Главная страница
Навигация по странице:

  • Шесть способов присвоить чужое

  • Утопии — это троянские кони

  • Критика нечистого разума

  • ДЕМОКРАТИЯ — ПЛОД РАЗУМА, НО НЕ ТОЛЬКО ЕГО

  • Объятия и улыбки

  • Дольник Непослушное дитя. Дольник Непослушное дитя биосферы. В. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеВ. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека
    АнкорДольник Непослушное дитя
    Дата01.11.2022
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДольник Непослушное дитя биосферы.pdf
    ТипДокументы
    #765805
    страница27 из 39
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   39
    234

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    вольно-принудительных защитников от других захватчиков. Она могла быть местной, говорящей на том же языке, а могла быть и пришлой.
    С каким же набором врожденных программ люди могли вступить в экономические взаимоотношения? Да с тем же, что был у них и их предков всегда.
    Шесть способов присвоить чужое
    Почти все виды общественных животных имеют шесть врожденных программ заполучения чужого добра.
    Во-первых, это захват и удержание самого источ- ника благ — богатого кормом места, цветущего дерева, плодоносящего растения, стада малопо- движных животных, трупа, источника воды и т.п.
    Захваченное добро удерживается силой: всех,
    кого в силах прогнать, — прогоняют. Вы все могли наблюдать действие этой программы на кор- мушке для синиц. После ряда стычек ее захваты- вает самый настырный самец и старается никого больше не подпустить к пище. Синицы — пример всем знакомый, но очень простой. Есть виды с куда более изощренными приемами удержа- ния источника благ, особенно когда этим занимаются не в оди- ночку, а группой. У человека подобная программа проявляется еще в раннем детстве. Поскольку, как правило, удержать за собой источник благ способна сильная особь, постольку для посторонних сам факт обладания им — признак силы и власти.
    Во-вторых, это отнятие чужой собственности силой, пользуясь своим физическим превосходством (ограбление). Дети начинают грабить раньше, чем говорить.
    В-третьих, это отнятие добра и благ у стоящих ниже рангом без стычки, «по праву» доминирования. Отнятие — один из способов утверждения иерархии, поэтому у многих видов оно происходит все время, хотя бы в символической форме, как, например, у общест- венных обезьян. У них подчиненные особи не только безропотно отдают все, что заинтересует доминанта, но и, упреждая его гнев,
    «каждый сам ему приносит и спасибо говорит». Сразу даже не поймешь, дань это или подарок. Много всякого интересного и грустного возникло на этой основе у людей. Во все времена
    Все деспотии любили изображать длин-
    ные вереницы подданных и завоеванных
    народов с «добровольными» подноше-
    ниями деспоту.
    235

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    начальники вымогали «подарки». На скольких стелах сохранились перечисление и изображение подданных, выстроившихся длинной вереницей с подношениями тирану! В Москве был даже «Музей подарков товарищу Сталину». Для нашей же темы важен другой аспект: передача добра снизу вверх по иерархической пирамиде для людей «естественна» в том смысле, что имеет хорошо отлаженную инстинктивную программу.
    Четвертая программа заполучения чужой собственности —
    похищение. Воровство принципиально отличается от грабежа тем,
    что его совершает особь, стоящая рангом ниже обворовываемой.
    Поэтому воруют животные тайно, применяя разного рода уловки,
    стащив, убегают и прячут или съедают незаметно. Когда животное запускает в себе программу воровства, та сразу предупреждает о запрете: попадешься — побьют. У обезьян из-за жестокой иерархии воровство процветает вовсю. Человек тоже существо вороватое.
    Пятая программа — попрошайничество. На него способны почти все животные. Вспомните зоопарк: это коллекция попрошаек разных видов. Очень часто поза попрошайничества имитирует позу детеныша, выпрашивающего корм. Попрошайничество кое-что дает: увидев особь, вставшую в эту позу, некоторые животные делятся пищей или могут потесниться на кормном месте. Стадные обезьяны — ужасные попрошайки, это знает всякий. Просят они так настойчиво и жалко, что не подать им трудно. Попрошай- ничество всегда адресовано вверх: обращено либо к тому, кто захватил источник благ, либо к более сильной особи, либо к равному по рангу. Естественно, что попрошайничают в основном обезьяны, находящиеся на низких этажах иерархии. Попрошайни- чество детенышей — особая статья, так же как попрошайничество самок, если их подкармливают самцы. У человека попрошай- ничество развито сильнее, чем у обезьян: мы все все время что- нибудь просим или вынуждены просить.
    Наконец, шестая программа — обмен. Он развит у обезьян и некоторых врановых. Меняют животные одного ранга. У обезьян и ворон обмен всегда обманный: у них есть очень хитрые про- граммы, как обдурить партнера, подсунуть ему не то, захватить оба предмета, которыми начали меняться, и т.п. У людей обмен тоже развит, и подсознательная его сторона — обязательная выгода («не обманешь — не продашь»). Честный взаимовыгодный обмен —
    позднее достижение разума, борющегося с мошенничеством инстинктивной программы.
    236

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    Чье лицо у социализма?
    В XIX веке, когда о жизни обезьян почти ничего не знали, сообще- ния о том, что они делятся пищей, привели в умиление некоторых мыслителей. Еще бы! Стоит развить эту милую привычку дальше —
    и получишь модель общества справедливого распределения у предков человека. И в XX веке некоторые умоляли зоологов:
    найдите, найдите «зачатки», они так нужны для фундамента
    Верного Учения! Раз оно их предсказывает — должны быть. Но все напрасно. Не нашли. Зато выяснили другое.
    Иерархи стадных обезьян никогда не делятся с самцами тем, что добыли сами, своим трудом. Они раздают отнятое у других, причем то, что оказалось ненужным самим. При кочевом образе жизни все,
    что не смог сожрать и спрятать за щеку, приходится или бросать,
    или «распределять». Одаривают «шестерок» и самых униженных попрошаек, зачастую по нескольку раз вручая и тут же отбирая подачку. Эта процедура — не забота о ближнем, а еще один способ дать другим почувствовать свое иерархическое превосходство.
    Этологи проделали с обезьянами много опытов по этому вопросу.
    Вот один из них. Если обучить содержащихся в загоне павианов пользоваться запирающимся сундуком, они сразу соображают, как удобно в нем хранить пожитки. Теперь, если только доминанта снабдить сундуком, он начнет лишь копить отнятое добро, ничего не раздавая. Если все получат по сундуку — доминант все сундуки концентрирует у себя.
    Второй опыт: обезьян обучили, качая определенное время рычаг,
    зарабатывать жетон, на который можно в автомате получить то, что выставлено за стеклом. Общество сразу расслоилось: одни зараба- тывали жетон, другие попрошайничали у автомата, а доминанты —
    грабили, причем быстро сообразили, что отнимать жетоны, которые можно хранить за щекой, выгоднее, чем купленные тружеником продукты. Труженики сначала распались на два типа: одни работали впрок и копили жетоны, тратя их экономно, а другие как зарабо- тают жетон, так сразу и проедают. Спустя некоторое время труженики-накопители, которых грабили доминанты, отчаялись и тоже стали работать ровно на один жетон и тут же его тратить.
    Эти и многие-многие другие исследования показали, что на основе своих инстинктивных программ приматы коммунизма не строят.
    Они строят всегда одно и то же — «реальный социализм».
    237

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Прообраз «государства нового типа»
    Историки и мыслители XIX века первыми государствами считали рабовладельческие деспотии Среднего Востока. Теперь же мы знаем, что деспотиям предшествуют государства-дворцы. Они были на Среднем Востоке, в Средиземноморье, в Индии, Китае и
    (что особенно ценно, потому что независимо) на Американском континенте. На сегодня это самые ранние государства в истории человечества. Устройство их поначалу казалось странным: центр всего — большое сооружение, целый лабиринт каких-то помеще- ний. Постепенно выяснилось, что это разного рода склады —
    «закрома родины». Некоторые из государств обладали письмен- ностью, плоды которой заполняют часть помещений дворца —
    архивы. Содержание текстов не оставляет сомнений: это инструк- ции, что, где, когда сеять, жать, доить, сколько чего поставить в закрома и когда, кому, какие строительные и транспортные работы произвести. А также кому сколько из запасов выдать на пропитание, посев, строительство. Исполняли все это жители окрестных поселений. Их могли населять местные жители,
    у которых свои же отняли право инициативы, и полусвободные крепостные и завоеванные аборигены, и добытые войной государ- ственные рабы — не суть важно. Управляла ими (ради их же блага,
    разумеется) централизованная административная система чиновников, построенная по иерархическому принципу. На вершине пирамиды стояли, видимо, несколько человек. По крайней мере, если царь и был, он являлся всего лишь военным предводителем. Формально собственность находилась в руках государства, чиновники ее только учитывали, собирали, пере- распределяли и... гноили (о последнем свидетельствуют раскопки складских помещений). Из четырех действий арифметики им как бы хватало двух: отнять и разделить. Такая экономическая система очень легко складывается из тех же инстинктов-кубиков, кото- рыми располагают приматы, и им соответствует, подобно тому как структура власти складывается из иерархических кубиков.
    Время смело государства-дворцы. Но, когда в XX веке, при много более высоком техническом уровне, людей заставили строить свои страны по утопическому, а посему невыполнимому проекту, они построили, что смогли. А смогли они то, о чем предупреждали знающие люди: неэффективную сверхцентрализованную систему,
    в которой лишенные собственности и инициативы «массы» плохо работают, попрошайничают и воруют, а возвышающаяся над ними огромная административная пирамида разворовывает и уничто-
    238

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    жает львиную долю того, что отнимет в «закрома родины», т.е.
    систему, до тонкостей повторяющую государства-дворцы, постро- енные на заре истории. Как видите, инстинкты, превращающие столь привлекательную идею социализма в уродца, по-прежнему живы, никуда они не делись за прошедшие 3 — 5 тыс. лет. И никогда никуда не денутся. Поэтому и через тысячу лет, если кто-либо вновь встанет на этот путь, получится опять социализм с обезьяньим лицом.
    Мы знаем лишь один способ противостояния этим инстинктам.
    В основании пирамиды государства должны находиться не лишен- ные собственности, инициативы и влияния на власть «массы»
    людей (они в таком состоянии автоматически превращаются в нерадивых попрошаек и воришек), а независимые от государства производители, имеющие достаточно чего-то своего (землю, дом,
    орудия производства, акции и т.п.), для того чтобы чувство соб- ственного достоинства и уверенность в собственных силах были точкой отсчета при бессознательном выборе мозгом подходящих программ поведения. Кстати, давно замечено, что как раз нахо- дящиеся в таком состоянии люди проявляют в наибольшей степени желание помогать слабым из своего кармана и не требовать ничего взамен. Поэтому общество свободного предпринимательства оказалось способным реализовать во вполне приемлемой для людей форме больше социалистических идеалов, чем общество «реаль- ного социализма».
    Утопии — это троянские кони
    Начиная с Платона уйма мыслителей пытались конструировать идеальное общество и государство, не понимая того, что нам не дано образовывать из себя что угодно. Что мы ограничены в выборе форм взаимоотношений нашим генетическим багажом.
    Утописты — милые люди, но попытки реализовать утопии чреваты человеческими жертвами и обречены на провал.
    Социалистические утопии мыслители конструировали с глубокой древности неоднократно, и все они на бумаге выглядели гладко.
    Однако попытки их реализовать в какой угодно форме — от религиозного братства до индустриального государства — терпели неудачу, проваливаясь в овраги врожденных программ поведения.
    В итоге получался «реальный социализм». Людям могло казаться,
    что они строят, а на деле они разрушали достижения предшеству- ющих формаций; им казалось, что они карабкаются к сияющим
    239

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    вершинам, а на деле они скатывались в яму, воронку эконо- мической неэффективности, бесправия, морального опустошения и духовного оскудения.
    Если социализм легко достижим, но не такой, какого хотят, то коммунизм — утопия недостижимая. Коммунизм утопичен потому,
    что он не соответствует никаким нашим инстинктивным програм- мам. Такое общество невозможно для людей даже на короткий срок. Все попытки его установить проваливались тут же. Для него нужен ни много ни мало, как другой человек. Коммунисты попро- бовали вывести такого человека путем искусственного отбора,
    уничтожая десятки миллионов «недостойных жить при ком- мунизме», но оказалось, что подходящего материала для селекции нового человека среди людей просто нет.
    Общественные насекомые (термиты, осы, пчелы, муравьи) имеют иные инстинктивные программы и на основе их образуют ком- мунистическое общество, где царят рациональные и справедливые правила поведения, которые все выполняются честно, ответствен- но и инициативно, а пища распределяется в соответствии с потребностями каждого. Для них коммунистическая цивилизация была бы осуществима. Зато, появись там строители социализма или свободного предпринимательства, они потерпели бы крах, а их идеи объявили бы утопическими. Ибо муравьи — животные муравейни- ковые, а не политические. Аристотель понял, что поведение человека задано его первобытным, животным прошлым. Тьма комментаторов билась над фразой «человек — животное полити- ческое», ища в ней некий темный, иносказательный смысл и отбрасывая буквальное прочтение.
    Критика нечистого разума
    Аристотель жил в эпоху, когда в Древней Греции демократические государства умирали одно за другим, уступая олигархии, а македон- ские цари Филипп и сын его Александр начали создавать автокра- тическую империю с замахом на мировую. Так что Аристотель хорошо знал, что автократия и олигархия — не единственные формы взаимоотношений, на которые способна «общительная природа человека». Она способна создать и демократию. О ней мы поговорим несколько позже, а сейчас взглянем, до чего же доду- мались за 2,5 тыс. лет те философы, начиная с Платона, для которых демократия была случайным и тупиковым эпизодом античной истории, а главным путем человечества казалось строго иерархи-
    240

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    ческое государство. А додумались они до «органической теории»
    (Кант и другие немецкие философы). Государство и право, согласно ей, создаются не на основе человеческого опыта и рассудочной деятельности людей, а даются свыше как уже готовый надорганизм.
    Государство имеет пирамидальную структуру во главе с монархом,
    желательно просвещенным и обязательно абсолютным по власти.
    В этой теории для нас с вами как этологов примечательно одно:
    смутное осознание того, что принципы, по которым собирается пирамида, и характер действий людей (мораль, этика и право)
    людьми не придуманы, а заданы как бы изначально. Кем? Кант думал, что Богом, а мы с вами — что инстинктивными программами,
    доставшимися нам от длинного ряда дочеловеческих предков,
    живших совсем в иных условиях. Дальше у нас с вами и авторов
    «органической теории» опять будет расхождение: мы-то знаем, что эти программы несовершенны, многие из них не хороши для современного общества, некоторые просто гнусны, а философы считают их идеальными, верхом совершенства. С нашей точки зрения, следуя этим программам, построишь нечто мерзкое и кровожадное, а с точки зрения философов — идеальное госу- дарство всеобщего благополучия.
    Дальнейшее развитие этого направления философской «мысли»
    очевидно: для успешного построения такого государства ему нужно предоставить (или оно должно взять само) неограниченные полномочия над людьми, оно должно стать выше законов, даже собственных. В XX веке Муссолини, Гитлер, Ленин, Сталин и их многочисленные последователи осуществили на практике теорию этатического тоталитарного государства во всей мощи и блеске.
    Эти гигантские эксперименты на сотнях миллионов людей показа- ли, что на основе тотального подчинения общества иерархическому принципу и обезьяньих инстинктов образуется пожирающее людей чудовище. Оно несравненно безобразнее тех обществ,
    в которых жили, руководствуясь теми же инстинктами, но в других условиях предки человека.
    К сожалению, опыт мало что дает человечеству. Поэтому тоталитар- ные режимы будут возникать снова и снова, если с ними не бороться. Ведь они регенерируют и самособираются.
    Можно сказать, что Аристотель понимал, что авторитарные государства используют для своего утверждения и самосохранения цемент ненависти. Они воспитывают в своих подданных не дух
    241

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    высокой добродетели, совсем не чуждый человеку, а дух низменной ненависти к в значительной мере вымышленным врагам, внешним и внутренним. В глубокой древности авторитарные режимы нашли и все три возможных объекта, три меньшинства, на которые демагоги и правители направляют ненависть подданных: инородцы,
    иноверцы и богатые вкупе со знатными. В XX веке нацистское государство использует для разжигания ненависти инородцев,
    фундаменталистское государство — иноверцев, а коммунисти- ческое — буржуев.
    В сущности для тоталитарного государства второстепенно, какой именно человеческий материал сгорает в его печах, подпитывая ненависть. Когда кончатся буржуи — можно перейти на иноверцев,
    кончатся и они — приняться за инородцев. Легкость смены идеологической маскировки вкупе с упомянутыми выше способно- стями к регенерации и стихийной самосборке делают тоталитаризм совсем не таким обреченным на быстрое вымирание, как это сейчас многим кажется.
    ДЕМОКРАТИЯ — ПЛОД РАЗУМА, НО НЕ ТОЛЬКО ЕГО
    К счастью для нас, иерархические программы — не единственные программы общения, заложенные в нас когда-то естественным отбором. Есть альтернативные программы, на основе которых мы можем строить иные отношения.
    Объятия и улыбки
    Все обезьяны легковозбудимы,
    раздражительны, агрессивны,
    обидчивы и злопамятны. И при этом весьма общительны. До- вольно противоречивое сочета- ние, не правда ли? Неудиви- тельно, что у них есть много способов смягчать конфликты.
    Выше мы говорили о ритуалах приветствия, улыбках, похло- пывании по спине и дележе пищи. Особую роль играют объятия. Наши ближайшие из ныне живущих родственни- ков — шимпанзе — очень любят обниматься. Они могут подолгу
    Такое поведение называется альтруистическим. Стая дель-
    финов-белобочек поднимает к поверхности воды больного
    товарища, чтобы он мог дышать воздухом.
    1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   39


    написать администратору сайта