Главная страница
Навигация по странице:

  • О своем ранге можно не заботиться

  • Множественность программ дает выбор

  • Что такое «инстинкт свободы»

  • Откуда взялась демократия

  • Почему демократию нужно все время отстаивать

  • Демократия родится из естественного права

  • Дольник Непослушное дитя. Дольник Непослушное дитя биосферы. В. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеВ. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека
    АнкорДольник Непослушное дитя
    Дата01.11.2022
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДольник Непослушное дитя биосферы.pdf
    ТипДокументы
    #765805
    страница28 из 39
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   39
    242

    Этологические экскурсии по запретным садам сидеть, обняв друг друга и получая от этого удовольствие и успоко- ение. Но еще чаще шимпанзе обнимают один другого, чтобы снять или предотвратить раздражение и обиду. И вполне успешно. Чита- тели знакомы с одним видом этих обезьян, но существует другой вид
    ( или подвид) — карликовый шимпанзе, гораздо менее известный.
    Этот на редкость добродушен. Он улыбается, как добрый, счастли- вый ребенок. Карликовые шимпанзе живут группами и соблюдают иерархию, но тратят на выяснение своего ранга не много времени.
    Зато они отдают много времени взаимному успокоению и умиро- творению — улыбкам, объятиям, чистке друг друга, в том числе и «выискиванию вшей» в голове.
    Все эти программы умиротворяющего поведения (включая и перебирание волос на голове) есть и у нас, и мы умеем ими пользоваться. Люди, как и карликовые шимпанзе, способны поддерживать отношения, в которых агрессивность сведена до самого минимума, иерархия не мешает дружескому общению, а само это общение ободряюще и приятно. Соответствующие традиции и воспитание позволяют очень многого добиться. Когда- то американцы открыли магический эффект одной из форм —
    улыбки — и начали обучаться как можно чаще ею пользоваться.
    Улыбка воспроизводилась на тысячах плакатов, ею сияли на своих портретах и фотографиях самые популярные в стране люди.
    Таблички «улыбнись!» появились на дверях офисов и кассах магазинов. Прошло время — и Америка научилась и привыкла улыбаться. Европейцам поначалу американская затея казалась странной и даже лицемерной. Но, увидев результат — смягчение агрессивности, — и они стали учиться магической улыбке. Секрет ее в том, что, когда два человека одновременно улыбаются друг другу, иерархическая программа каждого из них воспринимает улыбку как мягкую,
    но уверенную в себе готовность к отпору, а другая программа — как поощрение. В итоге «где-то там»
    принимается подсознательное решение, что в данном случае можно не бояться и обойтись без выяснения иерархического ранга, сразу признать встречного равным себе.
    О своем ранге можно не заботиться
    Этологи обнаружили, что у некоторых видов общественных животных некоторые особи укло- няются от иерархических стычек. И не потому, что боятся. Просто для них это как бы не представляет
    Альтруистическое поведение макак. Одна
    обезьяна выискивает у другой паразити-
    ческих насекомых. Эта программа есть
    и у человека.
    243

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    интереса. Для многих людей иерархическая борьба тоже не интересна. У них есть иные ценности и иные способы само- утверждения. Наблюдения за шимпанзе в природной обстановке позволили обнаружить особей с подобным поведением, в том числе и мужского пола. В группе они не занимают ни самого высокого, ни самого низкого положения. В крайнем случае могут дать отпор агрессии. Но обычно они в иерархические стычки не ввязываются,
    продолжая заниматься своими делами. Некоторые даже пытаются,
    и притом успешно, примирять ссорящихся, обнимая и того и другого. Внутри группы шимпанзе много значат симпатии, на основе которых возникают особые дружеские связи, порой довольно теплые и долговременные. Оказывается, что с самцами, не любящими постоянно утверждать свой ранг, могут дружить иерархические самцы, в том числе и высокого ранга. Значит,
    последние оценивают положение своего друга в группе как достойное.
    Помимо дружбы на равных, у шимпанзе существует покровитель- ственная дружба, когда старший и более сильный защищает молодого и слабого, а тот при этом не «шестерит». У обезьян наблюдаются и другие проявления альтруистического поведения:
    дележка пищи, сопереживание чужим успехам, неудачам и страданиям, взаимное обучение. Взрослые сестры помогают друг другу заботиться о младших братьях и сестрах. О том, какие чувства могут питать друг к другу шимпанзе, говорят побочные результаты экспериментов по обучению обезьян языку жестов на основе азбуки глухонемых. Пользуясь знакомыми словами,
    обезьяны придумали друг другу имена. Одна обезьяна назвала другую, которую недолюбливала, «Черный Жук» (это что-то нехорошее, неприятное), а ту, к которой питала симпатию, —
    «Сладкое Печенье». Не правда ли, очень трогательно?
    Множественность программ дает выбор
    Антиагрессивные и альтруистические программы поведения шимпанзе, несомненно, родственны сходным программам нашего поведения. Ученые полагают, что такие программы были и у предков человека. Но у шимпанзе нет того набора программ жесткой иерархии и боевой организации, которые есть у нас и павианов. Поэтому группа шимпанзе не способна к четким и сложным оборонительным действиям и территориальным войнам. Да эти обезьяны в них и не нуждаются при своем образе
    244

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    жизни и умении лазать по деревьям, от которых обычно далеко не уходят. Спят шимпанзе тоже в безопасности, строя на ночь гнезда на ветвях деревьев.
    «Двойной» набор программ социального поведения человека дает возможность их разнообразных комбинаций, в результате чего мы легко можем образовывать разные общественные структуры — от жестких авторитарных банд до почти лишенных иерархии клубов.
    Что такое «инстинкт свободы»?
    Об этом «инстинкте» гуманитарии часто пишут как о чем-то несо- мненном и свойственном человеку. Этологу трудно понять, что подразумевают иные авторы под этим словом и с какими действитель- но существующими у человека инстинктами можно его связать.
    Если свобода — это возможность делать, что хочется, ни от кого не зависеть и никому не подчиняться и иметь все, что хочешь, то такой «свободы» животное достигает, заняв вершину пирамиды.
    Если свобода — это неучастие в иерархических стычках, то и такая программа у нас есть, но жить по ней согласны немногие. Ведь она предполагает, что я не только никому не подчиняюсь, но и никого не подчиняю себе. Дома, имущества, семьи и детей мне лучше не иметь: во-первых, их нужно защищать, а во-вторых, они ограничи- вают свободу. Получается свобода древнеиндийских гимнопедиев,
    древнегреческих киников, недавних хиппи, современных панков и бичей. Скорее всего, гуманитарии объединяют обе свободы. Для отдельных людей, например наследственно богатых и знатных,
    состояние, близкое к этому, было достижимо во многих обще- ствах. Но для многих или почти всех членов общества оно обретается в той или иной степени только в правовом демокра- тическом государстве.
    Откуда взялась демократия?
    Демократическая форма организации даже самого маленького общества, в отличие от авторитарной, невозможна, если члены этого общества не умеют говорить. Одной мимикой и жестами коллективно не обсудить сколько-нибудь сложные вопросы и не выработать решения. Поэтому ни одну из общественных организа- ций животных, даже самую доброжелательную к каждому из своих представителей (у дельфинов, например), не назовешь демократией в человеческом понимании.
    245

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Знатоки современной этологической литературы могут мне возра- зить, что великолепно организованные семьи муравьев, пчел, ос и шмелей — это своеобразные демократические коммунистические цивилизации, где правят рациональные и справедливые законы,
    перед которыми все равны и которые все стремятся исполнять честно и ответственно. Более того, там как-то обсуждаются некото- рые интересующие всех вопросы, возникает что-то вроде партий,
    ведется какая-то агитация, вспыхивают и разрешаются «поли- тические» конфликты. Но я уклоняюсь от дискуссии на эту тему, так как мы слишком мало знаем. Горько понимать, что у человечества находятся миллионные суммы на поиски внеземных цивилизаций,
    а земные цивилизации общественных насекомых, живущие рядом — только выйди в лес и найди ближайший муравейник,
    изучает горстка лишенных средств энтузиастов. Даже награждение
    Отто Фриша Нобелевской премией за открытие сложного и информативного языка пчел не подхлестнуло финансирование подобных работ! Конечно, изучать и понимать эти маленькие цивилизации, кое в чем более сложные и совершенные, чем наши,
    очень трудно, но все же когда-то надо этим заняться.
    Если демократия невозможна без языка, то ясно, что до появления речи она у наших предков не возникала. Кажется, что бригады загонных охотников — самое подходящее место для зарождения некоторых начатков демократических взаимоотношений. Одним из преемников этих начатков была «военная демократия» плававших на весельных кораблях полуразбойников-полуторговцев. Древние греки, попробовавшие в начале своего пути к Олимпу и это амплуа,
    первыми осуществили демократию в постоянной борьбе с тиранией и олигархией, т.е. структурами иерархическими. Греки нащупали простой механизм: те, кто лично свободен, имеет дом, собственность и семью, образуют собрание, принимающее законы в защиту этих ценностей (а они соответствуют инстинктивным потребностям человека). Исполнительная власть образуется из тех же граждан по жребию, на заранее оговоренное время. Такой способ, конечно, не дает власть в руки самых компетентных, но зато он мешает про- браться к власти самым настырным. Все спорные вопросы на основе законов решает суд, в котором каждый может обвинять и защищать.
    Суд предохранен от захвата его настырными персонами своей многочисленностью: в него входят сотни граждан. Наконец, людей,
    проявивших склонность к захвату власти или приобретших опасно большое влияние на окружающих, народное собрание по резуль- татам тайного голосования подвергает остракизму — изгнанию.
    246

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    Современная демократия заботится о сохранении возможности заниматься политикой тем, кто остался в меньшинстве. Греки так к политическому меньшинству не относились, потому что оно было против самого демократического строя и стремилось его свергнуть.
    Почему демократию нужно все время отстаивать
    Может ли демократический строй возникнуть сам собой, на основе инстинктивных программ? Конечно, нет. Это продукт разума,
    продуманная система коллективного воспрепятствования образова- нию иерархической пирамидальной структуры, вершину которой увенчивают особи, жаждущие власти. Демократию нужно все время поддерживать политической активностью граждан, не позволять пробраться к власти «паханам» и «шестеркам». Древним грекам не удавалось удержать полис в состоянии стабильной демократии. Рано или поздно, опираясь на поддержку недовольных, власть захватывал очередной вожак и устанавливал авторитарный порядок —
    тиранию. Со смертью тирана его менее решительные преемники образовывали олигархию — «коллегиальную власть наилучших»,
    которая постепенно ослабевала настолько, что удавалось восстано- вить демократию. Аристотель очень точно описал этот кругооборот:
    демократия сменяется тиранией, та — олигархией, а последняя —
    опять демократией. Возможность «хождения по аристотелеву кругу» существует и в наше время, но оно не столь неминуемо, как в греческих полисах, потому что каждая форма правления научилась себя защищать.
    Демократическое общество независимо возникло и долгое время существовало в Древнем Риме, где оно было прекрасно оформлено юридически. Римляне нашли более эффективный, чем жребий,
    метод занятия руководящих должностей — выбор посредством избирательной кампании; тот же способ применялся для заполнения представительных коллегиальных органов. Римская демократия деградировала из-за непомерного расширения границ владений этого города-государства. В условиях подчинения Риму все новых народов демократическая система вырождалась в централизо- ванную имперскую, а в империи демократия неэффективна и потому долго существовать не может.
    Демократия родится из естественного права
    Исчезнув с лица Земли на многие сотни лет, демократия медленно,
    шаг за шагом начала нарождаться в Англии, а потом и в других странах. С одной стороны, она использовала достижения римского
    247

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    права, создававшегося почти тысячу лет — от Закона 12 таблиц
    (450 г. до н.э.) до кодекса Юстиниана (525 г. н.э.). А с другой —
    опиралась на теорию о «договорном государстве» Гоббса и Локка.
    Согласно теории, человек изначально (в «естественном состоянии»)
    чувствует за собой право на свободу и собственность и хочет, чтобы они были защищены от посягательств, а с другой стороны, склонен посягать на свободу и собственность других. (С точки зрения современных знаний этологии, это верно. И те, и другие врож- денные программы сидят в человеке.) В результате возникают борьба всех против всех, анархия и хаос. Вы уже поняли, читатель,
    что здесь этолог согласен только с первой частью фразы (о борьбе).
    Возникает же в итоге борьбы не «первобытный хаос», а иерар- хическая структура, которая может преобразоваться в государство автократического типа.
    «Договорная теория» рассматривает другой путь: люди во взаимных интересах договариваются об ограничении своих прав таким образом, чтобы право на свободу и собственность было обеспечено всем. При выработке законов и решении спорных вопросов они опираются на некие нравственные постулаты, которые присущи каждому человеку. Созданное таким образом государство —
    продукт борьбы разума против «естественного состояния». Здесь этологу нравится прежде всего понимание того, что нравственность заложена в человеке изначально.
    Этологи называют ее врожденной моралью, врожденными запре- тами, и с ней мы уже познакомились. Государство, построенное ради защиты прав человека и основанное на законах, стоящих выше государства и любого человека, — это демократическое государство. Живя в таком государстве, человек может воспиты- ваться не в духе борьбы за или против чего-то, что неизбежно в тоталитарном государстве, а в духе добродетели, о важности чего твердил еще Аристотель.
    Итак, демократия — продукт борьбы разума с животными инстинктами людей, толкающими их самособираться в жесткие авторитарные иерархические системы. Демократия использует и позволяет большинству людей реализовать другие инстинктивные программы, тоже заложенные в человеке: желание быть свобод- ным, потребность иметь собственность (включая землю, дом,
    семью), запрет убивать, грабить, отнимать, воровать, притеснять слабых. Демократия использует неизбежную для человека пира- мидальную систему организации и соподчинения, но путем
    248

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    Триумф после военной победы. Что изменилось за прошедшие тысячелетия? Разве что коней заменили танки.
    Почему люди, проклиная войну, воюют?
    избирательной системы, разделения законодательной, исполни- тельной и судебной властей; а также с помощью независимых средств информации лишает иерархическую структуру анти- гуманной сущности и заставляет ее в значительной степени работать на благо всех людей, а не только тех, кто находится на вершине пирамиды. Как сказал когда-то Уинстон Черчиль, демо- кратия не есть идеальная форма правления, но она самая лучшая из всех форм, найденных человеком.
    ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ВОЙНЫ?
    Из всех форм коллективного поведения людей самое отвра- тительное — война.
    Порок загадочный и неисправимый. В каком веке после очередной опустошительной бойни люди не клялись друг другу в том, что минувшая война — последняя? Древние мыслители относили войну к естественным свойствам человечества. Вывод пессимистический,
    но зато определенный. В века просвещения и гуманизма эта точка зрения стала непопулярной. Войну стали рассматривать как проявление свободной воли людей, даже утверждали, что никаким животным она не свойственна, что это чисто человеческое явление.
    Что войны прекратит всеобщее просвещение либо само по себе,
    249

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    либо опосредованно, через создание такого страшного оружия
    (сколько надежд возлагалось на пулемет и динамит, например),
    которое само остановит войны. В XX веке с этой надеждой при- шлось расстаться. Ни один пророк XIX века не предвидел, что XX
    век будет не только самым кровавым, но и самым разнообразным по типам войн — от мировых до родовых и племенных.
    Осознав это, Эйнштейн незадолго до начала Второй мировой войны в открытом письме Фрейду задал вопрос: не имеет ли война каких- то иррациональных, подсознательных корней? Фактически это означало бы вернуться от модных в прошлом веке геополитических и экономических объяснений феномена войны к точке зрения античных авторов. Фрейд ответил, что, по его мнению, в основе войны лежат древние инстинкты агрессии и разрушения, а все формы ее подачи — расовые, национальные, экономические,
    идеологические, религиозные — всего лишь разные формы рекламной упаковки, камуфляж. В мирной обстановке человек вынужден подавлять в себе эти инстинкты, а их проявление наказуемо. Война позволяет реализовать их открыто, более того,
    она такое поведение не только прощает, но и героизирует. Поэтому у противников грядущей войны мало шансов ее предотвратить.
    Однако Фрейд тут же высказал надежду, что по мере торжества культуры войны будут угасать. Тут следует заметить, что Фрейд был, как сказали бы биологи, «ламаркист»: он думал, что инстинкты могут изменяться под воздействием среды, от упражнения усили- ваться, а от неупражнения ослабляться. Ныне биологи знают, что инстинктивные программы передаются из поколения в поколение с генами и от неупражнения никуда не деваются. Коль скоро за способность и склонность человека убивать и воевать ответственны врожденные программы, то лучше нам о них знать, и чем больше,
    тем лучше. Причем многое может дать сравнительный метод —
    изучение не только человека, а и многих других видов животных со сходными или родственными программами поведения.
    Воюют ли животные?
    Если мы будем понимать под войной коллективные агрессивные действия, то на поставленный в заголовке вопрос ответом будет «да».
    Но все же в подавляющем большинстве случаев это нападение или отражение атаки между разными видами. Зачастую при такой коллективной агрессии снимается запрет на применение боевого
    250

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    оружия, и к чему это может при- водить у тяжеловооруженных животных, вы можете убедиться сами, рассмотрев два рисунка,
    запечатлевших сцены боев между разными видами.
    Вот муравьи-фуражиры (каста сборщиков корма) вида федоле
    (на рисунке они маленькие чер- ные) обнаружили на своей тер- ритории рыжих лесных му- равьев (на рисунке они светлые).
    Фуражиры с помощью химиче- ских сигналов вызвали своих соплеменников из касты солдат
    (крупные черные). А те своими могучими челюстями преврати- ли рыжих муравьев в буквальном смысле в крошево. На рисунке видно, как уцелевшие рыжие муравьи отстреливаются ки- слотой. Врожденная мораль муравьев позволяет им приме- нять оружие в схватке за родную землю. На следующем рисун- ке — применение оружия при набеге на чужое гнездо ама- зонками (светлые). Амазонки —
    рабовладельцы и рабов выращи-
    Мораль и оружие у тяжеловооруженных общественных живот-
    ных. С вторгшимся на семейную территорию противником
    другого вида муравьи сражаются, применяя всю мощь своего
    оружия, как механического, так и химического. Вот что здесь
    происходит: обнаружив на своей территории рыжих муравьев
    (светлые), муравьи-фуражиры вида федоле (маленькие черные)
    с помощью химических сигналов вызвали своих солдат (крупные
    черные) и победили, усеяв поле разорванными врагами. Последний
    рыжий муравей (в правом нижнем углу) стреляет кислотой. Все
    муравьи стоят в позе преувеличения своих размеров. Врожденная
    мораль муравьев позволяет им применить всю силу оружия в бою
    с чужим видом за родную землю.
    вают из куколок бурых лесных муравьев (на рисунке они черные). Чтобы добыть куколок, амазонки совершили набег на гнездо бурых муравьев и разбили их в беспощад- ном бою. Они уносят бочковидных куколок к себе в муравейник.
    Если же мы будем понимать под войной коллективную агрессию против своего же вида, то такое бывает у многих территориальных видов, но, как правило, стычка происходит с соблюдением запре- тов, особенно это относится к тяжеловооруженным видам. Вот,
    например, как это выглядит у медовых муравьев. Два медовых муравья из разных муравейников столкнулись на границе вла- дений. Каждый стремится встать как можно выше на вытянутых
    1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   39


    написать администратору сайта