне- нию с промышленными товарами, но и выдвижением интересов человека, обеспечения его прав, свобод, уровня и качества жизни во главу угла всего об- щественного развития. В таком обществе материальным базисом становится информационно-технологический способ организации производства, и основ- ным фактором производства становится не земля или капитал, а научные зна- ния, информация. Ключевым товаром становятся наукоемкие, высокотехноло- гические продукты. В социальной структуре доминирующей группой стано- вятся работники сервисной сферы. Постиндустриальная система представляет

    30 собой общество, в котором классовые антагонизмы, характерные для инду- стриального общества, снимаются или минимизируются. Это вовсе не означа- ет, что в постиндустриальном обществе утверждается полная социальная спра- ведливость. Имея огромный потенциал развития, постиндустриальное обще- ство сталкивается с конфликтами, кризисами и новыми вызовами (Тема 10)
    Используя вышеизложенные классификации, определим специфику со-
    временного российского общества как транзитивного, переходного, транс- формирующегося общества постсоветского типа. По мнению российских обществоведов Г. В. Осипова и Н. И. Лапина, в формационном отношении
    современное российское общество – это капиталистическое общество кри- минально-олигархического, периферийного и кланово-бюрократического ти- па. Оно сложилось в результате «шокотерапии» 1990-х гг. на материальном базисе, созданном в советский период отечественной истории.
    Согласно цивилизационной классификации современное российское об-
    щество представляет собой самобытную восточно-славянскую локальную цивилизацию, находящуюся на переходе от техногенной к антропогенной фазе всемирного цивилизационного процесса.
    Согласно технократической классификации современная Россия есть высокоразвитое позднеиндустриальное общество с островками (анклавами) постидустриализма в крупных мегаполисах, военно-промышленном ком- плексе, науке и культуре.
    Контрольные вопросы:
    1. Какие отличительные признаки человеческого общества вы можете выделить?
    2. Кто из мыслителей сравнивал общество с организмом?
    3. В чем своеобразие социологического понимания общества?
    4. В чем заключаются основные отличия во взглядах на общество Карла
    Маркса и Макса Вебера?
    5. Опишите традиционное общество и его основные признаки.
    6. Опишите основные характеристики постиндустриального общества.
    7. Каковы структурные компоненты и подсистемы общества?
    8. Какие классификации общественных систем вы знаете?
    9. Раскройте специфику современного российского общества.
    10. Какое социологическое определение общества вы знаете?
    Темы для самостоятельной работы:
    1. Природа и общество: сущность и отличия.
    2. Современные социальные системы: социологический анализ.

    31 3. Перспективы информационного общества в России.
    4. Современное российское общество: тенденции и перспективы развития.
    5. Основные направления системной модернизации современной России.
    Тема 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ
    Ключевые понятия и авторы: стратификация, неравенство, модель стра- тификации, социальная мобильность, типы социальной мобильности.В. Па- рето, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Э. Гидденс, Р. Дарендорф, У. Уор- нер, В. В. Радаев, О. И. Шкаратан, Т. И. Заславская, Г. Е. Зборовский.
    4.1. Сущность социальной стратификации
    В основе стратификационного подхода лежит признание того факта, что социальное неравенство сопровождает развитие любого сообщества людей – от малых групп до социальной системы в целом. Оно существует между мужчинами и женщинами, старшими и младшими поколениями, между управленцами и управляемыми, бедными и богатыми – везде и всегда. Объ- ективно отношения неравенства – это вечный движитель истории, ее «энер- гетический ресурс». Сущность социального неравенства заключается в не- одинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, материальным и духовным ценностям.
    Понятие стратификация заимствовано из естествознания. Оно образуется от латинских терминов «stratum» (настил, слой) и «facere» (делать). П. Сорокин определяет социальную стратификацию какдифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она нахо- дит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность
    – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обя- занностей, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния сре- ди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной страти- фикации разнообразны и многочисленны. Однако все их многообразие, соглас- но Сорокину, может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификации. Как правило, все они тесно переплетены. Социальная стратификация – это постоянная характеристика любого общества.
    4.2. Типы стратификации
    Э. Гидденс выделил четыре исторически сложившиеся устойчивые
    стратификационные системы: рабство, касты, сословия и классы.Их харак-

    32 теристики подробно описаны в литературе. Классические формулировки по- нятий класса и классовой борьбы принадлежат К. Марксу. Класс – это боль- шая социальная группа людей, различающихся по их отношению к владению средствами производства, занимающих определенное место в системе обще- ственного разделения труда, характеризующихся специфическим способом получения дохода. В современном капиталистическом обществе, согласно К.
    Марксу, два основных класса враждебно противостоят друг другу: это класс капиталистов

    собственников средств производства, эксплуататоров, и рабо- чий класс – пролетариат, представитель наемного труда. Относительное бла- гополучие и высокий уровень жизни рабочего класса экономически развитых стран – результат их упорной борьбы (экономической, политической, идеоло- гической) за свои права. Высшей формой этой борьбы является пролетарская революция, в результате которой классы «отмирают». Последний тезис марк- систской теории не нашел исторического подтверждения. Напротив, понятия класса и классового конфликта сохраняют свою актуальность.
    В современной социологии широко распространено деление общества на три класса: высший, средний, низший. Иногда рабочим классом называют низший класс. В нижний слой этого класса могут входить неработающие, безработные, бездомные, нищие. Средний класс («старый» – средние и мел- кие собственники и «новый» – управленцы, менеджеры) всегда отличается от рабочего класса.
    Рассмотрим важнейшие концепции стратификации, предложенные дру- гими авторитетными социологами.
    Социальное неравенство, согласно В. Парето, есть прямое следствие нера- венства людей в физическом, интеллектуальном и нравственном отношении.
    Социальная стратификация предстает в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита (высший слой, правящий класс, господствующий класс), а остальную часть – основная масса населения (низший слой). Представители элиты – наиболее способные и квали- фицированные в определенном виде деятельности, своего рода результат есте- ственного отбора. В. Парето различал политическую, экономическую и духов- ные элиты. Правящая элита, в отличие от неправящей, принимает участие в по- литическом управлении. Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления. Между элитой и основной массой населения происходит по- стоянный обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способ- ные из последнего пополняют элиту. Этот процесс обновления высшего слоя

    33
    Парето называет циркуляцией элит. Циркуляция элит функционально необхо- дима для поддержания социального равновесия.
    М. Вебервыделял такие основания стратификациикак богатство,
    власть и престиж. Источником социального неравенства выступают не только собственность и объем властных полномочий, но и «социальные по- чести» – качества, позитивно оцениваемые людьми: происхождение, этниче- ская или вероисповедальная принадлежность, образование, квалификация, профессиональное мастерство. Стратификация конкретного общества всегда многомерна. Экономический порядок распределения богатства в обществе порождает классы: класс собственников, рабочий класс, средний класс, соци- альный класс. С этим тесно связан, но все же не совпадает социальный поря- док, порождающий статусные группы. Последние, в отличие от классов, представители которых осознают свою принадлежность и общность жизнен- ных шансов только в ситуации конфликта классовых интересов, являются ре- альными сообществами. Анализ борьбы позитивно и негативно привилеги- рованных статусных групп, разделяющих разные ценности их «статусного отталкивания» и «статусного притяжения», позволяет представить стратифи- кацию общества в ее динамическом аспекте. Парсонс также отмечал много- мерность стратификации. Характеристики, значимые для людей и порожда- ющие социальное расслоение, делятся Парсонсом на три группы. Прирож-
    денные – пол, врожденные способности, этническая принадлежность, род- ственные связи. Ролевые – набор ролей, которые индивид выполняет: про- фессия, должность, квалификация. И, наконец, обладание – материальное и символическое богатство: собственность, накопленные ценности, социаль- ные привилегии. В традиционном обществе принадлежность к высшему слою определяется, главным образом, показателями первой группы, в совре- менном – третьей.
    Немецкий исследователь современного социального конфликта Р. Дарен- дорфсчиталглавным стратифицирующим признакомотношение к управлению.
    Любое сообщество «императивно координировано» в силу неравного распреде- ления власти и авторитета. В современных рыночно ориентированных социаль- ных государствах (так называет Дарендорф западные общества) управляющие
    (собственники и менеджеры)и управляемые (рабочая аристократия и неквали- фицированные рабочие) находятся в латентном или явном социальном кон- фликте (первые заинтересованы в сохранении сложившегося порядка, вторые – в его изменении), который смягчается растущим средним классом.

    34
    У. Уорнер на основании богатства, знатности, образования и профес-
    сии выделял верхний высший (богатые знатного происхождения), низкий
    высший (богатые, не имеющие знатного происхождения), верхний средний
    (высокообразованные интеллектуалы), низкий средний (служащие и мелкие предприниматели), верхний нижний (квалифицированные работники), низкий
    нижний (бедные и маргиналы) слои.
    Как же определить принадлежность индивида к социальной страте? Во- первых, можно воспользоваться объективным методом: измерить индексы
    социальной позиции личности. Субъективный или репутационный метод предполагает анализ мнений людей относительно социальных позиций дру- гих. И, наконец, можно основываться на оценке людьми своего собственного социального положения, это – метод самооценки.
    Таблица 4
    Модель стратификации общества
    Слои
    Показатели
    Экономи- ческие
    Полити- ческие
    Образовательные
    Профессио- нальные
    Элитарный сверхбогатые господствую- щие
    Остепененные самые престижные
    Высший богатые руководящие высокообразованные престижные
    Средний зажиточные исполняющие среднеобразованные достаточно престижные
    Низший бедные подвластные Малограмотные непристижные
    Маргинальный нищие безвластные
    Безграмотные отвергаемые
    Адекватное представление о социальном расслоении современного обще- ства возникает в результате комплексного анализа. Графическое изображение построенной на расчетах социологов модели стратификации общества может тяготеть к ромбу, если к среднему слою принадлежит большинство населения, либо к пирамиде, если большинство населения принадлежит к низшему слою.
    В табл. 4 приведены общие характеристики, описывающие стратифика- цию общества.
    4.3. Социальная стратификация российского общества
    Российские социологи В. В. Радаев и О. И. Шкаратан в качестве основ- ного критерия социальной стратификации советского общества рассматри- вают распределение власти и выделяютпять основных слоев:
    1. Правящий слой – политическое руководство страны, высшие партий- ные функционеры и хозяйственные управленцы.
    2. Передаточный слой – руководители среднего и низшего уровня.

    35 3. Исполнительный слой – специалисты, квалифицированные работни- ки, служащие и работники средней и низкой квалификации.
    4. Иждивенческий слой – учащиеся, инвалиды, пенсионеры.
    5. Парии – безработные, деклассированные элементы, заключенные.
    Г. Е Зборовский в постсоветской России выделяет слой крупных и сред- них предпринимателей, слой мелких собственников, слой самостоятельных работников и слой наемных работников.
    Анализ стратификации современного общества позволяет выявлять сте- пень поляризации между высшими и низшими слоями населения. Опреде- ленные значения этого показателя требуют от властвующей элиты принятия мер по дестратификации, чтобы понизить социальное напряжение, возни- кающее от восприятия большинством общества существующего социального неравенства как несправедливого.
    Анализ стратификации важен и в плане личностного самоопределения.
    Так, невысокие индексы экономических и политических показателей в со- временных обществах могут быть компенсированы высокими индексами об- разовательного и профессионального показателей.
    4.4. Социальная мобильность
    С вопросом о социальной стратификации общества тесно связан вопрос о социальной мобильности, о способности и возможности людей передви- гаться по разным направлениям в социальном пространстве. Уровень соци- альной мобильности часто рассматривается как один из основных критериев отнесения того или иного общества к «традиционному» или «модернизиро- ванному»: чем выше уровень социальной мобильности, тем более открытой является система стратификации в данном обществе.
    Социальная мобильность, согласно классическим формулировкам П. А. Со- рокина, – любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из од- ной социальной позиции в другую.
    Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе социальная мо- бильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.
    Однако, полагает Сорокин, нет оснований утверждать, что рост интенсив- ности (как высоко или низко можно подняться или упасть) и всеобщности (сколь многие меняют социальную позицию) мобильности – постоянно действующая

    36 тенденция. История учит, что не существовало совершенно закрытых обществ, в которых никому не удавалось бы изменить свой социальный статус, но невоз- можно и общество с абсолютно свободным перемещением людей в социальной иерархии. Скорее, траектория изменения мобильности носит волнообразный ха- рактер: она нарастает в периоды социальных преобразований (структурных из- менений) и снижается в стабильные и застойные времена.
    Существуют различные типы мобильности. Вертикальная мобильность
    – перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, когда существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхож- дение). Горизонтальная мобильность осуществляется как переход на одном социальном уровне. Межпоколенная мобильность – изменение статусов сы- новей относительно статусов их отцов. Масштаб межпоколенной мобильно- сти показывает, до какой степени социальное неравенство стабильно в этом обществе и переходит из одного поколения в другое. Различают индивиду-
    альную и групповую мобильность. Индивидуальная вертикальная мобиль- ность, как правило, характерна для стабильного общества.
    Каким же образом индивиды перемещаются из одного слоя в другой?
    Каковы каналы социальной мобильности (одновременно и лифты, и филь- тры)? Это важнейшие социальные институты: армия, церковь, школа, поли- тические, экономические и профессиональные организации. В современном обществе социальная мобильность осуществляется посредством смены про-
    фессиональных ролей, то есть через профессионально-должностное продви- жение. Однако влияние профессионального продвижения и социального по- ложения амбивалентно, и социальное положение может как содействовать, так и препятствовать профессиональному продвижению.
    Существуют групповые и индивидуальные стратегии преодоления барь- еров при социальной мобильности: изменение образа жизни, развитие типич- ного статусного поведения (одежда, речь, манеры), изменение социального окружения (уровень и характер контактов), брак с представителем более вы- сокого статусного слоя. Но, как показывает социология, самым мощным дви- гателем мобильности выступают структурные преобразования: появление новых социальных позиций, изменения в их иерархии.
    Контрольные вопросы:
    1. Как соотносятся неравенство и стратификация?
    2. В чем сущность социальной стратификации?

    37 3. Какие исторические формы стратификации выделяет Э. Гидденс?
    4. Сформулируйте понятие класса. Насколько актуален сегодня класс о- вый подход?
    5. Какие концепции стратификации вам известны?
    6. Каковы методы определения классовой принадлежности?
    7. В чем суть понимания мобильности П. Сорокиным?
    8. Каковы основные факторы социальной мобильности?
    9. Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность.
    10. Каковы основные каналы социальной мобильности?
    Темы для самостоятельной работы:
    1. Особенности стратификации российского общества.
    2. «Средний класс» и его перспективы в зеркале современной социологии.
    3. Стратификация советского общества: исторический опыт и его осмысление.
    4. Гендерное и расово-этническое неравенство.
    5. Изучение социально-непривилегированных меньшинств в современ- ной социологии.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта