Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник
Скачать 2.74 Mb.
|
430 основой революционной стратегии. Главной задачей истинно революционной партии, считал Райх, безусловно является революционное половое воспитание, призванное способствовать осознанию на массовом уровне сексуального подавления. Такая партия должна придать политический характер данным проблемам и трансформировать тайное или открытое сексуальное сопротивление молодежи в революционную борьбу против капиталистического социального порядка. Соответственно и гегемоном социалистической революции выступает у Райха молодежь. Подобное положение, как известно, в свое время отстаивал Л. Троцкий, считая молодежь «барометром революции». На примере приведенных концептуальных подходов видно, что движение «новых левых», претендующее на роль наиболее радикального противника капитализма, отвергая негативные черты этого общества, предлагает весьма сомнительные, в сущности утопичные, пути достижения социальной гармонии. Историческая практика давно показала бесперспективность такого рода методов. Но это еще раз подтвердилось и опытом самого движения «новых левых», число сторонников которого неуклонно сокращается. Ныне оно существует в виде небольших и разрозненных по своей политической ориентации групп, главным образом среди интеллигенции и студенчества. Многие из его участников примкнули к социал-демократам, движению экологистов и другим течениям. *|||||||(|||||»!(|| «Экосоциализм» — это левое крыло ЛбВ.:3: к движения «зеленых». Оно сформиро валось на Западе в начале 80-х годов. Термин «экосоциализм» ввел немецкий социолог О. К. Флетхейм. Теоретические работы, посвященные «экосоци- ализму», стали появляться на Западе в 70-х годах. В числе первых таких работ явилась книга М. Дюрона и И. Арфа «Качество жизни. Экологическое движение — рабочее дви жение». По мнению авторов книги, суть социализма состоит в решении экологических вопросов. «Экосоциализмом» они назвали новый вид социалистической революции, в которой вопросы преобразования собственности и власти отходят на задний план перед разрешением антагонизма между чело веком и природой. В последующем идеи «экосоциализма» 431 развивались в трудах таких теоретиков, как А. Горц, К. Траубе, О. Ульрих, И. Флетчер, Р. Баро, К. Оффе, И. Хубер и другие. «Зеленые» подвергли критике прежнее понятие прогресса, которое связывалось с ничем не сдерживаемым развитием науки и техники. Они подчеркивают, что на практике такое развитие ведет к расточению невозобновимых природных ресурсов, загрязнению окружающей среды, накоплению средств массового уничтожения. В связи с тем, что проблема выживания остро стоит перед всем человечеством, к развитию прогресса следует подходить с новых позиций, предусматривающих решение экологических проблем, защиту интересов всего общества и отдельной личности. Идеологи «зеленых» считают, что альтернативное по отношению к капитализму «экосоциалистическое общество» должно характеризоваться широкой децентрализацией власти, новыми связями с природой и господством новых социальных и этических ценностей. Основной целью политики в этом обществе станет сохранение и улучшение природной и социальной среды. Отношения собственности теоретики экосоциализма не считают главными. По их мнению, в экосоциалистическом обществе главным должно быть рациональное распоряжение природными ресурсами. Поэтому в программах экологических движений ставится вопрос не о национализации собственности промышленных корпораций, а о широкой их децентрализации и строгом соблюдении каждым предприятием экологического законодательства. 15. НОВЕЙШИЕ ЗАПАДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И КОНЦЕПЦИИ 15.1. Концепции постиндустриального (информационного) общества и социального государства Концепция постиндустриального общества 432 Наряду с рассмотренными традиционными идейно-политическими течениями на Западе во второй половине XX в. появились теории, претенду- ющие на системный анализ социально-экономических и политических процессов. Это так называемые концепции постиндустриального (информационного) общества и государства всеобщего благоденствия, или, по более поздней терминологии, — социального государства. Одним из побудительных мотивов их возникновения явилось стремление современных западных мыслителей противопоставить марксистской концепции общественного развития новейшие теории, но столь же всесторонне анализирующие социально-экономический процесс. В этих концепциях ищут идейную опору различные политические силы — от консерваторов до социал-демократов. Считается, что термин «индустриальное общество» ввел в научный оборот Анри Сен-Симон. Однако основоположником концепции индустриального общества по праву является французский философ и социолог Огюст Конт (1798—1857). В дальнейшем данная концепция обогащалась идеями ряда других ученых. Своего наивысшего развития и положения почти официальной академической теории концепция индустриального общества достигла в 50—60-е годы нынешнего столетия после появления трудов французского философа Раймона Арона (1905—1983) и американского экономиста и политолога Уолта Ростоу (р. 1916). Первый изложил свои идеи в лекциях в Сорбонне в 1956— 1959 гг., второй — в книге «Стадии экономического роста» (1960 г.). Дальнейшим развитием идей этих авторов явилась концепция постиндустриального общества и ее новейшая модификация — теория информационного общества. Наиболее видными авторами последних являются Д. Белл, Г. Кан, 3. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, А. Тоффлер (США), Ж. Фурастье и А. Турен (Франция). В основе всех этих концепций лежит принцип технологического детерминиз-м а. Данная методологическая установка исходит из того, что решающее значение в развитии общественно-экономических структур принадлежит изменениям в технической и технологической сторонах производства. В соответствии с этим любое крупное изменение технико-технологического порядка влечет за собой изменение и социальных структур и отношений. Доиндустриальное, индустриальное, постин- 153ак. 140 433 дустриальное и информационное общества, в соответствии j с данным принципом, и представляют собой результаты последовательных стадий технологических изменений в производственных процессах. Согласно указанным концепциям в доиндустриальном (традиционном, докапиталистическом) обществе производство основывается, по выражению У. Ростоу, на доньюто-новской науке и технологии и на доньютоновских, упрощенных представлениях о внешнем мире. Такое производство представляет собой натуральное хозяйство, т. е. основанное на живой силе производство, которое ориентируется главным образом на удовлетворение собственных потребностей производителей. Значительная доля производимой при этом продукции, следовательно, не включается в сферу рыночного обращения. Товарообмен здесь носит в высшей степени нерегулярный характер, и общество в целом еще не живет куплей и продажей. Социальная структура доиндустриального общества имеет сословно-иерархический характер, господствующее положение в нем принадлежит сословиям священников и землевладельцев. Несмотря на наличие политического центра, власть здесь децентрализована и находится в руках \ отдельных землевладельцев. В качестве основного регуля- -тора общественных отношений в таком обществе выступает традиция, т. е. выработанные в прошлом и передающиеся от поколения к поколению социальные установления, обычаи и ценности. По своей сути они есть не нормы права, а соответствующие исторически сложившимся представлениям о добре и справедливости правила поведения, кото- •-* рыми в значительной мере определяется образ жизни такого ; общества. Законы здесь не противопоставляются обычаю, традиции, а вытекают из них и закрепляют их. Для тра- 1 диционного общества характерны коллективистские формы жизнедеятельности людей. Человек здесь всецело принадлежит своим общностям — семье, общине, артели, но и одновременно находится под их солидарной защитой. Таким образом, доиндустриальное, или традиционное, общество — это сельскохозяйственное общество с иерар- ' хичной социальной структурой и этическими нормами в * качестве регулятора общественных отношений. ^ 434 Для индустриального общества характерен высокий уровень развития промышленного производства, ориентированного на массовый выпуск товаров длительного пользования (например, автомобилей, холодильников, телевизоров, видеомагнитофонов, пылесосов и многих тысяч других предметов). Основанием для перехода к индустриальному обществу является научно-техническая революция, приведшая к последовательности технических нововведений в производстве и управлении. В свою очередь это привело к изменению характера самого производства и к преобразованию всей общественной структуры, начиная с форм поведения и социального общения и кончая рационализацией мышления в целом. Прежде всего, авторы рассматриваемых концепций отмечают, что в индустриальном обществе производство полностью становится товарным. Это означает, что вместо привычных целей изготовления производителями продуктов для своего собственного потребления оно уже всецело сориентировано на максимальную отдачу, на получение прибылей. Основой организации такого производства выступают капитал и труд. Это предопределяет и новую социальную структуру индустриального общества, в которой доминирующее» положение занимают финансово-предпринимательские слои — банкиры, бизнесмены, торговцы. С концентрацией рабочих в местах производства связано скрытое или даже открытое противоречие между наемными работниками и нанимателями, между пролетариями и предпринимателями, или капиталистами. Наиболее существенными изменениями при переходе от традиционного к индустриальному обществу являются уничтожение сословных привилегий, стирание наследственных социальных различий, становление равных гражданских прав и свобод. Власть здесь 'приобретает централизованный характер, развиваются демократические формы правления, а традиция как регулятор общественных отношений все больше уступает место писаному закону, правовым нормам. Концепция постиндустриального общества развивает вышеизложенные идеи с учетом новейших изменений жизни развитых стран. В этой концепции утверждается, что в зависимости от уровня развития техники в обществе по- 435 следовательно преобладают сначала «первичная» сфера экономической деятельности — сельское хозяйство, затем «вторичная» — промышленность, а после нее выдвигается «третичная» — сфера услуг. Как считает Д. Белл, самым существенным признаком перехода от индустриальной к постиндустриальной стадии общественного развития является сдвиг в формах деятельности индивида, выражающийся в перемещении таковых из сферы промышленности в сферу услуг, а также в усилении акцентов на теоретических исследованиях в области экономических открытий и в государственном устройстве. Далее концепция постиндустриального общества исходит из того, что на каждой из указанных трех стадий экономического развития господствующее положение в обществе занимают определенные сословия. Это — священники и феодалы в традиционном обществе, бизнесмены — в индустриальном, ученые и профессиональные специалисты — в постиндустриальном. Каждой экономической стадии присущи также специфические социальные институты, а именно соответственно: церковь и армия; промышленно-финансовые корпорации; университеты и научно-исследовательские учреждения. Таким образом, переход от индустриального к постиндустриальному обществу знаменует собой ряд существенных изменений в различных областях жизни. В экономической сфере это выражается в переходе от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, что означает превосходство удельного веса сферы услуг над сферой производства. В „ социальной структуре классовое деление уступает место профессиональному, хотя при этом продолжают сохраняться социальная неоднородность, «естественное неравенство» людей и отчуждение личности. В политической области имеет место деление на правящую, технократическую элиту — меритократию (от лат. meritus — достойный и греч. kratos — власть, букв. — власть наиболее одаренных) и управляемые массы населения. На постиндустриальной стадии сохраняются социальные, в том числе политические, конфликты, однако их природа становится иной. Если в индустриальном обществе основной конфликт связан с сосредоточением собственности в руках капиталистов, то в 436 постиндустриальном обществе он обусловлен меняющимся содержанием труда и выступает как конфликт между знанием и некомпетентностью или, иными словами, между научно-технической элитой и массой рядовых работников. Существенным элементом концепции постиндустриального общества являются положения, относящиеся к процессам развития мирового сообщества в целом. Центральное место здесь принадлежит идее взаимозависимости между народами, усиления интеграционных тенденций в мировом развитии по мере приближения постиндустриальной стадии. Авторы данных концепций полагают, что в XXI в. человечеству придется вступать более или менее сообща, независимо от социальной стартовой площадки, на которой сегодня находится тот или иной народ. Это обстоятельство предполагает новое политическое видение мира, уточнение социально-политического статуса и специфической роли таких образований, как класс, нация, государство, более универсальные подходы к ценностям свободы, демократии и суверенитета. Разновидностью и продолжением теории постиндустриального общества является концепция информационного общества. Рассматривая общественную эволюцию как «смену стадий», авторы теории, информационного общества свя-зыва'ют его становление с доминированием «четвертичной», информационной сферы экономики, следующей за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. На данной стадии развития общества значительно повышается интеллектуализация труда, вследствие чего наука, культура, образование и здравоохранение утрачивают свое традиционное предназначение «непроизводственной сферы» и трансформируются в самостоятельную производительную силу, ориентированную на производство не только^матери-альных благ, но и самого человека. По мнению авторов концепции, в результате революционизирующего действия информационной технологии происходит качественное преобразование всех сфер общественной жизни. В области производственных отношений капитал и труд как основа общества уступают место информации и знанию. В этих условиях собственность как критерий социальной дифференциации теряет свое значение и решающим становится уровень образования и знания. 437 Классы здесь заменяются недифференцированными «информационными сообществами», в которых за передний план выдвигаются не отношения собственности и не отношения между человеком и маоганой, а отношения между людьми з связи с их многообразной социальной деятельностью. На данной стадии все большее число людей получает возможность осуществлять свободный выбор формы общественных отношений, сферы профессиональной деятельности в соответствии со своими устремлениями, способностями и интересами. Пожалуй, одним из основных в концепции информационного общества является положение об усилении нематериальной мотивации трудовой деятельности людей в составе современной производственной корпорации. В развитых странах Запада в процессе информатизации такой мотив к труду, как высокая заработная плата, переместился с первого места, которое он занимал три-четыре десятилетия назад, на пятое-седьмое, пропустив вперед содержание труда, возможность самореализации, перспективы профессионального роста, психологический климат в фирме и другие. «Мы с полным основанием можем сделать вывод, — пишет Джон Гэлбрейт, — что отождествление, т. е. добровольная замена своих целей целями организации, и приспособление, т. е. связь с организацией в надежде привести ее цели в более близкое соответствие со своими собственными целями, являются важными мотивами в деятельности технострук-туры» [26. С. 203 ]. Данному обстоятельству одновременно сопутствует развитие различных форм социального взаимодействия и согласия — солидаризм, а также формирование в различных сферах жизни органических общностей людей — коммунитаризм. Это означает, что информационное или постиндустриальное общество, отрицая индустриальное и снимая тем самым его отрицание традиционного общества, возвращается в своей сути к неотрад и-ционал истским формам жизни. В рамках теории информационного общества выдвигается проект «глобальной электронной цивилизации», создаваемой на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики — «телекомпьютерэнергетики». «Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традицион- 438 ной печати «электронными книгами», изменяет идейные ориентации людей и мировоззрение в целом. Социальные и политические преобразования рассматриваются в этой теории как прямой результат «микроэлектронной революции». Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Главная роль в этом отводится телекоммуникационной кабельной сети, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит оперативно выяснять и учитывать мнение населения при выработке политических решений. Технологическую трактовку получают проблемы преодоления социальных антагонизмов, отчуждения и дегуманизации. Авторы данной концепции считают, что ныне на доин-дустриальной стадии находятся страны «третьего мира», на индустриальной — ряд стран Запада и Востока, в постиндустриальной и информационной стадиях находятся США, Япония и другие наиболее развитые страны. К<>^У(йП||и* Продолжением и развитием теорий социвлйбго постиндустриального и информаци- грсудврс^в*! онного общества является также кон цепция социального государства. Сам термин «социальное государство» вошел в политическую и правовую литературу после того, как в 1949 г. в Консти туцию ФРГ было включено выражение «sozialer Rechtsstaat», которое переводится как «социальное правовое государство». При разработке текста конституции немецкие ученые и законодатели пришли к идее, что их правительство в своей деятельности должно подчиняться принципу соци ального государства. В их толковании это означает обязан ность правительства осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного человека уровня жизни, удов летворение основных жизненных потребностей всех соци альных групп. Постепенно указанный принцип был развит до концепции социального государства. Таким образом, прилагательное «социальное» в понятии «социальное государство» служит не для обозначения того факта, что всякое государство есть социальный институт, а для определения новой сущности государства на постиндустриальной стадии развития производства, для характеристики содержания его политики в сфере распределения |