Главная страница
Навигация по странице:

  • Из публицистических сочинений Л. Н. Толстого

  • V. Изучение статьи «Историзм литературы»

  • Домашнее задание

  • Уроки

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.

  • III. Объявление темы и цели урока. IV. Работа по новой теме.

  • literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУрок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
    Дата11.04.2023
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаliteratura_8_klassПОУРОЧКИ.doc
    ТипУрок
    #1053173
    страница20 из 30
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30

    IV. Подведение итогов урока: будьте внимательны к слову.

    (На экран проецируются отрывки из публицистических сочинений Толстого.)

    1. Работа с публицистическими сочинениями. Л. Н. Толстого.

    Из публицистических сочинений Л. Н. Толстого

    1) Солдат – бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат – существо, движимое одними телесными страданиями, солдат – существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы не умереть человеку сильного сложения, – от голода и холода слабые умирают. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, – быть небитым по произволу каждого. Вот кто защитники нашего отечества...

    Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицер не уважает солдата и наслаждается в присущем каждому человеку чувстве угнетения.

    Проект о переформировании армии. 1855 г.

    2) В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи... решили не употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть образцовым...

    Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот прошло 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земских начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому и такому-то взрослому человеку, часто отцу семейства, иногда деду.

    Самые же передовые из этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах...

    ...Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред – в душевном состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо для хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.

    Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют...

    Стыдно! 1895 г.

    – Какими мыслями связан рассказ с записями в дневнике и приведенными отрывками из публицистических сочинений писателя?

    – Некоторые литературоведы обращают внимание на то, что картина бала в рассказе дается при вечернем, искусственном освещении, а сцена на плацу – «при свете дня». Перечитайте отрывок из статьи «Так что же нам делать?» (проецируется на экран).

    3) ...Люди эти с самым спокойным духом и уверенностью, что они ничего дурного не делают, но что-то очень хорошее, веселятся на бале. Веселятся! Веселятся от 11-ти до 6-ти часов утра, в самую глухую ночь, в то время, как с пустыми желудками валяются люди по ночлежным домам и некоторые умирают, как прачки.

    Веселье в том, что женщины и девушки, оголив груди и наложив накладные зады, приводят себя в такое неприличное состояние, в котором неиспорченная девушка или женщина ни за что в мире не захочет показаться мужчине; и в этом полуобнаженном состоянии, с выставленными голыми грудями, оголенными до плеч руками, с накладными задами и обтянутыми ляжками, при самом ярком свете, женщины и девушки, первая добродетель которых всегда была стыдливость, являются среди чужих мужчин, тоже в неприлично обтянутых одеждах, и с ними под звуки одурманивающей музыки обнимаются и кружатся. Старые женщины, часто так же оголенные, как и молодые, сидят, глядят и едят и пьют то, что вкусно; мужчины старые делают то же. Не мудрено, что это делается ночью, тогда, когда весь народ спит, чтобы никто не видел этого. Но это делается не для того, чтобы скрыть; им кажется, что тут и скрывать нечего, что это очень хорошо, что они этим весельем, в котором губится труд мучительный тысяч людей, не только никого не обижают, но что этим самым они кормят бедных людей.

    Так что же нам делать? 1886 г.

    – В чем, по-вашему, смысл такого художественного контраста в рассказе?

    Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите...» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывал изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

    2. Чтение воспоминаний И. Н. Гинцбурга.

    Завершаем урок чтением воспоминаний Ильи Николаевича Гинцбурга (1859–1938) – скульптора, автора многих изображений Толстого; Гинцбург неоднократно бывал в Ясной Поляне.

    Из воспоминаний И. Н. Гинцбурга

    ...Третью статуэтку Толстого я сделал в 1903 году, в августе месяце. Я был тогда в Ясной Поляне с Владимиром Васильевичем Стасовым. Лев Николаевич только что оправился от тяжелой болезни, которую он перенес зимой. Я не думал, что удастся что-нибудь вылепить на этот раз: не хотелось Льва Николаевича беспокоить. Но раз как-то, рассматривая коллекцию фотографий, снятых с Льва Николаевича Софьей Андреевной, я был поражен двумя фотографиями, на которых Толстой был изображен в кругу своей семьи, сидящим в кресле, в обычной своей позе. Фотографии показались мне такими удачными, что я задумал сделать по ним скульптурный набросок и попросил их у Софьи Андреевны на некоторое время. И вот, в то время, пока Стасов был занят писанием, я набросал статуэтку Толстого по фотографиям и по памяти. А вечером, когда Стасов беседовал со Львом Николаевичем, я отправился к себе в комнату и, отрезав голову от статуэтки, наткнул ее на палочку и принес наверх, где и стал ее доканчивать, глядя на Льва Николаевича...

    Однако с натуры мне не пришлось работать над этой статуэткой: мне все же не хотелось беспокоить Льва Николаевича, и я ограничился только зачерчиванием его с натуры, апотом часто работал по впечатлению, наблюдая, как он сидит. Впрочем, один сеанс, и довольно долгий, Лев Николаевич мне дал. Но я сам плохоим воспользовался, и вот покакой причине.

    Стасов попросил Толстого, чтобы онна прощанье прочитал нам что-нибудь из его новых, еще не напечатанных произведений. Толстой согласился и тут же, назначив вечер, обратился ко мне:

    – А вот вы в это время лепите статуэтку, когда я буду читать.

    Я обрадовался этому, хотя знал, что Толстой во время чтения, вероятно, будет сидеть не в той позе, которая у меня была намечена.

    Читал Лев Николаевич не в большой зале, как обыкновенно, а в одной из комнат Софьи Андреевны, – комната очень уютная, с портретами работы Крамского, Серова и Репина, но небольшая; она не могла вместить в себе всех слушателей, и некоторым пришлось устроиться у самых дверей. Я должен был поместиться недалеко от Льва Николаевича. Это было слишком близко, и я не видел всей его фигуры, притом лампа с абажуром бросала слишком большие тени на те места, которые мне следовало более всего проверить по натуре. Но я решил хоть кое-как использовать сеанс и приготовился к работе.

    Лев Николаевич начал читать. Это был рассказ «На балу»* (см. Примечание).

    И вот Лев Николаевич, со свойственным ему мастерством и художественностью, открывает перед нашими глазами изумительную картину бала, и мы точно в действительности видим освещенную залу, слышим разговоры танцующих и чувствуем вместе с гостями, наблюдающими танцы, – ничто не ускользает от беспощадного взора художника, который показывает нам все с невероятной ясностью. Иллюзия так велика, что я делаюсь невнимательным к своей работе, не вижу статуэтки и чувствую, что я точно нахожусь где-то в другом месте. Лев Николаевич замечает мою рассеянность и вопросительно на меня смотрит, словно упрекает меня в том, что я не работаю; я делаю вид, что продолжаю работать.

    Лев Николаевич подробно останавливается на танцующих: молодой барышне-красавице, ее отце – элегантном, любезном офицере, и молодом человеке, который ухаживает за барышней; мы слышим разговор молодых людей, видим, как молодой человек все более и более увлекается своей дамой и в конце бала окончательно влюблен. Все разъезжаются по домам, но молодой человек бродит по улицам и грезит о будущем счастье и о близком свидании. Все передано так психологически верно и с такими деталями, что, кажется, автор переживает это увлечение своего молодого героя. Мне делается немного смешно, и я замечаю, что и мои соседи улыбаются, всем как-то странно, что Лев Николаевич так долго останавливается на любви молодого человека.

    Но вдруг автор делает неожиданный поворот, точно после тихой поэтической мелодии, он сразу ударяет в барабан, и мы все вздрагиваем. Молодой мечтатель, бродя по улицам, наталкивается на страшную сцену: прогоняют сквозь строй прови-нившегося солдата. Автор, не дав молодому человеку отдохнуть и очнуться от сладких впечатлений бала и наступившей затем ночной тишины, ведет его и нас на плац, где развертывается картина, исполненная великого ужаса. Мы слышим свист и стоны, видим доктора, осматривающего истязаемого человека, и слышим распоряжения и крик разъяренного, озверевшего офицера, того самого офицера, который накануне так мило танцевал, который и теперь чертами лица и своими жестами сильно напоминает красавицу дочь, сладкую мечту молодого героя.

    Я, конечно, бросил работу. На этот раз не одни глаза мешали мне работать; руки мои дрожали, и я боялся, что, дотронувшись до статуэтки, я сомну ее.

    Статуэтка так и осталась неоконченным наброском. Но она мне дороже других работ, она живо напоминает мне тот вечер, когда чувства и мысли Толстого взволновали меня так, что заставили забыть и себя и свою работу.

    Из статьи «Из прошлого».

    Ярко передавая свои впечатления от чтения рассказа «После бала», И. Н. Гинцбург допускает небольшие неточности в изложении его содержания. Укажите, какие.

    V. Изучение статьи «Историзм литературы» (раздел «Справочные материалы», с. 373, учебник).

    Акцентировать внимание учащихся на узком и широком понимании историзма (конспект).

    Домашнее задание: письменная работа на тему «Какую из проблем, поставленных в рассказе Л. Н. Толстого «После бала», я считаю наиболее важной?»; самостоятельно прочитать повесть Л. Н. Толстого «Отрочество».

    Уроки 49–50

    ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.
    ПУШКИН, ЛЕРМОНТОВ, ФЕТ, ТЮТЧЕВ,
    МАЙКОВ – ПЕВЦЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.
    АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ


    Цели урока: создать на уроке лирическую атмосферу; определить своеобразие лирики указанных поэтов; начать работу над анализом лирического стихотворения; работать над выразительным чтением стихотворений.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    Тетради с письменной работой по рассказу Толстого «После бала» собрать.

    1. Слово учителя.

    В своих письменных работах вы, надеюсь, раскрыли, какая проблема, поставленная в рассказе «После бала», является для вас более важной; несомненно, отметили, что в движении человека к нравственной высоте видел писатель возможность развития и обновления мира. Способность человека к нравственному самосовершенствованию, по мысли Толстого, и есть жизнь.

    Возможно, именно поэтому на Кавказе Толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть «Детство», которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал «Современник», где она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. «Детство» явилось первой частью задуманной тетралогии «Четыре эпохи развития». Осуществлены были еще 2 части – повесть «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «Утро помещика».

    2. Рассказ учащихся (индивидуальное задание) о повести «Отрочество».

    Повесть «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» – в 1857 г. Имя Толстого стало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени. В своей трилогии писатель отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога. Толстой делал предметом своего психологического исследования не сформировавшийся характер героя, а сложнейшее соединение в душе человека различных временных срезов, отражающих этапы формирования его личности и создающих неповторимый облик каждого человека. Присутствующий в душе взрослого детский опыт может служить для него порой безошибочным критерием в выборе точного поведения и даже способствовать самосовершенствованию человека. Детская душа имеет для Толстого свойство восстанавливать гармонию с окружающим миром в силу своей чистоты и непосредственности, но взрослый мир затуманивает детское мироощущение и гасит эту способность, приводя тем самым человека к разладу с миром и самим собой. Этот разлад особенно болезненно сказывается в отрочестве, самом сложном периоде развития личности. Утратившая непосредственную чистоту нравственного чувства душа отрока становится открытой лишь для восприятия отрицательных сторон жизни и дурных эмоций. Потеряв доверие к миру, человек сосредотачивается на самом себе, и поэтому рвутся его душевные связи с окружающим.

    3. Отзывы учащихся о прочитанной повести.

    – Что открыли для себя?

    – Что особенно запомнилось, понравилось?

    – С чем не согласны?

    4. Заключительное слово учителя.

    Но и в этих обстоятельствах нравственное чувство не угасает в человеке совсем. Пробуждению души способствует возникновение дружбы и способность к ней. Юность, с точки зрения Толстого, подобна весне с ее пробуждением, и поэтому у человека рождается желание восстановить утраченные связи с миром, ощущение единения с ним. Но и это отнюдь не безоблачный путь. Напротив, идя по нему, человек вынужден преодолевать разнообразные препятствия, прежде всего связанные с душевными противоречиями. Выдержать все невзгоды, тревоги, волнения, не зачерстветь душой нам помогают любимые страницы поэзии, музыка, живопись.

    (Звучит музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.)

    III. Объявление темы и цели урока.

    IV. Работа по новой теме.

    1. Слово учителя.

    Пушкин и Лермонтов... Тютчев и Фет... «Как хорошо ты, о море ночное...» (чтение стихотворения Тютчева учителем или подготовленным учеником).

    – Как встретили вы эту поэтическую страницу?

    – Какие строки, а может быть, отдельные слова сразу же остались в памяти и почему память ваша «избрала» именно их?

    – А может быть, стихотворение это вам что-нибудь напомнило?

    Конечно же, море! Но мы же не в море вглядываемся, хотя и в него тоже вместе с поэтом, но больше все же вслушиваемся и «вглядываемся» в строки его, да и заняты мы искусством!

    И ничего в мире искусства не напомнило вам это стихотворение?

    Море в живописи – Айвазовского, полотна его! А кто-то, может быть, вспомнит Куинджи, пейзажи его, правда не морские, однако же Днепр, который может соперничать с морем, особенно у Куинджи, в его «Лунной ночи на Днепре».

    Вглядитесь в творения Айвазовского и Куинджи (перед классом – репродукции картин).

    Как близки услышанные нами строки стихотворения и живописные полотна!

    А вот еще один сюрприз: (чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье...»).

    – Почему оно, это стихотворение, пусть пока лишь отдельными словами, но осталось в памяти? О чем оно? В чем тайна очарования фетовских строк, их неизъяснимой прелести?

    В изяществе, но не столько картин (они очень неотчетливы, туманны), сколько звучания, мелодии, когда слова переливаются одно в другое, рождая музыку стиха...

    Свет ночной, ночные тени,

    Тени без конца...

    Действительно ли музыка? Как строка, сотканная из слов, становится музыкой?

    А все дело в звуках, пронизывающих строки, отзывающихся один в другом: т-е-н-о-ч... А протяжность строк, мимолетность их? Всего 2–3 слова, как дуновение ветерка, как шепот, «как дыханье», причем непременно «робкое».

    И еще. Обратили внимание на пристрастие гениального поэта к безглагольным стихотворениям, построенным преимущественно на именах существительных?

    2. Чтение стихотворения Фета «Первый ландыш» (с. 43, учебник).

    – Как оживает природа весной?

    – Как это отражается на настроении человека? Понаблюдайте, вслушайтесь в перемены, замеченные поэтом.

    3. Чтение стихотворения А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами...»

    Тему весеннего пробуждения человека и природы мы слышим и в стихотворении Майкова. (Работая над выразительным чтением, обратить внимание на отточия, синтаксис стихотворения.)

    4. Чтение учеником стихотворения Тютчева «Весенние воды».

    А вот об этом стихотворении Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему легко и весело делается на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч».

    Кажется, нет русского человека, который со школьной скамьи не знал «весенних вод», «Весенней грозы», «Чародейкою зимою...»

    «Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу, труженику, ибо предзимнее «отдыхающее поле можно только почувствовать, а не увидеть».

    5. Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной...».

    Тютчев – певец природы. Он стремится уловить ее душу, язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы.

    (Звучит фрагмент пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского.)

    6. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (восприятие, истолкование, оценка).

    (Предлагаем ученикам прослушать стихотворение «Осенний вечер» в исполнении М. Царева.)

    – Какое настроение создается при чтении? Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение. (Поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве. Ее «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на интонацию стихотворения. Основная цветовая гамма – светлые, слегка желтоватые краски, а по этому светлому полю – мазки яркого черного, багряного, желтого и т. п. – цвета, которые помогают передать, как тревожными нотами в стихотворение врываются слова о «зловещем блеске и пестроте дерев», о порывистом холодном ветре, предвещающем природе «ущерб, изнеможенье».)

    Рассматривание рисунков-впечатлений учащихся об увиденном в стихотворении (индивидуальное задание).

    Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. найдите сравнение, которое является его основой. («Короткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Поэт мастерски передает нерасторжимое единство состояния человека и природы.)

    В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше к ним притяжение человека, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность». загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

    «Осенний вечер» – не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину (как мы и видели в работах наших ребят-художников), но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Попытка подыскать аналогии явлениям природы в явлениях жизни «существа разумного», то есть человека, говорит о сближении и взаимопроникновении в творчестве Тютчева двух миров – человека и природы, разделенных в XVIII веке философией эпохи Просвещения. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

    1822 год. После окончания Московского университета Ф. И. Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и уезжает в Мюнхен, в русскую дипломатическую миссию. Стремится познакомиться с лучшими умами Европы, некоторое время живет в Париже, слушает лекции выдающихся ученых. Становится одним из самых образованных людей своего времени. Спустя три года он первый раз приезжает в отпуск в Россию. Летом 1830 г. Тютчев вновь приезжает в Россию и проводит в Петербурге 4 месяца. Именно 1830 годом датировано стихотворение «Осенний вечер».

    Некрасов видит в этом стихотворении пример «удивительной способности» поэта «охватить характеристические черты картин и явлений природы». «Каждый стих его, – добавляет Некрасов, – хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, которое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце...»

    – Как, с помощью чего трогает поэт наши сердца?

    Поражает обилие эпитетов, которые создают ощущение богатейшей живописи: «умильная, таинственная прелесть», «зловещий блеск», «... багряных листьев томный, легкий шелест», «туманная и тихая лазурь / над грустно-сиротеющей землею...», «прерывистый, холодный ветр», «кроткая улыбка увяданья». «Холодный ветр», налетающий порою, предстает перед нами «как предчувствие сходящих бурь». Вообще, все стихотворение представляет собой развернутую метафору: чувство, которое вызывает в поэте «светлость осенних вечеров», ощущается им как кроткая улыбка увяданья, которая сравнивается с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.

    Необычна, как мы уже отмечали, и цветовая палитра стихотворения: «светлость» вечеров сочетается со «зловещим блеском» и «пестротой дерев», «багряным» цветом листьев, «туманной» лазурью. Яркие тона словно задернуты покрывалом тонкого тумана. Природа еще живет, но уже чувствуется приближение зимнего сна: «... и на всем / та кроткая улыбка увяданья...».

    Стихотворение написано 5-стопным ямбом, все три строфы имеют перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения богатая: лазурь – бурь, увяданья – страданья, на всем – зовем.

    «Осенний вечер» своим началом напоминает стихотворение «Есть в осени первоначальной...» (1857 г.). двадцать семь лет разделяют эти произведения, и мы можем видеть, как двигался поэт от обобщающей живописности к емкой простоте и лаконичности.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   30


    написать администратору сайта