Главная страница

Основы сестринского дела. Аббясов. Удк 131. 483. 084. 64(075 12) ббк я 0753 л it I о


Скачать 3.87 Mb.
НазваниеУдк 131. 483. 084. 64(075 12) ббк я 0753 л it I о
АнкорОсновы сестринского дела. Аббясов.pdf
Дата26.04.2017
Размер3.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаОсновы сестринского дела. Аббясов.pdf
ТипДокументы
#5641
страница2 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27
15
звание лекаря. Лекарские ученики учились оказывать неотложную помощь, делать кровопускания, лечить больных и готовить лекарства. В 1798 г. врачебное образование было отделено от фельдшерского. В 1812 г. вовремя нашествия Наполеона помощь раненым на добровольных патриотических началах оказывали женщины. Они кормили и обогревали раненых солдат, перевязывали им раны, выхаживали вплоть до выздоровления. Это привело к созданию в ноябре 1812 г. в Санкт-Петербурге Патриотического женского общества, предназначенного для оказания помощи населению, пострадавшему от нашествия противника. Идея организации систематического ухода за больными специально обученным для этих целей персоналом принадлежит императрице Марии Федоровне. Еще в 1804 гона выдвинула идею привлечения вдов к уходу за больными в Московском вдовьем доме. Но только в 1813 г. в Санкт-Петербурге стали открываться вдовьи дома для призрения престарелых и не имеющих средств к пропитанию своему вдов. Со временем они стали многоструктур­
ными учреждениями, как, например, Санкт-Петербургский вдовий дом, который включал отделение для малолетних детей, сиротское отделение для дворянских детей, дом призрения больных девиц благородного звания, приют для детей, родители которых умерли от эпидемии холеры, училище для детей-сирот военнослужащих. В 1814 г. по распоряжению императрицы Марии Федоровны женщины из Санкт-Петербургского вдовьего дома на добровольных началах были приглашены и направлены на работы в больницы, чтобы ухаживать за больными. Дежурные вдовы должны были надзирать за порядком в палатах, при раздаче больным пищи, питья и лекарств, содержать в чистоте и опрятности как больных, таки их постели. Доктора давали вдовам необходимые наставления по уходу за больными, а дежурные вдовы учились у них всем медицинским приемам, чтобы в случае необходимости самим оказывать помощь больным. В январе 1818 г. императрица Мария Федоровна распорядилась привлечь сердобольных вдов к уходу за больными в Московской Мариинской больнице для бедных. Первым организатором их работы стал штаб-лекарь, главный врач
Мариинской больницы для бедных X. фон Оппель (прадед известного хирурга и главного врача больницы Петра Великого. В 1822 гон составил для медицинского персонала вверенной ему больницы Руководство и правило, как ходить за больными, в пользу каждого, сим делом занимающегося, а наипаче для сердобольных вдов, званию сему особенно себя посвятивших. Круг обязанностей сердобольных вдов был довольно широким. Они должны были хорошо знать основные правила больничной гигиены содержать в чистоте палату, регулярно проветривать ее, поддерживать чистоту полов, постели. Персонал по отноиюнию к больным должен быть приветлив, предупредителен и ненавязчив. При уходе за лихорадящим больным медицинский персонал должен нагреть ему постель кувшинами с горячей водой, с плотно заткнутыми пробками, которые потом можно положить у ног когда больной пропотеет, следует переменить ему белье напоить его жидкостью (Московская Марии некая больница для бедных, 1806— 1906 гг.: исторический очерк, составленный к 100-летию больницы. — МС. В руководстве подробно рассказывалось, как ставить горчичники, припарки, пиявки, шпанские мушки, готовить ванны, ставить клистиры. Все перечисленные манипуляции были достаточно подробно описаны. Например, подчеркивалось, что при постановке клистира важны степень теплоты воды, количество вводимой жидкости, положение больного, при обмороке нужно освободить больного от стесняющей его одежды, слегка похлопать по щекам, обрызгать лицо прохладной водой, а если это не поможет, то поднести к носу нюхательную соль. Давались советы, как давать жидкие лекарства, как удобнее приспособить пузырек для отсчета определенного числа капель, каким образом скрыть вкус горького лекарства, как помочь больному принять твердое лекарство, неприятное на вкус, придать ему форму пилюли. X. фон Оппель в своем труде обратил внимание на особенности ухода за роженицами, родильницами и новорожденными, сформулировал правила по профилактике внут- рибольничных инфекций. С 1829 г. в течение 32 лет благотворительную организацию, созданную императрицей Марией Федоровной, возглавляла императрица Александра Федоровна. По ее инициативе в 1842 г. был утвержден устав Санкт-Петербургского вдовьего дома, который регламентировал деятельность сердобольных вдов. Устав был рекомендован для использования во всех аналогичных учреждениях Российской империи. Параграф 6 устава гласил Вдовы, пожелавшие посвятить себя богоугодному попечению о больных, составляют во вдовьем доме особый разряд под названием сердобольных и до принятия в которые подвергаются испытательному сроку (Устав Санкт-Петербургского вдовьего дома. — СПб.,
1842. — С. 2). После испытательного срока, который включал дежурства в Мариинской больнице под руководством опытных коллеги главного врача в течение 1 года, женщина в церкви вдовьего дома приводилась к присяге. Вместе со свидетельством ей вручали знак отличия — золотой крест на зеленой ленте с надписью на одной стороне Всех скорбящих радость, а на другой — Сердоболие. Одежда сердобольных вдов отличалась от одежды остальных обитательниц вдовьего дома они носили платье коричневого цвета. За 2 недели дежурства в больнице они получали пор. серебром и пищу по особому расписанию. Сердобольные вдовы могли быть отпущены в частные дома для ухода за больными и имели право получать за свой труд денежное вознаграждение. Институт сердобольных вдов просуществовал дога затем был упразднен. Он явился прототипом общин сестер милосердия, которые стали создаваться в России с 1844 г. Движение общинных сестер милосердия было весьма знаменательным явлением подвижничества, охватившим русское общество во второй половине XIX в. В этом движении выразилась борьба женщин за социальное равноправие. Общины сестер милосердия были своеобразными трудовыми коммунами. При них функционировали детские приюты и школы, больницы и амбулатории, ремесленные и художественные мастерские и обязательно — постоянно действующие курсы медицинских сестер. Уставы общин мало отличались друг от друга. Их неизменными условиями были целомудрие и строгость поведения, любовь и милосердие к ближнему, трудолюбие и самоотверженность, дисциплинированность и беспрекословное подчинение начальству. Уставы общин, хотя и были строгими, нов отличие от монастырских сохраняли за членами общины некоторые элементы свободы. Сестры имели право владеть наследственными собственным имуществом, при желании могли вернуться к родителям, требующим ухода, или вступить в брак. Среди сестер милосердия было много женщин и девушек знатного происхождения. Однако устав не позволял делать никаких скидок, да никто и не стремился к привилегиям. Все с одинаковой самоотверженностью переносили тяготы трудовых будней мирного времени, лишения и опасности фронтовой жизни. В 1844 г. в Санкт-Петербурге по инициативе и на средства Великой княгини Александры Николаевны и принцессы Терезии Ольденбургской была основана первая в России община сестер милосердия (с 1873 г. — Свято-Троицкая община сестер милосердия, названная так в честь существующей при общине церкви святой Троицы. Согласно уставу общины, который был утвержден в 1848 г, ее целью было попечение о бедных больных, утешение скорбящих, приведение на путь истинный лиц, предававшихся порокам, воспитание бесприютных детей и исправление детей с дурными наклонностями. Община включала отделение сестер милосердия, женскую больницу, богадельню для неизлечимых больных, исправительную школу, пансион, приют для приходящих детей, отделение кающихся Магдалин», аптеку. В общину принимались вдовы и девицы всех сословий в возрасте от 20 до 40 лет. Сестры небыли связаны монашескими обетами, хотя религиозной направленности в их воспитании придавалось важное значение. Если сестра милосердия выходила замуж, то она исключалась из общины. Прежде чем получить звание сестры
IN милосердия, женщины должны были отработать в общине в течение года. По истечении испытательного срока женщина должна была решить, может ли она принять на себя обязанности сестры милосердия. Комитет общины также высказывало ней свое мнение, которое было решающим. Процедура посвящения в сестры милосердия проходила в торжественной обстановке, также как при посвящении в сердобольные вдовы. Звание сестер милосердия в течение года получали 3 — 4 чел. Следует отметить, что суровый, ограничивающий инициативу и лишающий свободы в личной жизни режим общины большинство сестер выносило не более 5—10 лет. Лишь отдельные сестры служили в обшине пожизненно. Профессиональная подготовка сестер милосердия была узкопрактической и включала обучение основным гигиеническим правилам ухода за больными, некоторым лечебным процедурам. Впоследствии сестры милосердия стали осуществлять уход за больными в малоимущих и бедных семьях. К деятельности Свято-Троиц­
кой общины проявил большой интерес великий русский хирург НИ. Пирогов. Он часто посещал ее, присутствовал на совещаниях комитета общины, давал советы, проводил сложные операции. Деятельность Свято-Троицкой общины сестер милосердия с момента основания и до ликвидации в 1917 г. осуществлялась на благотворительные средства, в том числе средства царской семьи. Также община имела доход от оплаты ухода за больными в частных домах. Принц Александр Петрович Ольденбургский, являясь почетным опекуном общины, в 1886 г. создал при ней Пастеровскую прививочную станцию для лечения больных бешенством. А в 1890 г. на ее базе был создан Императорский институт экспериментальной медицины (первое в России научно-исследователь­
ское учреждение в области медицины и биологии. В 1844 г. в Санкт-Петербурге княгиня М.Ф. Барятинская основала общину сестер милосердия Литейной части. Целью общины было оказание помощи нуждающимся и страждущим, проживающим на территории данного района. Согласно уставу она состояла из следующих отделений сестер милосердия, призреваемых бедных старушек и детских ясель. В сестры милосердия принимались совершеннолетние девушки или вдовы после шестимесячного испытательного срока. Сестры осуществляли уход за больными, преимущественно бедными, в их жилищах. Кроме того, в 1854 г. при общине была открыта больница для раненых офицеров Балтийского флота, реорганизованная в 1856 г. во временный дом при­
зрения для вдов и сирот офицеров, убитых в Севастополе. Ас г. при общине стала работать детская больница на 10 коек. В Санкт-Петербурге в 1859 г. Великой княгиней Александрой Петровной была учреждена Покровская община сестер милосердия. Целью общины являлось попечение о приходящих больных,
19
подготовка опытных сестер милосердия и воспитание бедных и бесприютных детей. Данная община включала отделение для сестер милосердия, больницу, лечебницу для амбулаторных больных, аптеку, отделение для грудных детей, отделение для детей младшего возраста (сюда принимались дети-сироты, калеки, слепые, дети из бедных семей, школу для мальчиков (которые оставались в общине до 12 лет, училище для подготовки фельдшериц. В общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет. Испытательный срок составлял 3 года. По его истечении в торжественной обстановке после принесения клятвы сестры получали золотой крест на ленте синего цвета с надписью Любовь и милосердие. Сестры милосердия и воспитанницы училища дежурили в больнице, лечебнице для амбулаторных больных, аптеке и обязаны были выполнять распоряжения врачей. Обучение фельдшериц включало два этапа подготовительный (гимназический) и специальный (медицинский. Учебная программа предусматривала изучение анатомии, физиологии, физики, фармакологии, клинических дисциплин, малой хирургии, десмургии, методов ухода за больными. Курс обучения составлял 4 года. Окончившие училище сестры милосердия получали атгестат, дающий право работать в качестве помощника лекаря. В 1861 г. княгиня М. М.Дондукова-Корсакова создала в Псковской губернии общину сельских сестер милосердия. В Москве в
1863 г. княгиня А.В.Голицына организовала приют для иногородних монахинь, а при нем больницу и общину сестер милосердия. А в 1866 г. появилась община сестер милосердия под названием Утоли моя печали (по названию иконы Божьей Матери, в создании которой принимала активное участие княгиня Н. Б. Ша­
ховская. Данная община была создана при тюремной больнице, позднее при ней были открыты сиротский приют для девочек, больница и амбулатория. Стечением времени община стала самой крупной в России. В 1853—1856 гг. в результате столкновения политических и экономических интересов России и коалиции Турции, Англии, Франции и Сардинии на Ближнем Востоке началась Крымская война. Боевые действия преимущественно велись в Крыму и на Черном море, а также на Кавказе, Балтике и даже Камчатке. Первыми отправились оказывать помощь раненым на поле боя сестры милосердия Крестовоздвиженской общины (Община воздвижения животворящего креста сестер попечения о раненых и больных. Данная община была учреждена в 1854 г. в Санкт-Петербур­
ге Великой княгиней Еленой Павловной Романовой и Н.И.Пиро- говым. Изначально общине хотели придать исключительно религиозный характерно НИ. Пирогов по-другому понимал назначение сестер милосердия. Он подчеркивал, что сестра милосердия не должна быть православной монахиней. Она должна быть
20 простой богопочтительной женщиной с практическим рассудком "и хорошим техническим образованием, но непременно должна сохранить чувствительное сердце.
Крестовоздвиженская община стала первой готовить медицинских сестер не только для работы в госпиталях, но и для обслуживания раненых на поле боя. Ее устав был написан Н.И.Пирого- вым. Он считал главная начальница общины и начальницы отделений сестер не должны пользоваться особыми привилегиями в общине. Так как это только увеличило бы расстояние между ними и сестрами, и роль начальниц в этом случае сводилась бык общему наблюдению за сестрами, а не к конкретному руководству практической работой сестер по уходу за больными Пирогов НИ Севастопольские письма и воспоминания / НИ. Пирогов. - МС. Так как формирование Крестовоздвиженской общины происходило в годы Крымской войны, комитет общины обратился с призывом к женщинам русского подданства о вступлении в ряды общины сестер милосердия. Женщины и девушки, принятые в общину, давали присягу. Около 3 мес они работали в м сухопутном госпитале в Петербурге, а затем направлялись на театр военных действий в Крым или на север России (в связи с появлением неприятельского флота у берегов Финляндии. Часть сестер, которые были назначены старшими, в конце своей специальной подготовки проходили испытания в клиническом госпитале Петербургской медико-хирургической академии. Великая княжна Елена Павловна настояла перед Николаем I на разрешении действительному статскому советнику НИ. Пиро- гову отправиться в Крым и взять на себя руководство деятельностью сестер милосердия. НИ. Пирогов с первым отрядом сестер милосердия численностью 28 чел. 12 ноября 1854 г. Приехал в Севастополь. К приезду сестер милосердия госпитали Крыма уже были заполнены ранеными и больными. Женщины усердно следили за чистотой и порядком в палатах, своевременной сменой белья, заботились о питании больных, контролировали вкуси качество пиши. В тех случаях, когда врачи назначали индивидуальное питание больному, сестры сами варили порционные блюда. Круг обязанностей сестер был очень обширен, и чем глубже они вникали в госпитальную жизнь, тем все больше находили применение своим силам. В декабре 1854 г. многие из сестер милосердия заболели сыпным тифом, и к ним на помощь из Санкт-
Петербурга и Москвы прибыли сердобольные вдовы, подготовленные к уходу за ранеными и больными. Кг. в Севастополе и других городах Крыма оказывали помощь ранеными больным уже несколько отделений сестер Крестовоздвиженской общины. По распоряжению Н.И.Пирогова сестры милосердия были разделены на перевязывающих, аптекарши сестер-хозяек.
21
Широкую известность получила Е.П.Карцева, приехавшая в Крым в 1855 i. и ставшая впоследствии одной из самых известных сестер милосердия. В последующем Е.П.Карцева возглавила в Симферополе отряд из 28 дежурных сестер, осуществляющих медицинский надзор за самыми тяжелыми ранеными и ампутированными. Легендарную славу завоевала себе дочь матроса Даша Севастопольская (Д.Л.Михайлова). Сведения о жизни и судьбе этой русской воительницы сохранились в воспоминаниях НИ. Пирогова. Солдаты и матросы называли Дашу сестричкой. Николай I приказал пожаловать ей золотую медаль на Владимирской ленте с подписью За усердие и 500 р. серебром, а также велел объявить, что по выходу ее в замужество пожалует ей еше
1 ООО р. серебром на обзаведение.
Е.А.Хитрово, одна из первых российских сестер милосердия, соратница НИ. Пирогова, получив домашнее образование, сначала работала воспитательницей, а в 1852 г. поступила в Одесскую богадельню сердобольных сестер, где в конце того же года приняла должность надзирательницы. Вовремя Крымской войны
Е.А.Хитрово подготовила и направила на театр военных действий сестер милосердия из Одессы. Весной 1855 гона отправилась в Николаев, в июне в Херсона в августе в Крым ревизовать работающие там отделения Крестовоздвиженской общины. Особое место среди сестер милосердия заняла Е.М.Бакунина, истинная аристократка, глубоко верующая женщина. Она одной из первых отправилась в составе Крестовоздвиженской общины в Крым для оказания помощи ранеными больным воинам, вначале работая обычной сестрой, а затем по настоянию Великой княгини Елены Павловны во главе общины. На этом посту Е.М.Баку­
нина проявила большие организаторские способности, неустанно объезжая самые отдаленные госпитали, вникая в проблемы снабжения медикаментами, продовольствием, теплой одеждой. По ее ходатайству раненым регулярно выдавалось теплое белье. Часто она сопровождала обозы с ранеными, разделяя сними все невзгоды тяжелого пути и оберегая от равнодушия и разгильдяйства нерадивых работников. По окончании войны Е.М.Бакунина продолжила возглавлять Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Героическое участие сестер милосердия в Крымской войне привело к рождению, по словам известного ученого-хирурга
И.А.Вельяминова, медицинской сестры. В 1863 г. был издан приказ военного министра Д.А.Милютина о введении по договоренности с общиной постоянного сестринского ухода за больными в госпиталях. Эту дату следует считать годом рождения профессии медицинской сестры в России, что, несомненно, стало важным событием в борьбе за женское равноправие. Сестрам, прослужившим в госпиталях не менее 25 лет, назначали из государственной казны пенсию в размере 100 р.
22 В 1878 г. в Одессе была создана Касперовская община сестер милосердия (названная так в честь местной чудотворной иконы
Касперовской Божьей Матери. Целью общины была подготовка женщин для оказания помощи ранеными больным в военное и мирное время в военных госпиталях, гражданских лечебных заведениях и у частных лиц. Поступающие в общину женщины назывались испытуемыми (сестрами-ученицами). В течение 2 лет они получали теоретическую и практическую подготовку в городской лечебнице под руководством работающих в ней врачей. В 1897 г. Общество Красного Креста учредило в Санкт-Петер­
бурге институт братьев милосердия, программа подготовки которого не отличалась от программы подготовки сестер милосердия. В военное время братья милосердия оказывали помощь раненым на поле боя, в перевязочных пунктах, находившихся на передовых позициях, осуществляли уход за больными в госпиталях и лазаретах, сопровождали транспорт с ранеными. В 1914 г. началась Первая мировая война. С первых же дней все находившиеся в России женщины дома Романовых принялись за организацию лазаретов, санитарных поездов, складов белья и медикаментов, приютов и мастерских для увечных воинов, помощи семьям солдат. Уже к декабрю 1914 г. в Москве было открыто 800 лазаретов. Вдовствующая императрица Мария Федоровна учредила госпитали в Минске, Киеве и Тифлисе. Организовали лазареты и все Великие княжны. Но они не ограничились только попечительством и ассигнованием денег. Когда началась война, императрица Александра Федоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной прошла кратковременные курсы по уходу за ранеными. Они ежедневно трудились в Царскосельском лазарете простыми сестрами милосердия подавали на операциях инструменты, делали перевязки, в том числе самые сложные, требовавшие большого профессионализма, ухаживали за ранеными, чистили инструменты, работали на складе — делали бинты, готовили к отправке на фронт одежду и медикаменты. В сохранившихся дневниках Великой княгини Ольги Николаевны особенно чувствуется неподдельный интерес, любовь и сострадание к людям. Императрица Александра Федоровна писала о перевязках, которые делала, состоянии подопечных раненых, смерти тех, к кому успела привязаться и кого успела полюбить. В 1914 г. вышло распоряжение пригласить на добровольных началах вдов и направить их в Санкт-Петербургскую больницу для прямого назначения как ходить и смотреть за больными. После годичного испытания они были приведены к присяге, после которой на каждую посвященную вдовствующая императрица Мария Федоровна возложила особый знак — золотой крест, на одной из сторон которого было написано Сердоболие. Женский труд в медицине стал заметным явлением и занял подобающее ему место влечении и уходе за ранеными и больными. Высокие моральные качества, служение страдающим людям стали традицией русских сестер милосердия. До Октябрьской революции подготовка медицинских сестер практически не велась. Впоследствии подготовкой медицинских сестер занялись в специальных школах, открытых в 1920 г. Для этих школ Наркомздрав утвердил План обучения и программы школ сестер милосердия. В задачу школ входила подготовка ухаживающего персонала. В Положении о школах особенно подчеркивалась необходимость сугубо практического метода обучения, поэтому признавалось необходимым постоянное пребывание учащихся в больнице на протяжении всего рабочего дня. В 1927 г. было утверждено Положение о медицинской сестре, в котором были четко определены обязанности медицинской сестры по уходу за больными. С этого времени профессиональный статус медицинской сестры был определен. В системе здравоохранения стали появляться должности сестер-руководителей. В 1977 г. в штатное расписание ввели должность старшей медицинской сестры, а в
1979 г. — главной медицинской сестры. Современное сестринское дело многопрофильно. Основными профилями медицинской сестры являются главная медицинская сестра старшая медицинская сестра
• сестра-хозяйка отделения палатная медицинская сестра младшая медицинская сестра операционная медицинская сестра участковая медицинская сестра медицинская сестра психиатрического учреждения медицинская сестра-анестезист; медицинская сестра физиотерапевтического отделения медицинская сестра стоматологического отделения медицинская сестра по диетическому питанию медицинская сестра социальной помощи. Развитие всех видов специализированной медицинской помощи, применение новейших методов диагностики и лечения выдвигают и новые требования к подготовке медицинских сестер. Контрольные вопросы. Когда возникло сестринское дело в России
2. Как создавались сестринские общины в России
3. Каким был круг обязанностей сердобольных вдов
4. Когда и как была создана первая в России обшина сестер милосердия
5. Какую роль сыграли П. П. Карцева, Е.А.Хитрово, Е.М.Бакунина в развитии сестринского дела в России ГЛАВА ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА. Особенности философии сестринского дела Философия (от греч phil
— любовь soplua
— мудрость в более точном понимании — стремление к истине) как система обобщенных и целостных представлений о мире является самой древней наукой, насчитывающей в своем развитии около трех тысячелетий. Философские знания начали формироваться в VII —VI вв. до н.э. в Индии, Китае, Греции, Риме. Согласно общепринятому определению философия — это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих вопросов, связанных сформированием целостного взгляда на мири на место в нем человека. Это специфический тип мышления, эмоциональный настрой, система мировоззрения. Философия медицины начала формироваться еще в Древней Греции. Богиней — покровительницей здоровья и предупреждения болезней — являлась Гигиея, олицетворяющая милосердие, красоту и мудрость, гармонию разума и чувства, души и тела. Выдающийся греческий философ Эпикур утверждал, что медицина и философия бесполезны, если первая не излечивает тело, а вторая — душу. Ф. Бэкон, представитель эпохи Нового времени, писал, что медицина, не основанная на философии, не может быть надежной. Современная философия медицины руководствуется критерием духовной ценности человеческой жизни. Роль такой философии состоит в том, что она определяет общие идеи медицины, являющиеся стержневыми не только в области медико-философской проблематики, но ив жизни человека вообще. Система ценностей, которая является предметом философского осмысления, выступает фактором влияния философии на медико-биологические науки и практическое здравоохранение. Она является основой выполнения лечебных манипуляций и веры пациента в свое выздоровление, становится духовным элементом терапевтического воздействия. Философия любой профессии, в частности сестринского дела, всегда находится в развитии. Взгляды общества нате или иные ценности постоянно претерпевают изменения, поэтому меняется и мнение о профессии медицинской сестры. Философия сестринского дела существенно отличается не только в разных регионах,
25
национальных группах, но и и лечебно-профилактических, медицинских образовательных учреждениях. Реформа здравоохранения в России подразумевает выработку нового взгляда и насест ринское дело, потому что будущему среднему медицинскому персоналу придется работать при новых социально-экономических условиях. В философии сестринского дела можно выделить четыре основных понятия
1) сестринское дело как искусство и наука
2) пациент как личность
3) окружающая среда
4) здоровье. Искусство оказывает большое воздействие на духовный мир человека. Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. В свое время Ф. Найтингейл говорила, что сестринское дело — одно из древнейших искусств и одна из самых молодых наук, которая концентрируется на заботе о пациентах. Как наука сестринское дело опирается не только на медицинские знания, но и на психологию, социологию, культурологию, историю, этику и эстетику. В процессе профессиональной деятельности у сестринского персонала вырабатывается определенный концептуальный подход, на базе которого составляются обширные описательные характеристики особенностей сестринского дела. Они образуют прочную основу для создания теории сестринского дела. Понятие личность занимает в философии сестринского дела особое место. Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире. Человек — это целостная, динамическая, саморегулирующаяся биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных иду ховных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой. Биологические, психологические, социальные и духовные компоненты составляют единое целое человека, пациента. Они характерны для всех людей, но индивидуальны для каждого и образуют уникальную личность. Медицинская сестра должна быть готова иметь дело с любым пациентом, уважительно относиться к его прошлому и настоящему, жизненным ценностям, обычаями убеждениям. Окружающая среда всегда оказывала влияние на жизнедеятельность людей. Еще Гиппократ исходил из определяющего влияния факторов окружающей среды на формирование телесных (конструкция) и душевных (темперамент) свойств человека. Он выделял эти факторы (климат, погода, состояние ветров, воды, почвы, рельеф местности, образ жизни людей, их привычки, законы страны.
26 даже формы государственного устройства и др) сточки зрения их влияния на человека. Ф.Найтингейл также считала окружающую среду существенным фактором в предотвращении заболеваний и поддержании здоровья. Окружающая среда — это совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и условий, в которых происходит жизнедеятельность человека. Она подразделяется на физическую, включающую географическое положение, климат, качество воздуха, воды и т.п. В дополнение к природной окружающей среде необходимо учитывать и техногенную социальную, оказывающую огромную роль наличность пациента (семья, школа, знакомые, рабочий коллектив и т.д.); культурную, которая включает поведение человека, его взаимоотношение с другими людьми (язык, традиции, обычаи, вера, манеры общения и т.п.). Медицинская сестра строит свои взаимоотношения с пациентом в зависимости от окружающей среды, в которой он рос, живет и работает. Следует помнить, что среда обитания накладывает отпечаток на конституцию и характер людей, а значит, на их болезни и здоровье. В 1947 г. ВОЗ определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие заболеваний или неполноценности. Порой трудно определить, что является здоровьем, но следует учитывать, что это динамический процесс. Здоровье можно определить как объективно, таки субъективно это цель, к которой нужно стремиться оно включает умение заботиться о самом себе обеспечивает чувство целостности справляется со стрессом путем адаптации его составной частью являются процессы непрерывного роста и становления. В любой момент жизни каждый человек должен стремиться к здоровью. Таким образом, философия сестринского дела отражает отношение медицинской сестры к своей деятельности, формирует целостный взгляд на сестринское дело, роль и место в нем сестринского персонала.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта