философия. Аксиология. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором
Скачать 18.92 Kb.
|
Аксиология– особый раздел философии, предметом которого являются ценности (наука о ценностях). Ценности имеют большое мировоззренческое значение. Понятие ценностей раскрывает особый аспект отношений человека к миру. Они позволяют глубже понять специфику человеческой деятельности, общества, культуры. Совокупность ценностных ориентации имеет фундаментальное значение в жизнедеятельности личности. Ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в общества. Ценности – важнейший системообразующий фактор культуры . По содержанию ценностей можно судить об обществе в целом. Со времен античности до наших дней в философии ведутся споры между представителями различных философских школ и направлений по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи, или же она результат оценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, существующее независимо от человека. Во втором – понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Сущность ценностей выводится не из объектов, а из потребностей человека. Обе эти крайние точки зрения отражают некоторые особенности понятия ценности, но не дают его адекватного определения. Ценность, как и истина, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами. Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. И. Кант отмечал, сознанию даны носители ценностей, вместе с мерой ценностей, которая превращает их в желаемое. Без носителей, которые суть предметы и природы и культуры не существует и ценности. Что же касается меры ценности, то это предполагает существование некоторых критериев, соответствие которым делает тот или иной предмет ценностью для данной личности или коллектива. Субъективно желаемое выступает в форме оценки, то есть установления значимости различных явлений для человека, определяемом его социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности. Поэтому бытие ценности постигается не столько в интеллектуальном, сколько в эмоциональном акте. Очевидно, что между субъективно желаемым и ценностью могут возникать противоречия. Например, такой значимый для человека культурный феномен, как игра, считается многими бесцельной и бесполезной деятельностью, простительной лишь в детском возрасте. Шиллер, напротив, подчеркивая значимость игры для человека, писал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» [Шиллер. Статьи по эстетике. М.: Л., 1935. – С.302,303]. Ценности занимают господствующее положение в сфере искусства и религии, морали и права, политической и культурной жизни. Они не переводимы на язык научных понятий и зачастую облекаются в художественно-образную мифологическую или сокрализованно-религиозную форму [Миронов В.В. Философия: Учебник. – М, 2001. –С.208; Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах: Опыт философской пропедевтики. – Тула, 1996. – С.240; Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учеб. пособие. – М., 2008. – С.389.] Существенная особенность ценностного содержания состоит в том, что оно оценка или побуждение всего через эмоциональное переживание ценности. Если научное познание призвано максимально приблизиться к полному адекватному знанию, то ценностное отношение погружает нас в «царство смысла», мир значимостей. Философ О.Г.Дробницкий отмечает: «Ценность», - это понятие, обозначающее, во-первых, положительную или отрицательную значимость какого-либо объекта в отличие от его экзистенциальных и качественных характеристик (предметные ценности); во-вторых, нормативную, предписательно-оценочную сторону явлений общественного осознания (субъективные ценности, или ценности сознания)». К предметным ценностям О.Г. Дробницкий относит естественное благо и зло, заключенные в природных богатствах и стихийных бедствиях, потребительную стоимость продуктов труда (полезность вообще); социальное благо и зло, содержащиеся в общественных явлениях; прогрессивное или реакционное значение исторических событий; культурное наследие прошлого, выступающее в виде предметов богатства современников; полезные эффекты или теоретическое значение научной истины; моральное добро и зло, заключенные в действиях людей; эстетические характеристики природных и общественных объектов и произведений искусства; предметы религиозного поклонения. К ценностям сознания он относит общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре и зле, справедливости, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы и принципы действия). Данная точка зрения на ценность во многом верна. Вызывает сомнение лишь отнесение к ценностям «отрицательных» значимостей. К таким значимостям относятся, к примеру, болезнь, инвалидность или смерть, однако вряд ли кто скажет, что для того, кто заболел неизлечимой болезнью, сама эта болезнь есть «ценность». Мы полагаем, что прав философ A.M. Коршунов, который обратил внимание на то, что не всякая значимость есть ценность. «Ценность, – отмечает он, – есть положительная значимость или функция тех или иных явлений в системе общественно - исторической деятельности человека... Явления, играющие отрицательную роль в общественном (и в жизни человека, скажем мы), могут интерпретироваться как отрицательные значимости... Ценностным является все то, что включается в общественный прогресс, служит ему» [Коршунов A.M. Диалектика субъекта и объекта в познании. – М., 1982. – С.107-108]. Для индивида ценно то, что служит его интересам, развитию. Хотя, конечно, бывают и исключения, когда, например, в определенной ситуации некий индивид предпочтет инвалидность здоровью. Все больше сторонников появляется у тех, кто утверждает, что главной ценностью является человек. Возникает вопрос: правильно ли выдвигать предметные ценности на передний план, считая, например, товары основополагающими ценностями, а представление о субъективной ценности, о назначении человека, о добре, справедливости и т.п. производной ценностью? На наш взгляд, отношение между этими группами ценностей нужно перевернуть и трактовать материальные ценности производными от ценностей человечески жизненного плана. По убеждению И.С.Нарского (нам оно представляется важным), материальные блага являются лишь средством движения к подлинным ценностям - счастью человека, свободе, добру и справедливости. Итак, ценность – это не любая значимость явления, предмета, а его положительная значимость, которая своим истоком имеет человека, его цели и идеалы [ Бучило Н.Ф., Чумаков Н.Н. Философия: Учеб.пособие. – М: Изд-во Проспект, 2008. – С.392]. Однако в некоторых случаях положительная значимость какого-либо объекта может не выходить за пределы отношения полезностей (полезные, например, солнечные лучи для растений). Значимость поддается ее объективному истолкованию. Ценность же предполагает выявление смысла того явления, которое значимо для человека. Поэтому ценность не совпадает с материальным предметным бытием явлений, частным случаем которых является полезность как объективная, не зависящая от человека связь явлений природы. Ценность есть отношение бытия к духовным запросам человека. При этом важно учитывать и то, что существуют не только общественные, но и групповые, и личностные интересы и запросы. То, что ценно для одних групп или индивидов, для других представляется злом, несправедливостью, произволом, безобразным или аморальным. Функциональное отношение одних и тех же явлений к разным субъектам может быть различным и даже противоположным: мир значимостей не тождествен миру ценностей. Значительная роль в формировании ценностных суждений принадлежит нормам, которые придают потребностям человека социальную форму. Под нормой понимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Нормы оказывают влияние на потребности личности, которая не может удовлетворять их вне нормативно-культурного процесса. Нормы – одна из форм осознания потребностей и поэтому относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие. Ценности, поскольку они порождены потребностями, определяют цели деятельности, нормы относятся к средствам достижения цели. Нормы жёстко детерминируют деятельность, в то время как ценности предоставляют личности большую свободу. Нормы не имеют градаций: нет и не бывает большого или меньшего, высшего или низшего уровней соответствия поступка и нормы: ей либо следуют, либо нет. Ценности же имеют некоторую иерархию, и в каждый момент человек может свободно определить, какое место в этой иерархии занимает та или иная ценность. Нормы стандартизируют поведение личности, определяя те границы, в рамках которых личность может свободно действовать и нарушение норм влечёт за собой разнообразные санкции со стороны общества. Ценности же относятся к области смысложизненных ориентиров, определяющих жизнь личности в целом, это идеал, к которому стремится человек. И поскольку идеал – это представление о некотором абсолютном совершенстве, постольку он недостижим в эмпирически конкретных условиях жизни личности. Тем не менее, идеал выступает как высшая ценность, одухотворяющая жизнь личности, дающая ей смысл. Таким образом, ценности не сводятся ни к объективной реальности, ни к области произвольных субъективных определений. Они отражают реальную связь человека и мира природных и социальных явлений, имеющих положительную социальную значимость для жизнедеятельности общества и личности. Бытие ценности неотделимо от оценки, благодаря которой индивид актуализирует одни ценности, отвергает другие, устанавливает их иерархию. Оценка есть определение субъектом социальной значимости явлений для его жизни и деятельности. Она ориентирует человека в мире явлений, направляет его деятельность. Оценка универсальна: она оказывает влияние на все виды жизнедеятельности человека, реализуясь на чувственном и рациональном уровнях, в форме эмоций и чувств, представлений, восприятий, суждений, влечений, желаний, стремлений, предпочтений и, конечно, деятельности. Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие представлениям о подсистемах общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Каждая из подсистем распадается на элементы, предполагающие собственную классификацию. Так, материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные), ценности связанные соотношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и т.п. идеи, представления, знания. Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо представляют ценности различных демографических групп (молодежь, старшее поколение), а так же профессиональных, классовых, религиозных, политических и иных объединений. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность, и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентации. В этом смысле ценности суть предметная форма существования социальных отношений. По форме бытия различают предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продукта, социальные блага, содержащиеся в общественных явлениях, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа или вопрошенные в знаковой форме религиозные идеи и т.п. Предметные ценности существуют не в сознании, а в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главная сфера предметных ценностей – продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. При этом в качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. К духовным ценностям относятся общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благах, добре и зле, прекрасном и безобразном, о смысле истории и предназначении человека и т.д. Если предметные ценности выступают как объекты потребностей и интересов человека, то ценности сознания выполняют двоякую функцию: они суть самостоятельная сфера ценностей и основания, критерий оценки предметных ценностей. По субъекту – носителю ценностного отношения различают ценности: надындивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие); субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надындивидуальные ценности – результат развития общества и культуры. Личностные и общественные (надындивидуальные) ценности неразрывно связаны между собой. Для философии существенное значение имеет вопрос: каково отношение между ними, какие ценности являются приоритетными индивидуальные или общественные, формируются индивидуальные ценности под влиянием общественных или, напротив, общественные ценности возникают в результате согласования потребностей и интересов индивидов? В истории философии этот вопрос решался неоднозначно. Таким образом, понятие ценностей неразрывно связано с духовным миром личности. Рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к тем ценностям, которые связаны со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, целей и смысла своей деятельности и средств их достижения. |