literatura_8_klassПОУРОЧКИ. Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа)
Скачать 1.48 Mb.
|
I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Работа по карточкам. Карточка 1. 1. Что такое басня? Каких баснописцев вы знаете? 2. Какое чувство вызывает у читателя персонаж данного отрывка? Какими средствами баснописец добивается подобного эффекта? Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала, Наевшись, выспалась под ним, Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у дуба корни стала. (Свинья у Крылова прожорливая, противная, глупая. никаких добрых чувств она не вызывает. Баснописец рисует ее образ с помощью грубых, просторечивых слов и выражений: наелась до отвала, глаза продравши, рылом. Свинья показана в действиях, последнее из которых не только нелепо, лишено смысла, но и вредно – «подрывать у дуба корни стала».) Карточка 2. 1. Перечислите характерные черты басни. (Герои басен – чаще всего животные, растения или предметы, а под ними подразумеваются люди с их недостатками. Такое свойство басен называется аллегорией. Нравоучительный смысл басен заключается в начале или конце произведения, в нескольких строчках, называемых моралью.) 2. Какими средствами баснописец создает образ тупого, самовлюбленного осла? Докажите это с помощью данного отрывка. Осел увидел Соловья И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?» (Выбор в судьи осла, а не другого животного, сам по себе абсурден, так как осел – символ тупоумия, упрямства, невежества. Кроме того, крик этого животного – один из самых антимузыкальных в природе, поэтому сразу можно догадаться, что ослу оценить пение соловья по достоинству непосильно. Это аллегория неправедного, ничего не знающего и не понимающего, но берущегося судить. Спесь, самолюбование этого персонажа показаны в манере разговаривать, панибратское обращение «дружище», соединение несоединимых слов «великий мастерище» придают всему сочетанию пренебрежительную окраску. Построение фразы «хотел бы очень я сам посудить, твое услышав пенье, велико ль подлинно твое уменье» возвеличивают судью; изменение порядка слов, выделение слова «сам» в начале строки, вопросительная частица «ль» служат этой цели.) 2. Инсценированное чтение басни «Лягушки, просящие царя» с последующим обсуждением чтения. – Чье чтение понравилось? Почему? – Удалось ли ребятам при чтении передать характерные черты персонажей басни? 3. Чтение придуманных по предложенным пословицам басен; рецензирование. III. Изучение новой темы. 1. Сообщение темы и целей урока. 2. Слово учителя о Рылееве. Война 1812 года, тяжелое положение народа, политика самодержавия, знакомство с передовой политической и философской мыслью Западной Европы – все это привело к появлению тайных обществ, ставивших своей целью свержение самодержавия. Будущие декабристы не считали народ активной политической силой и делали ставку на заговор. Для идеологии декабризма, отразившейся в произведениях поэтов-декабристов К. Ф. Ры-леева, А. А. Бестужева, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, характерны мысли о высоком гражданском назначении поэзии, мотивы тираноборчества, высокие нравственные идеалы, патриотизм. Одно из самых значительных вольнолюбивых произведений декабристов – стихотворение К. Ф. Рылеева «Гражданин». «Я не поэт, а гражданин» – вот творческая позиция, провозглашенная Рылеевым в этом стихотворении. Поэзия, как и вся жизнь, должна быть подчинена «борьбе за угнетенную свободу человека», считал он. Создавая свои «Думы», Рылеев ставил перед собой задачу «напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти». Прославление мужества и героизма, проявленных в борьбе за национальную независимость родины, за освобождение народа от иноземного владычества – вот главная тема дум «Иван Сусанин», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака» (последняя из них стала народной песней). (Звучит запись песни «Смерть Ермака».) Рылеев, посвящая свои думы выдающимся людям нации, порой пренебрегает исторической достоверностью. Он сознательно преображает персонажей, наделяя их чертами своего времени. Герои действуют в исключительных психологических обстоятельствах, подчеркивающих неординарность их личности. Драматизм развития событий роднит думу с балладой. – Что же такое дума? Запись определения думы в тетради: дума – эпико-лирический жанр украинского словесно-музыкального творчества. Тематика дум по преимуществу историческая. – Как же начиналась литературная деятельность К. Ф. Рылеева? – Почему думы Рылеева получили почти единодушную благожелательную оценку литературной общественности? 3. Чтение материала учебника (с. 88–89). 4. Чтение исторической справки «Смерть Ермака» (с. 89–90). – Как вы считаете, с какой целью перед думой автор дает историческую справку? – Все ли вам было понятно, когда вы слушали песню «Смерть Ермака»? – Какие события, о которых рассказывается в справке, отражены в произведении? 5. Чтение думы «Смерть Ермака» учителем с последующей беседой по содержанию. – Какова тема и идея думы Рылеева? Какие чувства стремится передать автор читателю? – О чем думает Ермак в ночь перед битвой? Как вы понимаете слова героя: «И мы – не праздно в мире жили!»? – Как погибла дружина Ермака? В чем видит автор причину ее гибели и кого осуждает за это? Какие взгляды Рылеева проявились в думе? 6. Работа по картине художника Б. Дехтерева. – Какой эпизод из думы «Смерть Ермака» изобразил художник? – Зачитайте строчки из думы, описывающие этот эпизод (с. 92 от слов «Ермак воспрянул ото сна ...» до «... стал гибели его виною», с. 93). – Какого былинного богатыря напоминает вам Ермак? IV. Подведение итогов урока. Дума – название заимствовано у поляков и украинцев. Так называли рыцарскую песню или народную лироэпическую песню. Думы делятся на две основные группы – исторические и социальные. – К какой группе можно отнести думу Рылеева? (Повторное слушание песни на слова рылеевской думы.) – Сравните тексты думы Рылеева и народной песни. Что народу показалось наиболее важным в произведении поэта? Какое настроение она у вас вызвала? Домашнее задание: подготовить выразительное чтение думы «Смерть Ермака», подчеркнув ее драматический характер; перечитать «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина. Урок 18 А. С. ПУШКИН. «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВСКОГО БУНТА». НА ПОДСТУПАХ К РОМАНУ «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Цели урока: выяснить причины обращения А. С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали поэта; познакомить учащихся с научно-художественной летописью событий Пугачевского бунта, которая стала основой исторического романа «Капитанская дочка». Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение думы К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака» с последующим анализом и оценкой чтения. III. Изучение новой темы. 1. Сообщение темы и целей урока. 2. Слово учителя. Общественная обстановка 1830-х годов характеризовалась растущим напряжением. Победа общеевропейской реакции, начавшаяся разгромом испанской революции 1820 г. и завершившаяся пушечными залпами на Сенатской площади (1825 г.), оказалась недолговечной. В 1830 году Европа вступила в новую фазу революций. По России прокатилась волна народных беспорядков. В этих условиях исторические размышления Пушкина приобретали особенно напряженный характер. Стремясь разглядеть в прошлом те исторические силы, которым предстоит сыграть решающую роль в будущем, Пушкин видел три таинственных образа, загадочное поведение которых могло определить грядущую судьбу России: самодержавную власть, высшие возможности которой казались воплощенными в Петре; просвещенное дворянство, размышляя о котором надо было решить, исчерпало ли оно свои исторические возможности на Сенатской площади или способно заполнить еще одну страницу в истории России; и народ, образ которого все больше принимал черты Пугачева. Так завязался узел основных тем творчества 1830-х годов. Дворянство в целом, и особенно лучшая часть его – образованное дворянство, воспринималось Пушкиным прежде всего как сила, противостоящая самодержавию. Однако уже в одной из заключительных сцен «Бориса Годунова» Пушкин показал народный бунт. Народные восстания 1830 г. поставили тему восстания в повестку дня. Она впервые появляется в «Истории села Горюхина» и уже не сходит со страниц пушкинских произведений. В начале 1830-х гг. Пушкин склонен был считать старинное дворянство, уже утратившее свои сословные привилегии и имущество, естественным союзником народа. Так родился замысел «Дубровского», в котором, как вы помните, главный герой, Владимир Дубровский, стал вождем крестьянского восстания. Однако реальность такого сюжета вызывала у Пушкина сомнения. 31 января 1833 года А. С. Пушкин начинает «Капитанскую дочку», первоначальный замысел произведения развивался в русле «Дубровского»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Но роман «не шел...». Необходимо было проверить свои идеи на реальном историческом материале. 6 февраля 1833 года, дописав последнюю главу «Дубровского», Пушкин 7 февраля обращается за разрешением ознакомиться с архивными документами по делу Пугачева. 3. Чтение материала учебника «Историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании» (с. 102–103). 2 ноября 1833 года Пушкин окончил «Историю Пугачева». В предназначенных для Николая I «Замечаниях о бунте» Пушкин дал исключительно четкий социологический анализ восстания: «Весь черный народ был за Пугачева... Одно дворянство было открытым образом на стороне правительства. Пугачев и его сообщники хотели сперва и дворян склонить на свою сторону, но выгоды их были слишком противуположны». – Как же была встречена «История Пугачевского бунта? В чем вообще значение этого исторического труда великого поэта России? 4. Завершение чтения статьи учебника (с. 104–105). 5. Знакомство с отрывками из «Истории Пугачевского бунта». 1) Чтение гл. II, с. 97–98. 2) Работа по вариантам: чтение с последующим пересказом частей II главы: 1-й вариант – «Описание портрета» (с. 98–99); 2-й вариант – «Пугачев под Курмышем» (с. 99–100). 3) Выразительное чтение последней части – «Пугачев пойман». IV. Подведение итогов урока. 1. Заключительное слово учителя. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под руководством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев. Изучая движение Пугачева по подлинным документам и собирая в заволжских степях и Приуралье народные толки, Пушкин пришел к новым выводам. Прежде всего он убедился, что, самозванец для дворянско-правительственного лагеря, Пугачев был для народа законной властью. Пушкин записал речи пугачевцев солдатам: «...Долго ли вам, дуракам, служить женщине – пора одуматься и служить государю». Д. Пьянова, крестьянина, на свадьбе которого «гулял» Пугачев, Пушкин попросил рассказать о Пугачеве. «Он для тебя Пугачев, – отвечал мне сердито старик, – а для меня он был великий государь Петр Федорович». 2. Рассматривание иллюстрации в учебнике «Е. Пугачев. Портрет, приложенный А. С. Пушкиным к изданию "Истории Пугачевского бунта"» (с. 99). Домашнее задание: дочитать роман «Капитанская дочка». Урок 19 РОМАН О «ВЕКЕ МИНУВШЕМ» Цели урока: подвести учащихся к тому, что роман Пушкина «Капитанская дочка» не только исторический роман, а семейно-бытовой, тема и сюжет которого – становление юного характера, злоключения юноши, вырвавшегося из родительского гнезда на волю вольную, его первые испытания и обретения себя, своего «я»; показать, как с пушкинским Гриневым вошло в русскую словесность, да и в сам наш менталитет, упование на совестливость, милосердие и честь; работать над овладением психологической лексикой со значением рефлексии, внутреннего противоборства человеческого «я» и ее использование в оценочном читательском высказывании, уточнить литературоведческую терминологию, в том числе фразеологическую, со значением «эпиграф» и его роль в произведении; учить использовать оценочно-полемические высказывания, включая модальные формы речи. Ход урока I. Организационный момент. II. Изучение новой темы. 1. Слово учителя. Утвердилось мнение, что «Капитанская дочка» – исторический роман, роман о «веке минувшем», но... Обратимся к первым страницам этого уникального произведения: «Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе...» (Чтение первых страниц романа.) Что же такое пушкинская «Капитанская дочка» с первых ее страниц? Да, воспоминания Петруши Гринева. Его непринужденный, бесхитростный рассказ словно обращен к нам. Уже первые два абзаца – подробности, «мелочи» быта, начиная с отставки отца, причем с уточнением: «премьер-майор» и год, когда он оставил службу «при графе Минихе», и кончая рождением Петруши и детством его под опекой Савельича. Зачем эти «мелочи»? вероятно, Петруше дорога каждая подробность детства. И еще одна очень любопытная особенность нашего разговора о Гриневе: мы то и дело называем его... Петрушей. Корректно ли это, нет ли здесь какой-то фамильярности, развязности (незнакомого человека называем его домашним именем)? Да в этом «виноват» он сам, точнее, обычаи семьи Гриневых, и фразы, сразу же западающие в память, согреты особенной теплотой семейных отношений: «– Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? – да вот пошел семнадцатый годок, – отвечала матушка. – Петруша родился в той самый год...» И нам неловко называть Гринева по имени и отчеству: так и хочется по-домашнему, по-свойски: Петруша! Мы запросто входим в дом Гринева, в его детство, в круг его близких: пушкинский герой словно бы становится нашим приятелем. Все, о чем рассказывает Петруша (и он убежден в этом), интересно и нам, и подробности, которыми так насыщена одна лишь пушкинская страница, создают ощущение разговора с читателем. Пушкин выступает в романе в роли необычного автора: он сумел так перевоплотиться в героя-рассказчика, что мы готовы были принять Гринева за автора или автора отождествить с Гриневым. Как вы считаете, зачем эта сложность Пушкину? Попытайтесь сопоставить «Капитанскую дочку» с другим пушкинским произведением – «Дубровским». В «Дубровском» тоже повествует автор, но герои этого произведения – это «третьи» лица, «они»; даже Андрей Гаврилович и Владимир Дубровские, столь близкие автору, не стали рассказчиками. А вот Гринев удостоился этой чести! Почему? Да потому, что он, безу-словно, особенно близок автору, и «я» Гринева, его взгляд на мир и его слог, его манера изъясняться и рождают пушкинские страницы в «Капитанской дочке». И понятно, это делает Гринева куда ближе читателю, чем Дубровского. 2. Беседа «Автор и герой в романе Пушкина». И все-таки еще раз об авторе. Удивил ли он вас после «Дубровского» и «Повестей Белкина»? Вернемся еще раз к первой странице: разве не изумляет ее емкость? Ведь перед нами в считанных фразах – быт и нравы XVIII века: чего стоит уже запомнившаяся подробность зачисления в гвардию, причем сержантом, еще до рождения, но... «по милости майора гвардии князя Б.». стало быть, не всем так повезло, как Петруше. И еще, со стариком Гриневым мы, пожалуй, больше не встретимся. Но останется ли он в памяти (ведь ему посвящены всего несколько фраз на первых же страницах!)? Вот оно, искусство пушкинского лаконизма! Так отобрать подробности быта и характера, чтобы в нескольких фразах сполна, исчерпывающе и незабываемо запечатлелся даже третьестепенный герой (чего стоит, например, Придворный календарь, вероятно, единственное чтение старика Гринева, и его незабываемая «солдатская» фраза: «...пусть послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». И это несмотря на влиятельность майора князя Б., под началом которого вполне мог бы служить Петруша). Но почему эта фраза старика Гринева столь впечатляюща? – Вот вам попутно и пушкинское мастерство прямой речи: усадебный житель, Андрей Петрович и изъясняется отнюдь не светски: народная фразеология (потянет лямку, понюхает пороху) с повторяющимся энергичным союзом «да» – не так ли выразился бы старый солдат, герой лермонтовского «Бородино»? Вот приметы простонародной речи старика Гринева! А язык романа Пушкина? Вновь хочется сопоставлений с «Дубровским». Помните: «Таковы благородные увеселения русского барина!» В «Капитанской дочке» ни малейшей жесткости, обличительности вплоть до сарказма. Почему столь различны у Пушкина и деревня, и само повествование о ней, его стилистика? Да потому, что в «Дубровском» – голос автора, его вызов «барству дикому» и сострадание «рабству тощему», а в «Капитанской дочке» – воспоминание Гринева, которому в детстве, в родных пенатах все мило. И тем не менее позади жизнь. Можно было бы и строже взглянуть на мир и дать волю досаде, иронии, а может быть, и негодованию. Но этого не произошло! Объясните эту «странность» нового пушкинского произведения, его непохожесть на прежние. Еще раз вслушайтесь в наивно-простодушные фразы: «Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве...» Об этом-то, казалось бы, можно было и не упоминать. В чем же дело? Да, события печальные, смерть близких, которых Петруша, вероятно, не успел узнать, оставили глубокий след в его сердце. А дальше, меняется ли интонация его воспоминаний? Давайте проследим по тексту: «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности...» А вспомните «урок географии», во время коего «Бопре спал на кровати сном невинности», а ученик его «прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды», и другие фрагменты, показавшиеся насмешкой над незадачливыми учителями Петруши, среди которых, между прочим, и Савельич, «за трезвое поведение пожалованный ему в дядьки». Вслушайтесь, какая ровная и вместе с тем исполненная потаенного чувства фраза о Бопре, и еще более великодушная о Савельиче: «Под его надзором на 12-м году выучился я русской грамоте...» Но куда существеннее, даже в рассказе о Бопре, что «мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал». Так Гринев по воле автора примиряется со своим непутевым учителем и примиряет с ним нас. – А как вы понимаете фразу: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет»? Гринев – мальчишка такой же, как все. Хоть он и барин, но играет «в чехарду с дворовыми мальчишками». А почему бы и нет? Детство не знает ни взрослой серьезности, ни сословных различий. Что же касается слова «недоросль», которое могло смутить вас, поясняю: во времена не только Гринева, но и Пушкина, оно означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. Так что Петруша на пушкинских страницах таков, каким он создан природой, – обыкновенный мальчишка, не лучше и не хуже других, которому «минуло ... шестнадцать лет». И вот магическая фраза, вспомните ее: «Тут судьба моя переменилась». В чем тайна этой фразы, в которой, казалось бы, нет ничего особенного? Да, именно в том, что нет в ней «ничего особенного», кроме... простоты, обыденности и вместе с тем – динамичности в самой ее краткости и в разговорном, мимоходом брошенном «тут» (сравните с синонимичным «вдруг»), и наконец, в предельно емком, энергичном глаголе, характерно пушкинским: , а ведь можно было бы сказать... – Предложите возможный вариант. (Учащиеся предлагают.) – Да, вполне: Но у Пушкина глагол с экспрессивной приставкой – завязка судьбы Гринева и всего сюжета «Капитанской дочки». Именно поэтому прервать чтение не получится: хочется читать дальше! – И последний на сегодня вопрос: как же быть с жанром «Капитанской дочки»? кто-то настаивает, что это повесть. Но достаточно ли повести, чтобы вместить «судьбу» героя с младенчества и до зрелых лет (а иначе – с чего бы Гринев затеял воспоминания, начиная их со своей родословной)? Нет, «Капитанская дочка» все-таки не повесть, а куда более объемное произведение – роман! |