Главная страница
Навигация по странице:

  • Ход урока I. Изучение нового материала.

  • II. Подведение итогов урока.

  • I. Изучение нового материала.

  • Уроки

  • I. Проверка степени осмысления содержания пьесы.

  • II. Подготовка к написанию сочинения.

  • literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУрок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
    Дата11.04.2023
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаliteratura_8_klassПОУРОЧКИ.doc
    ТипУрок
    #1053173
    страница5 из 30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

    II. Подведение итогов урока.

    Домашнее задание:

    1) знать содержание комедии «Мещанин во дворянстве»;

    2) индивидуальное задание: подготовить сообщение «Из истории создания комедии "Мещанин во дворянстве"».

    Урок 11

    Ж.-Б. Мольер.
    «Мещанин во дворянстве»


    Цели: познакомить с историей создания комедии; выявить интригу, смысл и образы комедии.

    Ход урока

    I. Изучение нового материала.

    1. Сообщение учащегося «Из истории создания комедии "Мещанин во дворянстве"».

    Своим возникновением эта бессмертная комедия обязана анекдотическому случаю. Турецкий посол при французском короле как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее, чем корона Людовика XIV. Разгневанный монарх приказал посадить посла под домашний арест, а потом и вовсе выслать из Франции. Король еще пожелал, чтобы Мольер в одной из своих пьес выставил турок в смешном виде, и драматург написал произведение, где вдоволь поиздевался как над турецкой, так и над доморощенной французской помпезностью. Впервые пьеса была сыграна 14 октября 1670 года.

    2. Разбор идейного содержания комедии.

    Учитель. Главная сюжетная линия, на которой построена пьеса Мольера, отражает определенный исторический этап развития класса буржуазии во Франции. Чувствуя себя равными дворянам по своим материальным возможностям, многие представители буржуазии стремились подражать дворянским манерам, внешнему стилю и образу их жизни. Однако в XVII в., во времена Мольера, наряду с преклонением перед «благородными», растет и самосознание французского буржуа, чувство классового достоинства, в силу которого люди мещанского звания сознательно не хотели ни уподобляться дворянам, ни вступать в родство с ними. Мольеровская комедия написана в поддержку таких людей и как осмеяние пренебрежения к своему происхождению, к традициям своего сословия; смысл комедии выражен в самом ее названии.

    3. Чтение по ролям с комментированием.

    Вопросы к д. II, явл. 6, д. III, явл. 3:

    – Как относится Журден к желанию стать похожим на аристократов?

    – Чем обеспечивается комизм героев и ситуаций? Какие моменты раскрывают нам несоответствие стремления Журдена занять высокое положение в свете и его внутренних возможностей, умственного и духовного развития, вкуса?

    – Как можно прокомментировать слова учителя музыки: «Деньги выпрямляют кривизны его суждений»?

    – В каких сценах проявляется грубоватая, примитивная, но деятельная, живая и не лишенная здравого смысла натура Журдена?

    – Как оценивают поведение Журдена его жена и служанка Николь?

    – Каковы на самом деле аристократы, покорившие воображение Журдена?

    – Кто такой Клеонт?

    – В каких словах Клеонта выражена главная мысль пьесы?

    Для мещанина Журдена уже одно дворянское имя является гарантией всех высших человеческих достоинств. Он исполнил свое желание как можно более приблизиться к титулованным особам: быть похожим на них внешне, одеваться, разговаривать, проводить время так, как делают это они. уже немолодой, семейный человек, он выбирает себе «даму сердца» в лице маркизы Доримены и надеется добиться ее благосклонности великосветским обхождением. С этой целью Журден нанимает себе учителей, заказывает серенады и балетные представления в честь маркизы, одевается в самые модные костюмы, не замечая, как нелепо выглядят они на его нескладной фигуре. Даже дочь свою он решил выдать замуж только за дворянина.

    В своем ослеплении Журден по-детски доверчив, он наивно верит всему, что ему говорят граф и маркиза. Учитель это понимает и потому смеется над простаком Журденом.

    Ограниченный до тупости, мольеровский мещанин, однако, верно понимает: путь к дворянскому обществу открывают ему деньги.

    Невежество и глупость сочетаются у Журдена с непомерной самоуверенностью. Он представляет собой тип буржуазного выскочки, который кичится своим состоянием, но испытывает острую зависть к привилегированным сословиям и потому старается всячески отмежеваться от своего класса. И в этом он не одинок, как явствует из речи Клеонта, жениха его дочери. На вопрос Журдена, дворянин ли он, Клеонт отвечает: «Сударь, большинство, не задумываясь, ответило бы на этот вопрос утвердительно… Люди без зазрения совести присваивают себе дворянское звание, – подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай».

    Клеонт и жена Журдена – полная противоположность главному герою комедии: они предпочитают собственный круг, где могут чувствовать себя независимыми и достойными людьми; их возмущает самая мысль о каком-либо превосходстве дворянина над мещанином.

    Характеристику времени, когда деньги становятся главным предметом человеческих стремлений, дополняют и образы учителей.

    Но гораздо более злым и беспощадным оказалось в комедии изображение дворянства.

    С безусловной симпатией Мольер изображает лишь слуг – Николь и Ковьеля. Именно их смекалка и чувство справедливости помогают одержать победу над Журденом. Простой народ у Мольера показан как единственный выразитель естественной человечности и доброго здравого смысла.

    4. Рассказ учителя о художественном своеобразии комедии.

    Отдельными гранями своего творчества Мольер выходит за границы классицизма. Своеобразие его – в театральности (это качество драмы, которое делает спектакль ярким, красочным зрелищем). Комедия «Мещанин во дворянстве» театральна по самому своему сюжету. Ведь господин Журден хотел бы в жизни играть роль дворянина.

    Игра лежит в основе всей интриги (соотношение персонажей и обстоятельств, обеспечивающее развитие действия в художественном произведении), всего развития сюжета в этой комедии.

    Составной частью игры является балет (сцена одевания Журдена, посвящение в «мамамуши»). Балетный маскарад блистательно завершил все сюжетные линии комедии, «игра» окончена. Побеждает здравый смысл. Все участники «игры» обретают свое реальное положение в обществе. Можно предполагать, что отрезвеет и сам Журден.

    Таким образом, игра стала важнейшим принципом в построении действия, «игровой» колорит как раз и отличает «Мещанина во дворянстве» от бытовой комедии. Единый принцип «игры» служит у Мольера единству действия. Хотя кроме истории самого Журдена здесь представлены и, казалось бы, побочные сюжетные линии – Клеонта и Люсиль, Доранта и маркизы, они не имеют самостоятельного смысла вне главной интриги. Все ситуации в конце концов оказываются связанными с журденовскими попытками выйти в дворяне – вливаются в одну сюжетную линию, линию главного героя. Единство действия в комедии усиливает комический эффект, нацеленность авторского смеха. Знаменитое правило классицизма таким образом не мешает, а, напротив, содействует интересам комедийного жанра.

    Каков же метод создания человеческого характера в мольеровской комедии?

    В каждом герое есть доминирующая, преобладающая черта характера, которая является стержнем образа.

    Не отступая от классицистических принципов построения образа, Мольер стремился расширить их, сближаясь тем самым с реалистической тенденцией жанра комедии.

    Черты реализма проявляются и в стремлении драматурга дать социально-конкретную речевую характеристику персонажам.

    II. Подведение итогов урока.

    Выводы (записать в тетради):

    1. Мольер, отходя от канонов классицизма, открывает дорогу реализму.

    2. Идея пьесы: ценность человеческой личности определяется не сословной принадлежностью.

    3. Комедия Мольера актуальна и в наше время.

    Домашнее задание:

    1) письменно ответить на вопрос: «В чем я вижу бессмертие мольеровских персонажей?»;

    2) подготовить устное сочинение «Моя любимая страница в комедии Мольера»;

    3) читать комедию «Недоросль».

    Урок 12

    Д. и. фонвизин.
    Комедия «недоросль»


    Цели: познакомить учащихся с комедий «Недоросль» и ее автором; дать понятие о сатире в творчестве Фонвизина; отметить черты классицизма в комедии «Недоросль»; дать представление о ее значении в развитии русской реалистической литературы, русского театра.

    Ход урока

    Волшебный край. Там в стары годы,

    Сатиры смелый властелин,

    Блистал Фонвизин, друг свободы…

    А. С. Пушкин

    I. Изучение нового материала.

    1. Беседа по вопросам.

    – Какие факты статьи говорят о Фонвизине как сатирике?

    – Что такое сатира?

    Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

    – Свойственна ли сатира, на ваш взгляд, традиционной комедии классицизма?

    Вспомните, чем характеризовалась классицистическая комедия («Мещанин во дворянстве»). Поищем эти приметы в афише фонвизинской комедии до чтения.

    1) «Недоросль» (комедия в 5 действиях) – для классицизма как раз и характерна 5-актовость драматических произведений.

    2) Человек в классицистической комедии предстает воплощением одного свойства, положительного или отрицательного. В «Недоросле» мы также можем сразу распознать «плохих» и «хороших» – уже до чтения комедии, при помощи «говорящих» фамилий: Скотинин, Простаков, Стародум, Кутейкин, Вральман, Правдин.

    2. Работа с текстом комедии.

    Учитель. «Недоросль», безусловно, самое выдающееся произведение драматургии классицизма XVIII в. Однако смешное в комедии уже не укладывалось в известную формулу классицизма: «смешить и смехом пользовать». Предметом критики были «тяжелые злоупотребления внутренние». Поэтому художественная разработка конфликта и характеров вышла за рамки комедийной основы, вступила в область сатиры. Изображенные в комедии «болезни» общества были, по мнению Гоголя, «беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

    – Как мы воспринимаем слово «недоросль» сегодня? Как вы отнесетесь к тому, что кто-то назовет вас недорослем?

    Да, в этом слове таится что-то обидное, ирония, насмешка. А между тем, как известно, недорослями до появления комедии Фонвизина называли всех дворянских подростков до 15 лет – это был подрастающий «ратный запас». Недоросли, достигшие 15 лет, то есть созревшие для несения «государственной ратной службы», именовались «новика́ми». Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук хотя бы в домашних условиях.

    Вот таким дворянским недорослем в глухом углу великой Российской империи и показан главный герой комедии Фонвизина Митрофан Простаков, «матушкин сынок». Именно его свойства сделали нейтральное слово «недоросль» чуть ли не бранным, а имя Митрофанушка приобрело такое обобщающее значение, что любой наш молодой современник может быть назван этим именем-характеристикой, если он обнаруживает сходство в поступках, рассуждениях и нравственных качествах с главным персонажем бессмертной комедии.

    – Давайте же определим, какие рассуждения, поступки и нравственные качества сделали имя героя комедии нарицательным. Какую оценку мы даем человеку, которого называем Митрофанушкой?

    (Центральный герой комедии не только «маменькин сынок», тупой и ленивый. Он эгоистичен, жесток и хитер. Фонвизин делает Митрофана воплощением дремучего невежества и нравственной невоспитанности, поэтому он не так уж смешон. «В комедии он делает два дела: размышляет, чтобы выпутаться из затруднений, в которые ставит его зоологическая любовь матери, и поступает, выражая в поступках свои обычные чувства. Забавны только его размышления, а поступки – нисколько», – писал В. О. Ключевский.)

    3. Выразительное чтение по ролям отдельных сцен, их коллективное обсуждение (д. I, явл. 1–4; д. II, явл. 6; д. III, явл. 1–2, 6–8; д. IV, явл. 8; д. V, явл. 1–4, последнее).

    II. Подведение итогов урока.

    Учитель. Наблюдая за столкновением положительных и отрицательных персонажей, убеждаемся, что в образах Правдина и Милона Фонвизин показал примеры исполнения дворянского долга перед Отечеством на гражданском и военном поприщах. Однако свой идеал «честного» человека, свои представления о долге дворянина перед обществом, свои личные симпатии и антипатии автор комедии высказывает устами Стародума, человека петровской поры, резко осуждающего нравы екатерининского двора и провозглашающего: «Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. Ум, коль он только что ум, самая безделица; прямую цену уму дает благонравие…» (то есть высокие нравственные качества).

    Домашнее задание: подготовиться к семинару по теме «Вопросы воспитания и образования в комедии «Недоросль».

    Задания для групп:

    1-я группа:

    – Грамотны ли Простакова и Скотинин?

    – Как относились к образованию в их семье?

    – Почему обучается Митрофан?

    2-я группа:

    – Чему и как обучается Митрофан?

    – Глуп ли он?

    – Как он относится к учению?

    3-я группа:

    – Что такое воспитание? Какова его цель?

    – Что такое образование? Какова его цель?

    – Что главнее: воспитание или образование? Найдите ответ в репликах положительных героев.

    4-я группа:

    – Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

    – Почему комедия, в которой главной политической проблемой является проблема крепостного права, поднимает вопросы воспитания?

    Задания для 3-й и 4-й групп сложны, поэтому учителю необходимо проинструктировать учащихся, порекомендовав прочитать следующую литературу:

    1) Кутузов, А. Г. и др. В мире литературы. 8 класс. – М.: Дрофа, 1998.

    2) Благой, Д. Д. Фонвизин Д. И. – М., 1945.

    3) Кулакова, Л. И. Денис Иванович Фонвизин. – М., Л., 1966.

    4) Макогоненко, Г. П. Денис Фонвизин. – М., Л., 1961.

    5) Рассадин, О. Б. Сатиры смелый властелин. – М., 1985.

    Уроки 13–14

    образование и воспитание в комедии
    Д. И. Фонвизина «Недоросль»
    (урок-семинар)

    Цели: обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе.

    Ход уроков

    I. Проверка степени осмысления содержания пьесы.

    – В чем вы видите главный смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?

    – Кто же приводит в движение все действия комедии, становится центром всех событий?

    Конечно, не Стародум (появляется он, когда действие уже набрало силу) и не Митрофан, хотя его именем и назвал Фонвизин свою пьесу. Митрофан – только «подобие» своей матушки и до поры до времени ее послушное чадо. Главный персонаж комедии – госпожа Простакова. Она ведет действие, она в центре всех событий, из-за нее возникают постоянные стычки, столкновения. Попробуем мысленно «удалить» ее из «Недоросля» – и все произведение разрушится. Ее роль особенно четко осознается при воспроизведении основных событий сюжета:

     Госпожа Простакова собирается выдать Софью за Скотинина;

     Новые замыслы по отношению к Софье после письма от Стародума;

     Приезд Стародума и старание госпожи Простаковой представить богатому дядюшке Софьи все достоинства Митрофана;

     Попытка похитить Софью и насильно обвенчать с Митрофаном;

     Потеря права на бесконтрольное управление имением и трагическое разочарование в сыне.

    Таким образом, на Простаковой не только «дом держится», как она хвалится перед Правдиным, но держится и вся комедия. И если как человек она вызывает у автора, читателя и зрителя острое неприятие («госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» с «адским нравом», «злая помещица»), то как художественное достижение Фонвизина этот образ сохраняет свою выразительность и силу до сегодняшнего дня. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством: госпожа Простакова не только зла, жестока и невежественна, она хитра, лицемерна, расчетлива, предприимчива. В ней сочетаются умственная ограниченность и практическая сметка, нравственная низость и самоотверженная любовь к сыну – все это вместе создает полнокровный живой характер, запечатлевший эпоху и сохранивший общечеловеческий смысл до нашего времени.

    II. Подготовка к написанию сочинения.

    1. Составление плана характеристики героя.

    Учитель. Завершая обзор комедии, мы попытались составить характеристику ее главного героя – госпожи Простаковой.

    А что такое характеристика? (Определение записать в тетради.)

    Характеристика – описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.

    План характеристики:

    1) Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.

    2) Общие сведения о персонаже.

    3) Приведение доказательств и подбор иллюстраций к ним из текста.

    4) Вывод и переход к следующей мысли.

    5) Доказательство, обобщение и новая мысль.

    6) Итоговое обобщение.

    Пример плана (к характеристике Митрофанушки):

    1) Воспитание зависит от среды, условий формирования молодого человека. Именно это утверждает Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Это – главная мысль произведения.

    2) Митрофанушка – один из главных героев комедии. Это 15-летний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).

    3) Имя «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать» – логический переход к новой мысли.

    2. Рекомендации к написанию сочинения:

    – не злоупотреблять цитатами;

    – пользоваться разными приемами цитирования;

    – избегать повторения, подыскивать синонимы;

    – следить за правильностью связи слов в предложении;

    – ясно формулировать мысли;

    – приводить аргументы;

    – следить за соответствием мысли и доказательств к ней;

    – следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.

    3. Рекомендации по характеристике речи персонажей.

    – О чем свидетельствует речь персонажей? (Автор, стремясь к жизненной правде, речью персонажа характеризует саму личность.)

    – В чем особенности речи Цифиркина? Кутейкина? (Цифиркин в прошлом был солдатом, а сейчас – преподаватель арифметики. В его речи звучат постоянные подсчеты, а также военные термины. Кутейкин – недоучившийся семинарист; его речь изобилует формами церковно-славянского языка: «тьма кромешная», «горе мне, грешному», «звах бых и приидох» и др.)

    – А что еще характеризует речь этих персонажей? (Речь Кутейкина характеризует его как человека хитроватого, а речь Цифиркина – как грубоватого, прямолинейного и честного.)
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта