скк. методика социология. Учебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013
Скачать 0.81 Mb.
|
3 МИНОБРНАУКИ РОССИИ –––––––––––––––––––––––––––––– Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» –––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ Учебное пособие Санкт-Петербург Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 2013 4 УДК 316 (07) ББК С5я7 О75 Авторы: И. Н. Барыгин, В. С. Бушуев, В. А. Глухих, П. П. Дерюгин, М. П. Замотин, Н. В., Казаринова А. Ю. Колянов, В. П. Милецкий, В. А. Павлов, Е. А. Пашковский, А. М. Пивоваров, Е. В. Строгецкая, А. В. Щербина. О75 Основы социологии: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Щербины. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013. 72 с. ISBN 978-5-7629-1349-2 Содержит краткое изложение основных тем курса «Социология», а так- же вопросы для проверки и задания для самостоятельной работы. Предназначено для студентов всех направлений и специальностей СПбГЭТУ, изучающих социологию. УДК 316 (07) ББК С5я7 Рецензенты: кафедра социологии и политологии СПбГУКИ; д-р соц. наук, проф. зав. каф. социологии, политических и социальных процессов В. Д. Виноградов (СПбГУ). Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия ISBN 978-5-7629-1349-2 © СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2013 5 ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД СОЦИОЛОГИИ Социология принадлежит к числу динамично развивающихся гумани- тарных наук. Сегодня социология интернациональна: не только в Западной Европе и США, как в начале ХХ в., но и в Японии и Латинской Америке, в Индии и Китае, более чем в ста странах на всех континентах осуществляется преподавание этой дисциплины, ведутся фундаментальные и прикладные со- циологические исследования. Задача создания науки об обществе была впервые поставлена во второй половине XIX в. в Западной Европе, охваченной революционными преобра- зованиями. В то время понятие «наука» уже вполне определенно ассоцииро- валось с экспериментальным естествознанием. Знание научно, если оно удо- влетворяет следующим критериям: логическая непротиворечивость; эмпири- ческая достоверность, а точнее – экспериментальное подтверждение; воз- можность практического приложения. Именно такое «положительное» зна- ние, в противоположность знанию метафизическому, спекулятивному, по мысли отцов-основателей социологии и должна была дать новая наука, предметом которой выступает общество. Однако само общество еще пред- стояло «открыть». Мир – это природа как она есть до и вне человека, это сам человек, наделен- ный душой, и наконец, трансцендентный (божественный) мир. Уже древние уве- ренно выделяют общество (государство) как предмет для осмысления и прило- жения искусных методов управления, но все же рассматривают его как явление природы: муравьи живут в муравейнике, пчелы – в рое, а «политическое живот- ное» человек живет в государстве, которое «первее индивида» (Аристотель). В Средние века человек решительно противопоставляется природе – он создан по образу и подобию божьему: Бог вложил в человека разум, «естественный за- кон», способность различать добро и зло, а это и есть то главное, что отличает человека от животного. Общество же – это произведение людей: мифических ге- роев, которые снабдили людей знаниями и умениями для совместной жизни, или выдающихся личностей, давших своим народам законы. В Новое время обще- ство, «гражданское состояние», понималось уже как результат некоего согла- шения, в которое добровольно вступают автономные индивиды и подчиняют се- бя правительству, обеспечивающему защиту их субстанциальных прав. Обще- ство понимается как «человеческое творение, произведение искусства и плод рефлексии» (Э. Дюркгейм). Великие социальные преобразования, начавшиеся двести лет назад на Западе, а затем охватившие весь мир – возникновение крупного промышлен- 6 ного производства, наций-государств, демографический взрыв – коренным образом изменили жизнь людей. Рост городов, разрушение многопоколенной семьи, соседской общины, отношений личной зависимости, местно ограни- ченного уклада жизни людей сделали общество чем-то эмпирически досто- верным, наблюдаемым. Ученые и художники, политики и обыватели обна- ружили, что общество принуждает индивида встраиваться в такие отноше- ния и действовать по таким правилам, которые возникли до и не зависимо от его сознания. Вместе с тем, на фоне снижения авторитета церкви и упадка религии (секуляризации) многие увидели в обществе, в социальности ту си- лу, которая способна объединить людей, придать нравственный смысл их действиям, вдохновить на преобразования. Широко обсуждается «социаль- ный вопрос», возникают социальные движения, в частности, социалистиче- ское, озабоченное судьбой трудящихся эксплуатируемых классов и достиже- нием социального равенства. В этом идейном поле и зарождается социология как наука о современном обществе. Современность (модерн) в противоположность традиции определяется в социологии как индустриализм, капитализм, демократическое социальное устройство, массовая культура. В современном обществе произошло разделение политической, экономической и гражданской сфер. Индустриальная экономика, основанная на частной собственности, углубляет разделение труда, профессио- нальную дифференциацию и определяет социальный порядок, формы взаимодей- ствия людей, типичные характеристики личности. Капитализм, согласно размыш- лениям классиков социологии, имеет не только экономическое, но и всемирно- историческое культурное значение. Рациональный способ организации производ- ства, присущий современному капитализму, вторгается в политику, в управле- ние, в мотивацию современного человека, который теперь в большей степени ориентируется на эффективность, на достижение успеха, нежели на привержен- ность традиционным ценностям. Индустриализация, урбанизация, рационализа- ция, бюрократизация, глобализация – все эти прогрессивные тенденции эпохи модерна имели свою оборотную сторону. Основоположники социологии, в отли- чие от идеологов, стремились саму критику современности поставить на научное основание. Так в социологии возникают темы утраты смысла жизни, отчуждения человека, его зависимости от обезличенного порядка, от власти бюрократических структур, тема аномии, массового общества, в котором люди утратили свои уни- кальные, личностно- и эмоционально окрашенные связи, способы самоиденти- фикации и стали анонимными, манипулируемыми и управляемыми членами массовых объединений. 7 Однако классики социологии оптимистично оценивали перспективы со- циальных изменений. Разрабатывая социальные теории, они обращались с ними к публике, также настроенной на преобразования и реформы. По мере того, как в ХХ в. социология становилась академической наукой (прежде всего в США), расширяла диапазон исследований, переходила от обобщаю- щих построений к эмпирическому изучению частных социальных явлений, разрабатывала свой методологический инструментарий, ее общественный ре- зонанс снижался. Не социальные преобразования, а устойчивость социаль- ных систем, возможность их адаптации и гармонизации стали привлекать внимание социологов. Ориентация на экспериментальное естествознание как идеал научности и свя- занная с ней задача познания законов социальной реальности и раньше и сейчас яв- ляются предметом самокритики в социологии. Это тема своеобразия гуманитарных наук и специфики метода социологии. Метод (форма мышления) должен быть адек- ватен предмету, а предмет – социальный мир – принципиально отличен от при- роды, поскольку создается действиями людей, которые ориентируются на субъ- ективные значения, придавая своим действиями определенный смысл. Эти дей- ствия индивидуальны, историчны, в них проявляется человеческая свобода (ав- тономия). Может ли исторически индивидуальное быть предметом научного по- знания, удовлетворяющим логическим требованиям всеобщности и необходимо- сти? Положительный ответ был дан «понимающей», интерпретативной социоло- гией, предложившей и соответствующие методы: типологический, историко- генетический, феноменологический. Проблема метода является ключевой для любой науки в ее историческом развитии. В социологии применяются универсальные методы мышления (анализ и синтез, индукция и дедукция, генерализация и идеализация), общенаучная мето- дология (системно-информационный анализ), но проблема адекватности метода предмету постоянно воспроизводится. Социологический метод требует – вспом- ним Э. Дюркгейма – объяснять социальные факты социальными фактами. Объяс- нение в данном случае означает выявление устойчивых повторяющихся связей социальных явлений. Это, на первый взгляд, тавтологичное утверждение означает требование методологической чистоты и предостережение от редукционизма, то есть от сведения социальных закономерностей к физическим, биологическим или психическим. Социология, верная своему первоначальному замыслу быть наукой о со- временном обществе, не может застыть в самоудовлетворенности. Стреми- тельная глобализация мира в XXI в., проблемы войн и насилия, экологии и 8 массового голода, власти и религии, возрастающей роли информационно- коммуникационных технологий, требуют от социологии постоянного обнов- ления методологии и исследовательских подходов. Социология не только изучает современный мир: наличный порядок, социальные связи и отношения, институты, группы и коллективное поведе- ние, процессы социализации личности и воспроизводства культурного мно- гообразия, но и активно влияет на социальную жизнь. Предлагаемые в со- циологии и других гуманитарных науках идеи и концепции, прогнозы и кри- тические оценки вносят весомый вклад в самосознание современников. Мно- гие социологические объяснения со временем воспринимаются как что-то самоочевидное и широко применяются людьми в обыденной жизни, управ- лении и политике. Результаты социологических исследований выступают ос- новой для создания практически ориентированных инструментальных разра- боток и социальных технологий. В предлагаемом студентам учебном пособии изложены основные темы (дидактические единицы), изучение которых предусмотрено федеральным государственным стандартом высшего образования РФ. Изложению каждой темы предпосланы ключевые слова и имена социологов, внесших значитель- ный вклад в соответствующий раздел социологии. Каждый тематический раздел завершается перечнем контрольных вопросов и тем для самостоятель- ной работы студентов: рефератов, докладов, сообщений. Тема 1. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ Ключевые понятия и авторы: социология, позитивизм, биоорганическая теория, военное общество, промышленное общество, социальный факт, соци- альная солидарность, понимающая социология, социальное действие, исто- рический материализм, общественно-экономическая формация, психологиче- ский эволюционизм, символический интеракционизм, структурный функци- онализм, теории среднего уровня. О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Ве- бер, К. Маркс, Ч. Кули, Д. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон, Ю. Хабермас. 1.1. Предпосылки появления социологической науки Социология как наука появилась в середине XIX в. До ее появления об обществе размышляли философы, государственные мужи, идеологи и они, безусловно, оказали свое влияние на социологическую науку. Общепризнан- ны следующие предпосылки появления социологии. 9 Во-первых, к XIX в. сформировался капиталистический общественный строй, на смену традиционному обществу пришло общество индустриальное. Усложнение общественных процессов и отношений способствовало осозна- нию того, что они подчиняются определенным законам, которые могут быть предметом научного познания. Во-вторых, Великая французская революция вместе с породившими ее и порожденными ею философскими и политическими идеями, включая взгля- ды социалистов-утопистов Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. Сен-Симона, заставила переосмыслить отношение идей (свободы, равенства, братства) и реальности (промышленного общества с его классовыми конфликтами, статусными раз- личиями, кризисами). Так сформировался социальный заказ на научное (не метафизическое, не умозрительное, не идеологическое) знание об обществе. 1.2. Классические социологические теории Основатель социологической науки, ученик Сен-Симона, французский ученый Огюст Конт новую науку первоначально назвал «социальной физи- кой», а в 1839 г. – «социологией», противопоставив ее философии. Он пола- гал, что истинная наука должна отказаться от постановки «неразрешимых» вопросов, ответы на которые невозможно проверить опытным путем. В работах «Курс позитивной философии» и «Система позитивной поли- тики» Конт представил концепцию позитивизма. В позитивной науке соци- альные явления должны рассматриваться как естественноисторические. Для их изучения нужно использовать методы, уже доказавшие свою эффектив- ность в сфере естественных наук. Социолог должен исследовать взаимосвязи социальных фактов, формулировать социальные законы и применять их на практике в прогнозировании и управлении. Для обоснования позитивизма Конт вывел закон о трех стадиях разви- тия человечества, соответствующих трем состояниям человеческого знания: 1. Теологическая стадия, на которой человек объясняет происходящие в жизни процессы действием сверхъестественных сил. 2. Метафизическая стадия, на которой представления о сверхъесте- ственных силах заменяются абстракциями, воплощенными в различных фи- лософских идеях. 3. Позитивная или научная стадия. Это современная Конту стадия, на которой люди вместо попыток окончательного познания мира стали исследо- вать вещи, находящиеся в пределах их досягаемости. Позитивизм надолго определил развитие социальной науки. В Англии Герберт Спенсер разрабатывал биоорганическую теорию, опираясь на пред- 10 ставления о единстве законов истории природы и общества. Спенсер рас- сматривает эволюцию человечества с позиций теории эволюции животного мира Ч. Дарвина и выделяет три фазы общего эволюционного процесса не- органическую, органическую и надорганическую, к которой и относит соци- альную эволюцию. Структуру общества Спенсер рассматривал по аналогии со структурой человеческого организма. Подобно Конту Спенсер также вы- деляет различные типы обществ в зависимости от стадий их развития – воен- ное и промышленное общества. На заре истории конфликт, сыгравший большую роль в общественном развитии, положил начало военному обще- ству с жесткой, малоподвижной структурой и патерналистским менталите- том, противящимся всяким изменениям. Современную ему эпоху Спенсер оценивал как переходную к промышленному обществу, в котором, благодаря бурному развитию науки и техники, ослабевает принуждение и растут гиб- кость общественного сознания и подвижность организаций. Еще одним классиком, стоявшим у истоков социологии, является фран- цузский ученый Эмиль Дюркгейм, который указывал на преемственность своей теории и идей О. Конта. Предметом социологии, согласно Дюркгейму, являются социальные факты. «Социальные факты следует рассматривать как вещи». Социальные факты отличаются и от физиологических, и от психоло- гических явлений. Это способы чувствования, мышления и деятельности, ко- торые возникают в коллективном сознании и в этом смысле объективны, не зависят от воли и сознания отдельных индивидов и оказывают на это созна- ние принудительное воздействие. Например, язык, его семантические и грамматические структуры, поведение личности в качестве сына, мужа, дви- жения общественного мнения и т. п. «навязываются» индивиду, но возникли и существуют не зависимо от него, являются социальными институтами. Со- ответственно, Дюркгейм определяет социологию как науку о социальных ин- ститутах. В зависимости от социальной солидарности общества (степень разделе- ния труда и соответствующей дифференциации форм сознания) Дюркгейм выделяет два основных этапа общественного развития. Так, доиндустриаль- ному обществу соответствует механическая солидарность (все люди выпол- няют относительно сходные функции и слабо различаются как индивидуаль- ности). В процессе становления индустриального общества возникает орга- ническая солидарность. Люди все больше различаются как по характеру тру- да, так и по индивидуальным качествам, взаимно дополняя друг друга по аналогии с отдельными органами в живом организме. 11 Также Дюркгейм известен своими исследованиями в области социаль- ной аномии, представленными им в работе «Самоубийство». Аномию Дюрк- гейм определяет как состояние упадка нравственных ценностей и норм в определенном обществе. Именно аномией Дюркгейм на основе прикладных исследований предлагал объяснять феномен самоубийства. Немецкий ученый М. Вебер, классик социологической науки, в качестве основы социологического анализа рассматривал личность. Он считал, что за- кономерности общественных процессов можно объяснить, изучая мотивы поведения отдельных индивидов. Поэтому концепцию Вебера называют «по- нимающей социологией». Понимание как интерпретирующее постижение противопоставляется Вебером свойственной естественным наукам трактовке частных явлений, исходя из общих закономерностей. Таким образом, социо- лог, по мнению Вебера, должен исследовать мотивы поступков людей и то значение, которое они придают собственным действиям. При этом Вебер призывал отказаться от оценочных суждений, так как не существует «хоро- шего» или «плохого» социального действия, а поведение следует понимать, исходя из его соотнесения с господствующими в обществе ценностями. Методологическим средством постижения эмпирического многообразия у Вебера выступает понятие «идеальный тип» теоретическая модель, с ко- торой соотносится реальность. Примером использования данного метода яв- ляется выделение Вебером четырех типов социального действия. Целерацио- нальное действие, мотивом которого является достижение осознаваемой це- ли; ценностно-рациональное действие, мотивом которого выступает желание соблюсти нормы морали и нравственные устои, разделяемые индивидом; традиционное действие, основанное на привычке и следовании традициям, и аффективное действие, основанное на актуальных эмоциях. Согласно Вебе- ру, с развитием общества нарастает рационализм социальных действий в противовес поведению, ориентированному на традицию. Как и многие пред- шественники, Вебер выделяет два крупных этапа в общественной истории: традиционное общество и капиталистическое общество. Становление совре- менного капитализма в качестве всемирно-исторического не только эконо- мического, но и культурного явления он связывает с протестантской этикой. Вебер выделяет три типа легитимности политической власти: традиционный (основанный на подчинении в силу сложившихся традиций), харизматиче- ский (главную роль в котором играют личные качества лидера) и рациональ- но-легальный (основанный на безличном подчинении букве закона). Вебер известен также своими исследованиями бюрократии, религии и политики. 12 Согласно историческому материализму К. Маркса и Ф. Энгельса, обще- ственное развитие подчиняется закону смены общественно-экономических формаций как естественноисторического перехода общества от одного со- стояния к другому. Всего таких формаций Маркс выделяет пять: первобыт- нообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммуни- стическая. Каждая формация представляет собой определенный экономиче- ский уклад, связанный с отношением к собственности. Неравное отношение к собственности постепенно приводит к разделению общества на два класса (эксплуататоров и эксплуатируемых), а, в конечном счете, и к их непримири- мой борьбе. Кризис общественного развития, согласно Марксу, начинается с кризиса в сфере материального производства, обусловленного несоответствием сложив- шихся производственных отношений уровню развития производительных сил (орудия труда, рабочая сила). Кризис постепенно захватывает все сферы обще- ственной жизни, и в результате происходит социальная революция, которая, по Марксу, является локомотивом исторического развития и знаменует переход от одной экономической формации к другой, более прогрессивной. Марксистская традиция в социологии парадоксально ассоциируется как с экономическим детерминизмом, так и с революционным радикализмом. 1.3.Развитие социологии в двадцатом веке В XX в. социология завоевала статус академической научной и учебной дисциплины, появилась новая профессия – социолог, социологическое зна- ние существенно расширилось, социология вышла за пределы западного ми- ра. В социологии обозначился интерес к локальным событиям и процессам, вызванным урбанизацией, эмиграцией, глобализацией и т. д. Соответственно, стали появляться новые методы эмпирических социологических исследова- ний, а доверие к их результатам и заинтересованность в них различных соци- альных групп резко возросли. После Первой мировой войны центр социологических исследований по- степенно переместился из ослабленной войной Европы в США, где к этому времени были созданы условия для активного развития науки, появилось множество социологических кафедр, обществ и ассоциаций. Усложнение общественных явлений и процессов, стремительность со- циальных изменений в ХХ в. обусловили междисциплинарный характер ис- следований в рамках социальных наук. В результате тесного сотрудничества социологов, психологов, экономистов, историков формировались новые научные школы и направления. 13 Одной из них в 20-е гг. XX в. стала школа человеческих отношений, объ- единившая психологов, социологов, политиков и управленцев. Исследования этой школы фокусировались на психологической стороне общественных от- ношений, на личностной мотивации индивидов в процессе их взаимодей- ствия. Под влиянием этих тенденций в социологии образовалось несколько новых теорий, таких как символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули), психологический эволюционизм (Ф. Гиддингс) и другие. После Второй мировой войны в рамках общего увлечения социальных мыслителей математизацией на авансцену социологии вышло новое направле- ние структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), которому присуще видение общества как системы, сложного организма с четкой структурно- функциональной иерархией индивидов и социальных групп. Общество нахо- дится в равновесии и стабильном состоянии, когда в нем большинство разделя- ет предельно общие ценности и основанный на них нормативный порядок. Та- кая система создает определенные стереотипы поведения, которые способству- ют ориентации индивидов на общественные интересы и интеграции общества. Р. Мертон, пытаясь расширить возможности такого подхода в объясне- нии социальных конфликтов и изменений, ввел понятие «дисфункция», за- явив тем самым о возможности отклонения конкретной социальной системы от принятой нормативной модели. Таким образом, Мертон призвал к созда- нию теорий среднего уровня, которые разрабатываются с опорой на эмпири- ческие исследования и концептуальные модели, не претендующие на полно- ту и универсальность. С середины XX в. Началось стремительное развитие научных школ посте- пенно оправившейся от войн и кризисов Европы. Прежде всего, речь идет о но- вом поколении франкфуртской школы (Ю. Хабермас и другие). Социологиче- ские воззрения Ю. Хабермаса формировались из стремления объяснить тенден- ции современного общества, опираясь на идеи К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюрк- гейма, З. Фрейда. В частности, речь идет о противоречиях демократизации, о противоречии между попытками государства уравнять людей в их возможностях и капиталистической экономикой, между устаревающими бюрократическими системами и новыми общественными нормами и ценностями. Хабермас понима- ет современное общество как дифференциацию между движущими обществен- ное развитие обезличенными системами (рынок и публичная власть) и жизнен- ным миром индивида. Проблема же заключается в излишнем вторжении первых на территорию второго, что приводит к необходимости создания неких центров коммуникации, призванных привести отношения между системами и жизнен- 14 ным миром индивида к балансу и предотвратить возможный кризис легитимно- сти (то есть принятия обществом) власти. К 70 гг. XX в. общество постепенно вступило в новый этап своего разви- тия – постиндустриальный, называемый иногда также информационным. В экономике стала доминировать сфера услуг, у личности появилось гораздо больше возможностей для социальной мобильности, важнейшим ресурсом ко- торой стало образование, бурное развитие информационных технологий, уси- ление процессов глобализации. Все эти тенденции немедленно отразились и в социологии: появляются теории, пытающиеся осмыслить сущность постинду- стриального общества и его перспективы. Особую актуальность приобрел ряд таких новых прикладных научных областей, как социология коммуникации, социология образования и науки, социология организаций, спорта. Социология в своей истории демонстрирует высокую степень преем- ственности: практически все вновь созданные теории базировались на до- стижениях более ранних и лишь расширяли и дополняли их сообразно новым тенденциям общественного развития. Поэтому классические социологиче- ские теории вплоть до настоящего времени остаются методологической ос- новой для дальнейшего развития социологии как науки. Контрольные вопросы: 1. Каковы основные предпосылки появления социологической науки? 2. Какие стадии общественного развития выделял О. Конт? 3. Как называется социологическая концепция Г. Спенсера и в чем ее основная суть? 4. В чем состоит сходство и различие теорий Э. Дюркгейма и О. Конта? 5. Какие этапы эволюции общества выделял Э. Дюркгейм? 6. В чем состоит отличие социологии М. Вебера от теорий предше- ственников, позволяющее назвать ее антипозитивистской? 7. Как социология марксизма видит процесс общественного развития? 8. В чем заключаются основные особенности развития социологии в XX в.? 9. Какие основные научные школы и направления социологии XX в. вы можете назвать? 10. Насколько сегодня актуальны теории социологов-классиков? Темы для самостоятельной работы: 1. Позитивизм как методология и идеология. 2. Марксистская традиция в социологии. 3. Антипозитивистская традиция в социологии. 4. Социологические теории «среднего уровня». 5. Теории социального конфликта в современной социологии. 15 |