Главная страница
Навигация по странице:

  • Поэма

  • Домашнее задание

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.

  • II. Работа по новой теме.

  • III. Подведение итогов урока. – Чье чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональнымДомашнее задание

  • (продолжение) Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.

  • III. Анализ глав поэмы

  • IV. Подведение итогов урока.

  • literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУрок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
    Дата11.04.2023
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаliteratura_8_klassПОУРОЧКИ.doc
    ТипУрок
    #1053173
    страница12 из 30
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30

    III. Изучение новой темы (поэма «Мцыри», введение).

    Вот мы и подошли к еще одному «кавказскому» произведению – поэме «Мцыри».

    1. Рассказ подготовленного ученика об истории возникновения замысла поэмы (рассказ П. А. Висковатова7 (см. Примечание) со слов А. П. Шан-Гирея8 (см. Примечание) и А. А. Хастатова9 (см. Примечание)).

    «Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, изучал местные сказания, видоизменившие поэму «Демон», он наткнулся в Мцхете ... (демонстрация фотоснимка полуразрушенного монастыря в Мцхете) на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старому монаху».

    Кавказская поездка Лермонтова в 1837 году, несомненно, многое предопределила в истории создания «Мцыри». В тексте поэмы есть следы знакомства Лермонтова с кавказскими легендами, с народной песней о тигре и юноше, с поэмой Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

    2. Слово учителя.

    «Мцыри» – романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.

    – С помощью словаря литературоведческих терминов вспомним, что такое поэма, определим понятие «романтизм», с которым мы уже встречались в 8 классе при изучении думы Рылеева «Смерть Ермака».

    (Поэмалироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

    Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.)

    – Отметим в тетрадях, что поэма создавалась в 1838–1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.

    Сохранилось воспоминание Андрея Николаевича Муравьева (1806–1874), писателя, брата декабриста, знакомого Пушкина, Грибоедова, Лермонтова о первом прочтении поэмы «Мцыри» самим поэтом:

    «Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его (Лермонтова) вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» – спросил я. «Сядьте и слушайте», – сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала и до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» (послушник по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам пришел я в невольный восторг: так живо выхватил он, из ребер Кавказа, одну из его разительных сцен и облек ее в живые образы пред очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я его «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевленном чтении самого поэта».

    Послушаем и мы поэму.

    3. Чтение поэмы учителем (ученики продолжают чтение).

    Домашнее задание: прочитать поэму до конца; составить цитатный план I–VIII глав.

    Урок 29

    КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
    ПОЭМЫ «МЦЫРИ»


    Цели урока: дать возможность учащимся ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целительную силу звучащего слова; в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы; работать над выразительным чтением.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Слово учителя.

    На предыдущем уроке я познакомила вас с воспоминаниями А. Н. Муравьева о поэме Лермонтова, о том впечатлении, которое произвела поэма на писателя.

    Известны случаи, когда люди прибегали к поэме «Мцыри» как к лекарству от жизненных невзгод, черпали в ней силы для борьбы со злом, с равнодушием и безволием. Надеюсь, вы тоже имели возможность ощутить целительную силу звучащего поэтического слова.

    А каково ваше первое впечатление от поэмы? Как, за счет чего создается впечатление прерывистого дыхания страдающего человека?

    2. Обсуждение первого впечатления от поэмы.

    II. Работа по новой теме.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Аналитическая работа по выявлению основных художественных особенностей поэмы.

    – Каким размером написана поэма? (Четырехстопным ямбом, рифмы в ней парные, мужские – и это на протяжении всего (!) произведения.)

    – Сколько глав в поэме? Равной ли они длины? Как вы думаете, почему они разные? Что изменилось бы, если бы автор сделал главы одинаковыми?

    – Какие цитаты, по-вашему, могут служить заголовками для I и II глав? (Проверка домашнего задания – цитатного плана.)

    1. Немного лет тому назад,

    Там, где, сливаяся, шумят,

    обнявшись, будто две сестры,

    Струи Арагвы и Куры,

    Был монастырь.

    2. Однажды русский генерал

    Из гор к Тифлису проезжал;

    Ребенка пленного он вез.

    Обратите внимание на размеренность и спокойную повествовательную интонацию первых глав.

    – Кто является рассказчиком в этих двух первых главах?

    – В них рассказана практически вся история жизни послушника. К какому роду литературы мы отнесем это произведение: к драме или лирике? (Здесь четко слышатся эпические интонации.)

    – Но можем ли мы без колебаний назвать это произведение эпическим? (Нет.)

    – Почему?

    – Кто является рассказчиком в следующих 24 главах? событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным для рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы? (Внимание рассказчика сосредоточено на переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.)

    – Особенностью какого рода литературы является внимание к эмоциональному состоянию героя? (24 главы поэмы по сути лирические.)

    – Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом? (Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы – с IV по VIII – реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.)

    – Как меняются интонации поэмы? (Мы видим, что в речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («... А душу можно ль рассказать?»), что ритм становится постепенно все более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод ... знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточием. Все это передает взволнованность, мечты и страдания героя.)

    – Особенность композиции поэмы: эпический краткий рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).

    Сочетание твердой поступи четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа – и хрупкости, трепетности человеческой жизни.

    – Продолжаем проверку цитатных планов.

    3. Ты слушать исповедь мою

    Сюда пришел, благодарю.

    Я мало жил, и жил в плену.

    4. Я никому не мог сказать

    Священных слов «отец» и «мать»!

    5. Что за нужда? Ты жил, старик!

    Тебе есть в мире что забыть,

    Ты жил, – я также мог бы жить!

    6. Ты хочешь знать, что видел я

    На воле?

    Анализ поэтических особенностей IV главы: отметить эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.

    Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их» (инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».

    Примеры сравнений:

    ... Холмы, покрытые венцом

    Дерев, разросшихся кругом,

    Шумящих свежею толпой,

    Как братья в пляске круговой.
    ***

    Я видел горные хребты,

    Причудливые, как мечты,

    Когда в час утренней зари

    Курилися, как алтари,

    Их выси в небе голубом...

    ***

    ... В снегах, горящих, как алмаз...

    Пример метафоры, сочетающейся с олицетворением:

    Простерты в воздухе давно

    Объятья каменные их,

    И жаждут встречи каждый миг...

    Аллитерация:

    Вдали я видел сквозь туман,

    В снегах, горящих, как алмаз,

    Седой, незыблемый Кавказ...

    Мне тайный голос говорил,

    Что некогда и я там жил,

    И стало в памяти моей

    Прошедшее ясней, ясней...

    – Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в I главе эпическим рассказчиком.

    Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» – и живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.

    Выразительное чтение VI главы учащимися.

    Работа над цитатным планом.

    7. И вспомнил я отцовский дом...

    8. Ты хочешь знать, что делал я

    На воле? Жил...

    Работа по VIII главе.

    Обратите внимание на то, что Мцыри, увезенный с родины ребенком, вспомнил отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.

    В VIII главе автор особенно четко противопоставляет позицию монахов и мироощущения Мцыри:

    И в час ночной, ужасный час,

    Когда гроза пугала вас,

    Когда, столпясь при алтаре,

    Вы ниц лежали на земле,

    Я убежал. О, я как брат

    Обняться с бурей был бы рад!

    Выразительное чтение VIII главы.

    III. Подведение итогов урока.

    – Чье чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональным?

    Домашнее задание: закончить цитатный план поэмы; подготовить выразительное чтение наизусть одной из понравившихся глав поэмы; индивидуальное задание: выписать из толкового словаря значение слова «исповедь».

    Урок 30

    МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ,
    МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ.
    ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ,
    ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
    (продолжение)

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Слово учителя.

    Вы читали рассказ писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть такие строки:

    «На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой, – замечает писатель, – узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства».

    Он с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка.

    Почему, по-вашему?

    Сравним слова автора о монастырской жизни:

    Из жалости один монах

    Больного призрел, и в стенах

    Хранительных остался он,

    Искусством дружеским спасен...

    и слова Мцыри:

    Я мало жил, и жил в плену...

    ... Грозой оторванный листок,

    Я вырос в сумрачных стенах,

    Душой – дитя, судьбой – монах...

    ...На мне печать свою тюрьма

    Оставила...

    Едва взошла заря,

    В тюрьме воспитанный цветок…

    Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?

    2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.

    Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?

    III. Анализ глав поэмы (продолжение).

    – Как начинается речь Мцыри?

    Ты слушать исповедь мою

    Сюда пришел, благодарю.

    А как вы понимаете значение слова «исповедь»?

    Разберем это слово по составу; выделим корень -вед-; подберем однокоренные слова: ведать, поведать.

    Толкование слова (индивидуальное задание): исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.

    Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?

    Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.

    Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?

    (Проверка цитатных планов.)

    9.Мне было весело вдохнуть

    В мою измученную грудь

    Ночную свежесть тех лесов...

    10. Хотя без слов,

    Мне внятен был тот разговор,

    Немолчный ропот, вечный спор

    С упрямой грудою камней.

    11. Кругом меня цвел Божий сад...

    Все, что я чувствовал тогда,

    Те думы – им уж нет следа;

    Но я б желал их рассказать,

    Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

    – Какая картина возникла в вашем воображении?

    – Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.

    – Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)

    12. Простая песня то была,

    Но в мысль она мне залегла...

    13. Держа кувшин над головой,

    Грузинка узкою тропой

    Сходила к берегу.

    – Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?

    14. Трудами ночи изнурен,

    Я лег в тени.

    Я цель одну,

    Пройти в родимую страну,

    Имел в душе, – и превозмог

    Страданья голода, как мог.

    15. Но, верь мне, помощи людской

    Я не желал...

    – Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?

    16. Я ждал, схватив рогатый сук,

    Минуту битвы; сердце вдруг

    Зажглося жаждою борьбы

    И крови...

    17. Удар мой верен был и скор.

    ... Бой закипел, смертельный бой!

    18. И я был страшен в этот миг...

    ... Но с торжествующим врагом

    Он встретил смерть лицом к лицу,

    Как в битве следует бойцу!

    19. Но тщетно спорил я с судьбой:

    Она смеялась надо мной!

    – Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные?

    (Ученикам, которым понравился этот эпизод, предлагается прочитать его выразительно или наизусть.)

    – Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?

    20. И страшно было мне, понять

    Не мог я долго, что опять

    Вернулся я к тюрьме моей...

    21. На мне печать свою тюрьма

    Оставила...

    22. Мир Божий спал

    В оцепенении глухом

    Отчаянья тяжелым сном.

    – Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?

    23. Я умирал. Меня томил

    Предсмертный бред.

    24. Так я найден и поднят был...

    25. Увы! – за несколько минут

    Между крутых и темных скал,

    Где я в ребячестве играл,

    Я б рай на вечность променял...

    – С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)

    – Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)

    26. И с этой мыслью я засну

    И никого не прокляну!..

    IV. Подведение итогов урока.

    1. Беседа по вопросам.

    – Почему Мцыри можно назвать романтическим героем?

    – Как вы понимаете, что такое романтическая поэма?

    2. Чтение учителем мнения критиков с последующим обсуждением.

    Е. И. Анненкова:

    «Мцыри» (1838–1839) – поэма романтическая, но в ней переосмыслена традиционная романтическая ситуация. Бегство, хорошо известное русской романтической поэме, оборачивается возвращением: Мцыри бежит из цивилизованного мира в естественную среду, но для него это – возвращение к миру своего детства, к своим началам, он рвет с образом жизни, навязанным ему насильно. Проблема свободы рассматривается Лермонтовым в философском плане: монастырь, в котором воспитывается Мцыри, чужд жестокости, тем более деспотизма, однако свободная душа Мцыри, как олицетворение чистой человеческой природы, бунтует и против доброты, покоя, данных чужой волей; он воспринимает стены монастыря как стены тюрьмы. бегство из монастыря – попытка узнать жизнь и свободно обрести истинного себя.

    Три дня на свободе символически воссоздают полноту жизни, желанную и труднодоступную человеку. Мцыри познал тягу к отчему дому – и к Отечеству, и к родному очагу. Он испытал жажду битвы, сладость ее – и потребность покоя, растворенности в первозданной природе. Он ощутил томление любви, изведал «сладость бытия» и «предсмертный бред». И он вправе был сказать:

    Ты хочешь знать, что делал я

    На воле? Жил...

    Мцыри – любимый идеал Лермонтова. В нем лермонтовская гордость, избранность сердца и чуткость к миру, способность слышать и видеть его; лермонтовский страстный поиск пути. В нем – лермонтовская обреченность»1 (см. Примечание).

    3. Творческая работа: мини-сочинение «Читая "Мцыри"».
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30


    написать администратору сайта