Главная страница
Навигация по странице:

  • ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ СОБАК

  • Дольник Непослушное дитя. Дольник Непослушное дитя биосферы. В. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеВ. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека
    АнкорДольник Непослушное дитя
    Дата01.11.2022
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДольник Непослушное дитя биосферы.pdf
    ТипДокументы
    #765805
    страница2 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39
    13

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Так выглядела колыбель человечества.
    Вдоль рек и ручьев, сбегающих с гор в по-
    крытую саванной долину, тянулись узкие
    полоски лесной растительности. Здесь пас-
    лись стада слонов, носорогов, бегемотов,
    буйволов, жирафов, зебр, антилоп, павиа-
    нов. В зарослях прятались кабаны, в но-
    рах дикобразы. Главными хищниками
    были саблезубые тигры, львы, леопарды. Из
    более мелких стаи гиен, гиеновых собак
    и шакалов. В воде жили крокодилы.
    на карте, место, где я родился и провел детство. Объективно говоря,
    не хуже и не лучше тысяч других мест, но для меня — единственное,
    особенное и ничем не заменимое. Образ этой родины, ее запахи, ее звуки человек помнит до гробовой доски, даже если он с детства туда не возвращался. Но вернуться тянет всю жизнь. Вдали от нее все, что с ней связано, волнует. Упомянули родной городок по радио — радостно слышать. Услышал в толпе родной говорок — и готов броситься на шею земляку, человеку, ничем более не примечательному. А уж если с ним разговоришься, начнешь расспрашивать, вспоминать родные места — все для него готов сделать. Постороннему человеку мы, простые смертные, о своей родине сказать интересно не умеем, их не трогает наш рассказ.
    Только поэты наделены даром передать в словах любовь к своей родине неземлякам.
    Мне видится мое селенье,
    Мое Захарово; оно
    С заборами в реке волнистой,
    С мостом и рощею тенистой
    Зерцалом вод отражено.
    На холме домик мой; с балкона
    Могу сойти в веселый сад,
    Где вместе Флора и Помона
    Цветы с плодами мне дарят,
    Где старых кленов темный ряд
    Возносится до небосклона,
    И глухо тополы шумят.
    Это написал шестнадцатилетний Пушкин о деревне Захарове где он живал в детстве. Его первый опыт описания русской природы.
    Читатель, попробуйте провести такое этолого- филологическое исследование: выясните из биографий русских поэтов, где они жили летом в детстве (в возрасте четырех-десяти лет), а потом найдите их стихи, посвященные этому месту.
    Получится замечательная антология, причем окажется, что почти у всех поэтов эти стихи —
    одни из самых сильных.
    Тут читателю пора бы задать вопрос: неужели любовь к родине — инстинкт? На него этологи отвечают решительным Да. А выяснено это было
    14

    Археология человеческих пристрастий в опытах на перелетных птицах. Брали птиц в разном возрасте —
    еще не вылупившихся, только что вылупившихся птенцов, слетков,
    покинувших гнездо, молодых, живущих с родителями, молодых чуть постарше, взрослых — и перевозили с места, где были их родительские гнезда, в другое. На новом месте пернатых подопыт- ных задерживали до начала осенней миграции на зимовки,
    окольцовывали и отпускали. А весной ждали по обоим адресам.
    Оказалось, что, слетав на зимовки, взрослые птицы возвращались
    «домой» (т.е. туда, откуда их увезли). Поведение молодых зависело от возраста в момент начала опыта. Если их перевозили по достижении некоторого критического возраста, они возвращались к «родным пенатам» (т.е. туда, откуда их увезли). Если же не достигшими этого рубежа, они возвращались туда, где их выпус- тили. Значит, у птиц привязанность к определенному месту на земле образуется в детстве, в каком-то критическом возрасте. Где они в этом возрасте окажутся, там и будет их родина, на которую они станут возвращаться всю жизнь. Запечатление каких-либо образов (в нашем случае — местности) мозгом в детстве и на всю жизнь этологи называют импринтингом —впечатыванием в формирующийся мозг. Заметьте, что инстинктивная родина — не обязательно место рождения, это место, где прошел чувстви- тельный отрезок детства. Теперь импринтинг родины изучен у многих животных — рыб,
    черепах, птиц, млекопитающих. Видимо, этот же механизм действует и у детей в возрасте старше двух и моложе двенадцати лет.
    Невольное уважение испытываешь к перелетным птицам за их инстинктивную привязанность к своей родине — роще, озеру, скале, которую они находят, пролетая тысячи километров, применяя для этого чудеса ориентации. Находят, даже если ученые завозят их далеко в сторону. Нам близко и понятно это стремление. Но, когда читаешь, что эти же птицы, имея крылья, никуда зря не летают, что они могут прожить все лето, не удаляясь дальше нескольких километров, — трудно понять их. Мы бы полетели, посмотрели. Страсть путешествовать.
    Есть территориальные животные и есть номады — бродяги, не знающие дома. Каков же человек? Со школы мы знаем: есть оседлые народы, есть кочевые. Это зависит от уклада
    Этот пейзаж всякому по душе. Идеальный
    окультуренный нами ландшафт в сущнос-
    ти своей воспроизводит облик древней
    родины.
    15

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    жизни, экономики. А каким был наш предок-собиратель? Как всякий собиратель, он должен был бродить. Но небольшое стадо брело не куда попало — оно бродило по своей, общей для стада,
    традиционной территории. Это была их родина, которую они помнили и готовы были защищать. А дальше простирались владения других групп, откуда их изгоняли. Кочевать по знакомой террито- рии выгоднее — уже известны и кормные угодья, и водоемы, и укрытия, и живущие на ней хищники.
    Выше говорилось, что есть в детстве каждого территориального животного особый момент — период закрепления территории. В это время происходит импринтинг — запечатление в мозгу облика окружающего мира. Запечатление навсегда. Став взрослым, животное будет стремиться не потерять этой территории, возвращаться на нее.
    Если период запечатления короткий, а животное в это время мало- подвижное, оно запомнит маленький участок. Если период длинный,
    как у человека, и животное много перемещается, оно запечатлеет обширную территорию. Для детей оседлого крестьянина их индиви- дуальная родина — деревня и ее окрестности. Земли за ее пределами чужды им, не влекут. Если жизнь складывалась спокойно, крестьянин мог не покидать родной деревни от рождения до смерти. Но и сын кочевника тоже запечатлевает родину — обширную территорию, по которой он кочевал с родителями. Разные результаты, но основа одна.
    Кочевник не бродяга, не знающий дома. Однако чем больше мы путешествуем с нашими детьми, тем больше склонных к туризму людей вырастет из них.
    Наша маленькая индивидуальная родина всегда прекрасна, где бы ни вырос человек — в тундре или тайге, в пустыне или на берегу моря, на островке или в городе, — ибо она запечатлевается в нашем мозгу и окрашивается всеми теми положительными эмоциями, что так свойственны детству. Но многие виды животных имеют и еще один, уже врожденный образ — образ подходящей для данного вида экологической среды. При возможности выбора выросший в изоляции олень предпочтет лес, а сайгак — открытое пространство.
    Исходная среда человека — всхолмленные берега озер и рек в саванне. И для нас до сих пор самый приятный ландшафт —
    слабовсхолмленный, где деревья и кустарники чередуются с открытыми пространствами, а вблизи есть река или озеро.
    Заметьте, что люди безжалостно вырубают леса вокруг поселений в лесной зоне, но упорно сажают деревья вокруг поселений в степи.
    16

    Археология человеческих пристрастий
    СТРАСТЬ К ОХОТЕ
    Такое крупное существо, как человек, не могло бы прокормиться собирательством ни в степи, ни в северном лесу, ни в тундре. Да и в саванне плотность заселения первобытными людьми была очень невелика. Чтобы увеличивать численность, расселяться, осваивать новые ландшафты, нужно было расширять свою экологическую нишу — найти новые способы добывать пищу. Спектр питания современного человека необычайно широк — от почти исключи- тельной плотоядности эскимосов до почти полного вегетарианства некоторых племен в Индии. Схематизируя процесс расширения ниши, выделяют этапы охоты, скотоводства, земледелия и индустриального производства. Но представление о том, что каждое племя, каждый народ проходил эти этапы, — неверно. Разные популяции людей специализировались в разных направлениях —
    охоты, земледелия и скотоводства, и процесс этот шел параллельно.
    Первые шаги специализации могли быть бессознательными,
    поддерживаться и направляться естественным отбором. Созна- тельные действия являлись основой решения конкретных задач,
    встававших перед одним человеком или группой людей, но к чему они приведут, могло оставаться неведомым.
    Вот современные датировки, полученные радиоуглеродным методом. Пшеницу культивировали как дополнительный источник питания уже 50 тыс. лет назад. Саванну начали регулярно выжигать
    (это делается для примитивных посевов) тоже 50 тыс. лет назад.
    Земледелие как основной источник питания некоторых племен существует 9-10 тыс. лет. И столько же лет назад уже был домашний рогатый скот — овцы, козы, коровы. Лошадь одомашнена позднее,
    и с ней человек заселил степи. Без лошади степь непригодна для жизни: до появления европейцев американские степи оставались незаселенными, но, когда европейцы завезли лошадей, конные индейцы быстро заселили степи. Коллективная охота на крупных животных началась 30-40 тыс. лет назад.
    В последние годы неожиданно раскрыли одну тайну современных человекообразных обезьян: изредка они охотятся на небольших животных. Если этот инстинкт имелся и у предков человека,
    специализация некоторых популяций собирателей на охоте очень упрощалась. И до сего дня у многих сытых, занятых совершенно иной деятельностью людей проявляется инстинктивная страсть к охоте. Причем одни любят ходить с ружьем в одиночку, для других главное — особые отношения в коллективе мужчин-охотников.
    17

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Бурундук-садовод. Набив защечные мешки
    орешками, бурундук бежит подальше, дела-
    ет в земле ямку-кладовую, быстро ее зака-
    пывает и бежит к кедру за следующей пор-
    цией орехов. Закончив сбор урожая, бурун-
    дуки переносят запасы в общественные
    тайники. Часть орехов остается в земле,
    давая начало новым «кедровым рощам».
    Кто-то предпочитает мелкую дичь, кто-то —
    крупного зверя. Есть поклонники охоты — изну- рительного преследования и поклонники охоты из засады. Люди, для которых удовольствие —
    убийство животного, и люди, для которых удовольствие — точность собственных действий,
    а добыча — только неоспоримое свидетельство мастерства. (Вторых вы можете уговорить охо- титься с фотоаппаратом, а первых — никогда.) Все эти варианты нами унаследованы.
    Но наш охотничий инстинкт в одном не похож на инстинкт хищного зверя: врожденных программ методов охоты мы не имеем. Тигр от рождения владеет несколькими способами поимки и убий- ства жертв; рысь знает, как затаиться на дереве над тропой, как прыгнуть на косулю, куда вонзить когти и куда клыки; сокол знает, как сделать ставку на утку и как, проносясь мимо в пике,
    рассечь ее одним когтем. В течение жизни хищ- ники совершенствуют искусство применять программы, а не выдумывают новые. Врожденная же программа человека побуждает его только подкрадываться, догонять, хватать, возможно,
    чем-то ударить. Человек сам находил методы охоты, частично наблюдая действия настоящих хищников, частично изобретая новые.
    Именно новые приемы позволили ему не конкури- ровать с другими хищниками. И поэтому у охот- ничьих племен нет ненависти к хищникам, кото- рая так сильна у скотоводов. Канадские зоологи так описывают отношения эскимоса-охотника к волку: «Он охотится по-своему, а я по-своему;
    карибу хватит всем. Когда мне понадобится его шкура, я убью его. Когда он захочет моего мяса, он попробует напасть, но я начеку, и он это знает».
    Очень долго, около полутора миллионов лет, охота являлась все же лишь вспомогательным занятием,
    а добычей становились мелкие звери. Период же охот на крупных животных как главного занятия настал поздно, около 10 тыс. лет назад.
    18

    Археология человеческих пристрастий
    Питание животной пищей сыграло важную роль в развитии интеллектуальных способностей наших предков: установлено, что нехватка белков животного происхождения (в том числе от тепло- кровных животных) в диете детей сильно задерживает их умственное развитие, вплоть до маразма.
    ТЯГА К ЗЕМЛЕ
    У меня, как, наверное, и у вас, есть такие знакомые. Они всю жизнь жили в городе, работали в главке, тресте, министерстве, имели дело с бумагами и людьми, любили эту работу. В отпуск ездили в санаторий, вечерами ходили в театр, читали, принимали гостей.
    Работать руками не любили, да и не умели. Дома не то что ремонт сделать — гвоздь забить — проблема. Вышли на пенсию, поселились на даче — ради свежего воздуха и тишины. И переменились. Сажают и пересаживают деревья и кусты, таскают на себе землю, ползают на четвереньках по грядкам с клубникой и цветами, делают какие-то компосты, страдают, что мало достали навоза. Сухонькие старичок и старушка, в чем душа держится. И еще забота: их преследует урожай.
    И они изводят знакомых, заставляя их есть клубнику до аллергии,
    притаскивая на себе пудами яблоки, охапками цветы. О таких говорят: проснулась тяга к земле. В этом случае, если скажешь:
    инстинкт, не удивятся, слишком очевидно.
    Как возник у человека инстинкт земледельца и садовода — редчай- ший в мире животных? (Если вам нужен пример — напомню, что некоторые муравьи выращивают грибы на особых плантациях, есть и муравьи-жнецы.) Трудно поверить, что примитивный собиратель мог, просто наблюдая растительный мир, представить себе всю цепь поразительных превращений семени в плодоносящее дерево и сразу приступить к сознательному земледелию. Убедительнее гипотеза постепенного перехода, при которой осознавалась лишь часть собственных действий и их результатов.
    Прятать излишки съестного на черный день — поведение, присущее многим животным, не исключая обезьян. На этой основе возникло много удивительных связей между животными и растениями.
    Семена сибирской сосны (кедра) или желуди дуба не разносятся ветром, не цепляются за животных — они падают под дерево.
    Несколько видов животных — бурундук, кедровка, белка —
    подбирают орешки кедра и прячут их. Кедровка улетает далеко,
    прячет несколько орешков в земле, прилетает снова, опять уносит и
    19

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Муравьи-листорезы настоящие огород-
    ники. Вырезав из листьев аккуратные пла-
    стинки, они уносят их в муравейник. Там,
    в особых галереях, теплых и влажных, на
    массе преющих листьев они разводят
    грибы, которыми и питаются. Всем этим
    сложным и целесообразным поведением
    муравьев руководит инстинкт.
    прячет. Часть она потом найдет и съест, но часть не найдет, или орешки не понадобятся, и там, в новых местах, вырастут кедры. Сойки тем же способом расселяют дуб.
    Человек-собиратель, поступая так же, засевал тер- риторию своего кочевья полезными растениями.
    Человек живет долго, он может обнаружить, во что спустя несколько лет превращаются его кладовые. И когда-нибудь осознать побочную пользу своих действий. Древние греки еще помнили, что их далекие предки питались желудя- ми. Сажать дубы и плодовые деревья вдоль дорог,
    при переезде на новое место — древний и не очень понятный нам обычай.
    Когда поспеет урожай, к диким плодоносящим деревьям приходит много животных — конку- рентов человека. Отгонять, отпугивать их —
    естественное поведение, до этого первобытному человеку не нужно было додумываться. Но, обна- ружив, что дерево можно оградить от посяга- тельств колючими ветками, палками, как он ограждал на ночлег себя, человек открыл садовод- ство. Вокруг таких огражденных деревьев их молодые побеги не повреждались травоядными животными, они разрастались и начинали плодо- носить. Одно дерево превращалось в сад, рощу.
    Культы старых плодовых деревьев, священные плодовые рощи — возможно, воспоминание о практических методах прошлого.
    Сходно могло развиваться освоение мелких однолетних и дву- летних растений, превращаясь в примитивное огородничество.
    Кстати, во многих языках сохранилось это воспоминание:
    «огород» — не важно, что посажено, что растет, важно, что огорожено.
    Потребовались десятки тысяч лет, чтобы человек разработал весь процесс превращения не приносящей пищи земли в плодоносную ниву. Девять тысяч лет назад возникло кочевое подсечное земле- делие, истинный продукт разума. Лес выжигался и вырубался, гарь засеивалась, плодоносила несколько лет, истощалась, и — вперед, и все снова. «Жги и руби» — называется этот метод по-английски.
    20

    Археология человеческих пристрастий
    Выгорала, выдувалась ветром и превращалась в Сахару саванна,
    горели широколиственные леса, мелели реки, разрушались экосистемы. Человек начал преобразование планеты.
    Как широко распространены гены, нужные для земледелия? Есть интересные подсчеты. Среди традиционно земледельческих народов их нет у 10-15% популяции. У остальных гены пред- ставлены, но обычно в неполном наборе. В полном наборе ими обладает всего 5% населения. Поэтому, пока земледелием занимается 50-80% людей, урожаи в стране невысоки. Они увеличиваются по мере того, как менее приспособленные к этому занятию работники уходят с земли. Когда же пашня остается в руках 3-5% — страна не знает, куда девать урожай.
    ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ СОБАК
    Человек расселился по всей земле — шире, чем любой другой вид животных. И везде вместе с ним собака. Собака для охоты, собака- пастух, ездовая собака, боевая собака, собака пищевая и собака без определенного применения — просто собака. Последних больше всего, и число их растет. Некоторые социологи считают число собак в городе одним из показателей жизненного уровня жителей.
    Если вы хотите наглядно увидеть, что такое невозможность взаимопонимания, втяните в спор любителя собак и собако- ненавистника. И если вы (редкое качество) не принадлежите ни к одному из этих миров — вы, пожалуй, согласитесь, что в ненависти вторых много разумных доводов. Хорошая собака не только стоила денег при покупке — их приходится тратить на нее все время. Ее нужно кормить. Покупать ей билет в поезде и самолете, платить за прививки и в клуб; во многих странах платить налог, покупать абонементы на площадки. Собака требует времени. С ней нужно гулять, и не только когда погода хорошая и прогулка приятна, но и
    «когда хороший хозяин собаку из дому не выгонит». Приходится специально заезжать домой, чтобы выгулять ее; пристраивать, если необходимо уехать. Собака стоит вам нервов. Вы жили в доме в мире со всеми, но завели собаку — и у вас появились не- доброжелатели. Каждый раз боитесь, что она попадет под машину, потеряется, укусит кого-нибудь. Наконец, от соба-
    Эти рисунки бегущих собак сделали на скалах первобыт-
    ные охотники.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


    написать администратору сайта