Главная страница
Навигация по странице:

  • ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

  • НЕ ЛУЧШИЙ ВЫБОР

  • ВЛЮБЛЕННОСТЬ

  • ЕСЛИ БЫ НАС ПРИНОСИЛИ АИСТЫ

  • УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ

  • ПЛОДЫ ГРУППОВОГО БРАКА

  • Дольник Непослушное дитя. Дольник Непослушное дитя биосферы. В. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеВ. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека
    АнкорДольник Непослушное дитя
    Дата01.11.2022
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДольник Непослушное дитя биосферы.pdf
    ТипДокументы
    #765805
    страница17 из 39
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   39
    ДА ОБРАТИТЕ ЖЕ НА МЕНЯ ВНИМАНИЕ
    Половые гормоны изменяют и поведение: живот- ные начинают демонстрировать другим особям свои половые признаки. Поднимают и опускают хохлы,
    трясут рогами, трубят, ревут, оставляют пахучие метки на разных предметах. Программы демонстрации могут быть очень сложными. Жаво- ронок поет, зависая в небе, дятлы, используя пустотелый ствол, барабанят, райская птица крутится на ветке, как пропеллер. Особенно много стараться приходится видам, у которых форма брачных отношений — многоженство (полигиния).
    Демонстрируют себя оба пола, но самцы делают это активнее. Врожденные программы демонстрации у человека очень простые. Их проявление можно понять, наблюдая, как пытаются обратить на себя внимание невоспитанные подростки. Он
    «раздувается», важничает, издает громкие звуки (голосом, топотом,
    стуком), наскакивает на Нее,
    дергает, хлопает по заду, замахи- вается, отскакивает. Она жеман-
    Зяблик при встрече с более слабым принимает позу преуве-
    личения самого себя: тело вертикально приподнято, грудь
    колесом, шея вытянута, глаза широко раскрыты, на плечах
    обнажены белые пятна - знаки угрозы. Перед более сильным он
    принимает позу умиротворения: приседает, сжимается,
    втягивает голову, прикрывает глаза, закрывает белые пятна
    («я маленький, сижу тихо, никого не трогаю, ничего не вижу»).
    Токуя перед самкой, он испытывает и желание доминировать,
    и боязнь. Одна половина мозга командует управляемой ею частью
    тела принять позу преувеличения, а другая половина командует
    своей половине принять позу умиротворения. В результате
    зяблик скособочивается. Команды быстро меняются местами,
    и зяблик забавно раскачивается из стороны в сторону. Если бы
    от обоих полушарий мозга чередовались одинаковые команды,
    зяблик бы то приседал, то выпрямлялся (так токуют многие
    животные). По той же причине в токование часто входят
    попеременное приближение к партнеру и отдаление от него.
    ничает, покачивает телом, хихи- кает, взвизгивает очень высоким голосом, то делая вид, что Его не видит, то изображая нападение на
    Него. Под влиянием культуры поведение облагораживается:
    важничание превращается в манерное поведение, вместо воплей и стука — серенады под гитару, сила демонстрируется в рыцарских турнирах или в спорте; вместо жеманства —
    кокетство, вместо визга и напа-
    146

    Об аистах, капусте и
    «Преследование» у джейранов: самка делает вид, что испуганно
    убегает, а самец бежит за ней с высоко вскинутой головой.
    Самка спровоциро-
    вала двух самцов
    манящего краба
    вступить в борь-
    бу. Борьба ведется
    строго по прави-
    лам, и в результа-
    те один из самцов
    отброшен прочь.
    Самка вниматель-
    но следит за тур-
    ниром, но стоит к
    соперникам задом,
    изображая безраз-
    личие. Девочки ве-
    дут себя точно
    так же.
    Эта пара образу-
    ется по инстинк-
    тивным програм-
    мам: Она краса-
    вица, Он гроза
    окрестных мест.
    Танец облегчает
    сближение.
    Поза следования за самкой у приматов.
    147

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    дений — тонкая беседа с подшучиванием. С древних времен все народы использовали ритуализированную форму демонстраций —
    пляски.
    Когда самец демонстрирует себя, он неизбежно должен показывать,
    что он крупнее других, сильнее, смелее, ярче. Поэтому естественный отбор использует для демонстративного поведения «готовые блоки»
    угрозы, атаки, агрессии, только несколько их видоизменяя,
    Неудивительно, что другой самец воспринимает демонстрацию как некую угрозу для себя. Самка тоже ощущает в демонстрации самца некоторую степень угрозы, но одновременно испытывает к нему и влечение. Ей и хочется приблизиться к самцу, и страшновато.
    Противоположные позывы быстро чередуются. В самце борются между собой те же позывы. Под влиянием одного он устремляется к самке, но при приближении к ней в «ухажере» начинает преобладать боязнь. Отсюда рисунок токования у очень многих животных —
    ритмический. Быстрая смена настроений сопровождается и быстрой сменой чувств. Человек ощущает все это как переменчивость в поступках партнера и быструю смену собственных настроений —
    восторга и недовольства, решительности и робости, благодарности и обиды и т.п.
    У обоих полов программы токования так устроены, что происходит проверка их соответствия. Если оно не получается — для обеих сторон это сигнал: что-то не так (или вид не тот, или партнер дефектный, или сам действуешь плохо). Если все правильно, то в процессе токования действия партнеров все более согласуются и к концу должны точно совпадать, подобно тому как ключ подходит к замку или как совпадают зубцы у застежки-молнии. Такое удается не со всеми и не сразу. Если дело не идет на лад, партнеры все больше сердят друг друга, интерес угасает, и они расстаются. Молодой особи приходится снова и снова повторять с разными партнерами токование, пока она не научится действовать точно и прилаживаться к партнеру. Все это напоминает исполнение фигур в парном танце. И не случайно: наши танцы и есть ритуализированная модель токования. Если оба партнера заранее знают танец, а музыка их синхронизирует, ощущение слаженности действий возникает легко. Неудивительно, что всего легче и быстрее знакомиться на танцах.
    НЕ ЛУЧШИЙ ВЫБОР
    Обычно инициатива выбора закреплена за одним полом. На тетеревином или турухтаньем току самцы демонстрируют себя,
    дерутся на турнирах, а самки выбирают, который из них понравится.
    148

    Об аистах, капусте и ...
    У африканских страусов все наоборот: самки танцуют перед самцами.
    В традиционных обществах инициатива выбора была закреплена за мужчиной, а женщина выбирала в пределах заинтересовавшихся ею мужчин. Инстинктивный критерий выбора у мужчин очень прост: им нравятся «красивые», что в первобытные времена значило —
    соответствующие норме. Если девушка руководствуется инстинктивной подсказкой, ее привлекает довольно примитивный типаж — крупный, нагловатый субъект. В современном мире ценны другие качества, в частности ум, трудолюбие, доброта, но о них древняя программа не знает. Так что, повинуясь инстинкту, сделаешь далеко не лучший выбор. Но первобытному типажу могут противостоять образ отца, запечатленный в детстве, и идеальный образ
    «принца», созданный книгами, фильмами и т.п. У Нее есть несколько программ проверки правильности своего выбора. Одна из них —
    нравится ли Он другим девицам. Программа советует: чем большему количеству девиц Он интересен, тем больше независимых подтверждений правильности выбора. Поэтому вокруг знаменитых артистов, музыкантов, спортсменов образуются огромные табуны подогревающих друг друга поклонниц, гоняющихся за Ним без всякой надежды обратить на себя внимание.
    УХАЖИВАНИЕ
    После того как партнеры наметились, самец начинает ухаживать за самкой. Ухаживание определяется большим набором инстинктивных программ, причем многие из них сходны у разных видов. Например,
    программа отделения. Самец стремится отделить избранницу от других, увести ее с тока. Очень важно изолировать ее от других самцов,
    и поэтому он им угрожает, атакует их. У многих общественных животных отделение заканчивается тем, что остальные самцы признают пару, а к отделенной самке теряют интерес. С этого момента иерархическое положение самки в группе зависит от положения ее самца: если у него оно высокое, то и у нее высокое, а если у него низкое,
    то и у нее низкое. Неудивительно, что самки предпочитают самцов высокого иерархического ранга. У территориальных видов самец показывает самке свою территорию, и чем она лучше, тем больше он нравится самке, а самец без территории для нее как бы вообще не самец. В этот же период самка проверяет агрессивность самца,
    провоцируя стычки с соперниками. Поведение парней подсозна- тельно следует сходным программам. Девицы тоже подсознательно провоцируют поклонников к стычкам по пустякам. Мальчишки дрались и в более юном возрасте, но делали это в отсутствие девчонок
    149

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    У морских собачек
    ритуал ухажива-
    ния состоит из
    нескольких фигур
    танца.
    150
    О том, что току-
    ющие журавли
    исполняют очень
    сложные и краси-
    вые танцы, слы-
    шали многие.

    Об аистах, капусте и ...
    и по иным причинам: за иерархический ранг, за охраняемые территории.
    Установка самца — как можно быстрее пройти все этапы ухажи- вания. Но у самки противоположная установка: растянуть его. В этом есть большой биологический смысл. У самца сотни миллионов гамет
    (половых клеток), их «не жалко», и его задача— пристроить как можно больше гамет как можно большему числу самок. У самки гамет мало, и ее задача — выбрать для их оплодотворения наилуч- шего самца, хорошо его проверить, а если он нужен для ухода за потомством, то и покрепче к себе привязать.
    Еще одна широко распространенная у самцов программа — сопровождение. Самец стремится следовать за самкой, чем бы она ни занималась.
    Она то принимает сопровождение благосклонно,
    то пытается убежать (обычно не слишком быстро).
    При этом она зачастую выбирает опасный путь.
    Подобным образом проверяется поведение самца в критических ситуациях. Влияние таких программ на поведение людей очень заметно.
    Догонялки влюбленных любят изображать кинематографисты.
    Во время ухаживания происходит инверсия
    (переворачивание) доминирования: на время ухаживания самец демонстративно подчиняется самке. Если вначале он казался страшноватым,
    таящим опасность, то теперь выглядит совсем руч- ным. Мужчина под действием этой программы встает на колени, терпит ритуальные побои,
    выполняет любые поручения, клянется всю жизнь носить на руках, достать звезды с неба, по первому требованию прыгнуть с моста и т.п. Врет ли он?
    Объективно говоря — да. Звезд он никогда не достанет. Женщина, предлагая ему совершить подобные подвиги, интуитивно проверяет, произо- шла ли внутри него инверсия в самом деле или он только притворяется.
    Самки многих видов проверяют и то, как хорошо самец будет обеспечивать пищей ее и потомство.
    Для этого есть специальная программа: самка
    Ритуальное кормление у толкунчиков.
    Самец поймал добычу и перед спариванием
    подарил ее самке. У других видов тол-
    кунчиков можно проследить дальнейшую
    ритуализацию кормления: у одних из них
    самец дарит добычу, спеленутую в шел-
    ковый шарик, у других пустой шарик,
    а у третьих шарик с лепестком цветка
    в нем.
    151

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    \
    Ритуальное кормление важный элемент ухаживания. Чомга угощает самку рыбкой,
    красношейные поганки дарят друг другу несъедобную траву, а серощекие поганки
    вкладывают в рот пустой клюв.
    152

    Об аистах, капусте и ...
    начинает изображать из себя детеныша. У многих воробьиных птиц она для этого втягивает голову, приседает, опускает крылья,
    трепещет ими и пищит по-птенцовому. От самца требуется в ответ изобразить кормление. Одни виды отрыгивают пищу из зоба и кормят самку, другие — ограничиваются слюной, третьи — просто касаются ртом рта (это называется «ритуальное кормление»).
    Поганки ныряют за рыбкой и подносят ее самке. Нет рыбки —
    подносят траву со дна. Шалашниковые птицы подносят ярких насекомых, цветы, разные необыкновенные предметы. Во время ухаживания женщины тоже часто начинают изображать из себя маленьких и беспомощных, лепетать детским голоском, применяют к себе уменьшительные эпитеты. Добиваются подарков, любят,
    чтобы их угощали. На дорогие подарки и рестораны клюют, как рыба на блесну. Кстати, поцелуй — одна из форм ритуального кормления.
    ВЛЮБЛЕННОСТЬ
    Одновременный поцелуй — не случайный телесный контакт.
    Влюбленные придают ему такое большое значение из-за того, что он знаменует для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Если в начале ухаживания пара была неустойчивой, то теперь ее что-то сцементи- ровало. Это сделала доминанта влюбленности — очень распро- страненный в мире животных клей. Если бы самец и самка подходили к выбору партнера строго объективно, они бы никогда не сделали выбора. Этот поклонник подходит по одним качествам,
    а этот — по другим, третий — по третьим... А вдруг где-то есть еще лучше? Да и программы выбора партнера действуют небезупречно:
    разве вы захотите иметь на всю жизнь мужа-драчуна, который к тому же всюду за вами таскается, при малейшем вашем капризе прыгает с моста, а всю зарплату транжирит с вами по ресторанам?
    Доминанта искусственно преобразует восприятие объекта нашим мозгом. Она преувеличивает достоинства избранника и скрывает его недостатки. Еще недавно он был как все, но на него сработала доминанта влюбленности — он не просто лучше всех, он един- ственный! Недаром друзья и родные часто говорят о влюбленном:
    «Ослеп он, что ли? » Влюбленность — одно из самых сильных и ярких состояний, испытываемых человеком. Многие люди помнят первую влюбленность всю жизнь. Этому не противоречит то, что многие в ранней юности влюбляются чуть ли не каждую неделю.
    153

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Природа отмерила всем животным, включая человека, на состояние влюбленности ограниченное время — столько, сколько нужно для успеха размножения. Поэтому влюбленность неизбежно проходит.
    В удачной паре она плавно переходит в любовь — тоже доминанту,
    но не столь сильную, зато более длительную. В этом состоянии мы воспринимаем партнера более объективно: его достоинства,
    конечно, не самые превосходные в мире, но мы видим — их много,
    и все они важные; теперь мы знаем и его недостатки, но они кажутся нам второстепенными и по-своему милыми.
    ЕСЛИ БЫ НАС ПРИНОСИЛИ АИСТЫ
    У моногамных (образующих устойчивую пару) видов в конце ухаживания самка принимает попытки самца спариться с ней,
    оплодотворяется, и пара переходит к следующим этапам семейной жизни. «А дальше они поженились, жили счастливо и умерли в один день». Так и живут, к примеру, аисты, выбранные молвой для доставки нас нашим родителям. Так же просто и однозначно жили бы и мы,
    если бы весь длинный ряд предков человека состоял из моногамных видов и только программы такого поведения содержались в наших генах. Но наши предки прошли в отношении брачного поведения очень извилистый путь, передав нам по наследству целую кучу атавистических программ полового поведения — и от времен, когда самцы не заботились о самке и потомстве, и от времен группового брака, и от времен (самых далеких) моногамного брака. Программы эти перемешались, перетасовались и срабатывают то так, то этак.
    В результате половое поведение человека, во-первых, многообразно,
    не очень предсказуемо, а во-вторых, образует все переходы от узаконенных обществом форм через осуждаемые, но принятые к преступным и патологическим. Мораль, закон и религия всегда стремились заключить их в определенные рамки, но полного успеха добиться никогда не могли. Людям всегда казалось, что в этой области поработал какой-то дьявол, введший человечество во грех. Этологи же говорят, что за первородный грех есть другой ответчик —
    естественный отбор.
    УЧАСТЬ ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ
    Семейная форма брачных отношений — далеко не столбовой путь приматов, того отряда, к которому мы имеем честь принадлежать.
    У многих из них один самец спаривается с несколькими самками,
    причем зачастую «вся любовь» к самке после спаривания
    154

    Об аистах, капусте и ...
    кончается. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подобное свойственно и мужчинам. Считается, что линия, идущая к человекообразным, на раннем этапе еще некрупных древесных обезьян прошла период не очень устойчивого парного брака.
    От этого периода остались современное поведение у гиббонов и некоторые древние программы у нас. Из них самая несомненная — потребность ребенка иметь отца. От тех времен осталось и чувство ревности, причем у обоих полов. Дальше человекообразные пошли в направлении полного подавления самок самцами. У шимпанзе и горилл самцы вообще не ухаживают за самками, они просто спариваются с ними по потребности, а самки настолько подавлены, что не могут сопротивляться. Можно сказать,
    что у самца гориллы нет ни влюбленности, ни половой любви —
    просто физиологическая потребность. У самок даже и она не проявляется. От общих предков с другими человекообразными человек кое-что унаследовал. В частности, способность спариваться без любви. В своем полном виде она проявляется в том, что мужчины способны насиловать женщин. В здоровом обществе мораль и суровые наказания сводят это к сравнительно редким преступлениям, но в условиях безнаказанности спаривание без любви становится массовым. Впрочем, заметьте, и традиционное общество может половую связь без любви требовать от своих членов. Не забыты еще времена, когда родители по своей воле женили двух незнакомых молодых людей, приговаривая: «стерпится — слюбится»;
    законы о нерасторжимости брака объявили половую связь разлюбившей друг друга пары
    «супружеским долгом». Художественная литература полна описаний трагедий, которые в результате возникают.
    ПЛОДЫ ГРУППОВОГО БРАКА
    На каком-то этапе направления эволюции брач- ных отношений у человекообразных и прямых предков человека разошлись. «Протоженщина»
    не могла одна выращивать свое все более умное,
    но в то же время все более долго растущее и беспомощное потомство. Тогда-то и начался переход к групповой форме брачных отношений.
    Верветка
    155

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    В этой мирной компании верветок оба самца вынуждены считать
    сидящего возле самки детеныша своим. В групповом браке самки,
    используя свою гиперсексуальность и применяя поощрительное спа-
    ривание, вынуждают самцов заботиться о матери и потомстве.
    Групповой брак известен у самых разных животных, в том числе и у некоторых обезьян.
    Вот как он выглядит у верветок.
    В отличие от обезьян с другими формами брачных отношений самки верветок способны спариваться и в те периоды,
    когда они не могут быть оплодотворены, — задолго до наступления овуляции, а также после оплодотворения, во время беременности. Способность спариваться больше, чем нужно для оплодотворения, зоологи называют гиперсексуальностью.
    Самцы верветок не очень доминируют над самками и поэтому не могут спариваться с ними по своему усмотрению. Они должны предварительно перевернуть доминирование и начать делиться с самкой пищей. Только с таким самцом самка будет спариваться.
    Этологи называют спаривание самки за подачку «поощрительным».
    Этим приемом самка верветки заставляет самца кормить ее и до беременности, и во время. Более того, она стремится «повязать»
    поощрительным спариванием как можно больше самцов в группе,
    ведь каждый из них приносит ей подачки и каждый принимает ее детенышей за своих.
    Групповая форма брака длилась у предков человека очень долго,
    и естественный отбор за это время сильно изменил физиологию женщины. Он сделал ее способной к спариванию всегда, и этим она совершенно не похожа на самок человекообразных. Неудиви- тельно, что от этого этапа эволюции у нас осталось много инстинк- тивных программ. Во-первых, женщина гиперсексуальна, и поэтому люди спариваются не только с целью оплодотворения (как большинство животных), а ведут половую жизнь саму по себе, как самоцель, как нечто самодостаточное. Во-вторых, женщина может
    (как бессознательно, так и сознательно) применять поощрительное спаривание во благо себе и своим детям. Проституция — прояв- ление этой способности в крайней форме. В-третьих, у некоторых племен групповой брак (несколько мужчин и несколько женщин)
    сохранялся до недавнего времени. Но много чаще (из-за сильного доминирования мужчин) люди жили (и живут у многих народов)
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   39


    написать администратору сайта