№ урока
| Раздел
| Тема урока
| Дата
|
По плану
| факт
|
1
| Введение (1 ч)
| Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.
|
|
|
2
| Из древнерусской литературы (3 ч)
| Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа «Слова». Открытие «Слова»
|
|
|
3
|
| Художественные особенности «Слова» : самобытность содержания, специфика жанра, образов, композиции, языка.
|
|
|
4
|
| Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения. Проблема авторства «Слова».
|
|
|
5
| Из литературы XVIII века (10 ч)
| Классицизм в русском и мировом искусстве. Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма.
|
|
|
6
|
| М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о божием величестве…» Особенности содержания и формы.
|
|
|
7
|
| М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол…Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира, жизни и просвещения.
|
|
|
8
|
| Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Державина. Обличение несправедливой власти в стихотворении «Властителям и судьям».
|
|
|
9
|
| Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство.
|
|
|
10
|
| А.Н. Радищев. Слово о писателе.«Путешествие из Петербурга в Москву»(главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос.
|
|
|
11
|
| А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
|
|
|
12
|
| Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.
|
|
|
13
|
| «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
|
|
|
14
|
| Р/р. Подготовка к сочинению «Литература XVIIIвека в восприятии современного читателя» ( на примере 1-2 произведений)
|
|
|
15
| Из русской литературы XIX века первой половины (43 ч)
| Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза, и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.
|
|
|
16
|
| В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове чувстве. Возможности поэтического языка. Обучение анализу стихотворения.
|
|
|
17
|
| В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра Нравственный мир героини. Язык баллады.
|
|
|
18
|
| А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга
|
|
|
19
|
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Анализ I действия комедии «К вам Александр Андреич Чацкий».
|
|
|
20
|
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего». Анализ действия 2.
|
|
|
21
|
| А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва в комедии. Анализ действия 3.
|
|
|
22
|
| А.С.Грибоедов «Горе от ума». Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов комедии. Анализ действия 4.
|
|
|
23
|
| Р/Р.Язык комедии «Горе от ума».Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода.
|
|
|
24
|
| Р/Р.И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Подготовка к сочинению.
|
|
|
25
|
| Р/Р.Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
|
|
|
26
|
| А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя
|
|
|
27
|
| А.С.Пушкин. Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар».
|
|
|
28
|
| А.С.Пушкин. Любовная лирика. Любовь как гармония души в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии лежит ночная мгла..», «Я вас любил…».Адресаты любовной лирики.
|
|
|
29
|
| А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. Обучение анализу одного стихотворения. «Пророк», «Памятник». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы».
|
|
|
30
|
| Контрольная работа
|
|
|
31
|
| Вн/чт. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.
|
|
|
32
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». «Собранье пестрых глав». История создания романа. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.
|
|
|
33
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и столичное дворянское. общество. Типическое и индивидуальное в образе Онегина.
|
|
|
34
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в образах Ленского.
|
|
|
35
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина.
|
|
|
36
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин». Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
|
|
|
37
|
| Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Подготовка к сочинению по творчеству Пушкина
|
|
|
38
|
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Пушкинская эпоха в романе. Реализм романа. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И.Писарев, А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман Пушкина и опера П.И.Чайковского.
|
|
|
39
|
| Р/Р.Сочинение по творчеству А.С.Пушкина
|
|
|
40
|
| Вн.чт. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.
|
|
|
41
|
| М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
|
|
|
42
|
| М.Ю. Лермонтов. Образ поэта – пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали..», «Есть речи-значенье..»
|
|
|
43
|
| М.Ю. Лермонтов. Адресаты любовной лирики и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет..», «Нищий»
|
|
|
44
|
| Эпоха безвременья в лирике М.Ю Лермонтова. «Дума», «Предсказанье». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя.
|
|
|
45
|
| М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.
|
|
|
46
|
| М.Ю. Лермонтов. Печорин как представитель «портрета поколения».Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
|
|
|
47
|
| «Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера героя. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
|
|
|
48
|
| М. Ю. Лермонтов "Герой нашего времени". Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
|
|
|
49
|
| Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
|
|
|
50
|
| Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке Белинского.
|
|
|
51
|
| Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова.
|
|
|
52
|
| Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
|
|
|
53
|
| Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия
|
|
|
54
|
| Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.
|
|
|
55
|
| Образ города в поэме «Мертвые души».
|
|
|
56
|
| Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.
|
|
|
57
|
| Р/Р «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
|
|
|
58
|
| Р/Р «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г. Белинского. Подготовка к сочинению.
|
|
|
59
| Из русской литературы XIX века первой половины (10 ч)
| А.Н.Островский. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.
|
|
|
60
|
| Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии.
|
|
|
61
|
| Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.
|
|
|
62
|
| Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.
|
|
|
63
|
| Л.Н.Толстой. Слово о писателе.«Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль вн. монолога в раскрытии души
|
|
|
64
|
| Формирование личности героя повести «Юность», его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н. Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль вн. Монолога в раскрытии души
|
|
|
65
|
| А.П.Чехов. Слово о писателе». «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора.
|
|
|
66
|
| А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
|
|
|
67
|
| Р/Р Подготовка к сочинению «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?» (на примере пр. Островского, Достоевского, Толстого, Чехова).
|
|
|
68
|
| Вн.чт. Поэзия второй половины ХIХ века(лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета). Многообразие жанров, эмоциональное богатство. Развитие представлений о жанрах лирических пр.)
|
|
|
69
| Из русской литературы ХХ века (27 ч)
| Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
|
|
|
70
|
| И.А. Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. История любви Надежды и Николая Алексеевича.
|
|
|
71
|
| И.А. Бунина. Мастерство в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
|
|
|
72
|
| М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце».Сатира на общество шариковых и швондеров.
|
|
|
73
|
| Поэтика повести Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести
|
|
|
74
|
| М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Смысл названия рассказа.
|
|
|
75
|
| Особенности авторского повествования в рассказе судьба человека. Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.
|
|
|
76
|
| А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
|
|
|
77
|
| Образ праведницы в рассказе «Матренин двор».Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
|
|
|
78
|
| Контрольная работа по произведениям второй половины ХIХ и ХХ века.
|
|
|
79
|
| Русская поэзия Серебряного века.
|
|
|
80
|
| А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без края..», «О, я хочу безумно жить..». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
|
|
|
81
|
| С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано..», «Край ты мой заброшенный…»
|
|
|
82
|
| Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики Есенина.
|
|
|
83
|
| В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
|
|
|
84
|
| В.В. Маяковский. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю»(отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонации. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.
|
|
|
85
|
| М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной..», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенность поэтики Цветаевой.
|
|
|
86
|
| М.И. Цветаева. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
|
|
|
87
|
| Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. « Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
|
|
|
88
|
| А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.
|
|
|
89
|
| А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.
|
|
|
90
|
| Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво..», «Во всем мне хочется дойти до…».
|
|
|
91
|
| А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».
|
|
|
92
|
| А.Т. Твардовский. Раздумья о Родине и природе. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихотворений о войне.
|
|
|
93
|
| Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков
|
|
|
94
|
| Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ-ХХ веков
|
|
|
95
|
| Контрольная работа по русской лирике ХХ века.
|
|
|
96
| Из зарубежной литературы (6 ч)
| Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить..». Чувства и разум в любовной лирике поэте. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.
|
|
|
97
|
| Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы ,её универсально- философский характер.
|
|
|
98
|
| У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет».( обзор с чтением отдельных глав). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»
|
|
|
99
|
| Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
|
|
|
100
|
| И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. Философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.
|
|
|
101
|
| Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы.
|
|
|
102
|
| Итоговый урок.
|
|
|