Главная страница

Эссе. В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить


Скачать 82.97 Kb.
НазваниеВ каждом человеке солнце. Только дайте ему светить
Дата15.12.2022
Размер82.97 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла3237.pdf
ТипДокументы
#846021

В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.
Сократ.
Фильм Звездочки на земле снятый известным индийским актёром и режиссером Амиром Кханом затрагивает проблемы современного общества в сфере образования детей с отклонениями в развитии проблемы семьи,
имеющей ребенка с отклонениями в развитии проблемы общего образования в обучении и воспитании таких детей проблемы взаимоотношения со сверстниками проблемы и переживания самого ребенка.
Главный герой - восьмилетний мальчик Ишан Авасти с рождения отличается от других детей. Он рассеян, мечтателен, у него нет друзей и большие проблемы с учебой. Все это идет вразрез с ожиданиями его родителей.
Неудачи мальчика списываются на его избалованность. Никто не пытается разобраться в истинных причинах неудач.
Добрая, любящая мать Ишана пожертвовала своей карьерой, чтобы заниматься с сыном. Благополучная семья, в которой первый ребенок является гордостью семьи и школы, не желает признавать, что мальчик испытывает огромные трудности в обучении. Фильм иллюстрирует, что факт признания того, что свой ребенок не такой, как у всех, является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Все надежды и ожидания членов семьи (особенно отца) в связи с будущим ребенка оказываются тщетными и рушатся в один мига осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период.
Система общего образования бессильна. Третий год ребенок обучается водном и том же классе, но положительных результатов не наблюдается.
Педагогическая комиссия предлагает родителям определить ребенка в специальный интернат. Ребенок не понимает и не принимает решение родителей, замыкается, теряет интерес к окружающему миру. Только благодаря
учителю рисования, который сумел выявить причины неудач, разглядел
«солнце» Ишана, мальчик начинает светить своим талантом художника. В чем же причина всех бед Ишана? У мальчика дислексия. Это особое неврологическое состояние, нарушение обучаемости, которое способно влиять на восприятие учеником букв, цифр, знаков. Дети с таким нарушением могут определенные буквы или цифры видеть задом наперед, автоматически самостоятельно их переворачивать и не уметь читать. Иногда у детей сданным заболеванием текст может прыгать по странице, не складываться в ровный ряд. Также могут возникать проблемы с отличием похожих цифр и букв
(например р и ь, 10 и 01). Нередки ситуации, когда ребенок понимает и знает все буквы, но при попытке прочтения слова у него появляется сильная головная боль, тошнота, возможно головокружение. (Фильм при помощи анимации показывает все то, что творится в голове мальчика на уроках. При дислексии ребенок плохо воспринимает и понимает чтение, письмо, математику.
Однако в это же время исследования ученых доказывают, что уровень интеллекта таких детей чаще всего выше среднего.
Ярким лучом солнца в этом фильме представлен учитель рисования.
Когда-то и у него были проблемы в учебе. Ему как никому другому известны переживания Ишана, его замкнутость. Временный учитель рисования Рам
Никум смог просветить родителей Ишана, директора специальной школы о необходимости специальных коррекционных индивидуальных занятий с мальчиком. Рам Никум – педагог с широкими взглядами на обучение детей с отклонениями в развитии. Они психолог- специалист, занимающийся изучением душевной жизни и законов коррекции поведения человека,
использующий эти знания для оказания помощи и дефектолог - специалист,
занимающийся развитием, обучением и воспитанием особенных детей (детей с физическими и психическими нарушениями и социальный педагог - человек,
обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается их ребенок и другими организациями.
Своей солнечной энергией - добротой, терпением, уверенностью в силы мальчика, и самое главное правильно примененной методикой обучения
приемы и методы ее частично показаны в фильме) педагогу удается вернуть веру в ребенка. Он находит солнце в этом маленьком человеке, предоставляет возможность ему светить. Картина Ишана в конкурсе занимает первое место и ее утверждают на обложку печатного издания школы.
Фильм Звездочки на земле, как и все индийские фильмы эмоционален,
игра актеров великолепна. Музыка способствует и усиливает переживания главного героя фильма. Сюжет затрагивает тему, которая близка каждому родителю – воспитание и образование своих детей, их будущее. Что сделать для того, чтобы твой ребенок, твоя родная звездочка выбрала правильный путь на
Земле? Как часто вместо того, чтобы присмотреться к склонностями интересам ребенка,
родители в буквальном смысле прессингуют его, пытаясь заставить заниматься тем, чего сами не сумели освоить в жизни, и тем самым стремятся утвердиться за счет ребенка, а ведь это одна из самых главных проблема отцов и детей. Фильм учит внимательно относится к своим детям, верить в их силы.
Вера сопровождает нас с детства. Она защищает от опасностей, которые таит жизнь. Начинается с веры во всесилие родителей. Подрастая, человек всегда ищет, во что ему верить. Важно, чтобы в основе его чувства не лежала ненависть к людям. Необходимо помнить В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.

Приложени Статья Л. С. Сильченковой «Знаково-символическая деятельность первоклассников в период обучения грамоте»

С рождения современный человек живёт в культурной среде, в специфически знаковосимволическом окружении. В совместной жизни со взрослыми ребёнок учится понимать знаки, пользоваться различными знаковыми системами. Так, играя реальными предметами, использующимися в качестве игрушек, а также используя сами игрушки, часто являющиеся копиями реальных предметов, дошкольник приобретает социальный опыт. Здесь знак (предмет, выступающий заместителем другого предмета, роль которого выполняют игрушки и реальные предметы, становится средством социализации ребёнка. С помощью знаков он усваивает культурное знание, в том числе и культурные формы поведения. Основным содержанием этих форм являются знаковые процессы, которые становятся существенным фактором становления психики ребёнка. По мнению психологов, одним из показателей готовности ребёнка к школе сегодня должен рассматриваться уровень сформированности семиотической (знаковосимволической) деятельности (Н.Г. Салмина). Под семиотической деятельностью психологи понимают деятельность со знаково символическими средствами. Познавательная функция знаковосимволиче ских средств направлена на отражение, воспроизведение реальности в деятельности человека. Её результатом является новое знание о мире. Знаковосимволическая деятельность важная составная часть познавательной деятельности младших школьников. На это указывают и документы ФГОС. Так, в разделе планируемых результатов освоения программы начального общего образования сказано Выпускник научится использовать знаково символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач [1]. Рассмотрим особенности знаково символической деятельности первоклассников на уроках обучения гра моте.
Семиотика – наука о знаках – располагает различными знаковосимво лическими средствами. Основатель семиотики Ч. Пирс предложил классификацию знаков, которая до сих пор считается общепризнанной и наиболее полной. Основание этой классификации взаимоотношение знака и его объекта. Это отношение служит основой для выделения трёх базовых в семиотике типов знаков знакиико ны, знакииндексы и знакисимволы. Иконические знаки фотографии, рисунки – наиболее точно копируют изображаемый объект. Эти знаки в виде сюжетных иллюстраций и предметных картинок давно используются в букварях и азбуках, ещё с тех времен, когда в начальной школе существовал предмет Наглядное обучение. Сейчас, как правило, с помощью иконических знаков проводится специальная звуковая работа, а также работа по развитию связной речи учащихся. Однако такие иллюстрации весьма пригодны для организации познавательных бесед, если они к тому же сочетаются с содержанием дидактических текстов букваря. Так, в Букваре
Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой и О.В. Прониной к небольшому познавательному рассказу Н.

Надеждиной Почему её назвали капустой даны пять рисунков, которые иллюстрируют значения некогда родственных слов латинского языка, наглядно демонстрируя случаи метафорического и метонимического переносов. Хорошо бы при этом начинать работу со слова с прямым значением капут – голова, к которому, правда, нет иллюстрации в букваре, но есть указание на это в тексте. Ас остальными словами с переносным значением капитан, капитель, капюшон, капуста, капуцин, к которым даны соответствующие иллюстрации, можно организовывать беседу на фоне осознания первоклассниками прямого значения слова.
Подчеркнём, что для организации подобных познавательных бесед от учителя требуются знания в различных областях, в том числе и хорошая языковая подготовка. Однако гораздо более интересными представляются случаи познавательной деятельности первоклассников, в которой бывают задействованы знаки индексы. Эти знаки характеризуются смежной связью с объектом – например, дым указывает на наличие огня, являясь его непременным признаком. На уроках обучения грамоте много внимания и времени уделяется звуковому анализу звуки выделяют из потока речи, сравнивают и сопоставляют, дают им характеристику. Заметим, что осознание первоклассниками звуковых характеристик – это нечто иное, как оперирование знаками индексами. Рассмотрим этот процесс на примере овладения первоклассниками отдельными характеристиками согласных звуков. Так, важная характеристика согласных звуков по глухостизвонко сти всегда происходит с опорой на осознание мышечных ощущений ребёнка, которые он испытывает при произнесении конкретного согласного звука. В практике звуковой работы в начальной школе широко известен прим различения звонких и глухих согласных звуков с помощью простых, но действенных приёмов – нужно прижать ладонь к горлу вовремя произнесения согласного звука или зажать ладонями уши Послушай себя, слышишь литы звон?»
Во время произнесения звонкого согласного звука голосовые связки вибрируют, и человек ясно это ощущает с помощью описанных приёмов. Ребёнок вычленяет отдельный признак согласного звука при его произнесении, опираясь на свой речевой опыт, точнее, на свои речедвига тельные ощущения. Данному признаку даётся наименование, которое формулируется в более точном названии согласного звука звонкий согласный звук, глухой согласный звук. В целом мы имеем дело со зна камииндексами, которые связаны по смежности с объектом реальной действительности стем или иным конкретным звуком. Остановимся на другой важной характеристике согласных звуков русского языка – твёрдостимягкости. Работа с этой характеристикой в практике уроков обучения грамоте может проходить сложнее, чем, например, работа по различению глухостизвон кости, потому что осознание артикуляционных различий между твёрды ми и мягкими согласными звуками даётся детям несколько труднее. Здесь нет прямых мышечных ощущений, которые можно было бы зафиксировать с помощью ладони на горле или слуха, как в случае с глухими и звонкими согласными звуками. Напомним, что осознание артикуляционных различий согласных по твёрдостимягкости в русском языковом сознании произошло достаточно поздно, хотя данная оппозиция в системе согласных фонем нашего языка начала складываться ещё в XII в, после падения редуцированных гласных. Только на рубеже XIX–XX вв. произошло осознание различий в работе артикуляционного аппарата при произнесении твёрдых и мягких согласных звуков русского языка. Как известно, онтогенез часто повторяет филогенез. Советуем учителю напер вых порах, проводя работу по различению твёрдых и мягких согласных, опираться на оппозицию этой характеристики предъявлять звуки, парные поданному признаку, работать над этой характеристикой согласных в сопоставлении. Это условие, впрочем, всегда соблюдается в букварях признаком стве с согласной буквой, которая способна обозначать парные поэтому признаку звуки, предъявляются две предметные картинки, например рисунки лука и люстры для выделения звуков лил, рисунки мака и мяча для выделения звуков мим (с. 66 Букваря Р.Н. Бунеева, Е.В. Буне евой и О.В. Прониной). Однако когда речь идёт о характеристике отдельного согласного звука в составе слова, произнесённого учителем или самим ребёнком, а также предъявленного ребёнку с помощью предметной картинки, весьма частотны ошибки в определении твёрдостимягкости. Более надежный прим, чем
сопоставление, в подобных случаях трудно отыскать. Так, если в слове лиса ребёнок определил все согласные звуки как твёрдые, то следует тут же дать ему слова для сопоставления, в которых есть соответствующий парный мягкий согласный звук А в слове лыжи какой первый согласный звук – твёр дый или мягкий Тогда какой же первый звук в слове лиса Читающий ребёнок может себя иногда подстраховать, воспользовавшись печатным словом. Труднее всего в таком случае бывает ребёнку, который пришёл в школу с довольно ограниченным образовательным ресурсом. Следует помнить, что частотность ошибок в подобных ситуациях объясняется тем, что в речевом опыте ребёнка, который пришёл в школу не умеющим читать, есть только акустические (слуховые)
образы словно нет графических. Значит, ему нужны дополнительные вспомогательные примы в определении твёрдостимягко сти согласных звуков. Учитель всегда должен иметь наготове запас слов, в которых есть соответствующие парные согласные звуки, чтобы дать ре бёнку материал для сравнения. Напомним о ещё одной стороне знаковой деятельности ребёнка при проведении звукового анализа – о названиях артикуляционных характеристик согласных звуков. Часто при знакомстве сними дети дают свои наименования вместо «твёрдый согласный звук говорят
«жёсткий согласный, вместо мягкий согласный плавный согласный. В данном случае мы приводим примеры из практики уроков обучения грамоте, но любой учитель начальных классов, мы уверены, может привести немало своих примеров. По поводу глухостизвонкости ошибок у детей бывает меньше тут прямые мышечные ощущения позволяют дать более или менее точное название данной артикуляционной характеристике. Думается, нельзя сразу же заменять эти названия общепринятыми и тут же требовать от детей их правильного употребления. Названия всегда конвенциональны, и это служит убедительным доказательством знаковости познавательных процессов на уроках обучения грамоте. Вспомним, что ещё не столь давно названия эти могли быть другими. В конце XIX в. известный русский учёныйлингвист ЯК. Грот предлагал такие названия дебелый и тонкий, «твёрдый» и мягкий. Общественная языковая практика со временем выбрала второй вариант названия. Так следует поступать и на уроке обучения грамоте путём общественного договора, сопоставляя свои названия с существующими в культурной практике Конечно, мы можем пользоваться своими названиями. Но если мы хотим быть понятыми, то надо использовать традиционные названия, иначе нас не поймут остальные. И только после такого согласительного разговора надо строго следить за употреблением в речи детей общепринятых терминов. Формирование знаковосимволи ческой деятельности происходит постепенно, процесс наименования знака показывает первоклассникам его условность, а также отсутствие жёст кой связи между знаком и реальной предметностью, которая обусловлена отнюдь не тождественными отношениями между знаком и вещью. В познавательных процессах роль
«знако творчества, которое характеризуется в том числе и называнием знака, очень важна. Однако не менее важен и процесс «знакоупотребления». Ведь даже простое оперирование готовыми знаками предполагает особое – знаковое отношение к действительности требует осознания человеком того факта, что действительность представлена непрямо, а опосредованно, через новые, преобразующие её формы. Психологи утверждают, что важная роль в формировании знаковосимво лической деятельности отводится речи. Указывая на роль слова в развитии ребёнка, Л.С. Выготский отмечал, что называние предмета словом не есть одномоментное открытие того, что каждая вещь имеет своё название здесь происходит усвоение новых способов оперирования вещами, в том числе с помощью их называния. Высшим уровнем функционирования знаковосимволических средств в различных видах деятельности – учебной и научной – является моделирование. Оно, согласно В.В. Давыдову, играет существенную роль в освоении учащимися содержания учебной деятельности. Модель как центральный элемент деятельности моделирования должна обязательно фиксировать, выделять непосредственно не наблюдаемые, внутренние, существенные отношения замещаемого объекта. Главное же требование к модели она должна давать новую информацию об исследуемом объекте. Именно поэтому моделирование как метод научного познания выступает эффективными достоверным средством научного познания реальности. В практике начальной школы давно применяются
словосочетания «схемымодели слов, звуковые схе мымодели», модели слови др. Кажется, что это и есть условия для формирования моделирования у первоклассников наиболее развитого вида знаковосимволической деятельности. Действительно, модели, используемые в практике обучения грамоте по современным букварям, фиксируют и демонстрируют ученикам свойства звуковой системы русского языка. Так, в Азбуке Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой звуковые схемымо дели фиксируют основное различие между гласными и согласными звуками беспреградность гласных { и преградность согласных {. По мере введения других характеристик согласного звука – твёрдости мягкости – прямая линия посередине круга трансформируется в волнистую, символизируя мягкость согласного звука для твёрдых остаётся прежнее обозначение.
Этот дифференциальный признак дублируется в схемах также и с помощью цвета синий кружок обозначает твёрдые согласные, зелёный – мягкие. Предлагая первоклассникам такие обозначения, авторы учебника указывают на условность обозначения гласных и согласных звуков предложенными схемами, каждый раз оговаривая их введение Условимся обозначать …» Заметим, что в этих схемах не отражена важная характеристика системы согласных в русском языке – глухостьзвонкость. В Букваре МС. Соловейчик, НМ. Бетеньковой, НС. Кузьменко, О.Е.
Курлыгиной ив Букварях системы развивающего обучения ДБ. Эльконина – В.В. Давыдова тоже применяются различные схемы модели для гласных звуков – {, для согласных звуков – Квадратики, изображающие согласные звуки, постепенно наполняются по мере знакомства с характеристиками согласных звуков внутри квадрата помещается одна горизонтальная линия для твёрдых согласных, две линии – для мягких звонкость согласного обозначается точкой внутри квадрата над горизонтальными линиями (линией, отсутствие точки – сигнал глухости согласного звука. Эта уже более полная характеристика согласных звуков. В Букваре Р.Н.
Бунеева, Е.В. Бу неевой и О.В. Прониной применяются свои символические обозначения звуков в виде забавных человечков, башмачки которых окрашиваются в красный цвет для обозначения гласных звуков ив синий или зелёный для обозначения соответственно твёр дых и мягких согласных. Дифференциальный признак согласных фонем глухостьзвонкость обозначается с помощью шапочкиколпачка (звонкость) и шляпыцилиндра (глухость, которые дети каждый раз пририсовывают человечкам при знакомстве с соответствующими признаками изучаемых на уроке звуков. Краткий анализ знаковосимволи ческой деятельности первоклассников позволяет утверждать, что в современном учебном процессе чаще используются не модели, а схемы звуков и слов, иллюстрируя отдельные артикуляционные характеристики звуков. Как утверждают психологи, даже учебная модель может помочь первокласснику делать субъективные открытия при освоении теоретических знаний. Однако этого можно достичь только в том случае, если на уроке обучения грамоте организована деятельность по построению моделей, причём модель должна строиться учащимися самостоятельно. В этом случае она будет выполнять формирующую функцию. Таким образом, работа над моделью, видимо, должна быть запланирована вне учебника – в прописи, в учебни кететради, на экране персонального компьютера. Схемамодель в учебнике, на наш взгляд, способна выполнять лишь иллюстративную роль, что снижает эффективность применения моделей в практике уроков обучения грамоте Литература 1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения : Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПРАКТИКА Людмила Семёновна Сильченкова – доктор пед. наук, профессор кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета г. Москвы


написать администратору сайта