Главная страница
Навигация по странице:

  • IV. Подведение итогов урока. – Какой из текстов преданий вам понравился больше– В чем сходство и различие преданий и народных сказокДомашнее задание

  • Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания.

  • III. Изучение новой темы (продолжение).

  • IV. Подведение итогов урока.

  • literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)


    Скачать 1.48 Mb.
    НазваниеУрок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
    Дата11.04.2023
    Размер1.48 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаliteratura_8_klassПОУРОЧКИ.doc
    ТипУрок
    #1053173
    страница3 из 30
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

    III. Изучение новой темы.

    1. Сообщение темы и целей урока.

    2. Вступительное слово учителя по новой теме.

    Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.

    Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.

    Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане. Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.

    3. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника).

    4. Беседа по тексту.

    – Каким народ представляет себе Ермака?

    – Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

    5. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

    – Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

    6. Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.

    С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъем крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачева грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения пугачевщины.

    Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачева, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В. В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже Пушкин оценил одно из воззваний Пугачева как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».

    – Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны. («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».)

    – Какое отношение к Пугачеву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

    7. Чтение предания «О Пугачеве» (с. 13 учебника).

    IV. Подведение итогов урока.

    – Какой из текстов преданий вам понравился больше?

    – В чем сходство и различие преданий и народных сказок?

    Домашнее задание: подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику (задание 1, с. 17, раздел «Развивайте дар слова»); вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.

    Урок 6

    «Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО
    И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
    (2 часа)

    Цели урока: познакомить учащихся с «Повестью о житии... Александра Невского»; показать, как в русской литературе в период монголо-татарского завоевания возникло стремление пробудить патриотические чувства читателей; учить узнавать прочитанные произведения и определять их жанры; работать над умением отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» с включением характерной для этого предания лексикой: много в ней великого добра таится; занемог; хвороба; доспехи; завел разговор; богатства несметные; нехоженая землица лежит; одолел сибирского хана и т. д.

    В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите на примерах в процессе пересказа фрагментов.

    I. Изучение новой темы.

    1. Беседа по вопросам.

    – Как начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки.

    – Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее.

    – Как надо читать произведения Древней Руси? В чем неповторимость их интонаций, лексики, художественных образов? Какие слова, обороты остались в памяти?

    (Определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир:

    неторопливость, обстоятельность;

    степенность, торжественность;

    велеречивость (высокопарность, напыщенность по языку, красноречивость), возвышенность, книжность;

    исповедальность, монологичность;

    драматизм, трагичность;

    взволнованность, эмоциональность, лиризм;

    человечность, сострадание, кротость, смирение, благоговение, религиозность.)

    – Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен?

    – Как вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси? Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие?

    (Жанры – группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Жанры духовной литературы: молитва, притча, житие, поучение, повесть, летопись.)

    2. Викторина: узнайте прочитанные произведения и определите их жанр.

    – «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имея корня, засохло. Иное упало в терпение, и выросло терпение и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто раз, а другое в шестьдесят, иное в тридцать. Кто имеет уши слушать, да услышит».

    («Притча Иисуса Христа о сеятеле».)

    – «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! ...Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом вы предстоите перед владыкой Христосом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»

    («Повесть о Петре и Февронии Муромских»,

    написана в жанре жития святых.)

    – «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем».

    («Притча о добром самарянине».)

    – «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».

    («Сказание о Кожемяке».)

    – «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

    («Притча о блудном сыне».)

    – «И сказал им:

    – Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.

    Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец».

    («Сказание о белгородском киселе».)

    – О каком Сергии идет речь?

    «Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове от благоверных родителей Кирилла и Марии... Когда ему исполнилось семь лет, отдан был в учение...

    Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок.

    В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России».

    («Житие Сергия Радонежского».)

    – Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».

    3. Слово учителя о традиции Киевской Руси в литературе XIII века.

    В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

    В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдет сегодня речь на уроке.

    Повесть о великом князе владимирском Александре Невском (ок. 1220–1263) сложилась как дружинно-воинское произведение под пером одного из придворных князя, но дошла она до нас в обработке в виде «Жития» святого. «Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Самсону, Соломону, Давиду, римскому императору Веспасиану. Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского» (Балтийского) и даже до «великого Рима». Был «грозен глас его, яко труба звенящи, и бысть Александр [...] непобедим, яко един Акрита» (византийский герой «Девгениева деяния»). «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами со шведами на Неве (1240 г.) и немцами на Чудском озере (1242 г.). библейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию». подчеркивается доблесть князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на лице острымь своимь копиемь». Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («сил вся слышахом, – пишет автор, – от господина своего Александра»). Но перед этими фольклорно-богатырскими эпизодами развертывается картина традиционно-литературного «видения», когда в воздухе появляются святые Борис и Глеб, чтобы помочь Александру – «сроднику» своему. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».

    4. Комментированное чтение «Повести о житии... Александра Невского» (с. 19–26 учебника) с последующей беседой.

    – Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении?

    – Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

    – Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает?

    – Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»?

    – Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»?

    каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

    – Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? (с. 26, от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

    Домашнее задание: составить небольшой словарик характерных для этого текста слов, тех, которые могут использоваться сегодня, и тех, которые «ушли в прошлое» (задание 4, с. 27, раздел «Будьте внимательны к слову»); подготовить выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести.

    Урок 7

    «Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО
    И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
    (продолжение)

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Выразительное чтение по ролям фрагментов «Повести о житии ... Александра Невского».

    2. Работа по р/р: проверка словарика характерных для данного текста слов, которые можно использовать сегодня и которые «ушли в прошлое».

    (Деяния – (высок.) – действия, поступок.

    Сеча (стар.) – сражение.

    Распря (устар.) – ссоры, раздоры.)

    3. Работа (самостоятельная) по вариантам.

    1-й вариант.

    1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение воинской повести.

    2. Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним [Александром] крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

    2-й вариант.

    1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение житиям.

    2. Какими словами Александр укрепляет «дух дружины своей»? Как вы их понимаете? С помощью каких средств создается образ героя?

    III. Изучение новой темы (продолжение).

    1. Сообщение цели: как отразилась русская история в картинах.

    – Рассматривание иллюстрации П. Корина «Александр Невский».

    (Триптих – (гр. triptychos сложенный втрое) – 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.)

    – Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Найдите цитаты из «Повести...», рисующие Александра. («Рост его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».)

    – Используя художественные средства повести, составьте устную характеристику князя Александра.

    2. Чтение материала учебника (с. 28–30).

    3. Рассматривание картин Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов» и В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища».

    – Пользуясь материалом статьи В. Шевченко, расскажите, что вы знаете об исторических событиях, изображенных художниками на этих картинах.

    IV. Подведение итогов урока.

    – Как вы считаете, какие произведения Древней Руси были особенно близки и дороги их современникам? Почему они оказывали предпочтение житиям?

    – Стоит ли перечитывать произведения древности? Живы ли они?

    – Итак, каков же художественный мир литературы Древней Руси, ее интонации, образы, краски?

    – Закончите выполнение самостоятельной работы, включив в нее третий вопрос: «Найдите достаточно точные слова-определения художественного мира литературы Древней Руси и запишите их, соотнеся с изученными произведениями (в том числе с "Повестью о житии... Александра Невского")».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


    написать администратору сайта