история физической культуры. Университет
Скачать 0.57 Mb.
|
5 4. Материалистическая, марксистско-ленинская теория, изложена в работах Г.В. Плеханова, Н.И. Пономарева. Со- гласно их теории, в основе возникновения физической культуры лежат два фактора – объективный и субъектив- ный. К объективному фактору относится то, что в процессе трудовой деятельности (охота, рыболовство, собирательст- во) человек постоянно вынужден был развивать свои навы- ки. Упражняясь, он совершенствовал свои физические ка- чества (ловкость, выносливость, быстроту, силу). К субъективному фактору относится собственно созна- ние человека, который придумывал упражнения для подго- товки к трудовой деятельности, устанавливал связь между предварительной подготовкой и результатами охоты, а также организовывал передачу опыта полученных навыков, т.е. воспитывал. Ошибка сторонников первых трех теорий, которые пы- тались доказать, что зачатки физического воспитания име- ются уже в животном мире, заключалась в том, что они не находили различий между инстинктивным поведением жи- вотных и сознательной деятельностью людей. Ученые, пы- тавшиеся доказать, что физическая культура возникла из религиозных обрядов первобытных людей, также ошиба- лись, так как человек стал применять физические упражне- ния раньше, чем появилась религия. Наукой доказано, что общественно-исторической основой происхождения физи- ческой культуры является труд. Именно об этом и говорили Г.В. Плеханов и Н.И. Пономарев в своей теории возникно- вения физических упражнений. Физическая культура возникла из потребностей перво- бытных людей в подготовке к тому или иному роду трудо- вой деятельности. Поскольку в самом раннем периоде своего становления человек занимался охотой и именно она была серьезным 6 физическим испытанием, связанным с необходимостью подолгу бегать, метать, плавать, переносить тяжелые туши убитых животных. Но эти действия еще нельзя считать фи- зическими упражнениями, так как они применялись с це- лью воздействия на окружающий мир, на природу ради добывания пищи, одежды и других материальных благ. Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повто- рять наиболее важные охотничьи действия, образно выра- жаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование челове- ка, а с другой – на повышение его трудоспособности. Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя Первобытнообщинный строй является первой социаль- но-экономической формацией, начало которой – появление человека разумного, конец – установление рабовладельче- ского строя. В истории первобытного общества выделяют три пе- риода: 1) раннеродовой; 2) развитый родовой; 3) позднеродовой. Особенности родового общества: ведение общего хо- зяйства; четкое разделение труда между полами; эпизоди- ческое столкновение между племенами, т.е. появляется во- енная организация родовой общины; возникают новые ви- ды трудовой деятельности – земледелие, скотоводство, ре- месло. 7 Возникновение физической культуры историческая нау- ка относит к начальному периоду развития первобытной общины. Самой ранней формой физического воспитания были коллективные игры, носившие натуралистический, подражательный характер. Они почти полностью повторя- ли трудовой процесс. Играя, первобытные люди учились охотиться, подражая действиям охотников. В этих играх использовались предметы охотничьего инвентаря и живые цели. Позже, в связи с начавшимся разделением труда по воз- растным и половым признакам, происходила дальнейшая эволюция игр. Они постепенно теряли подражательный характер, становились имитационными, символическими. Игры по-прежнему имитировали трудовой процесс, но жи- вые цели заменялись движущимися мишенями – чучелами, мячами сделанными из шкуры животного и набитыми шер- стью, а охотничий инвентарь заменялся специальным, иг- ровым. Например, появилось копье с тупым наконечником, вместо палки стали использоваться клюшки и т.п. На последней ступени развития первобытного общества возникли игры, которые почти полностью абстрагирова- лись от труда. Игравшие стали делиться на команды, поя- вились специальные площадки для игр, совершенствовался игровой инвентарь. Игры стали регламентироваться про- стейшими правилами, появились спортивные судьи и зри- тели. Процесс развития физической культуры постепенно привел к выделению из игр и обособлению в качестве само- стоятельных физических упражнений – бег, метание, прыж- ки, плавание и другие виды движений. Все они так или иначе были связаны с подготовкой членов общины к труду. Возникли специальные приемы обучения физическим уп- ражнениям подростков и молодежи, т.е. появилось физиче- ское воспитание. 8 В родовом обществе физическое воспитание носило вы- сокий уровень развития. Этнографические исследования показывают, что каждой народности были присущи свои формы и виды упражнений. У австралийцев – игры, мета- ние бумеранга и палки, игры в мяч, борьба, пляски «корро- би». У индейцев Америки – упражнения: ходьба, бег, пла- вание, гонки на лодках, метание и метательные игры, игры с мячом и т.д. Игр с мячом насчитывалось более десяти, проводились они в течение нескольких дней и участвовало в них более 100 человек. Также известны индейские пляски, носившие многофункциональный характер. В африканских племенах проходило метание в цель, фехтование палками, бег, прыжки, метание копья на расстояние и высоту, воен- ные игры, пляски. Мужчины играли с мячом. У тунгусов (эвенков) можно выделить две стадии подготовки: 1-я ста- дия – все мужское население занималось стрельбой, бегом, увертыванием от стрел, управлением лодкой; 2-я – только для тех мужчин, которые хорошо были обучены военному делу. Одной из форм физического воспитания являлись ини- циации – проверки физической готовности членов общины. Например, таким обрядом в африканских племенах явля- лось удаление юноши в джунгли на несколько месяцев. Из древнего периода до нас дошли следующие методи- ческие приемы обучения: например, у индейцев учитыва- лись половые особенности, у чукчей – женщины участво- вали в беге на более короткие, чем у мужчин, дистанции, эскимосы постепенно увеличивали вес камня и расстояние при обучении метанию, меняли размер лука, лыж, лодок. В период разложения родового строя происходит воени- зация физических упражнений. Например, кулачный бой, тренировка с оружием, состязание колесниц, прыжки через меч, копья. В этот период появляются начальные формы учреждений общественного воспитания – тайные союзы и дома молодежи, которые существовали только для физиче- ского воспитания юношей. |