Главная страница
Навигация по странице:

  • Подготовка устного ответа по карточке № 22.

  • Примерный ответ учащегося

  • Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

  • Тест 5 .

  • Работа по карте (с. 103 Вигасина).

  • Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

  • Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки­тайцев.

  • Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

  • 1. Подготовка устного ответа по карточке № 23.

  • . Индивидуальная работа с учащимися.

  • Устный ответ ученика по карточке № 23 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

  • Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

  • Сообщение о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик).

  • II.

  • уроки 5 класс. Урок Введение в историю Древнего мира Цели


    Скачать 2.74 Mb.
    НазваниеУрок Введение в историю Древнего мира Цели
    Дата08.04.2022
    Размер2.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлауроки 5 класс.doc
    ТипУрок
    #453110
    страница15 из 46
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   46



    КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи

    Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с. 100-101, Михайловского п. 3 § 19с. 111.

    «Законы Ману»:

    • Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

    • Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

    • Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

    Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.


    КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры

    Прочитайте Вигасина пп. 4 и 5 § 21 с. 100-101.

    «Законы Ману»:

    • Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

    • Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

    • Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

    • Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

    • Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасы­ваться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

    • Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в раз­битой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

    • Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут вхо­дить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.




    Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.




    ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

    - Д ля проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их под­готовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «индийцы» и «египтяне». Они должны определить сходства и различия в социальном строе Египта и Индии.

    Игра

    Учитель на доске чертит таблицу.


    Египет

    Индия









    Ученики, отыскивая сходства и различия между рыцарями и самураями, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетра­дями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументиро­ванными. Для того чтобы таблица представляла собой системати­зированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

    1. социальные группы;

    2. причины превосходства одних над другими;

    3. возможность перехода из одной группы в другую;

    4. роль государства в социальном строе страны.

    По мере предложений учеников учитель должен заполнять таб­лицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументи­рованное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший наибольшее количество очков, получает пять.

      1. Закрепление изученного материала

    - Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

      1. Подведение итогов урока

    Домашнее задание: прочитать § 21 Вигасина или § 19 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» ; прочи­тать легенду о Будде (Вигасин, с. 99), подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа; для любознательных: подго­товить сообщение о появлении шахмат; подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев (1 ученик).

    Дополнительный материал

    Древнеиндийское рабовладельческое общество состояло из трех классов (рабовладельцы, рабы, свободные мелкие производители). Сво­бодное население делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - воины, вайшьи - рядо­вые общинники, шудры - неравноправные члены общества), а внутри варн - на множество местных замкнутых каст.

    К настоящему времени можно считать установленным, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Возникновение варн связано с формированием раннекланового общества на территории Северной Индии. Источники позволяют соотне­сти появление варн с расселением в Северной Индии ариев и разложени­ем у них родо-племенного строя, с выделением аристократии, жречества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась.

    Сословное деление было присуще и другим древним обществам,,но в Древней Индии ему характерна прочность, четкость. Объясняют это острой заинтересованностью господствующего класса во внеэкономи­ческом принуждении трудящихся в условиях этой страны (богатство ес­тественных и относительно легкодоступных средств к существованию: дикорастущие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и т. д.; минимальные потребности в одежде, жилье). Варневое деление освящалось религией. Оно не совпадало с классовым. Варны различались в правах й обязан­ностях. Варны не следует отождествлять с кастами. Касты появились позднее. Каст, в отличие от варн, было множество - свыше 400.

    Касты формировались на стадии классового общества в условиях неравномерного социально-экономического развития страны. В касты обособлялись группы людей, объединенные социальным положением, выполнением наследственных занятий, профессий, принадлежностью к определенным этническим, а также религиозным общностям.

    «Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведе­ния индийца в частной и общественной жизни. Его составление предпи­сывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется пример­но рубежом новой эры.

    Схематически социальную структуру древнеиндийского общества можно изобразить следующим образом:


    Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира.




    Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

    Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показы­вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

    Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»

    Ход урока

        1. Организационный момент

        2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»

          1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.

    КАРТОЧКА №22

    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» Для этого вспомни:

    1. Чем занимались жрецы, знатные воины, земледельцы, слуги, которых, по легенде,Брахма создал из частей своего тела?

    2. Как эти группы людей отличались внешне друг от друга?

    3. Какие права имела каждая из этих групп?

    Сделай вывод.

    Примерный ответ учащегося

    В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у ко­торых были строго определенные права и обязанности. Самыми поч­тенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брах­маном, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, об­служивали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

    2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

    Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).

    • Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.)

    • Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

    • Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

    • У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

    Вариант 2. Тест5.

    3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

      1. Переход к изучению новой темы

    Мы познакомились с религиозными верованиями древних ин­дийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхож­дению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

    • Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.

    1. Изучение новой темы

    План

      1. Географическое положение и природные условия Китая.

      2. Конфуций - древнекитайский философ.

      3. Учение Конфуция.

    На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций,

    бамбук.

        1. Работа по карте (с. 103 Вигасина).

    • Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

    • Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

    • Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими ле­сами.)

    • Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

        1. Рассказ учителя.

    Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз­рушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правите­ли которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном ма­териале для учителя).

        1. Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

        2. Беседа по прочитанному.

    • Всякого ли образованного человека Конфуций считал на­стоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

    • Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка­кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

        1. Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки­тайцев.

          1. Закрепление изученного материала

    а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).

    б) Решите задачу.

    Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в го­сударстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различа­ют знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся зем­ледельцами».

    • Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравен­ство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)

          1. Подведение итогов урока

    Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сход­ство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подго­товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).

    Дополнительный материал

    Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

    Древний китайский проповедник и писатель.

    В историю мировой культуры Конфуций вошел как основополож­ник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуит­скими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.

    Как о любом религиозном деятеле, о нем складывались различные легенды. Согласно одной из них матери Конфуция было видение о том, что она должна отправиться в пещеру, где родится ее сын. Женщина отправилась туда и родила младенца. Вокруг новорожденного парили драконы и бодисатвы.

    На самом же деле Конфуций родился в городе Лу (совр. Цюйфу провинции Шаньдун) в благородной, но обедневшей семье аристо­кратов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишениями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

    Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось най­ти. Книг в то время было немного, и они писались на кусках дерева бамбука или на шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

    Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре просла­вившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.

    После смерти матери он последовал общепринятому обычаю - вер­нулся домой и соблюдал траур три года. Он отказался от всех удоволь­ствий, только читал и занимался самообразованием. Ему тогда было 42 года.

    В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение в Jly. Но какое-то время спустя ему при­шлось уйти со службы из-за интриг. После этого Конфуций в течение 13 лет путешествовал по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже не вернулся на служ­бу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц. Кроме того, он собирал и редактировал основные философские книги «Шуцзин», «Ицзин», а также первую историческую хронику Китая «Чуньцю».

    Учение Конфуция стало известно по книге «Луньюй» («Беседы и суждения»), составленной из записей, сделанных его учениками. Суть учения Конфуция сводилась к тому, что необходимо создать организо­ванное общество, в котором люди будут довольны своим положением. Для этого всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми и законопослушными, а также уважать своих родителей.

    Он также утверждал, что управлять низшими классами следует прежде всего с помощью доброты и гуманного к ним отношения, а не с помощью силы. Отсюда и происходит китайская традиция правления, когда правитель и его чиновники являются для народа «отцом и ма­терью». Подобные взгляды Конфуция основывались на его особом отношении к семье и на поклонении предкам. В свою очередь корнями они уходили в традиции китайской культуры.

    В своем учении Конфуций развивал положения древних учений, где говорилось об уважении людей друг к другу и о необходимости соблюдать обычаи. Он также полагал, что дворянин и придворный чиновник должны не стремиться к власти и получению новых чинов, а изучать музыку, поэзию и историю своих предков.

    Соблюдение обрядов означало почитание памяти предков, появление уважения к современным правителям и почтение к пожилым людям.

    Последние годы жизни Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречении были собраны в литературный сборник, получивший назва­ние «Аналекты Конфуция». Одно из изречений, например, гласит: «Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе».

    Распространение идей Конфуция началось с правления династии Хань (202 г. до н. э.), тогда была принята идея философа о необходи­мости работы ученых людей в правительстве и начато обучение пра­вительственных чиновников. Вскоре идеи Конфуция были признаны государственной религией Китая и оставались таковыми до 1912г., когда был сброшен последний китайский император.

    Правда, к началу 20-х гг. влияние конфуцианства в Китае ослабло, и сегодня на его место пришел буддизм.

    Все обо всех. Том 2. М., 1996. С. 131-135.

    Урок 27. Первый властелин единого Китая

    Цели: подвести учащихся к пониманию значения образования единого Китая и изобретений китайцев; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы.

    Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай. 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.».

    Ход урока

    ВАРИАНТ 1

    I. Организационный момент

    П. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

    «Китайский мудрец Конфуций»

    1. Подготовка устного ответа по карточке № 23.

    КАРТОЧКА № 23

    Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский

    мудрец Конфуций?»

    Для этого вспомни:

    • Как нужно было относиться к старшим (родителям, братьям

    и сестрам)?

    • Почему Конфуций считал, что мудрость заключается в знании

    старинных книг?

    • Каким должен быть настоящий ученый?

    • Какой китаец считался воспитанным и учтивым?

    • Можно ли выполнять наставления Конфуция сегодня? Почему?

    Сделай вывод.

    Примерный ответ учащегося

    Известный китайский мудрец Конфуций считал, что нужно со­блюдать традиции, которые установились с давних времен. Младшие должны уважать и слушаться старших. Для того чтобы стать мудрым человеком, нужно много читать, приобщаться к мудрости древних. Вос­питанным считался тот человек, который обладал хорошими манерами. Например, при входе в дом нужно снимать обувь, сидеть нудно было подогнув под себя ноги, есть двумя палочками, волосы заплетать, быть вежливым. Любой правитель государства должен заботиться о своих подданных. Он не должен быть жестоким. Таким образом, многие по­ложения учения Конфуция современны и сегодня. Особенно отношение к старшим, к учениям.

    2. Индивидуальная работа с учащимися.

    а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 88 (с. 73-74).

    б) Реши задачу.

    Из китайских народных песен:

    Наши крысы, наши крысы, Не грызите вы посевы. Мы живем у вас три года, А наград от вас не видно. Бросим вас, уйдем подальше, В страны счастья мы уйдем. Посмотри на крысу: у нее есть шкура, А у господ нет и благородства. Если человек не имеет благородства, Что ему еще делать, как не умирать?

    • Кого авторы песен показывают в образе вредителей посе­вов - крыс?

    • Какие мысли и чувства народа переданы в этих песнях? (В об разе вредителей посевов - богатые люди, эксплуатировавшие бедных, которые мечтали о лучшей жизни.)

      1. Работа с классом.

    а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 87 (с. 73).

    б) Решите задачу.

    На гадательных костях были найдены вопросы к богам:

    Правильно ли принести в жертву военнопленных?

    Правильно ли закапывать рабов или нет?

    Принести в жертву 30 человек, 10 быков?

    Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?

    • Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китай­цев? (Данные надписи свидетельствуют о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприно­шениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами.)

    1. Устный ответ ученика по карточке № 23 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

      1. Переход к изучению новой темы

    Мы знаем, что китайский мудрец Конфуций учил правителей заботиться о своих подданных, не мучить их суровыми наказания­ми и не проявлять жестокость. В 221 г. до н. э. единым правителем Китая стал Цинь Ши Хуан. Он смог объединить отдельные китай­ские государства в одно. Какое это имело значение для жителей Древнего Китая? Выполнял ли он заветы мудреца Конфуция? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

    • Какое значение имело для жителей Древнего Китая объеди­нение страны в единое государство?

      1. Изучение новой темы

    План

        1. Объединение Китая в 221 г. до н. э.

        2. Управление государством Цинь Ши Хуаном.

        3. Открытия китайцев.

    На доске: тема урока, новые слова: Цинь ШиХуан, гунны, бой­ница, Южно-Китайское море.

    1. Рассказ учителя.

    Итак, в 221 г. до н. э. правителем единого китайского "государ­ства стал Цинь. Он принял новый императорский титул Цинь Ши хуанди.

    Его министр Ли Сы - очень умный и жестокий человек - провел важнейшие преобразования и реформы. Была установлена единая система мер и весов, единая денежная система, проложены хорошие дороги. Чиновники провели перепись населения по всей стране, так что император зиал, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вся территория государства была разделена на 36 областей во главе с наместниками, которых назначал император. Император держал людей в страхе. За малейшую провинность лю­дей били и даже отрезали нос. За преступление одного человека, наказывали всю семью, а также соседей. Он уничтожил многих по­читателей учений Конфуция. Кроме этого император затеял военные походы в другие страны. Для чего? Это вы объясните сами.

          1. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

    Прочитать п. 2 § 23 на с. 107 Вигасина или п. 2 § 20 на с. 115

    Михайловского.

          1. Беседа по прочитанному.

    • С какой целью Цинь Ши Хуан организовывал военные похо­ды? (Его интересовали новые земли, желание присоединить их и расширить свои территории.)

    • Куда были организованы походы? (На побережье Южно- Китайского моря.)

    • С кем на севере страны воевали жители Древнего Китая? (С племенами гуннов.)

          1. Сообщение о строительстве Великой Китайской стены (делает 1 ученик).

    ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

    Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Чем отличается режим правления Цинь Ши хуанди от государственного механизма в Древнем Египте?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

            1. Закрепление изученного материала

    • Что положительного дало древним китайцам объединение страны в единое государство? (Прекратились войны между жителями этой страны, принята была единая система мер и весов, денежная система. Это облегчило торговлю людей. Построены хорошие дороги.)

    • Как изменилась жизнь простых китайцев при императоре Цинь Ши Хуане? (Их жестоко эксплуатировали, собирали налоги, наказывали за малейшую провинность и недовольство.)

            1. Подведение итогов урока

    Домашнее задание: повторить к контрольно-обобщающему уро­ку: а) новые термины, которые изучали в разделе «Древний Восток»; б) § 13, 16, 18, 20 Вигасина, § 15, 16, 17, 18 Михай­ловского.

    Дополнительный материал

    В это время китайская государственность изменялась медленно, зато наука, литература и ремесла развивались быстро. Именно в то время китайцы научились выращивать гусениц бабочки-шелкопряда и делать шелковые ткани. Росло производство железа, а из бронзы делали красивые сосуды и статуи.

    В V в. до н. э. началось строительство Великой Китайской стены, которая отделяет плодородные земли Китая от сухих степей, населен­ных кочевниками. У кочевников (гуннов) китайцы научились ездить верхом; появилась боевая конница. Китайские оружейники изобрели арбалет (самострел) для борьбы с конными лучниками.

    Китайская наука достигла в это время больших успехов. Астрономы и математики Китая не уступали своим коллегам из Египта, Вавилона и Греции. В Китае впервые был изобретен компас из намагниченного железа, помогавший воинам и купцам находить верный путь через степи и леса.

    Китайские путешественники в это время проникли в горные джунг­ли за рекой Янцзы, а на западе они достигли Средней Азии и завязали торговлю с жителями Самарканда и других городов. Постоянная тор­говля с Западом по Великому шелковому пути началась после объе­динения всей страны империей Хань (И в. до н. э.).

    В это время китайцы писали на бамбуковых дощечках, а важные документы записывали кисточкой на шелке. Позднее они научились делать бумагу из ветоши и древесной коры.

    В Китае (одновременно с Грецией) возникла наука о государствен­ном управлении. Китайские ученые часто становились министрами. Около 500 г. до н. э. ученый Конфуций (Кун Цю) основал первый университет и привел в систему летописи, составленные в разных кня­жествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии.

    Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.

    М., 1994. С. 55.

    Урок 28. Контрольно-обобщающий урок по разделам

    Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по этому разделу.

    Ход урока

    L Организационный момент

    II. Проведение теста6 (15 минут)
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   46


    написать администратору сайта