ТГП УЧЕБНИК совместно2 ов+ЕВК. В. Н. Карташов
Скачать 1.54 Mb.
|
Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАГлава 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА3.1. Организация социальной власти и правила поведения в первобытном обществеБольшинство ученых придерживается мнения о том, что в первобытном обществе не было ни государства, ни права. Однако были власть, принуждение и нормы, регулирующие поведение людей. Основу социальной организации данного общества составлял род, поскольку объединение людей осуществлялось на действительном или предполагаемом кровном родстве. К основным чертамродовой организации общества относятся следующие. 1. Это был личный, а не территориальный союз людей. Нередко отдельные рода объединялись в племена и союзы племен, что в принципе не изменяло характер общественной власти и основные ее институты. Власть принадлежала всей родовой общине. 2. Высшим органом власти было родовое собрание, которое занималось хозяйственными и военными делами, разрешало споры, воспитывало и наказывало соплеменников. 3. Определенными властными полномочиями обладали вожди и старейшины, которые избирались на родовом собрании из наиболее авторитетных и опытных членов рода (племени). Они осуществляли оперативное руководство повседневными делами. Из наиболее искусных и опытных в военном деле людей избирались военачальники, которые также выполняли соответствующие властные функции. 4. Социальную и экономическую основы власти в первобытном обществе составляли совместная (родовая, племенная) собственность на средства производства, равное участие всех членов рода в производительном труде и распределении продуктов. Разделение людей, их трудовых и иных функций существовало по естественным (половому, возрастному) принципам. Старейшины и военачальники, кроме своих «специфических» функций, наравне с другими родичами занимались хозяйственными и иными делами. 5. Власть в первобытном обществе опиралась на авторитет, уважение и традиции. В необходимых случаях она обеспечивалась и мерами принуждения. Провинившегося родича, например, могли лишить пищи или даже жизни, изгнать из рода. Однако принуждение выражало волю большинства или, как правило, всех членов рода (племени). 6. Специального аппарата принуждения, выполняющего соответствующие властные функции, в родоплеменной организации общества еще не было. Для данной эпохи характерны общественное самоуправление и непосредственные формы демократии (общественный характер власти, выборность и сменяемость старейшин и военачальников). 7. Хозяйственные, семейные, военные и иные отношения в родовом обществе регулировались первобытными обычаями и табу, которые а) складывались постепенно и в течение длительного времени, б) являлись привычными для людей, в) существовали в их сознании, г) выражали волю и интересы всего рода (племени), д) обеспечивались мерами принуждения, которые исходили от большинства или всех членов рода (племени). 3.2. Типичные причины и условия происхождения государства и праваНесмотря на многообразие форм возникновения государства и права, существуют общие закономерности перехода от родового к государственно-организованному обществу, от первобытных обычаев к праву. Поэтому необходимо выделить следующие общие причины-условия происхождения государства и права. 1. Процесс постепенного перехода от присвоения готовых растительных и животных форм к производящей экономике повлек за собой крупное общественное разделение труда: а) скотоводство и земледелие выделились в относительно самостоятельные производства, которыми стали заниматься отдельные рода и племена, группы лиц;б) от земледелия и скотоводства отделилось ремесло;в) необходимость в обмене продуктами, а затем и возникновение торговли между земледельцами, скотоводами и ремесленниками обусловили появление торговых людей (купцов), которые производительным трудом непосредственно не занимались. 2. Крупное общественное разделение труда, открытие металлов и металлообработки способствовали совершенствованию средств производства, повышению производительности труда, появлению избыточных продуктов (скота, запасов зерна и т.д.), которые оседали «в руках» отдельных сородичей (в первую очередь вождей, старейшин, жрецов и военачальников), приводили к социальному расслоению общества, появлению класса богатых и класса бедных. 3. Создаются органы, призванные управлять хозяйственными делами (земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей, строительством каналов, дорог, мостов, выполнением других общественных работ), обеспечивающие учет трудовых ресурсов, сырья, продуктов и сбор налогов. Возникающие между различными классами и слоями населения противоречия с объективной необходимостью требуют выделение особых групп людей и их организаций, которые разрешают споры и конфликты, охраняют интересы имущих классов от притязаний неимущих, а также обеспечивают неприкосновенность своих внутренних границ и захват чужих территорий и богатств. Одним словом, зарождается аппарат, т.е. учреждения управления, охраны и принуждения, которые представляют собой материальное воплощение понятия «государство». С помощью этого аппарата имущие, экономически господствующие слои населения (социальные группы, классы и блоки классов) становятся и политически господствующими в обществе. Указанные выше причины привели и к возникновению права, т.е. общеобязательных предписаний и правил поведения, которые обеспечиваются мерами государственного и иного (экономического, политического, общественного и пр.) воздействия. Образование права шло в основном двумя путями. Во-первых, государственный аппарат приспосабливает первобытные табу и обычаи к экономическим, социальным и неизвестным ранее политическими условиями общественной жизни, охраняет их и карает за неисполнение или нарушение. Первобытные обычаи в данном случае становятся правовыми, т.е. общеобязательными и обеспеченными защитой государства. Во-вторых, государственные органы (цари, фараоны, суды) сами создают общеобязательные предписания и правила (нормы), которые по-новому регулируют процесс производства, распределения результатов труда, торговлю, осуществление функций государства, учитывают имущественное, социальное и политическое неравенство людей. В отличие от правил поведения в первобытном обществе, юридические предписания и нормы уже на ранних стадиях зарождения имеют, как правило, письменную форму закрепления, выражают волю прежде всего экономически и политически господствующих в обществе классов и социальных слоев населения, обеспечиваются в случае их неисполнения или нарушения специальными органами и мерами государственного воздействия. Общие причины и закономерности возникновения государства и права в отдельных регионах и обществах проявляются по-разному. Науке известны особенности происхождения государства и права в определенных областях Азии, Африки, Европы и Америки. На процесс возникновения государства и права в этих регионах огромное влияние оказывали конкретно-исторические внутренние и внешние, экономические и религиозные, географические и климатические, военные и иные факторы. В Афинах, например, происхождение государства и права непосредственно связано с крупным общественным разделением труда, появлением частной собственности, классов и классовой борьбы внутри афинского общества. В Риме, кроме указанных причин, на возникновение государства и права существенное воздействие оказала борьба плебеев, живших вне римских родов и обладавших значительной экономической и социальной силой, против патрициев (римской родовой знати). У древних германцев катализатором возникновения государств послужило завоевание данными племенами обширных чужих территорий, для обеспечения господства над которыми и создания системы управления их родо-племенная организация не была приспособлена. Для возникновения государств на Востоке (Китай, Индия, Египет, Вавилон и др.), где сложился так называемый «азиатский способ производства» (коллективная собственность на землю, значительная роль в экономической и социальной жизни сельской общины), государственный аппарат формировался прежде всего для выполнения масштабных общественных работ и производственных функций (строительство ирригационных сооружений, дорог, мостов, укреплений) и на первых порах выступал в качестве средства управления и эксплуатации родоплеменных и сельских общин, порабощения других народов, концентрируя значительные властные полномочия в руках отдельных лиц (монархов, царей, фараонов). Следует также иметь в виду, что отдельные государства возникают как рабовладельческие (например, в Афинах, Древнем Риме), другие (германские, славянские и пр.) – как феодальные государства. Однако и те и другие уже существенно отличаются от родо-племенной организации социальной власти. Эти отличия заключаются в следующем. 1. Государство представляет собой политико-территориальную организацию власти населения. Эта власть осуществляется в пределах определенных границ. Родо-племенная организация власти, как мы уже отмечали, представляет личный союз кровных или предполагаемых родственников. Рода и племена могли перемещаться по определенной территории, но их организация власти сохранялась. 2. Первобытное общество характеризуется общественным самоуправлением. Власть исходит ото всего рода (племени) в целом. Институтами власти, которые выражают волю большинства или всех членов общества являются народное собрание, вожди, старейшины, жрецы, военноначальники. Власть в государстве осуществляется специальными органами (царями, правительствами, судами), которые выражают волю и защищают интересы прежде всего имущих слоев населения. 3. Поскольку государственный аппарат ничего не производит, то на его содержание требуются налоги и другие сборы с населения. 4. Все сферы жизни в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями и табу. В государственно-организованном обществе наряду с данной разновидностью социальных норм основная роль принадлежит уже праву (закону). Право, во-первых, регулирует хозяйственную, торговую и иную деятельность в интересах имущих классов и слоев населения; во-вторых, выражает волю не всех или большинства членов общества, а незначительной части населения, прежде всего волю политически и экономически господствующих классов, государственные интересы; в-третьих, оно, как правило, имеет письменную форму выражения и закрепления; в-четвертых, обеспечено государством, в том числе и мерами государственного принуждения. Здесь уже одни слои населения (классы и их блоки) могут навязывать свою волю другой части населения. 3.3. Альтернативные теории происхождения государства и праваВ науке, наряду с изложенным учением, существует много иных самых разнообразных теорий о происхождении государства и права. Кратко рассмотрим наиболее распространенные из них. Отметим как позитивные, так и негативные аспекты каждой из этих теорий. Представители патриархальной теории (Аристотель, Михайловский, Фильмер и др.) считают, что государство и право появляются в результате исторического развития семьи. Разрастание семьи (семей) в условиях первобытного общества и усложнение семейных отношений, требующих специального управления и принуждения, приводят к образованию государства. Власть правителей государства (царя, фараона, монарха) согласно этой теории является отеческой, продолжением власти отца (патриарха) в семье. Подданные – это его дети и другие члены семьи, которые должны слушаться государя и о которых он должен проявлять отеческую заботу. Отношения между подданными государь упорядочивает посредством издаваемых им правил, которые являются общеобязательными и помогают управлять всеми сферами жизни общества. К достоинствам этой теории можно отнести то, что она пожалуй впервые достаточно обстоятельно показала важную роль семьи в развитии общества и государства. Кроме того, она обратила внимание на необходимость правителей заботиться о своих подданных, обеспечивать согласие и порядок в обществе. Основные недостатки патриархальной теории видятся в следующем: несколько примитивно объясняется процесс образования государства и права из семейных отношений; недооцениваются экономические причины (переход к производительной экономике, крупное общественное разделение труда, появление избыточного продукта) и социальные (расслоение людей на бедных и богатых, взрывающее родовые и семейные отношения) факторы. Суть теологической теории (Аквинский, Маритэн, Мерсье, Лебюфф, Эйве и др.) состоит в том, что государство объявляется формой проявления божественной воли и вечного божественного разума. По мнению большинства представителей данного учения, право первоначально исходит также не от государства, а от Всевышнего, который дает нормы права, правила поведения в форме заповедей своим пророкам на земле. В Библии на этот момент указывается неоднократно. Так, во второй книге Моисеевой говорится: «Моисей возопил к Господу и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Так Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его» (Ветхий Завет. Исход. 15.25). Учение Асафа в Псалтыре также гласит: «Он (Господь – В.К.) постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедовал отцам нашим возвещать детям их ...» (Псалом 77). В Коране от имени Аллаха говорится, что «мы ниспослали его, как арабский судебник» /13:37/. В указанной теории (теориях) также имеются определенные недостатки и положительные моменты. Многие ее постулаты основаны только на вере. Умаляются экономические, социальные, военные и иные факторы возникновения государства и права. Кроме того, каждое религиозное направление (христианство, ислам, буддизм и др.) отдает предпочтение в создании государства и права своему божеству и его пророкам. Так, христиане считают, что государство и право созданы Господом Богом, мусульмане – волей Аллаха, буддисты считают государство и право воплощением мировой души (Брахмы). Как правило, та или иная религия не признает догматов иного вероучения по этому вопросу. В Библии на этот счет, например, говорится: «Да не будет у тебя иного Бога, и не поклоняйся Богу чужеземному» (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом. 80.). Согласно Корану «верующие не должны брать себе в друзья неверных» /3:27/. С другой стороны, большинство телеологов ратуют за согласие и порядок, утверждение справедливости в обществе и государстве, за уважение (святость) государственной власти и юридических институтов. Они подкрепляют свое учение ссылками на священные книги. Действительно, в Библии, например, говорится: «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость». (Ветхий Завет. Псалтирь. Псалом 81.). «Верующие! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику сему и тем из вас, которые имеют власть», – отмечается в Коране /4:62/. В этих и иных тезисах, отражающих в определенной степени реальное положение отдельных сторон раннеклассового общества, происхождения государства и права, думается, есть немало разумного и позитивного, так что мы не согласны с большинством современных авторов, которые видят в теологических теориях одни только недостатки. Договорная теория происхождения теории государства и права является одним из светских направлений естественно-правовой теории. По мнению представителей данной теории (Эпикура, Гоббса, Локка, Руссо, Дидро, Пестеля и др.), все люди изначально, с момента своего рождения имеют естественные права (право на жизнь, свободу, имущество, равенство и т.п.), в том числе и право на объединение в различные ассоциации (организации). На определенном этапе развития общества первобытные люди заключают между собой соглашение (договор) об образовании государства и передаче части своих прав и свобод своим правителям. Последние в свою очередь были обязаны защищать своих подданных (граждан), разрешать споры между ними, вершить правосудие, а также приобретали право издавать законы и требовать их исполнения от населения страны. Договорная теория происхождения государства и права была направлена в первую очередь против произвола, царившего в рабовладельческом и феодальном обществах. Ее достоинство заключается также в том, что она провозглашала взаимные права и обязанности правителей и подвластных, ответственность людей перед государством и государства перед населением. Граждане (подданные), согласно этой теории, имели право на защиту своих естественных прав и интересов, в том числе право на расторжение договора (соглашения) с правительством, злоупотребляющим своей властью. Эта теория в ее прогрессивном варианте впервые обосновала право народа на свержение власти неугодных правителей, вплоть до восстания. Во многом указанная теория носит умозрительный и идеалистический характер, так как единственной причиной происхождения государства и права считает субъективный фактор, осознание людьми первобытного общества своих прав и обязанностей, необходимости заключения договора о создании специального аппарата управления, передачи части своих прав правителям. Она явно недооценивает экономические, социальные, военные и иные факторы образования государства и права. Представители теории насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.) видят причину происхождения государства и права в порабощении одних племен другими, когда для управления завоеванными народами создается специальный аппарат управления и принуждения, т.е. государство. С целью закрепления своих завоеваний, взимания сборов и налогов, регулирования поведения людей в сфере хозяйственной деятельности, распределения, торговли, разрешения юридических споров государственные органы приспосабливают к своим интересам существующие в обществе обычаи и издают законы, т.е. возникает право. Положительным в этой теории является то, что она обстоятельно раскрыла роль насилия в образовании и развитии государства и права у многих народов мира. Однако здесь слишком упрощенно и прямолинейно представлен естественно-исторический процесс образования государства и права. Преувеличен военно-политический фактор и явно недооценивается роль экономических причин (переход от собирательства к производительной экономике, крупное общественное разделение труда, появление избыточных продуктов и различных форм собственности). Представители психологической теории (Цицерон, Коркунов, Петражицкий, Фрейд, Тардт, Фромм и др.), с одной стороны, связывают происхождение государства с присущими человеческой психике свойствами людей властвовать одних над другими, с другой – со стремлением подчиняться либо наоборот – не повиноваться, выступать против любой власти (например, против старейшин, военачальников, жрецов). Поэтому в процессе развития первобытного общества наиболее активные, психологически сильные и инициативные люди объединяются и создают определенные органы для управления пассивной массой и подавления агрессивных слоев населения. По мнению представителей данной теории, право также возникает вначале в сознании людей в качестве определенных притязаний и обязанностей, которые используются государством в регулировании общественных отношений. Определенное рациональное зерно в указанной теории, безусловно, есть. Она, например, обращает внимание на существенную роль вождей, старейшин, жрецов, военачальников при воздействии их на психику первобытных людей, процесс образования государства и права. Кроме того, действительно, всех людей в любом обществе можно поделить на активных, способных принимать ответственные решения, и пассивных, которые по природе своей не склонны к управлению другими людьми, подчинению и подавлению воли других лиц (к сожалению, это обстоятельство не всегда учитывается и в современной практике управления). Однако было бы наивно полагать, что государство и право – это только результат порабощения сильными личностями слабых, разрешения психологических противоречий между людьми первобытного общества. Тем самым по сути дела игнорируются основополагающие причины разложения первобытнообщинного общества и возникновения государства и права. Органическая теория происхождения государства и права (Спенсер, Прейс, Блюнчли, Вормс и др.) складывалась под влиянием теории естественного отбора, которая разрабатывалась Дарвиным и его последователями. Кратко суть этой доктрины заключается в том, что развитие общества представляет собой разновидность биологической эволюции. В результате войн между различными родами (племенами) и социальными слоями населения происходит естественный отбор: власть захватывают наиболее сильные особи человечества, которые формируют свои организации и подчиняют себе остальное население. В процессе бесчисленных войн появляются новые государства и исчезают слабые, совершенствуется государственный аппарат, создаются законы для регулирования поведения людей. В данной теории верно подчеркивается тот неоспоримый факт, что люди – это не только социальные, но и биологические, природные существа. Однако ее представители в большинстве своем абсолютно необоснованно, механически переносят закономерности биологической эволюции на развитие общества в целом, государства и права, в частности. Материалистическая теория, пожалуй, наиболее ближе подошла к правильному и объективному отражению процесса развития первобытнообщинного строя, причинам и условиям возникновения государства и права. Эти причины заключаются, во-первых, в переходе первобытных людей от собирательства, охоты и рыболовства к производящей экономике; во-вторых, в крупных общественных разделениях труда (отделении скотоводства, земледелия, ремесел); в-третьих, в росте производительности труда и появлении излишков продуктов, товарообмена, торговли и купечества; в-четвертых, в разложении рода и возникновении семьи; в-пятых, в возникновении различных форм собственности, в том числе и частной; в-шестых, в расслоении на бедных и богатых, возникновении противоречий и антагонизмов между людьми; в-седьмых, в появлении, с одной стороны, групп людей, осуществляющих управление и принуждение в обществе, а с другой – не только экономически, но и политически зависимых классов и социальных слоев населения, в частности, рабов в результате захватнических войн и порабощения соплеменников. Одной из разновидностей материалистической теории является марксистско-ленинское учение о происхождении государства и права. Маркс, Энгельс, Ленин и другие представители этого учения причиной возникновения государства и права также считали, прежде всего, экономические и классовые факторы. Но основные акценты при этом они делали на появлении частной собственности, расколе общества на непримиримые классы, между которыми ведется ожесточенная борьба, на возникновении такой публичной власти, которая, прежде всего, состоит из вооруженных людей, тюрем и иных принудительных учреждений, неизвестных родовому строю. Право, согласно этому учению, возникает как воля господствующего класса, которая исходит от государства, поддерживается его принудительной силой и обеспечивает политическое господство имущих классов. Для марксистско-ленинского учения о происхождении государства и права, как видим, характерно, с одной стороны, преувеличение экономических и социально-классовых факторов (по их мнению, государство и право носят ярко выраженный принудительный, насильственный, диктаторский характер в обществе), с другой – игнорируются или недооцениваются религиозные, психологические, военно-политические и иные факторы, созидательная и прогрессивная роль государства и права, их значение в обеспечении стабильности и порядка в обществе, регулировании отношений между людьми в различных сферах их жизнедеятельности. В отечественной и зарубежной науке выделяются и иные теории происхождения государства и права, а именно: а) историческая теория, согласно которой государство и право являются закономерным результатом развития человеческого общества; «дух народа производит государство, как и право» (Пухта); б) ирригационная теория, которая объясняет возникновение государства и права из необходимости объединения, организации и управления большими массами людей при строительстве и эксплуатации масштабных ирригационных сооружений; в) космогоническая теория, представители которой полагают, что человек, человеческое сообщество, его организации, в том числе и государство «занесены из космоса и созданы инопланетянами»; г) волюнтаристская теория связывает возникновение государства с волей отдельных сильных личностей. Существуют также теория инцеста, разнообразные либеральные и иные учения о происхождении государства и права12. Все они представляют определенный интерес и требуют обстоятельного изучения. Подводя итог нашим наблюдениям, отметим следующее. При исследовании вопросов происхождения государства и права нельзя смешивать два процесса: генезис государства как формы общежития, то есть переход от первобытного общества, с присущими ему механизмами социального регулирования отношений к государственно-организованному обществу и правовому регулированию общественных отношений; последующее развитие, появление на карте мира «новых» государств и правовых систем, которые возникают в результате объединения или разъединения, иной эволюции предшественников мирным либо военным путем. В последнем случае речь уже идет о развитии государства и права, об обосновании этого процесса различными учениями о государстве и праве. На этот момент правильно обращали и обращают внимание как дореволюционные (Г.Ф. Шершеневич, В.М. Коркунов и др.), так и современные (А.Б. Венгеров, Н.М. Марченко и др.) отечественные авторы. Важно также подчеркнуть, что и в той, и другой ситуациях возникновение государства сопровождается одновременно формированием соответствующей политической системы, а становление права неразрывно связано с созданием определенной правовой системы общества (правосознанием, юридической практикой и т.д.). |