Еда как культурный феномен. В последнее время очевиден рост интереса к сфере питания
Скачать 22.91 Kb.
|
В последнее время очевиден рост интереса к сфере питания. Помимо технологических отношений с едой, люди также связаны с ней эмоционально. Свой первичный опыт о мире человек получает с помощью пищи. В остальном животном мире пища просто обеспечивает организм питательными веществами. Люди же видят в еде нечто большее. Мы используем пищу не только для удовлетворения собственных потребностей, но и для того, чтобы показать эмоциональную связь с другими. Еда - это способ общения и проявления любви к другим. Вы понимаете, что отношения становятся серьезными, когда ваш партнер приглашает вас на домашний ужин. Когда у лучшего друга случается что-то плохое, мы спешим к нему с мороженым и печеньем. Приготовление и совместное использование пищи с людьми, которых вы любите, укрепляет вашу связь. Поскольку мы придаем еде такое большое эмоциональное значение в данный момент, вполне логично, что она также станет важной частью наших воспоминаний. Исследования показали, что люди легче и четче вспоминают воспоминания, когда они не только связаны с физическими ощущениями, но и с эмоциональным опытом. Мы создаем более сильные воспоминания, когда используем все физические чувства. Еда обладает способностью активировать множество чувств - обоняние, зрение и, конечно же, вкус. Человечество всегда придавало большое значение культурной самобытности. Через еду человек идентифицирует себя с той или иной культурой. Сейчас особенно ощутимо культурная идентификация человека через еду проявляется во время праздников. Люди буквально бьются за оливье, отстаивая свое право на поедание этого вредного, с точки зрения диетологов, но родного, салата. На самом деле не за оливье бьются эти люди, а за свою культурную идентичность. Это битва чувства с разумом, где побеждает обычно чувство. На протяжении всей истории самые богатые представители общества демонстрировали свое богатство на больших банкетах и пирах. Точно так же, как искусство и музыка означали бы "хорошую жизнь" еда была о том, чтобы жить хорошо и наслаждаться жизнью. В современном обществе еда стала фетишем, предметом культа и также остается показателем статуса. Сейчас, когда люди сыты, нет массового голода обилие еды превратило ее в предмет игры. Еда также остается показателем социального положения, жизненной позиции, жизненной философии. Яркий пример - веганы, вегетарианцы. Их демонстративный отказ от животной пищи основан на мировоззренческой позиции. Еда для них - это как для иного выход на митинг с плакатом. Люди, предпочитающие одни и те же блюда, ощущают свое ментальное единство. Люди, выбирающие одну и ту же еду, непременно начинают испытывать симпатию и доверие друг к другу, потому что они близки в основополагающем - в пище. Если подумать, в истории человечества еда в одиночестве считалась не совсем нормальной. Издавна семьи и друзья собирались вместе, чтобы поесть. Большинство крупных общественных мероприятий включали в себя еду. Сегодня, когда технологии и культура труда создают физическую изоляцию, гораздо чаще едят в одиночестве, но даже в этом случае люди ищут других, чтобы насладиться едой. Ваше первое свидание вероятнее всего будет проходить за ужином или хотя бы за чашечкой кофе. Живописный образ счастливой семьи всегда кажется, что они сидят за обеденным столом. Даже в деловом мире знакомства завязываются за чашечкой кофе или деловым обедом. Связь и включение - важная человеческая потребность. Изоляция - одна из главных причин депрессии. Сочетание этой потребности в общении с другой основной потребностью человека - пищей - обеспечивает не только наше физическое, но и эмоциональное здоровье. Знакомясь с кухней другого народа, ты проникаешь в культуру этого народа. Поэтому большинство туристов стараются попробовать в путешествии хотя бы одно местное блюдо. Предпочтения в пище воспитываются культурным окружением. Но с течением жизни они, конечно, меняются. По тем или иным причинам люди могут полностью изменить свой традиционный рацион, оставаясь при этом в привычном окружении. (Изменение рациона в связи с переездом само собой разумеется). Например, из мировоззренческих соображений (вегетарианцы), или из соображений рационального характера, чаще всего - ради здоровья (переход на средиземноморскую диету). В то же время, еда для человечества всегда представляла собой прогресс, перемены и изобретения. Начиная с первых дней сельского хозяйства и заканчивая тенденциями современной молекулярной кухни, еда всегда демонстрировала истинную способность человеческого воображения. Еда и этикет питания пропитаны культурным значением и историей. Использование рук, вилок, ложек, столовых приборов и палочек для еды указывает на важные исторические факторы, обусловленные географией, социальным статусом, полом, традициями и религией. То, как человек учится получать удовольствие от еды и потреблять ее в обществе, может быть неприемлемым и даже оскорбительным для другой культуры или места. Эти особенности пересекаются и накладываются друг на друга в культурной среде обеденного этикета. Даже внутри национальных границ существуют различные подходы к питанию. Однако этикет того, как мы едим, также не является статичным. Традиции и нормы на протяжении веков трансформировались в то, что мы считаем привычным в нашей культуре. Более того, одним из последствий глобализации является расширение наших вкусов и кулинарной осведомленности. В социологии интерес к этой теме возник относительно недавно, при том, что о важности изучения питания как социальной практики в свое время писал еще русско-американский ученый П.А. Сорокин, указывая на ту роль, которую играет нехватка продовольствия в увеличении случаев отклонений (преступности, взяточничества, вымогательства и других), и как следствие, в развитии социальных и политических переворотов. Голод, по словам ученого, не только усиливает апатию, он вызывает рост девиантного поведения, подавляет инстинкт самосохранения, деформирует психосоциальное «я» личности. Целенаправленный интерес социологов к изучению телесных практик, связанных с питанием, возрос с возникновением социологии потребления. Но, несмотря на активизацию интереса к данной теме, четко оформленные и законченные социологические концепции так и не сложились. Но все же можно выделить классификации взглядов, определяющих специфику практик питания. Классовый подход рассматривает практики питания через концепты образа и стиля жизни. Наибольший интерес здесь представляют теория демонстративного потребления пищи Культурологический или культурно-сакральный подход, то есть практики питания через концепт «культуры питания» Семиотический (знаковый) подход рассматривает потребление продуктов питания как, систему знаков и символов и основу для коммуникации в обществе Феноменологический подход, то есть рассмотрение потребления продуктов питания как одного из составляющих процесса конструирования «жизненного мира» индивида, как смыслопорождающую практику, наполненную множеством социальных значений Интеракционистско-ролевой подход, то есть потребление продуктов питания как сфера социального взаимодействия, в процессе которого происходит передача и освоение социального опыта различными деятелями Ролан Барт, исследователь свойств знаков и знаковых систем, при анализе еды исходил из идеи буквального уподобления языка пищи вербальному языку. Поиск аналогий между ними привел его к разработке основополагающих принципов, определяющих структуру пищевого кода. Как любой язык культуры, язык пищи состоит из нескольких элементов[6] 1. Правила ограничения, позволяющие отделить съедобную пищу от несъедобной (не только объективной пригодностью но и внебиологическими соображениями) 2. Совокупность значащих оппозиций, в которых находятся единицы языка. Набор этих оппозиций исторически изменчив. Универсальная оппозиция «соленый - сладкий», появляется лишь в эпоху Нового времени. Ранее, в эпоху Средневековья, более значимыми считались оппозиции сухой и влажной, а также горячей и холодной пищи. 3. Правила сочетания. Эти правила реализуются двояко. Они регулируют сочетания продуктов на уровне блюда, налагая, например, ограничения на соединение соленых и сладких вкусов. 4. Привычные способы приема пищи, которые можно уподобить своеобразной риторике питания. Этот элемент языка еды в меньшей степени обусловлен собственно кулинарными соображениями и в большей - социокультурными обстоятельствами. Пища становится знаком ситуаций и событий, которые она сопровождает. Так, салат «Оливье» в российской культуре выступает как знак Нового года, символически не менее важный, чем украшенная елка. Эти элементы, подобно правилам языка, едины для всех носителей культуры, но по-разному реализуются в кулинарной практике. Всякое меню опирается на национальную, региональную или социальную традицию, представляющую собой аналог языка, но эта структура реализуется по-разному в зависимости от индивидуальных или групповых предпочтений, времени года, финансовых обстоятельств и других переменных. Анализ пищи как особого культурного кода в равной степени применим как к повседневной пище, так и к ритуальным пищевым практикам и религиозным законам. Пищевой код культуры содержит информацию о традициях, ценностных ориентирах, базовых элементах картины мира, поведенческих паттернах. |