Главная страница

Ответы к экзамену по Философии. Учение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5


Скачать 1.47 Mb.
НазваниеУчение Сократа и его место в античной философии. 4 Учение Платона об идеях. 5
Дата10.05.2018
Размер1.47 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтветы к экзамену по Философии.doc
ТипДокументы
#43291
страница57 из 61
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   61

Экзистенциальная диалектика Кьеркегора.


!843 - «Страх и трепет».1844-«Понятие страха» 1845-«Или - Или» 1846- «Заключительное ненаучное послесловия к «Философским крохам»» - обоснование религии с позиций экзистенциального фил-я. 1849- «Болезнь к смерти».

Европейский экзистенциализм - "разношерстные" течения. Базовое понятие - экзистенция - единичное человеческое существование, необъективируемое в категориях предметного мышления (отсюда попытки выразить косвенным образом). Восходит к Кьеркегору - противопоставляет экзистенцию системе. Экзистенцию нельзя помыслить извне, не будучи в ней изнутри; она не может быть частью системы в философии. Экзистенция - абсолютно внутреннее в человеке (обращение от внешнего к внутреннему). При таком подходе внешняя форма философствования определена следующим образом: систематический вид достижим только абстрактным мышлением, перемахнувшим через трудности и препятствия действительной жизни; ибо в реальной жизни стремление к замкнутой мысленной картине мира терпит крушение в силу сопротивления действительности и в силу самой природы человека. С одной стороны, так или иначе определенная в каждом конкретном случае точка зрения единичного индивида с его собственными потребностями препятствует обзору целого и каждый раз обрекает этого человека на те или иные частные взгляды. С другой же стороны, само человеческое бытие создано таким образом, что непрерывное развертывание мысли в нем оказывается невозможным. Человеческое бытие по своей сути чуждо мысли. «Существование не позволяет мыслить». Настоящее, действующее и решительное существование реализуется в иной плоскости, нежели мышление, и в момент настоящего исполнения исключает мыслительное постижение. Лишь в качестве служебного звена мышление до некоторой степени задействовано в паузах настоящего существование и посредством исполнения этого существования всегда разрушается вновь. «В существовании мысль находится в чуждой среде». «Существующий…мыслит моментами, он думает до и после. Его мышление не получает абсолютной континуальности».
Противопоставление Гегелевской диалектике формально всеобщего диалектики сущей индивидуальности, чье существо есть экзистенция. Задача - раскрытие существа Хр-ва и религии через раскрытие возможностей бытия экзистирующей индивидуальности. Проблема категориального определения экистенциональной диалектики - есть нечто, что нельзя помыслить - существование. Акцент - мыслящее существует, а не существующее мыслит.

Структура человеческой самости может быть конкретизирована как историческая: отношение Вечного к преходящему (становящемуся). Их объединение - грядущее. Сущий человек сущ в мгновении и его действительность - inter-esse.

Экзистенциальная диалектика не подлежит осмыслению. Она есть диалектика трех стадий жизни.

  1. Эстетическая - страсть (экзистенциальное понимание иронии) - жизнь под маской, другая самой себе. Открывается лишь в этическом. Основной конфликт между поэтом и Христианством. «Или - Или» - эссе, посвященное Дон Жуану. Эстетическое непосредственно как эротическое. Человек - синтез души и тела, диалектически осуществляемый в Духе. Человек гетерогенен, но непосредственно не осознает противоречивость своего бытия. Но при этом не лишен рефлексии. Все философские системы - эстетические. Эстетическая непосредственность не осознает своего противоречивого отношения к самой себе. Нет выбора.

  2. Этическая. Противоположна эстетической. Этическая устанавливает выбор и самое себя. Этика - принцип экзистенциальной различенности. - Поступок - выбор школы оценки бытия. Цель - непосредственное действие. Человек как отношение духа и свободы открывается в отчаянии. Синтез Духа - объединение свободы, страха и отчаяния. Предпосылки существования познаются в выборе как постоянно предшествующие категории «кач. скачка» и «мгновения». Мгновение как полнота времени. Возможность духа выражается в индивидуальности как страх и отчаяние. Кач. скачок -посредством поступка. Этик принижая эст. Взгляд на непосредственность делае мгновенный выбор.

Мгновенность - представление единичного в его наличном бытии.

Действительность самости - внутр. действие, поднимающее индивидуум до возможности быть мыслимым и в этом существовать. Этика - осознание себя истинным человеком через отречение от объективного.

  1. Религиозная - высшая форма жизни. Противоположена как эстетической так и этической. Мгновение и вечность.

Немотивированность веры - выбора нет, но нет и рабства. Непосредственная свобода. Авраам - не требуется рефлексия своих действий и т.д.
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   61


написать администратору сайта