Главная страница
Навигация по странице:

  • Пословицы и поговорки русского народа (1862)

  • Уроки

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока. III. Работа по теме.

  • IV. Подведение итогов урока.

  • V. Работа над стилем произведения.

  • Вывод

  • Домашнее задание

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Работа по теме.

  • IV. Подведение итогов. – Почему рассказ назван «Старый гений»– В чем смысл эпиграфа к рассказуДомашнее задание

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Работа по новой теме.

  • literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУрок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
    Дата11.04.2023
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаliteratura_8_klassПОУРОЧКИ.doc
    ТипУрок
    #1053173
    страница18 из 30
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   30
    Глава 1

    <...> От тех славян разошлись по земле многие народы и назвались каждый своим именем, где кто сел на каком месте; так, например, одни поселились на реке именем Морава и назвались моравами, и другие назвались чехами; а вот тоже славяне: белые хорваты, сербы и хорутане. Когда волохи напали на славян подунайских, поселились сзади них и стали их притеснять, то славяне опять начали двигаться к северу: так они пришли и сели на Висле и прозвались ляхами; от этих ляхов пошли и поляки, лутичи, мазовшане, поморяне. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, иные древлянами, потому что стали жить в лесах; а некоторые стали между Припетью и Двиною и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки именем Полоты, которая впадает в Двину. Те, которые поселились около озера Илменя, прозвались своим именем, славянами; они построили себе город, назвали его Новгородом. Так разошелся славянский народ.

    Все эти племена жили особо друг от друга, каждое на своём месте с своими нравами, обычаями и преданиями. У полян были обычаи кроткие и тихие, а другие жили как звери.

    В. И. Даль

    4. Пословицы и поговорки русского народа (1862)

    Из раздела «Русь Родина»4 (см. Примечание)

    Русский человек не боится креста, а боится песта.

    Русский человек любит авось. Русский на авось и взрос.

    Русский крепок на трёх сваях: авось, небось да как-нибудь.

    От москаля хоть полы обрежь да беги.

    Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали (об уничтожении веча новгородского или о покорении Новгорода).

    Московские люди землю сеют рожью, а живут ложью (старин.).

    Коломенцы – чернонёбые. Клиновцы – лапотники.

    Дмитровцы – лягушечники, болотники.

    Луговцы – разносчики. Ладожане – щуку с яиц согнали.

    Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев гущеедов).

    Новгородцы – долбёжники. Упрям, как новгородец.

    Крещане (Крестцы) – лапотники. Кирилловцы – кашехлёбы.

    Псковичи – капустники, мякинники, ершееды.

    Псковичи – небо кольями подпирали (три дня сходка стояла, думая, что делать? Туча нависла; решили подпереть кольями).

    Тверитяне – ряпушники.

    Кимряки – сычужники. Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

    Новоторы5 (см. Примечание) – воры, (говорят осташи, которым отвечают: и осташи хороши).

    Ржевцы: ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля променяли. Козу сквозь забор пряником кормили.

    Старичане – петуха встречали с хлебом-солью. Пришёл грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперёк о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это – индейский петух.

    Кашинцы – собаку за волка убили да деньги заплатили.

    Калязинцы – свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

    Бежечане – колокольню рожком подбили.

    Зубчане – таракана на канате на Волгу поить водили.

    Владимирцы – каменщики; клюковники.

    Муромцы – вертячие бобы; рогатые орехи; калачники.

    Шуяне – беса в солдаты отдали.

    Ростовцы: вислоухие, лапшееды; родимое озеро соломой зажигали.

    Пошехонцы – слепороды: в трёх соснах заплутались. За семь вёрст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? Ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали.

    Угличане: толокном Волгу замесили.

    Романовцы: барана в зыбке качали.

    Любимцы – козу пряником кормили.

    Княгининцы – шапошники. Шапками обоз закидали.

    Арзамасцы – гусятники, луковники.

    Костромичи: лапти растеряли, по дворам искали, было шесть – стало (нашли) семь.

    Галичане – корову на баню втащили.

    Чухломцы – чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет.

    Город Архангельский, а народ в нём диавольский.

    У нас на Ваге и уха с блинами. Вагане – кособрюхие.

    Холмогорцы – заугольники (смотрели на Петра из-за углов).

    Олончане: олонцы – добры молодцы. Наши молодцы ни бьются, ни дерутся, а кто больше съест, тот и молодец. У нас один молодец съел тридцать пирогов с пирогом, да всё с творогом. Ел, ел – что-то лопнуло. Не брюхо ли? Нет, ремень лопнул с пряжкой.

    Вологодцы – телёнка с подковой съели; Толоконники – Волгу толокном замесили.

    Вятичи – слепороды.

    Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).

    Хлыновские воры.

    Курский вор. Нет у белого царя вора супротив курянина.

    Орловцы – безменщики; проломанные головы.

    Орёл да Кромы – первые воры, да и Карачев на поддачу.

    Брянцы – куролесы.

    В Севске поросёнка на насест сажали, приговаривая: цайпайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.

    Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползёт, а щетинку в зубах несёт.

    Калужане: козла в соложёном тесте утопили.

    Туляк – стальная душа. Блоху на цепь приковали.

    Ефремовцы – в кошеле кашу варили.

    Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц (огурцов. Тул.).

    Крапивенцы – сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода. Тул.).

    Рязанцы – кособрюхие, синебрюхие. Мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Сuнебрюхие от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу: проконопатить острог, рязанцы всё откладывали дело – до масленицы, тут их приструнили, они и проконопатили его блинами.)

    Егорьевцы – коновалы, головотяпы.

    Пензенцы толстопятые. В Москве свою ворону узнали.

    Темниковцы – совятники; сову в озере крестили.

    Смоляне миром блоху давили.

    Уроки 42–43

    Анализ отрывка из «ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА»
    М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА: «О КОРЕНИ
    ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЛУПОВЦЕВ»


    Цели урока: заинтриговать учеников, побудить у них желание понять смысл этой главы, настроить на самостоятельную исследовательскую работу; показать учащимся, что «История...» – пародия на официальные исторические сочинения; выяснить, что является объектом сатиры в главе «О корени происхождения глуповцев»; подчеркнуть, что идеалом писателя являются честные, благородные и умные люди; отметить стиль произведения.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и цели урока.

    III. Работа по теме.

    1. Беседа по вопросам.

    – Каковы ваши ощущения, впечатления после первого прочтения главы?

    – Что хотел сказать Салтыков-Щедрин, живописуя легендарную историю Глупова?

    – Какие параллели с современностью вы можете провести?

    2. Выступления учащихся (самостоятельная исследовательская работа творческих групп).

    Учитель. Основной задачей наших творческих групп было определить объект сатиры Салтыкова-Щедрина в главе «О корени происхождения глуповцев».

    Мы уже выяснили, что сатира направлена на общественный строй. Но на что именно в этом общественном строе направлена эта глава? В этом и пытались разобраться наши исследователи, опираясь на уже изученную басню Крылова «Лягушки, просящие царя», отрывок из II главы «Истории государства Российского» Карамзина, предисловие «Русской летописи для первоначального чтения» профессора Соловьева и книгу В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа».

    «Сатирическое изображение появляется в произведении в том случае, когда объект сатиры осознается автором как непримиримо противоположный его идеалу, находящийся с ним в антагонистических отношениях. Ф. Шиллер писал, что «в сатире действительность, как некое несовершенство, противополагается идеалу как высшей реальности». Сатира направлена на те явления, которые активно препятствуют установлению или бытию идеала, а иногда прямо опасны для его существования», – пишет А. Б. Есин в книге «Принципы и приемы анализа литературного произведения» (М.: Флинта; Наука, 2002, с. 68).

    Из этого вытекает второй вопрос: каков идеал автора, если он противоположен объекту сатиры?

    Итак, вопроса два:

    1) Что является объектом сатиры Салтыкова-Щедрина в названной главе?

    2) Какой идеал противопоставляет автор действительности?

    IV. Подведение итогов урока.

    Объектом сатиры отчасти являются официальные исторические сочинения. В главе «О корени происхождения глуповцев» Салтыков-Щедрин использует данные, собранные В. И. Далем. У Даля пословицы, присловья, поговорки, часто являющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень, объединены в разделе «Русь – Родина». Какова же самооценка русского народа»? Этот вопрос необыкновенно актуален и сейчас, в наши дни (вспомните монологи М. Задорнова, в которых он говорит, что русские с удовольствием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой).

    Обратите внимание, что Салтыков-Щедрин употребляет присловья, собранные Далем, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это все, что можно сказать о Руси и России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотепы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении Щедрина, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает все недостатки.

    Объектом сатиры в главе является самооценка русского народа, отсутствие навыков самоуправления, утопическая надежда на справедливое единоличное правление.

    Идеалом писателя можно назвать реальную оценку народом лучших своих качеств, развитие навыков самоуправления, понимания того, что самодержавие – не панацея от всех бед: по Сеньке и шапка. Каждый народ достоин своего правителя.

    V. Работа над стилем произведения.

    1. Слово учителя.

    Салтыков-Щедрин вновь, как в сказках, обращается к русскому фольклору. В начале главы писатель пародирует офи-циальные исторические сочинения с их лексикой и стилистикой, а затем погружает читателя в фольклорную стихию. Он творчески переосмысливает русские присловья, парадоксальные прозвища и выражения, которыми жители городов награждают своих соседей, и выводит их в текст сказки-притчи, родственной басне Крылова «Лягушки, просящие Царя». Основной прием басни – аллегория (иносказание), Салтыков-Щедрин сочетает иносказания с гротеском.

    2. Чтение по ролям (индивидуальное задание: с. 8–9, учебник, II ч.).

    3. Определение интонаций в произведении.

    Сказочные интонации мы слышим в этой главе.

    «И повел их вор-новотор сначала все ельничком да березничком, потом чащей дремучею, потом перелесочками, да и вывел прямо на поляночку, а посередь той поляночки князь сидит».

    – Найдите фразы, в которых слышатся интонации летописей, сказочные интонации.

    – Какой прием использует автор в предложении:

    «И прибых собственною персоною в Глупов и возопи:

    – Запорю!»?

    (Комический эффект вызывает сочетание канцеляризма «собственною персоною» и архаичных глагольных форм: «прибых» и «возопи».)

    Вывод по теме урока:

    – В чем же пафос сатиры Салтыкова-Щедрина? (Пафос – ведущий эмоциональный настрой произведения.) Пафос сатиры Салтыкова-Щедрина в утверждении положительных идеалов общества через осмеяние явлений, препятствующих установлению или существованию идеала.) Высмеять зло, чтобы утвердить добро.

    Домашнее задание: прочитать рассказ Лескова «Старый гений».

    Урок 44

    Н. С. ЛЕСКОВ «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»

    Цели урока: продолжить тему «Сатира на чиновничество», познакомить с рассказом Лескова «Старый гений»; отметить отношение Лескова к России, подчеркнуть, что писатель скорбит о том, что природный талант русского народа не сопряжен с образованностью.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    III. Работа по теме.

    1. Слово учителя с элементами беседы.

    Николай Семенович Лесков... Что скажет вам это имя? Какие страницы его остались в памяти? Можно ли Лескова пересказывать? или лучше читать? А если сравнить Лескова с другими писателями?

    Да, читать его несравненно труднее! Почему? Как относитесь к «неправильностям» в языке Лескова, к его «некнижности», а подчас и «нелитературности»?

    Узнайте автора, а среди них – Лескова и обоснуйте ваше мнение о принадлежности прочитанного фрагмента тому или иному писателю.

    2. Викторина.

    «На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собой не взял, потому что карету им подали двухсестную.

    Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромные бюсты, и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский».

    (Лесков)

    «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось <...> угрозой и предзнаменованием <...>. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить...»

    (Пушкин)

    «Был еще на руднике такой случай. В одном забое пошла руда со шлифом. Отобьют кусок, а у него, глядишь, какой-нибудь уголышек гладехонек. Как зеркало блестит, глядись в него – кому любо.

    Ну, рудобоям не до забавы. Всяк от стариков слыхал, что это примета вовсе худая.

    – Пойдет такое – берегись! Это хозяйка горы зеркало расколотила. Сердится. Без обвалу дело не пройдет».

    (Бажов)

    «Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец, поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывало, побежал дальше».

    (Гоголь)

    «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую Борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца».

    (Пришвин)

    «Государь взглянул на пистолю и наглядеться на может.

    Взахался ужасно.

    <...>

    А Платов ... опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сгибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

    Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

    – Ох-де, мы маху дали.

    А государь Платову грустно говорит:

    – Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

    (Лесков «Левша»)

    – Какова главная мысль этого лесковского рассказа? (Богата талантами русская земля. Такого мастерства есть люди, что даже блоху подковать им по плечу. Несладко им живется, но для них главным всегда была любимая дорога и родина. А охотников видеть «удивления» только в заморских странах всегда было немало.)

    3. Чтение статьи «Н. С. Лесков и его герои, его отношение к России» (с. 25–26, учебник, II ч.).

    4. Викторина заглавий.

    Можно ли узнать Лескова по одним лишь названиям?

    Угадай, какие из них принадлежат Лескову: «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Запечатленный ангел», «Герой нашего времени», «Тупейный художник», «Египетские ночи», «Нос», «Село Степанчиково и его обитатели», «Месяц в деревне», «Очарованный странник», «Старый гений».

    5. Работа с текстом рассказа «Старый гений».

    Беседа по вопросам.

    1) Какие чувства вызвало у вас прочитанное произведение?

    2) Какое историческое время переживают персонажи рассказа?

    3) Рассмотрите иллюстрацию И. Пчелко (с. 24, учебник). Такими ли вы представляли себе героев рассказа?

    IV. Подведение итогов.

    – Почему рассказ назван «Старый гений»?

    – В чем смысл эпиграфа к рассказу?

    Домашнее задание: (по вариантам) подготовить рассуждение на тему «Кто виноват в страданиях героини?»; пересказ одного из эпизодов рассказа (или всего рассказа); прочитать рассказ Толстого «После бала».

    Урок 45

    Л. Н. ТОЛСТОЙ: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ.
    РАССКАЗ «ПОСЛЕ БАЛА»


    Цели урока: представить вехи жизненного пути Л. Н. Толстого, обратившись к личному опыту и знаниям учеников; познакомить учащихся с «Делом солдата Шебунина»; начать работу над рассказом «После бала».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и целей урока.

    III. Работа по новой теме.

    1. Беседа с учащимися по вопросам.

    – Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя Льва Николаевича Толстого?

    – Как вы представляете внешность этого человека?

    – Каким вы видите его внутренний облик?

    (Л. Н. Толстой – мудрый и глубоко понимающий людей человек. Вспомнить рассказ «Кавказский пленник», повесть «Детство», фильмы по его произведениям.)

    2. Рассматривание портрета Л. Н. Толстого работы Н. Н. Ге, написанный в 1884 г.

    – Какое впечатление оставляет у вас этот портрет? (Впечатление глубокого спокойствия духа и в то же время напряженной работы мысли. Ге рисовал писателя, когда тому было 56 лет.)

    3. Беседа по теме урока.

    – Каковы же вехи жизненного пути? Каковы истоки творчества Толстого?

    Да, конечно же, детство, любимая, неразлучная Ясная Поляна! Но где же истоки творчества? Какие страницы помогут нам их ощутить?

    – Перенесите в тетради «опорные» слова и словосочетания, которые запечатлели бы нравственные, духовные и, конечно же, эстетические («прекрасные»!) истоки личности и творчества писателя. («Счастливая, невозвратимая» пора детства; семейный уют, родители и близкие; радости и огорчения дружбы; простое сердце Натальи Савишны и Карла Ивановича; раскаяние и прозрение детских лет...)

    Попробуем представить географию жизненного пути Льва Николаевича Толстого и перенесем ее в тетради; тут же, под каждым географическим именем, дадим его лаконичную расшифровку:

    Ясная Поляна → Казань → Ясная Поляна → Кавказ

    ↓ ↓ ↓

    Детство Университет Возвращение Военная служба

    – Как Толстой оказался в Казани? (Увы, в силу горестных обстоятельств: смерть матери (помните главу «Горе» в «Детстве»?), а затем и отца, не очень-то приятная опека тетушки, живущей в Казани, и переезд к ней, поступление в один из старейших российских университетов...)

    – Что означает возвращение в Ясную Поляну?

    Это отнюдь не обычное возвращение! Поскольку юный граф Толстой спешит в Ясную Поляну, не закончив юридический факультет и, стало быть, не получив университетского диплома, странно, не правда ли? Этот неожиданный поворот в жизни будущего писателя очень подробно объяснен в рассказе Толстого «Утро помещика», герой которого, князь Нехлюдов, оставляет университет и возвращается в родное имение... И вдруг ..., но посмотрите на эту фотографию и найдите на ней графа Толстого (перед классом – фотография «Л. Н. Толстой среди сотрудников «Современника»).

    Да, новый и еще более резкий поворот, совсем уже неожиданный поворот в жизни Толстого: он офицер, участник кавказской войны.

    Как объяснить это?

    Никто графа Толстого на военную службу не призывал! Но таков уж был его характер, жаждавший бури прямо-таки как лермонтовский парус: жизнь в Ясной Поляне казалась слишком спокойной и благополучной, к тому же мучительные разочарования, несбывшиеся надежды, рухнувшие планы, пока отнюдь не литературные (об этом смятении молодого графа Толстого – в «Утре помещика»), и будущий писатель надеется найти успокоение в полной опасности армейской службе, полагая, как и лермонтовский Печорин, «что скука не живет под чеченскими пулями».

    Удивляетесь? Но Толстой на наше удивление ответил бы словами-строками все того же любимого Лермонтова:

    Еще не знаешь ты, кто я!

    Утешься: нет, не мирной доле,

    Но битвам, родине и воле

    Обречена душа моя!..

    Между прочим, офицерская доля, которую вдруг избирает Толстой, совсем не обязывает его служить непременно на Кавказе: потомок древнего боярского рода, граф Толстой мог бы выбрать и гвардию, служить в столице, как пушкинский Дубровский, так нет же, его понесло на Кавказ! Почему?

    Напряженно, внимательно вглядывается он в обычаи горцев, чувствуя к ним отнюдь не враждебность, а напротив, сердечное расположение, даже влечение (вспомните «Кавказского пленника»).

    Толстой на войне, оказывается, отнюдь не войны искал, а человека, человеческого участия людей друг к другу и, как на протяжении всей своей жизни, – «зеленую палочку», которая подскажет, «как сделать всех людей счастливыми».

    Оставил ли Кавказ существенный след в судьбе Толстого? Несомненно! Этот вольный край сыграл решающую роль в его судьбе: здесь, на Кавказе, Толстой стал писателем! Как вы думаете, почему литературный дебют Толстого связан с Кавказом, какое произведение стало его первой книгой? Повесть «Детство»! Таким был этот странный великий человек, бесстрашный офицер, таивший в душе своей мечту о том, как вернуть людям «простоту, добро и правду», которые навсегда слились в памяти его сердца со «счастливой невозвратимой порою» детства...

    – Давайте теперь еще раз попытаемся представить живого Толстого, каким он был в своей обычной, повседневной жизни. Попробуйте найти точные определения его личности и запишите их.

    (Гуманный, великодушный, милосердный, отзывчивый, правдивый, мудрый, самоотверженный, бесстрашный, бескомпромиссный...)

    – А, как вы думаете, складывались отношения Толстого с армией, с русским солдатом?

    Заглянем в Ясную Поляну в тот самый день, который станет одним из особенно мучительных и переломных для Толстого...

    Мы застанем его в состоянии какой-то непонятной тревоги, даже смятения: писатель буквально не находил себе места. Что же стряслось, что могло в такой степени вывести его из равновесия? А случилось вот что...

    4. Рассказ ученика-ассистента (или учителя).

    «До Ясной Поляны донеслись известия о событиях, разыгравшихся в полку, расквартированном неподалеку: солдат ударил офицера! Событие для армии действительно из ряда вон выходящее! Однако не само событие потрясло Толстого, сколько его последствия: вот-вот состоится суд, исход которого предрешен: солдат будет предан «смертной казни расстрелянием», как сформулировали единственную меру наказания за подобное преступление законы, действовавшие в армии. Но автор «Севастопольских рассказов» не мог дать в обиду солдата – «солдатика», как не без нежности называл писатель «хранителя» земли Русской, мученика тяжкой рекрутчины... Но как? Как спасти Ивана Шебунина – Лев Николаевич только что узнал имя «преступника», посмевшего поднять руку на «их благородие», – как спасти его от позорной смерти – не на поле брани, где он показал бы всю меру своей отваги, а на дворе солдатской гауптвахты, а может быть, и на плацу, на глазах товарищей, где он будет не убит – расстрелян, – ими, товарищами, расстрелян?.. И вдруг его осенило: «Смогу!» К барскому дому подлетела коляска: граф толстой приказал «мигом ехать» в соседнюю деревню, в полк... Легко представить смятение офицеров, когда в их полк пожаловал прославленный писатель. «Ради мужика? Помилуйте, Лев Николаевич!» – они пытались отговорить Толстого от его безумного, как им казалось, решения: выступить на суде защитником солдата Шебунина. Представляете, какой резонанс будет иметь «дело солдата Шебунина» с участием в качестве адвоката графа Толстого, едва ли не самого влиятельного в России человека! Кажется, это был единственный в жизни Толстого случай, когда он с благодарностью вспоминал годы учебы, – увы, незавершенной, но не пропавшей даром – на юридическом факультете Казанского университета... «Я бы хотел поговорить со своим подзащитным», – языком юриста-профессионала заявил Толстой. И вот перед ним «возмутитель спокойствия»! Писатель, взглянув на него, не поверил, что этот неказистый, робкий, вмиг растерявшийся не солдат, а действительно «солдатик» мог поднять на кого-нибудь руку, тем более – на офицера. Толстой невольно вспомнил и покорных ратной воле солдат из «Севастопольских рассказов», и особенно кроткого Платона Каратаева из «Войны и мира», образ которого он с такой любовью создавал на страницах романа-эпопеи... А сейчас Платон Каратаев, обернувшийся Иваном Шебуниным, растерявшись, с трудом связывал слова, пытаясь объяснить «их сиятельству», как «бес его попутал». И как «их благородие» изо дня в день измывался, «бил так, что не приведи Господи», «уж не зная, куда деться», «уж простите, меня, Ваше сиятельство, я так, и эдак винился, пусть стреляют меня, – виноват, что уж говорить...» Вероятно, так каялся бы Платон Каратаев, если бы его «бес попутал...» Толстым овладело состояние, которое он передал в первой же фразе своего памфлета против смертной казни, в заглавии его: «Не могу молчать!»... Наступил день суда. Толстой с непривычной для него ролью адвоката справился блестяще: юридически безупречно доказал виновность отнюдь не солдата Шебунина, а следовательно, если и не абсолютную его невиновность, то «смягчающие вину обстоятельства» граф Толстой представил суду неопровержимо... Но, увы, обстоятельств этих не признавали армейские законы. И тем не менее члены суда были в замешательстве... Но подчинились-таки они букве закона: Шебунин был приговорен к расстрелу. Толстой, потрясенный, возвращается в Ясную Поляну, вне себя от того, что он бессилен спасти Шебунина. Он настолько в смятении от случившегося, что забыл о неотложных литературных замыслах, о рукописях, которые ждали его пера, – в мыслях его только солдат, дни которого сочтены... И вдруг Толстой вспомнил, что среди высокопоставленных чиновников генерального штаба есть влиятельные лица, упорно добивающиеся знакомства с ним, досаждающие письмами, мечтающие о приглашении в Ясную Поляну. Толстой тут же написал несколько писем, адресовав их тем, кто был в силах спасти Шебунина. Отказать Толстому не посмел никто, и в полк, где вот-вот должен быть приведен в исполнение смертный приговор, летит депеша, отменяющая его. Она, увы, опоздала... Что же Толстой? Толстой, как никогда прежде, не мог молчать. Он прекрасно понимал, сколько еще в России Шебуниных, сколько истязаемых, униженных и оскорбленных, а то и ждущих своего смертного часа! Лев Николаевич не смог спасти беззащитного солдата юридическими доводами, соображениями гуманности и справедливости, взывая к христианскому чувству тех, от кого зависела судьба солдата, но Толстой мог защитить его, пробудить раскаяние в «их благородиях» как писатель. И он создает страницы, занимающие среди его произведений особое место, – даже рядом с «Севастопольскими рассказами» и «Войной и миром».

    5. Чтение с отдельными купюрами завершающих страниц рассказа «После бала» (в зависимости от оставшегося времени можно увеличить или сократить объем текста сохранив финальную сцену).

    «... С бала я уехал в пятом часу (утра, разумеется), пока доехал домой, посидел дома...»
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   30


    написать администратору сайта