Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Дискуссия по поэме Лермонтова.

  • IV. Контрольная работа по карточкам-вариантам. Вариант 1.

  • V. Подведение итогов урока. Урок

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока.

  • III. Работа по новой теме.

  • literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУрок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
    Дата11.04.2023
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаliteratura_8_klassПОУРОЧКИ.doc
    ТипУрок
    #1053173
    страница13 из 30
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   30

    Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по поэме Лермонтова.

    Урок 31

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    ПО ПОЭМЕ ЛЕРМОНТОВА «МЦЫРИ»


    Цели урока: проверить и обобщить знания учащихся по поэме Лермонтова; закрепить литературоведческие понятия: «романтическая поэма», «романтический герой»; учить дискутировать, аргументированно высказывая свое мнение.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    III. Дискуссия по поэме Лермонтова.

    Слово учителя.

    В одной из школ ученикам был предложен вопрос: что им непонятно в поэме Лермонтова «Мцыри»? И вот что они написали (проецируется на экран):

    «Непонятно, почему Мцыри бежал во время грозы без всякой подготовки. Он должен был подготовиться к побегу, запасти хлеба, соли, хорошо одеться. А то он взял и выскочил напропалую».

    «Почему Мцыри не пошел за грузинкой в саклю, к свободным людям, к которым он стремился всю жизнь?»

    «Непонятно, почему Мцыри сразился с барсом. Ведь он мог спокойно уйти, пока барс его не почуял. Из-за этого он обессилел и погиб, а если бы ушел, может быть, добрался бы до своей родины».

    – А как бы вы ответили на эти недоуменные вопросы?

    – Все ли вам понятно в этой поэме? Нет ли своих вопросов?

    IV. Контрольная работа по карточкам-вариантам.

    Вариант 1.

    1. Что называется поэмой? К какому роду литературы относят поэму? Почему?

    (Поэма – крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Поэму обычно относят к лироэпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбах своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.)

    2. В романтических произведениях (в том числе и в поэме) исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах на фоне необычных картин. Перечитайте отрывок из VI главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов?

    (Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока – «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. В основе метафоры-олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка («Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»). Сравнения: вершины гор «курилися, как алтари»; снега горят, «как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина (разделенные потоком берега) – одиночество, отчаяние. Заключительная картина (облака, направляющиеся на восток, к Кавказу) – непреодолимое стремление на родину).

    3. Каким размером, с помощью каких рифм написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?



    (Поэма написана 4-стопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает передать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того, придает мужественность, чеканность, красоту стихам.)

    4. Вспомните сцену боя с барсом. Какие качества героя проявились в этой схватке? Почему юноша победил могучего зверя?

    (Эта сцена прекрасно характеризует главного героя. Мцыри предстает здесь человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя. Жажда подвига, удаль, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Поэт постоянно подчеркивает, что его герой чужой среди людей (по крайней мере среди тех, с кем он вынужден жить), но в мире дикой природы он чувствует себя своим (как зверь степной).

    Вариант 2.

    1. Вспомните эпиграф к поэме «Мцыри». Как он связан с идеей произведения?

    (Эпиграф Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.)

    2. Поэма М. Ю. Лермонтова – романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

    (Мцыри признается старику-монаху:

    Я знал одной лишь думы власть,

    Одну, – но пламенную страсть:

    Она, как червь, во мне жила,

    Изгрызла душу и сожгла.

    Она мечты мои звала

    От келий душных и молитв

    В тот чудный мир тревог и битв...

    Главная страсть героя – стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.)

    3. Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более, что он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри. Перечитайте описание утра из XI главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

    (Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира, и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими, незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полет». Поэтическая возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнивать вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов грядущие после смерти «рай и вечность» променять на осуществление своей мечты.)

    4. Какими художественными средствами пользуется автор, рисуя своего героя? Приведите примеры.

    (В поэме мы находим гиперболы:

    О, я как брат

    Обняться с бурей был бы рад!

    Глазами тучи я следил,

    Рукою молнии ловил...

    Сравнения:

    Я сам, как зверь, был чужд людей

    И полз и прятался, как змей.

    Эпитеты:

    Но юность вольная сильна,

    И смерть казалась не страшна!)

    V. Подведение итогов урока.

    Урок 32

    Н. В. ГОГОЛЬ – ВЕЛИКИЙ САТИРИК.
    КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ


    Цели урока: вспомнить произведения Н. В. Гоголя, изученные в 5–7 классах; провести сопоставительный мини-анализ прозаических фрагментов произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя; учить использовать в читательском высказывании лексику и конструкции со значением близости и различия писательской стилистики, ее самобытности; познакомить с идейным замыслом и особенностями композиции комедии «Ревизор».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    1. Вступительное слово учителя.

    Надеюсь, вы догадались, что вслед за Лермонтовым нам предстоит читать Н. В. Гоголя. А что если попробовать сопоставить Лермонтова и гоголя? Разве неинтересно сравнить гоголевские страницы с лермонтовской прозой, заодно вернувшись к прозе другого гениального мастера – А. С. Пушкина? Уверена, что вы уже заметили, между стихотворными и прозаическими произведениями нет жесткой границы: в прозе мы то и дело открываем поэзию, а в стихах иной раз – прозу, не говоря о том, что художник, созданный, казалось бы, исключительно для поэзии (Пушкин и Лермонтов!), обращаются вдруг к прозе, и она не уступает его стихам, а прозаик иной раз создает талантливые стихотворные произведения (такое нередко случалось с Тургеневым!).

    2. Викторина «Пушкин, Лермонтов, Гоголь».

    Итак, викторина «Пушкин, Лермонтов, Гоголь»: узнать автора и обосновать принадлежность ему процитированного фрагмента, назвать произведение.

    1) Чтение фрагмента повести Гоголя «Невский проспект».

    – Кто это? Конечно же, Гоголь! Гоголя сразу же выдает картинность описания, его тщательная подробность, с проработкой каждой детали, вплоть до будочника, накрывшегося рогожею и вскарабкивающегося на лестницу. Обратили внимание на просторность фразы, усложненность синтаксиса? Попробуйте прочитать гоголевскую фразу убыстренно! Ничего не получится! Да, Гоголя нужно читать не торопясь, вглядываясь в малейшую частность картины, вслушиваясь в каждое слово! А заметили ли вы пристрастие писателя к прилагательным-эпитетам?! А общий тон картины, колорит ее? Она и предельно ясна, вполне реалистична, и вместе с тем свет и тени, налет «заманчивости» и таинственности. Догадались, о каком произведении Гоголя идет речь? Город, причем отнюдь не провинциальный – многолюдный, с бдительным будочником; «Полицейский мост», а если «мост», стало быть, и река... Перед нами – гоголевский Петербург, его «Невский проспект»!

    2) А это:

    «...прибыл он в Петербург, остановился в Измайловском полку...»

    («Станционный смотритель» А. С. Пушкина.)

    – Есть ли общее? Несомненно: и там и тут – Петербург. Только по-разному представленный. Какие различия придают резкое своеобразие той и другой странице, сразу же выдавая автора?

    Насколько пространна и обстоятельна гоголевская страница, настолько лаконично, сдержанно повествование в произведении второго автора. Обратите внимание на точность места, времени и самого действия (не столько как, каково, сколько что и где произошло)! А как выбирает автор грамматические формы? Не прилагательные-эпитеты предпочитает он, а существительные и глаголы: предметы и действия! Проза, сдержанная в стилистике, немногословная и динамичная: что ни фраза, то событие, действие!

    Надеюсь, узнали приметы пушкинской прозы в «Станционном смотрителе»?

    3) А вот еще фрагмент:

    «...Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, как чудные локоны...»

    Что ж, щедрость словесной живописи (художник, создавая портрет, не жалеет красок!) в сочетании с предельной эмоциональностью авторской речи и даже витиеватостью ее, с откровенным восхищением писателя открывшейся ему красотою выдают Гоголя. Но какую его страницу, чье очарование запечатлел так вдохновенно художник? (Это тоже «Невский проспект», прелестная незнакомка, за которой помчался, на беду свою, художник Пискарев.)

    4) А вот иная встреча с пленительным юным созданием:

    «...Вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила».

    Тема, предмет изображения одни и те же: женская красота. Но как по-разному она передана! Вместо ослепительного «гоголевского» портрета – спокойное, ровное повествование, и вместе с тем автор не скрывает своих чувств, но признание его столь же спокойно и лаконично: «Красота ее меня поразила», а вместо восторженных интонаций и эпитетов, исполненных восхищения («чудные локоны») – немногие подробности портрета и поведения («потупила большие голубые глаза», «отвечала ... безо всякой робости» – и все!) в той же спокойной, повествовательной манере... Догадались?

    («Станционный смотритель» А. С. Пушкина.)

    5) А что вы скажете об этом:

    «Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я выехал в Койшаурскую долину...»

    Казалось бы, задача решается легко: Кавказ выдает Лермонтова! Хотя кавказские зарисовки есть и у Пушкина – в очерке «Путешествие в Арзрум». Однако слишком уж причудливо, живописно для пушкинской прозы, скорее, близко к гоголевской с ее склонностью к нагнетанию живописных подробностей, сгущению красок, к синтаксической усложненности и патетике. А если почувствовать еще и угрожающую таинственность горного пейзажа, нечто колдовское в «черном, полном мглою ущелье» да в речке с ее «змеиным» сверканием, близость к гоголевской прозе станет тем более несомненной. Однако ж это Лермонтов, начало «Бэлы». Вот, оказывается, как близок он к Гоголю! Но только ли он?

    6) Не припомните ли это:

    «Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из нее высохший мертвец...»?

    А откуда это:

    «...В эту минуту кто-то еще приблизился к калитке и собирался войти... Комната полна была мертвецами...»?

    Рада, что многие узнали пушкинского «Гробовщика».

    3. Подведение итогов исследовательской викторины.

    Пожалуй, мы вправе сказать, что Гоголь словно бы объединил в стилистике своей многих современников; вместе с тем страницы его резко оттеняет своеобразие других писателей, даже там, где мы находим у них «гоголевское» начало.

    III. Работа по новой теме.

    1. Беседа.

    – Любите ли вы театр? Близок ли он вам? Интересен ли?

    – А знаете ли вы, как создается спектакль?

    Вот несколько опорных слов (ориентируясь по ним, расскажите о рождении спектакля):

    Запись на доске: автор – режиссер – чтение пьесы – актерская труппа – художник – декорации – композитор – дирижер – оркестр...

    2. Инсценирование (явл. 3, д. I с Бобчинским и Добчинским).

    А теперь – слушайте:

    Бобчинский. Чрезвычайное происшествие!

    Добчинский. Неожиданное известие!

    Все. Что? Что такое? (с. 276–280, учебник).

    3. Учитель (продолжение беседы).

    Недоумеваете? Да, это Гоголь! Но, согласитесь, совершенно иной, неведомый пока нам. Гоголь-драматург! Как могло случиться: после «Вечеров...», «Миргорода» Гоголь создает не рассказ и не повесть, а... пьесу?

    – Назовите синоним слову «пьеса». (Драматическое произведение.)

    – Чем отличается драматическое произведение от иных, как определите их сравнительно с драматическими?

    Перенесем терминологию, к которой начинаем привыкать, в тетради:

    Литературные произведения



    повествовательные

    лирические

    драматические

    (рассказ, повесть,
    роман)

    (стихотворения)




    – Для чего создаются повествовательные и лирические произведения? (Чтобы их читали.)

    А пьесы, драматические произведения? (Конечно, их можно и читать, и читают, даже зачитываются! Но все-таки драматические произведения создаются для театра, для сцены.)

    – Что представляет собой пьеса?

    Откроем любую страницу пьесы Гоголя. Сразу же заметили, что в пьесе нет повествования и описания, почти нет авторского текста.

    Драматическое произведение – это речь действующих лиц, диалоги персонажей пьесы, а иной раз, когда герой остается на сцене один, ему приходится произносить и монологи.

    Выпишите слова-термины, без которых мы не смогли обойтись, объясните их этимологию и смысл.

    Итак, Гоголь и театр. Неожиданное открытие: оказывается, повествовательные страницы Гоголя насквозь сценичны! Не случайно, влюбленный в гоголевское творчество Михаил Афанасьевич Булгаков, великий писатель ХХ века, создал блистательную пьесу, инсценировав поэму Гоголя «Мертвые души», а Московский Художественный театр блистательно ставит этот спектакль вплоть до сегодняшних дней.

    Гоголь и театр... Не связан ли путь Гоголя к драматургии с обстоятельствами его жизни?

    «Пьеса по-настоящему живет только на сцене», – как-то заметил Николай Васильевич Гоголь. Получается, что без сцены, без театра пьеса, не обретя жизни «настоящей», вполне может умереть?

    Мы невольно чувствуем какое-то особое отношение Гоголя к театру, родство с ним, влюбленность в сцену, в театр, в актеров...

    Откроем своеобразное вступление к комедии «Ревизор», прочитаем пока лишь ее заглавие: «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров».

    Заметили, как Гоголь, преступив через запрет, который до него не нарушал ни один драматург, позволил себе пространный и вполне самостоятельный авторский текст? Вероятно, писатель настолько тревожился за судьбу своего первого драматического произведения: а вдруг оно будет неверно сыграно, что вмешивается в подготовку спектакля, в репетиции, разъясняя характер каждого персонажа.

    Каков адрес этой гоголевской страницы? («... для господ актеров»!)

    В какой же роли выступает автор, посмевший актеров наставлять (разве это его задача?)? Вот вам и еще одно амплуа Гоголя: он не только автор «Ревизора», но, если хотите, еще и режиссер!

    Найдите еще один театральный термин и по словарю уточните его значение. (Амплуа – тип актерских ролей. А. резонера.)

    И, наконец, гоголевское «господа актеры»!

    Как жаль, что мы слишком мало знаем об истории театра, и нам трудно представить, как любили завсегдатаи театра унижать актеров, каким презренным было само актерское звание. И вдруг: «... для господ актеров»!

    Откуда это благоговение перед театром? потребность себя самого почувствовать то актером, причем непременно поочередно играющим каждого персонажа, то режиссером? А ведь все начинается с детства! И театр вошел в жизнь Гоголя подобно тому, как стихи в душу Пушкина, – в младенчестве еще, «с первыми понятиями». Крепостной театр, прославивший имение соседа, помещика Трощинского, – первые незабываемые впечатления будущего писателя, театральные его впечатления. А затем школьные годы! Ученик Нежинского лицея Гоголь-Яновский почувствовал неудержимое влечение к игре, к сценическому перевоплощению, представляя себя на сцене. Мог ли он не заразить товарищей замыслом, который давно у него созрел и требовал воплощения: создать в лицее свой театр! Навсегда запомнит Гоголь свою «премьеру», в которой он участвовал и как режиссер, и как актер.

    Как вы думаете, какую пьесу избрали Гоголь и его «труппа»?

    Фонвизинского «Недоросля»! Фонвизин был кумиром Гоголя. А как вы полагаете, кого в комедии Фонвизина сыграл Гоголь? Перед зрителями предстала... госпожа Простакова! Хотите узнать, чем завершилась затея Гоголя и с театром, и с ролью госпожи Простаковой? По отзывам очевидцев, премьера лицейского театра прошла триумфально, виновником же успеха был Гоголь, талантливо поставивший спектакль и столь же успешно, талантливо сыгравший г-жу Простакову.

    Не «повторить» ли и нам Гоголя? Не перенести ли его опыт на комедию «Ревизор»?
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   30


    написать администратору сайта