Главная страница
Навигация по странице:

  • 10.3. «Столкновение цивилизаций»

  • Контрольные вопросы

  • Темы для самостоятельной работы

  • Основы социологии

  • скк. методика социология. Учебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013


    Скачать 0.81 Mb.
    НазваниеУчебное пособие СанктПетербург Издательство спбгэту лэти 2013
    Дата21.01.2023
    Размер0.81 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файламетодика социология.pdf
    ТипУчебное пособие
    #897404
    страница7 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    10.2. Мир-системный анализ
    Мир-системный анализ И. Валлерстайна описывает современный гло- бальный мир как мировое хозяйство в противоположность мировым импери-
    ям. Мировые хозяйства – это огромные цепи интегрированных производ- ственных структур, разделенных многочисленными политическими граница- ми. Логика их существования заключается в том, что прибавочная стоимость неравномерно распределяется в пользу тех, кто сумел захватить временную монополию на рынке. Это – капиталистическая логика. Современная мировая система – это капиталистическая мир-экономика. Сегодня она распростра- нилась на весь земной шар, впитала в себя все существующие мини-системы и мировые империи. Таким образом, впервые в истории на Земле осталась только одна историческая система.
    Капитализм – это система, основанная на соревновании свободных про- изводителей, использующих свободный труд, свободные предметы потреб- ления, где понятие «свободный» означает доступный для продажи и покупки на рынке, но не более того. Государство уступает выполнение своей регули- рующей и координирующей роли рынку. Единственной функцией государ- ства является сохранение структуры экономической активности и свободного предпринимательства. Критикуя как либеральные теории, так и теорию К.
    Маркса, И. Валлерстайн доказывает невозможность мощного индустриаль- ного развития Западных стран при условии эксплуатации исключительно собственных хозяйственных и трудовых ресурсов. Только привлечение сырь- евых источников и дешевой рабочей силы менее развитых обществ, попада- ющих в орбиту экономической, а затем и политической, и социокультурной зависимости, позволяло быстро обогащаться мировым лидерам производ- ства, которые использовали выгоды своего положения и закрепляли приори- тет за счет применения этнорасовых форм организации труда. К середине ХХ в. ядро (развитые общества) стабилизировалось, поскольку весь окраинный

    69 мир оказался втянут, вовлечен, экономически привязан к центру «товарными цепями»: экстенсивный путь развития мировой системы завершился.
    Мировая система, согласно
    И. Валлерстайну,
    имеет ядро, периферию и полупериферию. Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки и Япо- ния – сильные и могущественные государства с усовершенствованной систе- мой производства, обладающие наибольшим капиталом, качественными то- варами, сложными технологиями и средствами производства. Свою продук- цию они экспортируют в страны периферии.
    Страны периферии – самые отсталые и бедные государства Африки и
    Латинской Америки. Их экономика не стабильна, имеет преимущественно сырьевую направленность. Местная элита обслуживает интересы капитала и вкладывает деньги за пределы своего государства, т. к. политические режимы также не стабильны. И, наконец, страны полупериферии – достаточно разви- тые индустриальные страны, претендующие на роль региональных лидеров, экспортирующие промышленные товары и технологии в страны периферии и сырье в страны ядра.
    Борьба происходит и в центре – за гегемонию, и между центром и пери- ферией – с целью противодействия диктату «ядра», и на самой периферии – за право стать региональным центром, полупериферией. Современный гло- бальный мир асимметричен, полон конфликтов, антисистемных движений, локальных атак на средние нормы прибыли. Он конечен, как и любая исто- рическая система. Конец в данном случае означает кризис, неспособность решать долгосрочные проблемы, неустойчивость, возможность бифуркаций.
    10.3. «Столкновение цивилизаций»
    Своеобразным дополнением к экономическим объяснениям перспектив глобализации выступает «цивилизационный подход», связанный с концепту- ализацией истории в теории «культурно-исторических типов», исторических миров, самобытных цивилизаций. Одна из новых версий этого подхода из- ложена в работе С. Хантингтона с симптоматичным названием «Столкнове- ние цивилизаций». С. Хантингтон определяет цивилизацию как социальную культурную общность самого высокого ранга, как самый высокий уровень и широкое основание реальной общности людей. Для нее характерно наличие общих черт объективного порядка – истории, религии, языка, обычаев, ин- ститутов, а также субъективной самоидентификации людей. В современном мире основным источником конфликтов будут не идеология и не экономика.

    70
    Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источ- ники конфликта будут определяться культурой. Нации-государства останутся главными действующими лицами в международных делах, но наиболее зна- чимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между наци- ями, этносами и государствами, принадлежащими к разным цивилизациям.
    Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой поли- тики. Линии разлома между цивилизациями – это линии будущих фронтов.
    Это произойдет потому, что различия цивилизаций наиболее существенны и устойчивы. Они касаются различий во взглядах на связь Бога и человека, на отношения индивида и группы, гражданина и государства, мужчин и жен- щин, родителей и детей, на иерархию прав и обязанностей. Люди имеют раз- ное представление о соотносительной значимости равенства и иерархии, сво- боды и принуждения. Эти различия более фундаментальны, чем идеологиче- ские и политические различия. Интенсивное взаимодействие представителей разных цивилизаций в современном мире укрепляет их цивилизационное са- мосознание, а это, в свою очередь, обостряет уходящие вглубь истории раз- ногласия и враждебность. Процессы экономической модернизации, тенден- ция глобализации размывают традиционную идентификацию людей с местом жительства. Одновременно ослабляется роль нации-государства как источ- ника идентификации. Возрождение религии в форме фундаментализма со- здает основу для идентичности поверх национальных границ. В конечном счете рост цивилизационного самосознания диктуется Западной цивилизаци- ей. Запад находится на вершине своего могущества, он интегрирован в эко- номическом, политическом и духовном плане. Именно поэтому среди неза- падных цивилизаций растет осознание необходимости возврата к собствен- ным корням: «возврат в Азию» Японии, «индуизация» Индии, «реисламиза- ция» Ближнего Востока. Наблюдается «синдром братских стран», когда со- общества, близкие в религиозном и культурном отношении, успешно сотруд- ничают, укрепляя друг друга, что выражается в устойчивых темпах роста то- варооборота, в технологическом и культурном обмене, в сотрудничестве на международной арене. Наиболее драматичной в этой перспективе выступает судьба внутренне расколотых стран, которые не могут определиться со своей цивилизационной принадлежностью, что периодически проявляется в виде идеологических, религиозных, политических конфликтов. К таким странам, согласно Хантингтону, принадлежит и Россия. Разумеется, цивилизационные различия не всегда вызывают конфликт, а последний не обязательно реали-

    71 зуется в насильственной форме. Вспомним, наконец, А. Тойнби, который блестяще показал, что исторический прообраз современной экспансии Запада
    – экспансия греко-римского мира – имел своим результатом нечто принципи- ально новое, что было уже не Азией, но и не
    Грецией или Римом. Столкновение цивилизаций порождает конфликты, но и выступает творческим принципом, порождает нечто новое.
    10.4. Технократическое объяснение
    Современный глобальный мир, согласно основателю «практопии»
    (практической утопии) О. Тоффлеру, полон возможностей и угроз. В гло- бальном масштабе разворачивается всесторонний кризис индустриального общества и становление общества «третьей волны»: суперсимволической экономики, всеобщей информатизации и дестандартизации индивидуальных и групповых стилей жизни. Переход к супериндустриализму сопровождается экономическими, политическими, социальными коллизиями, психологиче- ским напряжением, технологическими авариями. Становление общества
    «третьей волны» Тоффлер называет периодом яростных социальных и пс и- хологических конфликтов: ведь меняется код цивилизации, открываются
    (причем стремительно) небывалые перспективы во всех сферах человеческо- го бытия, однако социальные изменения происходят в рамках «старого» о б- щества. Основными конфликтующими сторонами выступают носители ценно- стей постиндустриализма, «традиционалисты» и модернисты, носители цен- ностей индустриализма. Традиционализм в общественном сознании проявля- ется в идеализации прошлого, антисциентизме, возрождении мистицизма в различных формах. Мистическое и эмоциональное выступают против научно- го и рационального. Антисциентизму способствуют технофобии, подкрепляе- мые растущим значением в жизни современного человека «абстрактных си- стем» (Э. Гидденс), осознанием риска и ростом чувства неуверенности.
    Тоффлер пересматривает марксистский тезис о том, что в основе совре- менного социального конфликта лежат отношения собственности. Основным источником богатства он считает информацию и присущие ей характеристи- ки: общедоступность, универсальность, демократичность. Знания, контроль над информацией и коммуникацией означают власть и влияние. В экономи- ческой сфере власть смещается из сферы производства в сферу распределе- ния, где концентрируется необходимая информация. Отсутствие доступа к информации означает неучастие в принятии управленческих решений, вызы-

    72 вает отчуждение. Возникают новые формы конфликта: информационные
    войны, проявляющиеся в информационном соперничестве, войне стандартов, компьютерном шпионаже. Совершенствование информационных технологий расширяет возможности вмешательства в коммуникативные процессы, ис- пользования заинтересованными сторонами новых способов мобилизации социальных групп. Но наиболее разрушительными силами в современном глобальном обществе являются профашистские политические объединения, политизированные религиозные течения, национализм в форме шовинизма и экстремизм. Все эти силы объединяет борьба против разнообразия, стремле- ние к стандартизации, к возврату в прошлое.
    Разнообразие современного глобального мира порождает множество коллизий, но и дает перспективу их урегулирования и смягчения. Именно по- этому толерантность – необходимое условие выживания человечества в из- менчивом многообразном мире.
    Контрольные вопросы:
    1. В чем суть глобализации как социального процесса?
    2. Как соотносятся глобализация, регионализация и локализация?
    3. Понятие «мировая система».
    4. Как устроена современная капиталистическая мир-экономика?
    5. В чем сильные и слабые стороны экономических объяснений глобали- зации?
    6. Почему культурные различия в глобальном мире приобретают р еша- ющее значение?
    7. В чем суть концепции «конфликта цивилизаций»?
    8. В чем суть технократического объяснения глобальных изменений?
    9. Какова роль идеологий традиционализма, модернизма и суперинду- стриализма в глобальном мире?
    10. Какова роль информационных технологий в процессах глобализ а- ции?
    Темы для самостоятельной работы:
    1. Концепции «мировых систем» в истории социологической мысли.
    2. Исторические образы глобального мира.
    3. Волновые и циклические модели эволюции социокультурных систем.
    4. Россия и процессы глобализации.
    5. Сценарии глобального будущего.

    73
    Содержание
    Введение. Предмет и метод социологии ..........................................................3
    Тема 1. История социологической науки .........................................................6
    Тема 2. Методы социологии ........................................................................... 13
    Тема 3. Общество, его сущность и типы ........................................................ 23
    Тема 4. Социальная стратификация и мобильность ....................................... 29
    Тема 5. Социальные институты ..................................................................... 35
    Тема 6. Социальные группы и общности ....................................................... 39
    Тема 7. Социология личности ........................................................................ 44
    Тема 8. Социология культуры ........................................................................ 51
    Тема 9. Социальные изменения ..................................................................... 58
    Тема 10. Мировая система и процессы глобализации .................................... 65

    74
    Игорь Николаевич Барыгин
    Валерий Степанович Бушуев
    Владимир Александрович Глухих
    Павел Петрович Дерюгин
    Максим Павлович Замотин
    Надежда Васильевна Казаринова
    Алексей Юрьевич Колянов
    Владимир Петрович Милецкий
    Владимир Анатольевич Павлов
    Евгений Александрович Пашковский
    Александр Михайлович Пивоваров
    Елена Витальевна Строгецкая
    Александра Вениаминова Щербина
    Основы социологии
    Учебное пособие
    Под редакцией А. В. Щербины
    Редактор О. Р. Крумина
    ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
    Подписано в печать 14.05.13. Формат 60×84 1/16.
    Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 4,5.
    Гарнитура «Times New Roman». Тираж 230 экз. Заказ .
    ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
    Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
    197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта