Главная страница
Навигация по странице:

  • Естественная история коллективной обороны

  • Павианы любят ходить строем

  • Утрата равновесия между оружием и моралью

  • Дольник Непослушное дитя. Дольник Непослушное дитя биосферы. В. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека


    Скачать 7.76 Mb.
    НазваниеВ. Р. Дольникнепослушноедитябиосферыбеседы о поведении человека
    АнкорДольник Непослушное дитя
    Дата01.11.2022
    Размер7.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаДольник Непослушное дитя биосферы.pdf
    ТипДокументы
    #765805
    страница29 из 39
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   39
    251

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Мораль и оружие у общественных насекомых. Муравьи амазонки-рабовладельцы (светлые), совершив набег
    на гнездо бурых лесных муравьев и победив их в беспощадном бою, уносят домой куколок побежденного вида
    (бочонковидные). Они выведут из них рабочих чужого вида, которые, запечатлев амазонок как своих сестер,
    будут выполнять роль фуражиров, как делали бы это у себя дома. В этой схватке мораль позволяет обоим
    видам применять оружие.
    ногах, преувеличивая себя. Сойдясь, они сопри- касаются антеннами, чтобы проверить запах, а затем встают бок о бок головой к брюшку сопер- ника и тянутся «на цыпочках» вверх. Кто смог встать выше — тот и победил. Медовые муравьи могут химическими сигналами созвать това- рищей. Тогда в турнире победят те, кто сможет выставить больше борцов.
    Причины, по которым общественные виды животных коллективно нападают или обороня- ются, обычно довольно ясные. Особей чужого вида атакуют, если они вторгаются в охраняемое пространство (территорию) или угрожают чему- то ценному, но беззащитному, например гнездам и детенышам. Вы все это могли испытать на себе,
    если по недоразумению или намеренно прохо- дили через колонию озерных чаек или трогали муравейник, улей. Если вы при этом обращали внимание на тактику, применяемую животными,
    то могли заметить, что она имеет целью дать понять вам, что если вы будете продолжать дви- гаться в том же направлении, то давление на вас будет возрастать, а если начнете уходить —
    снижаться. Даже против питающегося ими хищ- ника некоторые виды применяют коллективную
    Мораль и оружие у общественных насеко-
    мых. Встреча на границе охраняемой
    территории двух медовых муравьев из
    разных муравейников носит турнирный
    характер. Каждый стремится встать
    выше другого. Сойдясь, муравьи сопри-
    касаются антеннами, чтобы проверить
    запах, а затем встают бок о бок головой
    к брюшку и тянутся «на цыпочках»
    вверх. Победа за тем, кто выше. Они
    могут химическими сигналами вызвать
    на подмогу сестер. Тогда турнир выигра-
    ли те, кто смог выставить больше
    бойцов. Врожденная мораль не позволяет
    тяжеловооруженным медовым муравьям
    применять оружие в территориальных
    спорах с особями своего вида.
    252

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    оборону. Например, быки при приближении крупного хищника строят каре, прикрывая линией нацеленных рогов телят и коров.
    Особей своего вида чаще всего атакуют в борьбе за групповую территорию, а иногда и за то, что они «не свои». И лишь среди общественных насекомых есть глубоко милитаризованные виды,
    имеющие некоторые особые причины для войн (вроде упомянутых муравьев-рабовладельцев).
    Мы попытаемся найти несколько иррациональных, подсознатель- ных мотивов, побуждающих людей воевать, а начнем с наиболее очевидного — борьбы за групповые территории и чуть менее очевидного — мнимого отражения нападения хищников.
    Естественная история коллективной обороны
    Современные виды человекообразных обезьян (орангутаны,
    гориллы) живут либо на деревьях, либо под защитой леса и не имеют естественных врагов. Шимпанзе — помельче и обитают в более открытом ландшафте, но далеко от спасительных деревьев не отходят. Все они могут обойтись без коллективной защиты от грозных хищников. Иное дело наземные приматы, обитающие в африканской саванне — колыбели предков человека. Им необхо- дима оборонительная организация стада. В ее основе лежит жесткая иерархия половозрелых самцов. У многих живущих группой животных, если они обитают в безопасности (на деревьях,
    как орангутаны), или сильно вооружены (как львы), или очень быстро бегают (как лошади), во избежание бесконечных кон- фликтов самец-доминант изгоняет остальных самцов, включая сыновей. У наземных же приматов половозрелые самцы остаются в стаде, образуя его оборонительную структуру. Зоологи уже давно поняли, что, столкнувшись в сходной среде со сходными про- блемами, предки собакоголовых обезьян и предки человека проделали во многом сходный путь и у них выработалось много сходных программ поведения. Стадная организация собакоголовых доносит до наших дней как бы действующую модель социальной структуры предков человека. Приглядимся к ней повнимательнее.
    Павианы любят ходить строем
    Стадо павианов насчитывает несколько десятков голов. В местах кормежки и относительно безопасных местах отдыха стадо располагается не кое-как, а особым порядком — лагерем. При этом самцы-доминанты занимают центральную и обычно возвы-
    253

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Стадо павианов проходит опасный участок саванны. Иерархи идут в центре стада.
    Возможно, это самое древнее изображение войны. (Восточная Испания, разумный
    человек, эпоха охот и людоедства, не ранее 9-7 тыс. лет назад.) Левые, используя
    численное превосходство, стремительно атакуют «павианьим выпуклым полумесяцем»,
    стреляя на бегу из луков. Правые стреляют в них с места. Их строй тоже «павиании»,
    но оборонительный: авангард из четырех человек, образовавших вогнутый в сторону
    противника полумесяц и каре, прикрывающее двух раненых в центре. В отличие от
    сцен сражения в более позднюю эпоху, никто не убегает. Количество охотников
    в группах (около 20 и 12) соответствует представлениям о числе взрослых мужских
    особей в стаде видов рода Человек.
    254

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    шенную часть площадки, вокруг них концентрируются самки с детенышами, а периферию лагеря охраняют самцы-субдо- минанты. Если обзор недостаточен, некоторые самцы занимают дозорные возвышения. Все это ради защиты от неожиданного нападения хищника.
    Когда павианы переходят с места на место, они идут в определенном порядке, который можно назвать походным строем. В середине стада идут доминанты. Из такого положения им удобно обозревать стадо и управлять им. Одновременно это и самое безопасное место в стаде в случае нападения хищника (у обезьян доминанты совсем не соби- раются рисковать собой без крайней необходимости). Около доминантов идет самая ценная для них часть стада: самки, способные спариваться, самки с детенышами младшего возраста и несамо- стоятельные детеныши постарше.
    Периферию ядра образуют самостоятельные обезьяны. В случае опасности по команде доминантов ядро стада будет убегать, но не очень быстро — из-за самок, несущих на себе детенышей.
    Впереди стада, на расстоянии видимости, идут самцы второго иерархического ранга (субдоминанты). Это авангард, наиболее опасное место в построении. Почему субдоминанты оказались в авангарде, понятно: отношения с иерархами у них довольно напряженные, и поэтому они предпочитают держаться подальше от доминантов и не видеть их. Те же, напротив, предпочитают не терять субдоминантов из поля зрения, ибо все время подозревают их в двух грехах: прелюбодеянии с самками и в покушении на власть. Обнаружив опасного хищника, авангард развертывается вогнутым оборонительным полумесяцем и стремится задержать его, быстро и слаженно маневрируя. Крупные кошачьи могут пытаться прорвать оборону тремя способами: проскочить в зазор между двумя павианами, обежать полумесяц с фланга или пере- лететь его длинным прыжком. Обычно авангарду удается отрезать хищника от стада и дать последнему убежать. Большинство хищников после этого охоту прекращают: они знают, что суб- доминанты дерутся отчаянно и беспощадно, действуют сообща и прекрасно взаимодействуют. Ты вцепишься в одного из них, а они все — в тебя. Потеряв пять-семь самцов, павианы способны изувечить даже леопарда.
    255

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Позади стада, тоже на расстоянии видимости, идет арьергард —
    самцы третьего иерархического ранга, прикрывающие стадо с тыла. Они пока не пытаются отнять власть у иерархов, и поэтому те могут не держать их постоянно на виду. Если павианы идут по пересеченной местности и обзор недостаточен, они могут выделять одну или две группы бокового охранения.
    Каждый, кто знаком с армией, сразу воскликнет: «Это же предбое- вой порядок пехоты!» Да, подобное построение на марше кажется нам естественным, правильным. Оно известно с глубокой древно- сти, так строятся боевые отряды современных «первобытных»
    народов, того же требуют современные боевые уставы. Поэтому весьма вероятно, что так строились древние первобытные люди и их двуногие предки.
    Человек унаследовал эти программы коллективной защиты от хищника и прочих опасностей с помощью мужской части группы,
    соподчиненной между собой жесткой пирамидальной иерархией и способной принимать несколько форм пространственного построения, маневрировать и взаимодействовать. В построения определенным порядком, шествия, марши люди играют с детства до старости, и не только люди военные. А те, кто сам не играет,
    любит смотреть парады, церемонии, шествия, службы. Мы сотнями тысяч собираемся на стадионах, чтобы смотреть манев- рирование спортивных команд, тактика которых обычно довольно точно воспроизводит атакующее и оборонительное поведение стадных приматов саванны.
    Если программы, определяющие поведение при междоусобных распрях, проявлении мстительности, нашествии, каннибализме,
    очень примитивны по стратегии и направлены на уничтожение и разрушение, то программы коллективной защиты от хищника имеют более тонкие цели. Боевая группа стремится разгадать замысел хищника, оценить его возможности, перехватить инициа- тиву и, противопоставив более совершенную тактику, вынудить про- тивника отказаться от замысла. Фактически те же цели в отношении правильной оборонительной войны ставит и военная наука. В этом случае получается менее грязная война, соблюдаются определенные правила ведения военных действий, в них не вовлекаются граж- данские лица, по крайней мере женщины и дети.
    256

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    Защита территории — священный долг каждого павиана
    Если стадо павианов встречает на своей территории пришельцев,
    оно их атакует и изгоняет прочь. Скорее всего, у павианов терри- ториальное поведение развивалось, опираясь на поведение защиты от хищников, и многие его программы использует. Борьба за территорию — очень важная функция самцов. Без хорошей территории стадо не может существовать, процветание его зависит от ее размеров и качества. Владения нужно все время пытаться расширить за счет соседних групп. Значит, стычки по этому поводу с соседями неизбежны. Ведутся они с соблюдением определенных правил и запретов.
    Предки человека, видимо, тоже жили территориальными груп- пами, и для них борьба за территории была неизбежной — со всеми последствиями, включая соответствующие инстинктивные про- граммы. Заметим, что дети начинают играть в войну в раннем возрасте и учить их этому не приходится, а подростки ведут между собой территориальные войны почти всерьез.
    Как происходит встреча двух групп павианов на границе, если ее никто не нарушил, было рассказано несколько ранее. Если одно из стад нарушило границу случайно, оно отступает, не дожидаясь стычки. Если же граница нарушена намеренно и это означает претензию на пересмотр ее, между иерархами завязывается схватка, исход которой обычно решает в пользу победителей пересмотр границы.
    С древних времен люди тоже применяли этот щадящий прием —
    поединок немногих выдающихся воинов перед двумя враждующи- ми группами, исход которого зачастую решал спорный вопрос.
    Если стадо вторглось глубоко или оно чужое, хозяева атакуют его всей боевой мощью, преследуя при бегстве, и могут продолжать преследование на чужой территории.
    Как и у всех территориальных животных, у наземных обезьян действует моральный запрет: прав тот, кто защищает свою территорию. Запрет сковывает действия вторгшихся, и поэтому они, если только не имеют значительного численного превосход- ства, проигрывают стычку. (О том, что такой же запрет действует и в человеке, хорошо известно тренерам: равные по силе команды чаще проигрывают на чужом поле.) Характерно, что среди всех войн, на которые способны люди, именно пограничные войны
    257

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    между государствами ведутся наиболее осторожно, аккуратно и с соблюдением большого набора правил и ограничений, как говорится, по Жомини и Клаузевицу.
    Утрата равновесия между оружием и моралью
    Территориальные стычки павианов, конечно, приводят к тому, что кому-то крепко достанется, но обычно никто не погибает. У них сохраняется равновесие между моральными ограничениями и вооруженностью. Человек унаследовал от своих предков генети- ческие программы образования из мужчин оборонительной струк- туры, предназначенной для двух целей — обороны от хищников и защиты территории стада. Поэтому человеческое общество глубоко милитаризировано как в открытой, так и в скрытой формах. Разрешение конфликта силой — первое, что приходит на ум как на индивидуальном, так и на групповом уровне.
    Поскольку предки человека были слабо вооружены от природы,
    постольку их территориальные конфликты не приводили к смерто- убийству и, исчерпав силовой путь, разрешались на основе иных программ поведения, не агрессивных. Врожденные запреты человека в области внутривидовых конфликтов соответствуют изначальной слабой вооруженности, т.е. они слабые, легко нарушаемые.
    С помощью разума изобретя оружие, человек очутился в положении,
    когда он может быстро и без труда убить противника, а оставшиеся слабыми врожденные запреты его не успевают остановить. Мы стали редкостным явлением в биосфере: вид, страшный и смертельно опасный для себя самого. Есть и еще несколько особенностей нашего поведения, усугубляющих это положение.
    Чему служит мстительность
    У разных видов стадо по-разному реагирует на похищение своих членов. Многие травоядные млекопитающие и птицы относятся к этому как к чему-то неизбежному и незначительному: отбежали,
    тут же успокоились и продолжают прежнюю жизнь. В этом случае хищник в момент нападения рискует быть атакованным. Но,
    схватив жертву, он больше ничем не рискует. Другие виды делают короткую попытку отбить жертву. Однако стоит врагу немного отбежать или отлететь, как его прекращают преследовать.
    А встречаются виды с удивительным поведением: они могут часами преследовать и донимать хищника. Всем знакомый
    258

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    пример — вороны. Если кто-то схватил ворону и поволок, ее товарки скликают всех окрестных ворон, и те начинают с криками преследовать вора, всеми средствами не позволяя ему насытиться добычей. И зачастую это им удается: хищник в конце концов бросает жертву и спешит скрыться. Но на этом неприятности для него не кончаются. Теперь, где бы он ни появился, вокруг сле- таются вороны и поднимают гвалт. Жить в такой обстановке неуютно, а охотиться просто бесполезно. Подобное поведение птиц очень эффективно. Хищник быстро усваивает, что ворону,
    может быть, и легко поймать, но съесть ее не так просто. А если и съешь, то потом поголодаешь: охотиться не дадут. С воронами лучше не связываться.
    Многие обезьяны тоже мстительны, преследуют схватившего товарку хищника и долго ему мстят и потом.
    Человек проявляет ту же тактику. Вот, например, как описывали английские исследователи поведение жителей индийских дере- вень, подвергшихся нападению тигра-людоеда. Когда зверь появляется в окрестностях, вся деревня прячется по домам и пассивно выжидает. Полосатый хищник может так обнаглеть, что расхаживает по деревне и заглядывает в дома. Но вот ему удалось похитить человека. Тут же вся деревня выходит из домов с тазами,
    трещотками, колотушками и начинает со страшным шумом и гвалтом преследовать людоеда. Тот уходит, волоча жертву,
    старается спрятаться. В конце концов тигр бросает добычу и исчезает, а люди уносят труп в деревню.
    Городскому человеку подобное поведение кажется нелепым: не лучше ли было упредить тигра и начать его донимать до того, как он кого-нибудь задавит? Может быть, и лучше, но на это у людей не хватает духу. Потребность же отомстить оказывается очень сильной и мобилизует коллективное поведение. Можно думать, что тактику преследования хищника с добычей с успехом применяли предки человека.
    Эта мстительность объединяет людей в борьбе не только с хищ- никами, но и между разными группами людей. Вчитайтесь в «Илиаду», и вы обнаружите такие картины: два войска стоят насупротив и вяло обмениваются стычками. Но вот один герой убит. Тут же за его труп завязывается жаркая схватка, гибнут воины. Она продолжается, пока одна из сторон окончательно не завладеет трупом героя. Создается впечатление, что отбить его
    259

    ЭТОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
    Между греками и троянцами разгорелась жаркая схватка за труп грека Патрокла.
    Мораль и оружие у общественных насеко-
    мых. Бережно ухватив могучими челюстя-
    ми раненую сестру, малый лесной муравей,
    преодолевая все препятствия и не щадя
    себя, несет ее домой в муравейник. Там
    раненые, обеспеченные пищей и уходом,
    могут поправиться. Останки умерших
    сестер муравьи не сжирают, а склады-
    вают на кладбищах.
    Эта древнегреческая статуя прославляет
    царя Менелая за то, что от отстоял
    труп Патрокла и вынес его из битвы.
    Схватки за трупы «патроклов» в изображении двух других
    народов, воевавших задолго до греков.
    260

    Этологические экскурсии по запретным садам ...
    тело — чуть ли не главная цель воюющих. А покинуть поле боя,
    оставив погибших товарищей в руках врага, — страшное и позор- ное поражение для всех воинов во все времена. С точки зрения холодного разума, потеря трупов никак не может быть существен- ной утратой, хотя бы по сравнению с самой гибелью воинов. Другое проявление той же программы — кровная месть, порой переда- ющаяся от поколения к поколению.
    Если я не убедил вас, Неблагосклонный читатель, и вы более склонны искать объяснение такому поведению в области сложных и возвышенных чувств и мыслей, то я подброшу вам для раздумья пример, когда уж таких мыслей и чувств нет наверняка. Многие общественные насекомые имеют врожденные программы коллек- тивной мести куда более совершенные и сложные, чем у приматов
    (с ними можно ознакомиться в прямом смысле «на собственной шкуре», убив вблизи от гнезда ос, муравьев или пчел нескольких из них). Так вот, среди этих насекомых есть такие виды, для которых отбить труп павшего в бою товарища — святое дело.
    Более того, некоторые муравьи не только уносят с поля боя раненых и трупы, но и хоронят последних. Наверняка без всяких мыслей о потустороннем мире, в который отправляются души павших товарищей.
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   39


    написать администратору сайта