Главная страница
Навигация по странице:

  • Быстрое спаривание — загадка

  • Поощрительное спаривание

  • Загадка гиперсексуальности

  • БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ПАВИАНОВ

  • БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ

  • КОГДА-ТО НАШИ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗОШЛИСЬ

  • НАША ЭВОЛЮЦИЯ ШЛА ЗИГЗАГАМИ

  • СДЕЛАТЬ ИЗ САМЦА ОТЦА — ДЕЛО ХИТРОЕ

  • ГРУППОВОЙ БРАК — НЕ ЛУЧШИЙ ВЫХОД, НО ВСЕ ЖЕ ВЫХОД ИЗ ТУПИКА

  • Дольник Непослушное дитя. Дольник Непослушное дитя биосферы. В. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеВ. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека
    АнкорДольник Непослушное дитя
    Дата01.11.2022
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДольник Непослушное дитя биосферы.pdf
    ТипДокументы
    #765805
    страница20 из 39
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39
    СПАРИВАНИЕ
    Половое поведение, если оно осуществлено благополучно, заверша- ется спариванием, цель которого — оплодотворение. На этом у огромного большинства видов «вся любовь» кончается. Самец утрачивает интерес к самке, оплодотворенная самка не только теряет интерес к самцу, но и под влиянием гормонов, изменяющих мотивацию поведения, реагирует на ухаживания очень агрессивно.
    174

    Какая форма брачных отношений ...
    Самки пауков или богомолов даже пытаются ставшего ненужным самца убить и съесть. Все предельно рационально и просто. Но, как выясняется, у ряда видов спаривание служит и иным целям, иногда довольно загадочным.
    Быстрое спаривание загадка
    Обратимся к видам, сохраняющим пары для выращивания потомства. Самец и самка полевого воробья образуют устойчивую пару. К моменту спаривания они летят в группу воробьев и спари- ваются среди них. Сразу после этого самка при- нимает позу приглашения к спариванию еще несколько раз, и с ней спариваются другие самцы.
    После этого пара дружно летит домой. Кто наблю- дал собачьи свадьбы, тот, возможно, видел, как сука после нескольких дней токования в стае с выбранным кобелем сначала подставляется ему,
    а затем, без всяких ритуалов, другим, только что отвергавшимся кобелям. Чайки в гнездовой коло- нии образуют пары после долгого токования, но после того, как оно произошло, самка, сидя в гнезде, допускает спариваться чужих самцов моментально, без всякого предварительного ухаживания.
    Это открытое в последние годы быстрое спарива- ние пока не получило никакого объяснения. Оно совершенно лишает и самца, и самку возможно- сти знать, кто отец их потомства. Самец полевого воробья не препятствует быстрому спариванию,
    самец чайки пытается вмешаться, но не успевает.
    При этом самцы обоих видов прекрасно продол- жают заботиться о своей «неверной» самке.
    Быстрое спаривание есть и у приматов, в том числе и у тех видов, у которых самец убивает детеныша, если подозревает, что тот родился не от него. (Люди то ли унаследовали от приматов, то ли выработали сами подобное небезразличие мужчины к происхождению ребенка. В цивилизованном Риме ритуал признания ребенка отцом был еще так силен, что, если отец не возьмет малыша публично на руки в знак признания, младенца могли отнести на Тарпейскую скалу.) Этнографы давно знают, что
    Самка зяблика в весьма выразительной
    позе приглашения к спариванию (поза
    подставки).
    У обезьян поза подставки такая же, как у
    многих животных. У человека эта поза
    тоже действует, но в благовоспитанном
    обществе теперь не принята и подменя-
    ется другими действиями. Например, жен-
    щина садится мужчине на колени, и тело
    ее изгибается в форме позы подставки.
    175

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    быстрое спаривание есть и у людей. У многих народов описаны древние языческие праздники (например, лиго у прибалтов), на время которых супружеские связи как бы отменяются, мужчины гоняются по лесу за женщинами, и какая кому попалась, та тому и досталась.
    Этнографы (возможно, не без оснований) считают эти праздники данью групповому браку предков. Но, так или иначе, цель быстрого спаривания неясна ни у животных, ни у человека.
    Поощрительное спаривание
    Более понятно, почему у многих заботящихся о потомстве видов существует поощрительное спаривание, избыточное по сравнению с необходимым для оплодотворения. Самки хищных птиц, как только образовалась пара, перестают охотиться, и самец полностью обеспечивает пищей и ее, и потомство. Самка крупнее самца, всегда над ним доминирует и поэтому имеет возможность на нем парази- тировать. Если самец приносит добычу, самка с ним спаривается.
    Чем больше принесет, тем больше получит возможность спаривать- ся; ничего не принесет — ничего не получит. Самка спаривается не по своей потребности, как у других видов: она умеет сдерживать свои потребности, создавая этим для самца дефицит спариваний и используя их как поощрение. Неудивительно, что эти самки сохраняют столь ценную для них способность спариваться и после того, как отложат яйца и начнется их насиживание.
    Поощрительное спаривание существует и у многих приматов (но не у человекообразных), особенно у видов, сексуальная система которых — групповой брак. В таких группах доминирование самца инвертировано на подчинение по отношению к тем самкам, с которыми он спаривается. Самец их кормит, и поэтому самка заинтересована удер- живать самца спариванием. Поощрительное спаривание есть и у людей. Если вы сходу с этим не согласны, то вспомните, что всегда и повсюду существует проституция — не что иное, как спаривание женщины с безразличным для нее мужчиной за вознаграждение, что существует спаривание-взятка. К таким крайним формам способны немногие женщины, но в супружеской жизни поощрительное спаривание применяют,
    пусть неосознанно, многие. Обратите внимание,
    Поза спаривания у обезьян (макаки). что мужчины не способны к поощрительному
    176

    Какая форма брачных отношений ...
    Поза спаривания у серощеких поганок.
    спариванию, если женщина их не возбуждает. Не способны потому,
    что у них нет соответствующей генетической программы,
    а у женщин она есть и может проявляться так сильно, что поощри- тельное спаривание может стать профессией, которую в шутку,
    но не без оснований называют самой древней.
    Загадка гиперсексуальности
    Все же у всех животных самки способны к спари- ванию ограниченный период времени — либо только в момент овуляции, либо еще некоторое время после него. Чем больше мы узнаем о других видах, тем яснее становится, насколько уникальна непрерывная способность женщины к половым контактам: даже во время беременности и кормле- ния молоком, когда в организме совсем иная гормональная ситуация, иная мотивация, у других видов запирающая половое поведение; уникально и отсутствие внешних признаков овуляции. Чтобы у предков человека произошли столь глубокие изменения физиологии и поведения одного пола,
    должны были быть причины. Дарвин в книге
    «Происхождение человека и половой отбор» придавал очень большое значение действию полового отбора. Позднее многие в работах,
    посвященных человеку стали эту форму отбора игнорировать. Но
    Дарвин, как известно, «имеет особенность подтверждаться». В свете современных данных мы должны признать, что «старик был опять прав». Человек в ходе своей эволюции прошел через период усилен- ного полового отбора. Ради чего?
    НЕДОСТАВАВШИЕ ВЕРВЕТКИ
    Зоологи догадывались, ради чего, но не было известно вида,
    позволявшего рассмотреть на его примере путь, приводящий к гиперсексуальности. Лишь несколько лет назад такой вид был изучен. Это мартышки верветки, живущие в групповом браке.
    У самок верветок овуляция происходит синхронно друг с другом один раз в год (в этом отношении они типичные нечеловеко- образные обезьяны), но это событие внешне никак не проявляется
    (как у женщин), и верветки способны спариваться, начиная за два месяца до овуляции и кончая второй половиной беременности
    (в этом отношении они опять-таки напоминают женщин, един-
    177

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    ственное, чем отличаются, — не могут спариваться, когда кормят молоком). За столь длинный период самки успевают спариться с 60% самцов в группе, и те, все как один, делятся с самкой пищей,
    так как все это время находятся в том подчиненном положении,
    которое мы чуть выше назвали инверсией доминирования. В этой системе чем гиперсексуальнее самка, тем дольше и от большего количества самцов имеет она пищу для себя и своих зародышей.
    Не зная сроков овуляции, все ее самцы считают ее детенышей своими. Если один из отцов погиб или перешел в другую сексу- альную группу, детеныш без отца не останется. Итак, с помощью гиперсексуальности и скрытой овуляции отбору удалось преодо- леть у верветок столь типичный для приматов принцип полного доминирования самцов, растянуть время инверсии доминирования и обеспечить в результате надежную заботу о самке и ее детях.
    По мнению зоологов, все это возникло у верветок в связи с обита- нием в открытом ландшафте, где самке трудно добывать полно- ценную пищу в избытке.
    БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ПАВИАНОВ
    Верветки — не предки человека, их гиперсексуальность возникла параллельно с людской; в остальных отношениях их группы не похожи на человеческие. Этологи считают, что из современных обезьян по структуре стада на предков древнего человека наиболее похожа социальная организация павианов. Они тоже не наши прямые предки, но, как и человек, перешли к жизни в открытых и полных хищников ландшафтах африканских саванн. Стадом в несколько десятков голов (взрослые и молодые самцы, самки и дети) командует на «коллегиальных» началах группа самых старших по возрасту самцов — иерархов (это геронтократия).
    Остальные самцы соподчинены по этажам иерархической пира- миды согласно своим возрастам. При прохождении опасной местности ядро стада защищено боевыми отрядами самцов —
    арьергардом, авангардом и двумя боковыми охранениями.
    На отдыхе стадо перестраивается в обороняемый лагерь. Павианы,
    как и люди, способны вступить в бой с хищником, например лео- пардом, и убить его, погибая сами. Но организация половой жизни у павианов мало чем напоминает человека. Самки не входят в самцовую систему иерархии, их собственная иерархия выражена слабее, они полностью подавлены самцами, которые их не кормят.
    Всех способных к спариванию самок (а они совсем не гипер-
    178

    Какая форма брачных отношений ...
    сексуальны) самцы-иерархи держат рядом с собой, под надзором,
    не позволяя спариваться с подчиненными самцами, сами спари- ваются, не проявляя инверсии, не ревнуя друг к другу.
    БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ У ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ
    А как же наши ближайшие сородичи? В семейном отношении они мало похожи на человека. Орангутаны живут на деревьях, самцы не дерутся из-за самок и не заботятся ни о них, ни о детенышах,
    которые к четырем годам уходят жить в отдельные группы полу- взрослых — банды. Гориллы живут в лесу, на земле и деревьях,
    группами, с полным доминированием одного самца, но он позволяет подчиненным самцам спариваться с самками, т.е. у них нет ревности. Самки совершенно подавлены самцами, которые перед ними не токуют, ни их, ни детенышей не кормят. Маленьких детенышей самцы от себя отгоняют, а трехлетних и старше,
    оставивших матерей, подпускают к себе. Шимпанзе живут в более открытом ландшафте и проводят на земле больше времени. Группы у них обширнее, а отношения теплее и разнообразнее. Самцы образуют не столь строгую иерархию, но самок не ревнуют, не токуют перед ними и не кормят. Самке заботиться о маленьком детеныше помогают сестры и старшие дочери. Все человеко- образные обезьяны спариваются редко, нерегулярно, они скорее гипосексуальны, чем гипер. Все они неревнивы, и самки у всех совершенно бесправны.
    КОГДА-ТО НАШИ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПУТИ РАЗОШЛИСЬ
    Человекообразные в области сексуальных и брачных отношений явно ушли от общих с человеком предков своими особыми путями.
    Общее с человеком у них только наличие менструальных циклов,
    заменивших овуляцию раз в год, характерную для остальных приматов. Но у гиббонов, отделившихся от общего ствола предков несколько раньше, чем человекообразные, отношения семейные.
    Семьи состоят из самца, одной-двух самок и детей. Подросшие дети обоего пола изгоняются. В местах кормежки семьи объеди- няются в группы. Многие специалисты считают, что изначальная структура предков человека во времена древесного образа жизни напоминала структуру гиббонов. Главный аргумент в пользу исходной моногамности — сохранение у человека инстинкта ревности, столь сильного, что не только мужчина, но и женщина способны убить. Этот инстинкт, как мы видели, ослаблен или даже
    179

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    отсутствует у обезьян с групповыми формами сексуальных отношений. В пользу существовавшего некогда парного брака говорит и наличие у современных мужчин пусть слабой, но все же несомненной потребности заботиться о своей женщине и ее детях,
    чего начисто лишены человекообразные. Но если бы предки человека всегда так и оставались моногамами, то у них не возникло бы скрытой овуляции (в парном браке ее не от кого скрывать); не потребовалась бы инверсия доминирования перед спариванием,
    не существовало бы поощрительное спаривание и ни к чему была бы перманентная готовность к нему. Все это нужно при групповом браке по типу верветок. Поэтому этологи согласны с этнографами:
    на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к груп- повому браку с заботой прамужчин о праженщинах, и на этом этапе праженщины претерпели серьезные эволюционные изменения.
    НАША ЭВОЛЮЦИЯ ШЛА ЗИГЗАГАМИ
    Пока отдаленные предки человека жили, подобно гиббонам, на деревьях, враги были им не очень страшны, и сочетание парных семей с групповым владением территорий соответствовало осо- бенностям их среды обитания. Когда же они спустились на землю и начали осваивать открытые ландшафты, где много хищников, от которых некуда скрыться, их группы должны были сплотиться в оборонительную систему, как это по тем же причинам про- изошло у павианов (и в меньшей степени у остающихся под прикрытием деревьев шимпанзе и горилл). К тому же из-за перехода к питанию корневищами и семенами растений они утратили главное оборонительное оружие приматов — острые,
    выступающие клыки (такие клыки не позволяют челюстям делать боковые движения, нужные при перетирании твердых корневищ и семян). Сохранение парных отношений полов в сплоченной,
    построенной на иерархии социальной группе затруднено.
    Поэтому неудивительно, что и гориллы, и шимпанзе, и павианы перешли к «обобществлению» самок либо всеми самцами в группе, либо ее иерархами. Самцы при этом полностью подавили самок и не кормили ни их, ни их потомство, самки вполне справляются с этим сами, благо, основная пища человекообраз- ных — побеги и листья — имеется в достатке. Но предки человека пошли несколько другим путем — к групповому браку с усилением участия самцов в заботе о самках и детях.
    180

    Какая форма брачных отношений ...
    ДЕТИ — АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ
    Тому были причины. Специализация в направлении использования интеллекта как основы процветания вида сопровождалась неизбе- жным удлинением периода обучения — мало иметь большой мозг,
    его нужно еще заполнить знаниями, а делается это успешно только в тот период, пока в нем образуются новые структуры и связи, т.е.
    в детстве, до наступления половой зрелости. Поэтому детство у человека по сравнению с млекопитающими сходных размеров чрезвычайно растянулось. Щенок дога за год вырастает до размеров взрослого, успевает научиться всему, что нужно в самостоятельной жизни, и уже способен размножаться. У всех приматов дети рождаются беспомощными, неспособными самостоятельно пере- двигаться, медленно растущими и долгое время висящими на матери, крайне ее обременяя. Такова стратегия даже самых примитивных приматов. Более интеллектуальные человеко- образные достигают самостоятельности не быстро — к 3 — 4 годам,
    а половозрелости — лишь к 6— 10 годам. Человек созревает в половом отношении еще медленнее — к 12— 14 годам, а само- стоятельным становится не раньше этого срока, а чаще и позже.
    И все эти годы ребенок человека менее самостоятелен, чем детеныш человекообразных, нуждается в заботе, опеке и обучении.
    Чтобы человеческий род продолжался, «среднестатистическая»
    мать должна вырастить до самостоятельного возраста больше двух детей, как минимум. Предполагают, что у первобытной женщины,
    как и у человекообразных, ребенок рождался раз в 3 — 4 года. Чтобы дождаться, когда второй и третий ребенок станут взрослыми, мать должна прожить после полового созревания 16 — 20 лет, а средняя продолжительность жизни первобытного человека была 25 лет —
    такая же, как у человекообразных. За эти годы и у матери, и у отца велик шанс погибнуть. Ясно, что парная семья в таких условиях становилась непригодной. Частично проблема ранней смертности компенсируется тем, что у человека, как у шимпанзе, матери заботиться о детях помогают ее сестры и старшие дочери. Девочкам присуща сильная инстинктивная потребность нянчить младших братьев и сестер. Если их нет, девочки нянчат кукол, если кукол нет,
    они способны создать их сами. Но эта взаимопомощь на уровне одного пола не решает проблемы. Отягощенные большим количе- ством детей, матери могут добывать пищу только собирательством,
    в основном растительной пищи, это мы ясно видим на примере
    181

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    современных племен, живущих собирательством. Однако мозг человека во время своего развития нуждается в снабжении белками животного происхождения, в том числе и белками позвоночных животных. Без этого наступает так называемый алиментарный маразм, ребенок становится тупым, неспособным учиться. Живот- ную же пищу могут догонять, ловить и убивать только не связанные детьми мужчины.
    СДЕЛАТЬ ИЗ САМЦА ОТЦА — ДЕЛО ХИТРОЕ
    Поэтому у предков человека выживание зависело от того, удастся ли заставить самцов заботиться о самках. Эту простую для других видов задачу в данном случае отбору решить было трудно, так как мешало далеко зашедшее у высших приматов доминирование самцов над самками. Видимо, отбор решил задачу несколько экстравагантным путем, сходным с решением ее у верветок.
    Используя врожденную инверсию доминирования перед спарива- нием как исходный плацдарм, он начал усиливать и продлевать ее,
    делая самку перманентно привлекательной для самца, способной к поощрительному спариванию. Если самке удавалось удержать около себя самца, ее дети выживали, если нет — погибали.
    ГРУППОВОЙ БРАК — НЕ ЛУЧШИЙ ВЫХОД, НО ВСЕ ЖЕ
    ВЫХОД ИЗ ТУПИКА
    Возросшая привлекательность самки могла бы укреплять моно- гамные отношения, но это не решало главной проблемы — недо- статочной продолжительности жизни родителей и, кроме того,
    разрушало мужскую иерархию. Проблему решал переход к групповому браку. В этой системе детеныш не остается без отца,
    ибо многие, если не все самцы в группе, относятся к нему как к собственному. (Кстати, теория матриархата выросла из одного факта — у некоторых народов в древности детей называли не по отцу, а по матери; однако данный факт отражает неизбежную в групповом браке неопределенность отцовства, а совсем не «власть женщин», которая при первобытной жизни невозможна.) Посколь- ку групповому браку предшествовал моногамный, постольку программы последнего сохранились и тоже влияли на поведение.
    Так что до идиллического бесконфликтного группового брака верветок человек, видимо, не доходил. Более вероятно, что в рамках группового брака праженщина стремилась к компромиссному варианту — иметь одну более прочную связь и сколько-то вспомога-
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   39


    написать администратору сайта