Главная страница
Навигация по странице:

  • III. Работа по новой теме.

  • IV. Подведение итогов урока.

  • Домашнее задание

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение новой темы.

  • 1) В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения

  • 2) Гринев и обитатели Белогорской крепости.

  • ПУШКИНСКИЙ ПУГАЧЕВ Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение новой темы.

  • literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУрок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
    Дата11.04.2023
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаliteratura_8_klassПОУРОЧКИ.doc
    ТипУрок
    #1053173
    страница8 из 30
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   30

    III. Подведение итогов урока.

    Заключительное слово учителя.

    Надеюсь, вы обратили внимание на особенность нашего урока: как «объемно» мы разбирали всего-то одну пушкинскую страницу! Как коротко у Пушкина, и как много – у нас!

    Искусство Пушкина, его мастерство и заключается в том, чтобы в нескольких абзацах, а подчас в одной фразе, даже в единичном слове запечатлеть столь много, что нам, проникая в художественный образ, в мысль автора, приходится долго и подробно говорить о том, что он высказал предельно лаконично. Эта лаконичность и есть художественность. «У Пушкина в каждом слове – бездна пространства», – проницательно заметил Н. В. Гоголь. Читать и означает погружаться в это «пространство» художественного образа, в его «бесконечность», складывающуюся подчас из обычных, непримечательных слов, преображенных контекстом художественного творения, заметить и почувствовать каждую малость словесного ряда.

    Домашнее задание: высказать свое мнение о романе «Капитанская дочка»; воссоздать одну из его страниц, используя оценочную лексику со значением стилистического своеобразия пушкинского романа (запись на доске: Я сразу же был захвачен... доверился простодушию и живости повествования, его мягкой, незлобивой иронии... Поверил... Мне полюбились... Домашний будничный диалог... Милая наивность Петруши подкупила меня... Неожиданный перелом в повествовании... Тревожные предчувствия... Простота и ясность пушкинского языка... Динамичность фразы... емкость и выразительность глагола...).

    Урок 20

    ГЕРОИ И СТИЛИСТИКА А. С. ПУШКИНА
    В РОМАНЕ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
    ГРИНЕВ И САВЕЛЬИЧ


    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    – Какие страницы, эпизоды, картины показались неожиданными и особенно волнующими?

    – Привнес ли «вожатый» перемены в пушкинский роман, в его стилистику?

    – Часто ли создает автор пейзажные картины? (Пожалуй, единственный раз, когда Гринева застает буран.)

    – Так ли необходим буран автору?

    – Какой эпизод по роли своей в романе близок картине бурана? (Сон Гринева.)

    – Как встретили эту необычную страницу? Какова ее роль в романе?

    – Соотнесите неожиданные эпизоды первых страниц и их язык с последующими страницами.

    – В чем тайны композиции «Капитанской дочки»? Почему столь необычно построил Пушкин роман – на опережениях и перекличках (буран – «вожатый» – сон Гринева – заячий тулупчик – пугачевщина и судьба Гринева)?

    III. Работа по новой теме.

    Центральное лицо романа.

    – Назовите героев пушкинского романа. Кто из них, на ваш взгляд, главный?

    – А какого героя мы вправе назвать главным героем произведения?

    (Наш современник Фазиль Искандер поделился воспоминаниями о том, как он впервые услышал страницы пушкинской прозы: «Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница первых классов (заметьте: первых!) читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку». Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь... Уже зрелым человеком, – продолжает Искандер, – я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине; из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича...»)

    – Конечно, захватывающи Пугачев и Савельич! А как читали «Капитанскую дочку» вы? Какого героя ожидали каждый раз с нетерпением? Может, Гринев – центральный герой романа? Достоин ли он быть центральным образом?

    – А вот для М. Цветаевой нет героя значительнее Пугачева: благодаря ему судьба Гринева сложилась счастливо, а не будь их встречи в буран, не подари Гринев «вожатому» заячий тулупчик, он был бы для «злодея» Пугачева всего лишь офицером Белогорской крепости и погиб бы вместе со своими товарищами...

    – А зачем Пушкину Савельич? Автор то и дело испытывает своего героя:

     встречей с Зуриным – Гринев этот поединок проигрывает, и неудивительно (зачитать или пересказать эпизод в трактире);

     отношением к крепостному Савельичу – и здесь, казалось бы, мы также, даже с еще большей досадой, готовы укорить Петрушу за его «Молчи, хрыч!..» Согласны?

    Но внимательны ли мы к пушкинскому слову? Продолжим чтение.

    «Молчи, хрыч! – отвечал я ему, запинаясь...» Услышали, почувствовали ли Петрушу? Вновь мельком брошенное: «запинаясь»! что с Петрушей? Да, какой-то перелом в Гриневе, пока незаметный, подспудный. Давайте проследим состояние Петруши в пушкинском слове.

    Не удивляет, что Гринев – по воле автора! – вслед за «смутным припоминанием вчерашних происшествий» обмолвился о каких-то своих «размышлениях»? но где они? Не просмотр ли это, не небрежность ли автора? Нет, скорее гениальный ход: о «размышлениях», вызванных «вчерашними происшествиями», не сказать ничего определенного: они ведь были неотчетливы пока, «смутны», словно Гринев не понял еще, что с ним происходит, но – происходит...

    А затем... весь абзац отдан Савельичу! Вас это не удивило? А сам Савельич? Не многое ли он себе позволяет, отчитывая барина, вплоть до «И в кого ты пошел?»! Как разрешил Пушкин этот неожиданный мотив повествования – столкновение Петруши и Савельича?

    Вы, вероятно, заметили, что пушкинской прозе свойственен подтекст. За этой сдержанностью, незавершенностью повествования, его прерывистостью – состояние Гринева, его борьба... с самим собой... Но в этом «внутреннем» поединке он сразу же пасует перед Савельичем, чувствует вину перед ним и поначалу не смеет ему перечить, давая Савельичу возможность выговориться до конца, ни разу не перебивая его на протяжении пространной и едкой его «проповеди». «Мне стало стыдно», – только и осталось признаться Петруше. И все-таки он еще пробует играть понравившуюся ему роль господина, напоминая Савельичу, что он слуга и обязан «делать то, что ему приказывают». Но едва он отчитал Савельича, как тут же передает впечатление, произведенное на Савельича угрозами барина: «Савельич был так поражен моими словами, что сплеснул руками и остолбенел». А чуть дальше: «Савельич заплакал». И, наконец, «Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом...»

    Итак, мы понимаем, что Гринев вглядывается в Савельича, чувствует его состояние, ему не по себе от обиды, причиненной Савельичу. (Чтение текста.)

    – Что же вынудило Гринева обидеть Савельича? («...хотел вырваться на волю и доказать, что уж не ребенок»).

    IV. Подведение итогов урока.

    – Не забыли эпиграф к «Капитанской дочке»? Удачен ли он?

    – Вам понятно, почему Фазиль Искандер ждал с нетерпением появления именно Савельича на страницах пушкинского романа?

    Домашнее задание: перечитать главы, посвященные Белогорской крепости.

    Урок 21

    АНТИТЕЗЫ В РОМАНЕ А. С. ПУШКИНА:
    ГРИНЕВ И ОБИТАТЕЛИ БЕЛОГОРСКОЙ КРЕПОСТИ


    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Изучение новой темы.

    1. Слово учителя.

    Повесть «Капитанская дочка», как мы уже говорили, отличается необычайным художественным лаконизмом и обстоятельностью. Как отмечают исследователи, редкая вещь, однажды упоминаемая автором, не появляется потом вторично или даже в третий раз в каком-нибудь новом значении. Достаточно вспомнить, какую роль в развитии сюжета играет заячий тулупчик. Почти ни один, даже второстепенный, персонаж не исчезает бесследно в повествовании.

    Проверьте себя, насколько вы были внимательны при чтении романа, попробуйте ответить на вопросы викторины.

    2. Викторина.

    • При первом своем приезде в Белогорскую крепость Гринев увидел «старую чугунную пушку». В дальнейшем повествовании эта пушка упоминается еще три раза. Где?

    • Впервые войдя в дом капитана Миронова, Гринев заметил на стене «диплом офицерский за стеклом и в рамке». Где и когда он вновь упоминает об этом дипломе?

    • В I главе романа говорится о придворном календаре, любимом чтении старика Гринева. Где снова сказано об этом календаре?

    • Расставаясь при выезде из Симбирска с Зуриным, Гринев «и не думал с ним уже когда-нибудь встретиться», однако встретился. Когда? Зачем понадобился в этих обстоятельствах Зурин?

    • Когда и при каких обстоятельствах в романе дважды появляется изувеченный башкирец?

    • Где и когда дважды упоминается князь Б., дальний родственник Гриневых?

    3. Работа по главам III, IV, V.

    1) В критической литературе о «Капитанской дочке» высказаны следующие мнения:

    «С первых шагов своей сознательной жизни Гринев предстает перед нами почти сложившимся человеком»;

    «Гринев взрослеет под влиянием чрезвычайных исторических событий».

    – С каким из этих мнений вы согласны? Докажите, что именно оно верно.

    2) Гринев и обитатели Белогорской крепости.

    Итак, какое значение для формирования характера личности Гринева имели события, происшедшие с ним в Белогорской крепости?

    Попробуем в виде кратких тезисов ответить на этот вопрос.

    Гринев приезжает в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Многие из этих испытаний связаны с Белогорской крепостью:

    • история любви к Маше Мироновой, защита ее чести, спасение Маши от Швабрина;

    • столкновение со Швабриным, т. е. с завистью, клеветой, бесчестием, – испытание, из которого Гринев выходит победителем;

    • знакомство с Пугачевым как предводителем крестьянского восстания. Наблюдение над Пугачевым и его сподвижниками заставляют Гринева по-новому взглянуть на жизнь, увидеть и положительные качества выдающегося человека и народа, и его жестокость, связанную со стихией крестьянско-казачьего движения.

    Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.

    Как же это произошло? Давайте обратимся к роману. Меняется ли его интонация по сравнению с I главой? предчувствовали ли вы Белогорскую крепость на предыдущих страницах?

    А в самом деле: разве не предвещает ее папенька Петруши и не близки ли ему офицеры Белогорской крепости с их простодушием и достоинством людей присяги и долга; достаточно вспомнить требовательные вопросы, которыми встретил Гринева кривой поручик Иван Игнатьич: «Смею спросить, вы в каком полку изволили служить?», «А смею спросить, зачем изволили вы перейти из гвардии в гарнизон?» и даже как начальственный укор: «Чаятельно, за неприличные гвардии офицеру поступки».

    Были ли у вас предположения, как отнесется Гринев к обитателям Белогорской крепости? Да, мы были склонны ожидать, что Петр Андреевич моментально разочаруется в своем неказистом начальнике, которым командует Василиса Егоровна, с недоумением взглянет и на его домочадцев, среди которых столь «военный» человек, как «кривой поручик» Иван Игнатьич, донимающий Гринева вопросами, надменность которых – особенно в устах Ивана Игнатьича – невольно вызывает улыбку. А вечно краснеющая Маша...

    Появление Швабрина, несомненно, осложняет образ Гринева. Помните, наверно, Швабрин многим из вас сразу не понравился. А Гриневу? Напротив, они едва не становятся если не друзьями, то приятелями определенно. Да, поначалу в считанных фразах – обаятельный Швабрин. (Чтение текста.)

    Почему же следующая глава названа «Поединок»?

    Несомненно, заметили, как быстро меняется Гринев. Насколько он «от чистого сердца» расположен к Швабрину в начале их знакомства, возненавидит его настолько же спустя несколько страниц: «Ты лжешь, мерзавец, – вскричал я в бешенстве, – ты лжешь самым бесстыдным образом...». А его отношение к Маше?.. Да, «с первого взгляда она не очень мне понравилась». А через главу – «упоение восторга»: «Счастье воскресило меня. Она будет моя! Она меня любит! Эта мысль наполняла все мое существование».

    Что вам открыли в Гриневе эти страницы романа? Пожалуй, непосредственность и пылкость Гринева, его прямоту и эмоциональность в страстности, откровенности его признаний – в презрении ли к Швабрину, в любви к Маше.

    Наконец, «развязка» противостояния Швабрина и Гринева. Можно ли забыть их поединок? Но что в нем вас особенно взволновало?

    Да, это неравная дуэль: для Швабрина – одна из многих, причем с мальчишкой; для Гринева – первая и непривычная. Существенно ли это в прочтении «Капитанской дочки»?

    Действительно, как решителен и бесстрашен Гринев в желании отплатить Швабрину за его «бесстыдство». (Чтение текста.)

    «Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника... Я стал с живостью на него наступать и загнал его почти в самую реку».

    Обратите внимание: о Швабрине, который вероятно, не бездействовал, – ни слова: только о Гриневе. Справедливо ли? Несомненно! Ведь со стороны Гринева это праведная дуэль. Кстати: удивило ли что-нибудь в ней? А и впрямь: с чего бы Гриневу оказаться «столь опасным противником»? Только «уроками» Бопре (вот вам и возвращение к началу, причем к выгоде несчастного гувернера!) этого не объяснишь. А вот Маша к дуэли имеет самое прямое отношение. Гринев рыцарским жестом, дав отповедь Швабрину и приняв его вызов с явным риском для жизни, о чем, впрочем, он не думал, а во время самой дуэли бесстрашием, решительностью и даже искусностью в фехтовании (откуда это в нем?) засвидетельствовал на пушкинских страницах свою романтическую любовь к Маше Мироновой. Наконец, исход дуэли. Неожиданное ранение Гринева: наступал – и вдруг на тебе... А впрочем, только так Швабрин и мог одержать верх: как всегда, – «бесстыдством», низостью: удар, нанесенный им, – предательский!

    Но самое поразительное нас ждет впереди: «Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления...» (Чтение текста.)

    Ожидали ли вы такую перемену в отношении Гринева к Швабрину? Но еще неожиданнее ведет себя Швабрин, который «... изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват...» Это-то зачем: чтобы оправдать Швабрина? Или он хитрит, «прикидывается»? видите, сколько сложностей, «подтекстов» в простом, казалось бы, немудреном повествовании Гринева!

    Да, неисповедимы движения души человеческой. Трудно понять и объяснить Швабрина, как и любой характер. Но так ли уж стоит? Зачастую движения души необъяснимы. Эту-то тайну человеческую и запечатлел автор «Капитанской дочки».

    Но отличается ли и здесь Гринев от Швабрина? Да, его-то понять легко, тем более что он сам себя объясняет исчерпывающе, испытывая облегчение от этого признания.

    «Будучи от природы незлопамятен, я искренне простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную».

    Но завершение ли это сюжетной линии романа: «Гринев и Швабрин», финал ли это их отношений – примирение?

    Увы, отнюдь нет. Впереди – предательство Швабрина и его мщение Гриневу, едва не кончившееся гибелью Маши и позором, а может быть, и казнью Гринева.

    Почему вновь – и еще неожиданнее прежнего – меняется Швабрин? И почему столь круто расходятся судьбы Гринева и Швабрина и в роман Пушкина возвращается столь непримиримое теперь противопоставление Гринева и Швабрина, их, если угодно, поединок, еще более драматичный, чем недавняя дуэль?

    На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить на следующем уроке, когда речь пойдет ... о Пугачеве.

    Домашнее задание: перечитать главу II «Вожатый», главы IV–XII; индивидуальное задание: пересказать «Сон Гринева», «Калмыцкую сказку».

    Уроки 22–23

    ПУШКИНСКИЙ ПУГАЧЕВ

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Изучение новой темы.

    1. Вступительное слово учителя.

    «Если бы меня спросили: «Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринев, и царица Екатерина Вторая?», – я бы сразу ответила: «Вожатый». В моей «Капитанской дочке» не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: «Капитанская дочка», а думаю: «Пугачев»... – так прочитала роман Пушкина и его «вожатого» Марина Цветаева, великий поэт ХХ века.

    А вы задумывались ли над тем, какова роль Пугачева в романе? Как входит он в пушкинские страницы? Почему столь стремительно, неожиданно и непременно – в буран?

    Давайте понаблюдаем, как разворачивается эта тема во II главе.

    Какие страницы вас поразили особенно? Конечно же, «сон» Гринева с «чернобородым мужиком» – Пугачевым, с матушкой Гринева и умирающим отцом его, причем страшные события, пригрезившиеся Гриневу, происходят почему-то в его усадьбе, в родном доме.

    2. Пересказ «сна Гринева» (индивидуальное задание) с последующей беседой по вопросам.

    – Что особенно захватило вас на этой странице?

    Наверно, не только превращение отца в чернобородого мужика, лукаво подзывающего Петрушу, но и – состояние Гринева, бессильного противиться этому наваждению: «Я хотел бежать ... и не мог ...», «ужас и недоумение овладели мною».

    Обратите внимание, как прерывисты и противоречивы пушкинские фразы: «ужас и недоумение» – разве это совместимо? В чем же дело?

    – Как же рассказчику видится столь неожиданный и страшный сон?

    Как «нечто пророческое»! Это, несомненно, намек на «странные обстоятельства», которые ожидают Гринева, на «мертвые тела» и «кровавые лужи», которые ему предстоит увидеть, и все оттого, что было суждено встретиться с «вожатым»!

    К удаче или к беде эта встреча, обещающая… «ужас»?

    – Какие страницы вызывают у нас «ужас и недоумение»? В чем композиционное своеобразие этих страниц?

    3. Анализ главы VII.

    Проследите последовательность появления участников этой, говоря словами Гринева, «ужасной комедии».

    Это не так-то сложно: Пугачев – офицеры Белогорской крепости – Гринев – Швабрин – Гринев – Савельич.

    В чем тайна этой пушкинской страницы?

    Как всегда у Пушкина, в нескольких фразах – столкновение характеров, их неожиданные уподобления и контрасты. Гринев и Швабрин, Гринев и Савельич – рядом. И если между первыми – разлад, предательство Швабрина, то Гринев и Савельич – барин и слуга – заодно. Они настолько в тревоге друг за друга, настолько в смятении от происходящего, что повинуются не разуму, а чувству, безумию чувства, тут же выдавая и едва не погубив себя: «Не упрямься! Что тебе стоит: плюнь (!) да поцелуй у злод... (!) (тьфу!) поцелуй у него ручку!» это Савельич. А вот Гринев – в предельно короткой фразе: «Я не шевелился».

    Что осталось за кадром? Да, Гринев и Пугачев, их отношения, достаточно потаенные, трудно объяснимые. Разве не приведет в недоумение неожиданное милосердие Пугачева в ответ на откровенно дерзкое неповиновение Гринева? Зачем эти «сложности» и таинственности автору? Распутайте этот клубок.

    Да, все началось с «вожатого». А как продолжились у Пушкина «буран» и «вожатый»? Почему Гринева «сразу же привлек этот чернобородый мужик, его сверкающие ... глаза», «захватил загадочный разговор с хозяином постоялого двора»?

    На постоялом дворе Гринев пока еще не знает, что перед ним «злодей» Пугачев. А когда узнал, когда маска сброшена?

    Да, этого никак нельзя было ожидать: отказавшись присягнуть самозванцу, за что тот едва не казнил Гринева, Петруша становится чуть ли не приятелем Пугачева, его гостем.

    4. Прочитайте страницу, которая многое объяснит (с. 163 со слов «Необыкновенная картина мне представилась…» до конца главы).

    – Так ли необходима была в романе эта картина «военного совета», на который Пугачев пригласил Гринева?

    – Какие подробности особенно выразительны и таят в себе художественный смысл этой захватывающей страницы?

    – Почему так выделяется «заунывная бурлацкая песня» и «пиитический (а не поэтический) ужас», «потрясший» Гринева?

    – Вспомните, каким мы видели Гринева на площади, перед виселицей, а какой он сейчас, с глазу на глаз с Пугачевым. Что задержало ваше внимание? Да, неожиданные признания: «Я смутился...», «Я колебался...», и как развязка «ужаса» и «колебаний»: «наконец (и еще ныне с самодовольствием поминая эту минуту), чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческою».

    Заметили, «самодовольствие» Гринева, о котором он, пусть и в скобках, но «поминает»? и еще одна странность, может быть самая поразительная: откровенность, прямота Гринева, и это при том, что жизни его вновь угрожала опасность.

    Не вспоминаете ли иной страницы, где Гринев идет на едва ли еще больший риск в откровенности с Пугачевым, и все-таки колебания одерживают в нем верх, и он замолкает в тот момент, когда мы ждем, что он поведает Пугачеву о Маше. И поведает, но чуть позже... А пока...

    5. Внутренний монолог Гринева.

    Чтобы понять, услышать, почувствовать Гринева, прочитаем его внутренний монолог.

    «Не могу изъяснить, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока еще было время».

    – Чем вас так тронуло это признание Гринева? Что открыли вы в его речи, а в связи с этим что можете сказать о пушкинском мастерстве?

    – Почему он начинает с того, что не может «изъяснить» (а не «объяснить»)? Оправдана ли эта велеречивость: «сильное сочувствие», «влекло», желал «пламенно»?

    Представьте: Гринев кому-то рассказывает о своих встречах с Пугачевым и об отношении к нему. Так ли он скажет? Конечно же, нет! Но Гринев пишет воспоминания: пишет, а не рассказывает, причем не для близких только, но и для нас, и Пушкин намеренно привносит в его речь книжность, многозначительность.

    – Изменилась ли стилистика воспоминаний Гринева?

    Несомненно. Простодушие, трогательная наивность, будничность лексики и интонации сменяются голосом, полным достоинства и даже многозначительности, речью, не чуждой книжности, а то и изысканности.

    Как вы считаете: почему? Ведь столь разные по лексике и синтаксису страницы Гринев пишет в одни и те же годы! Вот тайна стилистики «Капитанской дочки»: с переменами в Гриневе, со «странными обстоятельствами», потрясшими его, претерпевает изменение и его речь, стилистика повествования в целом. Но вспомним: в следующей фразе Гринев с сожалением замечает: «Швабрин и народ, толпившиеся около нас, помешали мне высказать все, чем исполнено было мое сердце».

    – Как вы считаете, чем бы мог завершить свой «пламенный монолог» Гринев, если бы ему «не помешали»? Да и в чем помешали и почему «Швабрин и народ» оказались помехой? Что особенно поражает в признании Гринева?

    Да, намерение спасти «злодея Пугачева», государственного преступника; сам-то Пугачев понимает, что ему «не будет помилования», а вот Гринев этого словно и не берет в толк. Как понять это, как объяснить?

    – Зачем Пушкину доводить до столь невероятных последствий отношения Гринева и Пугачева?

    – Казалось бы, достаточно Гриневу испытаний! Так ли это?

    Увы, самое суровое ждало его впереди, начиная с неожиданной встречи с Зуриным!

    6. Пересказ главы «Арест» (гл. VIII).

    – Как завершились «дружеские путешествия с Пугачевым» Гринева, если воспользоваться ироническими словами Зурина?

    – Как вы считаете, совпадает ли мнение Пушкина с отношением Гринева к Пугачеву?

    – Почему столь противоречив пушкинский образ Пугачева – и ужасный, и поэтический?

    – Может быть, нас примирит с Пугачевым его сказка об орле и вороне?

    7. Пересказ сказки.

    – Согласны ли вы с высказыванием о ней Гринева?

    – Каково ваше окончательное отношение к пушкинскому Пугачеву? (Да, вероятно, мы не простим ему расправы с защитниками Белогорской крепости, особенно с Василисой Егоровной.) А впрочем, не забыли выразительную деталь: капитана Миронова вздернул на виселицу «изувеченный башкирец, которого допрашивали... накануне»? К чему бы это? «Справедливое возмездие»? Но почему мы не можем отделаться от ощущения «ужаса»? Да и можно ли забыть участников этой жуткой сцены – и тех, кого казнят, и того, кто небрежным взмахом платка обрекает их на виселицу?

    – И еще. Бросает ли какой-то свет на Пугачева Швабрин, изменник Швабрин, которого Пугачев производит в «старшины»?

    Вот, оказывается, насколько многозначительна роль Швабрина в романе: он не только контрастом с Гриневым «помог» ему возвыситься в мнении читателей, но и на Пугачева бросил зловещую тень.

    – Марина Цветаева предлагает сравнить отношение к Маше Мироновой Пугачева («Выходи, красна девица, дарую тебе волю. Я государь») и императрицы («Извините меня, – сказала она голосом еще более ласковым, – если я вмешиваюсь в ваши дела, но я бываю при дворе»).

    «Насколько царственнее в своем жесте мужик, именующий себя государем, чем государыня, выдающая себя за приживалку»; ее голос кажется Цветаевой «просто льстивым, фальшивым». Согласны ли вы с таким мнением?

    8. Размышления над эпиграфом к роману.

    И, наконец, вернемся к первой странице романа, к его истоку, к эпиграфу. Оправдан ли он? И так ли уж необходим? почему Пушкин предварил роман эпиграфом «Береги честь смолоду»?
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   30


    написать администратору сайта