Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
Скачать 1.47 Mb.
|
Социальный детерминизм (принцип субординации исторических фактов).Детерминизм - учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений. Социальный детерминизм "выдвинут" Монтескье, Гердером, Руссо и др. в противовес идее божественного управления миром. Проблема необходимости и свободы (не разрешена даже Гегелем). С точки зрения марксизма (исторического материализма) общественное развитие представляет собой естественно-исторический процесс, подчиненный собственным объективным законам. Каждое следующее поколение людей действует в условиях, унаследованных ими от прошлого. Это создает преемственность в истории общества и детерминирует ее общее направление. Общественные идеи, политические учреждения и движения детерминированы объективными условиями общественного бытия. Большинство законов общественного развития - законы-тенденции (объективный характер + не могут учесть все частные моменты), поэтому ход истории необязательно предопределен и может не осуществляться в фатальной неизбежностью. Собственность: социально-философский анализ.Собственность - система общественных отношений, возникающих в связи с присвоением средств производства, рабочей силы, предметов потребления; исторически определенный социальный институт. Собственность - отношение людей к вещам. Некоторые философы, начиная с Аристотеля, пытались вывести напрямую форму политической власти из того или иного типа экономической системы, а точнее - из лежащей в ее основе типа собственности. Однако в истории на базе на базе частной собственности возникали и существовали различные и даже диаметрально противоположные формы политического правления и политические режимы - конституционно-монархические, республиканско-демократические, фашистские с формальным сохранением конституционности или без оной и т.д. Интересна в этой связи полемика по поводу взаимосвязи частной собственности и демократии, которая не раз возникала в прошлом. В этом отношении большой интерес представляет статья М. Вебера "О буржуазной демократии в России", относящаяся к началу 20 века. Он считает, что демократия и частная собственность, в том числе капиталистическая, не связаны напрямую, хотя капитализм и имел своей предпосылкой правовое освобождение личности. Связь между ними опосредована целым рядом политических феноменов - наличием необходимых для реализации демократической формы правления политических институтов, наличием давних и прочных демократических традиций, уровнем политической культуры властей придержащих и народных масс. Понятие субстанции, субстрата, атрибута и акциденции.Субстанция (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) - объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства; это - материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей. Античность: субстанция - "вещество" - тот тождественный материал, из которого состоят различные единичные вещи (Аристотель: "форма" и "материя"). Схоластика: активная роль "формы", поэтому субстанция - один из титулов бога (форма всех форм). Поэтому возникает дуализм субстанции: духовная и телесная субстанции ("душа" и "тело"). Фома Аквинский: "телесная субстанция" - несамостоятельное начало. Дунс Скот: материя - всеобщая субстанция всех вещей. Декарт: "Разумея субстанции, мы можем разуметь лишь вещь, которая существует так, что не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя" (легче осознать субстанцию протяженную и субстанцию мыслящую, чем собственно субстанцию). Спиноза: "мышление" и "протяженность" - "атрибуты субстанции". Локк: субстанция - "подпорка" тех качеств, которые мы находим существующими (для субстанции не может быть дано точное определение). Беркли: "…нет иной субстанции, кроме Духа или того, что воспринимает". Кант: субстанция - априорная форма мышления, осуществляющего синтез явлений, данных в "опыте". "…то постоянное, лишь в отношении с которым можно определить все временные отношения явлений…", "…условие возможности всякого синтетического единства восприятий, т.е. опыта". Гегель: субстанция - "…целостность акциденций, в которых она открывается как их абсолютная отрицательность, т.е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержания". Субстрат. Аристотель: "материя". Атрибут (от лат. attribuo - придаю, наделяю) - необходимое, существенное, неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни множиться. Аристотель: отличает необходимые свойства вещей, без которых вещи невозможны и которые неотделимы от них (атрибутов), от случайных свойств акциденций, не принадлежащих вещам "ни по необходимости, ни в преобладающем большинстве случаев". По Декарту, признававшему две субстанции - материальную и духовную, существует два вида атрибутов: у материальной - протяжение, у духовной - мышление. Спиноза под атрибутом понимал то, что "ум представляет в субстанции, как составляющее его сущность". Он считал, что протяженность и мышление суть атрибуты единой материальной субстанции. Акциденция - философский термин, обозначающий случайное, несущественное, изменяющееся, преходящее. Противопоставляется субстанциональному (существенному). В этом смысле термин впервые встречается "Метафизике" Аристотеля, а в дальнейшем у Порфирия, который разделил акциденции на отделимые (сон для человека) и неотделимые (черный цвет для негра). Фома Аквинский: атрибут - "вещь, природа которой должна быть в другом". Схоластики обычно выделяли некоторые свойства вещей как "реальные атрибуты", объективно существующие вне тех субстанций, которым они обычно присущи. Некоторые философы в 17 веке (Гоббс, Декарт) отрицали существование реальных акциденций, поскольку они отрицали объективное бытие каких бы то ни было чувственных признаков. В связи с этим Спиноза заменил термин "атрибут" термином "модус", обозначающим единичное проявление субстанции. В марксизме такого термина нет. |