Главная страница
Навигация по странице:

  • 7.1. Понятие личности в гуманитарных науках

  • 7.2. Личность в структуре социальных отношений

  • 7.3. Социализация и социальный контроль

  • Темы для самостоятельной работы

  • 8.1. Культура и общество

  • 8.2. Социология культуры в ХХ веке

  • 8.3. Социальные функции культуры

  • 8.4. Проблема культурного единства общества

  • 8.5. Субкультуры и контркультуры

  • скк. методика социология. Учебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013
    Дата21.01.2023
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламетодика социология.pdf
    ТипУчебное пособие
    #897404
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    Тема 7. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
    Ключевые понятия и авторы: личность, индивид, индивидуальность, идентичность, субъект, социальный статус, социальная роль, социальные от- ношения, социальная структура, социализация, социальный контроль, агенты социализации.Г. Тард, Дж. Мид, Ч. Кули, Т. Парсонс, Э. Эриксон, Н. Смелзер.
    7.1. Понятие личности в гуманитарных науках

    47
    Человек – единство тела и души, а в современном понимании человек – единство трех начал: природного, социального и духовного. Духовная сторо- на человеческой сущности в большей степени интересует философов, при- родная сторона – психологов, а социальная

    социологов.
    В русском языке слово «личность» является однокоренным со словом
    «личина». Английское слово «personality» («личность») возникло от латин- ского «persona» («маска»). В обоих языках этимология слова «личность» намекает на то, что личность есть образ человека, предъявляемый другим.
    В гуманитарных науках под термином личность, как правило, понима- ется набор более или менее устойчивых во времени отличительных характе- ристик, приписываемых индивиду другими людьми.
    Большой вклад в теорию личности внесла психология. Психологи разра- ботали категориальный аппарат, который позволил описыватьструктуру и свойстваличности (характер, индивидуальность, Я-концепция и т. д.). В пси- хологии личность рассматривается как совокупность социально значимых черт человека, определяющих его характер и направленность в отношениях с самим собой, другими людьми, обществом и миром в целом.
    Социология рассматривает личность в качестве одного из главных субъ- ектов общественных отношений, поскольку потребности и интересы лично- сти влияют на формирование и функционирование общества. По определе- нию видного российского ученого В. Ядова, личность – это целостность со- циальных качеств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных связей в ходе активной деятельности и об- щения. Именно социальные качества человека позволяют нам говорить о личности как об объекте социологического знания, поскольку качества эти вырабатываются в процессе взаимодействия с другими людьми.
    Наряду с понятием личности в общественных науках употребляются та- кие близкие по смыслу понятия как индивид, субъект, индивидуальность,
    идентичность. Индивид – единичный представитель человеческого рода или социальной общности. Индивидные свойства даются человеку от природы в виде его физической и психической конституции. Субъект – человек как но- ситель сознания, осуществляющий различные виды осмысленной активности
    (деятельности) по отношению к объектам (материальным или идеальным предметам), а также к другим субъектам. Субъектами социальной жизни мо- гут быть не только люди, но и группы людей, объединяющих свои усилия.
    Индивидуальность – гармоничное сочетание врожденных и приобретенных личностных свойств, находящее свое выражение в успешной трудовой, по-

    48 знавательной и коммуникативной деятельности, обуславливающее уникаль- ность человека. Идентичность – результат осознания человеком своего лич- ностного своеобразия и социальной принадлежности. Личность конкретного индивида всегда рассматривается в ее отношениях с различными социальны- ми группами или общностями.
    Социология личности как направление исследований сформировалась под заметным влиянием философских и психологических концепций, однако имеет свой особый ракурс рассмотрения объекта. Предметом социологии личности являются не всеобщие для всех людей условия их человеческого бытия (философия личности) и не индивидуальные психологические свой- ства, которыми одна личность отличается от другой (психология личности).
    Социолога интересует то, что делает людей похожими на некоторых других, позволяет им считаться членами определенных общностей (групп) и обла- дать внутри этих общностей различными статусами. Предметом социологии
    личности являются социально-типические свойства людей.
    7.2. Личность в структуре социальных отношений
    Каковы отношения между обществом как упорядоченной структурой
    (институтов, социальных позиций, ценностей и норм) и действующими в ней индивидами? О. Конт полагал, что личность не может играть существенную роль в истории, поскольку она не автономна, действует на основе и в преде- лах законов общества, в котором живет. Глубоким противоречиям между че- ловеком и социальной системой посвящена классическая работа Г. Спенсера с говорящим названием «Личность против государства».
    Каждый человек в принципе в любой момент может поступить нестан- дартно, выйдя за рамки правил поведения, диктуемых обществом. Но мы ви- дим, что индивиды в большинстве случаев поступают вполне стандартно, испытывая сильную зависимость от своего социального положения, обще- принятых норм поведения, ролевых ожиданий. Э. Дюркгейм полагал, что общество лучше всего изучать как надличностную стабильную структуру, упорядочивающую жизнедеятельность людей с помощью социальных инсти- тутов и состояний коллективного сознания, то есть разнообразных социаль- ных фактов. Основатель «понимающей социологии» М. Вебер настаивал на том, что общество создается не дюркгеймовскими социальными фактами, а социальными действиями индивидов, которые придают определенный смысл своим поступкам и ориентируются при этом на действия других людей и на значимость какого-либо нормативного порядка. Этот же круг идей составля-

    49 ет основу теории структурного функционализма Т. Парсонса, который пред- ложил модель взаимоотношений индивида и общества, используя системный подход. Социальный статус – позиция человека в обществе, характеризуе- мая определенными правами и обязанностями в отношениях с теми, кто за- нимает другие социальные позиции. Социальная роль – поведение, которое ожидается от индивида, занимающего тот или иной социальный статус. Роль называют «динамическим аспектом статуса» в том числе и потому, что выхо- дя за рамки ролевых ожиданий, человек может понизить или повысить свой статус. Социальные отношения – взаимодействия, структурированные сло- жившейся в обществе системой статусов. Суть социальных отношений со- стоит в том, что они осуществляются не между личностями, а между стату- сами, в том смысле, что вне зависимости от своих личностных свойств, чело- век, имеющий тот или иной статус (начальника или подчиненного, врача или пациента, учителя или студента и т. д.), вынужден играть соответствующую роль, повинуясь нормативным ожиданиям. В противном случае человек рис- кует либо потерять свой статус, если он является достигнутым (например, статус студента), либо навлечь на себя санкции, вплоть до уголовного нака- зания, если речь идет о предписанном статусе (например, о статусе отца).
    Конкретная личность может наполнять роль своим содержанием, играть ее с разной степенью вовлеченности, однако социальные отношения задают весьма конкретные (узкие или широкие) рамки, внутри которых индивиды, занимающие соответствующие социальные позиции, могут обмениваться действиями. Социальная структура является конфигурацией социальных от- ношений, которые связывают между собой статусы. Из образцов взаимодей- ствия и нормативных ожиданий складываются социальные институты, пре- вращающие определенную область жизнедеятельности в сферу исполнения социальных ролей. Общество как система воспроизводится на основе кон- тролируемых социально значимых действий своих членов.
    В концепции структурного функционализма личность рассматривалась, прежде всего, с точки зрения ее положения в структуре социальной системы, то есть как набор статусов и ролей. Такой подход рисует пассивный образ личности, тотально контролируемой социальной системой и лишенной ре- альных возможностей для социального творчества.
    7.3. Социализация и социальный контроль

    50
    Социализация и социальный контроль – главные механизмы, позволяю- щие социальной системе сохранить равновесие. Социальный контроль есть система санкций, применяемых в обществе в ответ на акты девиации, то есть поведение, отклоняющееся от нормативных образцов. Он реализуется, например, органами правопорядка, которые следят за соблюдением законов, а также общественным мнением, способным осуждать или порицать индиви- дов вследствие несоблюдения ими общественных предписаний. Однако со- циальный контроль – сугубо второстепенная, «оборонительная» линия. Об- щественная система функционирует наилучшим образом, если социальный контроль используется лишь умеренно, а индивиды обучаются эффективно контролировать себя сами, с помощью интериоризации (перевод во внутрен- ний план психики) общественных правил, когда они становятся частью сове- сти индивидов, и социальный контроль становится самоконтролем личности.
    В результате, следуя практически своим собственным интересам, фактически индивиды служат интересам общественной системы. Интериоризация явля- ется центральным элементом социализации – процесса формирования лично- сти как социального субъекта, осуществляемого через усвоение индивидом на протяжении всей жизни социальных норм, ценностей и образцов поведе- ния того общества, к которому он принадлежит. В процессе социализации человек взаимодействует со всеми структурными элементами общества и об- ретает социальную природу – становится личностью.
    Значительный вклад в объяснение механизмов социального контроля и социализации сделал американский социальный мыслитель Дж. Г. Мид, ос- нователь теории символического интеракционизма. Согласно Миду челове- ческое «Я» существует в двух состояниях: действующее «I», и состояние ре- флексии, самооценки – «Me». Во взаимодействии с другими, прежде всего,
    «значимыми» другими (родителями, друзьями) ребенок проходит первичную социализацию. В игре он учится принимать многочисленные роли, которыми наполнена социальная жизнь (роль мамы, брата, волшебницы, врача или раз- бойника). Далее ребенок усваивает представления и установки, распростра- ненные в данном обществе, и постепенно в его сознании формируется образ так называемых «обобщенных других», который объединяет эти ожидания, нормы и ценности. Обобщенный другой – это партнер по взаимодействию, роль которого индивид внутренне принимает, когда интерпретирует чужие поступки и совершает собственные. Постепенно в ходе социализации фор- мируется человеческое «Я» (self), имеющее два сменяющих друг друга со-

    51 стояния «I» и «Me» и позволяющее личности быть одновременно объектом и субъектом самосознания.
    Структурность, то есть упорядоченность и повторяемость социальных вза- имодействий, возникает на основе значений, вырабатываемых и разделяемых участвующими в этих взаимодействиях людьми. Если, например, участники взаимодействия одинаково истолковывают поднятую вверх руку как знак приветствия, то использование одним из них такого жеста приводит к взаим- ному определению ситуации как начала общения. При всяком повторении подобной ситуации взаимодействие будет развиваться в том же направлении.
    Но если общность значений отсутствует, и партнер по взаимодействию ис- толковывает поднятую вверх руку иначе, например, как знак агрессии, то он определит ситуацию как начало конфликта и ответным действием это проде- монстрирует. Зависимость процесса взаимодействия от интерпретации зна-
    чений приводит к тому, что действия индивидов приобретают характер
    управления впечатлениями других людей. Этот аспект социального взаимо- действия выделил И. Гофман в знаменитой книге «Презентация себя в повсе- дневной жизни» (1959). Гофман определил свою версию символического ин- теракционизма как драматургический анализ, поскольку опирался на анало- гию повседневной жизни с театром. Согласно его концепции, люди руковод- ствуются в своих действиях, прежде всего, стремлением произвести на парт- неров или на аудиторию позитивное или выгодное впечатление. Для этого используется целый репертуар управления впечатлениями.
    В обыденной жизни люди не всегда осознанно постоянно играют роли, стараясь соответствовать ожиданиям других и выступать в лучшем свете. За- долго до Гофмана классик американской социологии Ч. Кули в своей книге
    «Человеческая природа и социальный порядок» (1902 г), предложил концеп- цию зеркального Я. Согласно ей человек формирует образ своего «Я» и свою самооценку, опираясь на мнения и оценки других людей. Другие люди вы- ступают для нас в роли зеркала, в котором мы можем увидеть свое отраже- ние. Во-первых, в процессе социального взаимодействия человек составляет себе представление о том, каким, как ему кажется, он представляется друго- му человеку. Во-вторых, он представляет себе то, как этот другой оценивает его. Третьим компонентом зеркального «Я» является чувство, которое возни- кает у него вследствие воображаемой оценки этого другого. Оно варьируется в широком диапазоне эмоций от гордости до стыда.

    52
    Процесс социализации личности длится всю жизнь и имеет две основ- ные стадии. Первичная социализация протекает в первичных группах: в се- мье, в группе ровесников, в соседской общине. Согласно Ч. Кули, отношения в первичных группах характеризуются неформальностью, подлинностью мо- тивации, широким кругом и тематическим разнообразием предпринимаемых действий и взаимодействий, при этом спонтанность значительно преобладает над регулированием, сильная идентификация с партнерами играет большую роль, очевидна допустимость эмоций. Агентами первичной социализации вы- ступают те, с кем индивид связан тесными личными связями: родители, бра- тья и сестры, близкие родственники, друзья, учителя, врачи, тренеры. Пер- вичная социализация характеризуется некритическим усвоением ребенком социального опыта. В этот период происходит процесс приспособления к жизни в семье, школе, в группе сверстников, усвоение специфики деятельно- сти основных общественных институтов.
    Однако полученная в детстве идентичность и субъективная реальность не являются окончательными. В течение дальнейшей жизни индивид неодно- кратно подвергается вторичной социализации. Этим термином обозначаются все те процессы, посредством которых индивид вводится в специфический социальный мир. Вторичная социализация проходит во вторичных группах.
    Ее агентами выступают люди, связанные с индивидом формальными дело- выми отношениями, а также сами организации, в которых человеку прихо- дится учиться или работать. Вторичная социализация менее интенсивна и то- тальна. Она включает широкий круг разнообразных процессов, таких как улучшение социальной позиции, смена места жительства или работы, адап- тация к хроническим болезням или вхождение в новый круг друзей. Часто вторичная социализация носит поверхностный характер, однако в некоторых случаях она требует глубоких изменений в идентичности индивида и по сво- ей интенсивности сравнима с социализацией в раннем детстве. Это происхо- дит, когда система норм, ценностей, образцов поведения, сложившаяся у ин- дивида в прошлом, входит в противоречие с действительностью, либо может быть обусловлено сменой места жительства (другая страна), попаданием в закрытые социальные группы (армия, детдом, тюрьма), сменой профессио- нальной деятельности (выход на пенсию). Индивид сталкивается с необхо- димостью повторного усвоения правил и образцов поведения, социальных норм и культурных ценностей, определяющих жизнедеятельность в новых условиях. Этот процесс называется ресоциализацией.

    53
    Контрольные вопросы:
    1.В чем состоит специфика социологического подхода к личности?
    2.В чем заключается теория «социального поведения» Т. Парсонса?
    3.Каковы основные положения ролевой концепции личности?
    4.Как, согласно Г. Миду, устроено «Я»?
    5.В чем специфика концепции «управления впечатлениями» И. Гофмана?
    6.Как реализуется социальный контроль общества над личностью?
    7.Что такое «зеркальное Я»?
    8.Что такое социальные установки личности и как они формируются?
    9.Какие формы социальной идентичности вы можете назвать?
    10.Каковы основные проблемы социализации личности в современном обществе?
    Темы для самостоятельной работы:
    1.Социокультурные типы личности.
    2.Роль интернета в социализации личности.
    3.Образование и социальные роли.
    4.Социальные и культурные уровни социального контроля.
    5. Человек-личность – проблемы интерпретации в социологии и психологии.
    Тема 8. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
    Ключевые понятия и авторы: культура, язык, легитимация, ценности, нормы, санкции, технологии, культурный детерминизм, критическая теория, структурализм, субкультуры, контркультуры.К. Манхейм, М. Хоркхаймер,
    Г. Маркузе, Т. Адорно, М. Фуко, Д. Бэлл, У. Бек.
    8.1. Культура и общество
    Социологический подход к исследованию культуры заключается в вы- явлении социальных функций культуры, в исследовании закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе. Разделе- ние «социального» и «культурного» аспектов человеческого существования возможно лишь в теории. На практике они существуют в неразрывном един- стве. Культура – это совокупность смыслов и значений, которыми люди ру- ководствуются во взаимодействии со средой, приспосабливаясь к ней и из- меняя ее совместно с другими людьми. Социальный аспект нашей жизни – сам процесс взаимодействия людей, в ходе которого формируются и исполь- зуются значения и смыслы. Объектом изучения социологии культуры можно

    54 считать взаимовлияние смысловой сферы человеческого существования и сферы социального взаимодействия.
    Культура – накопленный, приобретенный опыт, обеспечивающий чело- века необходимыми для выживания знаниями, ценностями, нормами, пред- ставлениями и образцами поведения. Они не наследуются генетически, но передаются посредством научения и воспитания. И здесь ключевая роль при- надлежит языку. Язык позволяет накапливать необходимый опыт и переда- вать его; структура языка формирует мышление.
    Рассмотрим культуру в единстве трех основных аспектов – смыслового,
    регулятивного и технологического. Культура в смысловом аспекте – система идей и представлений, определяющих восприятие реальности. В каждой культуре формируется собственная интерпретация реальности, влияющая на
    «индивидуальные образы мира» каждого представителя данной культуры. В поддержании социального порядка огромную роль играет процесс легитима-
    ции – обоснования, оправдания сложившихся структур и практик в глазах людей, вынужденных к ним приспосабливаться. Каждая культура содержит комплекс представлений, с помощью которых осуществляется легитимация сложившегося нормативного порядка. Социальный порядок всегда опирается на определенную систему культурных значений.
    Если рассматривать культуру в регулятивном аспекте, то она предстает как совокупность ценностей и норм, регулирующих человеческое поведение.
    Ценности – это духовные ориентиры, задающие общую стратегию поведения индивида в обществе. Это представления о том, к чему следует стремиться.
    Успех, святость, богатство, свобода, слава, любовь – все это примеры ценно- стей. Ценности обладают ярко выраженной культурной спецификой. Так, ценность жизни универсальна, но в иерархии ценностей ее место различно.
    Например, для средневекового аристократа сохранение сословной чести зна- чило больше, чем сохранение жизни.
    Нормы – это разделяемые в общности представления о допустимом по- ведении, поведенческие стандарты. Нормы делают поведение людей более или менее предсказуемым и упорядочивают социальное взаимодействие.
    Нормы значительно варьируются в различных культурах. Наличие норм не исключает, а скорее подразумевает возможность отклонения от них, обозна- чаемого в социологии и психологии как девиация.
    Реакции социального окружения на соблюдение или несоблюдение норм называются санкциями. Санкции могут быть позитивными (одобрение, по- ощрение) и негативными (изоляция, наказание). Люди склонны следовать

    55 нормам, поскольку основные нормы, как и ценности, индивид усваивает в детстве и сомнению, как правило, не подвергает. Однако если в обществе наблюдается разнородность и неопределенность норм, это естественным об- разом влечет за собой неопределенность поведения и рост девиаций.
    Существуют различные типы норм:

    нормы-правила (исполнение которых обязательно) и нормы-ожидания
    (исполнение которых желательно, но допустимо и отклонение);

    проскриптивные (запрещающие тот или иной тип поведения) и пре- скриптивные (предписывающие определенный тип поведения);

    формальные (четко сформулированные и зафиксированные в докумен- тах) и неформальные (имеющие характер ожиданий и существующие только в коллективном сознании).
    Разделение продуктов человеческой деятельности на материальные и духовные в значительной степени условно, поскольку любой материальный предмет наделен значением, то есть имеет смысловое измерение.
    Техника и технологии существуют в любой культуре. Под техникой по- нимается совокупность искусственных орудий, с помощью которых человек осуществляет целенаправленное воздействие на объекты окружающего мира.
    Технологию можно определить как способ производственной деятельности.
    Часто слово технология используется и в более широком смысле. Например, говорят о «технологиях управления», «социальных технологиях», «политиче- ских технологиях» и даже о «технологиях мышления». Иногда понятия «тех- ника» и «технология» выступают как синонимы.
    Итак, можно выделить следующие основные элементы культуры: идеи, ценности и нормы, технологии.
    8.2. Социология культуры в ХХ веке
    В начале ХХ в. немецкие социологи М. Вебер, Г. Зиммель, К. Манхейм обратили внимание на необходимость социологического анализа культуры.
    Осмысление современного капитализма именно как культурного явления, предполагающего определенное мировоззрение, этику, мотивацию поведения было предложено М. Вебером.
    В середине ХХ в. с позиций системного подхода культура рассматрива- ется как особая подсистема, обеспечивающая функцию латентности, поддер- жания образца, самосохранения и самовоспроизводства в рамках системы социального действия. Т. Парсонс стоял на позиции культурного детерми-

    56
    низма: именно культурные факторы, с его точки зрения, играют главенству- ющую роль и в поддержании социального порядка, и в процессах социально- го изменения.
    Р. Мертон, развивая и совершенствуя структурный функционализм, четко разделил социальную структуру (организованную совокупность общественных отношений) и культуру (организованную совокупность нормативных ценностей) и отметил возможные несоответствия между этими сферами. Рассогласование между социальной структурой и культурой порождает девиантное поведение.
    В этом суть знаменитой мертоновской концепции аномии. Эта концепция позво- ляет объяснять конфликты и противоречия в обществе.
    Критическая направленность в социологических исследованиях культу- ры преобладала в творчестве представителей франкфуртской школы:
    М. Хоркхаймера, Г. Маркузе, Т. Адорно. Критическая теория обнаружила тотальное отчуждение и репрессивный характер всех аспектов современного капиталистического массового общества, основанного на подавлении инди- вида безличными рационализированными структурами. Под подозрение по- пала и социологическая теория, поскольку она оправдывает существующее положение вещей, подводя под него теоретический фундамент. Особое место занял анализ массовой культуры. Индустрия культуры, опираясь на техниче- скую мощь позднего индустриального общества, создает ложный образ мира, скрывает присущие ему конфликты и противоречия, формирует у людей ложные потребности и потребительские идеалы, парализует способности к критическому суждению у своей массовой аудитории. Индустрия культуры стандартизирует не только культурную продукцию, но и мышление людей, способствуя сохранению господствующих позиций правящих классов.
    Переход западных обществ к постиндустриализму ознаменовался акти- визацией социологических исследований культуры. Так, создатель наиболее влиятельной концепции постиндустриального общества Д. Белл в работе
    «Культурные противоречия капитализма» (1976) отмечал, что сфера культу- ры приобретает все большую автономию по отношению к социальной струк- туре и политическому порядку. Культура превращается в главный фактор со- циальных изменений, экономика же вынуждена следовать за новыми куль- турными веяниями, удовлетворять порождаемые культурой потребности.
    На социологический анализ культуры повлиял структурализм. Круп- нейшим представителем структурализма был французский исследователь
    М. Фуко. Он ввел в анализ культуры категорию «эпистема». Эпистема – это

    57 совокупность неявных установок, которые предопределяют характер познава- тельной деятельности в ту или иную эпоху. Эпистема определяет «дискурс» – способ размышления о мире, выражающийся в различных культурных фено- менах – философских концепциях, научных теориях и т. д. Эпистема и дис-
    курс формируют определенный тип знания, свойственный той или иной исто- рической эпохе. Таким образом, исчезает понятие объективной истины, по- скольку каждая эпистема формирует собственное представление об истине и о том, каковы критерии, позволяющие отделить истину от заблуждения.
    Повышение социологического интереса к анализу культуры во второй половине ХХ в. сопровождалось некоторым «смещением перспективы» в рассмотрении данного феномена. Если в традиционном социологическом теоретизировании культура воспринимается в качестве «приложения» к «со- циальному», то на современном этапе в соотношении «культурное – соци- альное» доминирует первый элемент. Интерес исследователей все больше смещается к проблеме культурной, смысловой обусловленности социальных феноменов. Социальные феномены предстают, прежде всего, как проводники определенных культурных значений.
    В настоящее время огромная роль информационных технологий диктует необходимость анализа культурных и социальных последствий «информаци- онного взрыва», влияния новых средств коммуникации на социальную среду и поведение человека. Процесс глобализации обостряет исследовательский интерес к проблемам межкультурного диалога и конфликта, взаимному вли- янию культур, роли глобальных средств коммуникации в современных куль- турных процессах.
    8.3. Социальные функции культуры
    Социологический анализ культуры позволил выявить ее основные соци- альные функции:
    1. Адаптация. Культура обеспечивает приспособление общества в целом и конкретного индивида к меняющейся среде.
    2. Социализация. Усваивая культурные образцы и культурные навыки, биологический индивид становится человеческим существом, способным мыслить, говорить, целенаправленно действовать и взаимодействовать с со- циальным окружением.
    3. Смыслополагающая или мировоззренческая функция. Культура объ- ясняет мир и придает смысл человеческому существованию.

    58 4. Легитимация. Культура обосновывает и поддерживает сложившийся нормативный порядок.
    5. Интеграция. Разделяемые индивидами ценности, нормы и представле- ния формируют у них чувство общности и сознание принадлежности к сооб- ществу.
    6. Идентификация. Опираясь на выработанные культурой идеи и пред- ставления о реальности, человек обретает образ самого себя. Формированию идентичности способствует и отождествление индивидом себя с той или иной общностью («мы») на основе общей культуры.
    7. Функция социального изменения. Изобретения и новации в культурной сфере, например, научные открытия, новые религиозные учения или политиче- ские идеологии могут служить фактором изменения общества.
    8. Регуляция поведения человека. Культурные ценности и нормы регу- лируют (направляют, запрещают, одобряют, осуждают) поведение индивидов в обществе.
    8.4. Проблема культурного единства общества
    Процессы социальной дифференциации (разделение труда, стратифика- ция, сегментация институтов) существенно влияют на культуру. Производ- ственная и управленческая деятельность, обучение, религиозная практика связаны со специфическими интересами социальных групп, их поведенче- скими стандартами, навыками, почестями, то есть со своеобразием их образа жизни. В современном мире культура общества все более дифференцируется, в ней возникают противоречия между разными комплексами ценностей и норм. Образ жизни каждого человека все больше зависит не только от его классовой и статусной принадлежности, но и от индивидуального выбора и личных предпочтений. Люди, принадлежащие к одному обществу, социаль- ному слою или классу, могут вести разный образ жизни и быть привержен- ными различным ценностям. Этот процесс получил название «индивидуали-
    зации стилей жизни» (У. Бек, Л. Г. Ионин).
    Культурное разнообразие общества обусловлено также этническим со- ставом общества, сосуществованием носителей различных культурных тра- диций, различиями в образе жизни людей, связанными с местом поселения
    (городская и сельская культура, культура мегаполисов и малых городов), различиями в уровне образования членов общества, открытостью инокуль- турным влияниям, межкультурными контактами.

    59
    8.5. Субкультуры и контркультуры
    Проявлением культурного многообразия современных обществ являют- ся субкультуры. Субкультурой называется культура группы, отличающаяся от доминантной «культуры большинства» и выражающаяся в стиле общения, системе оценок, в содержании и особенностях поведения членов группы.
    Субкультуры могут формироваться на основе общих увлечений, религии, эт- нической принадлежности, особенностей профессии. Базой для возникнове- ния субкультур могут быть возрастные группы (особенно активна в этом от- ношении молодежь). Многообразие субкультур в современном обществе свя- зано с его глубоко дифференцированным характером и свидетельствует о культурной неоднородности, вариативности образа жизни разных социаль- ных групп, размывании единой универсальной системы ценностей и норм, смыслов и значений. Понятие контркультуры для обозначения протестных действий и нового образа жизни молодых людей в 60-е гг. XX в. ввел Т. Роз- зак. Контркультура – это субкультура, нормы и ценности которой не только отличают ее от доминантной, но и противоречат ей.
    Культурное разнообразие современных обществ может оцениваться по- зитивно или негативно. Понятия культурного контакта и конфликта, этно- центризма (убеждение в превосходстве своей культуры), культурного реля- тивизма (уникальность и равноценность культур), мультикультурализма
    (многообразие культур и политическое единство) используются при анализе процессов взаимодействия и взаимовлияния культур.
    Контрольные вопросы:
    1. Что изучает социология культуры?
    2. Какие теоретические направления определили социологический ана- лиз культуры в ХХ в.?
    3. Каковы основные элементы культуры?
    4. Как связаны язык и культура?
    5. Каковы основные социальные функции культуры?
    6. Что такое культурные нормы?
    7. Феномен массовой культуры.
    8. Назовите основные факторы, порождающие культурное разнообразие современных обществ.
    9. Как разнообразие культурных норм влияет на социальное поведение?
    10. Раскройте понятия субкультуры и контркультуры.
    Темы для самостоятельной работы:

    60 1. Критика современной культуры (франкфуртская школа).
    2. Культурная политика, ее задачи и структура.
    3. Мультикультурализм: теория и практика.
    4. Глобализация: последствия для самобытных культур.
    5. Культура и информационные технологии.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта