Главная страница
Навигация по странице:

  • ПО Л ИТИ KB Из:!; • : ! „ а тл /юоч i n г.. ч т-г

  • Политология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга). В. А. Мельник


    Скачать 2.74 Mb.
    НазваниеВ. А. Мельник
    АнкорПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
    Дата22.04.2017
    Размер2.74 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПолитология Мельник В А, Вышэйшая школа 1999 (Книга).doc
    ТипДокументы
    #5217
    КатегорияСоциология. Политология
    страница40 из 42
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42

    464



    считают, что разработка собственной социальной программы не входит в обязанности церкви, поскольку это не предус­мотрено Евангелием. В то же время они полагают, что церковь может и должна в области общественной жизни осуществлять свое призвание. Поэтому православные цер­кви время от времени принимают документы социально-политического характера. Позиции Русской православной церкви по социально-политическим проблемам излагаются в таких материалах, как послания и обращения Святейшего патриарха и Священного синода, документы Поместных соборов, и других. Сама Церковь особое значение придает Посланию Святейшего патриарха и Священного синода «О войне и мире в ядерный век», таким документам Поместного собора Русской православной церкви, посвященным тыся­челетию крещения Руси (1988), как определения Помест­ного собора, обращение Поместного собора к председателю Третьей специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению, заявление Поместного собора по насущ­ным проблемам современности.

    OfHdlOf НИИ ; Согласно выводам видного русского ре-
    к; госудащву и ^Г«! дигиозного мыслителя и правоведа

    ПО Л ИТИ KB Из:!; • : ! „ а тл /юоч i n г.. ч т-г

    :::: :,::-.,:; ,;У:Щrt-.":"'--:::ft-M. А. Ильина (1883—1954), Право­славная церковь никогда не притязала ни на светское господство, ни на борьбу за государственную власть, подобно политическим партиям. Исконное рус­ско-православное разрешение данного вопроса таково: церковь и государство имеют особые и раз­личные общественные задания, но помогают друг другу в борьбе за благо; государство правит, но не повелевает Церкви и не занимается принудительным мис­сионерством; Церковь организует свое дело свободно и самостоятельно, соблюдает светскую лояльность, но судит обо всем своим христианским мерилом и подает благие советы, а может быть, и обличения властителям и благое научение мирянам. Ее оружие — не меч, не партийная политика и не орденская интрига, а совесть, наставление, обличение и отлучение. Данных принципов в своих вза­имоотношениях с государством православие придержива­ется на протяжении столетий. Имевшиеся в некоторые периоды истории уклонения от этого порядка квалифи-

    466

    цируются И. А. Ильиным как явления нездоровые [38. Т. 1. С. 299—300].

    После 1917 г. перед Русской православной церковью, православными церквами ряда других стран встала проблема отношения к новому политическому режиму, к политике советского государства. Решалась эта проблема неоднознач­но, взаимоотношения церкви с государством в различные периоды были разными. Имели место взаимное непонима­ние, даже антагонизм, ошибки и неправильные действия с обеих сторон. Наиболее трудным был период с 1917 г. до середины 20-х годов. Затем Церковь провозгласила тезис о непротиворечивости социализма (коммунизма) и христи­анского учения, способных при взаимном уважении создать наилучшие условия жизни на земле. Постепенно Русская православная церковь перешла на лояльные позиции к новому общественному и государственному строю, а затем стала поддерживать внутреннюю и внешнюю политику со­ветского государства.

    Нормализация отношений между Церковью и советским государством связывается с именем митрополита Сергия, который с 1925 г. являлся заместителем, с 1937 — патри­аршим местоблюстителем и с сентября 1943 по май 1944 — патриархом Московским и всея Руси. Обращение Времен­ного патриаршего синода от 29 июля 1927 г., известное под названием «Декларация митрополита Сергия», одно­значно утверждало: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, ло­яльными к советской власти, могут быть не только равно­душные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его... Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи» [68 ].

    Со вступлением страны в полосу коренных социально-экономических преобразований, демократизации всех сто­рон общественной жизни начался и новый период в отношениях между церковью и государством. С принятием законов о свободе совести и религиозных организациях были устранены существовавшие препоны для деятельности

    467

    как православной церкви, так и других религиозных кон­фессий. Со своей стороны церковь с самого начала активно поддержала политику преобразования общества. В предъ-юбилейном послании тогдашнего патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного синода к 1000-летию крещения Руси (1988) говорится: «Каждый из нас, чад церковных, ныне призван своим гражданским и религиоз­ным долгом ревностно участвовать в развитии и совершен­ствовании нашего общества. Нас воодушевляет процесс укрепления духовных и нравственных основ в личной, се­мейной и общественной жизни нашего народа, стремление нашей страны укрепить общечеловеческие нравственные нормы в международных отношениях» [68].

    Безоговорочно приветствовала Русская православная церковь новую политическую ситуацию, которая первона­чально возникла в стране после известных событий в августе 1991 г. Одновременно Церковь предупредила об опасности, нависшей над нашими народами, — угрозе разрушения исторически сложившегося единого Отечества, она высту­пила со страстным призывом спасти страну от хаоса и междоусобицы. В речи патриарха Московского и всея Руси Алексия II на внеочередном Съезде народных депутатов СССР 2 сентября 1991 г., в частности, есть следующие слова: «Наша Церковь всецело поддерживает естественное стремление каждого народа к национальной самостоятель­ности, к созданию условий для благоприятного раскрытия своего творческого потенциала и построения жизни, мак­симально соответствующей национальному достоинству. Вместе с тем считаю своим долгом сказать, что, хотя существующая модель Союза дискредитировала себя, ее естественное отрицание не должно вести к разрушению реально существующей, органической общности. Народы, населяющие наше общее Отечество, многовековым трудом создали национальное достояние, которое принадлежит всем им вместе и никому из них в отдельности. Неужели мы должны еще раз претерпеть голод и братоубийственные раздоры, чтобы убедиться в общности и нераздельности нашей исторической судьбы?» [2. С. 6]. Трудно не согла­ситься с этими словами.

    468

    В послеавгустовский (1991 г.) период первостепенной задачей деятельности Русской православной церкви в сфере политики становится содействие укреплению государствен­ного единства страны, преодолению сепаратизма, обеспе­чению исторического будущего Отечества. По существу, развернутым изложением позиции Церкви по основным проблемам политики государства на современном этапе яв­ляется заявление, принятое благословленным Церковью Первым Всемирным Русским собором, состоявшимся 26— 28 мая 1993 г. в Московском Свято-Даниловом монастыре. Церковь считает, что любая государственная стратегия рос­сийской державы должна опираться на историческое и ду­ховное наследие своего народа, с утратой которого политика превращается в эксперимент. «Никогда не возродится Рос­сия, — говорится в указанном документе, — если не будут созданы условия для полнокровного развития присущего только нашему народу мироощущения» [80 ]. Поэтому Цер­ковь, как и в предыдущие периоды истории Отечества, стремится выполнять миссию хранительницы духовной са­мобытности народа, вдохновительницы русской жизни и гаранта ее преемственности.

    В социально-экономической сфере Церковь считает не­обходимым поддерживать'созидательные усилия по подъему народного хозяйства, всех видов многоукладной экономики, созданию преимущественных условий для промышленных и сельских производителей, для развития национального предпринимательства. Причем последнее должно быть ори­ентировано на удовлетворение разумных потребностей, а не на погоню за любым, в том числе неправедным, обога­щением. Одновременно Церковь выступает за сохранение важнейших социально справедливых завоеваний, таких как бесплатное медицинское обслуживание, образование, обес­печенность в старости, защита детей и другие. Она освящает трудовую деятельность как форму служения Богу, как нрав­ственную ценность, как высокое предназначение для любого человека.

    Православные церкви других стран также активно спо­собствуют решению существующих социальных проблем, гармонизации общественных отношений. Они выступают

    469

    за оздоровление общества на основе его «христианизации», т. е. путем нравственного совершенствования личности. При этом они исходят из того, что усвоение всеми без исклю­чения людьми основных требований христианской морали, согласование политических и экономических проблем со­временности с этическими положениями Евангелия откры­вают перспективу утверждения свободы и независимости, согласия и сотрудничества, словом, становления общества социальной гармонии и справедливости.

    Проблемы войны Среди социально-политической про-
    и мира блематики Русской православной цер­
    кви проблемы войны и мира занимают
    одно из центральных мест. Ее позиция по этому вопросу
    изложена в послании Святейшего патриарха и Священного
    синода «О войне и мире в ядерный век». Основное его
    содержание сводится к тому, что ядерное оружие не должно
    быть применено ни при каких обстоятельствах и все док­
    трины, допускающие его использование, не могут быть
    поддержаны. Церковь выступает за полное очищение Земли
    от ядерного оружия и недопущение перенесения его в кос­
    мос. Церковь также считает, что до появления ядерного
    оружия к понятию «война» можно было применять нрав­
    ственные категории справедливости и несправедливости.
    Картина страшного и непоправимого бедствия, которое мо­
    жет нести ядерная катастрофа, настолько ужасна, что теперь
    к войне не может быть применимо понятие справедли­
    вости.

    Поэтому неудивительно, что Русская православная церковь всеми доступными ей средствами поддерживает процессы ядерного разоружения, укрепления междуна­родной безопасности, утверждения принципов сотрудни­чества между народами. В этой своей деятельности Церковь исходит из положения, что вероисповедная при­надлежность, равно как нерелигиозность людей доброй воли, не может быть препятствием на пути совместного служения человеческому сообществу на местном, нацио­нальном или международном уровне. Она считает своей постоянной задачей воспитание верующих людей в духе мира и справедливости, дружбы и сотрудничества между народами, ведущих от недоверия и конфронтации к брат-

    470

    ской любви, взаимному пониманию и совместному созида­нию мирного будущего.

    Г/1об11ИШыв Это понятие прочно вошло в лексикон
    про^^мы ; социальной доктрины православия.
    ;;Г;№Й5' Предметом особой озабоченности
    Русской православной церкви является экологическая
    проблема. Позиция Церкви по данному вопросу изложена
    в Заявлении Поместного Собора (1988 г.) по насущным
    проблемам современности, в котором, в частности, гово­
    рится: «Мир в условиях загрязнения воздушных и водных
    пространств, в условиях исчезновения лесных массивов,
    поступательного процесса исчезновения множества видов
    животных и растений, пагубного истощения традицион­
    ных источников энергии и полезных ископаемых, общего
    нарушения экологического баланса в природе, — такой
    мир далек от истинного мира как плода праведного от­
    ношения человека к среде своего обитания.

    Мы считаем, что, созидая свое будущее, человечество не должно слепо полагаться на научно-технический про­гресс. Только гармоничное, мудрое сочетание деятельности по материальному благоустроению с непрерывным нравст­венным совершенствованием личности и общества могут стать надежной гарантией сохранения нашей прекрасной планеты для будущих поколений, сознательного освоения природы посредством ее познания и труда и во исполнение первого благословения Божия , данного человеку» [69. С. 68].

    ПоЛйти?Щия

    В последние годы возникли новые яв-ления в деятельности и православной церкви, которые указывают на процесс ее политизации. Высшая православная церковная иерархия хотя и не запре­щает участие в политической жизни, но и не относит его к обязанностям верующих. Вместе с тем служители культа

    * «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» [9. С. 6].

    471


    16.4. Социальная идеология ислама и политика





    не могут не учитывать того, что верующие не безразличны к происходящим в обществе социально-политическим про­цессам. В этих условиях неучастие церкви в политической жизни означало бы потерю своего влияния среди больших масс людей. Поэтому служители православного культа все активнее реагируют на общественные процессы. Не огра­ничиваясь поддержкой официального политического курса, они нередко и критикуют его, выдвигают различные тре­бования (например, обязательного изучения религии в шко­лах, восстановления религиозных норм семейной жизни, создание института армейского духовенства и т. д.

    Политизация православия находит свое выражение и в появлении на политической арене христианско-демок-ратических организаций, в работе которых участвуют как служители культа, так и простые верующие. Это, например, такие организации, как Белорусский христианско-демокра-тический союз, Российское христианское демократическое движение, Белорусская христианско-демократическая пар­тия. Представляя собой не культовые объединения, а свет­ские политические организации, они выполняют функции представительства интересов верующих кругов населения, защиты христианского образа жизни. Среди их программных целей — развитие частной собственности, переход к соци­альной рыночной экономике, возрождение духовной жизни общества, обеспечение свободы религиозного воспитания и образования, права на создание детских религиозных объ­единений, права на альтернативную службу при отказе верующего от воинской службы по религиозным мотивам и другие.

    Нельзя не отметить и стремление государственных и партийных лидеров использовать растущий авторитет цер­кви для укрепления своих позиций, заручиться ее поддер­жкой на выборах и в парламентской борьбе. Это тоже новое явление для нашего общества. Сегодня еще трудно опре­деленно сказать, пойдет ли это на пользу государству и церкви или, напротив, добавит обществу новых проблем.



    Специфика роли

    ислама

    в социальной жизни

    мусульманских

    стран

    Ислам как религиозная доктрина и форма социальной организации всегда играл на мусульманском Востоке не­сколько иную роль, нежели христиан­ство в Европе. Никогда, даже в пору своего наибольшего гоосподства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти. Ислам же заполнил собой все поры мусульманского общества, определил характер эко­номических отношений и формы политической админист­рации, социальную структуру, культуру и быт право­верных. Духовная жизнь в мусульманских странах проте­кает в рамках ислама, является исламской как по сути, так и по форме. Для мусульманина выступить против ислама означает выступить против всего того, что есть в жизни и обществе, т. е. противопоставить себя этому об­ществу, оказаться как бы вне его, вне закона.

    Все это обусловливает исключительную роль ислама в социально-политической жизни мусульманских стран. Здесь в наибольшей степени проявляется интегрирую­щая функция религии. Сила ислама не в количестве его приверженцев (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в заложенной еще Мухаммедом идейно-институциональной слитности мусульманской общины (уммы), которая теоретически объединяет всех мусуль­ман мира независимо от их этнической и культурной принадлежности. При такой роли религии в обществе практически невозможно разграничить духовные и со­циально-политические функции служителей мусульман­ского культа — улемов. Они по-прежнему, как и сотни лет назад, влияют на духовную жизнь и играют ак­тивную роль в политике. Более того, за последние годы это влияние заметно усилилось, а роль авторитетов ислама в определении политического курса своих стран стала еще более активной.

    473

    Источники Основным источником социально-по-
    социальных идей „

    ислама литических идеи ислама является свя­
    щенная книга мусульман — Коран.
    Согласно общепринятой в исламе тра­
    диции, текст Корана был поведан про­
    року Мухаммеду самим Аллахом.
    Считается, что пока пророк был жив, надобности в тексте
    Корана не было — на все вопросы давал ответы Мухаммед.
    После его смерти секретарь пророка собрал все заповеди
    Аллаха и поучения Мухаммеда в виде писаного закона,
    который после сверки с другими записями был официально
    канонизирован. Коран состоит из 114 разных по характеру
    и объему глав (сур), которые в свою очередь состоят из
    ряда стихов, или, как их называют, аятов. Наряду с чисто
    религиозными правилами и предписаниями здесь излага­
    ются основы мусульманского права, указания по органи­
    зации государственной и общественной жизни, регули­
    рованию социальных отношений, семейных и личных воп­
    росов правоверных. Для мусульманина Коран — это своего
    рода энциклопедия, «книга книг», свод знаний, заповедей
    и инструкций чуть ли не на все случаи жизни.

    Вторым, менее значимым по сравнению с Кораном ис­точником мусульманской идеологии в социально-политиче­ской сфере является Сунна (араб, sunna — путь, образец, пример). Вскоре после смерти Мухаммеда его современники, последователи и их потомки стали собирать устные предания (хадисы) о жизни и деятельности пророка, воспоминания о беседах с ним, о его мнениях и изречениях по тому или иному вопросу. Собранные впоследствии в шесть сборников, они как раз и составили Сунну, т. е. предание, касавшееся различных норм права, обычаев, правил поведения, этало­ном которых выступал пророк. Вначале авторитет устных преданий был не слишком высок. Со временем их роль стала расти, и в конце концов хадисы Сунны оказались в руках исламских богословов ценным материалом, помога­ющим им дополнять и толковать Коран и разрабатывать нормы мусульманского права (шариата).

    Разумеется, социально-политические идеи исламского духовенства не остаются неизменными, как и сама обще­ственная жизнь в мусульманских странах. Когда обстановка

    474

    в мире изменялась, теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой, исламская идео­логия тоже видоизменялась, трансформировалась и адап­тировалась к новым условиям. Однако при всех своих модификациях положения социальной доктрины ислама обычно вписываются в заповеди Корана и нормы шариата. Это означает, что традиции ислама по-прежнему еще ока­зывают сильнейшее влияние на социально-политическую жизнь мусульманских стран. Традиционные исламские нор­мы здесь подчас искусственно реставрируются, как это можно видеть на примере некоторых стран, справедливо считающихся ныне радикальными и даже осуществляющими революцию.


    С ациал ь н ы е идеи Корена и политика
    Итак, основу социальной доктрины ис­лама составляют принципы и поуче-ния, изложенные в Коране. Все ислам­ские идеологи исходят из того, что социальные принципы, содержащиеся в этой священной книге, начали осу­ществляться в мусульманской общине пророка Мухаммеда. Главной чертой социальной жизни общины, по крайней мере, как это видно из поучений Мухаммеда, являлось стремление развивать в человеке духовное, нравственное начало, утверждать принципы равенства и братства между мусульманами. Надо отметить, что в Коране имущественные различия, богатство и бедность квалифицируются как ес­тественный факт, установленный самим Аллахом. Частная собственность признается священной, а законы шариата, как известно, строго карают преступников (вору, например, предписывается отрубать кисть правой руки).

    Однако это же учение устанавливает принцип з а к я т а (т. е. обязательную милостыню богатых * пользу бедных), запрещает ростовщичество (хотя торговая прибыль объявляется вполне законной), ограничивает размеры ин­дивидуальных капиталов путем распространения права на­следования на широкий круг родственников. Этическое учение ислама предписывает быть справедливым, мило­стиво относиться к своим единоверцам, воздавать за добро добром, быть щедрым, творить добрые дела, среди которых

    475







    называются такие, как накормить бедных, почитать сирот. К этим требованиям причисляют хорошее отношение к родителям, особенно престарелым: «Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу! и не кричи на них, а говори им слово благородное» [47. С. 234].

    Эти и другие социальные идеи используются правя­щими кругами мусульманских стран в целях сохранения и упрочения своей политической власти, существующих общественных порядков. Такие идеи весьма привлека­тельны для широких народных масс. В сущности они есть идеи социальной справедливости, достижения гармонии в обществе. Особенно сильно их влияние проявилось во второй половине XX в., когда на путь самостоятельного развития встали десятки бывших колониальных госу­дарств в Азии и Африке. Это связано, в частности, с тем, что на Востоке в силу исключительной роли ислама в жизни общества социальные и общенациональные ус­тановки просто не могут быть поняты широкими народ­ными массами населения в иной форме, кроме религиозной.

    Идеи Корана лежат в основе исламской концепции по­литики. Исходным постулатом в ней является утверждение, что вся власть принадлежит Аллаху. Из этого положения следует, что те, кому даны полномочия заниматься делами людей или сообщества, не являются их подлинными пра­вителями. Истинным законодателем в мире ислама является Аллах, а законодательная деятельность людей, поскольку она делегирована верующим, должна осуществляться так же, как и вера в соответствии с положениями Корана и практикой пророка.

    Постулатами Корана исламские теоретики обосновы­вают и свою доктрину международных отношений. Крае­угольным камнем исламской концепции миропорядка является положение о делимости мира на общин^ му­сульман — умму — и весь остальной мир. В Коране на сей счет имеются многочисленные указания. Более того, в нем подчеркивается, что мир разделен именно по воле Аллаха: «А если бы пожелал твой Господь, то Он сделал

    476

    бы людей народом единым. А они не перестают разногла­сить» [47. С. 196].

    Положение о делимости мира, однако, не означает при­знания юридического равенства между исламской и неис­ламской его частями. Согласно исламской доктрине, государство не может претендовать на равенство, если оно не достигло определенного уровня цивилизованности. Сви­детельством наличия требуемого уровня развития является признание единобожия, которое рассматривается в качестве предварительного условия мирных отношений между му­сульманами и немусульманами. На практике это может означать не что иное, как требование принятия ислама немусульманскими народами.

    В связи с этим надо заметить, что принцип делимости мира по религиозному признаку не новый в практике меж­дународных отношений. Вплоть до начала текущего столе­тия в международном праве господствовала концепция деления народов на цивилизованные и нецивилизованные. Принципы международного права при этом применялись в отношениях между цивилизованными народами. Одним из критериев цивилизованности считалось исповедание хри­стианства. Следовательно, зона распространения ислама не подпадала под действие международного права того периода. Теперь, оказывается, подобный принцип присутствует в исламской концепции международных отношений.

    Теоретики ислама настаивают на мирном характере своей доктрины. В подтверждение этого они традици­онно приводят следующие слова из священной книги мусульман: «Нет принуждения в религии. Уже ясно отличился прямой путь от заблуждения. Кто не верует в идолопоклонство и верует в Аллаха, тот ухватился за надежную опору, для которой нет сокрушения. По­истине, Аллах — слышащий, знающий» [47. С. 56]. Однако для ислама как религиозного течения харак­терно активное отношение к международному сообще­ству. Борьба в защиту и за распространение ислама (джихад) выступает в качестве неотъемлемого элемента исламского движения, является основным долгом и обя­занностью каждого мусульманина. Все в зоне ислама —

    477

    от мусульманина до правительства — должны стремиться к расширению этой зоны.

    Нетрудно видеть, что признание существования миро­вого сообщества, делимости мира, в том числе его ис­ламской части, уверения в мирной направленности доктрины и одновременно священная обязанность распро­странять ислам взаимно противоречат друг другу. Это подтверждается и политической практикой. Последняя дает немало примеров тому, что вооруженное насилие вошло в историю распространения ислама, в том числе и в новейшее время.

    Естественно, что попытки осуществить идеи исламской концепции мирового порядка наталкиваются на противо­действие со стороны немусульманских народов. На практике эта концепция оказалась неосуществимой. Столь же не­осуществимой оказалась и идея создания единого исламского государства. Более того, при попытках образования пона­чалу только лишь блока исламских государств наблюдаются острые противоречия. Поэтому в настоящее время в му­сульманском мире выделяется идея «исламской солидарности» как наиболее целесообразная для взаимоотношений между мусульманскими странами в со­временных условиях. Результатом движения «исламской солидарности» его теоретикам видится выход мусульманских организаций и стран из ООН и образование Организации объединенных мусульманских наций со своим Советом Бе­зопасности, создание мусульманского «общего рынка», объ­единенных мусульманских вооруженных сил с единым военным командованием.

    Сегодня можно сказать, что концепция «исламской со­лидарности» стала важнейшим принципом политики стран мусульманского мира. Здесь развернулось весьма широкое движение по реализации ее целей. Практически положено начало процессу формирования Организации мусульман­ских объединенных наций. Важной вехой на этом пути явилось образование в 1972 г. международного объединения мусульманских государств — Организации Исламская кон­ференция. Ныне ее членами являются фактически все му­сульманские страны.

    478

    Что касается текущей политики различных мусульман­ских государств, то она, несмотря на общую идеологическую основу, отличается большим разнообразием. Некоторые госу­дарства имеют весьма натянутые отношения друг с другом, между отдельными существуют спорные территориальные во­просы, иные прошли через состояние военного конфликта (Иран и Ирак, например). Для отдельных государств харак­терна внутренняя политическая нестабильность, где одни му­сульмане конфликтуют с другими мусульманами. Речь идет об известном споре между суннитами и шиитами о том, ко­му должна принадлежать власть в исламской общине.

    Сунниты — люди Сунны — это наиболее многочислен­ная группа приверженцев ислама. Ее сторонники не при­знают посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, отрицают идею особой природы Али (четвертый пророк, двоюродный брат и зять Мухаммеда) и особого права его потомков на имамат (институт верхов­ного руководства общиной мусульман, объединяющий ду­ховную и светскую власть). Они выступают за участие общины мусульман в выборе своего главы — халифа. По­степенно халифы превратились в мусульманских первосвя­щенников, практически не; обладающих светской властью. Они "не могут также передавать свои полномочия по на­следству или своей волей назначать преемника.

    Шииты (араб, «ши'а» — группа приверженцев, партия), в отличие от суннитов, являются сторонниками имамата, они признают посредничество между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, считают единственно законными его преемниками только Али и потомков последнего. Глава общины — имам — почитается шиитами как лицо исклю­чительно духовное, власть его носит теократический ха­рактер. Во всех конфликтах между суннитами и шиитами за внешними религиозными разногласиями скрываются цели борьбы за политическое влияние, в ходе которой исполь­зуется весь диапазон форм насилия, в том числе и воору­женное.

    06 иелаШком Это словосочетание все чаще употреб-
    ляется в политической лексике послед­
    них лет. Само это явление требует

    479

    серьезного и глубокого изучения. Вокруг него идет острая полемика. Одни отрицают исламский фундаментализм как явление, другие видят в нем источник многочисленных опасностей для человечества. Формально исламские фун­даменталисты призывают к созданию в странах, где боль­шинство населения составляют мусульмане, обстановки, которая существовала в эпоху пророка Мухаммеда. Речь, таким образом, идет о возврате к первозданным ценностям исламской цивилизации, о реконструкции изначального му­сульманского государства. Отсюда призывы к возвращению к основам веры. На практике это означает, что исламские религиозные деятели должны полностью управлять госу­дарствами, заниматься политикой. В этом, на наш взгляд, состоит суть исламского фундаментализма.

    Примером попыток реализовать на практике фунда­менталистские идеи явилась деятельность мусульманского духовенства в Иране, где абсолютно господствует шиит­ское мировоззрение. В феврале 1979 г. здесь совершен переворот, в результате которого был смещен шахский режим. Последующий характер событий в этой стране стал определять клерикальный ислам. В этой связи принято считать, что в Иране произошла ислам­ская революция. Это означает, что ислам здесь стал не просто знаменем, но и источником весьма своеобразных идей, которые вызвали большие надежды у широких народных масс, устремившихся за аятоллой Хомейни. Поверившие в него полагали, что постулаты Корана о справедливости и равноправии наконец востор­жествуют и приведут к преобразованиям в обществе, срав­нимым с революционными.

    С самого начала исламской революции Хомейни и его сторонники считали, что главную беду правоверных состав­ляет процесс отделения ислама от политики, отстранения духовных лиц от управления государством. Поэтому Хо­мейни «исправил» положение, объявив себя «духовным пра­вителем» Ирана и тем самым взяв на себя всю полноту власти. Он вершил политику Исламской Республики Иран, а ее проводником стало мусульманское духовенство.

    Каковы же характерные черты исламской революции в Иране и каковы ее реальные результаты?
    1   ...   34   35   36   37   38   39   40   41   42


    написать администратору сайта