Главная страница
Навигация по странице:

  • Чем чревата встреча с братьями по разуму

  • Дольник Непослушное дитя. Дольник Непослушное дитя биосферы. В. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеВ. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека
    АнкорДольник Непослушное дитя
    Дата01.11.2022
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДольник Непослушное дитя биосферы.pdf
    ТипДокументы
    #765805
    страница7 из 39
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   39
    56

    Путешествие в мир предков уходила вперед, на поиск новых, неизведанных земель. Так, около
    40 тыс. лет назад началось великое расселение охотников на крупного зверя. Расселившись по территории Евразии 35-30 тыс.
    лет назад, они 12-20 тыс. лет назад проникли на Американский континент и неведомо как вместе с собакой достигли Австралии.
    Расселение сопровождалось естественным отбором на предприим- чивость и другие подобные качества. Если на старых землях изобретали новый способ охоты на редких и осторожных животных, оттуда начиналась повторная волна расселения.
    За несколько десятков тысяч лет умственные способности этих людей поразительно развились (раньше их недооценивали), их организованность, способность к слаженным коллективным дей- ствиям, изобретательность выше всяких похвал. Судите сами.
    Одним из главных методов охоты был загонный
    (за что ученые и назвали его создателей Великими
    Загонщиками). Для этого планировалось на мест- ности и строилось громадное сооружение —
    ловушка. На Ближнем Востоке с воздуха обнаружены десятки ловушек на джейранов —
    изящных, быстроногих газелей, кочевавших когда-то несметными стадами по степям ныне- шних Сирии и Иордании. Ловушка завершалась каменным мешком около 150 м в поперечнике.
    К мешку пристроены дополнительные загоны и камеры. От входа в мешок тянутся на несколько километров (!) две расходящиеся каменные стенки. Охотники загоняли стада джейранов в гигантский проход между стенками, гнали по сужающейся воронке, а дальше через узкий проход загоняли в мешок. Ловушки сложены из больших каменных плит и валунов. Эти охоты начались 11 тыс. лет назад. В Туркмении с воздуха обнаружены сходные ловушки, но там за неиме- нием камня стены строили из земли. Можно не сомневаться, что чаще всего ловушки делали из дерева: деревянные конструкции видны на многих наскальных рисунках. По сравнению с этими сооружениями постройки первых земле- владельцев — творения карликов.
    О том, насколько неверно совсем недавно предста- вляли себе древнюю охоту, можно судить,
    вспомнив многочисленные рисунки современных
    Охота на быков. Пока одни охотники
    с помощью плащей-распашонок управляют
    поведением быка, стрелки ярят его,
    стреляя из легких луков. Бык умрет не от
    стрел, он будет заколот одним из
    охотников в плаще. Этот метод охоты
    воспроизводит и по сей день испанская
    коррида, только вместо стрел быка
    утыкивают маленькими дротиками.
    57

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Действующие лица: стрелок из лука
    (справа) и тореодор (слева). Он одет
    в плащ, крылья которого управляются
    двумя палками, удерживаемыми руками.
    В правой руке короткий стилет орудие
    закалывания быка. Как умудряются
    археологи принимать тореадоров
    за ряженых шамановуму непостижимо.
    Удачу в охоте приносит не колдун,
    а точное знание особенностей пове-
    дения животного.
    художников на эту тему. Мне до сих пор стано- вится жутко от картины «Охота на мамонта»,
    украшавшей в течение многих десятилетий школь- ные учебники. Мамонт провалился задом в какую- то яму, а на него набросилась беспорядочная орда мужчин и женщин. Одни бросают дротики, другие тычут копьями куда попало, третьи швыряют огромные камни. Кто-то в ужасе бежит прочь,
    многие уже убиты и ранены, а до гибели мамонта еще далеко. Но ведь и в наше время пигмеи охо- тятся на слонов древним способом, но справляются с животным два-три человека, применяя совсем маленькие инструменты и почти не рискуя собой.
    В древних охотах главное — отточенные приемы,
    основанные на знании слабостей животного и его уязвимых мест. И уж конечно, женщины в охоте не участвовали. Они оставались с детьми на стоянках,
    а промыслом занимались бригады мужчин. ;
    Охота на крупных и опасных животных требует полной уверенности друг в друге, непременной взаимной страховки и выручки. Наскаль- ные рисунки донесли до нас некоторые из охотничьих приемов. Вот несколько почти безоружных людей, преграждая путь быку, дразнят его чем-то вроде плаща тореадора. Вот бык, опустив рога, атакует
    «плащ», проносясь рядом с телом одного из тореадоров, и «плащ»
    оказывается на морде быка. Вот он встал как вкопанный, и тореадор закалывает его коротким ножом — точно тем же движением и в то же место, как это делают во время испанской корриды.
    А вот другой сюжет, повторенный в самых разных вариантах.
    Несколько безоружных охотников, пригнувшись, стоят в линии один за другим, а на них несется бык. Первый охотник пытается повиснуть у него на голове. Если он промахивается, то перелетает через жи- вотное в опорном прыжке через голову и приземляется позади него.
    В это время тот же прием повторяет следующий охотник и т.д.
    Узнаете? Подобный рисунок на критской фреске искусствоведы назвали «акробаты и Минотавр». Но в Португалии до сих пор сохра- нилась коррида, в которой точно тем же приемом шесть юношей запросто валят и обездвиживают быка, а сами живы-здоровы.
    А если один из охотников окажется трусом? Бригаде придется с ним расстаться. Лови в одиночку сусликов или занимайся каким-нибудь другим делом. Это был один из немногих периодов в истории человека, когда происходил жесткий естественный отбор таких
    58

    Путешествие в мир предков качеств, как предприимчивость, изобретательность, смелость,
    верность. За всю предшествующую историю человечества не найдено ни одного скелета человека с благополучно сросшимся переломом ноги. Вывод ясен: неспособного идти бросали на произвол судьбы. С периода Великих Охот начинают попадаться скелеты со следами заживших травм. Охота сделала мужчин верными друзьями. И совсем трогательная находка: захоронение семнадца- тилетнего юноши-карлика, страдавшего такими ужасными уродствами скелета, что он ни на что не был годен, был обузой группы, особенно при переходах в гористой местности. Этому свиде- тельству сострадания и милосердия 11,5 тыс. лет.
    Охота невероятно расширила доступный каждому человеку мир. Бригады уходили в походы на многие десятки километров.
    От тех времен остались камни с указателями — стрелами и какими-то знаками. А на стенах пещер — счетные знаки, которые долго принимали за культовые.
    Некоторые непонятные рисунки на скалах могут оказаться на деле планами местности. В это же время появились и лунные кален- дари с насечками по числу дней,
    а над ними фазы луны.
    На фреске XVI века до н.э., найденной на острове Крит, изобра-
    жен очень древний прием поимки голыми руками. На фреске бык
    пятнистый, одомашненный. Значит, это сцена корриды. Такой ее
    вариант все еще сохраняется в Португалии.
    Ученые долгое время думали, что календарь — изобретение земле- дельца. Однако оседлому земледельцу лунный календарь совсем необязателен. Для него больше подходит фенологический календарь: когда какое растение зацветает, когда какая птица прилетает и т.п. А вот охотникам лунный календарь очень нужен.
    Хотя бы для такого простого случая: одна бригада пошла одним путем, другая — другим. Договариваются встретиться в таком-то месте. А как договориться, когда будет встреча? Проще всего по фазе луны. Она у всех над головой одна. Так что же удивительного в том, что найдено много кусков рога или бивня с дырочкой для ремешка и насечками — днями, а над ними изображение фаз луны?
    Походы были далекие и долгие, а охота, пока животных попадалось много, занимала мало времени. О чем же говорили между собой на досуге эти парни? Конечно, во-первых, «о бабах». Доказательства
    59

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Охотник подвешивает дикого осла онагра
    за задние ноги для разделки. Технология
    точно соответствует современной. Рису-
    нок на скалах Сахары, ему около б тыс. лет.
    Площадь этого наскального рисунка
    120 кв. м, высота жирафов до 8,5 м.
    Чтобы нарисовать это, древние охот-
    ники Сахары должны были построить
    у скальной стены леса.
    этого сохранились в виде маленьких женских статуэток, которые во множестве делали охот- ники. Во-вторых, конечно, об охоте и всем, что с ней связано. А в-третьих, или хотя бы в-десятых,
    о странном поведении луны. У одних получалось,
    что лунный месяц содержит 28 дней, четыре раза по семь, а у других — 29. Расхождение в сутки приводило к нестыковкам. В солнечный год укла- дывалось 12 лунных месяцев, но как-то неточно.
    Гигантское каменное сооружение Стоунхендж в Англии построено охотниками много тысяче- летий назад. Сейчас доказано, что сооружение может работать как солнечно-лунная обсервато- рия с каменной счетной машиной. Ее назна- чение — проверить предположение о том, что через 56 лет начало года по солнечному и лунному календарям опять совпадет. Никто из задумавших этот эксперимент охотников не мог надеяться дожить до его окончания. Продолжение наблюде- ний приходилось завещать детям, а те должны были завещать своим детям. И вот что порази- тельно: на Земле не одна такая обсерватория,
    их делали и в других местах.
    А дети охотников росли смышленые, потому что ели мясо в достаточном количестве. И послушные,
    потому что хотели попасть в бригаду охотников,
    а это было не просто, туда брали не всех. Так что
    56-летний цикл они наверняка проследили. Дети и теперь приходят в восторг, начинают радостно кричать и прыгать при приближении к ним группы вооруженных мужчин, к примеру солдат.
    Это тот же восторг, с которым встречали возвра- щающихся с охоты мужчин. После всего сказан- ного как вы теперь отнесетесь к философам,
    утверждавшим, что у охотников был матриархат?!
    Ледник начал стремительно таять 10 тыс. лет назад. Обширная и богатая пищей тундростепь распалась на полоску негостеприимной тундры и ленту степей, а между ними вклинились, быстро расширяя свои владения, леса. Для северных охотников это был крах. Южные охотники
    60

    Путешествие в мир предков в степях продержались еще несколько тысяч лет. Прорвавшись в Африку, они успели лихо поохотиться на тамошних животных в саванне, покрывавшей теперешнюю Сахару. Но перепромысел —
    «бич божий» загонных охот — настигал их повсюду.
    Когда кончились крупные звери, кончились и Великие Охотники
    Больших Загонов. Сменившие их полусобиратели-полуохотники и немножко земледельцы усвоили лишь часть достижений пред- шественников, создавших, как теперь выясняется, начала счета,
    геометрии, астрономии, календарь, каменное, земляное и дере- вянное строительство, украшения и многое другое. Вокруг непо- нятных сооружений охотников, сложенных из таких каменных глыб, что и вдесятером с места не сдвинешь, новое население создало легенды про живших когда-то на Земле великанов.
    И еще от них остались фрески — от маленьких в тесных пещерах до гигантских многоцветных полотен на скалах в Северной Африке. Рисовать и ваять впервые в истории человечества начали тоже охотники. Первым их произведениям искус- ства около 30 тыс. лет. И как рисовали! Какая грация в движениях животных, какая точность в передаче изображенного всего лишь немногими линиями и в то же время сколько экспрессии и абстракции! Рисовать животных лучше них просто невозможно.
    Чем чревата встреча
    с братьями по разуму
    Когда 500 лет назад благочестивый Христофор
    Колумб пересек Атлантический океан и встретил далеких братьев по разуму, на поверку они оказа- лись мерзкими людоедами. Их гордое самона- звание «каннибал» стали употреблять в Европе для научного обозначения этого занятия. В зоологии каннибализм — поедание особей своего вида.
    Позднее европейцы столкнулись с людоедами на многих вновь открываемых островах в самых разных частях земного шара. На Гавайях милые братья по разуму то ли съели, то ли чуть не съели аж самого великого мореплавателя и их перво- открывателя Дж. Кука. Император Бокасса ел
    Возвращение бригад с охоты. На плечах
    у охотников палки-носилки (вроде
    коромысла), за спиной торбы, в руках
    орудия. Женщины (в правом нижнем углу)
    встречают их в позе подчинения
    на коленях и с опущенными головами.
    Мужчины во много раз выше женщин, это
    отражает их несомненное превосход-
    ство над женщинами. У последних грудь
    и ягодицы нарисованы преувеличенно,
    что отражает, чем они ценны для
    вернувшихся из похода. Наскальный рису-
    нок. (Я вижу сцену патриархата. А вы,
    читатель?)
    61

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    своих подданных в минувшем десятилетии, и отнюдь не с голоду.
    В христианском сознании каннибализм никак не укладывался. И это несмотря на то, что сами христиане при каждом причастии съедают плоть Христа (в форме печенья) и пьют его кровь (в форме красного вина). Этот странный обряд своими корнями уходит в те сравни- тельно недалекие времена, когда и цивилизованные народы совершали человеческие жертвоприношения. По требованию жреца царь Агамемнон перед своим войском принес в жертву свою дочь Ифигению. Ее зарезали каменным ножом. Но не съели. А еще раньше жертву съедали, принося часть ее богам. А еще раньше съедали без всякой связи с богами. Именно то золотое времечко неограниченного людоедства в каменном веке и символизирует употребление при жертвоприношении каменного ножа. Даже в наше время обрезание мальчиков в соответствующих религиях производится каменным ножом.
    Что же такое каннибализм? Следствие голода? Нехватки белков?
    Форма охоты? Животный атавизм? Заблуждение отставших в своем развитии народов, своего рода болезнь? Ритуал, порожденный какими-то религиозными представлениями? Над этим вопросом человеческая мысль бьется давно, но почти безрезультатно.
    Что нового в этой области узнала наука за последние десятилетия?
    Этнографы и историки, которых каннибализм всегда смущал,
    просили зоологов поискать опра- вдание этого преступления в поведении обезьян. Поскольку орангутаны и гориллы, невзирая на свой свирепый облик, насто- ящие вегетарианцы, внимание сосредоточили на шимпанзе.
    Помню, какое было ликование,
    когда одну из них застукали за убийством и поеданием мел- кого зверька. А когда спустя много лет удалось увидеть, как шимпанзе убили маленького павианчика, ликование было всеобщим. Ура! Не наш грех!
    Обезьяний. В действительности действия шимпанзе — охота, и к
    Ритуальное жертвоприношение пленников у ацтеков. Жрец
    показывает толпе бьющееся сердце; предыдущая жертва
    с вырванным из груди сердцем лежит у подножия пирамиды.
    Черное потоки крови. Мысленно умножьте все показанное на
    рисунке в десятки раз, чтобы представить себе толпу людей,
    высоту пирамиды и количество принесенных в жертву плен-
    ников. Ацтеки гордились тем, что они покончили с канниба-
    лизмом, но с кровожадностью масс покончить еще не могли.
    62

    Путешествие в мир предков каннибализму никакого отношения не имеют. Павиан и шимпанзе —
    не только разные виды, они находятся в разных семействах приматов.
    Родства между ними не больше, чем между китайцем и макаком.
    Первые едят вторых, но никто не скажет, что китайцы — каннибалы.
    Если это не обезьяний грех, то может быть, он достался нам от прямых дочеловеческих предков? Кости животных найдены на стоянках умелого человека, первого из видов рода Человек.
    1,8 млн лет назад там появляются первые кости со следами каменных орудий. Но только на костях животных.Так что умелый человек без греха. Следующий вид — прямостоящий человек — обгладывал кости вовсю, но он питался трупами животных и настоящим охотником не был. Человеческих костей в его кухонных отбросах не найдено. Видимо, и он безгрешен. Некоторые думают, что разумный человек начал с охоты на поздних представителей своего предка:
    в отбросах первого найдены кости последнего. Но прямых доказа- тельств того, что разумный человек занялся каннибализмом в связи с вымиранием своего вкусного предшественника, нет.
    А вот от каннибализма разумного человека никуда не денешься.
    Человеческие кости в мусорных кучах людей каменного века находили часто и повсеместно. До поры до времени на это еще можно было закрыть глаза, утверждать, что они попали туда случайно, или их занесли птицы или звери, или что это такой обряд погребения. Но недавние раскопки в пещерах на юго-востоке
    Франции принесли из мусорных ям шеститыся- челетней давности множество костей и животных,
    и человека. Все кости хранят на себе следы камен- ных орудий, которыми их разрубали, срезая мясо.
    Оказалось, что человек и зверь разделывались по одной схеме, одинаково разрубались на куски.
    Кости человека хранят следы соскабливания мяса,
    а крупные кости раздроблены, чтобы добраться до мозга. «Это свидетельство общепринятого регу- лярного каннибализма у людей каменного века», — делает вывод П.Вилла, руководитель раскопок. Итак, людоедство — позднее, эволю- ционно молодое приобретение, видовой признак разумного человека.
    Чтобы быть процветающим людоедом, нужно,
    чтобы у вида не только был до минимума сведен инстинктивный запрет «не убий!», но и снят еще
    Жертвоприношение путем обезглавлива-
    ния в изображении древних художников
    Американского континента.
    63

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    После взятия Трои греческое войско
    приносит в жертву дочь царя Трои. Моло-
    дые девушки казались древним грекам
    самой подходящей жертвой.
    Ифигению, дочь царя Агамемнона, влекут
    на заклание ради благополучного похода
    войска.
    один существующий у многих животных физиоло- гический запрет — чувство отвращения к вне- шнему виду, запаху и вкусу мяса собственного вида. Оно должно как минимум смениться равно- душием к виду человеческих обрубков, а как максимум — это кровавое зрелище должно стать приятным.
    Недаром многие сомневаются в безвредности показа в кино и по телевидению игровых сцен насилия и убийства, а специалисты хорошо знают,
    что документальный показ по телевидению тру- пов и крови должен быть очень редким явлением и всегда сопровождаться позитивными действи- ями общества. В противном случае люди не только перестают возмущаться происходящим,
    но и находят это зрелище приятным и желанным,
    особенно если им показывают трупы врагов,
    которые, как известно с незапамятных времен,
    «приятно пахнут». В правоте сказанного мои соотечественники, к сожалению, убеждаются теперь ежедневно.
    Если людоедство — свойство нашего с вами вида,
    то понятно, что только жестокое подавление этого инстинкта сдерживает его реализацию. Сначала людям удалось перестать людоедствовать каждо- дневно. Но по праздникам все же кого-нибудь да съедали. Потом уже не убивали, а только пускам кровь. Потом по обычным праздникам жертву заменяли животным, а по великим — пускали кровь. Боги тут очень пригодились для само- оправдания: жертвы приносились как бы им.
    Потом и эти жертвы заменили изображением плоти и крови из подходящих растительных продуктов. Подавление людоедства у самых развитых народов завершилось уже в письмен- ный период, и поэтому до нас дошло много свиде- тельств и в прозе, и в стихах, и в скульптуре.
    Когда волчица, играя с волчонком, или самка шимпанзе, играя с детенышем, покусывает их,
    те только веселятся. Они инстинктивно знают, что мать их не съест.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   39


    написать администратору сайта