Главная страница
Навигация по странице:

  • И сопровождающие его лица...

  • ПРОГУЛКА ПО ИСТОРИИ С УЧЕБНИКОМ ЭТОЛОГИИ В РУКАХ

  • Дольник Непослушное дитя. Дольник Непослушное дитя биосферы. В. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеВ. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека
    АнкорДольник Непослушное дитя
    Дата01.11.2022
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДольник Непослушное дитя биосферы.pdf
    ТипДокументы
    #765805
    страница25 из 39
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   39
    Макаки — «шестерки»
    Для павианов геронтократия неизбежна, ибо иерарх не может сохранить власть в одиночку. Подчиненные ему самцы не будут помогать подавлять каждого из них по отдельности. Наоборот, они способны дать коллективный отпор. Покинем на время мир самцов павианов — сильных, грубых, властолюбивых, но не подлых животных, присмотримся к стаду макаков — обезьян помельче и вооруженных слабо. Они тоже много времени проводят на открытых местах и образуют менее четко организованное, но более много- численное стадо. Борьба за доминирование много значит в жизни самцов макаков, но ведется не столь жестко. Их доминанты не нуждаются в союзе, потому что у макаков есть одна очень гнусная инстинктивная программа (встречающаяся и у некоторых других стайных животных, например у собак). Стоит доминанту начать наказывать одного из подчиненных, как другие спешат ему помочь:
    кричат, кидаются в наказываемого калом, норовят ткнуть чем-нибудь сами. Этологи разобрались, как возникает такое поведение. Это переадресованная агрессия, накопившаяся из-за страха перед доминантом. Она по обычному иерархическому принципу перено- сится на того, кто слабее нас. А таким во время наказания выглядит наказуемый! На это способны все макаки, но особенно «подонки»,
    занимающие дно пирамиды: ведь они боятся всех и обычно могут переадресовывать агрессию лишь на неживые предметы, а в этом мало
    217

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    радости. И вдруг наказуемый оказывается как бы ниже дна, слабее их,
    его можно безнаказанно ударить. Интересно, что самки, обычно в самцовые иерархические игры не играющие, в это дело не только втягиваются, но и действуют усерднее самцов. Такой простой механизм позволяет доминанту без особого риска для себя подавлять нижестоящих. Стоит только начать, а дальше общество докончит.
    Вы согласны, что сходная программа срабатывает и у нас? Вы замечали в очередях, как продавщица (доминант в нашем подсозна- нии, раз она что-то распределяет, чем-то руководит) моментально натравливает чуть не всю очередь на покупателя, попытавшегося потребовать что-нибудь, в том числе и полезное для всей очереди, —
    работать быстрее, не обсчитывать, не хамить и т.п. ? Вы замечали, что легче всего ей втянуть тех, кто подсознательно чувствует себя ниже и слабее других: женщин легче, чем мужчин, пожилых женщин легче, чем молодых, ближайших к продавщице покупателей легче,
    чем стоящих дальше? Вы думаете, продавщицу этому тонкому психологическому приему нужно учить? Нет, она его быстро находит в своем подсознании.
    Эта программа многолика. Проработка на собрании. Выговор в приказе. Показательный процесс. Публичная казнь. У людей она очень жестока: толпа может побить осужденного камнями, требо- вать его смерти, а если ей выдать человека, только что занимавшего высокий ранг, буквально разорвать его на куски. Человек отлича- ется от макаки и еще одной тонкостью: если обезьяна никак не поощряет тех, кто срывает на наказуемых свою агрессивность,
    человек самых активных может выделить, приблизить и возвысить.
    Так образуется самая страшная структура: иерарх в окружении подонков. В стихийно образующихся бандах подростков это обычное дело: сильный предводитель, вокруг него несколько гнусных и жалких подпевал, а ниже — значительно более сильные парни. Психологию и поведение «шестерки» очень сочно воспроиз- вел Р.Киплинг в знакомом нам всем с детства образе шакала Тараки,
    пристроившегося к тигру Шерхану.
    В стихийных уголовных шайках «пахан» тоже обычно окружен
    «шестерками». То же срабатывает и на государственном уровне:
    тиран, окруженный сатрапами, отличительные черты которых —
    преступность, аморальность, трусость, подлость и агрессивность к нижестоящим. Древние греки называли такую структуру охлократией — властью наихудших.
    218

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    Раньше мы выяснили, что программа образования союзов в пределах одного ранга, существующая и у человека, не позволяет удерживать власть в одиночку. Но если ей будет противостоять программа набрасываться скопом на тех, кого атакует доминант, то у нас появляется возможность удержать власть в одиночку:
    небольшому союзу субдоминантов не устоять против атаки доминантов, поддержанной всеми подавленными в стаде. Вот мы и получаем механизм, создающий тирана, опирающегося на «народ».
    Все тираны держат сильных личностей в повиновении, постоянно угрожая им скорой расправой низов.
    СИМВОЛЫ СЛУЖАТ ВЛАСТИ
    Главный из них у приматов (как и у многих других млекопитающих и птиц) — это зрительно возвысить себя над остальными. Всегда стараться занять высокое место — бугор, камень, пень — и не допускать на возвышение остальных. Троны, престолы, прези- диумы, трибуны — дань этой древней программе. Есть и много других символов, в том числе и забавных.
    Витязь в тигровой шкуре
    Между автором и читателем мог бы состояться такой вот загадочный диалог:
    — Почему в поэме Шота Руставели витязь одет в шкуру тигра?
    — Потому что на Кавказе в те времена львов уже не было, а тигры водились. — А почему Геракл одет в шкуру льва? — Потому что в Греции нет тигров. — А во что одет вождь ацтеков? — В шкуру ягуара, потому что в Америке нет ни тигров, ни львов, ни леопардов. —
    Что общего между этими героями? — То, что все они одеты в кож- заменители. По-настоящему на герое должна быть шкура, снятая с африканского леопарда. В колыбели человечества, в Африке, где водятся и другие красивые кошки — лев и гепард, — вожди украшают себя только шкурой леопарда или изделиями из нее.
    Геронтов-павианов ждет один из двух финалов: или их свергнут,
    или они погибнут в схватке с леопардом. Леопард — самый опасный хищник для всех живущих в саванне обезьян. Он охотился и на всех наших предков, охотится на людей и поныне!
    Павианы боятся его всю жизнь. Но может настать день, когда доминанты переломят в себе этот страх и навяжут леопарду смертный бой. Погибнуть на глазах у стада и подлых трусов —
    219

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    субдоминантов — разве это не геройская смерть? И с нашей точки зрения тоже. Сходство программ? Этнография дает этологу много фактов, достойных сравнения. У многих племен вожди должны были до вступления в должность или в случае сомнения в том, что они сохранили свои качества, собственноручно убить хищника из семейства кошачьих — леопарда, льва или тигра (в Старом Свете)
    и ягуара или пуму (в Новом Свете). А уж шлем из головы кошачьих или их шкуры на плечах — атрибут вождя почти повсеместно и во все времена. Троны покрыты шкурами тех же зверей. Их изображе- ния — у входа в резиденции. Скульптуры голов,— (отрубленных?),
    в массе включенные в архитектуру царских домов на обоих полу- шариях Земли. Заметьте, что хищники из некошачьих (волки,
    медведи), не бывшие потребителями наших предков в Африке,
    такой популярностью не пользуются. Разве что там, где крупных кошачьих нет вовсе. Все это красиво и благородно. Но есть и малоприятная сторона: давно подмечено, что боящиеся потерять власть старые тираны склонны беспричинно ввергать своих подчиненных в бессмысленные и проигрышные войны. Можно ли думать, что один из скрытых мотивов такого иррационального финиша жизни сходен с концом геронтов-павианов?
    Геронты и дети
    Единственная радость у стариков-павианов — это дети среднего возраста. Пока павиан поднимался вверх по иерархической лестнице, они его не интересовали. (Разве что иногда поиграет с младшими детьми своей матери.) Но теперь в нем пробуждается врожденная программа учить их жизни. Окруженный восторженно взирающими на него детенышами (такой страшный для всех и такой добрый для них!), он показывает, как рыться в земле,
    раздирать гнилые пни, переворачивать камни, раскалывать орехи,
    докапываться до воды и делать многое другое, чему его учили в детстве и что постиг сам за долгую и удачную жизнь.
    У каждого павианыша на доминантного самца с седой гривой есть три врожденные программы: так выглядит тот, кому следует подчиняться, так выглядит твой отец, и учись у того, кто так выглядит. Иными словами, это Вождь, Отец и Учитель.
    Программа на склоне лет поучать молодежь сидит и в нас, очень нужная программа. Беда лишь в том, что павианы живут в повто- ряющемся мире вечных истин, а мы — в быстро меняющемся мире,
    где знания и взгляды стариков могут оказаться устаревшими. Все по
    220

    Этологические экскурсии по запретным садам
    3100 лет до нашей эры царь Верхнего
    Египта Нармер победил царя Нижнего
    Египта. Извещая о победе, Нармер изо-
    бразил себя львом, а побежденного царя
    человеком.
    Владыка хеттского
    царства, живший
    3600 лет назад,
    изображен в высо-
    кой «шапке», с сим-
    волами власти в
    руках, стоящим на
    леопарде.
    Царь Митридат IV 2100 лет назад одевал
    свои мраморные головы просто, скромно,
    но с полным пониманием инстинктов
    своих подданных.
    Гильгамеш самый древний из извест-
    ных нам героев (шумерская запись о его
    подвигах насчитывает около 4800 лет).
    Львы и змеи для него пустяк.
    221

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    той же врожденной программе окруженность детьми — один из признаков иерарха. Поэтому тираны во всем мире всегда хотели,
    чтобы в ритуале их появления перед подданными присутствовала стайка детей, неожиданно радостно выбегающих откуда-то и окру- жающих тирана. Портреты лидера с одной-двумя маленькими счастливыми девочками на руках — обычный атрибут всех тира- ний. Казалось бы, такой дешевый этологический трюк, а как сильно воздействует на массовое подсознание! В ответ на врожденный сигнал — облепленного детьми самца — врожденная программа кричит: «Вот он, наш Вождь, Отец и Учитель!»
    И сопровождающие его лица...
    Посмотрим, как стадо павианов встречает на границах своих владений стадо соседей. Самцы боевого возраста выдвигаются вперед, образуя развернутый полумесяцем строй, останавливаются и принимают позы угрозы. Так же поступают соседи. Иерархи проходят сквозь строй и медленно приближаются к границе,
    вглядываясь в иерархов другого стада, идущих навстречу. Если встреча произошла на границе и территория не нарушена, а стадо знакомое, иерархи, узнав друг друга, сходятся с распростертыми руками и обнимаются. После этого могут встретиться и более молодые самцы.
    И эту картину мы видели сотни раз в официальной кино- и телехронике. В былые времена правитель, нанося визит соседу,
    строго соблюдал этот ритуал: гость приближался к границе с военным эскортом, а на границе, его встречал властитель посеща- емой страны, тоже в сопровождении военного эскорта. В наше время главы государств встречаются не на границе, а приземляются сразу в столице, гость не везет с собой в нескольких самолетах
    Хеттское царство. «Куда идет король большой секрет», но его везде сопровождает
    почетный эскорт.
    222

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    военный эскорт. Но хозяин почему-то встречает его не чем-нибудь приятным — парадом красавиц, скажем, а проводит его мимо строя своих угрюмых солдат. Люди давно, наверное, отказались бы от этой процедуры, если бы она не тешила их инстинктов.
    ВАКАНТНОЕ МЕСТО НАВЕРХУ
    Пирамида, венчаемая несколькими особями, воспринимается как незавершенная: над иерархами мыслим еще один уровень, место для сверхиерарха. В мире животных возможность сверхиерарха нереализована. Только в стае собак (ездовых, пастушеских или охотничьих) она реализуется: для вожаков стаи сверхиерарх — это их хозяин. Право человека стоять над собственными вожаками для собак самоочевидно: он им не ровня, он божество. Если хозяин удосуживается управлять стаей собак — очень хорошо. Но если ему недосуг — стая управляется собственными иерархами, но пиетет к хозяину от этого не убывает. Нет ничего гениального в том, что повсеместно и многократно у людей возникала идея поместить на как бы вакантное место сверхдоминанта нечто воображаемое,
    наделенное всеми сверхдоминантными качествами в их беспре- дельном выражении. Стоит сделать это, и иерархи становятся как бы субдоминантами сверхиерарха, его жрецами, а он — их могучим защитником от остального стада. Особенно после того, как у людей возникла речь, внушить почтение к воображаемому божеству очень легко. Но и без речи можно вызвать на какое-то время почтение у подчиненных, изображая свои особые отношения с чем-то страш- ным для остальных — грозным явлением природы, страшным местом или опасным животным. Это не фантазия: бездомная собака всегда чувствует себя ниже собаки, идущей с хозяином; выросший с большой собакой кот использует ее для внушения почтения котам,
    боящимся собак; бык или буйвол, позволивший пастушонку вскарабкаться себе на спину, уверенно ведет за собой стадо. Чтобы повысить свой ранг, молодому шимпанзе хватило пустой канистры:
    нужно было лишь осмелиться подойти к этому опасному предмету,
    взять его в руки и научиться грохотать на страх другим.
    Конечно, религиозное чувство имеет сложную природу, и мы не собираемся здесь ее обсуждать. Я всего лишь показал вам, что в наших врожденных программах построения группы наверху есть вакантное место. Его может занять либо воображаемое божество,
    либо очень реальный тиран.
    223

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    РАВЕНСТВО ИЛИ ИЕРАРХИЯ?
    Мы видим, что в первобытном стаде предков человека не могло быть и тени равноправия. «Первобытный коммунизм» — выдумка кабинетных философов XIX века. Этнографы обнаружили у неко- торых зашедших в тупик и вторично деградировавших племен,
    обитавших в крайне неблагоприятных природных условиях,
    разного вида «выверты». Одни племена были озабочены тем, чтобы ни у кого из сородичей не имелось ничего своего, другие —
    сложным ритуалом дележа добычи, третьи следили за тем, чтобы все соплеменники делали одну и ту же работу сообща и одновре- менно, четвертые подавляли у людей всякое проявление инициа- тивы, представители пятых настолько объедались наркотиками, что оказывались ни на что не способны, и жизнь племени поддержива- лась усилиями не злоупотреблявших наркотиками женщин, и т.п.
    Из этих крупиц одни романтически настроенные умы слепили образ земной райской жизни — первобытный коммунизм,
    а другие — теорию матриархата. Наука быстро разобралась в этих заблуждениях. Но некоторые кабинетные философы XIX века взяли их за основу для далеко идущих построений о прошлом и будущем человечества. В XX веке на всех материках и всех расах был поставлен гигантский эксперимент воплощения этих теорий в жизнь. Эксперимент, о котором физиолог И.П.Павлов сказал, что пожалел бы на него даже одну лягушку. В результате повсюду, где проводился эксперимент, вместо общества равенства возникли жестокие иерархические пирамиды, увенчанные окруженным
    «шестерками» тираном-«паханом».
    Сопоставляя врожденные программы поведения, проявляющиеся у человека, с моделями поведения стадных приматов, биологи пришли к заключению, что первобытное стадо предков человека в основе своей имело мужскую иерархию.
    Как вы, наверное, запомнили, иерархическая пирамида самцов строилась в первую очередь по возрасту. Внутри каждой возраст- ной группы самцы боролись за свой иерархический ранг как в одиночку, так и объединяясь в неустойчивые союзы. Если союз получался достаточно прочным, он пытался свергнуть самцов более высокого уровня в пирамиде.
    Если союз пробивался на вершину, образовывалась геронтократия.
    Если на вершину прорывался один выдающийся по агрессивности самец — образовывалась автократия. Автократа окружали
    «шестерки» — особи с невысокими личными возможностями, но
    224

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    услужливые, коварные и жестокие. Иерархи все время прессиро- вали субдоминантов. Те немедленно переадресовывали агрессию на подчиненных, последние в свою очередь — на своих подчиненных,
    и так до дна пирамиды.
    Стадо, особенно его подавленная часть, поддерживало автократа или геронтов, когда те наказывали кого-нибудь, особенно субдоми- нантов. Самки принимали участие в коллективных осуждениях и расправах. Автократ и геронты в случае необходимости натравли- вали дно пирамиды на опасных для власти самцов. В стаде действо- вали принципы, описываемые словами «где суд, там и расправа»
    и «иерарх всегда прав».
    Детеныши видели в иерархах своих отцов, а те занимались их обучением. Иерархов любили самки, дети и самцы более низких рангов. Только субдоминанты питали к ним подавленную агрессив- ность. Так что если вам показалось, что это было «сообщество несчастных», вы заблуждаетесь.
    ПРОГУЛКА ПО ИСТОРИИ С УЧЕБНИКОМ ЭТОЛОГИИ В РУКАХ
    Чувствую, мой Благосклонный читатель, как вас тянет взглянуть с новой точки зрения на некоторые разделы истории человечества,
    особенно на теорию государства. (Тут уж к нам присоединится и
    Неблагосклонный читатель, которого мы оставили на пороге предыдущей главы передохнуть от обезьян.) Тема, конечно, не новая: еще Платон и Аристотель основательно ее проработали.
    И сразу во многом разошлись, а вслед за ними — и все остальные исследователи, коим несть числа. Аристотель был естественником
    (более того, зоологом) и шел от естественных особенностей человека и создаваемых ими организаций, от того, что наблюдал вокруг. А Платон был философом чистейшей воды: бесконечное разнообразие мира его мало интересовало, скорее даже раз- дражало, он стремился в мир идеальных, логически совершенных конструкций.
    Так и мы с вами, читатель, разделимся на тех, для кого главное —
    реальный мир такой, какой он есть, и на тех, кого тянет в мир идеальный. Наше биологическое разнообразие — наше богатство,
    только мы должны использовать его для сотрудничества, а не как плацдарм для баталий. Итак, вперед, но помятуя о том, что в этой теме мы не первые, не последние и не единственные. Мы имеем право изложить наши взгляды, но не имеем права их навязывать.
    225

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Наглядный урок
    иерархии как осно-
    вы деспотического
    государства. Вла-
    дыка в высоком
    колпаке и с симво-
    лами власти в ру-
    ках опирается
    (ногами) на своих
    приближенных «ше-
    стерок», стоящих
    в позе умеренного
    подчинения. Рядом
    с владыкой, конечно
    же, леопард (тоже
    в колпаке). Хет-
    тское царство,
    ок. 3600 лет назад.
    1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   39


    написать администратору сайта