Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.2. Структура и функции социальных институтов

  • 5.3. Основные социальные институты

  • Темы для самостоятельной работы.

  • Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ

  • 6.2. Функции социальной группы

  • 6.3. Социальные общности и их разновидности Социальная общность

  • Темы для самостоятельной работы

  • скк. методика социология. Учебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013
    Дата21.01.2023
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламетодика социология.pdf
    ТипУчебное пособие
    #897404
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
    Ключевые понятия и авторы: социальный институт, семья, государство, церковь. Г. Спенсер, Т. Веблен, М. Вебер, Т. Парсонс.
    5.1. Социальный институт
    Термин институт происходит от латинского «institutum», – установле- ние, учреждение. Данное понятие первоначально использовалось в юридиче- ской науке и только в ХIХ в., когда была осознана потребность в обозначе- нии устойчивых социальных связей – своеобразных социальных скрепов, обеспечивающих воспроизводство общества, оно вошло в социологию.
    Герберт Спенсер одним из первых предложил рассматривать социаль-
    ный институт как устойчивую структуру социальных действий индивидов и групп, совместно удовлетворяющих свои потребности. Он же выделил ос- новные социальные институты: промышленные, политические, церковные, обрядовые, профсоюзные, семейные. В теорию социальных институтов внес- ли вклад классики социологи Дюркгейм, Веблен, Вебер, Парсонс и совре- менные неоинституционалисты.
    Социальный институт – надиндивидуальное и деперсонифицированное социальное образование. Он объединяет, интегрирует, организует и упорядо- чивает индивидуальные и коллективные действия людей.

    38
    Социальный институт есть устойчивая структура стандартизированных социальных действий людей, организующая и упорядочивающая на норма- тивной основе удовлетворение их базисных потребностей и консолидирую- щая их в сплоченные сообщества разной численности.
    5.2. Структура и функции социальных институтов.
    Назовем признаки социальных институтов:
    1. Наличие прочной и устойчивой структуры социальных действий лю- дей и общественных образований для удовлетворения их значимых потреб- ностей на основе официальных (правовых установлений) и неофициальных
    (религиозных, этических правил, обычаев, традиций) норм.
    2. Разделение функций между людьми, включенными в деятельность институтов, их регламентация и регулирование нормами.
    3. Образцы и стереотипы поведения, нормы и идеалы, которые закрепля- ются в неписаных и писаных кодексах поведения, законах, заповедях.
    4. Символы, выраженные в гербах, знаменах, гимнах, значках, обру- чальных кольцах, церемониях инаугурации и многих других.
    5. Наличие автономных органов самоуправления институтов (в семье

    глава семейства, в церкви

    патриарх, в организации – топ-менеджер и т. д.)
    6. Социальные институты располагают и материально-вещественными ресурсами, на базе которых они формируются и функционируют.
    Структура социального института складывается из следующих компонентов:
     социальные субъекты (индивиды и социальные группы) устойчивых стандартизированных социальных действий;
     цели и задачи функциональной деятельности институтов, связанные с удовлетворением базисных потребности людей;
     нормативно оформленные социальные роли и статусы индивидов и социальных групп, вовлеченных в функционирование института;
     принципы, методы, технологии и средства функциональной деятель- ности института по реализации своих целей и задач;
     общие и специфические функции института.
    Функции (стандартизированные социальные роли) социальных институ- тов подразделяются на универсальные (сквозные) для всех институтов и про-
    фильные, отличающие их в функциональном отношении друг от друга. Уни- версальными уместно назвать функции:

    39

    установления легальных и общепризнанных способов и форм удовле- творения конкретных и особо значимых (базисных) потребностей членов общества;

    контрольно-регулятивную, связанную с координацией, упорядочева- нием деятельности членов общества и контролем за их поведением посред- ством обычаев, традиций, правовых норм;

    интегративную, связанную с консолидацией индивидов и социальных групп, вовлеченных в деятельность институтов, в сплоченные сообщества;

    статусно-ролевую и связанную с закреплением предписанных ролей и со- циального статуса индивидов и социальных групп в обществе;

    функцию социализации личности и социальных групп общества;

    функцию предупреждения и урегулирования проблем, противоречий и конфликтов между людьми в процессе удовлетворения их потребностей.
    5.3. Основные социальные институты
    Древнейшим социальным институтом является семья, возникшая на заре человеческой истории. Следует отличать семью как социальный институт от семьи как малой социальной группы, включающей в себя супругов, детей и других ближайших родственников. Для социологии семья представляет научный интерес, в первую очередь, как микросоциальный институт соци- альной сферы общества, основанный на добровольном союзе мужчины и женщины, скрепленном кровнородственными узами, браком, общим бытом и хозяйством, обеспечивающий удовлетворение их базисных потребностей в совместной жизнедеятельности, воспроизводстве и социализации детей.
    Семьи бывают моногамными и полигамными, полными и неполными, патриархальными и матриархальными и т. д. К профильным их функциям относятся: репродуктивная, хозяйственно-бытовая, функция социализации потомства, досуговая.
    В современном российском обществе серьезные проблемы переживает мо- лодая семья, очень высок процент разводов в первые три года семейной жизни.
    Другим древнейшим социальным институтом является церковь. Заме- тим, что неправомерно называть социальным институтом религию. Послед- няя является вероучением, составляющим духовную основу института церк- ви. Исторически вначале возникли различные религиозные верования, на ос- нове которых в дальнейшем сложились основные религиозные институты. В настоящее время существует несколько мировых церквей (христианская, му- сульманская и буддистская) и множество локальных и языческих.

    40
    С социологической точки зрения церковьявляется макросоциальным институтом духовной сферы общества, основанным на определенной рели- гии или вероучении, объединяющем единоверцев священным писанием, ри- туалами, церемониалами, общей религиозной организацией и удовлетворя- ющим базисную потребность людей в обретении смысла человеческого су- ществования.
    Церковь исполняет в обществе универсальные и профильные функции, к которым относятся: доктринально-мировоззренческая, компенсаторно-тера- певтическая, коммуникативная, воспитательная, интерактивная.
    Наконец, еще одним древнейшим институтом является государство, ко- торое представляет собой макрополитический институт, закрепляющий по- литический статус народа на определенной территории, выражающий всена- родную волю и общенародные интересы, осуществляющий верховную (им- перативную) власть, управление общественными делами, нормотворчество, правоприменение и защиту основных прав и свобод граждан.
    В современных обществах государство обладает монопольным правом на легитимное физическое насилие.
    Профильные функции государства подразделяются на внешние и внут- ренние. К внешним относятся дипломатическая, оборонительная и экологи- ческая. Внутренние функции сводятся к охранительной (охрана основ соци- ально-экономического и конституционного строя), правозащитной, нормот- ворческой, правоприменительной, управленческой, социокультурной.
    Формы государства различаются по трем основным критериям:
    1. По форме правления

    монархии (абсолютные и конституционные) и республики (парламентские, президентские, парламентско-президентские, теократические и советские).
    2.По административно-территориальному устройству

    унитарные, фе- деративные и конфедеративные государства.
    3.По характеру политического режима выделяются авторитарные, демо- кратические, тоталитарные, транзитивные (переходное) государства.
    4.Россия, согласно Конституции, есть светское, федеративное, социальное, демократическое и правовое государство с республиканской формой правления.
    Контрольные вопросы:
    1. Кто был родоначальником теории социальных институтов?
    2. В чем состоит сущность социальных институтов?
    3. Каковы основные признаки социальных институтов?
    4. Какова структура социальных институтов?

    41 5. Какие функции социальных институтов вы знаете?
    6. Как можно классифицировать социальные институты?
    7. Особенности и функциональное назначение института семьи.
    8. Особенности и функциональное назначение института церкви.
    9. Государство как социальный институт.
    10.Каковы основные конституционные характеристики современного
    Российского государства?
    Темы для самостоятельной работы.
    1. Социальный институт в классической и современной социологии.
    2. Институт семьи в современной России.
    3. Глобальные институты современного общества.
    4. Роль Русской православной церкви в социализации современной мо- лодежи.
    5. Проблемы социализации и демократизации современного Российского государства.
    Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ
    Ключевые понятия и авторы: социальная группа, социальная общ- ность, первичная и вторичная группы, формальная и неформальная группы, малая группа, агрегат, реальная общность, номинальная общность. Г. Зим- мель, Ч.Х. Кули, Р.Мертон,Дж. Морено.
    6.1. Социальные группы
    Р. Мертон выделил три основополагающие черты социальной группы:

    более или менее устойчивое взаимодействиемежду ее членами. Благо- даря такому взаимодействию укрепляются внутригрупповые связи и возни- кает противопоставление «своих» и «чужих». Члены группы общаются с
    «посторонними» иначе, чем со «своими», тем более это касается сопернича- ющих групп (например, фанатские группировки);

    членство, чувство принадлежности к данной группе. Многие группы активно рекрутируют новобранцев, причем вступление в группу нередко со- провождается специальными обрядами инициации, а членство в ней подчер- кивается особыми знаками различия, одеждой (формой), другими символами и ритуалами;

    групповая идентичность с точки зрения посторонних. Люди, входящие в группу, должны посторонними восприниматься как члены именно этой, а не какой-либо другой, группы.

    42
    К перечисленным характеристикам (устойчивое взаимодействие, член- ство, групповая идентичность) следует добавить, что многим социальным группам свойственны разделяемые всеми членами группы ценности и возни- кающие на их основе нормы взаимодействия, а также определенная структу- ра, складывающаяся из статусов и ролей внутри группы.
    Существуют различные классификации социальных групп. Американ- ский социолог Ч. Кули предложил ставшее классическим разделение соци- альных групп на первичные и вторичные.
    Для первичной группы характерны постоянные непосредственные кон- такты всех ее членов, эмоциональные связи внутри нее, сильная идентифика- ция с группой, устойчивость связей. Примерами первичных групп могут служить семья или компания друзей. Здесь взаимодействие, общение явля- ются самоцелью, а диапазон таких взаимодействий может быть весьма широ- ким: совместная работа, отдых, игра и даже конфликт. В этих взаимодей- ствиях индивиды формируют и выражают свою идентичность, свое «мы».
    Во вторичной группе взаимоотношения индивидов не столь тесные, групповые связи неустойчивы, идентификация с группой слабая. Профессио- нальные коллективы и политические организации – вот примеры таких групп. Вторичные группы существуют до тех пор, пока позволяют их членам достигать своих целей, поэтому диапазон взаимодействий внутри группы узок, он ограничен общим делом (работой, бизнесом). Если же взаимодей- ствия между коллегами по работе выходят за эти рамки и становятся более тесными и эмоциональными, это означает, что на основе вторичной форми- руется уже первичная группа.
    В формальных группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются специальными актами (законами, положениями, инструкция- ми). Для таких групп характерна организованная структура, более или менее жесткая иерархия, специализация ее членов, выполняющих свои особые функции (производственный коллектив, воинское подразделение).
    В неформальных группах складываются личные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой группы. В то время как формальная группа имеет заданную ей структуру, структуру не- формальной группы определяет она сама. Неформальные группы складыва- ются стихийно и не имеют регламентирующих ее деятельность актов.
    В соответствии с размером выделяют малые, средние и большие соци- альные группы. Для малых групп (семья, спортивная команда, бригада) ха- рактерно то, что их члены находятся в непосредственном контакте друг с

    43 другом, связь между ними настолько сильна, что изменение одной из частей группы влечет за собой изменение группы в целом. Как правило, числен- ность малой группы составляет от 2 до 20 человек. Ее рост приводит к ослаб- лению внутренних связей и она сама начинает распадаться на малые группы.
    Наименьшей группой является диада – группа их двух человек. Она ха- рактеризуется наибольшей эмоциональной связью ее членов, но и является наиболее хрупкой, разрушается, если один из участников из нее выбывает.
    В триаде складываются более сложные взаимоотношения. Немецкий социолог Г. Зиммель полагал, что третий член группы может играть роль по- средника во взаимоотношениях двух других ее участников, либо использо- вать их в своих целях, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй».
    Наконец, в триаде уже возможно большинство.
    Американский социолог Дж. Моренооказал значительное влияние на развитие социологии и социальной психологии малых групп. Он разработал метод «социометрии» для изучения внутригрупповых связей. Морено прида- вал своему методу практическое значение. Оно состояло в том, чтобы смяг- чать и разрешать групповые конфликты, выявлять лидеров и оптимизировать социально-психологический климат в малых группах.
    Средние группы – это относительно устойчивые группы людей, контак- ты которых менее тесные. В трудовом коллективе, сообществе соседей меньше согласия, чем в малой группе, но и меньше напряженность, больше пространства для свободного движения индивидов. Характерная черта такой группы – это неравенство между ее членами.
    Большие группы – это совокупности людей, объединенные, как правило, одним социально значимым признаком (классовая, национальная или про- фессиональная принадлежность, вероисповедание). Регулярные контакты осуществляются лишь некоторыми членами группы. Именно к большим со- циальным группам в социологии применяют название социальная общность.
    Исторически вторичные большие группы строятся преимущественно на формальных признаках. В этом состоит их принципиальное отличие от ма- лых первичных групп с неформальными связями. Социологами замечено стремление больших групп, особенно сильно проявляющееся в кризисные моменты, придать себе черты малых первичных для усиления сплоченности своих членов.
    6.2. Функции социальной группы

    44
    Социальные группы выполняют ряд важнейших функций с точки зрения выживания людей и сохранения самой группы.
    Функция социализации. Человек с раннего возраста усваивает навыки и знания, необходимые для жизни в обществе. По мере взросления он усваива- ет знания, понятия, ценности и правила поведения, свойственные группе, к которой он принадлежит. Социализация, таким образом, способствует не только адаптации человека к общественной жизни, но и сохранению групп даже в случае, если отдельные члены ее покинули.
    Инструментальная функция. Многие группы целенаправленно создают- ся для выполнения определенной деятельности, достижения какой-то цели. В одиночку не сложишь избу (не говоря уже о египетской пирамиде), не побе- дишь в футбольном матче и не выиграешь войну. Именно поэтому создаются бригады строителей, спортивные команды и воинские подразделения.
    Экспрессивная функция. Целью некоторых групп является удовлетворе- ние стремлений их членов к высокой социальной оценке, одобрению, уваже- нию, доверию. Такие группы, как правило, возникают стихийно (например, компании друзей, которым нравится проводить досуг вместе – играть, зани- маться спортом или устраивать вечеринки).
    Функция социальной поддержки. Люди объединяются не только для вы- полнения совместной деятельности и удовлетворения социальных потребно- стей, но также и во избежание одиночества и депрессии, повышения чувства своей защищенности, уверенности в безопасности. Под воздействием группы происходит сглаживание отрицательных эмоций, переживаемых людьми, растет уверенность в своих силах, человек начинает чувствовать, что он не одинок. Таким образом, группа – важнейшая основа выживания людей.
    6.3. Социальные общности и их разновидности
    Социальная общностьэто относительно устойчивая совокупность людей, отличающихся сходными условиями и образом жизни, общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Социальная общность – это самая боль- шая социальная группа, которую выделяют в социологии. Каждый вид общности имеет свою объективную основу и историческое своеобразие. Одни общности связаны с трудовой деятельностью, с производством (производственный коллек- тив, социально-профессиональная группа, класс); другие возникают на этниче- ской основе (народности, нации); третьи – на основе естественных социально- демографических факторов (пол, возраст). Но совокупность людей становится

    45 общностью только тогда, когда ее члены осознают свое сходство по какому-либо признаку и проявляют свое отношение к этому сходству.
    Социальные общности координируют и направляют действия своих членов на достижение коллективных целей. Образцы поведения, нормы, определяющие отношения внутри общности, а также социально-психологические механизмы, действующие в группе (предпочтение «своей» группы), способствуют повыше- нию их внутренней сплоченности.
    Существуют различные классификации социальных общностей. По сте- пени устойчивости различают кратковременные (мнимые) общности, отли- чающиеся случайным характером и неустойчивым взаимодействием между людьми (болельщики на стадионе, митингующая толпа) и устойчивые общ- ности (классы, нации).
    По своему характеру общности могут быть разделены:

    на социально-экономические (касты, сословия, классы);

    социально-этнические (роды, племена, народности, нации);

    социально-демографические (мужчины, женщины, молодежь, дети);

    социально-профессиональные (учителя, врачи, студенты);

    социально-территориальные (жители городов, краев, районов, обла- стей и т. д.).
    Собственно социальная общность может выступать в качестве самосто- ятельного субъекта исторического процесса. Такие общности обладают са- мосознанием, то есть состоят из людей, осознающих свою принадлежность к общности и наличие общих интересов с другими ее членами. Следовательно, такие общности являются реальными. В качестве примера социальной общ- ности можно привести нацию, класс, политическую элиту.
    Массовая общность (агрегат) – совокупность людей, объединение ко- торых носит случайный характер (публика на стадионе, толпа на митинге, колонна демонстрантов). Состав таких общностей не определен, их члены различаются по статусу, профессии, образованию, доходам. Иногда под мас- совой общностью понимают совокупность людей, которые ведут себя одина- ково в определенных ситуациях.
    Территориальные общности – совокупности людей, проживающих на определенной территории, которые объединены общими экономическими, культурными, политическими и прочими интересами.

    46
    В социологии встречается разграничение общностей на статистические
    (или номинальные) и реальные. Статистические общности называют также со-
    циальными категориями. Такие общности выделяются на основе общего при- знака исключительно в целях статистического анализа. Например, такой кате- горией могут стать люди с определенным социальным статусом – студенты, бизнесмены, врачи, социологи. Номинальная общность может стать реальной, поскольку высока вероятность того, что люди со сходным признаком будут общаться друг с другом и сформируют общее самосознание.
    Наконец, большие группы населения с развитыми институтами, народ- ности и нации, объединенные в государства, – исторически индивидуальные
    общества. Например, индийское или русское.
    Контрольные вопросы:
    1. Что такое «социальная группа»?
    2. Каковы основные признаки социальной группы?
    3. Какие типы социальных групп вы знаете?
    4. Можно ли назвать студенческую группу социальной группой?
    5. Каковы основные функции социальных групп?
    6. В чем проявляется групповое влияние в процессе социализации?
    7. Определите понятие «социальная общность».
    8. Как соотносятся понятия «социальная группа» и «социальная общность»?
    9. Какие виды социальных общностей вы знаете?
    10. Какие группы общества составляют элиту?
    Темы для самостоятельной работы:
    1. Социометрический метод исследования малых групп.
    2. Феномен «группового сознания».
    3. Механизмы групповой идентификации.
    4. Маргинальные группы российского общества.
    5. Социальный феномен толпы.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта