Урока 2 музыки в 5 классе по теме Вокальная музыка. Россия, Россия, нет слова красивей
Скачать 367.06 Kb.
|
Тема урока: Фольклор в музыке русских композиторов» «Стучит , гремит Кикимора…» «Что за прелесть эти сказки…» Цель: Знакомство с программной инструментальной музыкой и вокальными сочинениями на основе различных литературных источников (русское народное сказание, сказки разных народов). Задачи урока: Осознание учащимися еще одного направления связи музыки и литературы; Углубление знаний о выразительных средствах музыкального языка; Формирование умений работать индивидуально и в группе, оценивать правильность выполнения учебной задачи. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Вид урока: сообщение, расширение и усвоение новых знаний. Планируемые результаты изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но. Музыкальный материал: «Кикимора». Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов. «Шехеразада». Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. Художественный материал: И.Я. Билибин «Кикимора» Ход урока. Организационная часть. Музыкальное приветствие. II. Основная часть. Проверка домашнего задания. Вступительная беседа: На прошлом уроке вы знакомились с русским композитором Анатолием Лядовым, что вы о нем можете рассказать? Ученик композитора-сказочника Н. Римского-Корсакова. Творчество Лядова невелико по объему, но трех оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок и «Восьми русских народных песен» для оркестра оказалось достаточно, чтобы прославить его имя. Родился в Петербурге. Отец Лядова, дирижёр Мариинского театра, стал его первым учителем музыки. В 23 года Лядов закончил Петербургскую консерваторию - ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). Тогда же Лядов начал преподавать в Петербургской консерватории. 2. Формулирование темы урока. - Откройте учебник на странице 20 и прочтите тему сегодняшнего урока. Сегодня мы поговорим на тему: «Что за прелесть эти сказки». 3. Работа над новым материалом. - Давайте вспомним, что такое фольклор? Ответы уч-ся: Фольклор – это народное творчество, зародившееся глубоко в древности. - Это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Это источник национальных художественных традиций. Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе Лядове. Ведь основу его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. Как вы думаете, что такое симфоническая миниатюра? Ответы уч-ся: это небольшое произведение. Правильно, запишите определения: Симфоническая миниатюра - жанр программной симфонической музыки небольшого размера. Программная музыка – это инструментальная музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно конкретный сюжет или образ. Ребята, а кто из вас знает кто такая Кикимора? (ответы уч-ся) Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. Именно это сказание русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым, стало литературной основой народного сказаниядля оркестра, симфонической миниатюры "Кикиморы" А. К. Лядова. А вот такой Кикимору изобразил русский художник и иллюстратор И.Я. Билибин. Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря 1909 года, в Петербурге. Послушайте и определите характер музыки. Слушание «Кикимора» А. Лядов. Ответы уч-ся: Музыка очень разнохарактерная. То она нежная напевная, сонная, плавная, колыбельная, то резкая, крикливая, беспокойная, стремительная, бушующая. Анализ произведения. Это произведение - программное. В основе произведения лежит народное сказание. И здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия - волшебное царство Кудесника, "хрустальную колыбельку"- (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы - звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок - деревянный духовой инструмент типа гобоя и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых. После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка. И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит. Что за прелесть эти сказки… (Слайд 11) Великий русский композитор Н.А. Римский – Корсаков по мотивам известных арабских сказок «Тысяча и одна ночь» сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада» 1888 году. Запишите определение, что такое симфоническая сюита: Сюита - музыкальное произведение состоящая из нескольких самостоятельных контрастных частей, объединённых общим замыслом. Композитор предпослал произведению краткую программу: «Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ». Симфоническая сюита «Шехеразада» состоит из 4-х частей, они называются «Море и Синдбадов корабль» «Рассказ царевича Календера» «Царевич и царевна» «Праздник в Багдаде» Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Это грандиозный финал сюиты, объединяющий многие ее темы, «собирающий» героев произведения на веселом празднике. Сложная композиция части сочетает в себе черты рондо-сонаты с вариационностью. Послушайте и проанализируйте музыку 4-й части. Слушание 4-ой части симфонической сюиты. Ответы уч-ся: музыка стремительная, взволнованная, энергичная, темпераментная, танцевальная и т.д. Во вступлении звучат оба лейтмотива сюиты, причем тема Шахриара становится быстрой и энергичной, а тема Шехеразады — более взволнованной. Главная партия финала — стремительно кружащаяся, темпераментная восточная пляска. Она звучит на фоне острого ритмического рисунка, который выдерживается на протяжении почти всей картины праздника. IV. Подведение итогов. Урок № 6, 5 класс , Дата _________ Тема : Жанры инструментальной и вокальной музыки. Песнь моя летит с мольбою. Содержание: Жанры вокальной и инструментальной музыки. Цель: углубить представления учащихся о существовании вокальной и инструментальной музыки. Задачи: - показать взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; - познакомить с понятием «баркарола», как жанром вокальной и фортепианной музыки; - развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности. Музыкальный материал: «Вокализ» С. Рахманинова, «Романс» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина, «Песня венецианского гондольера» Мендельсона, «Венецианская ночь» М. Глинки, «Баркарола» Ф. Шуберта. ХОД УРОКА I этап. Организационный момент. 1 слайд Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит так: «Мелодией одной звучат печаль и радость…» И сегодня мы продолжим разговор о жанрах вокальной и инструментальной музыки. 2 слайд Давайте вспомним понятие: ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. По-другому, можно сказать, что ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА – это музыка для пения. - Какие жанры вокальной музыки вы знаете? (песня, романс, кантата, оратория, опера) - С произведением, которое я предложу вам прослушать, вы знакомились в начальной школе. Узнаёте его? 3 слайд СЛУШАНИЕ: «Романса» к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова - Что это было за произведение? Кто автор? Правильно, это произведение Свиридов написал в форме романса. Давайте вспомним понятие РОМАНСА. 4 слайд РОМАНС — это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания. - Замечаете несоответствие? (произведение Свиридова не имеет литературной основы, т.е. относится к жанру инструментальной музыки) Действительно: форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romance sans paroles» («песня без слов») III этап урока. Изучение нового материала. Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром музыки без слов. Это жанр вокальной музыки – ВОКАЛИЗ. Слайд 5 СЛУШАНИЕ: «Вокализ» С. Рахманинова Какое настроение создаёт это произведение у слушателей? Что необычного вы услышите в исполнение этого произедения? Что же такое вокализ? Вокали́з (от лат. vocalis — звучащий, поющий) — музыкальное произведение для голоса без слов. Слайд 6 Давайте сравним «Романс» Г. Свиридова и «Вокализ» С. Рахманинова - Что общего у этих произведений? (Эти произведения звучат как выразительная речь человека, как исповедь его души. «Вокализ» пронизывают чувства задушевности, широта и неторопливость мелодического развития сближают его с лирической народной песней. Более открытое проявление чувства в «Романсе» Свиридова приближает его звучание к городскому романсу. ВЫВОД: выразительные возможности музыкального языка чрезвычайно широки, многообразны и охватывают сферу чувств человека) Слайд 7 Феликс Мендельсон немецкий композитор XIX века впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. Произведение, с которым мы познакомимся сейчас, относится к жанру и вокальной и инструментальной музыки. Это БАРКАРОЛА. (красивое итальянское слово) В мире музыки существуют ВОКАЛЬНЫЕ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ баркаролы. СЛУШАНИЕ: «Песня венецианского гондольера» (гондольеры — это лодочники, гребцы) Ф. Мендельсона - К какому жанру относится эта баркарола? (инструментальная) - Похожа она на песню? Можем ли мы сказать, что это песня без слов? Почему? Д.З. - записать в тетрадь Что такое баркарола? Разучивание песни Кораблик детства. № урока 7 , класс 5 , Дата_______Тема урока: «Вторая жизнь песни». Живительный родник творчества. Цель: Углубление представлений учащихся о музыке, основанной на использовании народной песни. Задачи урока: Осмысление народных истоков профессиональной музыки; Знакомство с современной интерпретацией классической музыки; Формирование интереса к различным направлениям музыкального искусства; Умение строить высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей. Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ. Вид урока: расширение и усвоение новых знаний. Планируемые результаты изучения: Понимать особенности русской народной музыкальной культуры. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке. Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, аккордеон. Музыкальный материал: «Камаринская» рус. нар. п., «Камаринская» П. Чайковский, «Симфония №4», П.И. Чайковский, «Концерт №1» П.И. Чайковский, «Проводы Масленицы» Римский – Корсаков. Ход урока. Организационная часть. Музыкальное приветствие. II. Основная часть. 1. Актуализация знаний Повторить основные моменты предыдущего урока, с творчеством каких композиторов мы знакомились? Дать определения: песня без слов, баркарола, Песни без слов – это небольшое инструментальное произведение лирического характера. Баркарола - песня на воде. Вступительная беседа. Только в 18 веке впервые стали изучать и записывать народную песню, появились первые сборники народных песен с напевами. Поэты и писатели обращались к народной песне, как источнику русской поэзии, русского литературного языка. А как вы думаете, могут ли композиторы использовать народную музыку в своем творчестве? Со вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями. Подсказывает сюжеты и темы. Особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались и обращаются композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатствами народной речи. Но помимо простых обработок, когда песня остаётся песней, независимо от того сохранена она как вокальное сочинение, или изложена для какого – либо инструмента или оркестра, мы с вами знаем и более сложные типы обработок. Давайте вспомним, как называется музыкальная форма, когда звучит тема с изменениями? Ответы детей: Музыкальная форма, в которой звучит тема с изменениями, называется вариации. 2. Формулирование темы урока. - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Ответы детей: Мы будем говорить о связи народной песни с композиторской. - Сегодня мы поговорим на тему: «Вторая жизнь песни». - Исходя из темы, определите цель нашего урока. Ответы детей: Познакомиться с творчеством композиторов в основу которых положены мелодии народных песен. Планирование деятельности. - А теперь давайте составим план, работы на уроке. Прочитайте, что получилось.В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить? Послушать произведения П. Чайковского; Выяснить какие народные песни он использовал в этих произведениях; Работа над новым материалом. Вот что говорил о значении народного творчества С. Рахманинов: «Разнообразие народного песенного материала в России почти беспредельно. На огромных пространствах страны объединены разные народы. У них различные языки и различные песни. У меня создалось убеждение, что в тех странах, которые особенно богаты народными песнями, естественно развивается великая музыка». К народной песне обращались композиторы разных поколений. Включая народные напевы в свои крупные инструментальные произведения, композиторы давали им вторую жизнь. Давайте послушаем песню, разберем характер и вспомним отличительные черты народной от композиторской. 1. Русская народная песня «Камаринская» (ответы уч-ся) Тему русской народной песни «Камаринская» использовали многие композиторы. П. Чайковский в «Детском альбоме предложил свой вариант обработки этой песни. Давайте послушаем и сравним. Задание 1, 2. Послушать произведения П. Чайковского. 2. «Камаринская» П. Чайковский. 3. «Камаринская» Глинка (ответы уч-ся) - А какие еще произведения Чайковского вы знаете, где он использовал народные песни? - Давайте послушаем знакомое вам произведение, вспомним, как оно называется, и какую народную песню он использовал? 4. «Концерт №1» П. Чайковский. (ответы уч-ся) Охарактеризуйте это произведение. Послушайте еще одно произведение композитора, вспомните, как оно называется и тему какой песни он использовал в этом произведении? 5. «Симфония №4. Финал» П. Чайковский. 6. Народная «Во поле березка стояла» (ответы уч-ся) - Как развивается мелодия этой песни в симфонической музыке? (ответы уч-ся) - Какой вывод можно сделать? - Песням композитор дал вторую жизнь. М.И. Глинка говорил: «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем». Другим ярким представителем русских композиторов является Н. А. Римский-Корсаков В своих симфонических произведениях и операх, композитор использует мелодии разного характера. Например, Белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во саду ли, в огороде» . 7. «Во саду ли в огороде» из оперы «Сказка о царе Салтане» 8. «Во саду ли в огороде» народная. Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина... и непременно русские». Он хорошо знал и любил музыку Глинки. Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. В своем творчестве он использовал народныйфольклор. С какими произведениями этого композитора мы знакомы? (ответы уч-ся) Сегодня мы послушаем сцену «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». 9. «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». В опере «Снегурочка» в сцене проводов Масленицы композитор использовал подлинные народные тексты и мелодии. Здесь звучат календарные песни "А мы Масленицу дожидаем…"; "Коледа - маледа"; "Ой, честная масленица". 10. Проводы Масленицы «А мы просо сеяли» Беседа по характеру. Какой можно сделать вывод? Вывод: Народная песня помогла создать картину народного праздника. IV. Подведение итогов. - Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? - Что самое главное необходимо запомнить с урока? Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка). № урока 8, класс 5, Дата________ |